Философия как способы духовного мира

Философия как специфический способ духовного освоения мира

Традиционно философию ставят рядом с наукой, с теоретической формой научного знания. Для этого есть немало оснований. Исходным элементом, первокирпичиком как науки, так и философия является знание.

Это знание о сущности действительности. Под сущностью понимается внутренная основа вещи, ее природа. Знание о сущ­ности позволяет познавать закономерности, определяющие существование и движение вещей и процессов, и раскрыть единство ми­ра в многообразии его проявлений и со­ста­в­ных частей. Философия не просто рас­крывает сущность вещей и явлений, она ищет предельные основания действительности. В качестве таких предельных оснований в истории философии выступали природные стихии (вода, огонь), материя, дух, воля, Бог и другие.

Философское знание концептуально: оно обладает системной органи­зацией. Философское знание строится в виде теоретической системы, эле­ментами кото­рой яв­ля­ются: 1) категории (основные, наиболее общие по­нятия, выражающие существенные стороны предметов и явлений и их связей), 2) при­нципы (исходные положения, на­ча­ла, составляющие ос­нования теоретической си­с­те­мы знаний, ее фун­дамент. При­н­ципы определяют подход, способ познавательной деятельности), а также 3) законы(под за­ко­ном понимается теоретическое положение, характеризующее устойчивые, су­ще­ст­венные и необходимые связи предметов или явлений между собой. Эти положения являются выводами, в которых излагаются основные результаты дан­ной теории. На их основе возможны прогноз и предсказание).

Философское знание является проблемным. Это значит, что исходным пунктом философского исследования является крупная теоретическая или практическая задача. Так, Аристотель говорил, что философия вообще возникает из удивления. Удивление – это способность увидеть новое, не­по­нятное в понятном и привычном. Удивление раз­дви­гает горизонт че­ло­веческого сознания, поворачивая вещи и явления новыми гра­нями. Во-вторых, проблемность означает подвижный, недогматический характер фи­ло­со­фского знания. В философии нет раз и навсегда данных решений и ответов, в за­ви­си­мо­сти от ситуации и контекста задача формулируется как-то иначе и потому требует но­вого под­хода и нового решения.

Итак, философия обладает целым рядом черт, позволяющих говорить о том, что она есть вид теоретического знания, что она использует в своих целях аппарат теоретической науки (понятие, закон, метод, концепция, система, принцип, проблема).

Но это не вся философия, и даже не ее половина. Кроме научно-тео­ре­тической сто­­­роны, в философии есть другая сторона, духовно-пра­к­ти­Че­ская. В состав философии входят не только знания, но и ценности. Ценность – это не сам предмет, а его зна­чение для человека, положительное или отрицательное. Ценность в символической фо­р­ме обозначает гра­ни­цу человеческого, переступать которую человек не имеет пра­ва,чтобы не утратить человеческой сущности. Таким образом, ценность, очерчивая гра­ни­цу дозволенного, заключает в себе в скрытой форме запрет. Ценности – явления ду­хов­ной культуры, различающиеся по видам: эстетические (прекрасное-безобразное), мо­ральные (добро-зло), религиозные (Бог-дья­вол), научные (истина-ложь).

Включая в свой состав ценности и принципы, философия становится средством духовной ориентации человека в мире. С их помощью человек осуществляет свободный выбор сре­ди альтернатив, которые возникают в той или иной ситуации.

Среди ценностей выделяются идеалы– те ценности, которые в своей совокупности очерчивают смысл человеческой жизни. Это высшие ценности, без которых жизнь утрачивает смысл, ради которых стоит жить и умереть. Идеал – это духовный образец подлинной жизни, способ ее осуществления. В зависимости от принятых человеком иде­алов складываются его убеждения(твердая уверенность в своих взглядах, отношении, позиции, оценках), а уже в соответствии с убеждениями человек формулирует об­щие и частные цели своих действий.

Способствуя определению и осмыслению идеалов и убеждений, фило­со­фия является инструментом формирования жизненной позиции человека. Принимая определен­ные ценности и принципы, идеалы и убеждения человек становится как личность – существо, способное к выбору, целеполаганию и действию, с одной стороны, и несущее ответственность за результаты и последствия своего выбора и своих действий, с дру­гой. Че­ловек не рождается личностью, а становится ею в процессе жизни, и роль фи­лософии в деле становления личности – быть способом самопозна­­ния и строительства духовного мира человека.

Читайте также:  Способы изменения конституции кратко

На основании этого можно утверждать, что философское знание имеет личностный характер. Это не означает, что у каждого свой набор ка­те­го­рий, принципов, за­ко­нов, своя система знания. Это означает, что в про­цес­се самопознания человек ис­по­ль­зует теоретический аппарат философской науки для решения своих жизненных про­блем, для определения целей и самого смысла собственной жизни. Поэтому свобода философского мы­шления– обязательное свойство философии, в ином случае она ста­нет сре­дством духовного насилия над человеком со стороны какой-то внешней силы – общества, государства, партии, вождя, а человек превратится в ин­струмент чужой воли.

Предмет философии

Под предметом какой-либо научной дисциплины понимается 1) часть реальности, на которую направлено познание (или объект), и 2) система закономерностей, действием которых определяется существование этого объекта. С этой точки зрения положение философии в мире наук выглядит сомнительным – у нее нет своей отдельной части дей­ствительности, в роли ее объекта выступает “весь мир”. Означает ли это, что фило­со­фия является наукой наук (царицей наук)? А философ – своеобразным координатором, на­­ставником или надсмотрщиком в царстве науки?

Если главная цель и результат философии – человек, его духовный мир, человеческое самопознание, формирование личности, то и предмет фи­­лософии следует искать в той области, где размещается отношение че­ловека к миру, познавательное и практическое. Эта область – граница, где про­ходит взаимодействие между “второй природой”, то есть миром, со­з­дан­ным человеком и его трудом, с одной стороны, и “первой при­ро­дой”, с другой. Итак, одной стороны – человек и культура (вторая природа, мир ис­кус­ст­венно созданных вещей), с другой – природа как объект преобразования и арсенал сырья и энергии, которые человек извлекает из нее. Из это­го соотношения культуры и природы вытекают три основные темы фи­лософского познания: 1) объект, 2) субъект, 3) отношение субъекта к об­ъ­ек­ту.

Тема объекта – проблема независимой от воли и сознания человека об­ъективной реальности. Окружающие человека предметы “первой” и “вто­рой” природы обнаруживают тождественное свойство: в своем движении они подчиняются не воле и желанию человека, а внутренним закономерностям самой действительности. В процессе пра­кти­че­ской деятельности предметы оказывают сопротивление целям человека и его дей­ст­виям, и тогда успех деятельности достигается за счет подчинения целей и действий че­ло­века внутренней природе предмета. Явления и предметы окружающего мира, вклю­чая и “первую” и “вторую” природу, выступают перед человеком в его деятельности в форме объекта, т. е. как не зависящие от его воли и сознания и подчиненные действию внутренних закономернос­тей действительности.

Тема субъекта– проблема человека, его сущности, его особого места в мире. Чело­век принадлежит миру и подчиняется его закономерностям. Но сам этот окружающий человека мир двойствен: если предметы “пер­вой” природы существуют независимо от человека, то предметы “второй” природы, существуя независимо от него, пред­по­лагают тем не менее де­ятельность человека как необходимое условие их существования. Поясним это на примере. Предметы природы возникают в ходе есте­ст­венного раз­ви­тия, без вмешательства человека. Предметы культуры возникают только с по­мощью творчески-преобразующей деятельности человека – из матери­а­ла природы, в соответствии с законами природы. Естественным путем они по­явиться не могут. В этом смы­сле и сам человек – не продукт природы, а ре­зультат исторического развития, продукт культуры, самопорожден­ное су­щество. Человек как субъект выпадает из цепи естественных, при­родных закономерностей, дает начало иному типу закономерностей, на ос­но­ве ко­то­рого возникает феномен человеческой свободы.

Тема отношения субъекта к объекту– проблема отношения человека как свободно и творчески действующего существа к внешнему миру, это проблема свободы и необходимости. Отношение человека к миру ре­а­ли­зуется в форме деятельности – прак­ти­ческой и познавательной. Деяте­ль­­ность – способ общественного бытия человека, в ней находят разрешение противоречия субъекта и объекта, свободы и необходимости, духовного и материального и т. п. Деятельность человека изменяет внешнюю при­ро­ду, превращая ее в “мир человека” – мир, ставший объектом практической и по­знавательной деятельности субъекта. “Мир человека” – сложное об­ра­зо­вание, в структуре кото­ро­го можно выделить следующие структурные уро­вни: природное, общественное и ду­ховное. Природное здесь – ес­те­ст­вен­ная, натуральная форма вещей (их физико-хи­ми­ческие, механические или биологические свойства, включая и телесную организацию че­ло­ве­че­ских ин­дивидов), представляющая собой “сырой материал” человеческой дея­те­ль­ности и естественный “фундамент” “мира человека”, связыва­ющий его с той час­тью природы, которая еще не освоена человеком и от­ку­да он черпает новое сырье, раз­двигая тем самым границы “мира человека”.

Читайте также:  Какие вы знаете способы создания файлов

Общественный уровень “мира человека” – совокупность социальных от­ношений и связей, образующих социальную систему (социум) и объекти­вированных, воплощенных в различных предметных результатах де­я­те­ль­ности – в орудиях труда, общественных институтах, произведениях ис­кус­ства, языке и т.д.

Духовное – сфера общественного и индивидуального сознания, идеа­ль­ных проду­к­тов деятельности – не только познания, но и практики. Здесь “располагаются” знания, ценности и идеалы, внутренний мир человека. В этой сфере складывается человеческая личность (человеческое Я как ядро субъективности).

Соответственно, отношение человека к миру (взятое как отношение субъекта к объекту) в предельной форме выступает как отношение сознания к бытию. Отношение сознание к бытию, которое в классический пе­ри­­од рассматривалось как осно­в­ной(гносеологический) вопрос философии, очерчивает границы пред­ме­та философского знания. Предмет фило­со­­фии совпадает с “миром человека”, раскрывая его структурное противоречие – противоречие между духовным и материальным. Это противоречие пронизывает также структуру деятельности и самого человека. Разреше­­ние данного противоречия в процессе деятельности раздвигает границы “мира человека”, ведет к прогрессирующей экспансии человека в природу, повышению степени его свободы.

Предмет фи­ло­софии – это исторический процесс обретения че­ло­ве­ком свободы в ходе становления и развития “мира человека”, в первую очередь – культуры. Этот процесс имеет свою размерность, включая осно­вания, условия и возможности. Основанием достижения свободы человека выступает че­ловеческая деятельность (труд), взятая в целом, в единстве практики и познания (“труд – это целесообразная, сознательная деятельность, в ходе ко­торой человек контролирует и регулирует процесс обмена ве­ществом между обществом и природой”). Условия – характер природной и общественной среды, в которой живет человек, уровень развития производительных сил общества, социальная структура, состояние культуры, политическая система и т.д. Возможности– степень развития человеческой личности (его Я), ее интересов и потребностей, в том числе потребности в свободе, характер его задатков и деятельных способностей, воля, уровень образования.

Итак, по своей сути философия является способом самоопределения человека в истории, определения смысла и целей его существования через ре­ше­ние вопроса об отношении сознания к бытию.

Источник

2. Философия как специфический способ духовного освоения мира

Традиционно философию ставят рядом с наукой, с теоретической формой научного знания. Для этого есть немало оснований. Исходным элементом, первокирпичиком как науки, так и философия является знание.

Это знание о сущности действительности. Под сущностью понимается внутренная основа вещи, ее природа. Знание о сущ­ности позволяет познавать закономерности, определяющие существование и движение вещей и процессов, и раскрыть единство ми­ра в многообразии его проявлений и со­ста­в­ных частей. Философия не просто рас­крывает сущность вещей и явлений, она ищет предельные основания действительности. В качестве таких предельных оснований в истории философии выступали природные стихии (вода, огонь), материя, дух, воля, Бог и другие.

Философское знание концептуально: оно обладает системной органи­зацией. Философское знание строится в виде теоретической системы, эле­ментами кото­рой яв­ля­ются: 1) категории (основные, наиболее общие по­нятия, выражающие существенные стороны предметов и явлений и их связей), 2) при­нципы (исходные положения, на­ча­ла, составляющие ос­нования теоретической си­с­те­мы знаний, ее фун­дамент. При­н­ципы определяют подход, способ познавательной деятельности), а также 3) законы (под за­ко­ном понимается теоретическое положение, характеризующее устойчивые, су­ще­ст­венные и необходимые связи предметов или явлений между собой. Эти положения являются выводами, в которых излагаются основные результаты дан­ной теории. На их основе возможны прогноз и предсказание).

Читайте также:  Способы профилактики травматического шока

Философское знание является проблемным. Это значит, что исходным пунктом философского исследования является крупная теоретическая или практическая задача. Так, Аристотель говорил, что философия вообще возникает из удивления. Удивление – это способность увидеть новое, не­по­нятное в понятном и привычном. Удивление раз­дви­гает горизонт че­ло­веческого сознания, поворачивая вещи и явления новыми гра­нями. Во-вторых, проблемность означает подвижный, недогматический характер фи­ло­со­фского знания. В философии нет раз и навсегда данных решений и ответов, в за­ви­си­мо­сти от ситуации и контекста задача формулируется как-то иначе и потому требует но­вого под­хода и нового решения.

Итак, философия обладает целым рядом черт, позволяющих говорить о том, что она есть вид теоретического знания, что она использует в своих целях аппарат теоретической науки (понятие, закон, метод, концепция, система, принцип, проблема).

Но это не вся философия, и даже не ее половина. Кроме научно-тео­ре­тической сто­­­роны, в философии есть другая сторона, духовно-пра­к­ти­Че­ская. В состав философии входят не только знания, но и ценности. Ценность – это не сам предмет, а его зна­чение для человека, положительное или отрицательное. Ценность в символической фо­р­ме обозначает гра­ни­цу человеческого, переступать которую человек не имеет пра­ва, чтобы не утратить человеческой сущности. Таким образом, ценность, очерчивая гра­ни­цу дозволенного, заключает в себе в скрытой форме запрет. Ценности – явления ду­хов­ной культуры, различающиеся по видам: эстетические (прекрасное-безобразное), мо­ральные (добро-зло), религиозные (Бог-дья­вол), научные (истина-ложь).

Включая в свой состав ценности и принципы, философия становится средством духовной ориентации человека в мире. С их помощью человек осуществляет свободный выбор сре­ди альтернатив, которые возникают в той или иной ситуации.

Среди ценностей выделяются идеалы – те ценности, которые в своей совокупности очерчивают смысл человеческой жизни. Это высшие ценности, без которых жизнь утрачивает смысл, ради которых стоит жить и умереть. Идеал – это духовный образец подлинной жизни, способ ее осуществления. В зависимости от принятых человеком иде­алов складываются его убеждения (твердая уверенность в своих взглядах, отношении, позиции, оценках), а уже в соответствии с убеждениями человек формулирует об­щие и частные цели своих действий.

Способствуя определению и осмыслению идеалов и убеждений, фило­со­фия является инструментом формирования жизненной позиции человека. Принимая определен­ные ценности и принципы, идеалы и убеждения человек становится как личность – существо, способное к выбору, целеполаганию и действию, с одной стороны, и несущее ответственность за результаты и последствия своего выбора и своих действий, с дру­гой. Че­ловек не рождается личностью, а становится ею в процессе жизни, и роль фи­лософии в деле становления личности – быть способом самопозна­­ния и строительства духовного мира человека.

На основании этого можно утверждать, что философское знание имеет личностный характер. Это не означает, что у каждого свой набор ка­те­го­рий, принципов, за­ко­нов, своя система знания. Это означает, что в про­цес­се самопознания человек ис­по­ль­зует теоретический аппарат философской науки для решения своих жизненных про­блем, для определения целей и самого смысла собственной жизни. Поэтому свобода философского мы­шления – обязательное свойство философии, в ином случае она ста­нет сре­дством духовного насилия над человеком со стороны какой-то внешней силы – общества, государства, партии, вождя, а человек превратится в ин­струмент чужой воли.

Источник

Оцените статью
Разные способы