Финансовый механизм это совокупность способов формирования
Реализация целей и задач финансовой политики осуществляется с помощью применения различных приемов организации финансовых отношений на централизованном и децентрализованном уровнях, которые в совокупности определяют содержание механизма достижения целей и задач финансовой политики или финансового механизма.
Финансовый механизм — совокупность видов, форм организации финансовых отношений, специфических методов формирования и использования финансовых ресурсов и способов их количественного определения.
Вид организации финансовых отношений является исходным первичным элементом финансового механизма, поскольку определяет способ их выражения и проявления в соответствующих финансовых ресурсах. В финансовой науке выделяют виды финансовых ресурсов, каждый из которых является результатом распределительного процесса как на макроуровне, так и при формировании денежных доходов и накоплений в рамках отдельной организации.
На практике в сфере государственных и муниципальных финансов в процессе мобилизации доходов в бюджет органов государственной власти и местного самоуправления и бюджеты государственных внебюджетных фондов используются конкретные виды налоговых платежей (налог на прибыль организаций, налог на доходы физических лиц, НДС, акцизы и т.д.) и виды неналоговых поступлений (дивиденды по акциям, принадлежащим государству, проценты по бюджетным кредитам, суммы пени и штрафов за нарушение бюджетного законодательства и т.д.).
В ходе предоставления бюджетных средств используются конкретные виды бюджетных расходов — на финансирование соответствующих отраслей экономики, на содержание аппарата управления, на реализацию целевых программ, на обслуживание долговых обязательств субъектов власти на всех уровнях бюджетной системы РФ и прочие расходы.
В сфере финансов субъектов хозяйствования примерами видов финансовых ресурсов коммерческих организаций являются взносы учредителей в денежной форме в уставный (складочный) капитал организации, прибыль, амортизационные отчисления, а некоммерческих организаций -доходы от оказания платных услуг, доходы от сдачи имущества в аренду, взносы учредителей, членские взносы и т.д.
Под формой организации финансовых отношений понимается внешний порядок их организации, т. е. установление механизма аккумуляции, перераспределения и использования финансовых ресурсов и условий его реализации на практике. В ходе организации бюджетных отношений используются различные формы расходов бюджетов (ст. 69 БК РФ), формы поступления средств в процессе межбюджетного распределения и перераспределения финансовых ресурсов (отчисления от регулирующих доходов, дотации, субвенции и др.).
При формировании налоговых доходов бюджета в порядок их образования будут включаться регламентируемые нормами налогового права источник уплаты налога и налоговая база, процентные ставки, система налоговых льгот и санкций, а также порядок уплаты налога. На микроуровне используются различные формы финансового обеспечения воспроизводственного процесса: самофинансирование, кредитование и государственное финансирование.
Методами организации финансовых отношений в финансовой науке называются способы формирования финансовых ресурсов и практического осуществления операций, связанных с финансами. Можно выделить четыре основных метода формирования финансовых ресурсов:
финансовый метод используется для формирования финансовых ресурсов преимущественно на безвозвратной и безвозмездной основе. Финансовым методом, как правило, формируются собственные финансовые ресурсы коммерческих и некоммерческих организаций (аккумулирование членских взносов в некоммерческих организациях соответствующих организационно-правовых форм; формирование амортизационных отчислений и прибыли в коммерческих организациях происходит на безвозмездной и безвозвратной основах);
метод кредитования связан с предоставлением денежных средств на условиях срочности, возвратности и платности. На макроуровне этот метод используется в ходе предоставления бюджетных кредитов и бюджетных ссуд другому бюджету (ст. 6 БК РФ), а на микроуровне — при получении юридическими лицами кредитов банков, бюджетных кредитов (ст. 76—77 БК РФ), налоговых кредитов, доходов в результате выпуска долговых ценных бумаг коммерческими организациями;
налоговый метод подразумевает аккумулирование денежных средств для финансового обеспечения деятельности государства и (или) муниципальных образований в форме денежных платежей (налогов) юридических и физических лиц на обязательной, принудительной и безвозмездной основах. В условиях функционирования рыночной экономики налоговый метод является преобладающим при формировании финансовой базы деятельности органов государственной власти и местного самоуправления. Однако при его использовании следует обеспечивать необходимый баланс между объемом аккумулируемых с помощью налогов финансовых ресурсов на макроуровне и размером финансовых ресурсов, остающихся в распоряжении организаций и населения с целью обеспечения финансовой устойчивости организаций и финансовой защиты населения от различных экономических и социальных рисков;
4) страховой метод предполагает формирование финансовых ресурсов за счет поступления страховых взносов. Его использование в рыночной экономике, характеризующейся проявлением многих элементов стихийности в ходе ее функционирования, непосредственно связано с особенностями осуществления финансовой деятельности субъектами хозяйствования и органами власти в условиях, когда возрастает возможность наступления непредвиденных событий в социально-экономической жизни общества. В этой ситуации страховые фонды, созданные в денежной форме, позволяют обеспечить устойчивое функционирование экономики и социальной сферы при наступлении различного рода непредвиденных событий, имеющих негативное влияние на финансово-хозяйственную деятельность субъектов хозяйствования, бюджетную систему государства и социальное обеспечение населения.
Способы количественного определения параметров финансового механизма, имеющих мерные характеристики (налоговые ставки, объем каждого вида финансовых ресурсов в фондовой и нефондовой форме, объем бюджетных ассигнований и прочие количественные параметры), являются наиболее мобильной частью финансового механизма. К способам количественного определения параметров финансового механизма относятся способы исчисления бюджетных доходов, способы определения необходимого объема финансовой помощи соответствующим бюджетам, способы начисления амортизации и т.п. Необходимость их постоянного изменения и совершенствования диктуется переменой государственного устройства, состава финансовых полномочий на соответствующем уровне управления, методов хозяйствования, условий экономического и социального развития государства и прочими факторами. Такие изменения, как правило, обусловлены целями и задачами финансовой политики государства на современном этапе.
Финансовый механизм является инструментом осуществления финансовой политики государства, регионов и муниципальных образований. Используя различные элементы финансового механизма, органы власти стремятся обеспечить реализацию целей финансовой политики, решение ее стратегических и тактических задач.
При этом корректировка элементов финансового механизма происходит путем изменения соответствующих норм финансового права, в которых установлены четкие правила функционирования каждого структурного элемента финансового механизма.
Таким образом, перестройка финансового механизма в соответствии с ходом экономического и социального развития государства обязательно регламентируется соответствующими нормативно-правовыми документами.
Источник
Финансовый механизм: понятие, виды, структура
Финансы — это не только экономическая категория, но и инструмент воздействия на производственно-торговый процесс. Это воздействие осуществляется через финансовый механизм, который используется для реализации финансовой политики.
Финансовый механизм — это совокупность способов организации финансовых отношений, применяемых обществом в целях обеспечения благоприятных условий для экономического и социального развития.
Финансовый механизм — это система установленных государством форм, видов и методов организации финансовых отношений.
Финансовый механизм делится на следующее:
• финансовый механизм организаций;
• механизм функционирования государственных органов;
На основании принципа территориального деления финансовый механизм бывает:
По воздействию на общественное производство подразделяют:
• механизм мобилизации финансовых ресурсов;
• механизм предоставления финансовых ресурсов;
• механизм стимулирования общественного производства.
Финансовый механизм включает виды, формы, методы организации
финансовых отношений, способы их количественного определения.
Финансовый механизм представляет собой систему организации планирования и использования финансовых ресурсов
Финансовый механизм имеет сложную структуру, в которую входят различные взаимосвязанные элементы, соответствующие разнообразию финансовых отношений: финансовые инструменты, финансовые рычаги, финансовые приемы и методы, обеспечивающие подсистемы (кадровое, правовое, нормативное и информационное, техническое и программное обеспечение).
Под термином «финансовые инструменты» понимаются различные формы краткосрочного и долгосрочного инвестирования, торговля которыми осуществляется на финансовых рынках. К ним относятся денежные средства, ценные бумаги.
Финансовый метод — это способ воздействия финансовых отношений на хозяйствующий процесс.
Финансовые методы действуют в двух направлениях:
• по линии управления движением финансовых ресурсов;
• по линии рыночных коммерческих отношений, связанных с соизмерением затрат и результатов, с материальным стимулированием и ответственностью за эффективное использование денежных фондов (рис. 4.1).
Финансовый рычаг — прием (способ) действия финансового метода.
Правовое обеспечение функционирования финансового механизма включает законодательные акты, постановления, приказы, циркулярные письма и другие правовые документы органов управления.
Нормативное обеспечение — это инструкции, методические указания нормы, нормативы, тарифы и т. п.
Информационное обеспечение включает в себя: экономическую, коммерческую, финансовую и иную информацию.
Рис. 4.1. Структура финансового механизма
К финансовой информации относятся сведения о финансовой устойчивости и платежеспособности своих партнеров и конкурентов, о ценах, курсах, дивидендах, процентах на различных рынках.
Каждый элемент финансового механизма функционирует самостоятельно, отличается по сложности и степени развития.
Государство устанавливает способы организации финансовых отношений и фиксирует эти способы в нормативных актах и в финансовом праве.
Финансовый механизм и финансовая политика тесно связаны с финансовым правом — юридическими нормами, позволяющими установить единые требования во всей финансовой системе, а также инструментом формирования и проведения финансовой политики.
Государство с помощью финансового механизма осуществляет свою деятельность в области финансов.
Финансовый механизм бывает директивным и регулирующим.
Директивный финансовый механизм разрабатывается для финансовых отношений, в которых координирующая роль принадлежит государству, через налоги, государственный кредит, расходы бюджета, бюджетное финансирование, организацию бюджетного устройства и бюджетного процесса, финансовое планирование.
Иногда директивный механизм может распространяться и на другие виды финансовых отношений, где участвует непосредственно государство либо его агент — государственное предприятие.
Регулирующий финансовый механизм устанавливает рамки в каждом конкретном сегменте финансов, при этом должны учитываться интересы государства. Сюда же относятся внутрихозяйственные финансовые отношения на частных предприятиях. Государство лишь устанавливает общий порядок использования финансовых ресурсов, остающихся в распоряжении предприятия, которое самостоятельно разрабатывает формы, виды денежных фондов и направления их использования.
Финансовый механизм также подразделяется на следующие:
• финансовый механизм предприятий и организаций;
• механизм функционирования государственных финансов.
Каждая из этих сфер включает отдельные структурные звенья
(например, государственные финансы включают бюджетный механизм и механизм функционирования внебюджетных фондов).
В соответствии с территориальным делением можно выделить финансовый механизм следующих видов:
• местных органов власти.
С точки зрения воздействия механизма на общественное воспроизводство выделяются его функциональные звенья:
• стимулирование и т. п.
Каждая сфера и отдельное звено хозяйственного механизма являются составной частью единого целого, при этом они функционируют самостоятельно.
Сферы и звенья финансового механизма отличаются степенью сложности и разветвленности отдельных элементов.
•для бюджетного механизма характерна система из многих видов налогов, наличия разнообразных направлений использования средств и методов финансирования;
•на предприятиях и организациях определяется отношение между отдельными формами денежных накоплений, распределяется прибыль, используются и формируются фонды;
•в страховых организациях формируются и используются резервные фонды.
«Конструкция финансового механизма» — сочетание его элементов, форм, видов, методов и организации финансовых отношений.
«Конструкция финансового механизма» приводится в движение путем установления количественных параметров каждого его элемента, т. е. определения ставок и норм изъятия, объема фондов, уровня расходов и т. п.
Количественные параметры и разнообразные способы их определения являются наиболее мобильной частью финансового механизма.
Введение юридических норм позволяет установить единые правила организации финансовых связей, защитить экономические интересы общества, коллективов предприятий и отдельных граждан.
Соблюдение правовых норм обеспечивает строгую финансовую дисциплину и позволяет проводить единую финансовую политику в области финансов.
Право — инструмент проведения и оформления финансовой политики, оказывающий активное, но опосредованное влияние (через финансовую политику и финансовый механизм) на экономическое развитие.
Формируя финансовый механизм, государство стремится обеспечить наиболее полное соответствие требованиям финансовой политики того или иного периода, являясь залогом полноты реализации ее целей и задач.
Таким образом, финансы являются одним из важнейших инструментов, с помощью которого осуществляется воздействие на экономику хозяйствующего субъекта.
Источник