Философия как способ постижения мира

Проблемы философии как способа постижения мира

Проблемы философии как неотъемлемой составляющей культуры человечества, прежде всего, касаются мира как некоего целого, которое можно охватить разумом. Они касаются того, что такое бытие, как оно существует и каким образом развивается. Мыслители пробуют выяснить механизм познания и ответить на вопрос, как возможно само понимание. Не менее важным представляется и проблема человека – его личности, взаимоотношений с другими людьми, общественной жизни, истории, создаваемого им духовного мира. При этом постановка данных вопросов связана с определенной субъективностью, поскольку человек является эмоциональным и чувствующим существом и пытается найти смысл жизни, соответствующий своему способу мировосприятия.

Проблемы философии напрямую связаны с предметом этой странной науки. Они пронизывают всю жизнь, и особенно культуру человечества, и с теоретической, и с личностной точки зрения. Именно поэтому философское мышление, будучи довольно далеким от так называемого обычного человека, на практике занимается теми же сложностями, которые все люди постоянно преодолевают на протяжении всей свой жизни, иногда не осознавая этого. Ведь этот способ мировоззрения очень парадоксален, его можно счесть нужным и ненужным, а жизнь без него одновременно возможна и невозможна. С понимания этого факта и начинается зарождение собственно философского сознания. Ведь эта наука не является определенной системой знаний, которые передаются от одной парадигмы к другой. Она представляет собой внутренний акт самого мыслителя, в определенной степени связанный с внутренними актами других людей, приверженных тому же.

Ставя перед собой различные проблемы философии, разные ее классики чаще всего выражали свое тяготение к другой, трансцедентной реальности, но никогда не могли точно сказать, существует этот иной мир или же нет, и насколько он похож на нашу повседневную действительность. В отличие от религии, философия не верит, она только вопрошает, допускает и обосновывает. Она не раскрывает тайн, а удивляется им, и на этом останавливается. Это целиком гуманитарное явление, и потому ее истины не лежат в сфере точных формул или экспериментов, а методы естественных или же математических наук являются для нее, в лучшем случае, вспомогательными.

Специфика философских проблем выражается также и в таком интересном парадоксе. Эта область культуры занимается, в том числе, вопросами, стоящими перед естественными науками, и даже использует ту же терминологию, но если физик, рассказывая об атомах, имеет в виду именно атомы, то философ обосновывает учением об атомах свой взгляд на мир и на то, как в нем должен жить человек. Конечно, определение, как говорили древние, «любви к мудрости», содержит в себе множество противоречий, и этот феномен отразился и на истории философии. Потому и язык этой науки – не просто способ общения и изложения мыслей, но и фундаментальная категория бытия, возможно, независимая от самого человека.

Читайте также:  Финансовый механизм это способы мобилизации финансовых ресурсов

Честно говоря, проблема развития в философии предстает перед нами не только в осмыслении того, как образовывался, возникал и приходил к современному состоянию окружающий нас мир, но и в том, что сама по себе эта отрасль человеческого знания является только историей философии. Если мы хотим научиться думать так, чтобы охватывать мироздание в целом, то нам нужно идти к определенному мыслителю и подражать ему. Но ведь мы имеем возможность пользоваться не только идеями наших современников, но и всей плеяды мудрецов, которые жили до нас или живут в других странах, потому что их тексты, написанные ими слова, в определенной степени отражают процесс их наследия и передают то, что они хотели нам сказать.

Таким образом, проблемы философии ставятся и решаются не только в теоретических формулировках этого искусства мыслить, но и в ее истории. Мыслитель и историк развития идей являются словно двумя ипостасями одного и того же процесса: один излагает свои концепции, а другой – свое понимание теорий других людей, и обоим им нужны очень серьезные творческие усилия. Да и само знакомство с историей философии требует целеустремленности и мужества. Ведь это – особый мир, из которого нельзя выбросить ни одного слова или вычеркнуть автора. Мир идей и переживаний, теоретических построений и даже мистических экстазов. Удивительно сложный, полифонический и необозримый мир, который так интересно познавать.

Источник

Философия. План-конспекты лекций и семинаров

В работе представлены планы семинаров и лекций по авторскому курсу философии по 22 темам. Новаторский характер курса обусловлен рядом нетрадиционных тем (Наука думать, Методология изучения философии), заданий для студентов и опорой на разработки автора, а также А. Г. Дугина, Ф. И. Гиренка, С. Р. Аблеева, В. Н. Назарова, А. А. Шевцова и других авторов. Курс основан на отказе от евроцентризма и игнорирования эзотерики и других «ненаучных» форм знания при изучении философии.

Оглавление

  • Предисловие, или кому и зачем может быть нужна эта книга
  • Пояснительная записка
  • Раздел I. История философии
  • Тема 1. Философия как способ познания и осмысления мира

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Философия. План-конспекты лекций и семинаров предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Тема 1. Философия как способ познания и осмысления мира

Понятие и структура мировоззрения. Исторические типы мировоззрений. Философы о философии. Предмет и специфика философского знания. Виды философии. Социальные и ментально-психологические предпосылки зарождения философии. Структура философского знания, философские дисциплины (онтология, гносеология, антропология, социальная философия, аксиология, эстетика, этика, логика). Философия и иные формы индиивидуального и общественного сознания: религия, мифология, наука, эзотерика, искусство. Философия как методология мышления и практической деятельности. Основной вопрос философии. Социальные функции философии. Антропология философии: философ и общество. Исторические этапы развития философии.

Конец ознакомительного фрагмента.

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Философия. План-конспекты лекций и семинаров предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Смотрите также

Философия для «чайников». Учебник для академического бакалавриата

История и философия науки в вопросах и ответах. Учебное пособие для аспирантов сельскохозяйственных вузов

Читайте также:  Технология шампанских вин классическим способом

Краткая история всего

Кен Уилбер, 2000

Постмодерн и его интерпретации

Сущность позитивизма и его влияние на становление современной парадигмы управления. Серия «Искусство управления»

Сергей Викторович Короткий

Ludi права. Сборник людологических сочинений

Письма и отчеты. Материалы группы «Схематизация» в цикле игр «Технологии мышления» 2014—2020 гг.

К Библии от науки

Марк Михайлович Захаров

Новая социальная теория и принципы ее построения. Глобализация и основные механизмы развития общества

О природе философии

Путешествие в мир психологии. От Платона до психологии третьего тысячелетия

Философская антропология. Системный подход

Познание живого: теоритико-методологические основы

Источник

Философия как особая форма познавательного отношения человека к миру

Вы будете перенаправлены на Автор24

Философия — это особая форма рефлексивного самосознания человека и общества в которой раскрывается познавательных характер отношения человека к миру и его нацеленность на осмысление противоречий настоящего, прошлого и будущего.

Философия как форма познания

Способность к познанию является одной из исключительных черт человеческий психики. В отличии от животных, для которых выработка новых форм отношений и взаимодействия с действительностью протекает в виде научения способов проб и ошибок, т.е. многократного повторения и заучивания, человек способен на осознанную познавательную деятельность, т.е. такую при которой он сам выступает субъектом познания, включая интересующий его объект во все новые системы взаимодействия – реальные или воображаемые.

Познавательная деятельность человека велась на протяжении всей истории его существования и принимала самые разнообразные формы, среди которых можно выделить:

  • обыденное,
  • мифологическое,
  • художественно-образное,
  • религиозное,
  • научное,
  • философское.

Обыденное познание формируется в ходе жизнедеятельности человека, в результате накопления им опыта и усвоения социальной традиции и культуры. Обыденное сознание достаточно разнонаправленно и бессистемно, оно ориентировано на одиночные объекты и сочетает в себе образные и логические конструкции.

Мифологическое познание было первой коллективной формой обобщения действительности. Его отличительными чертами были единство чувственных образов и реальных объектов, отсутствие границ между духовным и материальным миром, человеком и природой. Познание явления происходило через выявление их генезиса, т.е. нахождение предка, на основании которого устанавливались отношения родства, пронизывающие всю мифологическую систему.

Художественно-образное познание формируется непосредственно из мифологического, однако интенсивно развивается и совершенствуется сообразно прогрессу человечества. Его основу составляет индивидуальное познание творца через которое он стремится дать не только отражение своего отношения к миру или его части, но также сформировать представления, выходящие за рамки исходного образа в виде прогноза или описания идеальной картины познаваемого объекта.

Готовые работы на аналогичную тему

Религиозное познание обращено в большей степени не к реальному миру, а к внутренней реальности человека, его духовным переживаниям, и попытке их проецирования на происходящие события действительности. Религиозные построения имеют иррациональную основу и стремятся дать объяснения тем социальным и духовным процессам которые переживает личность.

Наиболее организованным и систематическим видом познания является научное. Научное познание строится на понятийной основе, имеет общепризнанную систему методов и критериев оценки достоверности знания, а также способно критически переоценивать и перепроверять собственные утверждения. Научное познание ограничивается сферой объективных явлений, будь они внешними или внутренними, такие как психические явления.

Читайте также:  Кариес причины способы профилактики презентация

Философское познание имеет общие черты со всеми вышеперечисленными способами познания, оно как бы соединяет и обобщает их результаты в едином рефлексивно-сознательном отношении к миру, включающем как материальный, так и духовный аспект, как переживание всеобщего, так и единичного, как рационального, так и иррационального.

Гносеология

Философской теорией познания, т.е. отраслью, ставящей вопросы познания на первое место выступает гносеология. Гносеологическая проблематика возникла одновременно с онтологической, еще в трактатах первых мудрецов и философов Греции, Индии и Китая, однако длительное время она находилась на вторых ролях, уступая главное место онтологии, т.е. поиску человека своего места в мире.

Однако в Новое время, в философии формируется новая установка, согласно которой практическое, реализуемое в материальные результаты знание о мире, дает человеку власть над ним, и гносеологические проблемы вышли на первый план.

Вместе с тем в рамках самой гносеологии существуют различные позиции относительно разрешения ее основного вопроса – принципиальной возможности познания мира. Они представлены такими направлениями как:

  • скептицизм,
  • гносеологический оптимизм.

Скептицизм представляет собой позицию, согласно которой познание мира невозможно. Ее сторонники приводят различные причины и аргументы в защиту своей позиции, например, о иррациональности мира, и невозможности его познания рациональными средствами, или релятивности истины.

Наиболее распространенной скептической позицией является агностицизм, в центре которого лежит утверждение о крайне субъективном характере познания и его итогов. Даже если человек способен познавать окружающую действительное, то это познание носит личностный характер и не может быть соотнесено с реальным объективным миром, равно как и результатами познавательной деятельности других людей.

Гносеологический оптимизм, напротив, стоит на предположении о возможности познания мира, а его основным вопросом является спор о средствах и источниках такого познания.

Рационализм и эмпиризм

В рамках гносеологического оптимизма, можно выделить два наиболее широких направления – это рационализм и эмпиризм.

Рационалисты позиционируют в качестве основного источника и средства познания человеческий разум. Чувственное познание – субъективно и обманчиво, лишь мышление может принести человеку объективное истинное знание независимое от внешних обстоятельств, отвечающее сущности вещей. В рамках рационалистической позиции долгое время сохранялось убежденность в существовании некоторого врожденного знания, которое дано человеку изначально и потому имеет абсолютную истинность, а внешние впечатления служат лишь способом активизировать работу мышления и осознать знание, скрытое внутри.

Эмпиристы напротив указывают в качестве источника знания опыт. Эмпиристы также разделяют тезис о субъективности чувственного познания, которое человек получает непосредственно, однако за счет специальной организации самого познания, т.е. использования научных методов – экспериментов, наблюдений, человек может получить опыт обладающей объективной ценностью, т.е. не зависящий от характеристик ученого, который его получает. Именно опыт является тем базисом, который используется мышлением для формирования понятий, суждений и убеждений, в мышлении нет, ничего, что ранее не было бы представлено в опыте человека – такова позиция эмпиризма.

Источник

Оцените статью
Разные способы