Философия как рациональный способ духовного познания презентация

Лекция «Философия как рациональная отрасль духовной культуры» для дисциплины «Основы философии» для специальности «Гостиничное дело»
презентация к уроку

Лекция «Философия как рациональная отрасль духовной культуры» для дисциплины «Основы философии» для специальности «Гостиничное дело»

Скачать:

Вложение Размер
lektsiya_filosofiya_kak_ratsionalnaya_otrasl_duhovnoy_kultury.ppt 146.5 КБ

Предварительный просмотр:

Подписи к слайдам:

Лекция «Философия как рациональная отрасль духовной культуры» Для дисциплины «Основы философии»

Прочтите следующий текст Философия – вдохновляемая любовью к мудрости рациональная отрасль духовной культуры, имеющая своим предметом фундаментальные вопросы человеческого существования. Почему эту отрасль можно назвать рациональной? Потому что слово «рациональная» происходит от латинского слова «рацио» — «разум», т.е. это такая отрасль духовной культуры, которая развивается исключительно через использование человеческого разума. Результатом философской деятельности являются исключительно письменные произведения, в которых рассматриваются указанные выше фундаментальные вопросы. Вопросы, рассматриваемые философией (бытие, познание, ценности, человек и его место в мире и обществе, роль человека в общемировых процессах и т.д.), решаются только путем размышлений, т.е. с использованием разума. При этом понятие «разум» может трактоваться как «использование мыслительных способностей человека», так и – в соответствии с мнением Платона – «божественное озарение» (интуиция). Результат, полученный этим путем, может быть обоснован, но не доказан.

Прочтите следующий текст Сходство философии и науки состоит в исследовательском характере философии. Однако существует и ряд различий. Наука изучает конкретные явления и пытается на основе их обобщения вывести закономерности. Философия имеет дело с миром в целом, включая сюда не только эмпирическое, но также духовное и нравственное. Результаты науки требуют эмпирической проверки. В отличие от философских утверждений они не только подтверждаемы с помощью специальных практических процедур или подвержены строгой логической выводимости, как в математике, но и допускают принципиальную возможность их эмпирического опровержения. Все это позволяет провести разделительную линию между философией и наукой. В отличие от науки с приматом чувственного опыта в философии большое значение приобретает интуиция.

Прочтите следующий текст Произведение искусства можно назвать философским, если оно на пути художественного постижения жизни доходит до глубоких обобщений. Если художник (да и вообще человек) идет от жизни — этого неиссякаемого источника, и формирует на основе ее постижения собственный оригинальный взгляд на мир — он философ. Если наука выражает общечеловеческую истину в общей форме, философия — в обобщенной форме истину индивидуальную, то искусство — отрасль культуры, в которой индивидуальная истина предстает в форме частного события. Произведение искусства, в отличие от философии, имеет преимущественно бессознательную природу (философия сочетает в себе сознательное и бессознательное), а символы искусства более личностны, чем философские. Искусство — это творение нового духовного мира, а философия — определение и творение смысла его.

Прочтите следующий текст Сходство философии и религии состоит в том, что обе эти стороны культуры занимаются вопросами жизни и смерти человека. Философия рождается из противоречия между жизнью и смертью и разрешает его нахождением вечности в форме вечной истины. Философия стремится к непреходящим ценностям. Философ ищет вечное в потоке становления и поднимает индивидуальность до вечности, творя мир вечных идей. От религии философия отличается тем, что сомнение играет в ней большую роль, хотя в философию идут для того, чтобы обрести твердую почву под ногами. Философия начинается с сомнения в чужих положениях и приходит к концепции, основанной на индивидуальном духе. Между философией и религией то общее, что философские истины столь же интуитивны, как догматы веры, но первые рационально обоснованы, вторые — нет. И в философии, и в религии присутствуют рассуждения о Боге. Но «в споре нет смиренномудрия», а философия не обходится без спора. Иноческое оружие — молитва, философское — логичный аргумент.

Прочтите следующий текст Главное достижение философии — развитие представления об идее. Но когда от идеи как таковой переходят к конкретным идеям, которые пытаются внушить всем, — это идеология. Философия не является идеологией, потому что ее положения должны быть рационально и фактически обоснованы. Идеология же, напротив, всегда выступает как выражение эффективных потребностей определенных общественных групп.

Прочтите следующий текст Близость философии к науке, искусству и религии следует из того, что философия есть взгляд на мир как целое, а наука, искусство и религия представляют собой определенные проекции на мир. Наука выявляет общее, искусство творит единичное. Построить мост между общим и единичным — задача философии. В искусстве преобладают чувства, в науке — разум. Философия синтезирует индивидуальный и всеобщий подходы, разум и чувства, абстрактный объективизм науки, конкретный субъективизм искусства и веру религии. Поскольку философия интегрирует эти формы общественного сознания, излишне спорить о том, как постигается философская истина: с помощью интуиции и непосредственного знания абсолютного, экстаза или научных понятий. Философии нужен и холодный рационализм науки, и настроение искусства, и откровение религии.

Прочтите следующий текст Философия отвечает на вопросы о бытии как целом и месте в нем человека. Она опирается на синтез разума, чувства и веры, но на первом месте оказывается разум, а не вера, как в религии, или чувства, как в искусстве. Одна из задач философии — думать по преимуществу и по-новому. Думают все, но философы как бы изготавливают стереотипы мыслей. Их можно использовать, но кто-то их первый создал, продумал. Здесь принципиальное различие между философией и религией, наукой и искусством, для которых главными остаются вера, польза и красота, а не процесс мышления и его результат. Изолированные и предоставленные самим себе отдельные отрасли культуры засыхают, как ветви, отрезанные от ствола дерева — знания о главном для человека предмете — о нем самом, знания, которое в своей целостности сосредоточивается в философии.

Ответьте письменно на вопросы 1. Почему философию можно назвать рациональной отраслью духовной культуры? 2. Назовите сходство и различия философии и науки. 3. Назовите сходства и различия философии и искусства. 4. Назовите сходство и различия философии и религии. 5. Назовите сходство и различия философии и идеологии. 6. Почему философию называют синтезом науки, искусства и религии?

Выполните самостоятельную работу в тетради Запишите в тетради вопрос «В чем, по Вашему мнению, может состоять философия науки/искусства/религии (выбрать самостоятельно)?», после чего, используя возможности сети Интернет и собственные аналитические способности, ответьте на вопрос письменно, с обоснованием.

Источник

Философия познания ГНОСЕОЛОГИЯ- общая теория познания эпистемология – теория научного познания. — презентация

Презентация была опубликована 5 лет назад пользователемАсылай Матжанова

Похожие презентации

Презентация на тему: » Философия познания ГНОСЕОЛОГИЯ- общая теория познания эпистемология – теория научного познания.» — Транскрипт:

1 Философия познания ГНОСЕОЛОГИЯ- общая теория познания эпистемология – теория научного познания

2 Философия познания — это раздел философии, в котором на философском уровне и философскими средствами рассматриваются все стороны реально существующего познания с учетом всех его родов, видов и разновидностей.

3 Философия познания есть специфическое по своему содержанию и форме познание, а именно – познание самого познания.

4 Гносеология раздел философии, в котором изучаются проблемы природы и возможностей познания, отношения знания к реальности, исследуются всеобщие предпосылки познания, выявляются условия его достоверности и истинности

5 Основные философские позиции по проблеме познания Скептицизм и Агностицизм Рационализм и Сенсуализм

6 Основные принципы скептицизма и агностицизма Скептицизм : 1. сомнение – принцип познания 2. сомнение в существовании внешнего мира 3. сомнение в возможности познания мира 4. сомнение – всеобщий метод Агностицизм : 1. отрицает познаваемость мира 2. отрицает абсолютную истину 3. отрицает познание сущности предметов и закономерностей развития действительности 4. ограничивает роль науки познанием явлений

7 Основные положения Рационализм – (от слова «рацио» — разум) философское учение согласно которому разум является основой бытия, познания, морали. Сенсуализм (от слова «сенсуа» — чувства) – направление в философии, согласно которому чувства являются главной формой познания Рационализм Сенсуализм

8 Основные формы познания Чувственное познание протекает в форме Ощущений Восприятий Представлений Рациональное познание осуществляется в форме: Понятий Суждений Умозаключений

9 Чувственное познание Ощущение – это отражение в сознании человека отдельных свойств предметов и состояний организма при непосредственном воздействии материальных раздражителей на соответствующие рецепторы

10 Чувственное познание Восприятие – это отражение в сознании человека предметов и явлений окружающего мира при их непосредственном воздействии на рецепторы

11 Чувственное познание Представление – это возникающие в сознании человека образы предметов и явлений внешнего мира или их свойств, которые человек когда-то воспринимал или ощущал

12 Рациональное познание Понятие – форма мышления, отражающая предметы в их существенных признаках. Суждение – форма мышления, в которой человек выражает вещь в ее связях и отношениях Умозаключение – форма мышления, посредством которой из одного или нескольких суждений выводится новое суждение. П С У

13 Природа познавательного отношения Материальный мир объект («не-я») Субъективный мир субъект («Я») Объект Субъект Объективное содержание (информация) Активность познающего субъекта

14 Субъект – объект познания Субъект познания — это тот, кто осуществляет процесс познания: Отдельный человек Группа людей Общество в целом Объект познания — это то, что изучается: Мир, отдельные предметы, их свойства и отношения, Процессы, Явления, Само познание

15 Практика и ее роль в познании Практика — чувственно-предметная, предметно-преобразовательная деятельность человека. Практика – исходный пункт познания Практика – движущая сила и цель познания Практика – критерий истинности знаний

16 Виды общественной практики Материально-производственная деятельность человека, направленная на освоение природы. Общественно-политическая деятельность людей, направленная на изменение и регулирование общественной жизни (государственное управление, реформы, войны и т.п.). Научно-экспериментальная деятельность, опыты, наблюдения, направленные на изменение природных и социальных явлений с целью познания законов их развития Практика обыденной жизни, повседневности, связанная с устройством быта, семьи, удовлетворением повседневных материальных потребностей.

17 Истина характеристика содержания знаний, Объективная истина – объективное содержание знаний Абсолютная истина – это объективная истина, которая содержит в себе полное и всестороннее знание сущности предметов, явлений и процессов окружающего мира Относительная истина – это объективная истина, которая содержит в себе неполное, относительное знание сущности предметов, явлений и процессов окружающего мира

18 Познание – процесс Истина – процесс Истина как процесс имеет два момента: Абсолютный момент (абсолютная истина): не может быть никогда опровергнута, поскольку доказана наукой и подтверждена практикой; выпадает из процесса познания, поскольку содержит в себе полное знание Относительный момент (относительная истина): неполная, неокончательная истина; включена в процесс познания, поскольку она не завершена и требует научного исследования, Доказательства и подтверждения практики

19 Общая характеристика познания Сознание — высшая форма отражения действительности. Познание — процесс получения, производства знаний. Информация — сведения, уровень преодоления неопределенности Знания – удостоверенные сведения о действительности.

20 Виды познания Обыденно- практическое Научное Художест венное Мифологи ческое Религиозное Научное познание – высший вид познавательной деятельности

21 Уровни научного познания Эмпирический уровень Отражение внешних признаков, сторон, связей Получение научных фактов, их описание и систематизация Теоретический уровень Объяснение фактов. Отражение существенных связей, открытие законов Систематизация знаний. Формирование научных теорий

22 Особенности научного познания Объективность Процессуальность Предметность Системность Интерсубъективность Высокий уровень Категориальность обобщения Рациональность Всеобщность Доказательность Проверяемость Экстраполируемость Специальная система методов получения знаний

23 Ступени процесса познания Рациональное познание (абстрактное мышление) Опосредованная связь с внешним миром Непосредствен ная связь с внешним миром Чувственное Отражение внутренних существенных свойств, связей. сторон Отражение внешних свойств, связей, сторон (без проникновения в сущность) познание Неразрывн ая связь с языком Отражение отдельных предметов и явлений (живое Обобщен ный, абстрактный характер отражения Формирование образа в ходе активной преобразовательной деятельности созерцание) Осуществление отражения в виде понятий и логических систем доказательств Отражение при помощи ощущений, восприятий, представлений

24 Формы научного познания Эмпирический уровень Научный факт Эмпирический закон Теоретический уровень Проблема Идея Гипотеза Теория Законы науки

25 Методы научного познания Наблюдение Эксперимент Измерение Классификация Систематизация Описание Констатация Суммирование Универсальные: Анализ и синтез Индукция и дедукция Аналогия Моделирование Идеализация Экстраполирование Единство исторического и логического Восхождение от абстрактного к конкретному Формализация Математизация

Источник

Презентация на тему: «Философия как рациональная отрасль духовной культуры»

Описание презентации по отдельным слайдам:

Философия как рациональная отрасль духовной культуры. Урок по дисциплине «Основы философии»

Разнообразие духовной культуры выражается в многочисленных проявлениях духовности человеческой жизни. К формам духовной культуры относятся: искусство мораль религия Наука Философия как форма духовной культуры представляет собой средство отражения духовной активности человека

Философия также как другие формы духовной культуры обладает фундаментальной основой духовности, что делает ее частью культурного кода общества. Ее духовные основы проявляются в следующих аспектах: Первое. Философия также как религия, наука, искусство, является средством осмысления окружающей реальности. Второе. Философия характеризуется высшим проявлениям мыслительной активности человека, которая внутренне совершенствует и преображает человека. Третье. Философия передает специфику духовной культуры конкретного общества.

ОСОБЕННОСТИ ФИЛОСОФИИ КАК ФОРМЫ ДУХОВНОЙ КУЛЬТУРЫ

Философию как форму духовной культуры характеризуют следующие признаки: 1.Научный характер философии 2.Объективность и субъективность философии 3. Системность и структурность философии

В ее основе положены фундаментальные направления, характеризующие теоретические аспекты философской мысли: Философия как форма духовной культуры имеет четкую структуру. -гносеология (учение о способах познания); -онтология (учение о сущности бытия); -антропология (учение о человеке); -аксиология (учение о ценностях).

социальная философия (изучение социальных закономерностей); история философии; эстетика (наука о выразительных формах прекрасного); этика (наука о морали и нравственности); логика (наука о мышлении); герменевтика (наука о толковании текстов) в рамках философии существуют отдельные направления:

Ищем педагогов в команду «Инфоурок»

Номер материала: ДБ-1146817

Международная дистанционная олимпиада Осень 2021

Не нашли то что искали?

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

Безлимитный доступ к занятиям с онлайн-репетиторами

Выгоднее, чем оплачивать каждое занятие отдельно

В Осетии студенты проведут уроки вместо учителей старше 60 лет

Время чтения: 1 минута

Российский совет олимпиад школьников намерен усилить требования к олимпиадам

Время чтения: 2 минуты

Минпросвещения разрабатывает образовательный минимум для подготовки педагогов

Время чтения: 2 минуты

Рособрнадзор откажется от ОС Windows при проведении ЕГЭ до конца 2024 года

Время чтения: 1 минута

ЕСПЧ запретил учителям оскорблять учеников

Время чтения: 3 минуты

В МГУ разрабатывают школьные учебники с дополненной реальностью

Время чтения: 2 минуты

Подарочные сертификаты

Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.

Источник

Читайте также:  Энтеральным следует назвать способ введения лекарственных средств
Оцените статью
Разные способы