Философия есть способ оценки выражающей жизненную перспективу
Монтень М. Опыты. М.-Л., 1954. Кн. 1. С. 207-209
О философии, основы которой я здесь собираюсь изложить, ты, любезный читатель, не должен думать как о чем-то, при помощи чего можно раздобыть философский камень, или как о искусстве, которое представлено в трактатах по метафизике. Философия есть скорее естественный человеческий разум, усердно изучающий все дела творца, чтобы найти и сообщить бесхитростную правду об их порядке, их причинах и следствиях. Философия есть дочь твоего мышления и всей Вселенной и живет в тебе самом, правда, в еще не ясной форме подобно матери Вселенной в период ее бесформенного начала. Ты должен действовать, как скульпторы, которые, обрабатывая бесформенную материю резцом, не творят форму, а выявляют ее. Подражай акту творения! Пусть твое мышление (поскольку ты желаешь серьезно работать над философией) витает над хаотической бездной твоих рассуждений и экспериментов. Все хаотическое должно быть разложено на составные части, а последние следует отличить друг от друга, и всякая часть, получив соответствующее ей обозначение, должна занять свое прочное место. Иными словами, метод должен соответствовать порядку творения вещей. Порядок же творения был следующим: свет, отделение дня от ночи, пространство, небеса, чувственно воспринимаемое, человек. Заключительным актом творения явилось установление закона. Порядок исследования будет, таким образом, следующим: мышление, определение, пространство, созвездия, чувственное свойство, человек, а после достижения последним зрелости — гражданин. В первом разделе первой части, озаглавленном «Логика», я зажигаю свет разума.
Во втором разделе, названном «Первая философия», я различаю посредством точного определения понятий идеи наиболее общих вещей, с тем чтобы устранить все сомнительное и неясное. Третий раздел посвящен вопросам пространственного протяжения, т.е. геометрии. Четвертый раздел описывает движение созвездий и, кроме того, чувственные свойства.
Во второй части всей системы, если на то будет божья воля, я подвергну рассмотрению природу человека, а в третьей — уже указанный нами вопрос о гражданине. Я следовал тому методу, который сможешь применить и ты, если он встретит твое одобрение. Ибо я не навязываю тебе ничего своего, а только предлагаю все твоему вниманию. Каким бы методом ты, однако, ни пользовался, во всяком случае я бы усердно рекомендовал твоему вниманию философию, т.е. стремление к мудрости, недостаток которой в самое недавнее время причинил нам много страданий. Ибо даже тот, кто стремится к богатству, любит мудрость: ведь сокровища радуют его лишь потому, что они как зеркало отражают его мудрость. Таким же образом и тот, кого привлекает государственная служба, ищет только место, где бы он мог проявить свою мудрость. Даже падкие на удовольствия люди пренебрегают философией только потому, что не знают, какое огромное наслаждение может доставить духу близкое знакомство с прекраснейшим из миров. И наконец, если бы я не имел никакого другого основания рекомендовать тебе философию, то я сделал бы это (учитывая, что человеческий разум в такой же мере не терпит пустого времени, как природа — пустого пространства) затем, чтобы ты мог приятно заполнить ею часы досуга и не был вынужден от чрезмерного безделья мешать людям занятым или сближаться с людьми праздными, что принесло бы вред тебе самому. Прощай!
1. Философия, как мне кажется, играет ныне среди людей ту же роль, какую, согласно преданию, в седой древности играли хлебные злаки и вино в мире вещей. Дело в том, что в незапамятные времена виноградные лозы и хлебные колосья лишь кое-где попадались на полях, планомерных же посевов не было. Поэтому люди питались тогда желудями и всякий, кто осмеливался попробовать незнакомые или сомнительные ягоды, рисковал заболеть. Подобным же образом и философия, т.е. естественный разум, врождена каждому человеку, ибо каждый в известной мере рассуждает о каких-нибудь вещах. Однако там, где требуется длинная цепь доводов, большинство людей сбивается с пути и уклоняется в сторону, так как им не хватает правильного метода, что можно сравнить с отсутствием планомерного посева. В результате люди, которые довольствуются желудями ежедневного опыта и не ищут философии или отвергают ее, обладают, согласно общему мнению, более здравыми понятиями, чем те, кто не придерживается общепринятых мнений, а, нахватавшись сомнительных взглядов, подобно безумцам беспрестанно дискутирует и спорит, воображая себя необычайно умным. Я, правда, признаю, что та часть философии, которая трактует о величинах и фигурах, прекрасно разработана. Но, зная, что другие ее части еще не достигли равной степени развития, я решаюсь лишь развить по мере моих сил немногие элементы всей философии, как своего рода семена, из которых, как мне кажется, может вырасти чистая и истинная философия.
Я вполне сознаю, как трудно выбить из головы воззрения, внедрившиеся и укоренившиеся в ней благодаря авторитету красноречивейших писателей; эта трудность усугубляется еще и тем, что истинная (т.е. точная) философия отвергает не только словесные белила и румяна, но и почти всякие прикрасы. Первые основы всякой науки действительно далеко не ослепляют своим блеском: они скорее скромны, сухи и почти безобразны.
Но так как среди людей, несомненно, есть и такие, хотя бы их и было немного, кто во всем стремится к истине и разуму, то я считал своей обязанностью прийти этим немногим на помощь. Итак, я перехожу к делу и начинаю с определения понятия философии.
2. Философия есть познание, достигаемое посредством правильного рассуждения (recta ratiocinatio) и объясняющее действия, или явления, из известных нам причин, или производящих оснований, и, наоборот, возможные производящие основания — из известных нам действий.
Чтобы понять это определение, нужно учесть, во-первых, что хотя восприятие и память (способности, которыми человек обладает вместе со всеми животными) также доставляют нам знание, но так как это знание дается нам непосредственно природой, а не приобретается при помощи правильного рассуждения, то оно не есть философия.
Источник
Тест Философия с ответами. Тема Философия как форма культуры
Название | Тема Философия как форма культуры |
Анкор | Тест Философия с ответами.docx |
Дата | 28.12.2017 |
Размер | 41.63 Kb. |
Формат файла | |
Имя файла | Тест Философия с ответами.docx |
Тип | Документы #13339 |
Подборка по базе: 1 Тема.docx, РЯ. Тема 9 — 1 — ОДС.docx, құндылықтар философиясы.pptx, реферат философия бытия.docx, Задания для практического занятия. Тема 7.docx, Мырзабай Динара Мэлсқызы — реферат 13 тема.docx, Доклад по историия. Тема 6.docx, 12.5 ТЕМатика ДКР КР 40.05.02 Криминология ФЗО ОБДД набор 18.doc, Новый документ в формате RTF.rtf, Археологические памятники культуры Первобытной эпохи.doc
| |
02.Вид познания в жизнедеятельности субъекта, не обладающий доказательной силой, называется: 4) научным | |
03. Согласно данным науки, наиболее древней формой мировоззрения является: | |
04. Термин «философия» был введен в научный оборот: | |
05. Термин «философия» означает: 2) компетентное мнение 3) профессиональную деятельность 4) любовь к мудрости | |
06.Философские решения не могут быть: | |
07. Основной вопрос философии – это: 1) вопрос об отношении сознания к бытию, идеального к материальному 2) каковы критерии истины 3) как возник мир 4) что есть добро и зло | |
08. Раздел философии, изучающий фундаментальные принципы бытия – это: | |
09. Раздел философии, который рассматривает поступки и отношения между людьми с точки зрения представлений о добре и зле — это 3) прагматика | |
10. Ответы на философские вопросы ищут 1) в религиозных верованиях 2) в мифологических представлениях 3) в научных исследованиях 4) в доводах и заключениях разума | |
11. Кто из философов сформулировал три вопроса, выражающие, по его мнению, сущность философии: — Что я могу знать? Что я должен делать? На что я могу надеяться? 4) Фома Аквинский | |
12. Мир идей, согласно учению Платона, образует истинное бытие, существующее вне нас. А мир вещей – это вторичное и производное от него. Это положение выражает точку зрения 1) антропологического материализма 2) объективного идеализма 3) субъективного идеализма 4) диалектического материализма | |
13. Стремление построить окончательную схему-систему мира, неприятие идеи развития характерны для: | |
14.Что в основании мира лежит одно начало считают: | |
Тема 2. Возникновение философии. Философия античности. 15. Исходной истиной буддизма является утверждение, что 1) жизнь есть радость и наслаждение 2) жизнь есть страдание 3) жизнь есть борьба 4) жизнь есть форма существования белковой материи | |
16. Кому принадлежит высказывание: « Относись к людям так, как ты хотел бы, чтобы они относились к тебе»: 3) Вардхамане Махавире 4) Сиддхартхе Гаутаме | |
17. Почему европейская философия возникла именно в Греции? 1) случайно, так совпало 2) удачное географическое положение страны 3) здесь сложилась благоприятная политическая атмосфера | |
18. Кто из ранних греческих философов считал началом всего сущего воду? | |
19. Формула «Все есть число» является краеугольным камнем учения | |
20. Демокрит полагал началом всего сущего | |
21. Главная идея Гераклита, которая была проиллюстрирована им через образ реки: 1) «все течет, все изменяется» 2) «все полно богов» 3) «все имеет начало и конец» 4) «нет ничего в разуме, чего до этого не было бы в опыте» | |
22. «Все, что мыслим, есть бытие» — таким образомформулирует суть бытия: 4) Платон | |
23. Наиважнейшим принципом для Парменида является истина, что: 1) «бытие есть, и небытие тоже есть» 2) «человек есть мера всех вещей» 3) «бытие есть, небытия нет» 4) «в одну реку нельзя войти даже один раз» | |
24. Сократ говорил: «Я знаю, что ничего не знаю, но. « 1) знания увеличивают скорбь 2) попытаюсь узнать 3) все знать и невозможно 4) другие не знают и этого | |
25. Главной проблемой, которая интересовала Сократа, был вопрос о | |
26. «Майевтика» Сократа означает не что иное, как: 1) умение защитить свою точку зрения 2) метод рождения истины путем наводящих вопросов 3) борьба с пороками 4) формальная логика | |
27. Согласно Платону, познание это 1) припоминание того, что душа уже знала всегда 2) обобщение информации, полученной из опыта 3) дальнейшее развитие знаний, накопленных предшествующими поколениями 4) конструирование мира познающим субъектом | |
28. Согласно Платону, вещи – это 2) сформованная материя 3) устойчивые пучки восприятий 4) продукты активности человеческого воображения | |
29. Государство в философии Платона означало 2) религиозное государство 3) сословное государство, где принадлежность к сословию определяется личными достоинствами человека 4) деспотию восточного типа | |
30. Один из жизненных императивов античной философии: 1) «Познай самого себя» 2) «Узнай как можно больше» 3) «Следуй установленным правилам»; 4) «Надейся и жди». | |
31. Понятия «бытие» и «небытие» ввёл | |
32. По Аристотелю, человек — это 1) существо двуногое без перьев 2) существо двуногое и неблагодарное 3) общественное животное 4) душа в темнице тела | |
33. В своей этической концепции стоики выдвинули: 1) идеал мудреца, который бесстрастно переносит удары судьбы 2) анархические принципы социальной жизни 3) идеал героя, противостоящего всему миру 4) идеал мудреца, проводящего жизнь в наслаждении от познания истины | |
Тема 3. Философия Средневековья и Возрождения. 34. Основная задача средневековой философии состояла в 1) выработке методологической базы частных наук 2) построении учения о душе 3) защите веры, ответе на вопрос о существовании Бога 4) обосновании идеи прекрасного | |
35. Среди философов средневековья можно выделить: 1) киников и эпикурейцев 2) идеалистов и материалистов 3) метафизиков и эмпириков 4) номиналистов и реалистов | |
36. Доказательства бытия Бога разрабатывали представители: | |
37. Почему Ф.Аквинского называют крупнейшим филоссофом средневековья? 1) был истинным христианином 2) сумел в своем творчестве соединить веру и разум 3) опирался на космологию Птолемея 4) занимал высокий пост в церковной иерархии | |
38. Эпохой восстановления идеалов античности в Европе является | |
39. Характерной чертой Ренессанса является | |
40. Джордано Бруно характеризовал Вселенную как | |
41. Что сделал Коперник? 1) сформулировал законы механики 3) доказал, что Земля круглая 4) предложил гипотезу формирования солнечной системы из пылевого облака | |
Тема 4. Философия Нового времени и Просвещения. 42. Для культуры и общественной жизни Нового Времени в Западной Европе характерны: | |
43. Родоначальником эмпиризма, как философского течения эпохи Нового времени является | |
44. Научный метод, сформулированный Ф. Бэконом, называется методом | |
45. Учение о дуализме субстанций развивал 4) Т. Гоббс | |
46. Учение о множественности субстанций развивал | |
47. Какое положение играет роль первой аксиомы в системе Р. Декарта: 1) «страшусь, следовательно существую» 2) «ощущаю, следовательно существую» 3) «мыслю, следовательно существую» 4) «говорю, следовательно существую» | |
48. На какие два типа делит Декарт все существующее? 1) активное и пассивное 2) обладающее и не обладающее тяжестью 3) мыслящее и протяженное 4) живое и неживое | |
49. Согласно Локку, к первичным качествам вещей относится | |
50. Впервые выдвинул идею «общественного договора»: | |
51. Вольтер полагал, что религия возникла тогда, когда встретились: 1) человек и Бог 3) ученые и невежды 4) мошенник и глупец (обманщик и дурак) | |
52. Принцип разделения властей был сформулирован в работах 1) Эпикура и Лукреция 2) Галилея и Декарта 3) Локка и Монтескье 4) Фейербаха и Маркса | |
53. Когда Д. Беркли пишет, что «вещи существуют», он имеет в виду, что они 1) существуют независимо от сознания человека 2) существуют как свойство субстанции 3) существуют в человеческом воображении 4) воспринимаются человеческими ощущениями | |
54. Д. Юм утверждал, что причинность – это: 1) механическая связь 2) привычная связь ощущений 3) естественная закономерность 4) временная и пространственная связь вещей | |
Тема 5. Немецкая классическая философия. 55. Согласно Канту, «вещь в себе» это 1) замкнутый человек 2) вещь, данная нам на опыте 3) вещь, как она есть сама по себе, не зависимо от нашего восприятия 4) математическая конструкция | |
56.Работа Канта «Критика чистого разума» посвящена: 2) критике доктрины католической церкви 3) критика системы мира Декарта-Ньютона 4) анализу этических систем прошлого | |
57. Априорные формы чувственного созерцания, по Канту, это: 1) пространство и время 2) ощущение и представление 3) бытие и сознание 4) восприятие и представление | |
58. И. Кант считал категорический императив принципом | |
59. Философия Г.-В. Ф. Гегеля – это: 1) диалектический материализм 2) абсолютный объективный идеализм 3) антропологический материализм 4) субъективный идеализм | |
60. Согласно Гегелю, все существующее – это 1) этапы самопознания Мирового духа 2) проявления материальной субстанции 3) продукт активности моего воображения 4) совокупность воспринимаемых феноменов | |
61. В «Науке логики» Г.-В. Ф. Гегель обосновывает тезис: 1) сущность предшествует существованию 2) сила действия равна силе противодействия 3) человек есть мера всех вещей 4) все действительное разумно и все разумное действительно 62. Философию Людвига Фейербаха можно охарактеризовать как: 1) механистический материализм 2) метафизический материализм 3) антропологический материализм 4) диалектический материализм | |
63. Согласно К. Марксу, современные друг другу антагонистические классы отличаются 1) уровнем жизни 2) отношением к средствам производства 3) количеством свободного времени 4) культурным уровнем | |
64. В учении Маркса движущей силой истории является 1. развитие научного знания 2. классовая борьба 3. преодоление человеком зависимости от природы 4. борьба с предрассудками | |
65. Согласно Марксу, формационный подход к анализу общества предполагает 1) приоритет идеологической сферы общества 2) приоритет политической сферы общества 3) приоритет экономической сферы общества 4) равнозначность различных общественных сфер | |
Тема 6. Русская самобытная философия 66. Ключевой проблемой русской философии XIX века являлся поиск 1) законов диалектики 2) пути развития России 3) методов познания 4) направлений научно-технического прогресса | |
67. У России свои культурные основания и свой особый путь развития, поэтому ей не нужно ничего заимствовать у Запада, утверждали | |
68. Создателем религиозно-философского учения о Всеединстве в русской философии был: 1) Н.Г. Чернышевский | |
69. В чем суть идеи Всеединства В. С. Соловьева? 1) в синтезе восточной и западной церквей 2) в синтезе религиозного, научного, философского и художественного знания 3) в синтезе религиозных конфессий 4) в соединении Бога и человека | |
70.Книга «Философия общего дела» была написана: | |
71. Тот, кто отвечает злом на зло, умножает страдания, усиливает бедствия, но не избавляет от них ни себя, ни других, считал | |
Тема 7. Современная западная философия 72. Родоначальником иррационалистической традиции в философии XIX века считается | |
73. Инстанция психического аппарата, содержащая, согласно Фрейду, социальные нормы и ориентиры | |
74. Разработкой концепции «коллективного бессознательного» занимался | |
75. В философии экзистенциализма под «экзистенцией» понимается 1) существование человека 2) сущность вещей 3) метод познания истины 4) общественный институт | |
76. Кто из философов утверждал, что жизнь человека в сущности бессмысленна и абсурдна? | |
77. Преувеличение относительности знания называется: | |
Тема 8. Общие вопросы философии 78. Что из нижеперечисленного не является формой чувственного познания? | |
79. Основной формой рационального познания является: | |
80. Какое из нижеперечисленных утверждений является наиболее полным? 1) пространство и время — это формы существования социальной материи, в том числе общество 3) пространство и время — это способ существования материи | |
81. Мировоззренческая ориентация, возникшая в результате НТП и НТР, абсолютизирующая роль науки: 2) экологическое мировоззрение | |
82.Проблема — это: 1) вопрос, ответ на который требует поиска новых знаний 2) знание о незнании 3) противоречие между устоявшимся знанием и новым 4) интересный вопрос | |
83. Антисциентизм — это: 1) убеждение о вреде избыточных знаний для человека 2) борьба против суеверий 3) вера в будущее научно-технического процесса 4) философская концепция об антигуманной сущности науки и техники | |
84. «Релятивизм» в философии означает 1. Различное понимание людьми единой истины 2. Постепенное приближение к истине 3. Историчность истины 4. Относительность точек зрения и отсутствие единой истины | |
85. В философии не используют | |
86. Свойствами сознания не являются: | |
87. «Нет ничего в разуме, чего до этого не было бы в опыте». Эта фраза выражает позицию | |
88. В учении о познании признает приоритетным разум: | |
89. Вид познания, основанный, прежде всего, на интуиции и здравом смысле: | |
90. Представлению о науке, как знании, построенном на взаимосвязанной совокупности математически сформулированных законов, соответствует 1) классический тип науки 2) неклассический тип науки | |
91. Современная философия представляет общество как: 1) совокупность индивидов 2) неотъемлемую часть природы 3) людей, объединенных общими стремлениями и интересами 4) упорядоченную систему социальных взаимодействий | |
92. Основная идея концепции «конца истории» (Ф. Фукуяма) заключается в том, что: 1) в будущем человечество ожидают ожесточенные столкновения между западной, исламской и другими цивилизациями 2) человечество столкнется с международным терроризмом, экономическими кризисами и экологическими проблемами 3) либерализм, рыночная экономика и демократия окончательно утвердятся на нашей планете 4) усилятся противоречия между богатыми странами Севера и бедным Югом | |
93. Философский подход к истории, рассматривающий ее как историю отдельных народов и культур (каждая из которых имеет свою внутреннюю логику, начало и конец) носит название 4) коммуникационного | |
94. Человек, согласно Марксу, это 1) двуногое бесперое 3) совокупность общественных отношений 4) единственный в своем роде | |
95. «Научная революция» в концепции Т. Куна это: 1) смена научных парадигм 2) выдающееся открытие 3) внезапное ускорение развития науки 4) смена одной научной элиты другой | |
96. Важнейшим понятием концепции научных революций Т.Куна является: | |
97. Понятие «парадигма» формируется в модели научного знания: | |
98. Неклассическая наука преимущественно основывается на методе: 4) системно-структурном | |
99. Какое из нижеперечисленных определений культуры является наиболее точным и универсальным? 1) культура – это обычай и язык 2) культура- это общепринятый способ мышления 3) культура – это прежде всего явления искусства 4) культура – это способ существования человека Источник |