Финансовый механизм это совокупность способов формирования

Финансовый механизм это совокупность способов формирования

Реализация целей и задач финансовой политики осуществля­ется с помощью применения различных приемов организации финансовых отношений на централизованном и децентрализо­ванном уровнях, которые в совокупности определяют содержа­ние механизма достижения целей и задач финансовой политики или финансового механизма.

Финансовый механизм совокупность видов, форм организации финансовых отношений, специфических методов формирования и использования финансовых ресурсов и способов их количественного определения.

Вид организации финансовых отношений является исходным первичным элементом финансового механизма, поскольку опре­деляет способ их выражения и проявления в соответствующих финансовых ресурсах. В финансовой науке выделяют виды финансовых ресурсов, каждый из которых является результатом распределительного процесса как на макроуровне, так и при форми­ровании денежных доходов и накоплений в рамках отдельной организации.

На практике в сфере государственных и муниципальных финансов в процессе мобилизации доходов в бюджет органов государственной власти и местного самоуправления и бюджеты государственных внебюджетных фондов используются конкретные виды налоговых платежей (налог на прибыль орга­низаций, налог на доходы физических лиц, НДС, акцизы и т.д.) и виды неналоговых поступлений (дивиденды по акциям, принад­лежащим государству, проценты по бюджетным кредитам, суммы пени и штрафов за нарушение бюджетного законодательства и т.д.).

В ходе предоставления бюджетных средств используются конкретные виды бюджетных расходов — на финансирование со­ответствующих отраслей экономики, на содержание аппарата уп­равления, на реализацию целевых программ, на обслуживание долговых обязательств субъектов власти на всех уровнях бюджет­ной системы РФ и прочие расходы.

В сфере финансов субъектов хозяйствования примерами видов финансовых ресурсов коммер­ческих организаций являются взносы учредителей в денежной форме в уставный (складочный) капитал организации, прибыль, амортизационные отчисления, а некоммерческих организаций -доходы от оказания платных услуг, доходы от сдачи имущества в аренду, взносы учредителей, членские взносы и т.д.

Под формой организации финансовых отношений понимается внешний порядок их организации, т. е. установление механизма аккумуляции, перераспределения и использования финансовых ресурсов и условий его реализации на практике. В ходе организа­ции бюджетных отношений используются различные формы расходов бюджетов (ст. 69 БК РФ), формы поступления средств в процессе межбюджетного распределения и перераспределения финансовых ресурсов (отчисления от регулирующих доходов, дотации, субвенции и др.).

При формировании налоговых дохо­дов бюджета в порядок их образования будут включаться регла­ментируемые нормами налогового права источник уплаты налога и налоговая база, процентные ставки, система налоговых льгот и санкций, а также порядок уплаты налога. На микроуровне ис­пользуются различные формы финансового обеспечения воспро­изводственного процесса: самофинансирование, кредитование и государственное финансирование.

Методами организации финансовых отношений в финансовой науке называются способы формирования финансовых ресурсов и практического осуществления операций, связанных с финанса­ми. Можно выделить четыре основных метода формирования финансовых ресурсов:

финансовый метод используется для формирования финан­совых ресурсов преимущественно на безвозвратной и безвоз­мездной основе. Финансовым методом, как правило, формиру­ются собственные финансовые ресурсы коммерческих и неком­мерческих организаций (аккумулирование членских взносов в некоммерческих организациях соответствующих организацион­но-правовых форм; формирование амортизационных отчисле­ний и прибыли в коммерческих организациях происходит на без­возмездной и безвозвратной основах);

Читайте также:  Способ получения пособия через кредитную организацию это как

метод кредитования связан с предоставлением денежных средств на условиях срочности, возвратности и платности. На макроуровне этот метод используется в ходе предоставления бюджетных кредитов и бюджетных ссуд другому бюджету (ст. 6 БК РФ), а на микроуровне — при получении юридическими ли­цами кредитов банков, бюджетных кредитов (ст. 76—77 БК РФ), налоговых кредитов, доходов в результате выпуска долговых цен­ных бумаг коммерческими организациями;

налоговый метод подразумевает аккумулирование денеж­ных средств для финансового обеспечения деятельности государ­ства и (или) муниципальных образований в форме денежных платежей (налогов) юридических и физических лиц на обязатель­ной, принудительной и безвозмездной основах. В условиях функ­ционирования рыночной экономики налоговый метод является преобладающим при формировании финансовой базы деятель­ности органов государственной власти и местного самоуправле­ния. Однако при его использовании следует обеспечивать необходимый баланс между объемом аккумулируемых с помощью налогов финансовых ресурсов на макроуровне и размером финансовых ресурсов, остающихся в распоряжении организаций и населения с целью обеспечения финансовой устойчивости организаций и финансовой защиты населения от различных экономических и социальных рисков;

4) страховой метод предполагает формирование финансовых ресурсов за счет поступления страховых взносов. Его использова­ние в рыночной экономике, характеризующейся проявлением многих элементов стихийности в ходе ее функционирования, не­посредственно связано с особенностями осуществления финан­совой деятельности субъектами хозяйствования и органами власти в условиях, когда возрастает возможность наступления непредвиденных событий в социально-экономической жизни общества. В этой ситуации страховые фонды, созданные в денеж­ной форме, позволяют обеспечить устойчивое функционирова­ние экономики и социальной сферы при наступлении различно­го рода непредвиденных событий, имеющих негативное влияние на финансово-хозяйственную деятельность субъектов хозяйство­вания, бюджетную систему государства и социальное обеспече­ние населения.

Способы количественного определения параметров финансово­го механизма, имеющих мерные характеристики (налоговые ставки, объем каждого вида финансовых ресурсов в фондовой и нефондовой форме, объем бюджетных ассигнований и прочие количественные параметры), являются наиболее мобильной частью финансового механизма. К способам количественного определения параметров финансового механизма относятся спо­собы исчисления бюджетных доходов, способы определения не­обходимого объема финансовой помощи соответствующим бюд­жетам, способы начисления амортизации и т.п. Необходимость их постоянного изменения и совершенствования диктуется пере­меной государственного устройства, состава финансовых полно­мочий на соответствующем уровне управления, методов хозяй­ствования, условий экономического и социального развития го­сударства и прочими факторами. Такие изменения, как правило, обусловлены целями и задачами финансовой политики государ­ства на современном этапе.

Финансовый механизм является инструментом осуществле­ния финансовой политики государства, регионов и муниципаль­ных образований. Используя различные элементы финансового механизма, органы власти стремятся обеспечить реализацию це­лей финансовой политики, решение ее стратегических и такти­ческих задач.

При этом корректировка элементов финансового механизма происходит путем изменения соответствующих норм финансового права, в которых установлены четкие правила функционирования каждого структурного элемента финансово­го механизма.

Читайте также:  Печеночная энцефалопатия что это такое у взрослых симптомы способ лечения продолжительность

Таким образом, перестройка финансового меха­низма в соответствии с ходом экономического и социального развития государства обязательно регламентируется соответству­ющими нормативно-правовыми документами.

Источник

Финансовый механизм: понятие, виды, структура

Финансы — это не только экономическая категория, но и инструмент воздействия на производственно-торговый процесс. Это воздействие осуществляется через финансовый механизм, который используется для реализации финансовой политики.

Финансовый механизм — это совокупность способов организации финансовых отношений, применяемых обществом в целях обеспечения благоприятных условий для экономического и социального развития.

Финансовый механизм — это система установленных государством форм, видов и методов организации финансовых отношений.

Финансовый механизм делится на следующее:

• финансовый механизм организаций;

• механизм функционирования государственных органов;

На основании принципа территориального деления финансовый механизм бывает:

По воздействию на общественное производство подразделяют:

• механизм мобилизации финансовых ресурсов;

• механизм предоставления финансовых ресурсов;

• механизм стимулирования общественного производства.

Финансовый механизм включает виды, формы, методы организации

финансовых отношений, способы их количественного определения.

Финансовый механизм представляет собой систему организации планирования и использования финансовых ресурсов

Финансовый механизм имеет сложную структуру, в которую входят различные взаимосвязанные элементы, соответствующие разнообразию финансовых отношений: финансовые инструменты, финансовые рычаги, финансовые приемы и методы, обеспечивающие подсистемы (кадровое, правовое, нормативное и информационное, техническое и программное обеспечение).

Под термином «финансовые инструменты» понимаются различные формы краткосрочного и долгосрочного инвестирования, торговля которыми осуществляется на финансовых рынках. К ним относятся денежные средства, ценные бумаги.

Финансовый метод — это способ воздействия финансовых отношений на хозяйствующий процесс.

Финансовые методы действуют в двух направлениях:

• по линии управления движением финансовых ресурсов;

• по линии рыночных коммерческих отношений, связанных с соизмерением затрат и результатов, с материальным стимулированием и ответственностью за эффективное использование денежных фондов (рис. 4.1).

Финансовый рычаг — прием (способ) действия финансового метода.

Правовое обеспечение функционирования финансового механизма включает законодательные акты, постановления, приказы, циркулярные письма и другие правовые документы органов управления.

Нормативное обеспечение — это инструкции, методические указания нормы, нормативы, тарифы и т. п.

Информационное обеспечение включает в себя: экономическую, коммерческую, финансовую и иную информацию.

Рис. 4.1. Структура финансового механизма

К финансовой информации относятся сведения о финансовой устойчивости и платежеспособности своих партнеров и конкурентов, о ценах, курсах, дивидендах, процентах на различных рынках.

Каждый элемент финансового механизма функционирует самостоятельно, отличается по сложности и степени развития.

Государство устанавливает способы организации финансовых отношений и фиксирует эти способы в нормативных актах и в финансовом праве.

Финансовый механизм и финансовая политика тесно связаны с финансовым правом — юридическими нормами, позволяющими установить единые требования во всей финансовой системе, а также инструментом формирования и проведения финансовой политики.

Читайте также:  Народные способы лечения воспаления уха

Государство с помощью финансового механизма осуществляет свою деятельность в области финансов.

Финансовый механизм бывает директивным и регулирующим.

Директивный финансовый механизм разрабатывается для финансовых отношений, в которых координирующая роль принадлежит государству, через налоги, государственный кредит, расходы бюджета, бюджетное финансирование, организацию бюджетного устройства и бюджетного процесса, финансовое планирование.

Иногда директивный механизм может распространяться и на другие виды финансовых отношений, где участвует непосредственно государство либо его агент — государственное предприятие.

Регулирующий финансовый механизм устанавливает рамки в каждом конкретном сегменте финансов, при этом должны учитываться интересы государства. Сюда же относятся внутрихозяйственные финансовые отношения на частных предприятиях. Государство лишь устанавливает общий порядок использования финансовых ресурсов, остающихся в распоряжении предприятия, которое самостоятельно разрабатывает формы, виды денежных фондов и направления их использования.

Финансовый механизм также подразделяется на следующие:

• финансовый механизм предприятий и организаций;

• механизм функционирования государственных финансов.

Каждая из этих сфер включает отдельные структурные звенья

(например, государственные финансы включают бюджетный механизм и механизм функционирования внебюджетных фондов).

В соответствии с территориальным делением можно выделить финансовый механизм следующих видов:

• местных органов власти.

С точки зрения воздействия механизма на общественное воспроизводство выделяются его функциональные звенья:

• стимулирование и т. п.

Каждая сфера и отдельное звено хозяйственного механизма являются составной частью единого целого, при этом они функционируют самостоятельно.

Сферы и звенья финансового механизма отличаются степенью сложности и разветвленности отдельных элементов.

•для бюджетного механизма характерна система из многих видов налогов, наличия разнообразных направлений использования средств и методов финансирования;

•на предприятиях и организациях определяется отношение между отдельными формами денежных накоплений, распределяется прибыль, используются и формируются фонды;

•в страховых организациях формируются и используются резервные фонды.

«Конструкция финансового механизма» — сочетание его элементов, форм, видов, методов и организации финансовых отношений.

«Конструкция финансового механизма» приводится в движение путем установления количественных параметров каждого его элемента, т. е. определения ставок и норм изъятия, объема фондов, уровня расходов и т. п.

Количественные параметры и разнообразные способы их определения являются наиболее мобильной частью финансового механизма.

Введение юридических норм позволяет установить единые правила организации финансовых связей, защитить экономические интересы общества, коллективов предприятий и отдельных граждан.

Соблюдение правовых норм обеспечивает строгую финансовую дисциплину и позволяет проводить единую финансовую политику в области финансов.

Право — инструмент проведения и оформления финансовой политики, оказывающий активное, но опосредованное влияние (через финансовую политику и финансовый механизм) на экономическое развитие.

Формируя финансовый механизм, государство стремится обеспечить наиболее полное соответствие требованиям финансовой политики того или иного периода, являясь залогом полноты реализации ее целей и задач.

Таким образом, финансы являются одним из важнейших инструментов, с помощью которого осуществляется воздействие на экономику хозяйствующего субъекта.

Источник

Оцените статью
Разные способы