- Философы лишь различным образом объясняют мир, но дело заключается в том, чтобы изменить его (К. Маркс, Ф. Энгельс)
- Философы лишь различным образом объясняли мир; но дело заключается в том, чтобы изменить его
- Смотреть что такое «Философы лишь различным образом объясняли мир; но дело заключается в том, чтобы изменить его» в других словарях:
- master7009
- СССР 2.0
- Коммунизм это раскрепощение и пробуждение в каждом человеке высших его творческих способностей.
- Философы лишь различным образом объясняли мир, но дело заключается в том, чтобы изменить его
Философы лишь различным образом объясняют мир, но дело заключается в том, чтобы изменить его (К. Маркс, Ф. Энгельс)
Автор хотел донести до нас мысль о том, что главная цель человека не познать этот мир, а усовершенствовать его. Немецкий философ Карл Маркс и немецкий политический деятель Фридрих Энгельс в изречении поднимают проблему цели человека.
Нельзя не согласиться с автором, ведь познание окружающего мира практически не приносит результата, по сравнению с полезной деятельностью общества. Актуальность поднятой проблемы состоит в том, что в социуме популярны образовательные курсы и тренинги, в результаты которых человек созидает и совершенствует окружающий мир.
Познание включает в себя не только созерцание, но и деятельность. Существует два уровня познания — чувственный и рациональный. Чувственное отличается тем, что знания об окружающем мире достигаются при помощи органов чувств. Для него характерно три формы. Ощущение характеризуется отражением реальности, возникающим при непосредственном контакте с органами чувств. Восприятие основывается на отражении окружающей среды, которое оказывает влияние на органы чувств. Представление – это образ, воспроизводимый без контакта с органами чувств. Таким образом, чувственное познание полностью основано на созерцании. В рациональном познании знания о мире постигаются разумом. Для него характерно три формы. Понятие – это мысль, которая отражает главные черты объектов. Суждение – это объективное утверждение или отрицание характеристик объектов. Вывод – это взаимосвязь суждений между собой. Рациональное познание отличается деятельностью и преображением действительности.
Обратимся к историческим событиям. Петр I – великий российский император, который весь период своего правления развивал страну. Он сумел вывести страну на новый уровень благодаря тому, не просто созерцал и в теории изучал окружающий мир, а благодаря тому, что действовал и совершенствовал российское общество. Он много обучался, а затем знания проверял на практике. Таким образом, деятельность, а не познание, оказывает значительное влияние на развитие общества.
Есть несколько примеров из художественной литературы, которые подтверждают правильность мысли Маркса и Энгельса. В книге Достоевского «Преступление и наказание» главный герой Родион Раскольников активно познает общество. Он считает, чтот в социуме есть классификация людей на высших и низших, вторые из которых не достойны жизни. Эти размышления натолкнули молодого человека на действие – убийство старухи-процентщицы. Родион стремился понять общественное устройство, поэтому и совершил преступное деяние. Таким образом, произведение Достоевского доказывает, что только полезны только те действия, которые совершенствуют окружающий мир, а не губят его.
В заключение можно сделать вывод о том, что познание бесполезно в современном мире. Цель человека заключается в том, чтобы совершенствовать окружающий мир. Карл Маркс и Фридрих Энгельс были абсолютно правы в своем изречении.
Источник
Философы лишь различным образом объясняли мир; но дело заключается в том, чтобы изменить его
Философы лишь различным образом объясняли мир; но дело заключается в том, чтобы изменить его
С немецкого: Die Philosophen haben die Welt nur vcrschieden interpretiert, es kommt aber darauf an, sie zu verandern.
Из работы «Тезисы о Фейербахе» (1845, опубл. 1888) Карла Маркса (1818—1883). Эти слова высечены на пьедестале памятника Карлу Марксу на Хайгетском кладбище в Лондоне. Открытие памятника состоялось 14 марта 1956 г. (Правда. 1956. 16 марта).
Энциклопедический словарь крылатых слов и выражений. — М.: «Локид-Пресс» . Вадим Серов . 2003 .
Смотреть что такое «Философы лишь различным образом объясняли мир; но дело заключается в том, чтобы изменить его» в других словарях:
МАРКС — (Marx) Карл, полное имя Карл Генрих (1818 1883) нем. философ, социолог и экономист, один из наиболее глубоких критиков капитализма и основателей современного социализма. Творчество М. оказало серьезное воздействие на социальную мысль и социальные … Философская энциклопедия
НЕМЕЦКАЯ ИДЕОЛОГИЯ — основное философское произведение Маркса и Энгельса . Будучи в целом завершена к 1846, при жизни авторов книга не была опубликована, увидев свет лишь в 1932. Н.И. являет собой набор разнородных текстов, ее архитектоника не соответствует исходному … Социология: Энциклопедия
Любовь в трудах Фромма — Любовь ответ на проблему человеческого существования[1]. Содержание 1 Любовь это абстракция 1.1 … Википедия
Искусство любить — У этого термина существуют и другие значения, см. Искусство любить (фильм). «Искусство любить» (англ. «The Art of loving. An Enquiry into the Nature of Love») изданная в 1956 работа психоаналитика и философа фрейдомарксиста Эриха… … Википедия
Диалектический материализм — философия марксизма ленинизма, научное мировоззрение, всеобщий метод познания мира, наука о наиболее общих законах движения и развития природы, общества и сознания. Д. м. основывается на достижениях современной науки и передовой… … Большая советская энциклопедия
Маркс, Карл — Запрос «Маркс» перенаправляется сюда; см. также другие значения. Карл Генрих Маркс Karl Heinrich Marx … Википедия
Маркс — I (Marx) Адольф Бернхардт (15.5.1795, Галле, 17.5.1866, Берлин), немецкий историк и теоретик музыки, педагог, композитор, доктор философии (1828). Изучал композицию у Д. Тюрка в Галле, с 1820 совершенствовался у К. Цельтера в Берлине. В… … Большая советская энциклопедия
Маркс Карл — Маркс (Marx) Карл (5.5.1818, Трир, ‒ 14.3.1883, Лондон), основоположник научного коммунизма, учитель и вождь международного пролетариата. Учение М. раскрыло законы общественного развития и указало человечеству путь к коммунистическому обновлению… … Большая советская энциклопедия
«ТЕЗИСЫ О ФЕЙЕРБАХЕ» — название небольшой рукописи К. Маркса, состоящей из 11 тезисов, крые он набросал в своей записной книжке в Брюсселе весной (вероятно, в апр.) 1845. Написание тезисов связано с замыслом «Немецкой идеологии», который возник у Маркса и Ф.… … Философская энциклопедия
КРИТИЧЕСКАЯ ТЕОРИЯ — (CRITICAL THEORY) Эту форму социального анализа часто отождествляют с Франкфуртской школой критической социологии ХХ в., хотя очевидно, что понятие критики является более старым и более широким. Понятие критики означает вынесение отрицательного… … Социологический словарь
Источник
master7009
СССР 2.0
Коммунизм это раскрепощение и пробуждение в каждом человеке высших его творческих способностей.
«Философы лишь различным образом объясняли мир; но дело заключается в том, чтобы изменить его». К.Маркс весна 1845г.
Эти слова высечены на пьедестале памятника Карлу Марксу на Хайгетском кладбище в Лондоне. В чем смысл этой фразы? Ведь не в том, что нужно отбросить философию и заменить ее революционным или иным политическим активизмом. Если бы это было так, то Маркс должен был бы, написав данную фразу, прекратить заниматься философией, да и любым интеллектуализмом вообще. Значит, смысл в другом. В чем же? В том, что только меняя мир, вы можете отличить жизнь от смерти, истину от заблуждения. Если ваша философия позволяет изменить мир, то она живая и истинная. Если нет — то она мертвая и ложная.
Нельзя понять Маркса, не осознав в полной мере, что он настаивает не на элементарной спасительности революционной практики, а на том, что только эта практика может спасти теорию, спасти живую философскую мысль. Не дать ей превратиться в мысль мертвую — то есть и ложную, и бесплодную.
Тезисы о Фейербахе
Главный недостаток всего предшествующего материализма — включая и фейербаховский — заключается в том, что предмет, действительность, чувственность берётся только в форме объекта, или в форме созерцания, а не как человеческая чувственная деятельность, практика, не субъективно. Отсюда и произошло, что деятельная сторона, в противоположность материализму, развивалась идеализмом, но только абстрактно, так как идеализм, конечно, не знает действительной, чувственной деятельности как таковой. Фейербах хочет иметь дело с чувственными объектами, действительно отличными от мысленных объектов, но самоё человеческую деятельность он берёт не как предметную деятельность. Поэтому в «Сущности христианства» он рассматривает, как истинно человеческую, только теоретическую деятельность, тогда как практика берётся и фиксируется только в грязно-торгашеской форме её проявления. Он не понимает поэтому значения «революционной», «практически-критической» деятельности.
Вопрос о том, обладает ли человеческое мышление предметной истинностью, — вовсе не вопрос теории, а практический вопрос. В практике должен доказать человек истинность, т. е. действительность и мощь, посюсторонность своего мышления.
Спор о действительности или недействительности мышления, изолирующегося от практики, есть чисто схоластический вопрос.
Материалистическое учение о том, что люди суть продукты обстоятельств и воспитания, что, следовательно, изменившиеся люди суть продукты иных обстоятельств и изменённого воспитания, — это учение забывает, что обстоятельства изменяются именно людьми и что воспитатель сам должен быть воспитан. Оно неизбежно поэтому приходит к тому, что делит общество на две части, одна из которых возвышается над обществом (например, у Роберта Оуэна).
Совпадение изменения обстоятельств и человеческой деятельности может рассматриваться и быть рационально понято только как революционная практика.
Фейербах исходит из факта религиозного самоотчуждения, из удвоения мира на религиозный, воображаемый мир и действительный мир. И он занят тем, что сводит религиозный мир к его земной основе. Он не замечает, что после выполнения этой работы главное-то остаётся ещё не сделанным. А именно, то обстоятельство, что земная основа отделяет себя от самой себя и переносит себя в облака как некое самостоятельное царство, может быть объяснено только саморазорванностыо и самопротиворечивостью этой земной основы. Следовательно, последняя, во-первых, сама должна быть понята в своём противоречии, а затем практически революционизирована путём устранения этого противоречия. Следовательно, после того как, например, в земной семье найдена разгадка тайны святого семейства, земная семья должна сама быть подвергнута теоретической критике и практически революционно преобразована.
Недовольный абстрактным мышлением, Фейербах апеллирует к чувственному созерцанию; но он рассматривает чувственность не как практическую, человечески-чувственную деятельность.
Фейербах сводит религиозную сущность к человеческой сущности. Но сущность человека не есть абстракт, присущий отдельному индивиду. В своей действительности она есть совокупность всех общественных отношений.
Фейербах, который не занимается критикой этой действительной сущности, оказывается поэтому вынужденным:
1) абстрагироваться от хода истории, рассматривать религиозное чувство [Gemüt] обособленно и предположить абстрактного — изолированного — человеческого индивида;
2) поэтому у него человеческая сущность может рассматриваться только как «род», как внутренняя, немая всеобщность, связующая множество индивидов только природными узами.
Поэтому Фейербах не видит, что «религиозное чувство» само есть общественный продукт и что абстрактный индивид, подвергаемый им анализу, в действительности принадлежит к определённой общественной форме.
Общественная жизнь является по существу практической. Все мистерии, которые уводят теорию в мистицизм, находят своё рациональное разрешение в человеческой практике и в понимании этой практики.
Самое большее, чего достигает созерцательный материализм, т. е. материализм, который понимает чувственность не как практическую деятельность, это — созерцание им отдельных индивидов в «гражданском обществе».
Точка зрения старого материализма есть «гражданское» общество; точка зрения нового материализма есть человеческое общество, или обобществившееся человечество.
Философы лишь различным образом объясняли мир, но дело заключается в том, чтобы изменить его.
Источник
Философы лишь различным образом объясняли мир, но дело заключается в том, чтобы изменить его
Теза о Фейербахе К. Маркса.
Философы лишь различным образом объясняли мир, но дело заключается в том, чтобы изменить его
Об этом аспекте философии давно заставлял задумываться 11 й тезис Маркса о Фейербахе: философы до сих пор лишь объясняли мир, а дело заключается в его изменении. Строгое требование к философии: переход от духовного освоения к практическому. Здесь есть своя логика: практическая деятельность людей отрицалась духовной: философия – любовь к мудрости, а не любовь к действию (Сократ). Но сама по себе любовь к мудрости, воспарившая от прозы жизни, и вызывала у людей негативное отношение к философам. У Маркса мы встречаем серию мыслей об «обмирщении философии», т.е. о возврате ее к прозе бытия. Отсюда и 11 й тезис: давайте не только объяснять мир, но и переделывать его по мере человека.
Дух, идеи, теории, концепции материализуются через деятельность людей, масс. Отсюда бы и начать разработку теории деятельности марксизма. Но это не было понято и, более того, – было запрещено. Родилась половинчатая концепция общественных отношений: человек есть совокупность общественных отношений.
Без понимания, что отношения создаются, существуют, воспроизводятся и пр. только в человеческой деятельности: производственная деятельность – производственные отношения, политическая деятельность – политические отношения, торговая деятельность – торговые отношения и пр.
Полное, завершенное, логичное развертывание философской проблематики должно найти отражение в учении о деятельности, в праксиологии. Термин, конечно, занят Т. Котарбиньским, но он сводил праксиологию к ее частному моменту – практическая деятельность, «хорошая работа», бизнесменская деятельность.
Праксиология как четвертый лик философии – это учение о деятельности человека в его отношении к универсуму. Это и духовная, и практическая деятельность, познавательная и оценочная, методологическая и прагматическая, чувственная и логическая, проектная и реализационная, репродуктивная и новаторская.
Выше и гносеология, и аксиология, и методология трактовались в этом функциональном ключе. Но там еще человеческая деятельность не была в своей стихии, она была ориентирована на объект (гносеология и аксиология) или на подготовку субъекта к онтологическому внедрению (методология). Праксиология – это реализация потенциального в актуальном. Человек движется от относа к относу, от мира к миру, от универсума к универсума. Главное: человек деятельно утверждает себя в универсуме. Ни гносеология, ни аксиология, ни методология не выводят еще нас на этот аспект философского осмысления человека в мире. Просто говоря: человек не только отражает, но и творит мир. Человек не только духовно, но и практически осваивает универсум. Человек не только отражает, но и преображает мир. Он создает новую среду, «вторую природу», искусственный мир, технический мир, ноосферу и пр.
В концепции пермской философской школы (В.В. Орлов) эта идея доведена до логического конца: человек достраивает материю.
Сегодня легко говорить обо всем этом и даже предлагать методологические основания построения любой теории на основе принципа деятельности: теория экологической деятельности, теория архитектурной деятельности, теория управленческой деятельности и т.д.Все это – способ преодоления статуарного рассмотрения социальных объектов как образований, как институтов, как ячеек, как систем, как совокупностей продуктов, результатов. Критически была воспринята, например, книга М. Маркова «Искусство как процесс», потому что искусство рассматривалось как продукт!
Человек есть, прежде всего, деятельное существо. Деятельность – функциональный стержень социума. А уж потом за деятельностью открываются четыре социальных образования, создающие сферу общества в базисе деятельности – потребности и способности, в надстройке деятельности – отношения и институты.
5.Методологія, логіка пізнання та філософія пізнання – схожість та відмінність сутності.
Методология-теория о методе познания, выяснение способа познания, совокупности принципов, подходов к изучаемому предмету, это теоретическая деятельность,изучаемая средства познания.
Логика познания- логика науки)применение идей, методов и аппарата логики в анализе научного познания. Развитие логики всегда было тесно связано с практикой теоретического мышления и прежде всего с развитием науки. Конкретные рассуждения дают логике материал, из которого она извлекает то, что именуется логической формой, законом и т. д. Теории логической правильности оказываются в конечномсчете очищением, систематизацией и обобщением практики мышления.
Философия познания-направление в философии, которое исследует структуру научного знания, способы и методы научного познания, способы развития научного познания.
Источник