- Философия, ее предмет, методы и функции Доц. каф. философии ВГТУ, канд.филос.наук Пастушкова О.В. — презентация
- Похожие презентации
- Презентация на тему: » Философия, ее предмет, методы и функции Доц. каф. философии ВГТУ, канд.филос.наук Пастушкова О.В.» — Транскрипт:
- Презентация по философии на тему «Философия, ее предмет, функции и роль в обществе»
- Охрана труда
- Библиотечно-библиографические и информационные знания в педагогическом процессе
- Охрана труда
- Оставьте свой комментарий
- Безлимитный доступ к занятиям с онлайн-репетиторами
- Подарочные сертификаты
Философия, ее предмет, методы и функции Доц. каф. философии ВГТУ, канд.филос.наук Пастушкова О.В. — презентация
Презентация была опубликована 8 лет назад пользователемРодион Свечников
Похожие презентации
Презентация на тему: » Философия, ее предмет, методы и функции Доц. каф. философии ВГТУ, канд.филос.наук Пастушкова О.В.» — Транскрипт:
1 Философия, ее предмет, методы и функции Доц. каф. философии ВГТУ, канд.филос.наук Пастушкова О.В.
2 СОДЕРЖАНИЕ Философия как разновидность мировоззрения. Специфика философского знания. Основной вопрос философии и основные философские направления. Методы философии. Философия и наука. Функции философии, ее место в духовной жизни общества.
3 МИРОВОЗЗРЕНИЕ ЭТО — совокупность взглядов, оценок и принципов, представляющих понимание человеком мира и места в нём. социально-историческое явление, возникающее с появлением человечества. Выражает суть культуры. Процесс выработки мировоззрения представляет общественную потребность — осознание человеком и человечеством мира, в котором он живет, самого себя и своего места в этом мире.
4 ИСТОРИЧЕСКИЕ ТИПЫ МИРОВОЗЗРЕНИЯ Миф Религия Философия Чувственное мировосприятие Приверженность традиции Символизм и аллегоричность Отсутствие рациональных понятий, ассоциативное мышление «Вера» возводится в принцип Основывается на системе догматов Выделение человека из природы через связь с духовным, сверхчувственным миром Разум занимает подчиненное положение Рациональное мировосприятие Разум ставится выше веры Формируются абстрактные понятия Используются наблюдения, сравнения, анализ, выводы, доказательства
5 МИФ Миф — это исторически первая форма мировоззрения. Ее основу составляет собрание мифов. Мифология – это своеобразный архаичный способ понимания природы, общества и человека, характерный для ранних этапов человеческой истории. В отсутствие науки человек объяснял мир присущей той или иной культуре системе мифов. Структурно все мифы универсальны и похожи, так как основываются на чувствах и переживаниях.
6 РЕЛИГИЯ Религия (в переводе означает соединять человека с Богом) – специфическая форма мировоззрения, основанная на вере в существование сверхъестественного Бога или богов. N/B: первой монотеистической (один Бог) формой религии является иудаизм, из которого произрастает христианство и ислам. католицизм православие протестантизм
7 ФИЛОСОФИЯ Возникла позже мифа и религии в VI веке до н.э. Философия – высший уровень и вид мировоззрения, теоретически оформленное, системно-рациональное мировоззрение. Философия выступает как вершина мировоззрения и одновременно как его ядро. Она приводит мировоззрение в систему, теоретизирует его.
8 СПЕЦИФИКА ФИЛОСОФСКОГО ПОЗНАНИЯ «Философия» переводится с греческого как «любовь к мудрости». МУДРОСТЬ — знание оснований и причин Философия – поиск мудрости, которая выражается рационально, с помощью понятий и логики. Главный объект философии – система «человек-мир», т.е. взаимодействие человека и мира.
9 ОСНОВНОЙ ВОПРОС ФИЛОСОФИИ
10 МЕТОДЫ ФИЛОСОФСКОГО ПОЗНАНИЯ 1.Метафизика – рассмотрение мира, вещей, явлений как неизменных сущностей, осмысление первоначальной реальности без учета идеи развития, изменения. 2. Диалектика – рассмотрение мира по принципу всеобщей связи и развития, с учетом исторических изменений. 3. Все общенаучные методы познания (анализ, синтез, абстрагирование и пр.) N/B: спираль – фигура, обозначающая диалектическое восхождение
11 ФИЛОСОФИЯ И НАУКА НАУКА ФИЛОСОФИЯ Систематичность Доказательность Обоснованность выводов Рациональность, опора на логику Эмпирическая (опытная) проверяемость; Особая система методов (эмпирических и теоретических); Нацеленность на результат. Имеет мировоззренческий статус; Сверхтеоретичность; Предметная область охватывает весь мир, все реальное и потенциальное, видимое и невидимое.
12 ФУНКЦИИ ФИЛОСОФИИ Мировоззренческая Связана с формированем индивидуального или коллективного мировоззрения – системы общих представлений о мире и человеке Ценностная Связана с осмыслением и обоснованием значимости духовных ценностей Логическая Связана с осмыслением и формулированием общих законов рационального мышления Методологическая Связана с разработкой общих принципов и методов познавательной и практической деятельности человека Познавательная Связана с познованием мира и человека
13 ФУНКЦИИ ФИЛОСОФИИ Культуротранслирующая Связана с обобщением и передачей важнейших достижений культуры Практическая Связана с выработкой смысла, ценностей, правил, принципов и механизмов практической жизни человека Эстетическая Связана с изучением законов красоты и ее восприятием человеческим сознанием Гуманистическая Связана с обоснованием ценности человеческой личности, ее достоинств, прав и свобод Эвристическая Связана с проникновением интеллектуальной интуиции в область неведомого и направлением научного познания
14 НАЗНАЧЕНИЕ ФИЛОСОФИИ Назначение философии — в возвышении человека, в обеспечении его совершенствования. Изучение философии — дело благородное хотя бы уже потому, что с нею намного труднее стать «обезьяной цивилизации», чем без нее.
Источник
Презентация по философии на тему «Философия, ее предмет, функции и роль в обществе»
Описание презентации по отдельным слайдам:
Философия, её предмет, смысл, функции и роль в обществе Философия дает замечательное лекарство и противоядие против невежества и заблуждения. Ф. Бэкон.
План занятия: Мировоззрение, его структура и типы. Понятие философии, ее предмет. Философия в понимании различных философов. Структура философского знания. Основной вопрос философии. Методы философии. Функции философии, роль философии в жизни человека и общества.
Виды мировоззрения Мифологическое (в основе фантазии и вымысел) Религиозное (основной признак вера в сверхъестественную силу – бога и поклонение ему) Научное (достоверные знания человека о мире и о самом себе). Наука сформировалась в 17 веке. Обыденное (формирование на основе простейших знаний и представлений человека об окружающем мире. Имеет тесную связь с формами народной мудрости).
Значение термина «философия» Философия (греч.) Phileo — люблю Sophia — мудрость Любовь к мудрости +
Мудрость Это умение удивляться миру Умение видеть мир таким, каким не видит никто Понять смысл собственного существования Понять смысл существования человеческого общества Понять смысл истории Ф И Э Л Т О О С О О Ф З С Н Т А В Ч О А В Е А Т Т Ь
Изучение философии позволяет Узнать мудрые советы относительно смысла жизни, добра и зла Понять своё собственное место и предназначение в обществе и место человека в мироздании Выработать своё отношение к таким феноменам, как судьба, счастье, любовь, смерть
Философия учит человека Быть человеком Искусству жизни Искусству познания мира Искусству жить среди людей Искусству не бояться смерти
Философия в понимании различных философов В истории представлены различные варианты понимания того, что есть философия. Огюст Роден Мыслитель. 1880-1882
Пифагор (VI-V вв. до н.э.) – древнегреческий философ, учёный, математик Пифагор считал, что философия – это любовь к мудрости
Платон (427-347 до н.э.) – древнегреческий философ Платон считал, что философия – это особая наука, направленная на познание вечного истинного бытия; стремление к совершенству
Сократ (469-399 до н.э.) – древнегреческий философ Сократ считал философию средством познания добра и зла
Аристотель (384-322 до н.э.) – древнегреческий философ Аристотель считал, что философия – это исследование причин и принципов вещей
Эпикур (342-271 до н.э.) – древнегреческий философ Эпикур считал, что философия – это путь достижения счастья посредством разума
Георг Вильгельм Фридрих Гегель (1770-1831) – немецкий философ Георг Гегель считал, что философия – это наука об Абсолютном Разуме, постигающем самого себя
Иммануил Кант (1724-1804) – немецкий философ Иммануил Кант считал, что философия – это способ познания мира через абстрактные метафизические понятия
Фридрих Энгельс (1820-1895) – немецкий философ Фридрих Энгельс считал, что философия – это наука о наиболее общих законах природы, общества и мышления
Жиль Делёз (1925-1995) – французский философ-постмодернист Французский философ Жиль Делёз усматривает в философии творчество концептов, т.е. новых идей и смыслов. Сущность философии – в свободном создании идей, не заданных никакой традицией или авторитетом. Цель философии – создание оригинальной картины мира, поиск неожиданного и свежего ракурса рассмотрения действительности, вносящего необходимый импульс новизны в осознание основных глобальных проблем.
В различных исторических традициях философия понимается по-разному. Каждый мыслитель выделяет свой аспект её рассмотрения. Это не случайно: определить – значит поставить предел, отграничить и отличить изучаемое понятие от других понятий. Представленные трактовки показывают, что сама философия не поддаётся ограничениям и в лучших своих формах всегда проявляет себя как воплощение критики, свободомыслия и творчества. Её стремлением всегда было выйти за пределы, уйти от определённости, выразить невыразимое.
Философом впервые назвал себя древнегреческий математик и мыслитель Пифагор. Дословно термин «философия» обозначал «любовь к мудрости». Пифагор желал подчеркнуть, что философ не претендует на статус мудреца, знающего всё о мире; только постоянное стремление к мудрости делает человека философом.
ФИЛОСОФИЯ — особая форма познания мира, вырабатывающая систему знаний о фундаментальных принципах и основах человеческого бытия, о наиболее сущностных характеристиках человеческого отношения к природе, обществу и духовной жизни во всех её основных проявлениях. Российская энциклопедия философии, 2001.
Структура философского знания Философия сегодня – фундаментальная и чрезвычайно сложная, имеющая огромное количество разделов дисциплина. В рамках философии выделяют несколько общих разделов, или традиционных философских дисциплин.
Разделы философии Метафилософия Теория философского знания Учение о развитии философского знания История философии Онтология Учение о бытии Философская антропология Учение о человеке Гносеология Учение о познании Социальная философия Учение о законах развития общества Аксиология Учение о ценностях
Три относительно самостоятельные философские науки Этика Наука о морали Эстетика Наука о красоте Логика Наука о законах мышления
Основной вопрос философии Одним из важных для понимания развития философского знания является вопрос, традиционно называемый «основным вопросом» философии. Существуют различные взгляды на то, что является основным вопросом философии.
Основной вопрос философии Для классической индийской философии основной вопрос связан с поиском практических путей освобождения человека от страданий, власти майи (иллюзии), кармы (закона воздаяния) и необходимости постоянных перерождений в земном мире – мире страданий.
Основной вопрос философии в средневековой религиозной философии Августин Блаженный (354-430) – христианский философ В средневековой религиозной философии самым главным считалось познание Бога.
Иммануил Кант Иммануил Кант (1724-1804) – немецкий философ Иммануил Кант так сформулировал важнейшие вопросы философии: Что я могу знать? Что я должен делать? На что я могу надеяться?
Основной вопрос философии Основной вопрос философии звучит так: «Что первично – материя или сознание?» Мир имеет как материальные проявления (ощущаемые физические объекты), так и идеальные (знания, идеи, мысли, эмоции). В зависимости от ответа на этот вопрос философы делятся на материалистов и идеалистов.
Материалисты Что первично? Материя Что вторично? Идеалисты Сознание Познаваемость мира Мир познаваем Сознание Материя Сомнение в познании мира или возможности познания ограничены
Философы-материалисты Брихаспати Левкипп Демокрит Ламетри Гольбах Фейербах Карл Маркс В.И.Ленин
Философы-идеалисты Будда Платон Аристотель Рене Декарт Лейбниц Георг Гегель В.С.Соловьёв Н.А.Бердяев
Основные формы материализма Стихийный древний материализм Механистический материализм Нового времени Диалектический материализм XIX-XX вв. Под материей понимаются её непосредственные проявления в виде стихий: огонь, вода, воздух, земля Мир рассматривается как механизм. Сложные явления сводятся к их физическим причинам. Признаётся первичность материи и её постоянное развитие во времени
Основные формы идеализма Идеализм Объективный идеализм Субъективный идеализм Первичной признаётся некая идея вообще, безликий разум. Идеальное начало творит мир и всё бытие Первичным признаётся сознание субъекта, человек воспринимает лишь свои собственные ощущения. Отрицается существование внешнего мира
Функции философии Функции философии Мировоззрен-ческая Онтологиче-ская Познава-тельная Методологи-ческая Логическая Ценностная Эвристи-ческая Гуманисти-ческая Культуротранс-лирующая Практическая
Мировоззренческая функция Связана с формированием у человека системы общих взглядов о мире
Онтологическая функция Связана с осмыслением основных принципов и законов природного и социального бытия
Познавательная функция Связана с познанием фундаментальных законов развития природы, человека, познания и общества
Методологическая функция Связана с выработкой общих методов и принципов познавательной и практической деятельности человека
Логическая функция Связана с изучением важнейших законов рационального мышления
Ценностная функция Связана с выработкой и обоснованием значения нравственно-моральных ценностей
Эвристическая функция Связана с созданием новых, нестандартных идей и подходов, позволяющих впоследствии совершать научные открытия или решать актуальные общественные проблемы Демокрит (460-370 до н.э.) — древнегреческий философ, основоположник атомистической теории
Гуманистическая функция Связана с утверждением ценности человеческой личности, её свободы, достоинства и права на собственный выбор
Культуротранслирующая функция Связана с накоплением, осмыслением и передачей от поколения к поколению важнейших достижений духовной культуры человечества «Познай самого себя» Сократ «Не негодовать, не удивляться, но понимать» Спиноза «Знание – сила» Ф.Бэкон
Практическая функция Выработка смысла, целей, правил, принципов и механизмов практической жизни человека
СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ.
Курс повышения квалификации
Охрана труда
- Сейчас обучается 95 человек из 44 регионов
Курс профессиональной переподготовки
Библиотечно-библиографические и информационные знания в педагогическом процессе
- Сейчас обучается 336 человек из 66 регионов
Курс профессиональной переподготовки
Охрана труда
- Сейчас обучается 172 человека из 48 регионов
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
Номер материала: ДВ-393268
Международная дистанционная олимпиада Осень 2021
Не нашли то что искали?
Вам будут интересны эти курсы:
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.
Безлимитный доступ к занятиям с онлайн-репетиторами
Выгоднее, чем оплачивать каждое занятие отдельно
Вопрос о QR-кодах для сотрудников школ пока не обсуждается
Время чтения: 2 минуты
Российские адвокаты бесплатно проконсультируют детей 19 ноября
Время чтения: 2 минуты
Минпросвещения разрабатывает образовательный минимум для подготовки педагогов
Время чтения: 2 минуты
Спортивные и творческие кружки должны появиться в каждой школе до 2024 года
Время чтения: 1 минута
Рособрнадзор откажется от ОС Windows при проведении ЕГЭ до конца 2024 года
Время чтения: 1 минута
Российский совет олимпиад школьников намерен усилить требования к олимпиадам
Время чтения: 2 минуты
Подарочные сертификаты
Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.
Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.
Источник