- Как вести бухучет финансовых результатов организации
- Нормативная база
- Как строится учет
- Анализируем результат
- Финансовый результат в бухгалтерском учете. Как определять и учитывать?
- Как формируется финансовый результат в бюджетной организации?
- Критерии отнесения предприятия к бюджетной организации
- Нормативное регулирование учета в бюджетных организациях
- Формирование финансового результата у бюджетников — общие правила
- Итоги
Как вести бухучет финансовых результатов организации
Больше материалов по теме «Бухгалтерский учёт» вы можете получить в системе КонсультантПлюс .
Итог работы организации за период — финансовый результат, может быть выражен прибылью или убытком. Другими словами, компания может сработать и «в плюс» и «в минус». Чаще всего можно говорить о прибыли, но при неблагоприятных рыночных условиях бухгалтер вынужден фиксировать в учете убыток. Корректно выстроенная система бухучета финансовых результатов является базой для анализа финансового состояния организации. Учет финансовых результатов — наиважнейшая часть системы бухучета любого хозяйствующего субъекта.
Нормативная база
Говоря о нормативном регулировании учета финансовых результатов, остановимся, прежде всего, на двух ПБУ: 9/99 и 10/99, в которых речь идет о доходах и расходах организации. Первый документ утверждает принципы признания доходов, а второй посвящен вопросам признания расходов в БУ при определении финансового результата.
Действующие положения определяют финансовый результат компании как прирост или уменьшение его капитала в процессе хозяйственной деятельности. Конечный финансовый результат исчисляется как прибыль (убыток) от всех видов деятельности, скорректированный на сумму расходов, относимых на уменьшение величины прибыли.
Кроме названых ПБУ, учет финансовых результатов регулируют:
- ФЗ-402 от 6/12/11;
- План счетов БУ и инструкция по применению;
- ЛНА компании (рабочий план счетов, учетная политика).
Взаимоувязка показателей отчета о финансовых результатах и декларации по налогу на прибыль
Как строится учет
Учет строится исходя из формулы расчета фин. результатов: ФР = ФРп + ФРпр — Н + ОНА – ОНО – ШП, где:
- ФР – конечный фин. результат;
- ФРп – прибыль (убыток) от продаж;
- ФРпр – то же самое от прочих видов деятельности;
- Н – налог (на прибыль);
- ОНА – отложенные налоговые активы;
- ОНО – то же самое – обязательства;
- ШП – сумма санкций за нарушение законодательства в сфере НУ.
Инструкция по применению плана счетов требует учитывать прибыли и убытки на счете 99 БУ. По дебету здесь отразятся расходы, убытки компании, а по кредиту – доходы, прибыль. Сравнивая дебетовый и кредитовый обороты, получаем финансовый результат. Если получена прибыль, она будет зафиксирована по кредиту 99. Эта прибыль должна быть уменьшена на сумму соответствующего налога и на сумму санкций (если они применялись в отношении организации). Указанные суммы фиксируются по дебету 99.
На заметку! ПБУ 18/02 р.4 определяет сумму налога на прибыль как условный расход (доход), в зависимости от того, из какой суммы она определялась: прибыли либо убытка.
Основные проводки по счету 99 отражают:
- Дт 90 (99) Кт 99 (90) – списание прибыли(убытка);
- Дт 91 (99) Кт 99 (91) – списание сальдо прибыли (убытка) по прочим доходам, расходам.
Кроме того, в соответствии с формулой здесь могут отражаться условный расход, связанный с налогом на прибыль, санкции налогового характера, обязательства, перерасчеты по налогу на прибыль.
Счет 99 корреспондирует в конце года со счетом 84 («Нераспределенная прибыль/непокрытый убыток»), в зависимости от полученного фин. результата (стр. 2400 Отчета о фин. результатах):
- Дт 99 Кт 84 — если получена прибыль;
- Дт 84 Кт 99 — если имеет место убыток.
Основной вид деятельности компании по умолчанию приносит и львиную долю доходов, влияющих на прибыль.
Для учета хозяйственных операций в течение года здесь применяют счет 90 «продажи», открывают к нему субсчета, конкретизирующие учет. По кредиту 90 отражается выручка от продаж по ценам продаж, а по дебету:
- стоимость проданной продукции;
- НДС по проданным товарам;
- акцизные платежи.
Субсчета счета 90: 1 — выручка, 2 — стоимость продаж, 3 — НДС, 4 — акцизы, 9 — прибыль (убыток) от продаж. Помесячно выручка и сумма расходов (стоимость, НДС, акцизы) сравниваются между собой и выявляется финансовый результат, который отражается на субсчете 9 и списывается каждый месяц на прибыли (убытки): Дт 90/9 Кт 99 — прибыль, Дт 99 Кт 90/9 — убыток.
Приведем пример отражения операций на счете 90 «Продажи». Пусть (условно): выручка за период составила 2 000 000 руб., НДС — 20% в том числе, стоимость продукции – 900 000 руб., затраты на реализацию — 50 000 руб. Доходы, согласно учетной политике, признаются по отгрузке.
- Дт 62 Кт 90/1 — 2000000,00 — учтена выручка с продаж.
- 2000000:1,2 = 1666666,67. 2000000-1666666,67= 333333,33. Дт 90/3 Кт 68 — 333 333,33 — начислен НДС.
- Дт 90/2 Кт 43 (или 41) — 900000,00 — списана стоимость.
- Дт 90/2 Кт 44 — 50000,00 — расходы на продажу.
- 333333,33 + 900000,00 + 50000,00 = 1283333,33. 2000000,00 – 1283333,33 = 716666,67. Дт 90/9 Кт 99 716666,67 — учтена прибыль от реализации.
Прочие доходы / расходы учитываются на счете 91. Здесь обычно используются субсчета: 1 — доходы, 2 — расходы, 9 — сальдо доходов/расходов, а финансовый результат определяется сравнением кредитового оборота по субсчету 1 и дебетового по субсчету 2.
Проводки помесячно будут такими:
- Дт 91/1 (91/9) Кт 91/9 (91/2) – списан остаток по прочим доходам (расходам).
- Дт 91/9 (99) Кт 99 (91/9) – по итогам месяца зафиксирована прибыль (убыток) от прочей деятельности.
Налог на прибыль исчисляется и перечисляется с использованием отдельного субсчета сч. 68:
- Дт 99 Кт 68/прибыль;
- Дт 68/прибыль Кт 51.
По аналогии учитываются и санкции, о которых говорилось выше.
Аналитика по счетам учета фин. результатов формируется с целью обеспечения прозрачности данных, необходимых для работы с отчетом о прибылях и убытках, балансовыми показателями. Для повышения аналитичности, например, на счете 99 могут открываться отдельные с/счета: 1 — прибыли/убытки от обычной деятельности, 2 — аналогично от операционной деятельности (выявленные на сч. 91), 3 — от внереализационных операций (также выявленные на сч. 91), 6 – платежи по налогу на прибыль, санкции и др.
В учетной политике все указанные моменты должны быть отражены, принят рабочий план счетов. Нелишним будет прописать в этом документе и пути использования образовавшейся чистой прибыли:
- укрупнение уставного капитала;
- выплата дивидендов;
- капитальные вложения;
- погашение убытков прошлых периодов и др.
Они отражаются разнообразными проводками, например: Дт 84 Кт 84 — погашен убыток прошлых лет; Дт 84 Кт 75 (или 70, если речь идет о сотруднике) — отражены дивиденды.
Убытки покрываются за счет резервного, добавочного капитала, привлечения вкладов участников по Кт 84 счета.
Анализируем результат
На основе данных БУ, отражающих финансовый результат, проводится его анализ. Говоря о прибыли в аналитических целях, следует различать бухгалтерскую и экономическую прибыль. Первая рассчитывается, как показано выше, и отражается в отчете о прибылях и убытках. Экономическая прибыль предполагает учет неявных факторов в виде упущенной экономической выгоды (к примеру, величина процентов, которые можно было бы добавить к прибыли БУ, вложив средства в определенный финансовый проект).
И та и другая прибыль может быть проанализирована методами сравнительного анализа (один и тот же показатель анализируется по разным периодам, чаще всего по годам), структурного анализа (каждый показатель, влияющий на фин. результат, анализируется в общей величине таких показателей, в динамике), факторного анализа (отвечает на вопрос, как влияет каждый фактор на фин.результат и как связаны между собой эти факторы).
Выбор аналитических методов делается компанией исходя из специфики образования финансовых результатов, с опорой на показатели БУ.
Источник
Финансовый результат в бухгалтерском учете. Как определять и учитывать?
Для каждого, хоть немного сведущего в экономике человека, является очевидным факт, что конечный итог любого бизнеса — прибыль. А чтобы ее выявить, необходимо определить финансовый результат. Такая задача стоит исключительно перед всеми бухгалтерами.
1. Что представляет собой финансовый результат.
2. От чего зависит финансовый результат.
3. Как сформировать финансовый результат.
Логично, что первоначально компаниям интересен финансовый результат от обычных видов деятельности . Данные для его расчета и анализа группируются на счете 90 «Продажи» .
Отсюда вытекают следующие бухгалтерские записи, характеризующие финансовый результат за период:
Подобным образом выявляется финансовый результат от прочих видов деятельности компании.
Какие доходы можно отнести к прочим?
К примеру, это начисленные проценты к получению по вкладам, или предоставленным займам, активы компании, полученные в безвозмездное пользование, продажа ОС и т.п.
В качестве прочих расходов могут быть банковские расходы, проценты за пользование кредитами или займами, штрафы, списание дебиторской задолженности, балансовая стоимость реализованного ОС и т.д.
Все они собираются на счете 91 «Прочие доходы и расходы».
Сформировав итоговый финансовый результат нам необходимо начислить налог на прибыль:
Как видим, определение финансового результата – основополагающий аспект показателя эффективной деятельности организации.
Но, это лишь одно из звеньев в ведении бухгалтерского и налогового учета компании, а также финансового анализа предприятия в целом.
И освоить это под силу каждому из Вас!
Нужно только выбрать один из предложенных нами курсов: очно / дистанционно
Присоединяйтесь к нам в соц.сетях! Будьте в курсе событий!
Выбирайте любимый ресурс и кликайте!
Матасова Татьяна Валериевна — эксперт по вопросам налогового и бухгалтерского учета
Источник
Как формируется финансовый результат в бюджетной организации?
Критерии отнесения предприятия к бюджетной организации
Помимо того, что бюджетная организация по сути учреждена государством, существует еще ряд обязательных признаков для окончательной классификации:
- организация создана для выполнения определенных задач (и задачи эти установлены учредителем — государственной структурой);
- государственный учредитель на регулярной основе производит финансирование организации для выполнения ею поставленных задач — госзадания (финансирование выделяется из бюджета — отсюда и название «бюджетники»);
- в силу изложенных выше критериев, организация признается некоммерческой (с применением в деятельности правил и норм, касающихся НКО);
- как и прочие НКО, организация может осуществлять операции, приносящие доход и влекущие расходы помимо бюджетного финансирования.
С именно бюджетными организациями (учреждениями) не следует смешивать:
- автономные учреждения;
- казенные учреждения
Основные отличия представлены в таблице:
В виде субсидий в соответствии с госзаданием и на содержание имущества
• на выполнение госзадания;
• на содержание имущества;
• на исполнение публичных обязательств перед физическими лицами;
• на осуществление обязательных мероприятий
По бюджетной смете
Приносящая доход деятельность
Доходы поступают в распоряжение организации
Доходы поступают в распоряжение организации
Доходы зачисляются в бюджет
Счета в кредитных организациях
Только в органах Федерального казначейства
Только в органах Федерального казначейства
«Обычный» план счетов и инструкция, утв. приказом Минфина РФ от 31.10.2000 № 94н
План счетов для бюджетных учреждений и инструкция к нему, утв. приказом Минфина РФ от 16.12.2010 № 174н
План счетов для госорганов и инструкция к нему, утв. приказом Минфина РФ от 06.12.2010 № 162н
Бюджетные учреждения должны публиковать свою отчетность (например, через сайт в интернете)
Нормативное регулирование учета в бюджетных организациях
Как видно из приведенного сравнительного анализа, по степени привязки к госрегулированию рассматриваемые нами бюджетные организации находятся в середине между казенными и автономными. Поэтому при ведении учета вынуждены опираться и на нормы для частных компаний, и на нормы для тех, кто получает бюджетное финансирование.
При построении учетной модели и создании учетной политики бюджетные организации опираются на следующие НПА:
- закон от 06.12.2011 № 402-ФЗ «О бухучете»;
- план счетов по приказу Минфина РФ от 16.12.2010 № 174н;
- план счетов по приказу Минфина РФ от 01.12.2010 № 157н в части отражения оборотов, связанных с госфинансированием;
- приказ Минфина РФ от 30.03.2015 № 52н «О первичных документах госпредприятий»;
- приказ Минфина России от 06.06.2019 № 85н «О бюджетной классификации»;
- положения Бюджетного кодекса РФ.
Формы первичных документов, а также учетных регистров и отчетности для бюджетников вы можете найти в КонсультантПлюс. Получите пробный доступ к системе бесплатно и переходите в справочник.
В дополнение следует сказать, что бюджетные организации внутри самой группы подразделяются на несколько категорий:
- администраторы поступлений в бюджет (например, налоговые органы или внебюджетные фонды) — при этом иная деятельность таких учреждений является строго ограниченной;
- учреждения, находящиеся только на финансировании бюджета (не занимающиеся какой-либо приносящей иной доход деятельностью в силу тех или иных причин);
- учреждения с расширенными возможностями — находящиеся на госсубсидиях и при этом получающие иные доходы в рамках уставной деятельности (бюджетные организации образования, культуры, здравоохранения и т. п.).
Далее в этом материале рассматривается формирование финрезультата для организаций, относящихся к третьей (и самой многочисленной) группе бюджетников.
С 21.11.2020 действует обновленный порядок применения КОСГУ. Некоторые новшества вводятся с 01.01.2021. Подробнее о нововведениях узнайте в Обзоре от экспертов КонсультантПлюс. Если у вас нет доступа к правовой системе, получите пробный онлайн-доступ бесплатно.
Формирование финансового результата у бюджетников — общие правила
В отношении именно доходов и расходов рассматриваемых бюджетников применяются следующие принципы:
- К доходам в целях бухучета относятся все поступления в организацию, а именно:
- поступления бюджетных субсидий;
- поступления бюджетных грантов и аналогичных целевых перечислений;
ВАЖНО! Поступления от субсидий и грантов затем исключаются в налоговых регистрах для целей исчисления налога на прибыль (п. 1 ст. 251 НК РФ).
- доходы (поступления) от реализации товаров, работ, услуг третьим лицам;
- доходы от реализации товаров, работ, услуг государственным структурам (например, в рамках выполнения госконтракта);
- иные поступления, которые классифицируются как доход в рамках коммерческой деятельности (например, полученные штрафы и неустойки, результаты переоценки активов и т. п.).
- Расходы бюджетного учреждения могут происходить только по строго фиксированным направлениям (ст. 70 БК РФ), заложенным в утвержденную смету. Как правило, это:
- зарплата работников и обязательные взносы с нее в фонды;
- расходы на командировки, если того требует деятельность, представительские;
- компенсации работникам и иногда населению (установленные государством);
- расчеты за товары, работы, услуги, необходимые для обеспечения деятельности (выполнения госзадания). При этом госконтракт на такие услуги может заключаться по стандартной конкурсной процедуре, а может и не заключаться (и тогда бюджетная организация выступает просто как сторона по договору).
Таким образом, как можно видеть, формирование финрезультата бюджетной организации идет по заранее запланированному порядку, в соответствии с утвержденной учредителем сметой деятельности организации.
Результат деятельности бюджетной организации, являющийся предметом рассмотрения в настоящей статье, определяется с использованием счетов раздела 4 «Финансовый результат» плана счетов по приказу № 174н.
По п. 148 инструкции к приказу № 174н (далее — инструкция), счет 0 401 00 000 «Финансовый результат хозяйствующего субъекта» подразделяется на группировочные счета:
- 0 401 10 000 «Доходы текущего финансового года»;
- 0 401 20 000 «Расходы текущего финансового года»;
- 0 401 30 000 «Финансовый результат прошлых отчетных периодов»;
- 0 401 40 000 «Доходы будущих периодов»;
- 0 401 50 000 «Расходы будущих периодов».
На счете 0 401 10 000 «Доходы текущего финансового года» учитываются доходные поступления, которые можно признать в течение года, если одновременно выполняются 2 условия:
- определяется дата получения дохода (или дата перехода имущественного права);
- сумму дохода можно оценить.
Доходы на счете 0 401 10 000 группируются по субсчетам в зависимости от видов поступлений (сообразуясь со сметой доходов организации):
- 0 401 10 120 «Доходы от собственности» — по доходам, извлекаемым организацией из имеющегося у нее госимущества, не связанным с переходом права собственности. Характерный пример — сдача в аренду помещений.
ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ! Бюджетная организация может совершать сделки с госимуществом только с выполнением строгих условий, в частности, бывает нужно получать согласие собственника (государственной структуры). Но если сделка все же заключена — доходы относятся к собственным доходам организации и остаются в ее распоряжении.
Правила формирования бухгалтерских записей по плану счетов для бюджетников стандартные. То есть доход отражается по кредиту счета учета дохода.
Дт 0 205 21 560 (увеличение дебиторской задолженности по доходам от собственности) Кт 0 401 10 120.
- 0 401 10 130 «Доходы от оказания платных услуг» — большая часть рассматриваемых учреждений оказывает именно услуги. Услуги, оказанные за плату сверх госзадания, на допустимые для данного бюджетника виды деятельности, учитываются на этом счете.
- 0 401 10 140 «Доходы от сумм принудительного изъятия» — под принудительно изымаемыми суммами подразумеваются штрафные удержания с исполнителей при нарушении ими условий договоров с учреждением. Согласно разъяснениям Минфина РФ, данные поступления тоже относятся к собственным доходам, остающимся в распоряжении бюджетника (письмо от 24.11.2014 № 02-06-10/59651).
- 0 401 10 170 «Доходы по операциям с активами» используется для учета доходов от имущества (активов), которые не попали на счет 0 401 10 120 — от реализации имущества (с разрешения собственника), от оприходования годных к употреблению МПЗ, от демонтажа имущества и т. п.
- 0 401 10 171 «Доходы от переоценки активов» — на счете фиксируются все результаты производимых переоценок, в том числе курсовые разницы по долгам и средствам в инвалютах.
- 0 401 10 180 «Прочие доходы» — у бюджетной организации список достаточно обширен. В частности, на этот счет попадают (п. 150 инструкции):
- субсидии на выполнение госзадания;
- прочие целевые субсидии;
- бюджетные инвестиции;
- гранты и аналогичные поступления.
По счету 0 401 20 000 «Расходы текущего финансового года» фиксируются произведенные расходы (согласно смете). Счет тоже имеет группировочные счета с разной кодировкой:
- 0 401 20 210 «Расходы по оплате труда и начислениям на выплаты по оплате труда» — применяется с дальнейшей группировкой по КОСГУ (последние 3 цифры):
- 211 — расходы по обычной зарплате;
- 212 — прочие выплаты и компенсации;
- 213 — начисления в фонды по зарплатным и прочим выплатам;
- 0 401 20 220 «Расходы на оплату работ, услуг» — в разбивке по видам работ и услуг по КОСГУ.
- 0 401 20 270 «Расходы по операциям с активами» — здесь отражают амортизацию, единовременное списание стоимости передаваемых в производство объектов (по учетной политике), потери от естественной убыли МПЗ по законодательно установленным нормам.
- 0 401 202 90 «Прочие расходы» — на счете группируются иные расходы, допустимые в пределах сметы, но не относящиеся к перечисленным выше группам (например, проценты за пользование долговыми средствами).
Когда завершается отчетный год, необходимо выполнить закрытие счетов учета доходов и расходов по этому году. Для этих действий предназначен счет 0 401 30 000 «Финансовый результат прошлых отчетных периодов». Получившиеся сальдо по счетам доходов и выбытий закрываются (списываются) на счет калькуляции финрезультата. Итоговое сальдо по 0 401 30 000 после проведения всех закрытий за текущий год и даст представление о том, каков финрезультат организации на отчетную дату.
ВАЖНО! Полный порядок закрытия года бюджетной организацией с типовыми проводками на 0 401 30 000 представлен в инструкции к приказу № 157н. Помимо указанных выше счетов, в зависимости от типа бюджетной организации, проводки по закрытию могут дополняться списанием итоговых сальдо по счетам внутриведомственных расчетов, расчетов с финансовым органом и т. п. Кроме того, в деятельности бюджетных организаций тоже существует такое понятие, как доходы и расходы, относящиеся к будущим периодам, которые необходимо учесть при формировании финрезультата. Также не следует забывать о том, что операции в части, не относящейся к расчетам по госзаданиям, подлежат налогообложению, что тоже влияет на окончательный результат — чистую прибыль либо убыток бюджетной организации.
Итоги
Финрезультат в бюджетной организации формируется по общим правилам бухгалтерского учета, но с применением отдельного плана счетов и специфических требований, сформулированных специально для бюджетников. Базой для корректного формирования доходов и расходов является утвержденная смета учреждения-бюджетника. Окончательный финрезультат за отчетный период формируется путем закрытия счетов учета доходов и расходов на специально предназначенный для этого счет по бюджетному плану счетов.
Еще о затронутых аспектах бюджетного учета:
Источник