- Роспотребнадзор
- Роспотребнадзор
- Способы выявления контрафактной и фальсифицированной продукции — Защита прав потребителей
- Защита прав потребителей
- Способы выявления контрафактной и фальсифицированной продукции
- ВНИМАНИЮ ПОТРЕБИТЕЛЯ: Всемирный день шопинга. Что такое «контрафакт» и «фальсификация»
- Идентификация и фальсификация товара
- Управление Роспотребнадзора по РС(Я)
- Управление Роспотребнадзора по РС(Я)
- О видах фальсификации мясной продукции и способы их обнаружения — RSS
- О видах фальсификации мясной продукции и способы их обнаружения
Роспотребнадзор
Роспотребнадзор
Способы выявления контрафактной и фальсифицированной продукции — Защита прав потребителей
Защита прав потребителей
Способы выявления контрафактной и фальсифицированной продукции
Способы выявления контрафактной и фальсифицированной продукции
Инспектирование продукции легкой промышленности показало, что наиболее эффективным средством защиты индивидуально определенного готового изделия является нанесение производителем, импортером, представителем производителя штрих-кода, сопровождающего его артикула в системе ЕАН (единый артикульный номер) с одновременным использованием сайта, содержащего сведения об изделии и поисковой интернет-системы.
Штрих-код и артикул товара представляют собой уникальные коды. При этом штрих-код представляет собой двумерное графическое изображение, предназначенное для идентификации конкретного изделия электронным сканированием на всех стадиях его перемещения от производителя до потребителя, а артикул – буквенно-цифровой или цифровой код, имеющий аналогичное предназначение, но для использования лицами, не имеющими сканирующего оборудования, в том числе для использования потребителями-гражданами.
В этих кодах зашифрованы все параметры конкретного изделия: происхождение, марка, модель, размер, цвет и так далее. С помощью артикула покупатель может проверить товар на подлинность. Для этого необходимо ввести в интернет-поисковую систему артикул предполагаемой покупки и по выданной информации проверить, соответствуют ли заявленные на этикетке характеристики реальности. Программное занесение артикула товара в общую базу хранения, как правило, происходит с помощью электронных устройств для считывания штрих-кодов. Штрих-код в международном стандарте наносит производитель товара или иное уполномоченное на это лицо.
Особую значимость этому способу защиты придает возможность доступа через поисковые системы к информации об изделии через современные средства связи, а также возможность участия в выявлении изделий, находящихся в незаконном обороте самими покупателями.
© Управление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Пермскому краю, 2006-2017 г.
При полном или частичном использовании материалов ссылка на пресс-службу Управления Роспотребнадзора по Пермскому краю (www.59.rospotrebnadzor.ru) обязательна.
Если Вы не нашли необходимую информацию, попробуйте зайти на старую версию сайта
Источник
ВНИМАНИЮ ПОТРЕБИТЕЛЯ: Всемирный день шопинга. Что такое «контрафакт» и «фальсификация»
Сегодня, во Всемирный день шопинга, Роспотребнадзор напоминает, что такое контрафактные изделия и фальсифицированная продукция.
Само слово «фальсификация» происходит от лат. falsificatio, от falsifico — подделываю; итал. falsificare — подделывать) и означает подделку, выдаваемую за настоящую вещь, изменение вида или свойства предметов.
Фальсифицированными считаются пищевые продукты (в том числе биологически активные добавки), материалы и изделия, умышленно измененные (поддельные) и (или) имеющие скрытые свойства и качество, информация о которых является заведомо неполной или недостоверной. При фальсификации товаров обычно подвергается подделке подлинности одна или несколько характеристик товара.
Фальсификации в основном подвергаются пищевые продукты, чаще всего молочная продукция (сыр, масло сливочное, молоко, сметана) колбасная продукция, кондитерские изделия и другие.
Качественная — подделка товаров с помощью пищевых или непищевых добавок для улучшения органолептических свойств, при сохранении или утрате других потребительских свойств либо замена товара высшей градации качества низшей.
Количественная — обман потребителя за счет значительных отклонений параметров товара (массы, объема, длины и т. п.), превышающих предельно допустимые нормы отклонений.
Ассортиментная — осуществляется путем полной или частичной замены товара его заменителем с сохранением сходства одного или нескольких признаков.
Стоимостная — обман потребителя путем реализации низкокачественных товаров по ценам высококачественных или товаров меньших размерных характеристик по цене больших.
Информационная — обман потребителя с помощью неточной или искаженной информации о товаре, об используемом сырье, о составе продукта и т.д.
Комплексная — сочетает в себе несколько видов фальсификации.
«Контрафакт» (англ. counterfeit — подделка) — новый продукт, созданный на основе существующего оригинала с нарушением интеллектуальных прав.
Контрафактные товары произведены без разрешения правообладателей объектов интеллектуальной собственности, воплощённой в товаре.
Товары, этикетки, упаковки этих товаров, на которых незаконно используется товарный знак или сходное с ним до степени смешения обозначение, являются контрафактными.
Объекты интеллектуальной собственности:
· произведения науки, литературы и искусства;
· программы для электронных вычислительных машин; базы данных;
· исполнения; фонограммы; сообщение в эфир или по кабелю радио- или телепередач;
· изобретения; полезные модели; промышленные образцы;
· топологии интегральных микросхем;
· секреты производства (ноу-хау);
· фирменные наименования; товарные знаки и знаки обслуживания;
· наименования мест происхождения товаров;
Действия по изготовлению, сбыту, в том числе продаже контрафакта, фальсифицированных товаров, направлены на обман потребителя с корыстной целью, как правило, с целью получения денежной выгоды.
• Подделка внешнего вида товара, его дизайнерских решений. Это актуально для таких вещей как мебель, одежда, наручные часы и т. д.
• Использование чужого логотипа или настолько похожего, что их легко перепутать
• Незаконное использование мультимедиа-продукции, книг и компьютерных программ, например, выпуск «пиратских дисков»
Пресечению подобных правонарушений на рынке может помочь активная позиция информированного и небезразличного потребителя. Приобретайте качественную, оригинальную продукцию, остерегайтесь подделок!
Источник
Идентификация и фальсификация товара
Идентификация — это установление соответствия характеристик товара, указанных на маркировке и в сопроводительных документах, предъявляемым к нему требованиям._
Идентификация призвана выполнять несколько функций, среди которых:
• указующая — отождествляет представленный к анализу товар с конкретным наименованием, маркой, типом и т. п.;
• информационная — доводит до потребителей необходимую информацию о товаре;
• подтверждающая соответствие ассортиментной характеристики товара, информации, указанной на маркировке и в сопроводительных документах (подлинность товара);
• управляющая — является элементом системы качества продукции. Регламентируется международными стандартами (МС) ИСО серии 9000 «Управление качеством, обеспечение качества». В России они введены без изменений (ГОСТ Р ИСО 9000-9004).
Средствами идентификации являются нормативные (стандарты, ТУ и др.) и технические документы (чертежи и др.); маркировка и сопроводительные документы.
Выделяют три вида идентификации:
1) ассортиментная (видовая);
2) качественная (квалиметрическая);
3) партионная (принадлежность части или отдельного товара конкретной партии).
К методам идентификации относят органолептические и измерительные.
В последние годы для медицинских и фармацевтических товаров актуальной стала проблема фальсификации товаров, в частности ЛС. В некоторых странах (Турция, Индия, Пакистан) подделки на фармацевтическом рынке составляют 7—11%, в США этот сегмент составляет 5-7% общего импорта и 2—3% всех продаж ЛС.
В России в 1999—2000 гг. количество подделок ЛС не превышало 0,05%, однако в настоящее время эта доля возросла до 10—20%; их оборот в стране составил около 60 млн долларов.
По данным ВОЗ, 42% подделок приходится на антибиотики. Также подделываются кортикостероиды, анальгетики, антигистамин-ные, гормональные, гипотензивные средства, стимуляторы ЦНС.
Фальсификация (лат. falsifico — подделываю) — это действия, направленные на обман покупателя/потребителя путем подделки объекта купли-продажи с корыстной целью._
В социальном смысле фальсификация приводит к ухудшению потребительских свойств товаров, недоверию к производителям и продавцам, а для медицинских и фармацевтических товаров — это возможные неблагоприятные последствия для здоровья человека.
Объекты фальсификации и идентификации одни и теже, так-как фальси-фикация является одним из двух возможныхрезультатов идентификации.
Как правило, при фальсификации обычно подвергается подделке одна или несколько характеристик товара, поэтому выделяют следующие виды фальсификации:
Для каждого из этих видов фальсификации характерны свои способы подделки.
Среди существующих сегодня на рынке фальсифицированных ЛС выделяют следующие типы:
1) «Препарат-пустышка», в нем не содержится действующей лекарственной субстанции (примерно 50% всех подделок);
2) «Препарат-имитация», в нем действующее вещество заменено на более дешевое и менее эффективное;
3) «Измененные лекарства», в них содержится то же действующее вещество, но в больших или меньших количествах;
4) «Препарат-копия» (контрафакт), в них содержится то же вещество, что в оригинале, и в таких же количествах, но нет никакой гарантии контроля качества («качественные подделки»), так как неизвестен производитель.
В связи со сложившейся ситуацией с фальсифицированными ЛС на рынке в настоящее время уделяется большое внимание разработке упрощенных методов товароведческого анализа, в частности, это:
— визуальный контроль внешнего вида ЛС (упаковка, маркировка и др.);
— упрощенные (базовые) тесты (скрининговые оценки);
— метод тонкослойной хроматографии (ТСХ).
Так, в Германии разработан набор реактивов и пластинок ТСХ с возможностью определения 150 веществ. Имеются свои контрольные системы в Я пон и и, СШ А. В России также разрабаты ваются экспресс-метод и ки для быстрого доказательства подлинности и качества ЛС (тонкослойная хроматография и простые качественные химические реакции).
Источник
Управление Роспотребнадзора по РС(Я)
Управление Роспотребнадзора по РС(Я)
О видах фальсификации мясной продукции и способы их обнаружения — RSS
О видах фальсификации мясной продукции и способы их обнаружения
О видах фальсификации мясной продукции и способы их обнаружения
1. Фальсификация: определение. Идентификация продукции, критерии идентификации
Определение фальсификации дано в Федеральном законе РФ от 02.01.2000 г. № 29-ФЗ «О качестве и безопасности пищевых продуктов».
Фальсифицированные пищевые продукты, материалы и изделия – пищевые продукты, материалы и изделия, умышленно измененные (поддельные) и (или) имеющие скрытые свойства и качество, информация о которых является заведомо неполной или недостоверной».
Понятие «фальсифицированные товары» не следует путать с понятиями «товары-заменители» (имитаторы) и «дефектные товары». Заменители и дефектные товары широко используются для целей фальсификации, при этом потребителю умышленно не предоставляется необходимая информация.
Заменители не относятся к фальсифицированным продуктам, если на маркировке указано их подлинное наименование.
Определить фальсификацию можно, зная идентификационные отличия одного вида изделий от других, одного сорта от другого.
Определение идентификации приведено в Правилах по проведению сертификации в Российской Федерации
Идентификация пищевых продуктов, материалов и изделий – деятельность по установлению соответствия определенных пищевых продуктов, материалов и изделий требованиям нормативных, технических документов и информации о пищевых продуктах, материалах и об изделиях, содержащейся в прилагаемых к ним документах и на этикетках».
В соответствии со ст. 6 Технического регламента Таможенного союза «О безопасности пищевой продукции» идентификация пищевой продукции проводится:
— по признакам, изложенным в определении такой продукции.
В соответствии с Техническим регламентом «О безопасности пищевой продукции» идентификация пищевой продукции проводится следующими методами:
По наименованию – путем сравнения наименования и назначения пищевой продукции, указанных в маркировке на потребительской упаковке и (или) в товаросопроводительной документации, с наименованием, указанным в определении вида пищевой продукции в техническом регламенте «О безопасности пищевой продукции» и (или) в технических регламентах Таможенного союза на отдельные виды пищевой продукции;
Визуальным методом – путем сравнения внешнего вида пищевой продукции с признаками, изложенными в определении такой пищевой продукции в техническом регламенте «О безопасности пищевой продукции» и (или) в технических регламентах Таможенного союза на отдельные виды пищевой продукции;
Органолептическим методом – путем сравнения органолептических показателей пищевой продукции с признаками, изложенными в определении такой пищевой продукции в техническом регламенте «О безопасности пищевой продукции» или в технических регламентах Таможенного союза на отдельные виды пищевой продукции; органолептический метод применяется, если пищевую продукцию невозможно идентифицировать методом по наименованию и визуальным методом;
Аналитическим методом – путем проверки соответствия физико-химических и (или) микробиологических показателей пищевой продукции признакам, изложенным в определении такой пищевой продукции в техническом регламенте «О безопасности пищевой продукции» или в технических регламентах Таможенного союза на отдельные виды пищевой продукции; аналитический метод применяется, если пищевую продукцию невозможно идентифицировать методом по наименованию, визуальным или органолептическим методами.
Критерии идентификации – это характеристики товаров, позволяющие отождествлять наименование представленного товара с наименованием, указанным на маркировке, в товарно-сопроводительных документах, а также с требованиями, установленными в технических регламентах, нормативных документах.
В технических регламентах, стандартах, технических условиях, Правилах системы сертификации пищевых продуктов и продовольственного сырья предусматривается три группы показателей:
В качестве критериев идентификации должны быть выбраны показатели, которые отвечают следующим требованиям:
— объективность и сопоставимость;
Для целей идентификации пригодны лишь органолептические и физико-химические показатели, характеризующие потребительские свойства самого товара, за исключением йогуртов и других кисломолочных продуктов.
Органолептические показатели – наиболее доступные, простые, но недостаточно достоверные. Они не могут быть единственными критериями идентификации и должны быть дополнены физико-химическими показателями, которые отличаются большей степенью достоверности и объективности.
Средствами идентификации являются: технические регламенты, нормативные документы (ГОСТы и др.) и технические документы. Кроме того, к средствам идентификации следует отнести маркировку и товарно-сопроводительные документы.
2. Виды фальсификации и способы их обнаружения по мясной продукции
Средства идентификации:
— Технический регламент Таможенного союза ТР ТС 034/2013 «О безопасности мяса и мясной продукции»;
— перечень стандартов, содержащих правила и методы исследований (испытаний) и измерений, в том числе правила отбора образцов, необходимые для применения и исполнения требований технического регламента таможенного союза и осуществления оценки (подтверждения) соответствия продукции ТР ТС 034/2013;
— ГОСТ Р 52427-2005 «Промышленность мясная. Продукты пищевые. Термины и определения»;
— ГОСТ Р 52428-2005 «Продукция мясной промышленности. Классификация»;
— ГОСТ Р 52601-2006 «Мясо. Разделка говядины на отрубы. Технические условия» (Документ включен в Перечень стандартов, в результате применения которых на добровольной основе обеспечивается соблюдение требований технического регламента Таможенного союза «О безопасности пищевой продукции» (ТР ТС 021/2011), утвержденный Решением Комиссии Таможенного союза от 9 декабря 2011 года № 880.);
— ГОСТ Р 52675-2006 «Полуфабрикаты мясные и мясосодержащие. Общие технические условия» (Документ включен в Перечень стандартов, содержащих правила и методы исследований (испытаний) и измерений, в том числе правила отбора образцов, необходимые для применения и исполнения требований технического регламента «О безопасности пищевой продукции» (ТС ТС 021/2011) и осуществления оценки (подтверждения) соответствия продукции, утвержденный Решением Комиссии Таможенного союза от 9 декабря 2011 года № 880).
Колбасное изделие – мясная продукцию, изготовленная из смеси измельченных мясных и немясных ингредиентов, сформованная в колбасную оболочку, пакет, форму, сетку или иным образом, подвергнутая тепловой обработке или не подвергнутая тепловой обработке до готовности к употреблению.
Консервы – мясная продукция в герметично укупоренной потребительской таре, подвергнутая стерилизации или пастеризации, которые обеспечивают микробиологическую стабильность и отсутствие жизнеспособной патогенной микрофлоры, и пригодная для длительного хранения.
Мясной полуфабрикат – мясная продукция, массовая доля мясных ингредиентов которой составляет более 60 процентов, которая изготовлена из мяса на кости или бескостного мяса в виде кусков или фарша, с добавлением или без добавления немясных ингредиентов, предназначена для реализации в розничной торговле и требует перед употреблением тепловой обработки до кулинарной готовности.
Полуфабрикат в тесте – фаршированный полуфабрикат, изготовленный из теста и начинки в виде фарша, или кусковых мясных ингредиентов, или кусковых мясных и немясных ингредиентов.
Во избежание действий, вводящих в заблуждение потребителей, ТР ТС 034/2013 содержит ряд требований по маркировки продукции:
— маркировка, содержащая информацию об отличительных признаках продуктов убоя и мясной продукции (например, «мясо высокого качества», «мраморное мясо», «халяль», «кошерное мясо»), должна соответствовать требованиям технического регламента Таможенного союза «Пищевая продукция в части ее маркировки»;
— не допускается маркировка мясной продукции общего назначения с использованием придуманных названий, которые ассоциативно воспринимаются как мясная продукция для детского питания (например, сосиски «Детские», колбаса «Карапузик», «Крепыш», «Топтыжка»);
— не допускается маркировка мясной продукции с использованием придуманных названий, которые тождественны или сходны до степени смешения с придуманными названиями мясной продукции, установленными межгосударственными (региональными) стандартами, за исключением мясной продукции, выпускаемой по этим стандартам (например, «Докторская», «Любительская», «Московская», «Зернистая», «Молочная»);
— в составе маркировки мясной продукции не допускается использовать слова «произведено из охлажденного сырья» или аналогичные по смыслу слова в случае использования при изготовлении мясной продукции продуктов убоя иного термического состояния, кроме охлажденного.
Допускается использование общепринятых названий, образованных по анатомическому признаку (например, «грудинка», «бекон», «шейка», «рулька»), характерному рисунку на разрезе (например, «сервелат», «салями», «ветчинная»), виду используемых рецептурных компонентов (например, «свиная», «говяжья», «из свинины», «из говядины») или широко применяемых в кулинарии и общественном питании (например, «пастрома», «балык», «купаты», «бифштекс»).
В случае выявления фальсифицированной мясной продукции для получения консультации потребители могут обратиться на горячую линию Управления Роспотребнадзора по Республике Саха (Якутия) по тел 8-800-550-21-24.
Источник