ОСОБЕННОСТИ ФИЛОСОФСКОГО ОСМЫСЛЕНИЯ МИРА
Вопрос
Понятие и структура мировоззрения, его исторические типы.
Мировоззрение — это взгляд на мир и положение человека в этом мире, оценка и характеристика взаимоотношений человека и мира.
Существует два способа освоения мироздания:
1)путем психологических ассоциаций, через образы и представления;
2)путем логической системы понятий и категорий.
Существует 2 уровня мировоззрения:
1)эмоционально-образный — связан с миром ощущений(искусство, мифология и религия);
2)логико-рассудочный ( философия и науки образующие мировоззрение).
Следует выделить три основных типа мировоззрения:
— житейское (обыденное) порождается непосредственными условиями жизни и передающимся с поколениями опытом,
— религиозное – связано с признанием сверхъестественного мирового начала, выражается в эмоционально-образной форме,
— философское – выступает в понятийной, категориальной форме, в той или иной мере опираясь на достижения наук о природе и обществе и обладая определенной мерой логической доказательности.
В структуру мировоззрения входят:
1)Знания и их оценка, совокупность сведений об окружающем мире. Они являются исходным звеном, «клеточкой» мировоззрения. Знания бывают научными, профессиональными (военными), повседневно-практическими.
2) Идеал — основа духовной жизни личности. Они могут быть как научно обоснованными так и иллюзорными, как достижимыми так и нереальными.
3)Ценности — это особое отношение людей ко всему происходящему в соответствии с их целями, потребностями, интересами, тем или иным пониманием смысла жизни.
4) Эмоции-это субъективная реакция человека на воздействие внутренних и внешних раздражений, проявляющихся в виде удовольствия или неудовольствия, радости, страха и т.д.
5) Воля — способность к выбору цели деятельности и внутренним усилиям, необходимым для её осуществления.
6) )Убеждения — взгляды, активно принимаемые людьми, соответствующие их жизненным интересам
7) Вера — это степень доверия человека к содержанию имеющихся у него знаний.
8) Сомнение— критическое отношение к каким-либо знаниям или ценностям.
Сомнение — обязательный элемент самостоятельного мировоззрения.
Вопрос
Философия: сущность, предмет, функции. Особенности философского осмысления мира.
Философия представляет собой систему взглядов на окружающую нас
действительность, систему наиболее общих понятий о мире и месте в нем
СУЩНОСТЬ ФИЛОСОФИИзаключается в размышлении над всеобщими проблемами в системе отношений «мир-человек»
ПРЕДМЕТ ФИЛОСОФИИ заключается в изучении наиболее общих законов природы, общества, человеческого сознания, отношений субъекта к миру объекта.
ФУНКЦИИ ФИЛОСОФИИ
—Мировоззренческаяфункция, которая связана с абстрактно — теоретическим, понятийным объяснением мира, в отличие от всех других видов и уровней мировоззрения (религиозного, обыденного, мифологического).
— Методологическаяфункция заключается в том, что философия выступает как общее учение о методе и как совокупность наиболее общих методов познания и освоения действительности человеком.
— Прогностическая функция философии — формулировку в ее рамках гипотез об общих тенденциях развития материи и сознания, человека и мира. При этом степень вероятности прогноза будет тем выше, чем больше философия опирается на науку.
— Функция философии как школы теоретического мышления и мудрости. Особенно это касается изучения истории философии.
—Критическаяфункция философии. Принцип «подвергай все сомнению», со времен античности проповедуемый многими философами, свидетельствует о важности критического подхода и наличии определенной доли скепсиса по отношению к существующему знанию и социокультурным ценностям. Он играет антидогматическую роль в их развитии. .
—Аксиологическаяфункция(от греч. axios — ценный). Любая философская система содержит в себе момент оценки исследуемого объекта с точки зрения самых различных ценностей: социальных, нравственных, эстетических, идеологических.
— Социальнаяфункция философии: философия призвана выполнить двуединую задачу — объяснять социальное бытие и способствовать его материальному и духовному изменению.
— Гуманитарнаяфункция философии. Философия должна играть адаптационную и жизнеутверждающую роль для каждого индивида, способствовать формированию гуманистических ценностей и идеалов, утверждению позитивного смысла и цели жизни
ОСОБЕННОСТИ ФИЛОСОФСКОГО ОСМЫСЛЕНИЯ МИРА
Философско-теоретической трансформацией фундаментальной мировоззренческой проблемы является основной вопрос философии, в котором отношение «человек — мир» преобразуется в отношение «дух — тело», «сознание — природа», «мышление — бытие». То или иное решение этого вопроса образует основу философского учения. В истории философии прослеживаются несколько вариантов решения проблемы соотношения материального и духовного, выступающей в качестве первой стороны основного вопроса философии. Однако все они являются либо монистическими (исходящими из признания одного начала мира), либо дуалистическими (исходящими из признания двух начал мира). Да и философский монизм неоднороден. На протяжении существования философского знания он выступал как материализм и как идеализм в двух его разновидностях: объективный и субъективный. Материализм исходит из признания первичности материального начала. Идеализм первичным, определяющим объявляет духовное. Однако идеалисты расходятся в его толковании. Одни считают, что духовное начало, обусловливающее все происходящее в мире явлений, существует в виде человеческого сознания, ощущений, восприятий, представлений. Это — субъективные идеалисты. Другие — это духовное представляют в виде ничейного, так называемого абсолютного сознания, духа, чистой идеи и т.п. Это — объективные идеалисты.
Основной вопрос философии включает в себя также вопрос о познавательном отношении человека к миру. Материалисты рассматривают познание мира как отражение в человеческом сознании независимой от него реальности. Идеалисты же выступают против теории отражения, истолковывают познавательную деятельность то как комбинирование чувственных данных, то как конструирование объектов познания посредством априорных (доопытных) категорий, то как чисто логический процесс получения новых выводов из имеющихся аксиом и допущений.
Должного внимания заслуживает и вопрос о том, как мир устроен, какие существуют связи и отношения между предметами и явлениями, процессами, какие законы характеризуют этот мир с точки зрения движения и развития. Иначе говоря — вопрос об общей структуре мира и состоянии, в котором последний находится.
Этот вопрос нашел свое решение в двух основных концепциях — диалектической и метафизической. Диалектика — концепция, согласно которой мир по своей структуре представляет единое целое, где все взаимосвязано и взаимообусловлено, а с точки зрения состояния — он находится в движении, развитии.
Согласно метафизике, мир по своей структуре — это совокупность не связанных между собой взаимопереходами предметов, явлений, процессов.
Решение проблемы общей структуры мира, включающего в себя и человека, и состояние, в котором он находится, представляет собой относительно самостоятельный вопрос. Он может решаться в принципе одинаково при различном подходе к основному вопросу философии. То есть материализм может быть метафизическим и диалектическим. Точно так же и идеализм может быть как метафизическим, так и диалектическим.
Следовательно, материализм и идеализм, метафизика и диалектика суть различные способы раскрытия отношения «человек – мир». Это отношение является универсальной проблемой для всех эпох человеческой истории – от возникновения человека и до тех пор, пока не прекратится его существование. Хотя на каждом этапе истории оно наполняется конкретным содержанием и осознается по-разному, осмысление его есть необходимое условие жизнедеятельности общества в его поступательном развитии.
Типы и способы философского осмысления мира определяются общими философскими парадигмами (парадигма – исходная концептуальная схема, модель постановки проблем и их решения, методов исследования, господствующих в течение определенного исторического периода в научном сообществе).
Именно они акцентируют внимание на тех или иных сторонах вечных философских проблем.
Источник
Философия как способ осмысления мира
В наше время религия продолжает оставаться одним из наиболее распространенных мировоззрений, которое занимает значительное место в жизни любого общества. И мифология, и религия возникли из практического отношения человека к миру и были направлены на преодоление чуждости, враждебности внешнего мира. Хотя в них и наметились основные мировоззренческие проблемы, однако они не смогли обеспечить осознание человеком всей сложности его социального бытия.
3. Философское осмысление мира, его основные типы и способы
Отделение умственного труда от физического, с одной стороны, мифология и накопление эмпирических знаний, с другой стороны, а также стремление человека постигнуть свою собственную сущность способствовали возникновению общего целостного взгляда на мир и место человека в нем — философии. Зарождается принципиально иной тип мировоззрения, по-другому осмысливающий сложившиеся в мифологии и религии представления о мире и человеке и вырабатывающий при этом принципиально иные способы осмысления и решения мировоззренческих проблем. Особенностью философского мировоззрения стала абстрактно-понятийная, а не чувственно-образная, как в других типах мировоззрения, форма освоения действительности.
Но отличие философского мировоззрения от мифологического и религиозного не в форме, а в содержании освоения действительности. В нем уже различаются природный и социальный мир, человеческий способ действий и проявление природных сил и явлений. Стало это возможным благодаря накоплению математических, физических и астрономических знаний, появлению календаря и распространению письменности. Если предшествующие исторические типы мировоззрения можно определить как переживание человеком реальности и своего бытия в ней, то философское мировоззрение есть размышление человека о существующем, есть самопостижение.
Если человек хочет понять смысл своей жизни, он обращается не к научным трактатам. Научное знание может многое объяснить ему, но не через это знание он будет двигаться к своим идеалам. Они лежат в другой плоскости. Постижение смысла жизни является сущностной характеристикой философского знания. Философия дает возможность человеку найти себя в безбрежном океане событий, глубоко осознать не только внешний, но и собственный духовный мир, осмыслить, в чем его предназначение в потоке бытия. Никакая другая наука не учит тому, каким надо быть, чтобы быть человеком.
Источник
Философия. План-конспекты лекций и семинаров
В работе представлены планы семинаров и лекций по авторскому курсу философии по 22 темам. Новаторский характер курса обусловлен рядом нетрадиционных тем (Наука думать, Методология изучения философии), заданий для студентов и опорой на разработки автора, а также А. Г. Дугина, Ф. И. Гиренка, С. Р. Аблеева, В. Н. Назарова, А. А. Шевцова и других авторов. Курс основан на отказе от евроцентризма и игнорирования эзотерики и других «ненаучных» форм знания при изучении философии.
Оглавление
- Предисловие, или кому и зачем может быть нужна эта книга
- Пояснительная записка
- Раздел I. История философии
- Тема 1. Философия как способ познания и осмысления мира
Приведённый ознакомительный фрагмент книги Философия. План-конспекты лекций и семинаров предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.
Тема 1. Философия как способ познания и осмысления мира
Понятие и структура мировоззрения. Исторические типы мировоззрений. Философы о философии. Предмет и специфика философского знания. Виды философии. Социальные и ментально-психологические предпосылки зарождения философии. Структура философского знания, философские дисциплины (онтология, гносеология, антропология, социальная философия, аксиология, эстетика, этика, логика). Философия и иные формы индиивидуального и общественного сознания: религия, мифология, наука, эзотерика, искусство. Философия как методология мышления и практической деятельности. Основной вопрос философии. Социальные функции философии. Антропология философии: философ и общество. Исторические этапы развития философии.
Конец ознакомительного фрагмента.
Приведённый ознакомительный фрагмент книги Философия. План-конспекты лекций и семинаров предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.
Смотрите также
Философия для «чайников». Учебник для академического бакалавриата
История и философия науки в вопросах и ответах. Учебное пособие для аспирантов сельскохозяйственных вузов
Краткая история всего
Кен Уилбер, 2000
Постмодерн и его интерпретации
Сущность позитивизма и его влияние на становление современной парадигмы управления. Серия «Искусство управления»
Сергей Викторович Короткий
Ludi права. Сборник людологических сочинений
Письма и отчеты. Материалы группы «Схематизация» в цикле игр «Технологии мышления» 2014—2020 гг.
К Библии от науки
Марк Михайлович Захаров
Новая социальная теория и принципы ее построения. Глобализация и основные механизмы развития общества
О природе философии
Путешествие в мир психологии. От Платона до психологии третьего тысячелетия
Философская антропология. Системный подход
Познание живого: теоритико-методологические основы
Источник