Физическая культура это способ физического совершенствования личности
Ключевые слова: ЗДОРОВЬЕ; ЗДОРОВЫЙ ОБРАЗ ЖИЗНИ; ФИЗИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ; ФИЗИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ; СОЦИАЛЬНЫЕ ПОТРЕБНОСТИ; ФОРМИРОВАНИЕ ЛИЧНОСТИ; ФИЗКУЛЬТУРНОЕ ДВИЖЕНИЕ; ВОЗМОЖНОСТИ ЧЕЛОВЕКА; ВОСПИТАНИЕ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ; HEALTH; HEALTHY LIFESTYLE; PHYSICAL DEVELOPMENT; PHYSICAL EDUCATION; SOCIAL NEEDS; FORMATION OF PERSONALITY; PHYSICAL MOVEMENT; HUMAN CAPABILITIES; PROMOTING PHYSICAL CULTURE.
Степень культуры общества в значительной мере определяется уровнем развития, выявлением и применением личных человеческих возможностей. В концепции общечеловеческих культурных ценностей одной из основных элементов считается степень здоровья и физической подготовки.
Человек как личность формируется в процессе общественной жизни: в труде, учебе, в общении с людьми. Физическая культура оказывает некоторое воздействие на формирование человека как личности и на развитие социальных взаимоотношений.
Физическая культура является частью общественной культуры, результатом человеческой деятельности, методом физического совершенствования человека, которое воздействует на жизненно важные стороны личности, на их способности. Физическая культура развивается в процессе жизни под воздействием воспитания, деятельности и окружающей среды. Она удовлетворяет социальные потребности в общении, развлечении и в формах самовыражения личности через социально-активную деятельность. Физическая культура направлена на укрепление и улучшение уровня здоровья, на воспитание всесторонне развитой личности.
Физическая культура играет значительную роль в формировании личности. Большинство социальных ситуаций встречаются в спортивной деятельности, которые позволяют совершенствовать жизненный опыт, выстраивать особенную систему ценностей и установок.
Результатом работы в физической культуре является физическая подготовленность и уровень познания двигательных умений и навыков, высокая степень развития жизненных сил, достижений в спорте, нравственное, эстетическое и умственное развитие.
Физическую культуру рассматривают как часть общей культуры общества, одну из областей социальной деятельности, которая направлена на улучшение здоровья, формирование физических возможностей и применение их в соответствии с потребностями общественной жизни. Она является степенью развития физических сил и двигательных навыков, а также уровня жизнедеятельности и жизнеспособности человека и состояния его здоровья[1].
Физическая культура выполняет следующие функции:
• развитие и укрепление организма (формируются физические качества и способности, улучшаются двигательные навыки и т.д.);
• подготовка к трудовой деятельности и защита Родины (увеличение работоспособности, устойчивости против неблагоприятных условий работы, профессионально-прикладная подготовка и т. п.);
• удовлетворение потребностей в активном отдыхе и оптимальном использовании внерабочего времени (игры, развлечения);
• выявление волевых и физических качеств, двигательных возможностей человека на максимальном уровне.
Физическая культура считается не только эффективным средством физического развития личности, укрепления и поддержания его здоровья, сферой общения и проявления активности, но и, безусловно, оказывает большое влияние и на такие стороны жизни, как авторитет и положение в обществе, эстетические идеалы и ценностные ориентации, структура нравственно-интеллектуальных характеристик, трудовая деятельность.
В обществе физическая культура считается важным методом воспитания нового человека, который гармонично сочетает в себе моральную чистоту, физическое совершенство и духовное богатство. Она оказывает воздействие на повышение социальной и трудовой активности человека. Движение спорта основывается на многосторонней деятельности общественной организации в сфере физической культуры. На сегодняшний день решаются такие задачи, как превращение массового физкультурного движения в общенародное, основывающийся на научно обоснованной системе физического воспитания, которое включает все слои общества[3].
Важнейшие задачи физического воспитания:
• улучшение физических способностей молодого поколения;
• правильное физическое развитие;
• помощь в формировании важнейших морально — волевых качеств;
• информирование детей и молодежи о необходимых двигательных умениях и навыках;
• укрепление здоровья и закаливание организма[2].
Целью физического воспитания является укрепление здоровья человека и его правильное физическое развитие. В единстве с образованием, эстетическим и нравственным, трудовым воспитанием и обучением, физическое воспитание способствует многостороннему формированию личности человека.
Во время учебных занятий, тренировок, спортивных соревнований учащиеся переносят значительные моральные и физические нагрузки. Черты характера такие, как смелость, дисциплинированность, решительность, самообладание, сила воли, выдержка, уверенность в своих способностях формируются на основании умений подчинить свои интересы интересам команды, выполнений конкретных правил соревнований, зависимости результатов спортивных состязаний от усилий каждого члена команды, уважительного отношения к сопернику.
Внимание, устойчивость умственной работоспособности, наблюдательность, восприятие развиваются благодаря приобретению учащимися знаний о способах выполнения физических действий, усвоению правил закаливания организма, использованию приобретенных навыков жизни[4].
Трудолюбие прививается в ходе занятий физическими упражнениями и спортом, когда учащиеся для достижения предельного результата, справляясь с усталостью, неоднократно выполняя физические упражнения.
На развитие способностей понимать, чувствовать прекрасное в поступках и совершенных форм человеческого тела, эстетическое воспитание личности оказывает влияние физическая культура и спорт. Выполняя ряд упражнений под музыку в фигурном катании, художественной гимнастике способствует совершенствованию музыкальной культуры. Занимаясь альпинизмом, туризмом и остальными видами спорта, человек начинает понимать и чувствовать красоту природы.
В дошкольных, школьных учреждениях, во всех типах учебных заведениях, армии в общеобязательные занятия физкультурой проводятся по государственным программам[5]. Школьная программа предусматривает организацию и проведение учебных занятий в объеме не менее трех часов в неделю, а также одного часа факультативного и оздоровительного мероприятия в течение дня (физкультурные паузы, дни здоровья, спортивные соревнования, утренняя гимнастика, оздоровительные лагери и т.д.).
Исходя из этого, роль физической культуры в развитии базовых качеств и свойств личности очень велика. Каждый человек должен уметь вырабатывать общие положения и действовать согласно им. Однако мало просто обладать способностью рассуждать и делать выводы, — необходимо уметь использовать их в жизни, добиваться своих целей, преодолевая преграды, которые встречаются на пути. Это может быть достигнуто лишь при правильном физическом образовании и занятии спортом.
Источник
ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА КАК ФАКТОР ФОРМИРОВАНИЯ ЛИЧНОСТИ
КАК ФАКТОР ФОРМИРОВАНИЯ ЛИЧНОСТИ
Возросший в последнее время интерес государственной образовательной политики к физической культуре является осознанием значимости данного вида культуры в реализации потенциала личности и общества, что подтверждается многочисленными исследованиями и документами.
Учеными зафиксированы две негативные тенденции: первая характеризует недостаточное внимание общества и личности к физической культуре как ценности, вторая – в абсолютизации задач телесно — физической интерпретации данного вида культуры. Их последствия выражаются соответствующими явлениями для общества и личности:
1) значительно сокращается трудоспособное население;
2) снижается средняя продолжительность жизни;
3) снижается уровень здоровья;
4) увеличивается рост наркомании и
алкоголизма, особенно среди молодежи;
5) снижается уровень физического состояния в
Данное явление определяется и другими факторами: неблагоприятными условиями внешней среды, экологической обстановкой, изменением социально — политического и экономического устройства общества.
Ключевыми видами жизнедеятельности индивида являются различные виды социальной деятельности, ибо именно на социальном уровне активности реализуется сущность человека. Деятельность человека всегда социальна в том смысле, что она осуществляется в процессе непосредственного и опосредованного общения с другими людьми и социальными группами, использует знания, созданные обществом. Выбор человеком форм деятельности в свободное время в значительной степени определяется: в объективном плане – реальными возможностями, которыми располагает общество, социальная группа и данный индивид, в субъективном плане – ценностными ориентациями, интересами, потребностями самого индивида. Подобный подход позволяет рассматривать физическую культуру не только как совокупность физических упражнений, но и как процесс и результат деятельности.
Физическая культура содержит в себе существенный потенциал воспроизводства
личности как целостности в ее телесно — духовном единстве. Содержательный анализ физической культуры (ее функционального, ценностного, деятельностного аспектов) свидетельствует о том, что она, как ни один вид культуры, имеет большие потенциальные возможности в формировании личности. Однако в реальной физкультурной практике (с позиций структурно — содержательного анализа понятия всесторонне развитой личности) эти богатые возможности в силу разрыва соматопсихического и социокультурного единства человека (его целостности), используются далеко не в полной мере. И, прежде всего, слабо представлены такие элементы проявления индивидуальной всесторонности, как самореализация, проективное саморазвитие, творчество личности, связанные с удовлетворением и формированием духовных потребностей, являющихся первичным импульсом всякой деятельности. Это ограничивает возможности физкультурной деятельности развитием зачастую только двигательной сферы занимающихся. В физической культуре в этом случае значительно снижается (или совсем не реализуется) ее культурный потенциал, связанный с развитием интеллектуальных, мыслительных, творческих, коммуникативных потенций человека, с формированием у него личностной физической культуры. Нарушается и соизмеримость в таких индивидуальных формах общественной всесторонности, как гармоничность, целостность, универсальность.
Невостребованность потенциала физической культуры ведет к ограниченности формирования личности, которая становится антикультурной по своей сущности. Именно через человека, через проявление взаимообусловленности человеко — творческой и адаптивной функции культуры происходит ее воздействие на личность и на общество. У развивающегося общества нет другого пути, кроме самосовершенствования человека средствами культуры. Поэтому физическая культура приобретает особую социальную значимость, так как ее целью, предметом и главным результатом являются развитие и саморазвитие самого человека.
В этой связи необходимо, прежде всего, отметить тот факт, что для физической культуры до сих пор не нашлось четкого и определенного места ни в одной из областей социально — гуманитарного знания. Философия, культурология и другие гуманитарные дисциплины по сей день практически не рассматривают ее как составную часть духовного потенциала личности, внутреннее условие формирования социально — нравственных качеств индивида, его активной жизненной позиции в предельно динамичном и изменчивом социальном окружении.
Отсюда само определение физической культуры зачастую никоим образом не связывается с понятием культуры как способа формирования, совершенствования, «культивирования» человеческой личности средствами и методами физического воспитания и физической подготовки к активной и сознательной социальной и профессиональной деятельности.
С данных позиций физическую культуру следует рассматривать, прежде всего,как предпосылку и внутренний атрибут общей культуры личности. Сам смысл понятия культуры социума – это давно уже не возделывание растений или других природных объектов, а возделывание и совершенствование человеческого счастья и духовнонравственных основ человеческой личности. Физическая культура направлена, прежде всего, на сохранение и укрепление здоровья человека как физического, так и духовного, а не просто на проведение спортивных состязаний и мероприятий спортивно развлекательного характера. Сегодня мы уже не можем отрицать тот факт, что природно — биологические процессы играют огромную роль в социальной жизнедеятельности человека.
Человек – это биопсихосоциальное существо и данное комплексное понимание сущности человеческой личности подводит нас к выводу о том, что эмоциональноволевые качества индивида в значительной степени детерминируются не только социальными установками, но и физической подготовкой, физической культурой в самом широком смысле этого понятия, включающего в себя, прежде всего, здоровье личности и здоровый образ жизни современного молодого человека – как физиологический, так и эмоционально — психологический и нравственно — духовный, и ни один компонент человеческой культуры, здоровья и индивидуального совершенства не может существовать и
функционировать изолированно и в отрыве друг от друга. Это и подводит нас к новому социально — философскому смыслу и пониманию физической культуры личности как дополнительного способа и важнейшего средства достижения человеческой идентичности и гармонии с окружающей его природой и социумом.
Рассматривая и определяя место и значение физической культуры в жизни молодого человека, следует отметить, что она влияет на все стороны его жизнедеятельности.
Ценностные ориентации, направленные на «деятельную структуру» времяпрепровождения, свидетельствуют о наиболее высоком уровне сформированности личности студента.
Материалы проведенного нами социологического исследования в вузах г. Москвы позволили определить уровень соответствия традиционного содержания общего образования в сфере физической культуры, организуемого в вузе, запросам практики современной жизни, современным теоретико — методологическим положениям в сфере общего физкультурного образования, отношение основных участников этого процесса к его наиболее острым проблемам, а так же степень соответствия их представлений о путях его вывода из кризисного состояния существующим реалиям.
Рассмотрение проблематики «физическая культура в системе факторов развития студенчества» осуществлялась нами в двух тесно сопряженных между собой направлениях. Во — первых, физическая культура изучалась с точки зрения существующей в настоящее время системы общеобразовательных дисциплин, а именно, в качестве особого учебного предмета, жизнь студента не ограничена рамками его пребывания в стенах вуза. Вследствие этого, второй подход связан с исследованием роли физической культуры в свободном времяпрепровождении студенчества.
Результаты исследования показывают, что постоянно занимаются различными видами физической культуры и спорта в свободное время лишь – 11,4 % от общего числа респондентов (преимущественно это студенты которые регулярно тренируются в спортивных секциях). Очень важно подчеркнуть, что этот показатель характеризует отношение только студентов 1 — го курса, так как число постоянно занимающихся на 4 — ом курсе равно нулю. Время от времени занимаются физической культурой и спортом – 76,8 % опрошенных респондентов (периодичность этих занятий колеблется от 1 — го раза в неделю до 1 — го раза в месяц, а на 4 — ом курсе до одного раза в полгода). Никогда не занимаются физической культурой и спортом – 7,8 % студентов. Эти данные говорят о том, что за время учебы в вузе, студенты, к сожалению, теряют интерес к занятиям спортивной деятельностью.
Результаты исследований показывают, что одной из причин низкой эффективности, существующей организации учебного процесса по физическому воспитанию в вузах, является то, что она предусматривает систему побуждения к физкультурно-спортивным занятиям преимущественно в форме принуждения. Только 22,5% из общего количества опрошенных студентов посещают обязательные занятия по убеждению, остальные же приходят на занятия по принуждению – 60,3% , или вовсе их не посещают – 16,2% студентов.
Данные проведенного исследования показывают, что уже на 1 курсе по убеждению занимаются всего лишь 28,7% студентов, а совсем не занимаются 12,3%, остальные занимаются по принуждению (для того чтобы получить зачет). На четвертом курсе число не занимающихся студентов на занятиях физической культурой составило уже 26%, а
занимающихся но принуждению 63,5%. Физической культурой не занимаются, выделяя
главную причину – отсутствие свободного времени 35,3% опрошенных студентов.
Принудительные меры – это, на первый взгляд, самые простые методы «внедрения» физической культуры и спорта в жизнедеятельность студентов, но они, как показывает практика и результаты нашего исследования, в большинстве случаев дают отрицательные результаты.
Если в начале первого курса активность студентов можно охарактеризовать как среднюю (многие из них имеют желание активно заниматься различными видами физической культуры и спорта), то в конце учебного года желание студентов заниматься заметно ослабевает, а иногда вообще пропадает.
Особенно в затруднительном положении оказываются студенты младших курсов. С одной стороны, они должны сразу включиться в напряженную работу, требующую применения всех сил и способностей, с другой – само по себе преодоление новизны условий учебной работы требует значительной затраты сил организма.
При существующей организации учебных занятий по физическому воспитанию студентам приходиться заниматься в режиме жесткой регламентации. Полное же подчинение всегда ведет к пассивности, в результате чего исчезает желание заниматься. Такая методика организации в большей мере способствует отчуждению от физической культуры, поскольку меры принуждения никогда не давали высоких результатов в обучении и воспитании. Тем более что эффективность физкультурно — спортивной деятельности определяется не принуждением, не всесторонней регламентацией, а главным образом, пониманием самими студентами целей, средств и путей их достижения, личным отношением к деятельности, стремлением заниматься в меру своих сил и способностей. Естественно желание студентов, чтобы с ними считались, учитывали их мнения, а не просто предъявляли требования и заставляли их выполнять.
Модернизация системы образования, осуществляемая в вузах России, наряду с
решением других задач направлена, и на развитие самостоятельности студентов. Вместе
с тем результаты проведенных нами исследований показывают, что более половины
студентов в той или иной мере не удовлетворены системой организации, применяемыми
формами и методами проведения занятий, их направленностью. Это говорит о том, что занятия носят для студентов формальный характер, где не учитываются их интересы и потребности. При этом уровень неудовлетворенности организацией внеучебной работы выше, чем уровень удовлетворенности учебными занятиями.
По нашему мнению, это свидетельствует о том, что направленность и содержание организации внеучебной физкультурно — спортивной деятельности идет вразрез как с направленностью учебной работы, так и с интересами и потребностями самих студентов.
Ни организация секционной работы, ни соревновательная деятельность не отражают истинных интересов студентов, не способствует приобщению большинства из них к занятиям физической культурой и спортом.
Причина низкой эффективности физического воспитания кроется еще и в том, что во главу всей работы поставлено достижение всевозможных результатов. Это сдача различных нормативных тестов, которые студенты в силу своей низкой физической подготовленности не могут выполнить, подготовка спортсменов — разрядников, сборных команд вуза для участия в соревнованиях. Такое положение возникло потому, что работа но физическому воспитанию в вузе оценивается в основном по занятым местам в соревнованиях различного ранга. А в них по нашим данным принимает участие не более 5 -8
% студентов. Это привело к тому, что вся работа многочисленного отряда преподавателей и работников спортивных клубов сведена к работе с этой группой, а остальная часть студентов превратилась в статистов.
Важное место в системе физкультурного знания занимают представления о физической активности, как наиболее важной и эффективной форме организации воздействий на организм человека, направленных на позитивное изменение его физического потенциала и достижения других социально важных целей. К сожалению, каждый четвертый из опрошенных нами молодых людей не имеет элементарных знаний о наиболее простых слагаемых физической активности: утренней зарядке, правилах гигиены и закаливания, приемах контроля за состоянием своего здоровья. Только 10,6% респондентов беспокоятся о дальнейшем повышении уровня физической культуры, углублении знаний о физической тренировке, развитии важных физических качеств.
Такая направленность работы по физическому воспитанию в учебных заведениях ведет к тому, что не вовлекается в систематические занятия максимально возможное количество студентов, утрачивается образовательная и воспитательная направленность занятий.
Для повышения эффективности физического воспитания в вузах, на наш взгляд,
необходимо создать условия, способствующие индивидуализации учебного процесса ,
разнообразию форм проведения учебных занятий, а также внеучебной физкультурно —
массовой и оздоровительной работы, и свободе их выбора. При этом следует исходить
из интересов и потребностей студентов, включая их в совместное управление физкультурно — спортивной деятельностью на учебных занятиях в вузе.
Важно, чтобы каждый студент правильно относился к своему здоровью, физическому развитию и физической подготовленности, понимал их важное социальное и личностное значение, чтобы освоил соответствующие знания и средства, позволяющие ему целенаправленно воздействовать на имеющиеся у него отклонения в физическом развитии и здоровье, чтобы он делал это не «но принуждению», а на основе внутренней потребности в физическом совершенствовании. Результатом чего должна стать сформированность таких социально — значимых черт личности, которые способствуют повышению уровня физической культуры, укреплению физического здоровья, достижению физического совершенства, оптимальной подготовленности к эффективной трудовой деятельности.
В условиях радикального социально — экономического преобразования современного общества и нарастания глобального экологического кризиса следует по — новому поставить вопрос о сущности физической культуры как доминирующего фактора сохранения и укрепления человеческого здоровья и ведущей формы реализации здорового образа жизни.
Ситуация в современном естествознании и научных дисциплинах социально —
гуманитарного блока настоятельно требует выработки новых критериев оценки сущности и содержания физической культуры, а также гораздо более четкой ее верификации с точки зрения новых мировоззренческих подходов и интеграции в системе научных дисциплин.
С этой точки зрения здоровье и здоровый образ жизни следует рассматривать как непрерывный процесс индивидуальной и социальной адаптации к внешней среде, к изменчивым условиям общественной и профессиональной жизнедеятельности. И особенно важно то, что данный процесс в современных условиях информационного и технотронного общества диктует примат социальных факторов адаптации над природнобиологическими компонентами человеческой личности.
Обозначая социально — гуманитарный подход к проблеме физического воспитания
молодежи в новых антропоэкологических и социальных условиях, следует отказаться от привычного упования на медицину, которая лишь «выправляет» отдельные физические аномалии и то не всегда достаточно успешно, и перейти на интегративные социальные программы в области охраны здоровья. А для этого необходимо анализировать сущность, содержание, средства и методы влияния физической культуры на личность именно с позиций современной культурологии, педагогической аксиологии, философской антропологии и социальной философии.
В силу этого, необходимо поднять социальный, нравственно — эстетический и психоэмоциональный статус физической культуры как у основной массы российского населения в целом, так и особенно у подростков, чьи социальные и нравственные ориентации во многом могут быть видоизменены с помощью возврата к аксиологическим, ценностным основаниям физической культуры как ведущего фактора формирования здоровой, творческой и социально активной личности.
Повышение роли и значимости физической культуры в ее расширенном понимании вместе с достижением наибольшей эффективности физического воспитания и просвещения поможет преодолеть явления социальной апатии и аномии среди молодежи, а также в значительной степени снизит воздействие негативных и депривирующих факторов в отношении современных детей и подростков, что создаст условия для более оптимальной их подготовки к будущей профессиональной деятельности.
Отсюда наличное состояние здоровья детей и подростков в современных весьма динамичных и даже кризисных условиях зависит от многих факторов и не только от генетической обусловленности организма и экологии, но и от целого комплекса социальных мероприятий общества по сохранению и поддержанию здоровья подрастающего
поколения, от уровня и степени «культивирования» обществом и его основными социальными институтами здорового образа жизни, а также повышения роли и статуса физической культуры в общегуманитарном аспекте.
Теоретической основой формирования данной программы социальной значимости физической культуры в кризисных и нестабильных состояниях общественной системы должны стать новые научно обоснованные технологии гуманизации, дифференциации и индивидуализации учебно — педагогического процесса в школах, техникумах и вузах в соединении с медицинскими средствами восстановления физического и психического здоровья детей и подростков, с новыми методами воспитательного, психоэмоционального и культурно — эстетического воздействия на подростка в ходе непрерывного образовательного процесса, подкрепленные общегосударственной стратегией образования.
1. Виленский М.Я. Физическая культура студента: Учебник. – М.: Гардарики, 2001.
2. Столяров В.И. Философско — культурологический анализ физической культуры. // Вопросы философии. 1998, № 4.
Источник