Тема 1. Философия как способ познания и освоения мира
Происхождение слова «философия». Становление философии. Синкретический характерфилософии в период её зарождения и на ранних этапах развития. Размежевание философии и конкретно-научного знания. Круг философских вопросов, их мировоззренческий характер. Понятие мировоззрения. Основные исторические типы мировоззрения. Множественность пониманий философии, трудности определения.
Объект и предмет философии, многообразие подходов и эволюция содержания её предметного поля в процессе развития философии. Соотношение философского и научного знания, их генетическая связь и взаимопроникновение, сходство и различие. Специфика и особенности философского знания, его универсальность. Философия как синтез научного знания и мировоззренческих представлений. Плюрализм и инвариантность философского знания, Философия как личностное отношение к миру, постижение тайны человеческого бытия.
Основной вопрос философии и две его стороны. Материализм и идеализм — два основных направления в философии. Исторические формы материализма. Разновидности идеализма. Дуализм. Проблема познаваемости мира. Гностицизм и агностицизм. Современная философия о неразрешимости ее основного вопроса и потере его актуальности. Проблема метода в философии. Диалектика и метафизика – два основных метода в философии. Специфика языка философского знания.
Философия и культура. Понятие культуры. Место и роль философии в духовной культуре человечества. Философия как отражение эпохи и квинтэссенция культуры. Точки зрения на периодизацию и культурно-исторические типы философии. Философия как система знаний, её динамика в ходе исторического развития. Современные представления о структуре философского знания. Философия менеджмента в структуре философского знания. Функции философии. Роль философии как отрасли знаний в практической деятельности менеджера.
Тема 2. Философия Древнего мира
Предфилософия в древних цивилизациях. Зарождение философии в трех основных центрах древней мировой культуры – древнекитайском, древнеиндийском и древнегреческом.
Становление древнеиндийской философии. Периодизация индийской философии. Философские идеи ведического периода. Классический период индийской философии. Ортодоксальные и неортодоксальные школы. Буддизм как религиозно-философское учение и его значение в индийской культуре.
Философия Древнего Китая. Основные школы древнекитайской философии: даосизм и конфуцианство.
Понятие, зарождение, исторические рамки и периодизация античной философии. Предфилософия Древней Греции. Ранняя древнегреческая натурфилософия ( милетская школа, пифагорейцы, Гераклит, элеаты, Эмпедокл, школа атомистов ), ее характерные черты и содержание.
Период античного просвещения. Изменение представлений о сути философии у софистов. Философия Сократа, ее обращение к человеку и проблемам морали и значение для последующего развития античной и европейской философии. Классический период. Объективно-идеалистическая философия Платона, его «мир идей» и «мир вещей». Учение о государстве. Академия Платона. Энциклопедическая философская система Аристотеля, как вершина античной философии. Основные положения и историческое значение философии Аристотеля.
Эллино-римский период античной философии Всесторонность и универсальность античной философии. Значение античной философии для развития европейской и мировой философии и историко-культурного развития человечества.
Тема 3. Философия Средневековья, Возрождения, Нового
Времени и Просвещения
Средневековая философия как культурно-исторический тип философии. Становление, исторические рамки, основные черты и основополагающие догматы средневековой философии. Зависимость средневековой философии от религии, превращение её в «служанку богословия».
Арабо-мусульманская и европейская средневековая философия. Восточное и западное направления философии на арабском Востоке.
Основные этапы средневековой европейской философии: апологетика, патристика, схоластика. Классическая философия средневековья (Фома Аквинский). Номинализм и реализм.
Эпоха Возрождения как новый этап европейской истории. Философия эпохи Возрождения. Периодизация и основные направления философии Возрождения — гуманистическое, неоплатоническое, натурфилософское, реформационное, политическое, утопическо-социалистическое . Особенности и характерные черты философии эпохи Возрождения.
Социально-исторические условия, развитие естествознания и научная революция ХVII века и их влияние на особенности рассмотрения основных философских проблем Нового времени.. Механицизм, приоритет гносеологии и методологии в философии Нового времени. Проблема метода и достоверности знаний: эмпиризм (Ф. Бэкон, Т. Гоббс, Дж. Локк) и рационализм (Р. Декарт, Б. Спиноза, Г. Лейбниц). Пантеистический монизм Б.Спинозы во взглядах на материю, природу, познание, человека, общество. Субъективный идеализм Дж. Беркли и Д. Юма.
Философия европейского Просвещения в ХVШ в. Характерные черты философии Просвещения – рационализм, сенсуализм, атеизм, вера в прогресс человечества, требование следовать идеалу естественного человека. Французские материалисты ХVШ в. (Гельвеций, Дидро, Гольбах, Ламетри). Формирование понятия « общество», развитие взглядов о господстве человека над природой.
Источник
Философия как особая форма познавательного отношения человека к миру
Вы будете перенаправлены на Автор24
Философия — это особая форма рефлексивного самосознания человека и общества в которой раскрывается познавательных характер отношения человека к миру и его нацеленность на осмысление противоречий настоящего, прошлого и будущего.
Философия как форма познания
Способность к познанию является одной из исключительных черт человеческий психики. В отличии от животных, для которых выработка новых форм отношений и взаимодействия с действительностью протекает в виде научения способов проб и ошибок, т.е. многократного повторения и заучивания, человек способен на осознанную познавательную деятельность, т.е. такую при которой он сам выступает субъектом познания, включая интересующий его объект во все новые системы взаимодействия – реальные или воображаемые.
Познавательная деятельность человека велась на протяжении всей истории его существования и принимала самые разнообразные формы, среди которых можно выделить:
- обыденное,
- мифологическое,
- художественно-образное,
- религиозное,
- научное,
- философское.
Обыденное познание формируется в ходе жизнедеятельности человека, в результате накопления им опыта и усвоения социальной традиции и культуры. Обыденное сознание достаточно разнонаправленно и бессистемно, оно ориентировано на одиночные объекты и сочетает в себе образные и логические конструкции.
Мифологическое познание было первой коллективной формой обобщения действительности. Его отличительными чертами были единство чувственных образов и реальных объектов, отсутствие границ между духовным и материальным миром, человеком и природой. Познание явления происходило через выявление их генезиса, т.е. нахождение предка, на основании которого устанавливались отношения родства, пронизывающие всю мифологическую систему.
Художественно-образное познание формируется непосредственно из мифологического, однако интенсивно развивается и совершенствуется сообразно прогрессу человечества. Его основу составляет индивидуальное познание творца через которое он стремится дать не только отражение своего отношения к миру или его части, но также сформировать представления, выходящие за рамки исходного образа в виде прогноза или описания идеальной картины познаваемого объекта.
Готовые работы на аналогичную тему
Религиозное познание обращено в большей степени не к реальному миру, а к внутренней реальности человека, его духовным переживаниям, и попытке их проецирования на происходящие события действительности. Религиозные построения имеют иррациональную основу и стремятся дать объяснения тем социальным и духовным процессам которые переживает личность.
Наиболее организованным и систематическим видом познания является научное. Научное познание строится на понятийной основе, имеет общепризнанную систему методов и критериев оценки достоверности знания, а также способно критически переоценивать и перепроверять собственные утверждения. Научное познание ограничивается сферой объективных явлений, будь они внешними или внутренними, такие как психические явления.
Философское познание имеет общие черты со всеми вышеперечисленными способами познания, оно как бы соединяет и обобщает их результаты в едином рефлексивно-сознательном отношении к миру, включающем как материальный, так и духовный аспект, как переживание всеобщего, так и единичного, как рационального, так и иррационального.
Гносеология
Философской теорией познания, т.е. отраслью, ставящей вопросы познания на первое место выступает гносеология. Гносеологическая проблематика возникла одновременно с онтологической, еще в трактатах первых мудрецов и философов Греции, Индии и Китая, однако длительное время она находилась на вторых ролях, уступая главное место онтологии, т.е. поиску человека своего места в мире.
Однако в Новое время, в философии формируется новая установка, согласно которой практическое, реализуемое в материальные результаты знание о мире, дает человеку власть над ним, и гносеологические проблемы вышли на первый план.
Вместе с тем в рамках самой гносеологии существуют различные позиции относительно разрешения ее основного вопроса – принципиальной возможности познания мира. Они представлены такими направлениями как:
- скептицизм,
- гносеологический оптимизм.
Скептицизм представляет собой позицию, согласно которой познание мира невозможно. Ее сторонники приводят различные причины и аргументы в защиту своей позиции, например, о иррациональности мира, и невозможности его познания рациональными средствами, или релятивности истины.
Наиболее распространенной скептической позицией является агностицизм, в центре которого лежит утверждение о крайне субъективном характере познания и его итогов. Даже если человек способен познавать окружающую действительное, то это познание носит личностный характер и не может быть соотнесено с реальным объективным миром, равно как и результатами познавательной деятельности других людей.
Гносеологический оптимизм, напротив, стоит на предположении о возможности познания мира, а его основным вопросом является спор о средствах и источниках такого познания.
Рационализм и эмпиризм
В рамках гносеологического оптимизма, можно выделить два наиболее широких направления – это рационализм и эмпиризм.
Рационалисты позиционируют в качестве основного источника и средства познания человеческий разум. Чувственное познание – субъективно и обманчиво, лишь мышление может принести человеку объективное истинное знание независимое от внешних обстоятельств, отвечающее сущности вещей. В рамках рационалистической позиции долгое время сохранялось убежденность в существовании некоторого врожденного знания, которое дано человеку изначально и потому имеет абсолютную истинность, а внешние впечатления служат лишь способом активизировать работу мышления и осознать знание, скрытое внутри.
Эмпиристы напротив указывают в качестве источника знания опыт. Эмпиристы также разделяют тезис о субъективности чувственного познания, которое человек получает непосредственно, однако за счет специальной организации самого познания, т.е. использования научных методов – экспериментов, наблюдений, человек может получить опыт обладающей объективной ценностью, т.е. не зависящий от характеристик ученого, который его получает. Именно опыт является тем базисом, который используется мышлением для формирования понятий, суждений и убеждений, в мышлении нет, ничего, что ранее не было бы представлено в опыте человека – такова позиция эмпиризма.
Источник
Философия как способ самопознания человека
Осваивая и познавая мир, человек задумывается о тайнах мироздания, перед ним встают вопросы:
— почему существует мир?
— как он организован?
— по каким законам развивается окружающий нас мир?
— что такое человек и каково его место во всеобщей взаимосвязи явлений?
— какова природа человеческого разума?
— как человек познает окружающий его мир и самого себя?
— в чем смысл жизни человека?
— что такое добро и зло?
— что есть истина и заблуждение?
Ответы на эти и другие «вечные» вопросы формируют у человека общий взгляд на мир, составляют основу его мировоззрения.
Мировоззрение – это система взглядов человека на мир, на себя и на свое место в мире, а так же обусловленные этими взглядами основные жизненные позиции людей, их убеждения, идеалы, ценностные ориентации, принципы познания и программы деятельности. Философия представляет не всё мировоззрение, а «лишь» его ядро, поскольку в формировании мировоззрения участвуют все учебные дисциплины (психология, экономическая теория, общая теория права и государства и т.д.). Каждая из них в скрытом, а зачастую и в открытом виде содержит в себе мировоззренческие выводы и, соответственно, вносит свой вклад в мировоззренческую подготовку будущего специалиста. В мировоззрении в обобщенном виде представлены познавательная, ценностная, и поведенческаяподсистемы в их взаимосвязи. В различных формах мировоззрений по-разномупредставлены интеллектуальныйи эмоциональный опыт людей. Эмоционально-психологическую сторону мировоззрения на уровне настроений,чувств составляет мироощущение.Опыт формирования познавательных образовмира с использованием наглядных представлений относят к мировосприятию. Познавательно-интеллектуальную сторону мировоззрения составляет миропонимание.
Итак, мировоззрение – сложное, напряжённое, противоречивое единство знаний и ценностей, интеллекта и эмоций, мироощущения и миропонимания, разумного обоснования и веры, убеждений и сомнений, общественного значимого и личностного, традиционного и творческого мышления. Миропониманию, как система знаний сначала эмпирического, а затем теоретического уровней и, наконец, как научное знание, исследующее законы и принципы материального и духовного мира. Философское мировоззрение – это своего рода мера цивилизованности человека и общества. Известный мыслитель XX века А. Швейцер считал, что «для общества, как и для индивида, жизнь без мировоззрения представляет собой патологическое нарушение высшего чувства ориентирования»[1]. Исторически первой формой мировоззрения является мифология, характерная для доклассовых и раннеклассовых обществ. Она была не только повествованием о происхождении и судьбах мира, но и обоснованием и оправданием существующего образа жизни людей, регулятором их поведения.
В мифологии в единстве были слиты реальность и фантазия, знание и вера, мысль и действие, естественное и сверхъестественное. Мифологическое сознание зародилось на самой ранней ступени развития общинно-родовой формации. В период матриархата мифологию характеризовали тотемы, демоны, фетиши. Патриархат породил идолов в облике людей и гармоничных героев. В эллинистическо-римский период – это и литература, и вообще художественное творчество. В эпоху позднего эллинизма герои мифов становятся философски значимыми фигурами. Именно такую общую схему развития мифологии рисует А. Ф. Лосев[2].
Однако по мере развития опытного знания и угасания первобытных форм общественной жизни мифология постепенно уходит со сцены общественного сознания. «Мифологической эпохе с ее спокойной устойчивостью пришел конец»1. Происходит своеобразная революция в мировоззренческих установках, возникают новые исторические типы мировоззрения – религия и философия.
Религия – это такая форма мировоззрения, в которой мир в сознании человека раздваивается на посюсторонний (земной, реальный, естественный) и потусторонний (небесный, сверхъестественный, сверхчувственный), причем сверхъестественные силы в виде богов играют главенствующую роль в мироздании и в жизни людей. Религиозное знание – это знание личностное, данное всегда в конкретном индивидуальном опыте, где единая истина открывается через её переживание, оказываясь тайной и откровением. Религия в большей мере обращается к эмоциональной стороне человеческого существования и основывается прежде всего на вере в те или иные положения. Вне веры в реальность сверхестественных образов религия невозможна. Религиозная фантазия, следовательно, не только выдает свои творения за реальность, она предполагает и обязательное культовое поклонение этим творениям. Л.Фейербах по этому поводу писал: «искусство не выдает свои создания за нечто другое, чем они есть на самом деле, то есть другое, чем создания искусства; религия же выдает свои вымышленные существа за существа действительные»2.
Возникновение философии знаменовало собой колоссальный переворот в стиле мышления. В отличие от иных форм мировоззренческого сознания философское сознание избрало своим ориентиром не авторитет и традицию, не слепую веру, не апелляцию к сверхественным силам, а свободное, основанное на принципах разума, критическое осмысление мира и человеческой жизни. Но критичность – не самоцель философии, не способ просто выделиться и заявить о себе, разрушить установленный порядок вещей, а исходный момент рефлексии, поиск мыслью внутри себя самой собственных ясных и точных оснований. Образно говоря, рефлексивность можно сравнить с изображением в зеркале, однако с той существенной разницей, что и фигурой, которая отражается, и самим зеркалом выступает человеческое сознание. Философия, таким образом, выступает как рационально-теоретическая форма мировоззрения.
В отличие от религии философия стремится опереться на науку: догме противостоит сомнение, эмоциям – интеллект, вере – логика. Движущей силой философии как объективного мировоззренчески-рационального процесса была не борьба ради борьбы, а стремление кистине, к пониманию мира, в котором находятся люди, к пониманию общества, в котором находится человек, к пониманию человеком самого себя.
Что же касается борьбы материализма и идеализма, диалектики и метафизики, эмпиризма и рационализма, то это та форма, в которой осуществлялся поиск истины. А это – главное в философии. Философское знание обосновывает соответствующее мировоззрение. Растущая взаимосвязь между народами в современном мире ведет к усилению значимости такой составляющей мировоззрения, как общечеловеческие ценности и таких форм взаимоотношений, которые основываются на признании приоритета этих ценностей.
Главное дело философии, её предназначение, — говорил Цицерон, — «возделывание души». В этом её сила, говоря конкретнее, «сила философии: излечивать души, отсеивать пустые заботы, избавлять от страстей, отгонять страх».[3]
Первые древнегреческие философы предметом изучения сделали природу. Рассматривая проблемы возникновения и строения мира, они искали первооснову всего сущего, из которой все возникает и в которую все превращается. Поворот от космоса (природа) к человеку совершил Сократ (470–399 гг. до н.э.), который поставил проблемы смысла человеческой жизни и смерти, права, долга, свободы и ответственности и др. Сократ один из первых философов понял, что осознание человеком окружающего мира остается ущербным без параллельного процесса познания самого себя, своего внутреннего духовного мира.
Проблематика, получившая свой импульс от Сократа, заняла очень важное место в философской мысли, что отражено и в тематике философских сочинений: Аристотель: «О душе», «Этика», «Поэтика», «Риторика»; Авиценна: «Книга знания»; Р. Декарт – «Правила для руководства ума», «Рассуждения о методе», «Страсти души»; Спиноза – «Трактат об усовершенствовании разума», «Разыскивание истины», «Этика»; Т. Гоббс – «О человеке»; Л Локк – «Опыт о человеческом разуме»; К. Гельвеций – «Об уме», «О человеке»; А.Н. Радищев – «О человеке, его смертности и бессмертии»; Гегель – «Философия религии», «Философия морали», «Философия искусства».
Постепенно в сферу философии вошли и стали постоянным предметомеё интереса вопросы общественной жизни людей, её политического, правового устройства.
С тех пор философия ставит перед собой двуединую задачу–исследование мира и человека в их взаимосвязи, взаимоотношении. Исходным началом философского анализа, исследования, изучения становятся, таким образом, результаты богатого и разнообразного опыта духовно-практического освоения человеком мира. Специфика философского знания, следовательно, заключается в том, что оно есть результат рассмотрения объектов познания не просто самих по себе (как это имеет место в частных науках), а под углом зрения культурно-исторического сопряжения мира и человека.
В наше время роль философии раскрывается во многом по-новому. Она призвана внести свой вклад в духовную ориентацию человека по отношению к многообразному, противоречивому и в то же время единому миру как месту его обитания, его «жизненного пространства». В этой связи особое значение приобретают мировоззренческие, гуманитарные, ценностные аспекты философского знания, а не одни лишь онтологические и теоретико-познавательные представления.
Философия призвана, таким образом, формировать целостную позицию человека как личности, как субъекта познания и преобразования мира и самого себя. Изучая философию, люди хотят найти в ней не просто совокупность объективных знаний о предметах и процессах окружающего мира, а нечто необходимое для их личностного существования – духовную ориентацию в поисках смысла жизни.
Предназначение философии – создание целостного миропонимания, объяснение объективной реальности и предельных оснований человеческих действий в системе логических категорий и законов. В силу этих особенностей философия является интегратором всей культуры. Ведь именно философская система в отличие от научной теории не склонна выделять группу факторов, а претендует на всеобщую значимость своего принципа.
Хотя философия и наука – разные формы общественного сознания, между ними существует тесная взаимосвязь, как актуальная, так и генетическая. Философию нельзя, на наш взгляд, отождествлять с наукой, но можно говорить о научности философии. Как теоретическое основание мировоззрения философия обладает рядом несомненных признаков научного знания:
— фиксированием в логических категориях и законах,
Философия вместе с тем всегда обращается к достижениям других наук, опираясь на которые она строит общую картину мира. Отмечая тесную связь философии и науки, В. И. Вернадский заметил, что точное и глубокое логическое изучение понятий есть основа и самая суть философского мышления. Это та сила – анализ понятий, которым философия глубочайшим образом влияет на науку, но философия не заменяет науку.
Философия, таким образом, не противоположна науке, как и не сводима к ней; она опирается на совокупный духовный опыт человека. Наука – только часть такого опыта. В конечном счете, философия и наука делают общее дело, но делают его по-разному.
Можно выделить следующие лини взаимодействия философии и частных наук:
— на каждом историческом этапе развития науки философский метод синтезируется из достижения частных, конкретных наук, отражая дух науки своего времени, его качественную специфику;
— в свою очередь каждая из конкретных наук использует философский метод в качестве системы общих принципов подхода к изучению интересующих её явлений и процессов.
Научное освоение мира идей от низших, простых форм движения материального мира к формам все более сложным и высшим. Философия потому и возникает, что имеет отношение к нашим представлениям о мире, глубокую связь с самим фактом существования человека. Миф и философия – существенно разные типы мышления: миф – доисторическая, коллективно-бессознательная мудрость, а философия, наоборот, личностно персонифицированная мудрость. Однако миф и философию объединяет то, что как первый, так и вторая являются функциями самосознания. Наука принципиально отличается и от мифологии, и от философии именно тем, что, опираясь на эмпирический опыт, она не в состоянии возложить на себя и решить ни один мировоззренческий вопрос. И тем самым мы стоим на пороге философии, так как должны сформулировать основной вопрос философии. С акта задавания этого вопроса и датируется рождение философии и мысли – не мифа, не ритуала, а именно мысли. Вопрос следующий: почему в мире есть нечто, а не ничто? Тем самым это и будет определением философии, которое содержится или подразумевается в этом слове, потому что философия – это любовь к мудрости. Употребляя слово «мудрость», античные философы обязательно соединяли его со словом «удивление», считая, что любовь к мудрости, или философия, рождается из удивления. Философия, именно, начинается с удивления не тому, что чего-то нет, а то, что есть нечто, а не хаос. Философия или мысль появляются с задания одного вопроса: почему, собственно, есть нечто, а не ничто. Говоря о философии, мы имеем дело с самой мыслью, с работой мысли, что ею выполняется нечто, без чего человека не было бы. То есть философия тоже оказывается способом его самосозидания[4]. Философия показывает, не что надо видеть, а куда надо смотреть. Это принципиально разные вещи, философия не дает готовых ответов. Ее роль – выработать критическое мышление, такой взгляд на мир, который делал бы человека и свободным, и самодостаточным, понимающим, в каком мире он живет.
Познание «посредством понятий» (Гегель) дает возможность сформулировать общие принципы видения мира в его взаимодействии с человеком, и тем самым выявить универсальные законы многообразных взаимоотношений «человек – окружающий мир», теоретические методы их познания, способы и формы построения, проверки и доказательства достоверности результатов познавательной деятельности. В философии эта проблема (мировоззренческая в своей основе и по природе) модифицируется в основной вопрос философии – вопрос об отношении мышления к бытию, духа к природе, сознания к материи и решение которого предопределяет поляризацию философских учений, их принадлежность к одному из двух главных направлений в философии – материализмуили идеализму.Формировался исторически, четко поставлен лишь в новое время.
Гносеологическая необходимость его постановки заложена в реальном отношении человека к внешнему миру: любой элементарный акт человеческого познанияи поведенияпредполагает разграничениесубъективного и объективного, сознания и осознаваемых вещей. Таким образом, основной вопрос философии вырастает из повседневной жизни людей, практики, познания. Вопрос о первичности материи ( или духа, как полагают идеалисты) образует первую онтологическую сторону основного вопроса философии.
Смысл основного вопроса философии заключается в признании двух фундаментальных типов реальности – объективной, материальной и субъективной, идеальной, из которых одна предшествует другой и порождает ее.
Основной вопрос философии не тождествен ее предмету. Предмет шире, объемнее, он не сводится к проблеме отношения духа к природе. Почему же в таком случае именно эта проблема выступает как основная для философии?
Во-первых, потому, что в основном философском вопросе в концентрированной форме выражается специфика этой науки. Философию интересует не просто мир сам по себе, а именно отношение сознания и бытия, и даже шире – человека и бытия, его практическое и познавательное отношение к миру. Основной вопрос философии задает, таким образом, ракурс именно философского подхода к проблемам. Поэтому философский аспект может возникнуть в любой науке в том случае, когда появляется необходимость осмыслить полученные результаты с точки зрения их отношения к реальности. Независимо от того, кто исследует это отношение: физик, биолог или профессионал-философ, философия начинается там, где проблема ставится и анализируется в плоскости основного философского вопроса.
Во-вторых, поскольку данный вопрос в сжатой форме выражает специфику философского подхода, постольку он присутствует в любом философском учении. Создатель учения может и не сознавать этого вопроса. Более того, в современной западной философии он, как правило, объявляется устаревшим. Однако фактически этот вопрос обязательно присутствует в любой философской теории и так или иначе решается ее автором.
В-третьих, вопрос об отношении мышления к бытию, духа к природе является основным вопросом и потому, что характер его решения определяет в конечном счете характер всей теории. Все другие проблемы интерпретируются на основе того, что принимает философ за первичное: сознание или материю.
В-четвертых, он дает возможность провести водораздел среди множества школ, течений, направлений, сложившихся в истории философии. Определяющим при этом оказывается не то, кем объективно считает себя философ, не то, как называет он свое учение, а то, как именно решает он основной философский вопрос. Выяснение этого обстоятельства имеет определяющее значение для понимания учения в целом, его места и роли в истории философии.
Вторая сторона основного вопроса философии: отношение наших знаний о мире к самому этому миру. Это вопрос о том, есть ли в этих знаниях объективное содержание, можем ли мы познать мир? Огромное большинство философов отвечали на этот вопрос утвердительно. Лишь немногие отрицали такую возможность. Это были представители скептицизма. Скептицизм (от гpeч. skeptikos – рассматривающий, исследующий, критикующий) – философская концепция, подвергающая сомнению возможность познания объективной реальности. Скептицизм возник в период кризиса античного общества (IV век до н.э.), как реакция на предшествующие философские системы, которые с помощью умозрительных рассуждений пытались объяснить чувственный мир, нередко вступая при этом в противоречия друг с другом (Пиррон, Секст Эмпирик и др.). Скептицизм бывает полный и частичный.
Полный скептицизм (родоначальник Пиррон) вообще отрицает возможность всякого достоверного знания, тогда как частичный скептицизм отрицает возможность достоверного знания о чем-то определенном, допуская возможность знания в других областях (Платон отрицал достоверность чувственного знания и был уверен в достижении истины на уровне интеллекта; Демокрит признавал чувственное познание, но в принципе не отрицал возможность истинного познания). Скептицизм имел и положительное значение благодаря тому, что поставил проблему знания и истины, обратил внимание на философский плюрализм. Достоинством скептицизма является его антидогматизм.
В скептицизме выражено двойственное содержание: с одной стороны можно сказать, что он двояк. Непосредственно он ведет к агностицизму. Опосредованно же он направляет философскую мысль на поиск критерия истины, вообще возбуждает интерес к проблеме философского знания, его сходства с научным знанием и его отличия от него. Скептицизм с его антидогматизмом имел большое эвристическое значение в истории философии и, отрицая на первый взгляд возможность истины, служил разработке методологии научного знания.
Агностицизм (греч. а – «отрицание» и gnosis – «познание») – это учение (или убеждение), отрицающее возможность достоверного познания сущности материальных систем, закономерности природы и общества. Это и есть главный признак агностицизма. Этот термин введен английским естествоиспытателем Гексли (1825–1895). Возникнув в форме скептицизма в античной философии, агностицизм получил классическое оформление в философии Д. Юма и И. Канта. В современной западной философии представители неопозитивизма, экзистенциализма и других течений пытаются доказать невозможность познания мира и человека. Самое решительное опровержение агностицизма содержится в научном эксперименте и материальном производстве. Если люди, познавая те или иные явления, преднамеренно их воспроизводят, то «непознаваемой вещи в себе» не остается места.
Что касается материализма, то он опирается на практику и частнонаучное знание. Истинность этого учения доказывается длинным и трудным путем развития естественных наук, которые всегда были опорой и союзниками материализма. С развитием науки и практики последний качественно менялся. Первая историческая форма материализма, возникшая в Древней Греции, – это наивный, стихийный материализм, который сочетался со стихийной диалектикой. Это был в целом правильный подход к миру, однако он еще не подкреплялся данными конкретных наук, которые только начинали складываться в рамках общей, нерасчлененной системы знаний.
Вторая форма – механистический, метафизический материализм, получивший наибольшее развитие в XVII-XVIII веках, когда из всех наук была наиболее развитой механика. Опираясь на нее, материалисты всю природу и самого человека рассматривали как механическую систему разной степени сложности.
Третьей исторической формой материализма, выросшей на основе обобщения социальной практики и передового естествознания XIX века, а также переработки лучших достижений мировой философской мысли прошлого, является диалектический материализм.
В истории философии сложились два различных метода познания – диалектический и метафизический. Принципиальные различия между ними можно представить следующим образом:
1. Диалектика исходит из всеобщей, универсальной взаимосвязи явлений и процессов в окружающем нас мире; метафизика признает только связи случайные, возводя в абсолют автономность, самостоятельность вещи.
2. Диалектика исходит из принципа развития качественных явлений и процессов; метафизика сводит все изменения в мире только к количественным.
3. Диалектика исходит из внутренней противоречивости, закономерно присущей любому явлению или процессу; метафизика же считает, что противоречия свойственны только нашему мышлению, по отнюдь не объективной реальности.
4. Диалектика исходит из того, что именно борьбавнутренне присущих явлениям и процессам противоположностей представляет собой главный источник их различия; метафизика же переносит этот источник вне исследуемого предмета.
В истории философии диалектика и метафизика сменяет друг друга в качестве господствующих философских методов. Смена эта происходила закономерно в связи с качественными изменениями в характере самой науки и прежде всего в естествознании. Так, античная диалектика, превосходившая метафизику в объяснении мира в целом вынуждена был уступить место метафизике, как только конкретные науки занялись детальным, скурпулезным исследованием каждогоявления в отдельности и в его статике. На этом этапе метафизика как нельзя лучше отвечала духу тогдашней науки. Но затем наступил новый этап, когда научные знания из описывающего, собирающего начала превращаются в сравнивающее, классифицирующее, систематизирующее (Карл Линей в виде системы растительного и животного мира; Дарвин – эволюционная теория ( . развития); Менделеев – периодическая система элементов и т.д.). Духу такого научного знания может соответствовать только диалектический метод.
На протяжении всей своей истории философия рассматривает и решает следующие проблемы:
1. Проблема объекта и предмета философии. Объектом философии является мир как единое целое, что дает общий взгляд на мир. Возникнув как наука о всеобщем, философия лишь постепенно выявила свой собственный предмет, осознавала его особенности и связь с предметом исследования конкретных наук. Предметом философии являются наиболее общие законы бытия и развивающиеся на их основе практическая и познавательная деятельность людей.
2. Проблема первоосновы мира. Это проблема материальной или духовной, идеальной первоосновы мира.
3. Проблема развития мира. Это проблема формирования методов познания мира, которые по-разному подходят к вопросу о его развитии.
4. Проблема человека. Это изучение человека как мироздания в целом. Формирование человека – это вечная nonfinite (незавершенность, незаконченность).
Собственно философия и началась с обдумывания смысла человеческой жизни и заявила об этом знаменитым античным афоризмом о человеке как мере всех вещей. Сократ и Платон, философы эпохи Возрождения, Ф. Бэкон и Т. Гоббс, Б. Спиноза, французские материалисты XVIII века, представители классической немецкой философии, философии марксизма, экзистенциалисты – все они в фокусе своего мировоззрения рассматривают человека как чувствующего, мыслящего и творящего субъекта. Каждый из классиков философии, развивая учение о человеке, по-новому высвечивал и проявлял какую-то важную для нас грань: то ли отношение человека к противостоящей ему природе, то ли биологическую первоприроду человека, то ли зависимость человека от социальной среды и т. д. В сущности своей это классическое наследие предстает перед нами как попытка всесторонне решить проблему «Человек и окружающий мир», ответить на три исчерпывающих эту проблему вопроса, которые Кант в «Критике чистого разума» сформулировал так:
Что я могу знать?
Что я должен делать?
На что я могу надеяться?
И Кант был прав, утверждая, что в этих трех вопросах объединяются «все интересы моего разума (и спекулятивные и практические)».
5. Проблема познаваемости мира. Это определение объекта и субъекта познания и раскрытие их сложного диалектического характера. Философия, осуществляя свою познавательную функцию, всегда предлагает человечеству некоторые возможные варианты его жизненного мира и выступает в двух ипостасях:
— как информация о мире в целом и отношении человека к этому миру;
— как комплекс принципов познания, как всеобщий метод познавательной деятельности.
Под функцией понимается способ действия, проявления активности системы (т.е. системы философского знания), общий тип решаемых этой системой задач.
Среди функций философии прежде всего выделяется мировоззренческая. Она состоит в том, что, предлагая человеку общий, целостный взгляд на мир, философия позволяет ему определять свое место и роль в этом мире.
Для правильного понимания мировоззренческой функции философии необходимо учесть, по крайней мере, два момента:
— мировоззрение индивида может сформироваться либо в результате получения научных знаний в процессе образования, в т.ч. и самообразования,либо в стихийномпроцессе становления личности под воздействием социального окружения (макросреда – общество, микросреда – семья, первичный коллектив, приятельское окружение).
«Историческая жизнь народов, – писал Вл. Соловьев, – определяется прежде всего их основными убеждениями, их общим мировоззрением. Философия конечно не дает нам вечности, но она помогает найти ее смысл и укрепить свой дух»[5]. Потеря высших мировоззренческих ориентиров в жизни может вести и действительно ведет к самоубийствам, наркомании, алкоголизму, преступлениям.
Русский философ Н. А. Бердяев писал: «Философия всегда была прорывом из бессмысленного эмпирического, принуждающего и насилующего нас со всех сторон мира к миру смысла»[6].
Методологическая функция философии состоит в том, что философия, раскрывая всеобщие законы, принципы и основы существования и развития мира, тем самым создает и формирует общий метод познания этого мира и, следовательно, выступает как стратегия процесса познания в каждой отдельной области знания. Философский метод есть система наиболее общих признаков, подхода к теоретическому (рационализированному) исследованию действительности (мироустройство и отношение человека к миру). Как методология частнонаучного знания и теория, логикой которой является универсальные законы и принципы единства, связи и развития, философия помогает:
— определить стратегию, направление научных исследований;
— выделить фундаментальные проблемы, раскрывающие сущность, основу, причину связи мира как целостности, которые являются основанием (непосредственно или опосредованно) содержания научных понятий, идей, теорий;
— формулировать научные методы, опирающиеся на принципы и законы философии как теории и методологии;
— выдвигать научное предвидение и прогноз, опирающиеся на философскую методологию.
На всех этапах развития научного знания с момента возникновения способом его построения, выражения, существования стали понятия.
Понятия – язык науки, без которого она существовать не может. Язык – информационно-знаковая система, способ и средство существования и передачи мысли. Язык появился в процессе практической деятельности человека на ранней стадии его существования, как способ обыденного эмпирического познания и средство общения. Такой язык называют естественным, предметно-практическим языком. Единицей этого языка стало слово. Всему видимому, непосредственно воспринимаемому с помощью органов чувств, человек давал обозначения, о чем в последствии скажут: мир предметов – мир видимый. Это явление назвали «чувственная видимость природы».
Вместе с тем человек постигал внутренние, скрытые от непосредственного наблюдения связи, взаимодействия, соединяющие предметы в единую систему, целостный мир, он пытался выявить движущие силы, превращающие одни явления в другие, усложняющие и упорядочивающие мир. Этот мир скрытого, внутреннего, мир связей, в который можно проникнуть только разумом (рацио), мыслью, был назван «рационалистической сущностью природы», и языком его обозначения и познания стали понятия. Понятие – это отражение внутренних, общих свойств и связей предметов, явлений.
Итак, в процессе углубления знаний о мире происходит усложнение языка, формируются понятия как отражение универсальных, существенных связей мира (язык философии), соответственно усложняется само знание по форме и содержанию.
Предельно общими понятиями являются категории, содержание которых составляют необходимые, существенные, универсальные связи мира как целостности. В истории философии такие понятия стали называться универсалиями. Немецкий философ Хайдеггер справедливо заметил: «философское мышление – мышление в предельных понятиях».
Гносеологическая функция философии состоит в том, что она, ориентируя познавательное отношение человека на раскрытие природы и сущности мира, природы и сущности самого человека, общей структуры мира, связей и законов его развития, с одной стороны, вооружает людей знанием о мире, о человеке, а с другой – оказывает влияние на каждую из форм общественного сознания, детерминируя необходимость для каждой из них в своей сфере осознания действительности через призму отношения «человек – мир», а также определяет логику познавательного отношения к действительности.
Выработка научного знания осуществляется не только в рамках материалистического миропонимания. Многие важные философские открытия сделаны мыслителями – идеалистами. Кант первым исследовал специфику и структуру познающего субъекта. Гегель наиболее четко сформулировал основные законы диалектики. Русские ученые Н.Ф. Федоров, Вл. Соловьев и другие разрабатывали концепцию космизма. Несомненной заслугой экзистенциалистов (М. Хайдеггер, К. Ясперс, Ж.-П. Сартр, А. Камю) является, например, анализ сознания в условиях социального отчуждения и т.п.
Вместе с тем, следует отметить, что необходимость восприятия ценных идей, содержащихся в различных типах мировоззрения, не означает их слияние в какую-то единую «синкретическую» философию. Взаимоотрицание материализма и идеализма, вопреки возобновляющимся периодическим заявлениям об «устарелости» их противопоставления, сохраняется и в начале XXI века. В многоаспектном диалоге и плюрализме мнений, что свойственно философским размышлениям, путь к адекватному восприятию действительности лежит, по нашему глубокому убеждению, в конечном счете в ее материалистическом понимании при диалектическом воззрении на мир. Только в саморазвитии, на основе синтеза результатов познавательной и социально-практической деятельности философия может претендовать на объективную истинность и оптимально выполнять свое предназначение.
Культурологическая функция философии состоит в том, что она выявляет и формирует (эксплицирует) так называемые универсалии культуры – наиболее общие идеи и представления о мироздании; моральные, художественные общечеловеческие принципы и ценности.
Развитие человеческой культуры в этом случае предстает как единый, целостный процесс, связанный с формированием, функционированием, хранением, переходом культурно-исторических ценностей из одной эпохи в другую, с критическим преодолением устаревших форм развития культуры и становлением новых форм. Культурологическую функцию философия выполняла с момента своего зарождения, и если сужался предмет философии, то с культурологической функцией философии происходило, скорее всего, обратное: ее роль в жизни общества непрерывно возрастала. Уже Цицерон с полным правом заявил, что «культура духа (ума) есть философия». Тем более это справедливо для нашего времени. Без преувеличения можно сказать, что философия является сегодня важнейшим элементом духовной культуры человечества. «Мне представляется, – писал видный физик ФРГ, лауреат Нобелевской премии Макс Лауэ, – что все науки должны группироваться вокруг философии как их общего центра, и что служение ей является их собственной целью. Так и только так можно сохранить единство научной культуры против неудержимо прогрессирующей специализации наук. Без этого единства вся культура была бы обречена на гибель».
Гуманистическая функция философии направлена на воспитание личности, в нашем случае – личности студента, в духе гуманизма, гуманизма реального, научно обосновывающего пути освобождения человека, его дальнейшего совершенствования.
Рассмотрев функции философии, вернемся к аристотелевской характеристике философии как самой бесполезной и одновременно самой прекрасной науки. Да, она бесполезна в плане узкоутилитарном, прагматическом, ибо философия не может научить выпечке пирогов, плавке металла, обувному ремеслу и т. д. Более того, она не может подменить собой ни одну из конкретных наук, решая за них их специфические проблемы. Из истории философии известно, насколько бесплодными оказались многовековые попытки рассматривать философию в качестве «науки наук», вбирающей все остальные науки в свое прокрустово ложе и заменяющей их. И только обретя свои специфические функции, философия перестает быть бесполезной: она дает конкретным наукам то, что они сами синтезировать не могут – мировоззрение и методологию.
Что же касается «прекрасности» философии, то она слита воедино с ее «полезностью» в указанном высоком смысле. Действительно, что может быть прекраснее, чем приобщение к ценностям духовным, к пониманию смысла жизни, своего места в мире, своих взаимоотношений с другими людьми? И реализуется это прекрасное, прежде всего, в гуманистической и культурологической функциях философии, которая является духовной квинтэссенцией своей эпохи.
Итак, философия – форма духовной деятельности людей, совокупность наиболее общих представлений о мире в целом, об универсальных законах его существования и развития.
Философия как форма самосознания и способ духовно-практического освоения мира является основой творческого потенциала личности. Становление и развитие философско-мировоззренческой культуры происходит, таким образом, в процессе специального овладения философией, ее проблематикой и историей. И, как о
Источник