Филимоновская игрушка способ лепки

Мастер класс «Филимоновская игрушка»

Виктория Безручко
Мастер класс «Филимоновская игрушка»

Хочется поделится опытом по созданию игрушки в стиле филимоновской росписи.

Вот какие игрушки теперь есть у нас в группе

Недавно мы с моими ребятками познакомились с Филимоновской игрушкой. Узнали историю этой игрушки, какие цвета особенные для нее — малиновый, зеленый, желтый. Игрушки, расписанные в этом стиле получаются яркими, веселыми и очень красивыми.

К сожалению, в нашей группе нашлись только картинки, а вот самих игрушек не оказалось. Но на помощь нам пришла воспитательница из соседней группы, она нам одолжила несколько игрушек для рассмотрения. Игрушки сделаны из пластилина, раскрашены краской и покрыты лаком.

Детям очень понравились игрушки! И мы решили сделать и для нашей группы несколько игрушек в этом стиле, к тому же это совсем просто.

Для работы нам потребовалось:

— гуашь (белая, малиновая, желтая, зеленая);

Мы решили сделать три игрушки — кошечку, петушка и лошадку.

Для начала делаем из пластилина основу наших фигур. Я использовала старый, смешанный пластилин.

Дальше красим белой гуашью

И вот теперь начинается самое интересное — раскрашивание! Очень кропотливая и трудоемкая работа, ведь нужно стараться проводить ровные линии.

Вот наша лошадка

А вот и петушок

А вот и кошечка

Когда краска высохнет, можно приступать к покрытию изделий лаком. Я использовала обычный бесцветный лак для ногтей. Лучше покрывать лаком в вечернее время суток, когда деток уже забрали домой.

Как только лак высохнет, можно и поиграть с новыми игрушками в стиле филимоновской росписи.

Конспект НОД по ознакомлению с окружающим миром в старшей группе «Филимоновская игрушка» Цель: способствование эстетическому воспитанию дошкольников средствами народного искусства. Задачи: • продолжать знакомить с народным промыслом.

Игрушка на ёлку. Мастер-класс По китайскому гороскопу в год огненного петуха необходимо использовать для украшения игрушки треугольной формы. Не всегда их можно купить.

Конспект занятия «Филимоновская игрушка» Цель: Познакомить детей с филимоновской игрушкой, как с яркой представительницей традиционного народного искусства нашей родины. Научить.

Лепка во второй младшей группе «Филимоновская игрушка» Лепка во второй младшей группе «Филимоновские свистульки- игрушки» Задачи: познакомить с филимоновской игрушкой как видом народного декоративно.

Мастер-класс «Новогодняя игрушка» Мастер-класс «Новогодняя игрушка.» Новогодние праздники ждут все, и взрослые, и дети. В эти дни мы ждем чудес и исполнения желаний. Яркие.

Мастер-класс «Новогодняя игрушка» онспект мастер – класса для родителей и детей 2 группы «Новогодняя игрушка» Цель: привлекать родителей к совместному сотворчеству с.

Мастер-класс «Контейнер-игрушка» Как часто мы сталкиваемся с проблемой уборки игрушек. Учим детей этому,прививая любовь к порядку. Сегодня я покажу вам мастеркласс по изготовлению.

Непосредстенно-образовательная деятельность «Филимоновская игрушка» ХОД НЕПОСРЕДСТВЕННО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ Структурные компоненты деятельности Деятельность педагога Деятельность детей Мотивация.

Работа с детьми по изобразительной деятельности по мотивам художественных промыслов России «Филимоновская игрушка» Работа с детьми по изобразительной деятельности по мотивам художественных промыслов России «Филимоновская игрушка». Мне очень нравятся занятия.

Мастер-класс «Игрушка на ёлку» Вот и зимушка зима пожаловала. А вместе с ней и морозы трескучие,и снег,и лёд и. Но как говорится, у природы нет плохой погоды. Каждая погода.

Источник

Технологии лепки

Прежде чем приступить непосредственно к лепке игрушки мастеру приходилось немало потрудиться, чтобы приготовить глину нужного качества. По воспоминаниям старых мастериц, заготавливливали глину по первому морозу. Рылся колодец до трех метров глубиной, у самого дна колодца ведется подкоп по окружности, по бокам колодца, и выбиралась глина. Подкопы делались иногда до двух и более метров. Все это делалось только при морозе. Сверху гончару подавали ведро на веревке, тот его наполнял глиной, и ведро с глиной вытаскивали из колодца наружу. Морозец землю прихватывает и колодец не обваливается. Так испокон веков.

Читайте также:  Способы гашения дуги высоковольтных аппаратов

Накопав, глину складывали в прохладное и, по возможности, в сырое место. Затем готовили небольшими партиями, необходимыми для работы. Технология примитивная и начинается она с того, что глину засыпали в деревянное или железное корыто, заливали водой денька на два-три, чтобы намокла. Потом обыкновенной штыковой лопатой раза три в день нужно было перевернуть ее, голубушку, лопаточкой похлопать – она это очень любит. И так денечка два. Потом вынимали глину на деревянный пол или специально выложенное из кирпича место, в стожок, и начинали ее топтать. Раньше мужик брал балалайку, играл «барыню» или «русского», а бабы-молодухи надевали лапти или босиком начинали топтать глину с частушками да прибаутками.

Растопчут в большой блин, посыпят мелким песочком, да чуть-чуть золой через сито по всему блину, затем снова сворачивают в стожок. И так несколько раз.

Последний блин режут лопатой вдоль и поперек на квадратики по тридцать-сорок сантиметров. Квадратики кладут один на другой, покрывают мокрой тряпкой, периодически смачивают, чтобы не высохла глина. Дальше по мере надобности берут квадратики и начинают месить глину, как тесто на лапшу, несколько раз подряд. Когда месишь, камушки из глины выбрасываешь. Глина считается готовой, когда начинает отходить от рук, делается маслянистой, тянучей, пластичной. Такие кусочки готовой глины кладут в сырую тряпочку, чтобы не засохли. Бери потом и лепи. Вот такой нелегкий труд!

Иссиня-черного цвета, жирная, тягучая, она совсем не похожа на горшечную глину или на глину, из которой лепят игрушки в Кирове, Каргополе, в других местах. Синика сама подсказывает метод работы с нею, приемы ручной лепки. Вязкая, однородная, как тесто, масса легко мнется, формуется, позволяет свободно вытянуть форму игрушки целиком, и нет необходимости лепить ее по частям, примазывая ее друг к другу. И вот в привычных руках, в заученных движениях комок этой глины становится сначала колоколом юбки и из него уже поднимается изящный стан барыни, ловко вытягивается в маленькую головку и в момент завершается примятой островерхой шляпкой. В руках мастерицы не остается ни одного лишнего комочка – все точно рассчитано. Только уточку-свисток подмышкой у барыни всегда лепят отдельно. Тем же способом делают и другие игрушки. Хочет мастерица слепить свистульку – коня или корову – отделяет нужный кусок глины и привычно ловко изгибает его в толстый жгут. И тут же из одной его половины вытягивает четыре прочные ноги-поставки и свисток, а из другой – длинную-предлинную шею с крохотной головкой странного животного.

Традиция одна, а вот пластический образ формируется у каждого мастера по-своему. Каждый – личность индивидуальная. Приемы лепки одни, но каждый мастер вносит в образ игрушки свой характер и свое понятие, свой темперамент. Одним словом, вкладывает в этот кусочек синей глины свою душу.

Мастер-класс народного мастера России, члена Союза художников — Орловой Елены Алексеевны

Источник

Мастер-класс «Дымковские и Филимоновские игрушки из пластилина»

Низамова Танзиля Халиловна
Мастер-класс «Дымковские и Филимоновские игрушки из пластилина»

Дымковские игрушки делают в городе Кирове. Начиналось всё со свистулек для забавы детей. Женщины Дымково лепили их для ярмарки. Из небольшого глиняного шарика с отверстиями, свистулька превращалась то в уточку, то в петушка, то в конька. Красную глину на игрушки собирали обычно весной после половодья на реке Вятке и смешивали ее с мелким, чистым речным песком, чтобы не трескалась при обжиге.Подготовка глины к работе не простое дело: ее рубят лопатой, множество раз переворачивают, заливают водой, снова перелопачивают, а раньше и ногами месили. Готовую глину раскатывают на шарики, из которых делают блины и сворачивают известным приемом основную форму нужной игрушки. Свернут блин, и получится колокол юбки для барыни. К ней „примажут» стан, ручки, головку и украсят оборками, витыми косицами, кокошником, шляпкой. Следы „примазки»при всем желании не заметишь: острой лучинкой мастерица ловко обрезает лишние кусочки глины, а сырой тряпкой все время „оглаживает» игрушку, и получается она ровная, гладкая, будто не руками сделанная, а отлитая в форме. Но игрушка еще не готова. После лепки ее несколько дней сушили, затем 3-4 часа обжигали в русской печи и остужали. Следующий этап работы, характерный только для Дымкова, — „обеливание». Игрушки погружали в раствор мелко молотого мела, разведенного на молоке, и ставили на сквозняк. Молоко быстро скисало, и на поверхности изделия образовывалась пленка казеинового клея, лучшего закрепителя мела. Красная глиняная игрушка превращалась в ослепительно белую и была готова для росписи. Раскрашивали игрушки, составляя краски на яйце с квасом, и не две-три краски, как в других промыслах, а добрый десяток. Синяя, желтая, зеленая, оранжево-красный сурик, малиновая — фуксин,сажа черная и еще смешанные: голубая, розовая, коричневая, украшали игрушки в самых разных сочетаниях. Кисти у мастериц были самодельные, из лучинок и тряпок, но одна непременно тонкая хорьковая — для росписи лица. Узоры на игрушках наводили традиционные,что восходят к древним истокам: клетки, полоски, кружки, овалы, точки. Но сколько их вариантов знали мастерицы, в каких только комбинациях не давали! Как умели заставить звучать краски на матовой белизне фона! И в довершение всего украсить сияющими листочками-ромбиками сусального золота, отчего игрушка становилась нарядней и богаче. Да и как было ни стараться! Ведь на ярмарках она конкурировала с многотиражной фабричной игрушкой, с гипсовыми и дешевыми фарфоровыми статуэтками. Вот и стремились мастерицы делать свои игрушки заметными, красочными. И выработали такой яркий „потешный» стиль, что среди любого количества игрушек можно было безошибочно узнать дымковские.

Читайте также:  Уроки по здоровому способу життя

Филимоновская игрушка — д. Филимонова, г. Одоев, Одоевского района Тульской области. Промысел игрушки возник на основе местного гончарного промысла в середине XIX в. В начале XX в. угас и был восстановлен в 1960-е гг. с помощью старых мастериц.Местная глина особенная: вязкая, жирная, пластичная. Из нее вытягивают мастерицы всю фигурку сразу — при этом способе лепки, игрушки получаются грациозными, пластичными. Застывая, глина «садится», и тогда приходится снова «подтягивать», приглаживать изделия, отчего их форма еще больше вытягивается и удлиняется. И так происходит несколько раз, пока игрушка совсем не «замрет». После обжига начинают расписывать игрушку. Сначала наводят желтые полоски и пятна, потом их обводят красным «перышком», потом зеленым, синим, иногда фиолетовым. В деревне Филимоново изготовлением игрушек занимались в основном женщины.Мужчины здесь делали посуду: рядом находились залежи особенно пластичной глины. Приемы лепки и росписи передавались от бабушек внучкам. Внучек, занимающихся лепкой игрушек, здесь называли свистульками. Готовые игрушки возили продавать на ярмарки, а вырученные от продажи деньги откладывались для приданого. Так что «свистульки» были богатыми невестами. В настоящее время изготовлением глиняной игрушки в деревне Филимоново занимается мастерская керамических игрушек. Лепят фигурки вручную, затем их несколько раз сушат в натопленном помещении, обжигают в электрической муфельной печи в течение 12 часов при большой температуре (до 800 С) и расписывают без предварительной побелки (местная глина после обжига приобретает ярко-белый цвет). Расписывают игрушки здесь не кисточкой, а гусиным пером, используя анилиновые краски разведенные на яйце. Для филимоновской игрушки и по сей день характерны удлиненные формы и мажорная, необычайно яркая роспись сплошной окраски, с чередующимися цветными полосами алого, малинового, желтого и зеленого цветов. Кроме того, мастерицы варьируют цвет. Ложится синий мазок на желтый — получается зеленый, красный на желтый дает, как здесь говорят, «жарный» (оранжевый).Роспись строится по традиционной схеме: бегут по форме цветные полоски, чередуются со звучными локальными пятнами. Бывают и более сложные узоры,особенно на юбках барынь: ветвистая «елочка», яркая «ягодка», лучистая «звездочка», или «солнышко», сверкают, сплетаются в радостные узорные соцветия. Круг обозначает в росписи солнце, треугольник — землю, елочки и ростки — символ растительности и жизни. Все эти узоры напоминают о связях человека и природы. У всех игрушек упругие тела, длинные или короткие ноги, вытянутые шеи с маленькими головками. Например, у барынь высокие колоколообразные юбки с незаметным расширением книзу, верхняя часть туловища по сравнению с юбкой кажется меньше. Маленькая головка заканчивается высокой изящной шляпкой. Особой пластикой отличаются игрушки животные. У баранов, коров и коней маленькие головы на вытянутых шеях, а короткие ноги придают особую устойчивость всем фигурам. Несмотря на то, что орнамент и колорит росписи очень просты, игрушки после росписи выглядят очень яркими и праздничными, выразительными и добродушными. Лица фигурок всегда остаются белыми, и лишь небольшими штрихами и точками намечаются глаза, рот, нос.

Читайте также:  Ячмень лечат теми же способами что

Попробуем слепить дымковские барышни и филимоновскую лошадку из пластилина.

Для лепки нам понадобиться каркас — верхняя часть обычной пластиковой бутылки, она напоминает своей формой юбку дымковской барыни. Размазываем пластилин тонким слоем.

Добавляем красивый фартучек.

Формируем голову и руки.

Делаем для куклы красивую прическу.

Украсим прическу шляпкой.

Полученную куклу сначала грунтуем, затем покрываем белой краской.

Теперь можно создавать рисунок на платье, используя элементы дымковской росписи.

Таким-же образом изготовим лошадку и барышню с коромыслом и ведрами.

Для лошадки используем в качестве туловища яйцо из киндер-сюрприза.

К туловищу добавляем ноги, голову. гриву и хвост.

Полученные фигурки грунтуем, покрываем белой краской.

Для раскрашивания лошадки используем элементы филимоновской росписи.

Получились красивые игрушки!

Прикреплённые файлы:

dymkovskie-i-filimonovskie-igrushki_sppd8.ppt | 20735 Кб

Конспект интегрированной НОД по ФЦКМ в старшей группе «Дымковские игрушки» Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад комбинированного вида № 42» г. Воронеж Воспитатель: Лохманюк.

Конспект в средней группе «Дымковские игрушки» Задачи: Образовательные: продолжать знакомить детей с народно-прикладным искусством, закреплять умение детей украшать силуэты изделий элементами.

Конспект занятия «Дымковские игрушки» Тема НОД: «Дымковские игрушки» Автор разработчик: Мезенцева Светлана Викторовна Программа: «От рождения до школы» под редакцией Н. Е. Вераксы,.

Конспект занятия по познавательному развитию в средней группе «Дымковские игрушки» Конспект ООД с воспитанниками средней группы ОО «Познавательное развитие» Познавательное развитие Тема: «В гостях у народных умельцев».

Конспект занятия в средней группе: «Спасём дымковские игрушки» (игры Воскобовича и рисование в нетрадиционной технике) Программное содержание: Продолжать знакомить детей с происхождением промысла народной дымковской игрушки, элементами ее росписи. Учить.

Конспект занятия «Дымковские игрушки» Разработка конспекта на тему средняя группа Актуальность Культуру России невозможно представить без народного искусства, которое раскрывает.

Мастер-класс «Дымковская кукла из пластилина» Идея возникла так! Купила я дочке шоколадное яйцо с сюрпризом,шоколад она съела, а футляр от яйца остался. И решили мы сделать Дымковскую.

Мастер-класс «Овечка из ваты, пластилина и киндер-игрушки» Предлагаю вашему вниманию поделку из ваты, пластилина и киндер игрушки: «Овечка». Овечку с удовольствием могут сделать дети дошкольного.

Мастер-класс по лепке из пластилина «Совенок» В лесу живут совы. У них очень большие глаза, очень крепкие клювы и цепкие когти. Днем совы прячутся в дупле, а ночью охотятся на маленьких.

Мое творчество. Дымковские игрушки из пластилина-3. Цель: Пополнение уголка предметами народных промыслов. Знакомить детей с традиционным русским промыслом дымковской игрушкой; с элементами.

Источник

Оцените статью
Разные способы