Саморегуляция как составная часть самосовершенствования спортсмена
Изложенные выше положения имеют важное значение для любого человека, в том числе и для занимающегося спортом. Самовоспитание спортсмена имеет свою специфику и особую значимость в системе его психологической подготовки, без которой в современном спорте невозможно достичь выдающихся результатов. Одна из задач педагога – оказание помощи своим подопечным в самообразовании и самовоспитании.
Для спортсменов важными являются процесс психорегуляции и ее составная часть – саморегуляция. Саморегуляция осуществляется без посторонней помощи как управление самим собой. Спортсмену необходимо понимать, что собой представляют механизмы саморегуляции. Конкретные их проявления относятся к структурным единицам отражения отношений и деятельности. Регулирование отражения может привести к управлению структурированием и продолжительностью сохранения мысленных образов, понятий, переживаний и действий. В итоге это позволяет формировать ситуативно необходимые психические состояния. Если такие состояния создаются самостоятельно, это есть саморегуляция. Таким образом, можно предложить такое определение: саморегуляция – это самостоятельное, целенаправленное и организованное изменение регуляторных механизмов сознания на уровне психических процессов, психофизических состояний и действий человека.
Когда создание и сохранение каких-либо состояний отличаются систематичностью и большой продолжительностью, то доминирующие стабильные состояния постепенно становятся свойствами личности, ее деятельности. Если достигнутые положительные изменения сохраняются надолго и закрепляются, то такие изменения рассматриваются как развитие человека. В этом процессе выход на свойства личности представляет собой переход на стадию самовоспитания.
В самовоспитании одним из путей развития личности является создание и поддержание ситуативно необходимых состояний. Например, постоянно создаваемое состояние внимания способствует формированию внимательности; волевое состояние при преодолении препятствий – формированию воли; уравновешенность и здравый смысл в разнообразных жизненных ситуациях – формированию самообладания и т.д. С психическими состояниями тесно взаимосвязаны отношения. Управляя своими состояниями, регулируя и изменяя их продолжительность, можно постепенно изменять и наши отношения. А система отношений – одна из стержневых составляющих характера человека.
Те отношения, которые спортсмен формирует у себя самостоятельно и систематически, могут оказаться такими, какие невозможно создать внешними воздействиями.
Для саморегуляции необходимо овладеть способами ее осуществления. Способы саморегуляции классифицируют по различным принципам и признакам. Возможный логический подход к классификации может быть следующим. Наше сознание отражает то, на что оно направлено. В самом общем виде объекты сознания делятся на внешние и внутренние. Внешние объекты – это окружающий мир, который отражается в сознании человека посредством системы анализаторов. Внутренние объекты – это внутренний мир человека (его духовное, социальное и физическое «Я»). Это тройственное «Я» и является основным компонентом процесса саморегуляции.
В связи с таким подходом Г. Д. Горбунов выделяет четыре группы способов саморегуляции психических состояний.
1.Отключение – переключение. Эти способы связаны с контролем, чувствованием, переживанием в процессе восприятия окружающего мира.
2. Контроль и регуляция тонуса мимических мышц и скелетной мускулатуры, темпа движений и речи; специальные дыхательные упражнения, разрядка. Эти способы связаны с контролем и изменением соматических и вегетативных проявлений эмоций – своего физического «Я».
3. Сюжетные представления и воображение, самовнушение-самоубеждение. Эти способы связаны с контролем и изменением образов, представлений, понятий, сопутствующих им переживаний и волевых усилий – того, что определяет содержание духовного «Я».
4. Варьирование целеполаганием, создание системы ценностных ориентации; предоставление себе права на ошибку; оптимизация реакции на критику; объективное соотнесение задач деятельности и своих возможностей в ней и др. Эти способы связаны с контролем и изменением значимости деятельности, ее результатов, ценностных ориентации, самооценок своих возможностей и достижений, своего социального статуса и т.д. – того, что определяет содержание социального «Я».
На основании этой классификации становится понятно, что саморегуляция осуществляется на следующих уровнях: физиологическом, психическом, личностном и социальном.
Все способы саморегуляции взаимосвязаны и дополняют друг друга. В различных ситуациях доминирующим становится тот или иной способ. Овладеть ими необходимо, чтобы не оказаться застигнутым врасплох. Важным является развитие способности предвидеть возможные негативные изменения психического состояния и не допускать их возникновения. В таких случаях отпадает необходимость в саморегуляции. Предвидение ситуации и готовность к ней могут быть одним из принципов жизненной стратегии.
Контрольные вопросы и задания
1.В чем, на ваш взгляд, проявляется взаимосвязь самосовершенствования и развития.
2. Охарактеризуйте следующие цели самосовершенствования: стремление к гармонии наших черт характера, достижение согласия с самим собой, достижение гармонии с окружением.
3. Охарактеризуйте следующие цели самосовершенствования: устранение вредных привычек, контроль своих потребностей, развитие способностей.
4. Охарактеризуйте такие цели самосовершенствования, как овладение саногенным мышлением и восхождение к индивидуальности.
5. Что представляет собой познание себя как личности?
6. Расскажите о самооценке и ее тестировании.
7. Что представляет собой программа самовоспитания?
8. Как изменяется во времени отношение студентов к самовоспитанию?
9. Охарактеризуйте самообязательство, самовнушение и самоприказ как методы самовоспитания.
10.Дайте краткую характеристику таких методов самовоспитания, как самоубеждение, самоконтроль, самоотчет.
11.Проследите взаимосвязь различных методов самовоспитания.
12.Для чего спортсменам необходима саморегуляция?
13.Перечислите группы способов саморегуляции психических состояний?
14. Изложите свою точку зрения по поводу роли самовоспитания в достижении вершин творчества человека.
Рекомендуемая литература
1. Айзенк Г. Дж. Узнай свой собственный коэффициент интеллекта. – Н. Новгород, 1994.
2 Ананьев Б. Г. Человек как предмет познания. – Л., 1968.
3. Бехтерев В. М. Личность и условия ее развития и здоровья. – СПб., 1905.
4 Горбунов Г. Д. Психопедагогика спорта. – М., 1986.
5. Елканов С. П. Профессиональное самовоспитание педагога. – М., 1986.
6 Кон И. С. В поисках себя. Личность и самопознание. – М., 1984.
7 Леви В. Л. Искусство быть собой. – Кемерово, 1978.
8. Марищук В. Л., Блудов Ю. М., Плахтиенко В. А. Методики психодиагностики в спорте. – М., 1984.
9 Орлов Ю. М. Восхождение к индивидуальности. – М., 1991.
10. Платонов К. К. Структура и развитие личности. – М., 1986.
11. Психология личности (тесты, опросники, методики) / Сост. Н. В. Киршева, Н. В. Рябчикова. – М., 1995.
12. Родионов А. В. Влияние психологических факторов на спортивные результаты. – М., 1983.
Источник
Некоторые приемы саморегуляции эмоционального и физического состояния учащихся на уроках физической культуры как способ повышения академической успеваемости
статья по физкультуре по теме
В данной статье предлагается опыт работы по применению сопряженного психофизического воздействия в 1-х классах, применение АМО (активных методов обучения), приемов саморегуляции эмоционального и физического состояния учащихся на уроках физической культуры как важного условия успешной учебной деятельности.
Ключевые слова: Здоровье, ФГОС, УУД, саморегуляция, успешность, сопряженное психическое воздействие, эмоциональное напряжение, визуализация, настроение.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
gimnaziya_33_l.r.mutagarova_statya.doc | 73 КБ |
Предварительный просмотр:
Некоторые приемы саморегуляции эмоционального и физического состояния учащихся на уроках физической культуры как способ повышения академической успеваемости
Аннотация: В данной статье предлагается опыт работы по применению сопряженного психофизического воздействия в 1-х классах, применение АМО (активных методов обучения), приемов саморегуляции эмоционального и физического состояния учащихся на уроках физической культуры как важного условия успешной учебной деятельности.
Ключевые слова : Здоровье, ФГОС, УУД, саморегуляция, успешность, сопряженное психическое воздействие, эмоциональное напряжение, визуализация, настроение.
«Здоровье это еще не все, но все без здоровья — ничто», — гласит известный афоризм.[1,Ишмухаметов, 2009] Проблема развития и сохранения здоровья учащихся все больше приобретает статус приоритетного направления. Данная идея отражена в национальной инициативе «Наша новая школа». В настоящее время основным нормативным документом, на котором строятся и проектируются результаты обучения, является Федеральный государственный образовательный стандарт (далее ФГОС), предполагающий реализацию личностного становления ребенка.
ФГОС определил основной подход в современном образовании как системно-деятельностный. Именно вовлечение учащихся в различные виды деятельности, а не просто освоение неких знаний, определяется Стандартом как главная ценность обучения. Практическая направленность уроков позволяет учителям создавать условия для формирования у детей самостоятельности выбора действия, способа добывания информации, самоконтроля, саморегуляции, адекватной самооценки, умения сотрудничать. ФГОС предъявляет следующие требования к результатам обучения: личностные, предметные и метапредметные. Для того, чтобы обеспечить эти результаты, в Фундаментальном ядре содержания общего образования предусмотрено формирование: личностных результатов – через развитие базовых национальных ценностей; предметных – через освоение основных элементов научного знания, метапредметных – через овладение универсальных учебных действий (далее УУД). Универсальные учебные действия — это умение учиться, то есть способность субъекта к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта [3, ФГОС, Вестник образования. – 2011 №4.с.16.]
Овладение учащимися УУД – залог успешной социализации, реализации жизненных проектов учащихся. Одним из существенных показателей эффективности обучения признается формирование таких регулятивных действий, как целеполагание, планирование, прогнозирование, контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном, коррекция, оценка, волевая саморегуляция как способность к мобилизации сил и энергии, способность к волевому усилию по преодолению препятствий.
Важным регулятивным действием является саморегуляция эмоционального и физического состояний учащихся. Саморегуляция – это управление своим психоэмоциональным состоянием, достигаемое путем воздействия человека на самого себя с помощью слов, мысленных образов, управление мышечным тонусом и дыханием.
Важным условием успешной учебной деятельности является саморегуляция эмоциональных состояний тревожности, которая нередко сопряжена с высокими интеллектуальными и эмоциональными нагрузками (контрольные работы, экзамены, ответы у доски, сдача контрольных нормативов и т.д.).
Успешность саморегуляции личности определяется личностным потенциалом, который может быть определен как системная организация личностных особенностей, представляющих основу или «стержень» личности (Д.А.Леонтьев). Уровень академической успешности и самоэффективности в значительной степени связан с конструктивностью стратегий совладания (копинг-стратегия), используемых при столкновении с трудностями.
Уроки физической культуры являются предметным полем для развития и отслеживания уровня саморегуляции эмоциональных состояний учащихся. В процессе сопряженного (взаимосвязанное применение средств двигательной активности и психорегулирующих воздействий в процессе обучения) психофизического воздействия двигательная активность включает в себя не только освоение того или иного движения (комплекса движений) и навыка, но и познавательный, и личностный аспекты, а психологическая атмосфера занятий способствует развитию уверенности в себе, ощущению «чувства локтя», оптимизма и т.д. Двигательная активность способствует формированию здоровых привычек, самоконтроля за стрессовыми ситуациями, отказа от агрессивности. В процессе занятий вырабатывается образ Я-субъекта.
Таким образом, как отмечает В.А.Родионов, суть принципа сопряженного психофизического воздействия заключается в том, что применяемые средства позволяют добиваться конкретных изменений в физической сфере (физическое качество быстроты), которые, в свою очередь, способствуют направленным изменениям в психической сфере (например, быстрота восприятия информации и принятия решения) [.2, Родионов, 2006] При этом сопряженное воздействие используется как последовательно (физические упражнения создают предпосылки для последующего развития физических качеств), так и параллельно (упражнения одновременно воздействуют на физическую и психическую сферы). При проведении урока уже в начальной школе необходимо, чтобы дети знали о механизмах физического и психического воздействия на человека и приёмах саморегуляции.
Так на уроке физической культуры в первом классе, целью которого является — освоение приёмов саморегуляции эмоционального и физического состояния учащихся, обращается внимание, на то , что напряженные эмоциональные состояния меняют мимику, повышают тонус скелетной мускулатуры, темп речи, дыхание, пульс, цвет лица, приводящие к ошибкам ориентировки в пространстве, подавленному настроению. Поэтому во вводной части целесообразно введение элементов активных методов обучения (далее АМО), например, игра «Физкульт-привет!» . Учитель, вытягивая руки в стороны, произносит: «Физкульт…». Все ребята подбегают, каждый кладет свою руку на руку учителя и одновременно поизносят: «Привет!». И быстро возвращаются на свои места. ( Соревнуются, кто быстрее построится. Мальчики или девочки?). Цель данного упражнения — эмоциональный настрой на урок, тактильное общение, развитие доверия друг к другу (открытые ладони), быстроты как физического качества и быстроты реакции – как психического.
При сообщении цели и задач урока актуализируется внимание на ощущениях, связанных с настроением (раздраженность, плохое самочувствие, хорошее настроение и т.д.), проводится краткая беседа о роли мимических мышц в создании настроения человека, дается установка на создание собственного положительного настроения с помощью мимики, например: «Придайте лицу выражение радости, грусти. Что изменилось в ваших ощущениях? А сейчас попробуйте догадаться, какое настроение у учителя (учитель показывает различные выражения настроения или показывает картинки ). По каким признакам вам удалось это сделать? А как вы узнаёте, когда учитель огорчается? Как вы думаете, влияет ли настроение на выполнение физических упражнений и наоборот, можно ли с помощью физических упражнений поднять настроение?»
В практической части урока предлагаются ходьба, бег с выполнением имитации движений зверей или людей с соответствующим настроением. Дети выполняют статичные, динамичные и ролевые задания. Статичные (поза, мимика, взгляд):передать вид сердитого человека, удивленного, застенчивого, веселого и др. Динамичные : изобразить движения усталого, хромого, жизнерадостного; больного человека, ходьбу по горячему песку, по камням, кочкам. Ролевые : показать как движется пингвин (на внутренней стороне стопы), мишка (на внешней стороне стопы), лисичка (скрестным шагом) , гномы (в приседе), великаны и карлики, Чарли –Чаплин (стопы врозь, колени не сгибаются). Во время упражнений необходимо следить за осанкой, соответствием мимики и движений выбранному настроению.
Для восстановления дыхания можно дать упражнение «Вверх по радуге» (дых ательная гимнастика) . Предлагается закрыть глаза, представить радугу. На вдохе -подняться по радуге, на выдохе — скатываться.[7, «АМО»] Повторить несколько раз. Спросить, какие ощущения испытывали? Кому легко удалось подняться по радуге? Какое чувство испытывали при спуске? В каких жизненных ситуациях возможно применение данного упражнения?
При выполнении общеразвивающих упражнений целесообразно применение технологии ритмопластики, например, упражнение «Полёт»: «Друзья! Давайте представим, что у нас выросли крылья! Мы можем летать. Как же мы это сделаем?». Вместе с учителем дети произносят:
У меня есть крылья за спиной (руки — за спину)
Я летать умею над землёй (руки – вверх)
Я взмываю ввысь и мир — Эгей! (руки – высоко вверх, делаем взмахи)
На ладошке умещается моей.
Покружу немного в облаках (машем руками, кружимся вокруг себя)
Устремлюсь стрелою вниз и – Ах! (приседаем)
Оседлаю кучевую тучу
Поскачу на ней к небесной круче! (делаем короткие приседания – скачем!).
С кручи я вприпрыжку вниз сбегу (бег на месте)
Крылышки почищу, отдохну (руки опускаем вниз)
Пальчики, как перышки, расправлю (встряхиваем кисти рук)
Распрямлюсь, встряхну себя немножко (распрямляем спину, раздвигаем лопатки, вытягиваем шею).
Вам на память перышко оставлю
Мягкое, пушистое в ладошке (сдуваем с ладошки воображаемое пёрышко, делаем глубокий вдох и выдох) [6, «Шутки-минутки»
Примечание: при выполнении ОРУ обратить внимание детей на выразительность, соответствие движений, артистичность.
В основной части урока возможно использование подвижных игр с применением « сюжетной визуализации», так как ведущим средством физического воспитания в программе начальной школы является игра. Игра включает в себя имитационные ситуации, ролевые, соревновательно-игровые моменты упражнений. В процессе игровой деятельности значительно развивается способность учащихся к произвольному регулированию своего поведения. Сопряженным воздействием на психическую и физическую сферы отличаются многие известные подвижные игры. Описание некоторых из них приводится ниже.
Игра « Осторожные звери ». В этой игре участвуют осторожные звери и охотник, который стоит спиной к ним. Осторожные звери могут двигаться (изображать животных, птиц, насекомых) только тогда, когда на них не смотрит охотник. Как только охотник оборачивается, звери застывают на месте, а охотник должен угадать, кого из зверей изображает тот или иной участник.
«Журавли и лягушки» (развивает скоростно-силовые качества и координационные способности, быстроту реакции, сосредоточенность и внимание).Часть детей (меньшая по количеству) изображают журавлей, стоя на одной ноге. Остальные изображают лягушек, прыгая на четвереньках. По команде — «журавли», прыгая на одной ноге, ловят «лягушек», прыгающих в «болото» (очерченный заранее круг). В «болоте» «лягушки» в безопасности. Затем участники меняются ролями.
«Стрелок » (развивает скоростно-силовые качества и координационные способности, быстроту реакции и мышления, сосредоточенность внимания). Проводятся две параллельные линии на расстоянии 10–15 м одна от другой. В середине между ними чертится круг диаметром 2 м. Один игрок (стрелок) стоит с мячом в кругу. Играющие перебегают от одной линии к другой. Стрелок старается попасть в них мячом. Мяч, брошенный мимо, игроки перебрасывают стрелку. Если игрок поймал мяч, брошенный стрелком, это не считается попаданием. В качестве первого стрелка выбирается тот, кто по команде «Сесть!» выполнил ее последним[.2, Родионов, 2006]
«Через тернии к здоровью» (ходьба по дорожке здоровья, состоящей из резиновых и пластмассовых ковриков, палок, камней, каната, поролоновых кубиков). После прохождения дорожки можно опросить учащихся: какие эмоции вызвал у них пластмассовый коврик, что они чувствовали, заметили ли разницу между поролоновыми кубиками и пластмассовыми ковриками и т.д.?
В заключительной части урока предлагаются игры на восстановление дыхания, анализ проведенных игр, рефлексия учащихся по результатам урока. Можно предложить игру
«Волшебный кувшинчик». Учащимся предлагается представить свою голову расписным кувшинчиком с ручками, в котором накопилось зло, боль, обиды. Медленно наклоняя голову к полу, ребята, как бы, выливают все плохое, что там накопилось. А затем выливают грязную воду, чтобы налить чистую. Дыхательные упражнения : «Кошка показывает когти» — вдох, на выдохе — полуприсед, вытягивая руки вперед, учащиеся изображают сердитую кошку.
Рефлексия: Учащиеся рисуют фломастером соответствующего цвета свое настроение на плакате. Подводится итог урока, обращается внимание на смайлики, нарисованные детьми, возможен опрос учащихся о том, как менялось их настроение в зависимости от позы и мимики. Закончить урок можно аплодисментами и благодарностью своему телу за проделанную работу.
Результатом подобных уроков является не только освоение приемов саморегуляции, выражения мимики, действующих на настроение человека, но и развитие представлений о возможности влиять на внутренний мир человека, его «Я» через движение. Интеграция средств физической подготовки и психического совершенствования позволяет по-новому формировать деятельное отношение ребенка к действительности, повышая эффективность его развития как личности.
Таким образом, негативные эмоции можно преодолеть с помощью двигательных действий, которые способствуют снятию стресса, помогают приобрести уверенность, снять нервное напряжение, применяя самые несложные упражнения: занять непринужденную позу, установить медленное и глубокое дыхание, расслабить мышцы тела и лица (мимические упражнения, дыхательные упражнения, визуализация). К мимическим упражнениям , как самому простому, но достаточно эффективный способу эмоциональной саморегуляции — расслабление мимической мускулатуры. Научившись расслаблять лицевые мышцы, а также произвольно и сознательно контролировать их состояние, можно управлять и соответствующими эмоциями. Эмоциональное напряжение, скорее всего пойдет на убыль, если внимание человека переключится от причины гнева, печали или радости на их внешние проявления — выражение лица, слезы или смех. Так в гневе сжимаются зубы, меняется выражение лица. Возникает это автоматически, рефлекторно. Однако стоит «запустить» вопросы самоконтроля («Не сжаты ли зубы?», «Как выглядит мое лицо?»), и мимические мышцы начинают расслабляться. Только необходима предварительная тренировка в расслаблении определенных мышечных групп на основе словесных самоприказов. Эмоциональное состояние возможно восстановить дыхательными упражнениями . Когда человек рассержен, гневен, испуган, у него нарушается ритм дыхания. Научившись управлять дыханием, можно приобрести еще один из способов эмоциональной саморегуляции. Визуализация также способствует саморегуляции. Например, при выполнении общеразвивающих упражнений целесообразно применение техники ритмопластики, ролевых упражнений, дыхательного упражнения «Радуга». Визуализация помогает человеку активизировать его эмоциональную память, воссоздать те ощущения, которые он испытал когда-то. Воспроизведя в сознании образы внешнего мира, можно быстро отвлечься от напряженной ситуации, восстановить эмоциональное равновесие.[ 5,способы саморегуляции эмоционального состояния]
Бесспорно, что отрицательные эмоции, принесенные ребенком на урок из внешней среды, являются причиной дезорганизации, плохого усвоения материала. Но переключить эмоциональное состояние ученика возможно, используя описанные выше приемы саморегуляции. В результате саморегуляции возникает три основных эффекта: эффект успокоения, эффект восстановления, эффект активизации. Своевременная саморегуляция выступает своеобразным психогигиеническим средством, предотвращающим накопление остаточных явлений перенапряжения. Ее регулярное применение способствует полноте восстановления сил, нормализует фон деятельности, а также усиливает мобилизацию ресурсов организма, что не может не отразиться на повышении качества обучения.[4, Профилактика эмоционального выгорания у педагогов] Таким образом, негативные эмоции можно преодолеть с помощью физических и дыхательных упражнений, ролевой, игровой деятельности, снижающих стресс, помогающих приобрести уверенность, снять нервное напряжение. Освоение учащимися на уроках физической культуры приемов саморегуляции эмоционального и физического состояния способствует повышению академической успеваемости и в других образовательных областях, и в повседневной жизни.
1.Ишмухаметов М.Г. Философия здоровогообраза жизни в мудрых мыслях, афоризмах, поэтических строках, пословицах, поговорках – Пермь, 29009
2. Родионов В.А. Сопряженное психофизическое развитие младших школьников на уроках физической культуры: учебно-методическое пособие, М.: Педагогический университет «1 сентября», 2006
3. Федеральныйгосударственный образовательный стандартосновного общеобразовательного образования. Утвержден приказом Минерстества образования и науки РФ от 15 декабря 2010г. №1897.// Вестник образования. – 2011 №4.с.16.
Источник