Фигура юноши поэта способы обрисовки душевного состояния героя брюсов юному поэту

Стихотворение и анализ «Юному поэту»

Юноша бледный со взором горящим,

Ныне даю я тебе три завета:

Первый прими: не живи настоящим,

Только грядущее — область поэта.

Помни второй: никому не сочувствуй,

Сам же себя полюби беспредельно.

Третий храни: поклоняйся искусству,

Только ему, безраздумно, бесцельно.

Юноша бледный со взором смущенным!

Если ты примешь моих три завета,

Молча паду я бойцом побежденным,

Зная, что в мире оставлю поэта.

Краткое содержание

Юный поэт Валерий Брюсов. Фотография

В данном произведении, принадлежащему раннему периоду творчества Брюсова, описываются мысли поэта, которые он адресует своим соратникам – «символистам». Будучи предводителем и светочем русского символизма, Брюсов посредством данных поэтических строк создаёт своеобразную «инструкцию» по написанию «правильных» стихов. По мнению автора, с помощью этой «инструкции» молодые поэты, работающие в русле «символизма», смогут грамотно определить свои творческие ориентиры, став достойными творцами.

В своём произведении Брюсов, обращаясь к юному поэту, определяет три ключевых творческих завета:

  1. Первый завет – направить вектор своего внимания в будущее. Поэт провозглашает: «Не живи настоящим». Время поэт наделяет важной миссией главного судьи, определяющего жизнеспособность различных идей. Брюсов провозглашает: творцу необходимо смотреть в грядущее, чтобы понять и оценить состоятельность настоящего.
  2. Второй завет – Брюсов утверждает необходимость отказаться от любой банальности и повседневного «мусора», чтобы суметь сосредоточить вектор своего внимания на себе. Это позволит творцу постичь высшие сферы мироздания.
  3. Третий завет – Брюсов определяет творцам «символистам» конкретную жизненную установку: «… поклоняйся искусству, только ему, безраздумно, бесцельно…». Главное – это служить высоким идеалам посредством духовной работы.

История создания

Данное произведение увидело свет в 1896 г. С первого взгляда кажется, что поэтические строчки, написанные Брюсовым, идентичны мудрому наставлению молодым поэтам. Но при этом не следует забывать: автору, на момент написание этого мудрого наставления, едва исполнилось двадцать лет. Поэтому разумно предположить, что не по годам умный поэт, отличающийся особой прозорливостью, создал данное наставление для самого себя, с целью «личного пользования».

Жанр, направление, размер

Жанровую принадлежность стиха будет проще определить, если взглянуть на творчество автора «сверху». Именно Брюсов стоял у истоков русского символизма. Поэт отличался невероятным упорством в стремлении максимально отгородиться от внешнего мира, казавшегося ему грязным, суетным и «бракованным». Все его мысли носят чисто философский характер, поэтому произведение следует отнести к жанру философской лирики с чертами наставления.

Поэтический размер – трёхстопный дактиль. Брюсов использует перекрёстную рифмовку, а также различные виды рифм: мужскую, женскую, точную и неточную.

Композиция

С композиционной точки зрения стихотворение построено по типу философского наставления, включающего в себя три четверостишия – завета:

  1. Первая часть – автор призывает творцов не думать о настоящем, а стремиться душой в прекрасное будущее. Он утверждает: «Не живи настоящим, только грядущее – область поэта».
  2. Вторая часть – второй завет способен немного смутить читателей и удивить. Дело в том, что автор обращается к своим коллегам – символистам, призывая их любить лишь себя, не проявляя никакого душевного участия к окружающим людям: «… никому не сочувствуй, сам же себя полюби беспредельно». Но подобная позиция оправдывается постулатами того литературного направления, которому преданно служил Брюсов. К тому же, по воспоминаниям современников, поэт отличался заметным эгоизмом. Помимо всего прочего, в момент написания наставления автору было едва за двадцать лет.
  3. Третья часть – в заключительной части своего поэтического наставления Брюсов просит юношу преданно служить «чистому» искусству. Он говорит буквально следующее: служи «только ему, безраздумно, бесцельно». Автор провозглашает поэзию ради поэзии, а не ради жизни.

Образы и символы

Чтобы донести до поклонников «символизма» идею о том, что смысл поэтического искусства заключается исключительно в чувствах, переживаниях и мыслях поэта, составляющих его внутренний мир, Брюсов создаёт два ключевых образа:

  • образ лирического героя – центральный. Герой полностью идентичен автору. Лирический герой преподносит три важных наставления своим последователям – поэтам, работающим в стиле «символизма». Юному поэту, выступающему в качестве собирательного образа всех творцов, герой подробно излагает свой творческий манифест. Мы узнаём, что лирический герой воспринимает искусство в максимальной оторванности от реальной жизни. Его не интересует «пошлое» настоящее: все его мысли ориентированы в грядущее. Герой советует заботиться исключительно о личных переживаниях, не обращая особого внимания на чувства окружающих людей;
  • образ юного поэта – центральный. Именно к юному поэту обращается лирический герой произведения. Мы понимаем: это не просто «юный поэт», а собирательный образ всех русских стихотворцев – символистов. Лирический герой представляет юного поэта в качестве творца будущего, изображая его «бледным юношей» с горящим взглядом.
Читайте также:  Способы определения поставщиков устанавливаются

Темы и настроение

В произведении затрагивается «вечная» тема поэзии, а также определения места поэтического творчества в жизни поэта-символиста и его читательской аудитории. В своём поэтическом наставлении, адресованном юному поэту, автор говорит о том, что истинным творцом является особенный человек, способный добровольно отречься от мирской жизни во имя жизни духовной, возвышенной.

Основная идея

Брюсов стремится донести до своих последователей символистов три важных идеи, оформленных в конкретные заветы. Для автора поэтическое искусство подразумевает «изучение мира иными, не сознательными путями». Брюсов пропагандирует мысль о необходимости вознесения над миром вещизма и бытовой предметности. Лишь в совершенном будущем можно найти достойные идеи для творчества, а настоящее преисполнено разочарования.

Средства выразительности

Брюсов использует в своём произведении не слишком много средств художественной выразительности, но их вполне достаточно для того, чтобы максимально полно транслировать коллегам-символистам смысл своих творческих заветов. В стихотворении имеются:

  • эпитеты – «беспредельно», «безраздумно», «бесцельно»;
  • метафоры – «со взором горящим», «паду я бойцом побежденным»;
  • архаизмы — «завет», «ныне», «со взором», «паду».

Источник

Анализ стихотворения «Юному поэту» (В.Я. Брюсов)

История создания

Стихотворение «Юному поэту» появилось 15 июля 1896 года. Тогда еще совсем молодой поэт, которому едва перевалило за двадцать, пишет эти бессмертные строки. Кому же он их посвящает? Его послание можно расценить по-разному. Стихотворение «Юному поэту» выступает как напутствие подрастающему поколению, которому порой не хватает именно поддержки и своего рода благословения. Так же, можно сказать, что Брюсов дает напутствие самому себе. Такому юному, но достаточно разумному и дальновидному человеку.

В любом случае данное стихотворение оказало помощь не одному поколению.

Художественный жанр

Чтобы определить жанр стихотворения «Юному поэту», следует ближе взглянуть на все творчество Брюсова. Валерий Яковлевич стал основоположником символизма в России. Он упорно стремился отстраниться от мира, кажущегося ему чрезвычайно несовершенным и неопрятным. Рассуждения поэта носят глубокомысленный содержательный характер.

Стихотворение написано трехсложной стихотворной стопой с ударением на первом слоге. Автор применил перекрестную рифмовку с различными типами: неточную (сочувствуй — искусству), точную (завета — поэта, горящим — настоящим), женскую.

Жанр, размер

Поскольку по время Брюсова как раз зарождался символизм, то и творчество данного поэта он не обошел стороной. Эго мысли, наполненные элементами философии, отображаются во многих произведениях. Он недолюбливает окружающий его мир, потому что считает его несовершенным и погрязшим в пороках. Мир искусства же манит поэта. Для него это как лучик света, пробивающийся через смурые тучи.

Размер написания данного стихотворения – дактиль. Рифму автор использует как женскую, так и точную и неточную. Рифмовка перекрестная.

Композиция

Стихотворение разделено на три части. Оно состоит из трех сонетов, в каждом из которых содержится определенное наставление.

В самом первом сонете поэт советует забыть о настоящем на данный момент и устремить свои мысли в будущее.

Юноша бледный со взором горящим,

Ныне даю я тебе три завета:

Первый прими: не живи настоящим,

Только грядущее — область поэта.

Автор показывает, что для поэта важно лишь будущее. Именно о нем он и должен думать и переживать. Он творец будущего, поэтому настоящее не представляет для него особого интереса. Настоящий мир – серый и скучный. Поэта же ждет мир поэзии – светлый, благородный, наполненный красками и эмоциями.

Во втором сонете автор дает сразу два совета молодому поколению. Второй совет заключается в том, что поэт не должен никому сочувствовать, и любить должен лишь себя. Здесь видно весь тот эгоизм, который проявляет молодой поэт к собственной персоне. Данное качество неоднократно можно увидеть у многих творцов того времени.

Помни второй: никому не сочувствуй,

Сам же себя полюби беспредельно.

Третий храни: поклоняйся искусству,

Только ему, безраздумно, бесцельно.

Третий совет, данный читателю, учит подрастающее поколение полностью отдаваться любимому делу. Поэзия – вот истинный удел поэтов, она всегда должна стоять на первом месте. Именно поэзии необходимо отдаваться полностью, не отвлекаясь на все остальное.

В третьем же сонете автор показывает то, что если подрастающее поколение услышит и поймет все три завета, то можно быть спокойным. Мир получит ещё одного прекрасного поэта, который будет до последнего вздоха предан своему великому делу – поэзии!

Юноша бледный со взором смущенным!

Если ты примешь моих три завета,

Молча паду я бойцом побежденным,

Зная, что в мире оставлю поэта.

Анализ стихотворения Брюсова «Юному поэту»

В переломную эпоху начала 20 века, в период кризиса в общественно-политической, экономической жизни страны наступает и духовный кризис, происходит потеря нравственных ориентиров. Поэтому именно в это время предназначение поэта становится особенно важным.

Поэзия Серебряного века находится в поиске новых тем, образов, новых поэтических форм, но у нее есть главное – яркие, самобытные неповторимые личности самих поэтов. Одним из таких творцов является, бесспорно, Валерий Яковлевич Брюсов.

Его стихотворение «Юному поэту» было написано 15 июля 1896 года. Форма произведения понятна из названия, это посвящение. Сюжетно стихотворение представляет собой определенное напутствие. Лирический герой дает три завета начинающему поэту, которые тому необходимо соблюдать. Примечательно, что все эти советы переданы в форме повелительного наклонения. Так, мы можем понять, что это не просьба и даже, пожалуй, не совет. Это, скорее, требование, необходимость, без которой, по мнению лирического героя, настоящее искусство невозможно.

Читайте также:  Способы защиты от поражающих факторов средств поражения

Очень интересно обращение в самом начале стихотворения. Лирический герой говорит: «Юноша бледный со взором горящим». Это романтический образ человека, который способен стать поэтом. Он бледен, будто изможден своими мыслями. Думаю, еще бледность подчеркивает его отрешенность от реального мира. Он как бы прозрачен, эфемерен. И лишь его горящий взор живет, он наполнен страстью, желанием сделать в этой жизни великое дело. Именно такого человека выбирает себе лирический герой в ученики. Именно и только в таком юноше он способен разглядеть возможность стать настоящим поэтом, творцом, созидателем. Герой видит в своем протеже возможность будущего величия, но для того, чтобы стать настоящим художником слова, необходимо соблюдать определенные правила. Хотя в устах лирического героя эти правила превращаются в заветы. Этим словом, думаю, подчеркивается священность поэта, поэтического искусства. Очень интересно, что эти «заветы» передают основу символистского искусства:

Первый прими: не живи настоящим,

Только грядущее — область поэта.

Помни второй: никому не сочувствуй,

Сам же себя полюби беспредельно.

Третий храни: поклоняйся искусству,

Только ему, безраздумно, бесцельно.

Реальность не должна существовать для человека, мечтающего стать настоящим поэтом. Ведь смысл поэтического творчества – формировать будущее. Только грядущее имеет смысл, только ради него и нужно творить. Это одно из правил поэта-символиста. Второй завет заключается в том, чтобы «никому не сочувствовать». Сначала эта фраза кажется довольно странной, но стоит немного подумать, и все становится более ясным. Я думаю, смысл здесь заключается в том, что для поэта главным интересом должна стать сфера его собственных эмоций. Начало 20 века – переломное время с тяжелой политической ситуацией. Но поэт должен отбросить это, ему нельзя об этом задумываться, ведь все эти земные передряги – лишь временное. Ему же необходимо всегда думать о вечном. Для этого и необходимо полюбить себя беспредельно. Ведь только наполняя, насыщая свой внутренний мир, символист сможет творить. И главная тема его творчества – собственные душевные переживания, но никак не связанные с настоящим.

Как можно понять из третьего завета, только искусство вечно и значимо для символиста. Ему необходимо отдаться полностью, без остатка. Искусство – это религия и смысл жизни.

Стоит отметить тот факт, что в третьем четверостишии взор юноши, к которому обращено все стихотворение, меняется. Теперь лирический герой говорит про него: «Юноша бледный со взором смущенным!» Думаю, до этого обращения юноша горел желанием стать поэтом, но не задумывался, какой это тяжкий труд, сколько условий нужно выполнить, чтобы стать настоящим творцом. Эта ответственность смущает юношу, заставляет его задуматься, готов ли он к этому. Зато, если он отважится принять эти заветы, то может стать таким мастером, перед которым склониться лирический герой:

Если ты примешь моих три завета,

Молча паду я бойцом побежденным,

Зная, что в мире оставлю поэта.

В этих строках мы можем увидеть надежду лирического героя на то, что следующее поколение будет более совершенным, сможет выполнить эти три завета. Для него искусство – это вечная борьба, но он готов проиграть будущему поколению, если это пойдет на пользу творчеству.

Таким образом, это стихотворение очень лаконично и четко передает поэтическую программу символистов. К тому же это завещание потомков, призыв к ним. Лирический герой желает видеть в будущем поколении не просто достойных приемников, но творцов более совершенных, способных посвятить всю свою жизнь искусству.

Темы, проблемы

Основной темой стихотворения «Юному поэту» можно выделить предназначение поэта в нашем мире, а так же цену поэзии как таковой. Валерий Брюсов относит поэтов к особому виду людей, на которых возложена огромная миссия в этом мире. Они должны творить и созидать, направляя своим творчеством человечество в нужное русло.

Поэзия всегда занимала не последнее место в жизни людей, поскольку таила в себе огромную силу. Именно это и доносит до нас автор своим произведением.

И если в самом начале произведения мы видим молодого человека с горящими глазами. Он полон сил, энергии и желания менять этот мир. То в конце мы можем наблюдать того же юношу, но уже с весьма смущенным взором. Поэт осознал то, насколько серьезная роль ему отведена в этом мире. И теперь он сомневается в том, хватит ли у него сил, чтобы с достоинством пройти свой путь. Он переживает о том, сможет ли с достоинством преодолеть все трудности и преграды, которые будут ждать его на пути.

Анализ стихотворения В. Брюсова «Юному поэту»

Стихотворение В. Брюсова «Юному поэту» было написано 15 июля 1896 года. Уже название произведения указывает на его форму – посвящения. Вообще, посвящение традиционно для русской классической поэзии. Вспомним хотя бы такие произведения, как «К кн. Вяземскому и В. Л. Пушкину» В. А. Жуковского, «К другу стихотворцу», «Поэту» А. С. Пушкина, «Русскому писателю» Н. А. Некрасова. В.А. Брюсов продолжает в своем творчестве эту традицию. Композиционнфо-сюжетную основу стихотворения составляют три завета, данные лирическим героем своему предполагаемому преемнику – будущему поэту. Эти советы переданы в форме повелительного наклонения (не живи настоящим, сам себя полюби, поклоняйся искусству). Лирический герой не просит, а требует, почти приказывает. Видно, как важно для него то, о чем он говорит. Герой искренне ратует за «свое дело» и за то, чтобы оно жило, продолжалось, развивалось. Важно, что в трех заветах содержится, в лаконичной форме, программа символистов, символистского искусства: Первый прими: не живи настоящим, Только грядущее — область поэта.

Читайте также:  Способ плавание 7 букв сканворды

Помни второй: никому не сочувствуй, Сам же себя полюби беспредельно. Третий храни: поклоняйся искусству, Только ему, безраздумно, бесцельно. Лирический герой призывает юного поэта сделать объектом своих мыслей, чувств, творений будущее. Формировать грядущее – вот главная обязанность поэта-символиста. Областью искусства должно сделать свой внутренний мир, свои ощущения, эмоции, чувства, мысли. Потому как прежде всего ценен личный мир художника, его индивидуальность. Смыслом жизни для поэта должно стать искусство. Только оно – сфера жизненных интересов, смысл и цель. Только ради искусства надо жить, творить, чувствовать и мыслить. Интересно, что стихотворение «бедно» средствами художественной выразительности. Оно довольно сухо, лаконично. Данное произведение имеет форму поэтической программы, четко и ясно излагающей основные постулаты символизма. Стиль «Юному поэту» схож с публицистическим стилем поэтических программ. В стихотворении можно выделить два «действующих лица». Это, прежде всего, лирический герой, поэт, дающий наставления новому поколению. Этот герой «проявляется» в речи, прежде всего, в заветах, которые он дает «юному поэту». Знаменательно также последние две строки стихотворения: Молча паду я бойцом побежденным, Зная, что в мире оставлю поэта. Сравнение «бойцом побежденным» показывает, что лирический герой видит назначение поэта в борьбе за будущее, грядущее искусство. Он понимает, что труд его несовершенен. Может быть, герой и сам не всегда до конца выполняет заветы. Но он надеется, что следующее поколение будет более совершенным, более талантливым, более «дееспособным». Каков же в представлении героя этот «поэт будущего»? Брюсов рисует романтический портрет: «юноша бледный со взором горящим». Важно, что в финале стихотворения, после произнесения поэтических заветов, описание юноши меняется — взор его смущен: «Юноша бледный со взором смущенным!» Ответственность, которую лирический герой возлагает на него, делает юношу неуверенным и растерянным. Он сомневается в своих силах. И, в то же время, полон решимости все изменить, совершить великое, создать гениальное. Таким образом, данное стихотворение – это поэтическая программа символистов, отражение их взгляда на искусство. И, в то же время, это завещание потомкам. И синтаксический строй произведения, его ритмический рисунок отражает эту особенность. Стихотворение наполнено повелительными предложениями. В их составе имеются обращения и бессоюзные предложения. Последние придают стихотворению логичность, лаконичность, ясность. Лишь одно восклицательное предложение (в финале) показывает, насколько важно для лирического героя, чтобы его заветы были услышаны и усвоены.

человек просмотрели эту страницу. Зарегистрируйся или войди и узнай сколько человек из твоей школы уже списали это сочинение.

/ Сочинения / Брюсов В.Я. / Лирика / Анализ стихотворения В. Брюсова «Юному поэту»

Смотрите также по произведению «Лирика»:

Мы напишем отличное сочинение по Вашему заказу всего за 24 часа. Уникальное сочинение в единственном экземпляре.

Средства выразительности

Валерий Яковлевич не использует большое количество средств выразительности. Но даже то количество, которое можно встретить в данном стихотворении, отлично передает всю суть и мысли творца. Поэт использует эпитеты, метафоры. Так же автор прибегает к использованию устаревших слов.

Использование олицетворений помогает сформировать некий образ.

Именно совокупность всех средств выразительности, которые использует автор в стихотворении «Юному поэту», помогает как можно лучше передать эмоции и мысли.

Тема, основная мысль и композиция

Тема стихотворения – роль поэта и поэзии. Основная мысль состоит в провозглашении взгляда на роль поэта и поэзии символистов: поэзия должна быть отстранена от «толпы», возвышена над ней. Поэт – особый человек, гений, который может пренебрежительно относиться к людям и обществу, поклоняясь только высокому искусству, недоступному простым смертным.

Стихотворение состоит из трёх строф. В первой строфе лирический герой обращается к юному поэту и провозглашает первый завет. Вторая строфа – второй и третий завет. В третьей строфе-выводе лирический герой подчёркивает важность трёх заветов, считая их единственным залогом того, что юноша превратится в настоящего поэта.

Название стихотворения «Юному поэту» важно в идейно-композиционном смысле. Юноша является поэтом потому, что пишет стихи и считает себя поэтом, но лирический герой уверен, что юный поэт должен потрудиться для этого высокого звания.

Источник

Оцените статью
Разные способы