- Кто такой платежный агент и чем он отличается от платежного агрегатора
- Разбираем особенности работы обоих сервисов и законы, регулирующие их деятельность.
- Платежный агент
- Платежный агрегатор
- В чем разница между агрегатором и агентом
- Что такое платежная система
- Определение платежной системы
- Как проходит оплата через платежную систему
- Виды платежных систем
- Как выбрать платежную систему
- Хочу отменить платёж. Как вернуть деньги на карту
- Сможет ли банк отменить платёж и вернуть мне деньги?
- Что сделать, чтобы вернуть деньги?
- Как отменить тот или иной платёж?
- Автоплатёж за услуги ЖКХ
- Как подключить автоплатёж за услуги ЖКХ?
- Как отключить автоплатёж за услуги ЖКХ?
- Как узнать, можно ли подключить услугу автоплатёж для оплаты моего счета?
- Где посмотреть историю выполненных автоплатежей?
- Как получить чек по автоплатежу?
- Я хочу платить по другим дням. Можно ли изменить автоплатеж?
- Что будет, если мне придёт счёт на сумму больше, чем максимальная сумма платежа, которую я установил для автоплатежа при подключении?
- Напомнит ли мне банк о том, что будет выполнен автоплатёж?
- Как отменить очередной автоплатёж?
- Как я узнаю, что автоплатёж выполнен или не выполнен?
- Выполняются ли автоплатежи в выходные и праздничные дни?
- В какое время исполняются автоплатежи?
- Что происходит, если в день выполнения автоплатежа на счете недостаточно денег?
- Что происходит, если на дату исполнения автоплатежа нет задолженности за услуги?
- Что будет, если управляющая компания выставит не один счет за месяц? Например, счёт за текущий месяц и дополнительные начисления вследствие перерасчёта?
- Почему автоплатёж не проходит?
- В течение какого времени можно отменить автоплатёж при помощи СМС?
- Что будет с автоплатежом, если моя карта будет перевыпущена?
- Можно ли временно приостановить автоплатёж?
- Почему отключился мой автоплатёж и что делать?
Кто такой платежный агент и чем он отличается от платежного агрегатора
Разбираем особенности работы обоих сервисов и законы, регулирующие их деятельность.
Платежный агент
Это — юрлицо или индивидуальный предприниматель, принимающий платежи в пользу третьей стороны. Наибольшее распространение такая схема работы получила в сфере ЖКХ. С помощью агентов управляющие компании и коммунальные службы собирают платежи. Наиболее известными агентами выступают «Сбербанк», «Почта России» и компании, обслуживающие терминалы для приема платежей, установленные в магазинах.
Деятельность платежных агентов регулирует 103-ФЗ — «О деятельности по приему платежей физических лиц, осуществляемой платежными агентами». Обязательным условием работы агента является постановка на учет в Росфинмониторинге. Этот орган контролирует экономическую деятельность компаний и борется с отмыванием доходов. Чтобы принимать платежи физлиц, агент должен соблюсти следующие требования:
Открыть счет для приема транзакций и зачислять туда все средства (даже наличные), поступившие в пользу третьих лиц.
Внедрить механизмы идентификации плательщиков.
Проводить все операции через онлайн-кассу, как того требует 54-ФЗ
За невыполнение требований регулятор назначит штраф: юрлицам — 40–50 тыс. рублей, ИП — 4–5 тыс. рублей.
Платежный агрегатор
Это — сервис для интернет-магазинов, отвечающий за проведение онлайн-транзакций. Он дает возможность подключить сразу множество способов оплаты: от наличных платежей и электронных денег до пластиковых карт и Apple Pay.Такую функциональность предлагают специализированные компании — например, Robokassa. При оплате товаров или услуг в интернете происходит переход на сайт платежного агрегатора со специальной формой для ввода данных банковской карты (или другой платежной информации).
Работу агрегаторов регулирует 161-ФЗ — «О национальной платежной системе». Он обязывает сервисы идентифицировать пользователей и урегулировать спорные ситуации при переводе средств. В то же время платежный агрегатор может выступать в качестве платежного агента, принимая на себя связанные с этим ограничения.
В чем разница между агрегатором и агентом
Платежный агент только принимает средства физлица в пользу продавца за его товары или услуги. В свою очередь, платежный агрегатор реализует дополнительные функции. Например, избавляет предпринимателей от необходимости заключать несколько договоров с финансовыми организациями и платежными системами.
Также агрегатор предлагает услуги, упрощающие прием транзакций. Например, у Robokassa есть функции «Робочеки», «Рекуррентные платежи», различные функции автоматизации. Первая помогает выполнить требования 54-ФЗ — предпринимателям не нужно приобретать или арендовать онлайн-кассу, с подключением к интернету и самостоятельно передавать данные о финансовых операциях в налоговую инспекцию. Эти задачи ложатся на плечи специалистов Robokassa, которые также обслуживают кассовую технику. Что касается второй функции, то она позволяет принимать абонентскую плату или оплату по подписке, избавляя клиентов бизнеса от повторного ввода данных пластиковых карт.
Эксперты Robokassa готовы помочь с подключением и проконсультировать по всем имеющимся вопросам — техподдержка работает круглосуточно.
Источник
Что такое платежная система
Электронные платежи стали неотъемлемой частью повседневной жизни. Что такое платежная система, как происходит оплата, какие виды систем существуют и какую лучше выбрать – обсудим в нашем материале.
Трудно представить современный мир без платежных систем – за день мы десятки раз расплачиваемся картой или с помощью телефона, вводим данные кредиток в онлайн-магазинах. Даже на рынке, покупая зелень и фрукты, мы чаще оформляем перевод, чем достаем кошелек с наличными.
Определение платежной системы
Платежная система (ПС) – набор инструментов и процедур для оплаты покупок, перевода денег без наличных с помощью банковских карт и электронных платежей.
Развитие онлайн-торговли привело к росту числа ПС, они совершенствуются, позволяют проводить оплату быстро и без рисков. Распространение безналичных платежей, развитие онлайн-торговли позволяет предположить, что бумажные и металлические деньги скоро останутся только в музеях, да и привычный пластик постепенно будет сдавать позиции, уступая место онлайн-оплатам.
Как проходит оплата через платежную систему
Оплата картой через терминал
За простым действием мгновенной транзакции стоит тщательно продуманный путь, в результате которого платеж либо авторизуется, либо отклоняется.
- магазин;
- покупатель – держатель банковской карты;
- эмитент – учреждение, выпустившее карту;
- эквайер – учреждение, обрабатывающее платежи для продавцов через ПС;
- процессинговый центр – сервис банка или сторонней организации, проверяющей законность операции.
После того, как покупатель оплатил товар через терминал, организация-эквайер отправляет запрос на списание стоимости товара в организацию-эмитент. Процессинговый центр проверяет законность запроса, одобряет или отклоняет его. Эмитент получает запрос на списание, повторно проверяет его и проводит транзакцию: сумма переходит со счета на счет, покупатель получает чек.
Онлайн-оплата
Второй по популярности способ совершения покупок – оплата онлайн.
- Покупатель отправляет выбранные товары в корзину в онлайн-магазине.
- Вводит данные банковской карты.
- Информация направляется в платежный шлюз.
- Проверяется безопасность операции.
- Передаются данные в компанию-эквайер.
- Эквайер передает информацию ПС.
- Они обеспечивают еще один уровень проверки безопасности.
- Данные отправляются в компанию-эмитент.
После проверки безопасности эмитент авторизует транзакцию. Если платеж успешен, то эквайер получает сумму платежа от банка-эмитента, удерживает средства на торговом счете. Шлюз обеспечивает плавные транзакции, вся процедура занимает несколько секунд.
Бывают регулярные и разовые платежи.
Разовые
Регулярные
Используют покупатели при оплате товаров на онлайн-площадках, маркетплейсах.
Удобно для оплаты услуг, стоимость которых не меняется. Есть конкретный день оплаты: коммунальные платежи, оплата за детский сад или перевод благотворительному фонду. Пользователь вводит данные один раз, ставит галочку в поле «ежемесячно», и деньги списываются автоматически.
ПС используют различные методы аутентификации клиентов для обеспечения надежности операций.
Способы защиты электронных платежей:
- безопасные/зашифрованные интернет-соединения;
- сложный пароль;
- соответствие номера банковской карты, срока действия, имени держателя, CVV/CVC кодов;
- доступ по зашифрованному протоколу HTTPS/SSL;
- аутентификация на основе одноразовых паролей.
На стороне ПС происходит идентификация, после чего разрешает перевод средств.
Взлом карты, перевод денег злоумышленникам происходит из-за невнимательности владельца банковской карты – не сообщайте персональные данные посторонним людям, «сотрудникам банка», особенно если это входящий звонок.
Настоящий консультант не будет спрашивать номер карты, дату выдачи, имя владельца и три цифры на обороте, также не вводите эти данные на сомнительных торговых площадках.
Виды платежных систем
Платежные системы бывают международные и национальные.
Visa и Mastercard – две крупнейшие международные сети обработки транзакций, это главные сетевые ПС. Выполняя функцию сетевых процессоров, компании имеют уникальное преимущество. Сеть Visa насчитывает 28 миллионов продавцов, Mastercard – 30 миллионов.
При выборе платежной системы исходите из конкретных задач.
Visa – глобальная компания, предоставляющая финансовые услуги, технологии оплаты для потребителей, транснациональных корпораций и частных предпринимателей, банков, правительств.
Visa предлагает широкий спектр инновационных решений для онлайн-платежей, начиная с предоплаченных, дебетовых, кредитных карт, универсальные возможности обработки платежей, помогает улучшить процесс расчетов с покупателем в интернет-магазине.
MasterCard – это глобальная сеть, которая регулирует и обрабатывает кредитные/дебетовые/предоплаченные карты. Сотрудничество с MasterCard позволяет обрабатывать электронные платежи.
Продукты MasterCard имеют уникальный 16-значный номер, он размещен на верхней части банковской карты вместе с микрочипом. Это усиливает безопасность держателя счета, сводит к минимуму риск мошенничеств.
Среди преимуществ Mastercard – более выгодный курс обмена при совершении покупок в иностранной валюте.
Бонусные программы каждой системы предлагают (в разных комбинациях):
- мили за путешествия;
- баллы на скидки за проживание в отелях, авиабилеты, рестораны, такси;
- бонусы за покупки в конкретных магазинах;
- скидки в кафе, ресторанах;
- кешбэк.
Банк России создал собственную ПС «Мир». Первоначально – из-за введения санкций для российских банковских компаний в 2019 году, но благодаря социальными программам эти карты прочно вошли в обиход.
Российская ПС «Мир» – серия крупных проектов цифровой инфраструктуры Банка России: национальные системы быстрых платежей, электронные кошельки, платформы партнеров и многое другое.
Из-за внеэкономических факторов (политический конфликт вокруг Крыма) ПС «Мир» работает только в России и еще 11 странах. Если вы едете за границу, то лучше выберите Visa или Mastercard.
Еще одна популярная ПС для электронной торговли – PayPal (входит в eBay). Позволяет осуществлять платежи с помощью кредиток, остатков PayPal или кредита покупателя (платежи с отсрочкой). Пользователь регистрируется на ресурсе, получает учетную запись PayPal, может отправлять и получать деньги от других пользователей.
Можно оплатить что угодно в PayPal (если у получателя есть адрес электронной почты), исключение составляют товары, связанные с азартными играми, контентом или услугами для взрослых, рецептурными лекарствами у несертифицированных продавцов. Комиссию за платеж оплачивает получатель.
Банки разрабатывают удобные способы оплаты онлайн-покупок для мобильных телефонов, эти приложения работают на базе iOs, Android. Совкомбанк предлагает пользователям андроидов электронные карты на базе платежных систем Visa, MasterCard, «Мир».
Как выбрать платежную систему
Саша хочет открыть счет в банке, поэтому выбирает платежную систему. Ей нужна мультивалютная кредитка, так как она работает с зарубежными заказчиками, а в России – банковский продукт, который позволил бы, например, оплачивать автомобильные штрафы без комиссий, получать кешбэк при оплате госуслуг.
Изучая различия между Visa, MasterCard и «Миром» не нужно выбирать что-то одно, используйте две разные карты, потому что есть ситуации, когда одна из ПС предлагает более выгодные условия.
С развитием информационных технологий, изменением социальной ситуации и ростом электронной торговли значение ПС, их безопасности, скорости работы и охвата будет только расти.
Источник
Хочу отменить платёж. Как вернуть деньги на карту
Сможет ли банк отменить платёж и вернуть мне деньги?
Это зависит от обстоятельств платежа. Сначала банк изучит, как прошла операция и по какой причине вы хотите ее отменить. Затем он запросит у торговой точки или обслуживающего её банка подробности платежа. Запрос в другой банк о возврате платежа называется chargeback (чарджбэк). Если отмену одобрят, на вашу карту вернутся деньги. Если нет — банк подскажет, как решить вопрос иначе.
Чарджбэк ограничен правилами платёжных систем (Visa, Mastercard, Мир), а также действующим законодательством РФ. При этом законы главнее правил.
Что сделать, чтобы вернуть деньги?
Если вы ещё не обращались в банк, подробно расскажите банку о ситуации и при необходимости предоставьте документы. Для этого напишите в чат поддержки в приложении или личном кабинете СберБанк Онлайн. Ниже мы рассказываем, что нужно написать для каждой ситуации.
Чтобы найти такой чат в приложении, нажмите внизу экрана на вкладку «Диалоги» и наберите в поиске «СберБанк». В личном кабинете СберБанк Онлайн нажмите на зелёный кружочек со знаком вопроса — он находится в правом нижнем углу страницы.
Если вы уже обращались в банк по этому вопросу и у вас есть номер обращения, то обязательно направьте нам дополнительную информацию по своей ситуации. Сделайте это в разделе «Мои обращения» приложения или личного кабинета СберБанк Онлайн — так банк быстрее поможет с решением вопроса. Чтобы открыть раздел «Мои обращения» в личном кабинете СберБанк Онлайн, в левом верхнем углу экрана нажмите на иконку в виде конверта.
Как отменить тот или иной платёж?
Найдите в списке ниже свою ситуацию и узнайте, что нужно делать.
Источник
Автоплатёж за услуги ЖКХ
Как подключить автоплатёж за услуги ЖКХ?
Чтобы подключить автоплатёж за ЖКХ, нужно иметь карту СберБанка с подключенным сервисом «Уведомления по карте».
В мобильном приложении СберБанк Онлайн зайдите в «Платежи» → «Автоплатежи и автопереводы» «Автоплатёж» → «ЖКХ и домашний телефон».
В личном кабинете СберБанк Онлайн найдите «Личное меню» → «Мои автоплатежи» → «Подключить автоплатёж» → «ЖКХ и домашний телефон».
Как отключить автоплатёж за услуги ЖКХ?
В мобильном приложении СберБанк Онлайн зайдите в «Платежи» → «Автоплатежи и автопереводы» → выберите нужный автоплатёж → нажмите «Отключить».
В личном кабинете СберБанк Онлайн: «Личное меню» → «Мои автоплатежи» → выберите нужный автоплатёж → «Приостановить» или «Отключить».
Как узнать, можно ли подключить услугу автоплатёж для оплаты моего счета?
Где посмотреть историю выполненных автоплатежей?
В приложении СберБанк Онлайн: «Платежи» → «Автоплатежи и автопереводы» → найдите нужный автоплатёж → вкладка «История».
В личном кабинете СберБанк Онлайн: «Личное меню» → «Мои автоплатежи» → найдите нужный автоплатёж → «График исполнения».
Как получить чек по автоплатежу?
В приложении СберБанк Онлайн найдите «Платежи» → «Автоплатежи и автопереводы» → найдите нужный автоплатёж → вкладка «История» → «Сохранить и отправить чек» → сохраните документ на телефоне или отправьте на электронную почту.
В личном кабинете СберБанк Онлайн: «Личное меню» → «Мои автоплатежи» → найдите нужный автоплатёж → найдите свой платёж внизу в графике исполнения → кликните на дату → если нужно распечатать, на странице с информацией по платежу нажмите кнопку «Печать чека».
Я хочу платить по другим дням. Можно ли изменить автоплатеж?
Вы в любой момент можете отредактировать дату и периодичность автоплатежей, а также изменить карту, с которой списываются автоплатежи в личном кабинете или мобильном приложении «СберБанк Онлайн».
Рекомендуем устанавливать дату платежа, на тот день месяца, когда организация уже произвела расчет задолженности.
Что будет, если мне придёт счёт на сумму больше, чем максимальная сумма платежа, которую я установил для автоплатежа при подключении?
Напомнит ли мне банк о том, что будет выполнен автоплатёж?
За сутки до исполнения автоплатежа вам придёт СМС с суммой платежа, комиссией и датой исполнения, а также кодом отказа.
Если дата подключения, редактирования, возобновления автоплатежа совпадает с датой исполнения, то СМС-сообщение с суммой платежа, комиссией и кодом отказа поступит в этот же день.
Как отменить очередной автоплатёж?
За сутки до исполнения автоплатежа вы получите СМС или пуш-уведомление с суммой платежа, комиссией и датой исполнения. Чтобы отменить автоплатёж, отправьте код отказа в ответном сообщении до конца дня или перейдите в приложение СберБанк Онлайн.
Если дата подключения, редактирования или возобновления автоплатежа совпадает с датой исполнения, то отмените автоплатёж в течение двух часов с момента, как банк отправил уведомление.
Если вы уже оплатили квитанцию другим способом, не забудьте отменить платёж, чтобы избежать двойной оплаты.
Как я узнаю, что автоплатёж выполнен или не выполнен?
Выполняются ли автоплатежи в выходные и праздничные дни?
В какое время исполняются автоплатежи?
Что происходит, если в день выполнения автоплатежа на счете недостаточно денег?
Вы получите СМС или пуш-уведомление, что платёж не может быть исполнен. Повторная попытка исполнения будет на следующий день.
Если и на следующий день на карте не будет хватать денег, текущее начисление будет считаться неоплаченным за текущий период с помощью услуги автоплатёж.
Если компания, предоставляющая услуги, учитывает задолженность прошлых периодов при выставлении счета в текущем периоде, то счёт может быть оплачен с помощью услуги автоплатёж в следующем периоде. В обратном случае его будет необходимо оплатить другим удобным вам способом.
В случае неисполнения платежей в течение трёх платёжных периодов услуга автоплатёж будет отключена автоматически.
Что происходит, если на дату исполнения автоплатежа нет задолженности за услуги?
Вы получите СМС или пуш-уведомление о том, что платёж не может быть исполнен, так как нет новых счетов. Далее 4 раза через каждые три дня банк будет проверять, не появилась ли задолженность. Если появится, то будет оплачена.
Если управляющая компания не сообщит о задолженности клиента в течение шести платёжных периодов, автоплатёж будет отключён автоматически.
Что будет, если управляющая компания выставит не один счет за месяц? Например, счёт за текущий месяц и дополнительные начисления вследствие перерасчёта?
Почему автоплатёж не проходит?
Бывает, что автоплатёж не срабатывает по одной из причин ниже:
— на счёте карты не хватает денег;
— заблокирована карта, к которой подключён автоплатёж;
— вы отменили платёж ответным СМС с кодом отказа или кнопкой «Отменить оплату» в приложении СберБанк Онлайн;
— вы не подтвердили оплату счета, превышающего максимальную сумму платежей в месяц, указанную в параметрах автоплатежа.
В течение какого времени можно отменить автоплатёж при помощи СМС?
Если при оформлении, редактировании или возобновлении автоплатежа сегодняшний день указан как дата исполнения, вы можете отменить автоплатёж в течение двух часов с момент отправки банком СМС с кодом отказа или пуш-уведомления.
Например, сегодня 20 июля. Вы подключили автоплатёж и указали датой ближайшего платежа 20 июля. Банк прислал вам СМС или пуш-уведомление о подключении и затем уведомление о предстоящем платеже. У вас есть 2 часа, чтобы отменить платёж ответным сообщением с кодом отказа или в мобильном приложении СберБанк Онлайн. Если вы согласны сделать первый платёж в этот же день, ничего не делайте: через 2 часа автоплатёж исполнится.
Что будет с автоплатежом, если моя карта будет перевыпущена?
Не переживайте. Если карта перевыпущена, вам не нужно ничего делать: мы найдём её автоматически в день исполнения.
Если она ещё не готова или заблокирована, автоплатёж не исполнится. Чтобы поменять карту вручную, отредактируйте автоплатёж.
Если вы решили не менять старую карту, а выпустить новую с другим номером счёта, отредактируйте автоплатёж вручную.
Можно ли временно приостановить автоплатёж?
Почему отключился мой автоплатёж и что делать?
Автоплатёж мог отключиться по одной из причин:
- Сумма или максимальная сумма автоплатежа — ниже 21 рубля. Подключите новый автоплатёж на сумму не менее 21 рубля.
- Компания, предоставляющая задолженность, расторгла или переоформила договор с банком. Проверьте, есть ли нужная организация в каталоге, и подключите новый автоплатёж.
- Приём платежей запрещён оператором или интернет-провайдером. Уточните у организации, не прекращено ли обслуживание вашего лицевого счета.
- В течение установленного банком времени по автоплатежу не было ни одного платежа. Проверьте актуальность реквизитов и при необходимости подключите новый автоплатёж.
- Срок приостановки автоплатежа превысил год. Проверьте актуальность реквизитов и при необходимости подключите новый автоплатёж.
Источник