Кроссворд Кодирование информации (5 класс)
Кроссворд Кодирование информации — интерактивная (онлайн) и печатная версия для использования на уроках информатики в 5 классе. Кроссворд взят из рабочей тетради Информатика 5 класс ФГОС (задание №100 к §7). Кроссворд можно использовать на уроке во время актуализации и проверки усвоения темы «Кодирование информации».
Кроссворд Кодирование информации
По горизонтали:
3. Французский математик, в честь которого названа прямоугольная система координат. 6. Способ кодирования информации с помощью чисел. 8. Способ кодирования информации с помощью символов того же алфавита, что и исходный текст. 9. Представление информации с помощью некоторого кода. 10. Игра, в которой фигуры перемещаются по клеткам с координатами.
По вертикали:
1. Один из удобных способов представления графической информации с помощью чисел (два слова через тире). 2. Способ кодирования информации с помощью рисунков или значков. 4. Французский педагог, придумавший специальный способ представления информации для слепых. 5. Система условных знаков для представления информации. 7. Графическая форма представления информации (множественное число).
Скачать версию для печати (77Кб, pdf) — Кроссворд Кодирование информации
Ответы на кроссворд Кодирование информации:
По горизонтали: 3. Декарт. 6. Числовой. 8. Символьный. 9. Кодирование. 10. Шахматы.
По вертикали: 1. Метод-координат. 2. Графический. 4. Брайль. 5. Код. 7. Схемы.
Источник
§7. Кодирование информации — Ответы рабочая тетрадь Босов 5 класс
79. Заполните таблицу.
80. Запишите цифрами числа, встречающиеся в тексте.
Миллиард – очень большое число. За тридцать лет с первого января тысяча девятьсот семидесятого года по тридцать первое декабря тысяча девятьсот девяносто девятого года прошло десять тысяч девятьсот пятьдесят семь суток, что составляет двести шестьдесят две тысячи девятьсот шестьдесят восемь часов или девятьсот сорок шесть миллионов шестьсот восемьдесят четыре тысячи восемьсот секунд. Значит, за тридцать лет не пройдёт и миллиарда секунд.
1000000000, 30, 1, 1970, 31, 1999, 10957, 262968, 946684800, 30, 1000000000.
81. Представьте в виде арифмитических выражений следующие утверждения.
а) Если к трём прибавить четыре, потом умножить полученное число на четыре и разделить на разность восьми и шести, то в результате получится четырнадцать.
((4 + 3) * 4) / (8 — 6) = 14
б) Разность двадцати семи сотых и девяти сотых равна восемнадцати сотым.
82. Заполните таблицу, расположенную слева, и запишите содержащуюся в ней информацию в виде арифметичских выражений в таблице справа.
83. Дана кодовая таблица флажковой азбуки.
Старший помощник Лом сдает экзамен капитану Врунгелю. Помогите ему прочитать следующие слова и попытайтесь объяснить их значения.
84. Что прочитал Лом на флагах встречной шхуны?
85. Старший помощник Лом оказался старательным учеником. Чтобы порадовать капитана Врунгеля, он выучил морскую семафорную азбуку, в которой каждая буква кодируется определнным положением рук с флажками.
Расшифруйте подаваемые Ломом сигналы.
86. Дана кодовая таблица азбуки Морзе.
Расшифруйте следующие записи.
87. Зашифруйте с помощью азбуки Морзе.
88. Поставьте каждой букве в соответствие ее порядковый номер в алфавите (заполните пустые клетки).
Зная, что каждому числу соответствует буква алфавита с таким же порядковым номером, расшифруйте следующие сообщения.
а) 12-21-12-21-26-12-1 12-21-12-21-26-16-15-12-21 19-26-10-13-1 12-1-17-32-26-16-15.
Кукушка кукушонку сшила капюшон.
б) 20-12-7-20 20-12-1-25 20-12-1-15-10 15-1 17-13-1-20-12-10 20-1-15-6.
Ткёт ткач ткани на платки Тане.
89. Известно, что некто расположил все буквы алфавита по кругу и заменил каждую букву исходного сообщения на следующую после нее. Декодируйте полученные шифровки:
а) об оёу й тфеб оёу. — На нет и суда нет.
б) лпоёч — еёмф гёоёч. — Конец — делу венец.
90. Декодируйте текст.
21 * 12-16-4-16 * 19-10-13-30-15-29-6 * 14-29-26-24-29, 20-16-20 * 17-16-2-6-5-10-20 * 16-5-15-16-4-16. 12-20-16 * 19-10-13-7-15 * 9-15-1-15-10-33-14-10, 20-16-20 * 17-16-2-6-5-10-20 * 20-29-19-33-25-10.
Декодированный текст: У кого сильные мышцы, тот победит одного. Кто силен знаниями, тот победит тысячи.
Правило кодирования установите по ключу.
Ключ: 12-16-5 — расшифровывается как система условных знаков для представления информации. (Код)
91. Декодируйте текст.
21-19-22-6-16-17 * 4 * 22-26-7-16-11-11 — 14-7-5-13-17 * 4 * 3-17-33.
Ответ: Трудно в учении — легко в бою.
Правило кодирования установите по ключу.
Ключ: 11-16-21-7-19-16-7-21 — расшифровывается как самый современный информационный канал. (Интернет)
92. Чтобы узнать зашифрованное слово, возьмите только первые слоги из данных слов:
а) колос, мебель, таракан — Комета
б) молоко, нерест, таракан — Монета
в) кора, лото, боксер — Колобок
г) баран, рана, банщик — Барабан
д) монета, лошадь, корова — Молоко
93. Чтобы узнать зашифрованное слово, возьмите только вторые слоги из данных слов:
а) соловей, потолок — Лото
б) змея, рама — Яма
в) пуговица, молоток, лава — Голова
г) укор, бузина, тина — Корзина
д) поворот, пороша, канава — Ворона
94. Чтобы узнать зашифрованное слово, возьмите только последние слоги из данных слов:
а) мебель, ружьё — Бельё
б) соломка, пора, мель — Карамель
в) лиса, письмо, перелёт — Самолёт
г) пуловер, пальто, полёт — Вертолёт
д) молоко, реле, лассо — Колесо
95. Кодирование текста осуществляется перестановкой букв в каждом слове по одному и тому же правилу. Восстановите зашифрованную информацию и сформулируйте правило кодирования.
96. Известно, что некто для шифрования сообщений после каждой гласной буквы вставляет букву «А», а после согласной — букву «Т». Декодируйте зашифрованную информацию.
97. Придумайте собственным способ кодирования букв русского алфавита: графический (с помощью особых картинок или знаков), числовой (с помощью чисел) или символьный (с помощью тех же букв).
А-1 Б-8 В-15 Г-22 Д-28 Е-2 Ё-9 Ж-16 З-23 И-29 Й-3 К-10 Л-17 М-24 Н-30 О-4 П-11 Р-18 С-25 Т-31 У-5 Ф-12 Х-19 Ц-26 Ч-32 Ш-6 Щ-13 Ъ-20 Ы-27 Ь-33 Э-7 Ю-14 Я-21
С помощью собственного кода закодируйте слово «УСПЕХ».
98. Впишите подходящие по смыслу слова.
Чтобы рубить дрова, нужен топор (14 2 3 2 7)
а чтобы полить огород — лейка (10 4 5 1 6)
Рыбаки сделали во льду прорубь (3 7 2 7 8 9 11)
и стали ловить рыбу.
Самый колючий зверь в лесу — это ёж (12 13)
Разгадайте код и прочитайте с его помощью пословицу:
1, 2, 3, 4, 5, 1, 6 — Копейка
7, 8, 9, 10, 11 — рубль
9, 4, 7, 4, 13, 12, 14 — бережёт.
99. На координатной плоскости отметьте и пронумеруйте точки, координаты которых приведены ниже. Соедините точки в заданной последовательности. Помните, первое число — координата по оси ОХ, второе — по оси OY. После проверки правильности выполнения задания можно раскрасить полученную картинку цветными карандашами.
100. Разгадайте кроссворд «Кодирование информации».
По горизонтали. 3. Французский математик, в честь которого названа прямоугольная система координат. — Декарт 6. Способ кодирования информации с помощью чисел. — Числовой 8. Способ кодирования информации с помощью символов того же алфавита, что и исходный текст. — Символьный 9. Представление информации с помощью некоторого кода. — Кодирование 10. Игра, в которой фигуры перемещаются по клеткам с координатами. — Шахматы
По вертикали. 1. Один из удобных способов представления графической информации с помощью чисел. — Метод координат 2. Способ кодирования информации с помощью рисунков или значков. — Графический 4. Французский педагог, придумавший специальный способ представления информации для слепых. — Брайль 5. Система условных знаков для представления информации. — Код 7. Графическая форма представления информации (множественное число). — Схемы
101. Если «жало» — это «двор», а «хна» — это «зев», то чему равна «ель»? А также — «мель» и «щель»? (Для ответа на вопросы посмотрите внимательно на клавиатуру.)
Необходимо на клавиатуре сместить на 1 клавишу влево, чтобы получить необходимый результат.
Ель — кот
Мель — скот
Щель — шкот
Источник
Валентин Гаюи
французский педагог, автор алфавита для незрячих
Валентин Гаюи
Один из создателей системы обучения людей с дефектами зрения и методов трудового и музыкального воспитания незрячих – Валентин Гаюи создал первую в мире школу для слепых и своей работой заложил основы тифлопедагогики. Также его заслугой является создание способа печатания книг рельефно-линейным шрифтом и прибора для письма слепых, первого рельефного глобуса и способа печатания рельефных географических карт. Но самая важная заслуга Гаюи в том, что он сумел обратить внимание общества на трудности незрячих людей и впервые добился приобщения их к общественно полезному труду как полноценных членов общества.
Валентин Гаюи (фр. Valentin Haüy) родился 13 ноября 1745 года в деревне Сен-Жюст близ Амьена (Франция), в бедной крестьянской семье. Отец не мог платить за обучение сыновей – Валентина и Рене-Жюста, поэтому их отдали учиться в местный монастырь. Уже тогда у Валентина проявился интерес к иностранным языкам, и, несмотря на все трудности, он смог получить в Париже высшее образование, а затем и должность переводчика в министерстве иностранных дел. Кроме живых европейских языков Валентин владел латынью, греческим, древнееврейским, читал на восточных языках. Будучи правительственным чиновником, а, следовательно, обретя и стабильный источник доходов, он смог жениться.
Тогда же, увлеченный успехом аббата Л’Эпе в обучении глухонемых, Гаюи «загорелся» помочь и другим несчастным – слепым. До 18 века мир не знал учебных заведений для таких людей, не существовало ни теории, ни опыта их обучения, ни приобщения их к трудовым навыкам. Изучив книгу Дени Дидро «Письмо о слепых в назидание зрячим», где автор убедительно показал способности незрячих к различным видам деятельности и обучению, Гаюи начинает наблюдать за жизнью слепых людей.
Придумав систему обучения их разным ремеслам, а также чтению, письму, арифметике и музыке, он в 1784 году на собственные средства и в собственном доме (поскольку и правительство, и благотворительные общества отказали ему в финансовой помощи) открыл первую в мире школу для слепых детей под названием «Мастерская трудящихся слепых», где первым учеником стал подобранный на церковной паперти мальчик Франсуа де Лезюер.
Гаюи учит его чтению, письму, арифметике, игре на рояле, ремеслам. У юноши появляется не только интерес, но и тяга к знаниям. Молва об успехах Гаюи распространяется в Париже, и его приглашают продемонстрировать успехи его подопечного даже в Версале. Король Людовик XVI назначает Валентину пенсию, а в Париже вскоре возникает учебное заведение «Приют слепых тружеников», которое в конце 1786 года было преобразовано в первый казенный институт для слепых.
Для обучения слепых детей Гаюи использовал свой метод, посредством придуманного им шрифта «унциала». Несмотря на финансовые трудности, он смог создать типографию и издал в ней несколько книг, напечатанных этим шрифтом, которые стали первыми на Земле книгами для слепых. По ним незрячие люди обучались вплоть до появления шрифта Брайля. Но Французская революция поколебала благосостояние института, и вскоре он вообще был закрыт. Однако успехи Гаюи стали уже известны и в других странах.
Так деятельность Валентина была замечена при российском дворе, и в 1803 году он получил приглашение императора Александра I приехать в Россию и основать в Петербурге учебное заведение для людей с полной или частичной потерей зрения. Проездом через Берлин, куда его также приглашали академия наук и король, Гаюи презентовал свой метод обучения Августу Цейне, и тот уже в 1806 году открыл училище для слепых, послужившее образцом для всех подобных учреждений в Пруссии.
В Петербург Гаюи прибыл осенью 1806 года, привезя с собой рельефные глобусы, географические карты, приборы для занятий ремеслами, ноты, а также типографские станки для печатания рельефных книг для слепых. Хотя ему тогда уже было за 60, но он был полон надежд и сразу же взялся за организацию института. Однако в России ему пришлось столкнуться и с материальными трудностями, и с бюрократическим формализмом. Лишь благодаря помощи добровольцев-учителей и собственному энтузиазму и альтруизму Валентин смог открыть учебное заведение. В 1807 году император утвердил штат, устав и бюджет Санкт-Петербургского института рабочих слепых (учебное заведение типа интерната). Хотя условия быта и занятия в институте оставляли желать лучшего, но ничто не могло помешать стремлению учеников осваивать грамоту и ремесла.
Умер Валентин Гаюи 18 марта 1822 года в Париже и был похоронен на кладбище Пер-Лашез. Гранитный памятник на его могиле был поставлен на средства, собранные слепыми ремесленниками и музыкантами.
Лишь потомки оценили его заслуги в деле обучения и воспитания слепых – перед Национальным институтом слепых в Париже был установлен памятник, в котором запечатлен облик Гаюи и первого его ученика Франсуа, в городе Сен-Жюсте в 1903 году также был установлен памятник. Но самым важным признанием заслуг Гаюи является то, что во многих странах мира его идеи и методы обучения получили распространение и не потеряли своей значимости до сегодняшнего дня. А в день его рождения по всему миру отмечается Международный день слепых.
Источник