Приемы мотивации на уроках физической культуры
статья по физкультуре
Приемы мотивации на уроках физической культуры
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya.docx | 17.92 КБ |
Предварительный просмотр:
Приемы мотивации к урокам физической культуры и внеклассным формам работы на основе ФГОС
В процессе введения ФГОС второго поколения появились современные запросы к теоретической и практической педагогике в сфере подготовки современных детей к успешной жизни и трудовой деятельности. А плодом полученного образования должна стать успешность выпускников. Поэтому особенную актуальность в наши дни получает проблема формирования мотивов к учебе, в частности к урокам физической культурой и внеклассным формам работы.
Введение методики формирования и развития заинтересованности обучающихся к урокам физической культурой и внеклассным формам работы увеличивает степень физической подготовленности и укрепляет физическое здоровье учеников на нынешней стадии реформирования среднего образования.
Поэтому исследователи, занимающиеся разработками приемов мотивации к урокам физической культуры и внеклассным формам работы, прежде всего, должны создать стимулирующее окружение, образованное как взаимосвязь показателей физического развития и знаний о физической культуре, здоровом образе жизни школьников; а также проанализировать новейшие методики формирования и развития интереса, реализующиеся в качестве результативного применения мотивационной сферы каждого ученика.
Однако при подробном изучении состояния проблемы формирования мотивации к урокам физической культуры и внеклассным формам работы у школьников возникает противоречие между объективно имеющейся потребностью педагогов создать позитивную мотивацию обучающихся к урокам физической культуры и отсутствием научно доказанных методик, помогающих решению этой острой для физической культуры проблемы. Исходя из этого, можно сделать вывод, что разработка приемов мотивации к урокам физической культуры и внеклассным формам работы должна позволить сформировать позитивные мотивы к урокам физической культуры и внеклассным формам работы у учеников.
Для конструктивной разработки приемов мотивации, прежде всего, необходимо провести анализ научной литературы по проблеме формирования интереса школьников к занятиям физической культурой и внеклассным формам работы.
Мотивация – побуждение к действию; динамический процесс психофизиологического плана, управляющий поведением человека, определяющий его направленность, организованность, активность и устойчивость; способность человека деятельно удовлетворять свои потребности [4, с. 97].
Мотивы занятий физической культурой условно можно разделить на общие и конкретные. К общим мотивам относятся желание ученика заниматься физическими упражнениями вообще, т.е. пока ему безразлично, чем конкретно заниматься. К конкретным мотивам – желание исполнять те или иные определенные упражнения, склонность ученика заниматься каким-то определенным видом спорта. Например, большинство младших школьников больше всего интересуются играми. Интересы подростков более разнообразны: одним нравится легкая атлетика, другим – бокс, третьим – хоккей и т.д.
Выполнение требований учебной программы возможно исключительно при позитивном отношении школьников к урокам физкультуры. Более того, как отмечает исследователь В.Н. Иоселевич, наиболее успешная реализация обучающей, воспитывающей и развивающей целей урока во многом зависит от того, насколько педагог может заинтересовать детей, какие методы и средства он использует при этом [3, с. 30].
Помимо удовлетворённости уроком, у учеников есть ещё и отношение к физической культуре, как к учебной дисциплине, которое определяется, с одной стороны, пониманием важности этой дисциплины, а с другой – ожиданием того, что на уроках этой дисциплины можно удовлетворить свои потребности в движении. Когда ученик получает состояние удовлетворённости, происходит и формирование позитивно-активного отношения к физической культуре.
Одна из главных целей учителя физкультуры – это сохранение и укрепление здоровья детей, которая преследует следующие задачи:
- развитие позитивной мотивации к занятиям физической культурой;
- улучшение самочувствия, физического развития и физического уровня учеников;
- формирование потребности к ведению здорового образа жизни [5].
Вышеперечисленные цели нужно реализовывать при помощи следующих приемов:
- Приемы организации и исполнения учебно-познавательной деятельности.
- Словесные приемы: объяснение, беседа.
- Проблемно-поисковый прием обучения, который ускоряет усвоение изучаемого материала.
- Практические приемы обучения. Двигательный опыт школьников дополняется различными упражнениями. Например: старт из разнообразных исходных положений.
- Наглядные приемы обучения. Наглядность – безусловно нужное условие результативной трансляции, усвоения материала и благополучного формирования у учеников интереса к физической культуре
- Наблюдение. Общеизвестно, что школьники в процессе всех занятий внимательно наблюдают друг за другом, сравнивают себя с другими, при этом ученик начинает постигать и узнавать себя.
- Самостоятельная работа. На уроке закрепления изученного материала школьники самостоятельно разрабатывают комплекс упражнений. Например, раздел «Гимнастика», тема «Лазание по канату двумя способами». C младших классов школьники умеют и любят сами выбирать упражнения для разминки.
- Создание ситуаций успеха в учении. Одним из эффективных приёмов стимулирования интереса к обучению является создание в учебном процессе ситуаций успеха у учеников, имеющих некие трудности в учёбе. Ситуации успеха организуют путём поощрения промежуточных действий учеников, то есть путём особого подбадривания их на новые попытки. Одобрительный микроклимат во время занятий уменьшает чувство неуверенности, боязни.
- Приемы контроля и самоконтроля за результативностью учебно-познавательной деятельности.
Для увеличения мотивации нужна стимуляция, нестандартные ситуации, свежие движения. Поэтому в учебно-воспитательный процесс следует вводить проектную деятельность, уроки здоровья, занятия в спортивных секциях, участие в олимпиадах, конкурсах, предметной неделе физической культуры, соревнованиях.
Активность учеников складывается от многих факторов, важнейшими из них являются: верная постановка задач урока, создание позитивного эмоционального фона, оптимальная загруженность обучающихся на занятиях [2, с. 37].
Исследователи П.В. Чухно и Р.Р. Азиуллин отмечают, что интерес – явление динамическое, так как непрерывно модифицируется значимость привлекательных сторон физической культуры с возрастом [6, с. 514]. Например, младшие школьники проявляют интерес к двигательной активности вообще. Дети любят побегать, попрыгать, поиграть, не всегда задумываясь над тем, что это средство их физического и психического развития.
Положительно влияет на мотивацию ученика собственная увлечённость педагога, умение сделать урок интересным, особенным. Школьники отдают предпочтение активной деятельности пассивному слушанию, собственную инициативу выполнению команд, групповую работу индивидуальной.
Основная задача современного учителя физкультуры – увеличение мотивации учащихся к учебной деятельности, уровня обученности путём применения инновационных образовательных технологий, которые направлены на:
- формирование здорового образа жизни;
- формирование двигательной деятельности учащихся;
- совершенствование индивидуальной и групповой работы с учащимися [1].
Поэтому использование современных педагогических технологий и приемов мотивации поддерживает в решении поставленных задач, помогает добиться более высоких результатов образовательного процесса, увеличивая мотивацию обучения и интерес детей урокам физической культуры и внеклассным формам работы, актуализируя личность ребёнка, сохраняя показатели физического и психического здоровья.
Таким образом, можно сделать вывод, что педагогическая практика и научные исследования говорят о том, что результативная мотивация и интерес к урокам физической культуры и внеклассным формам работы значимо повышаются, когда педагог и ученик добиваются сдвигов в обучении благодаря двигательным действиям и развитию двигательных качеств в относительно короткий промежуток времени. В итоге быстрее возникают внутренняя мотивация, вдохновение успехом, что особенно важно для учеников, так как они неспособны, переносить длительные напряжения под воздействием исключительно внешней мотивации.
Источник
Мотивация в сфере физической культуры и спорта
Педагогические науки
- Баранов Василий Ефимович , старший преподаватель
- Всероссийский институт повышения квалификации сотрудников МВД России, г. Набережные Челны, Россия
- Коряковцев Дмитрий Александрович , преподаватель
- Нижегородская академия МВД России, г. Нижний Новгород, Россия
-
Похожие материалы
Мотивация — побуждение к действию; психофизиологический процесс, управляющий поведением человека, задающий его направленность, организацию, активность и устойчивость; способность человека деятельно удовлетворять свои потребности.
Мотив — сформированное обоснование своего действия, поступка, то есть внутреннее состояние личности, определяющее и направляющее её действия в каждый конкретный момент времени.
Мотивация к физической активности — особое состояние личности, которое характеризуется направленностью на достижение оптимального уровня работоспособности и физической подготовленности.
Процесс формирования интереса к спорту (физической культуре) — многоступенчатый, а не одномоментный процесс, состоящий из отдельных элементов, начиная с элементарных гигиенических знаний в детстве и заканчивая глубокими психофизиологическими знаниями теории и методики физического воспитания, а также интенсивных занятий спортом.
В мотивационно-ценностный компонент входят следующие элементы:
- активно-положительное эмоциональное отношение к физической культуре и сформированная потребность в ней;
- система знаний, интересов, мотивов и убеждений, волевых усилий.
Для общего раскрытия темы, необходимо детальное рассмотрение основных потребностей, вытекающих из мотивов к физической активности. Ряд учёных рассматривают три группы подобных мотивов:
- потребность движения;
- потребность выполнения обязанностей учащегося;
- потребность выполнения спортивной деятельности.
Другие учёные, говоря о физкультурно-спортивной мотивации, выделяют два вида:
- внутренняя — активный интерес к занятиям физическими упражнениями, возникающий при успешной реализации мотивов и целей, появлении вдохновения, желания к занятиям, интересу к самостоятельным занятиям, а также удовлетворении от процесса и условий занятий с тренером, товарищами по группе;
- внешняя — внешние фактор, возникающие при условии соответствия целей и мотивов возможностям занимающегося.
Положительная реализация целей и мотивов вызывает вдохновение, желание и интерес к занятиям.
Не маловажное значение во внутренней мотивации и интересах личности к определенным видам физкультурно-спортивной деятельности имеют многие биологические, антропометрические, психомоторные и психические особенности личности, определённые генетически, и неизменные.
При организации самостоятельной физической тренировки особое значение имеет мотивация, как внешняя, так и внутренняя, существую в единстве. Воздействие внешних факторов, таких как тренерские рекомендации и наставления, расписание занятий физической культурой и др., в данном случае сведены к минимуму.
В последние годы в лучшую сторону изменилось отношение людей к спорту. Это обуславливается тем, что государство поставило задачу для оздоровления народа. Так даже в послании Президента, Владимир Владимирович подчеркнул важность развития культуры и спорта в Российской Федерации. В основе всей нашей системы образования должен лежать фундаментальный принцип: каждый ребенок, подросток одарен, способен преуспеть и в науке, и в творчестве, и в спорте, в профессии и в жизни. Раскрытие его талантов — это наша с вами задача, в этом — успех России.
Во временной промежуток 2006-2016 г. Резко увеличился интерес не только у подрастающего поколения, но и у взрослого населения страны. Это стало возможным после того как вернули старый нормы ГТО, которые позволяют проверить уровень своей физической подготовки. Чтобы с подвигнуть население к сдачам норм ГТО, государству пришлось обратиться к такому способу, как награждение не только медалями за отличную сдачу норм, но и возможность для школьников при поступлении в институт получить дополнительных 10 балов, которые входят в зачет. Так же для наибольшего стремления граждан и улучшения их физического здоровью создана не только таблица нормативов для сдачи норм ГТО, но и создан информационный портал, на котором, все желающие могут зарегистрироваться и просматривать, например: правильность выполнения упражнений или просмотр результатов лиц уже сдавших.
При рассмотрении мотивирующих компонентов, считаем целесообразным обозначить такие, как:
- Укрепление здоровья и профилактика заболеваний:
- формирование здорового образа жизни и уменьшение вероятности заболеваний, в том числе и профессиональных;
- лечебное воздействие физических упражнений при многих видах болезней;
- Повышение работоспособности — куда полезнее пассивного отдыха, выполнение специальных физических упражнений для зрительного аппарата и мышц всего тела;
- Спортивная мотивация — стремление достичь определенного уровня, перегнать соперника — одним из мощных регуляторов. Стремление быть лучшим — мощнейшая мотивация для самостоятельных занятий спортом;
- Эстетическая мотивация — когда эстетическая мотивация взаимодействует с модой на укрепление здоровья, красоту человеческого тела, она не исчезает и с изменением моды;
- Стремление к общению — занятия спортом в группах по интересам с подвижниками.
- Стремление к познанию своего организма, своих возможностей — желание побеждать себя и свою лень, максимально использовать физические возможности своего организма, улучшить свое физическое состояние, повысить физическую подготовленность;
- Случайные мотивации — все другие мотивации, имеющие узкую специфическую направленность.
Таким образом, мотивация в сфере физической культуры и спорта складывается из внешних и внутренних факторов, определяющее значение среди которых имеют такие, как: укрепление здоровья и профилактика заболеваний, повышение работоспособности, спортивная мотивация, эстетическая мотивация, стремление к общению, стремление к познанию своего организма, своих возможностей.
Как бы там ни было, спорт имеет огромное влияние на развитие современного общества. А главное, что физическая активность доставляет в процессе много радости, наполняет нас энергией, даёт силу для новых достижений. Если вы сегодня ещё не занимались физкультурой, почему бы не сделать это прямо сейчас?
Вывод
Спорт является самым массовым увлечением российской молодежи. При сравнении с другими видами досуговой деятельности, занятия спортом намного опережают любое из традиционных молодежных увлечений. Занятия спортом — это реальная альтернатива миру наркотиков и алкоголя. Молодежь, вовлеченная в спортивную жизнь, в меньшей степени подвержена воздействию вредных привычек Да, конечно же, в какой-то мере родители, окружение и правительство должны способствовать желанию человека заниматься активным образом жизни. Но, если человек сам не поймёт всю прелесть спорта, не поймёт насколько он полезен и важен, никто его не заставит этим заниматься.
Источник