Фитильный способ подачи масла

Большая Энциклопедия Нефти и Газа

Фитильное смазывание

Фитильное смазывание ( рис. 15.11) обеспечивает непрерывность подачи жидкого смазочного материала к поверхности трения с помощью фитиля. [1]

Фитильное смазывание обеспечивает дозированную подачу смазочного материала при смазывании быстроходных малогабаритных подшипников, устанавливаемых на горизонтальных и вертикальных валах. Дозировка зависит от количества и толщины фитиля. Подвод масла осуществляется либо от отдельного фитиля к каждому подшипнику, либо от общего фитиля для всех подшипников. Кроме того, фитиль осуществляет фильтрацию масла, очищая его от частиц изнашивания, оседающих в маслосборнике. Недостатком является то, что фитиль засоряется и изнашивается от трения о вращающиеся детали вала. [3]

Фитильное смазывание применяют для подшипников горизонтальных и вертикальных валов при / срп 60 — 103 мм х х об / мин. [5]

Фитильное смазывание — смазывание, при котором жидкий смазочный материал подается к поверхности трения с помощью фитиля. [6]

Для фитильного смазывания могут при меняться хорошо очищенные легкие и средние индустриальные масла вязкостью до 55 мм2 / с. Скорость подачи масла регулируется подбором размеров и числа фитилей. [8]

Недостатками фитильного смазывания являются незначительная подача масла и малый отвод теплоты. Лучшими противоиз-носными качествами по сравнению с фитилями из ниток обладают фитили из фетра. [9]

При фитильном смазывании рекомендуется, чтобы фитиль упирался в маслоподъемный корпус, примыкающий к внутреннему кольцу подшипника на уровне зазора плавания сепаратора. [10]

В некоторых случаях осуществляется фитильное смазывание , когда жидкий смазочный материал подводится от бачка к поверхности трения с помощью фитиля под действием капиллярных сил. Открытые со стороны масляной ванны подшипники качения редукторов смазываются тем же маслом, что и зубчатая передача, путем разбрызгивания или масляного тумана. [12]

В простейших случаях используют фитильное смазывание , обеспечивающее подачу масла в небольших дозированных количествах, причем фитиль выполняет роль надежного фильтра. Чаще фитиль располагают прилегающим к конусной шайбе на валу, распыляющей при своем вращении подсасываемое масло. Фитильное смазывание применяют для подшипников малых и средних размеров. Оно обеспечивает циркуляцию смазочного материала и вымывание продуктов износа, может быть использовано при вертикальном и горизонтальном положениях вала для подшипников, работающих при частотах вращения выше предельной. [13]

В простейших случаях используют фитильное смазывание , обеспечивающее подачу масла в небольших дозированных количествах, причем фитиль выполняет роль надежного фильтра. Чаще всего фитиль прилегает к конусной шайбе на валу, распыляющей при своем вращении подсасываемое масло. Фитильное смазывание применяют для подшипников малых и средних размеров. Оно обеспечивает циркуляцию смазочного материала и вымывание продуктов износа, может быть использовано при вертикальном и горизонтальном положениях вала для подшипников, работающих при частотах вращения выше предельной, указанной в каталоге. Недостатками фитильного смазывания являются незначительная подача масла и малый отвод теплоты. Лучшими противоизнос-ными качествами по сравнению с фитилями из ниток обладают фитили из фетра. [14]

Источник

Большая Энциклопедия Нефти и Газа

Фитильная масленка

Фитильные масленки ( рис. 225, б), работа которых основана на принципе сифона, обеспечивает равномерную подачу масла к трущимся поверхностям. [1]

Фитильные масленки ( см. рис. 23.11) обеспечивают непрерывность подачи масла, фильтруя его при прохождении через фитиль. Фитильное смазывание основано на принципе сифона, осуществляемого капиллярами хлопчатобумажного фитиля. Конец фитиля, вставленный в трубку масленки, должен быть ниже дна масляного резервуара. Недостатком этих масленок является зависимость подачи масла от его уровня в масленке, а также расход масла в нерабочий период. [2]

Фитильные масленки необходимо наполнять маслом не менее чем на половину высоты выступающей трубки. [3]

Фитильная масленка ( рис. 19, б) также действует непрерывно, но масло из нее попадает к месту смазки через фитиль 1, способствующий очистке масла от грязи и обеспечивающий дозировку смазки. Масло подается к месту смазки, если направленный туда конец фитиля расположен ниже второго его конца, находящегося в резервуаре 2 масленки. Количество подаваемого масла регулируется за счет плотности скрутки фитиля и его установки. Чем плотнее скручен фитиль, помещенный в масленке, тем меньше подача масла. [4]

Фитильные масленки ( рис. 232, б) обеспечивают равномерную подачу масла к трущимся поверхностям. [5]

Фитильные масленки ( рис. 225, б), работа которых основана на принципе сифона, обеспечивает равномерную подачу масла к трущимся поверхностям. [6]

Фитильная масленка обеспечивает непрерывную подачу масла через фитиль. Недостаток ее заключается в том, что она подает масло в подшипники и тогда, когда они не работают. Капельная масленка перемещением иглы позволяет регулировать смазку и в нерабочее время прекращать подачу масла. [7]

Фитильные масленки ( см. рис. 12.11) обеспечивают непрерывность подачи масла, фильтруя его при прохождении через фитиль. Фитильное смазывание основано на принципе сифона, осуществляемого капиллярами хлопчатобумажного фитиля. Конец фитиля, вставленный в трубку масленки, должен быть ниже дна масляного резервуара. Недостатком этих масленок является зависимость подачи масла от его уровня в масленке, а также расход масла в нерабочий период. [9]

Фитильные масленки ( см. рис. 18.11) обеспечивают непрерывность подачи масла, фильтруя его при прохождении через фитиль. Фитильное смазывание основано на принципе сифона, осуществляемого капиллярами хлопчатобумажного фитиля. Конец фитиля, вставленный в трубку масленки, должен быть ниже дна масляного резервуара. Недостатком этих масленок является зависимость подачи масла от его уровня в масленке, а также расход масла в нерабочий период. [10]

Фитильная масленка с автоматически сохраняемой равномерностью подачи показана на фиг. Посредством опрокинутого прозрачного резервуара / обеспечивается автоматическое сохранение уровня масла в основном резервуара 2, который питает фитиль. Клапан в резервуаре / не позволяет маслу вытекать при установке и снятии резервуара для наполнения его маслом. [12]

Фитильные масленки широко распространены во многих отраслях машиностроения, там, где допускается умеренная и относительно неравномерная смазка. [13]

Фитильные масленки ( рис. 166, б), работа которых основана на принципе сифона, обеспечивают равномерную подачу масла к трущимся поверхностям. [14]

Фитильные масленки ( рис. 315, г), работа которых основана на принципе сифона, обеспечивают равномерную подачу масла к трущимся поверхностям. Недостаток фитильных масленок заключается в том, что масло из них подается в подшипник и тогда, когда вал не вращается. [15]

Источник

Системы и способы смазки трибомеханических систем

1. Системы и способы смазывания.

2. Смазка передач, резьбовых соединений.

3. Централизованная подача смазочных материалов.

СИСТЕМЫ И СПОСОБЫ СМАЗКИ ТРИБОМЕХАНИЧЕСКИХ СИСТЕМ

Смазка трущихся поверхностей деталей машины необходима для уменьшения сопротивления трения и обусловленной им потери энер­гии, уменьшения износа и нагрева деталей, а также для оказания дем­пфирующего действия и предохранения поверхностей от коррозии во время бездействия машины. Таким образом, смазка оказывает сма­зывающее, демпфирующее, защищающее от коррозии и охлаждаю­щее действие. В поток смазочного масла отводится как теплота тре­ния, так и притекающая к поверхностям трения теплота от горячих частей машины, как например, в паровых турбинах, в двигателях внутреннего сгорания, в насосах для перекачки горячих жидкостей. Потоком масла выносятся также из зоны трения продукты износа.

Классификация смазочных систем

Смазочные системы представляют собой совокупность устройств, обеспечивающих дозированную доставку смазочного материала к поверхностям трения, и, при необходимости, ее возврат в смазочный бак. В соответствии с ГОСТ «Системы смазочные. Термины и определения», все смазочные системы, применяемые в различных областях промышленности, классифицируют:

    по виду смазочного материала;по числу смазываемых пар трения;по способу подключения к точке смазки;по способу использования смазочного материала;по способу дозирования;по режиму подачи;по типу привода;по способу управления.
Читайте также:  Перевод терминов способы перевода

По виду смазочного материала различают смазочные системы с жидким — жидкостные смазочные системы и густым (пластичным) смазочным материалом — пластично-смазочные системы. В свою очередь в составе жидкостных смазочных систем выделяют масляно-воздушные системы, в которых смазочный материал транспортируется к парам трения сжатым воздухом.

По числу смазываемых пар трения, обеспечиваемых смазочным материалом от одного смазочного нагнетателя, различают индивидуальные смазочные системы, предназначенные для смазывания одной пары трения и централизованные, обслуживающие несколько пар трения.

По способу подключения к точке смазки различают раздельные смазочные системы, в которых смазочный насос или заливная масленка присоединяются к одной или нескольким парам трения только на время подачи смазочного материала, и нераздельные смазочные системы, в которых смазочный нагнетатель или наливная масленка присоединены к точке смазки постоянно.

По способу использования смазочного материала смазочные системы подразделяют на циркуляционные и проточные. В циркуляционных системах — смазочных системах с многократным использованием смазочного материала — масло поступает к узлу трения, смазывает его, отводит от него теплоту и возвращается в резервуар, где охлаждается, очищается, после чего вновь подается к узлу трения.

К проточным смазочным системам относятся системы с однократным использованием смазочного материала. Так в пластично-смазочных системах консистентная смазка, пройдя через зазор между трущимися поверхностями, в большинстве случаев утрачивает свои смазочные свойства, и постепенно выдавливаясь наружу, теряется безвозвратно.

По способу дозирования различают смазочные системы объемного и дроссельного дозирования.

По режиму подачи различают смазочные системы непрерывного и периодического действия. Для первых характерна непрерывная подача смазочного материала к парам трения в течение всего времени работы смазываемого объекта, а в смазочных системах периодического действия — периодическая.

По типу привода смазочного нагнетателя выделяют смазочные системы с ручным, механическим, электрическим, гидравлическим и пневматическим приводом.

По способу управления циклом смазки различают смазочные системы: с ручным управлением, когда заданные параметры режима смазывания обеспечиваются оператором, полуавтоматическим управлением, когда смазочная система приводиться в действие вручную, а затем работает без участия оператора до завершения рабочего цикла; автоматическим управлением, обеспечивающим заданные режимы смазывания без участия оператора.

Классификация простейшей смазочной системы, состоящей из смазочного шприца (рис. 1, а) и прессмасленки (рис. 1, б) в соответствии с ГОСТ «Смазочные системы. Термины и определения» выглядит следующим образом: «Жидкостная, индивидуальная, раздельная, проточная, объемного дозирования, периодического действия с ручным приводом и ручным способом управления смазочная система».

Рис. 1. Элементы индивидуальной раздельной смазочной системы:

а — смазочный шприц; б — пресс-масленка

Для смазки редко работающих зубчатых передач, редукторов и подшипников скольжения часто применяется закладная смазка, когда смазочный материал закладывается в узел трения при его сборке и обновляется при плановом или предупредительном ремонте.

В ряде случаев достаточно эффективной является картерная смазка, которая осуществляется окунанием узлов трения в процессе работы механизма в масляную ванну и разбрызгиванием смазочного материала в замкнутом пространстве, в котором размещены смазываемые детали.

Зубчатое и червячное зацепления

В зависимости от конструкций передачи и скорости применяют ручное, капельное и картерное смазывание. Последнее подразделя­ется на смазывание погружением, фитильное, струйное с естествен­ным охлаждением и струйное с искусственным охлаждением.

Вручную периодически подают пластичный СМ в зацепление тихоходных открытых зубчатых передач. СМ быстро загрязняется.

В тяжелонагруженных открытых передачах лучше применять капельное смазывание, используя наиболее вязкие сорта масел. Пе­редачи выполняют открытыми, когда трудно установить кожух или же его стоимость выше расходов на потери СМ.

Смазывание погружением широко применяют при окружных ско­ростях не выше 13 м/с, а в червячных передачах — не выше примерно 10 м/с, по начальной окружности червяка. При больших скоростях СМ сбрасывается с зацепления центробежной силой и, кроме того, резко возрастает сопротивление движению, вызывая нагрев редук­тора.

При больших скоростях зубчатых колес смазочное масло вспе­нивается, вследствие чего резко ухудшаются его смазочные свойства и отвод теплоты от рабочих поверхностей. Для ограничения разбрыз­гивания и уменьшения вспенивания масла при высоких скоростях рекомендуется устанавливать сетчатый желоб (рис. 2).

Рис. 2. Установка сетки для ограничения разбрызгивания масла

Смазывание зацепления способом погружения протекает так: зубья зачерпывают масло, которое удерживается на них благодаря силам адгезии и вязкости. Начиная с некоторой скорости, эти силы преодолеваются центробежной силой, и масло не удерживается на зубьях до момента вступления их в зацепление. В этом случае в за­цепление попадает масло, отбрасываемое колесом и стенками корпу­са или оседающее из масляного тумана, заполняющего корпус. По­груженные в масляную ванну зубья вовлекают масло в движение в сторону вращения. В обратную сторону масло течет вдоль стенок корпуса под влиянием образовавшегося подпора. Благодаря этому создается циркуляция масла в картере, улучшается теплоотдача.

Следует избегать в конструкции картера ребер, так как они ухуд­шают циркуляцию масла. Высокий уровень СМ вызывает нагрев ре­дуктора даже при умеренных скоростях. Обычно бывает достаточно погружения зубчатого колеса в масляную ванну на тройную высоту зуба. В весьма тихоходных редукторах самое тихоходное колесо (ко­торое желательно выполнять без выступающих ребер) погружают настолько, чтобы в ванну погружались колеса остальных пар. При скоростях, близких к предельным, недопустимо погружать колеса более чем на высоту зуба, но менее, чем на глубину 10 мм. В коничес­ких передачах необходимо погружать зуб по всей его длине. Червяк следует погружать на глубину не более высоты его винта, а при боль­ших скоростях — помещать над колесом. При верхнем расположении червяка для улучшения условий смазки пригодно устройство из двух волнистых дисков, прикрепленных к торцовым поверхностям червя­ка (рис. 3).

Рис. 3. Подача смазочного материала к червяку волнистыми дисками

В конических редукторах с вертикальными валами и быстро­ходных двухступенчатых цилиндрических или комбинированных редукторах для обеспечения надежной и конструктивно приемлемой смазочной системы сочетают смазывание погружением с другими методами — смазоч­ным кольцом, поливом при помощи кольца и скребка, устройством дополнительных ванн, вспомогательных сма­зочных шестерен, брызгалок и т. п.

Смазывание свободным смазочным кольцом можно применять в вертикальных цилиндрических редукторах (рис. 4) и конических ре­дукторах с вертикальным ва­лом. На рис. 5 показан ре­дуктор, в котором зацепление смазывается поливом. Масло из картера захватывается же­лобчатым кольцом, затем сни­мается с кольца скребком и далее по лотку направляется в зацепление.

Рис. 4. Смазывание второй ступени вертикального редуктора посредством смазочного кольца: 1 — масляная ванна; 3 — промежуточный вал; 2 — смазочное кольцо

Рис. 5. Смазывание редуктора Рис. 6. Смазывание зацепления

поливом масла: 1 — масляная ванна; при помощи вспомогательной

2 — маслоподъемное кольцо; шестерни: 1 — масляная ванна;

3 — скребок; 4 — лоток, направляющий 2 — вспомогательная смазочная

масло в зацепление шестерня

Вспомогательную смазочную шестерню (рис. 6) устанавли­вают обычно для смазки непогруженного в масло зубчатого колеса быстроходной ступени. Шестерню изготовляют из текстолита, а для уменьшения взбалтывания масла ее делают шириной в 2-3 раза мень­ше ширины рабочего колеса. При прямозубых колесах шестерню ус­танавливают посередине рабочего колеса, при косозубых колесах — ближе к тому торцу, у которого зубья раньше входят в зацепление. Последнее объясняется тем, что в косозубых колесах поступающее в зацепление масло выдавливается в направлении отстающего конца зуба. В конических передачах вспомогательную шестерню ставят у большего основания рабочего колеса.

При повышенных скоростях струя масла с торцов косозубых шевронных и конических колес может быть слишком обильной для подшипников качения и вызвать их перегрев. В таких случаях требу­ется установка маслоотражательных колец. В колесах со сплошным шевроном во избежание гидравлического удара вследствие защемле­ния масла рекомендуется располагать угол шеврона так, чтобы за­цепление начиналось с него.

Читайте также:  Какие есть способы эвакуации населения

Применение дополнительной ванны для смазки быстроходной ступени комбинированного коническо-цилиндрического редуктора показано на рис. 7. Дополнительная ванна при сборке заполня­ется маслом отдельно, а затем питается маслом, забрасываемым цилиндрической парой. В дополнительной ванне должен быть пре­дусмотрен слив избыточного масла и козырек для предупреждения осушения ванны вследствие разбрызгивания масла коническими ко­лесами.

Коробки передач, работающие при небольших нагруз­ках и скоростях, и аналогичные им зубчатые механизмы с недоста­точно герметичным корпусом имеют проточное смазывание, осуще­ствляемое деталями. В масляный резервуар, расположенный в верх­ней части корпуса коробки передач, заливается вручную СM, откуда он растекается к смазываемым местам по трубкам, снабженным фити­лями.

Рис. 7. Дополнительная ванна для Рис. 8. Смазочная система смазки редуктора: 1 — масляная ванна; коробки передач вертикально —

2 — дополнительная ванна; 3 — сливной сверлильного станка: I — насос;

желоб; 4 — козырек 2 — фильтр; 3 — распылитель

Струйная смазка применяется в тех случаях, когда окружная ско­рость колес выше предельно допустимой для смазывания погружени­ем, или при вертикальных валах, где смазывание погружением непри­емлемо, как, например, в механизме головки вертикально-сверлиль­ного станка (рис. 8). Струйная смазка является циркуляционной и осуществляется при помощи насоса и форсунок.

При подаче масла сверху в зависимости от его вязкости доста­точно избыточного давления 10-15 кПа, а при подаче снизу — 60-80 кПа. При окружной скорости до 20 м/с на прямозубых и до 50 м/с на косозубых и шевронных колесах масло подается в зону зацепле­ния. При больших окружных скоростях во избежание гидравличес­кого удара применяют самостоятельный полив маслом шестерни и колеса со смещением места полива от линии соприкасания колес. При очень больших скоростях масло направляют в торец шестерни, с тем, чтобы только часть его попадала в зацепление, а остальная часть про­изводила охлаждение. Во всяком случае, при очень больших скорос­тях струю надо направлять со стороны входа зубьев, а не выхода их из зацепления, иначе на рабочих поверхностях зубьев в зоне воздей­ствия струй могут возникнуть эрозионные повреждения. Подобное наблюдалось на зубьях колес, работавших с окружной скоростью 93 м/с: на головках зубьев образовались дефектные зоны, по внешне­му виду напоминающие выкрашивание, но являющиеся результатом эрозии.

Преимущества струйной смазки — боль­шая надежность, отсутствие взбалтывания масла и излишних потерь на трение и нагрев.

Рис. 9. Центробежное смазывание зубчатого зацепления: а — смазывание вала; б — смазы вание с дополнительным подводом масла

В последнее время все более внедряется центробежное смазывание зубчатого зацеп­ления, отличающееся достаточной надежно­стью. При этом способе масло под действи­ем центробежной силы поступает в зацепле­ние через сверления во впадинах зубьев. По­дачу масла можно регулировать количест­вом и диаметром отверстий на определен­ный минимум. Она приспосабливается авто­матически к скорости вращения колес. Пред­ставление о центробежном смазывании дает рис. 9.

Простейшие методы смазывания — покрытие винта мазью, руч­ной поливкой открытых горизонтальных винтов и подача СМ в гай­ку при помощи колпачковых масленок — применяют в легкодоступ­ных, не сильно нагруженных винтах. Фитильное смазывание приме­няют для горизонтальных и вертикальных винтов, роликовую смаз­ку — для горизонтальных винтов. Последняя обеспечивается при по­мощи ролика, прижатого пружиной, чем достигается равномерная и экономичная подача СМ. Более надежным является пластичный СМ или смазка жидким СМ от централизованной системы узла (машины).

Условия смазки в винтовой паре крайне неблагоприятны — тре­ние является граничным. Чтобы адсорбированная пленка СМ не раз­рушилась, ограничивают величину давления. В предположении рав­номерного распределения давления по всей рабочей поверхности на­резки принимают для стального винта и чугунной гайки [р] = 8 МПа, для бронзовой гайки [р] 12 МПа, для бронзовой или стальной гайки нажимных устройств прокатных станов [р] = 15. 20 МПа.

На долговечность рабочих поверхностей винта и гайки влияют не только материалы, из которых они сделаны, и их термическая обработ­ка, но и вид СМ и способ подачи его к трущимся поверхностям. Так, при тяжелых условиях работы нажимных механизмов блюмингов и слябингов наилучшей оказался СМ вязкостью 5-7 ВУ100 . Целесооб­разно применение присадок, улучшающих смазочную способность СМ.

В тяжелонагруженных винтах успешно применяют подачу СМ через радиальные сверления от наружной поверхности гайки или через два параллельных канала, имеющих по четыре радиальных сверления.

Существует много методов смазывания подшипников качения: разбрызгиванием от вращающихся шестерен, фитильный, погруже­нием, масляным туманом, струйный. При малых скоростях сколь­жения применяют пластичные СМ для подшипников качения. Суще­ствует мнение (А. Пальмгрен), что при небольших нагрузках и высо­ких скоростях скольжения подшипники качения могут работать в ре­жиме гидродинамического трения.

На рис. 10 показаны наиболее простые методы смазывания подшипников качения — фитильный и погружением.

На рис. 11 показана более сложная конструкция подвода СМ к шарикоподшипнику, расположенному на вертикальном валу (патент США № 000). Подшипниковый узел имеет радиальный подтипник 5, установленный на цапфе 4 вала 1. Между подшипником и бур­тиком вала установлены втулка 3 и маслоотражательное кольцо 2, вращающиеся вместе с валом и прижатые друг к другу с помощью шайбы 8. Снаружи узел закрывается крышкой 7 с масляной пробкой 6. Корпус 9 имеет фланец 10, расположенный с незначительным зазо­ром относительно втулки 3. Маслоотражательное кольцо 2 имеет кольцевой выступ 11, входящий с зазором в канавку корпуса. Так как кольцо 2 имеет коническую наружную поверхность с максимальным диаметром вблизи подшипника 5, при вращении вала с большой час­тотой

Рис. 10. Смазывание подшипников качения: а — фитильное, б — погружением (стационарная ванна или проточное смазывание); 1 — распылительный конус; 2 — пружина; 3 — фитиль

масло, имеющееся в канавке корпуса, под действием центро­бежной силы подается к подшипнику. Маслоотражательное кольцо 2 изготовлено из сплава

бронзы, имеющего пористость 30-40% от объема детали. Поэтому при остановке вала или вращении его с малой частотой кольцо насыщается имеющимся в узле избыточным мас­лом, предотвращая его вытекание. При вращении вала с частотоймин-1 масло, содержащееся в кольце 2, под действием центро­бежной силы поступает в подшипник 5.

Рис. 11. Подвод смазочного материала к

шарикоподшипнику вертикального вала

Приведем еще пример принудительного смазывания подшипни­ка вала редуктора (японский патент № ). Конструкция со­держит подпружиненный плунжер 1 (рис. 12), установленный на скользящей посадке в расточке ступицы червячного колеса 3. Плун­жер с помощью пружины 4 постоянно упирается в направляющую 2, на которой выполнен кулачок. При вращении колеса 3 плунжер под действием пружины устанавливается в крайнее нижнее положение, при этом масло из углубления г на колесе затекает в полость а по каналу в. При попадании плунжера на кулачок направляющей 2 он совершает рабочий ход, сжимая пружину 4 и выталкивая порцию масла через отверстие б в сторону подшипника 5.

Рис. 12. Принудительное смазывание подшипника вала редуктора

В цепных передачах, помимо уменьшения интенсивности изна­шивания и сил трения, смазка снижает шум. Глушение шума тем эффективнее, чем выше вязкость CM. G другой стороны, СМ должен быть достаточно текучим, чтобы хорошо заполнять зазоры между деталями в шарнирных соединениях. Эффективным СМ может быть MoS2, обладающий антиизносными свойствами. Перед сборкой це­пей рекомендуется также обработать детали пастой MoS2. Цепи, ра­ботающие при повышенных температурах (120-200°С), должны сма­зываться особо густыми пластичными смазками. При температурах свыше 200°С рекомендуется применять дисперсию MoS2 в легко испаряющемся синтетическом масле.

Способы подачи СМ в шарни­ры цепи выбирают в зависимости от скорости последней. Наиболее целесообразен подвод СМ на внутреннюю сторону цепи; под действи­ем центробежных сил СМ будет подаваться в зазоры шарниров цепи. Метод смазывания в зависимости от ее скорости различен. По лите­ратурным данным при скорости цепной передачи до 4 м/с можно при­менить периодическое смазывание ручной масленкой или длитель­ное смазывание, так чтобы подача СМ была в пределах 4-10 капель в минуту. При скорости 4-8 м/мин применяется капельное смазывание с подачей 20 капель в минуту. Возможно смазывание погружением. При скорости выше 8 м/с рекомендуется циркуляционное смазыва­ние с подачей СМ насосом. С повышением скорости передачи и удель­ных давлений в цепи обычно вязкость СМ увеличивают.

Читайте также:  Способы получения 2 метилбутена 2

Рис. 13. Устройство для смазывания звездочки цепной передачи

На рис. 13 показано устройство для смазывания звездочки цеп­ной передачи (японский патент № ). Конструкция звездочки имеет автоматическую подачу СМ в зону контакта роликов цепи с зубьями звездочки. Вставка 1, соответствующая профилю зуба, уста­новлена в направляющие 2 гнезда звездочки 3. В теле вставки имеет­ся камера а, заполненная смазочным материалом и открытая во впа­дину между зубьями тремя расходящимися калиброванными отвер­стиями б. Снизу камера закрыта пробкой 4 с центральным отверсти­ем г и невозвратным клапаном 8. Отверстие г снизу закрыто сильфоном 7. Вставка 1 установлена на болты 5 и упругие опоры 6, она мо­жет перемещаться в радиальном направлении в пределах длины от­верстий в. В осевом направлении вставка удерживается двумя план­ками, приваренными к торцам звездочки.

При работе цепной передачи вставка совершает возвратно-поступательное движение. При сжатии сильфона/клапан 8 открывается и СМ давлением воздуха вытесняется во впадину между зубьями. При движении вставки вверх клапан 8 перекрывает отверстие г.

Подвод СМ к фрикционным парам трения производится с целью обеспечения стабильного коэффициента трения, а следовательно, по­стоянного момента сил трения, уменьшения интенсивности изнаши­вания трущихся поверхностей и для лучшего теплоотвода. В некото­рых случаях смазка бывает неизбежна, если фрикционная пара (на­пример, муфта) встроена в шестеренную коробку или иной узел, где имеются смазываемые детали. При этом выбор СМ для фрикцион­ной пары определяется из общих соображений смазывания всего узла, включая другие пары трения.

Установлено, что с увеличением вязкости СМ уменьшается ин­тенсивность изнашивания фрикционных пар, но при этом ухудшает­ся теплоотвод и увеличивается время включения, например, фрикци­онных муфт.

Централизованная подача смазочных материалов

Во многих машинах число точек смазки бывает очень большим; так, 3-тонный грузовой автомобиль с задним и передним ведущими мостами имеет 59 смазочных точек (две из них требуют ежедневной смазки), экска­ватор имеет около 100 точек (из них 25 требуют ежедневной смазки).

Применение масленок для индивидуальной периодической смаз­ки (колпачковых и напорных) требует значительной траты времени и при большом числе смазочных точек могут быть пропуски. Исполь­зование масленок с непрерывным вытеснением СМ не освобождает от траты времени на их заполнение, наблюдение за наличием СМ и включение и выключение его подачи при пуске и остановке машины.

Упрощение ухода за смазочной системой и ее надежность дости­гается применением многоточечных смазочных насосов (для мази) с механическим приводом, а иногда с ручной прокачкой. В некоторых моделях автомобилей пластичный СМ ко всем точкам подается цен­трализованно от смазочного насоса с ножным приводом. На некото­рых тяжелых грузовых автомобилях шведского производства уста­навливают автоматическую смазочную систему, которая работает от электронного блока управления. Промежутки подачи СМ можно ре­гулировать от 10 мин до 3 ч в зависимости от условий эксплуатации автомобиля. По сигналу блока управления открывается клапан, в пневмонасос поступает сжатый воздух. Насос начинает рабочий ход, повышая давление в смазывающей магистрали, и поршни дозирую­щих клапанов подают к точкам смазки заранее определенные и стро­го отмеренные количества СМ. Затем поршни возвращаются, а кла­паны «заряжаются» очередной порцией СМ. Работа системы не зави­сит от износа подшипников или изменения вязкости СМ. На рис. 14 в качестве примера оснащения централизованной системы смазки пластичным СМ приводится кривошипный пресс на давление 20 тс.

Рис. 14 Централизованное сма­зывание кривошипного пресса:

1 — ползун; 2 — направляющие; 3 —ручная станция пластичной смаз­ки; 4 — магистральный мазепровод; 5 — подшипник кривошипного вала; 6 — питатели; 7 — зубчатое ко­лесо; 8 — гибкий рукав; 9 — головка шатуна; 10 — электродвигатель; 11 — опоры вала шкива клиноременной передачи

Наиболее совершенными смазочны­ми устройствами являются станции пла­стичной смазки, обслуживающие боль­шое количество точек. Станции распо­лагаются на большом расстоянии от то­чек смазывания, подают смазку и мас­ла в труднодоступные места и к авто­матически дозирующим питателям, рас­положенным около узлов трения. Наша промышленность выпускает ручные станции производительностью 12 см3 за цикл и автоматические производитель­ностью 100 и 500 см3/мин. Такие станции находят, в частности, применение для смазки механического оборудования прокатных цехов. СМ из герметически закрытого резервуара станции поступа­ет по трубопроводам к узлам трения, не засоряясь механическими примесями, что является важным достоинством это­го устройства.

Имеются централизованные смазоч­ные системы со смазыванием масляным туманом. При смазывании туманом ис­пользуется два компонента: масло и воз­дух. Воздух служит для диспергирования масла в генераторе, транс­портирования капель к поверхностям трения и дозирования подачи масла. Основными частями систем смазывания масляным туманом являются фильтр (сепаратор), регулятор воздуха с клапаном, генера­тор тумана, трубопроводы. При выборе системы смазывания масля­ным туманом необходимо исходить из требуемого количества масла, его давления на входе и выходе. Эффективность системы зависит от скорости воздуха, проходящего через генератор, которая обеспечи­вает необходимый вакуум в диффузоре и вязкость масла. При излиш­не большой вязкости возникает необходимость в подогреве масла.

При длительной работе системы смазывания масляным туманом возможно образование высоко — и низкотемпературных отложений, требующих периодической очистки коммуникаций. В зависимости от конкретных условий работы масла могут быть введены противоизносные и противозадирные присадки, ингибиторы коррозии и окис­ления. Перед началом работы узлы трения должны быть смазаны, чтобы избежать задира в начальный период работы системы смазы­вания масляным туманом. Если на такое смазывание переводят под­шипники, смазывавшиеся ранее пластичными СМ, то старый СМ необходимо удалить растворителями.

При эксплуатации систем смазы­вания масляным туманом необходимо следить за чистотой масла и воздуха во избежание забивки генератора тума­ном. Уровень масла в генераторе все­гда должен быть виден через прозрач­ный указатель. Необходимо также пре­дусмотреть меры по полной очистке от масла воздуха, выходящего из корпу­са узла трения в атмосферу.

Рассмотрим смазочное устройство для подачи пластичного СМ (патент США № 000). Устройство (рис. 15) подает СМ в дозированном ко­личестве к подшипниковым узлам. Оно имеет корпус 1, крышку 2, поршневой механизм

Рис. 15. Смазочное устройство для подачи пластичного смазочно­го материала к узлу трения

3 и пружину 4. К узлу трения устройство крепится штуцером 10 со сквозным сверле­нием, в штуцере смонтирован жиклер 11. Жиклер сменного диаметра выбирают в зависимости от вязкости СМ и требуемого его расхода. Отверстия а в крышке служат для прохода воздуха при работе, коль­цо 9 служит для уплотнения крышки и корпуса. Поршневой механизм состоит из пластикового поршня 8 и уплотнительного кольца 7 в ка­навке поршня. Кольцо изготовляют из неопреновой, силиконовой резин, полиуретана и др. Пружина 4 обеспечивает фиксированное давление на поршень и СМ и равномерное его течение из резервуара 6 в отверстие штуцера 10 и жиклера 11. Чистота поступающего в уст­ройство воздуха обеспечивается фильтром 5. При работе СМ от шприца (на рис. не показан) под высоким давлением поступает через масленку 12 в резервуар 6, при этом поршень 8 поднимается до упора. Под действием пружины СМ постоянно выдавливается из резервуара.

Для контроля подачи и состояния смазочного масла применяют контрольные и предохранительные устройства.

Вопросы для самостоятельного изучения:

1. Виды смазочных материалов. Перспективные смазочные материалы.

2. Присадки к маслам.

3. Пластичные смазочные материалы.

4. Металоплакирующие смазочные материалы.

5. Выбор смазочных материалов.

6. Контрольные и предохранительные устройства.

. ТРИБОТЕХНИКА. ИЗНОС И БЕЗЫЗНОСНОСТЬ

Источник

Оцените статью
Разные способы