Фальсификация пищевых продуктов способы фальсификации

ПродЭксперт

Самое важное и интересное для специалистов пищевой промышленности

Самое важное и интересное для специалистов пищевой промышленности

Фальсификация пищевой продукции «В чем обман?»

Фальсификация характерна для многих предприятий пищевой отрасли. Чаще всего фальсифицируют молочную и колбасную продукцию, консервы, алкогольные и безалкогольные напитки.

GFSI (Глобальная инициатива пищевой безопасности) называет фальсификацию продовольственным мошенничеством (food fraud), которое включает:

  • умышленную замену;
  • дополнение;
  • подделку;
  • искажение качества пищевых продуктов, ингредиентов, упаковки, маркировки, информации о продукте.

Фальсифицированные пищевые продукты — это пищевые продукты, которые являются умышленно измененными или имеют скрытые свойства и качество. Информация о таких продуктах является заведомо неполной или недостоверной.

Типы фальсификации продукции были предложены в 2019 году ФАО/ВОЗ в докладе «Фальсификация пищевой продукции: устранение рисков, предотвращение и противодействие».

Согласно тексту доклада фальсификация бывает:

  • ассортиментная;
  • качественная;
  • количественная;
  • информационная — предоставление заведомо неполной или недостоверной информации о продукте, неправильная маркировка.

В системе «Техэксперт: Пищевая промышленность, Премиум» вам доступна новая справка «Фальсификация пищевой продукции».

В справке вы найдёте:

  • основные подходы к фальсификации пищевой продукции;
  • краткий обзор принципов продовольственной защиты по схеме FSSC 22000;
  • обзор систем VACCP, TACCP, HACCP на пищевом предприятии.

За введение потребителей в заблуждение относительно потребительских свойств или качества товара (работы, услуги) предусмотрена административная ответственность (по ч. 2 ст. 14.7 КоАПа) в виде штрафа для граждан в размере от трех тысяч до пяти тысяч рублей; на должностных лиц — от двенадцати тысяч до двадцати тысяч рублей; на юридических лиц — от ста тысяч до пятисот тысяч рублей.

Внимание! В связи с тем, что с 1 апреля 2021 года действует новая версия 5.1 схемы сертификации FSSC 22000, информационная сеть «Техэксперт» проведет бесплатный вебинар 20 апреля 2021 года по пищевой промышленности «Переход на версию 5.1 FSSC 22000 и декларирование соответствия пищевой продукции в 2021году — советы предприятиям».

В программе вебинара:

  • Обзор основных изменений схемы 5.1 FSSC 22000;
  • Удалённые аудиты по FSSC 22000 в 2021 году;
  • Новые требования по регистрации деклараций о соответствии. Обзор приказа Минэкономразвития России от 31 июля 2020 г. № 478;
  • Порядок оформления декларации соответствия на пищевую продукцию. Обзор ошибок в оформлении;
  • Особенности указания кодов GLN и GTIN при регистрации декларации о соответствии.

На вебинаре для Вас выступят эксперты:

Григорьева Елена Владимировна — главный специалист Департамента образовательных проектов и программ Ассоциация по сертификации «Русский Регистр», производственный опыт в пищевой промышленности и сертификации пищевой продукции около 15 лет. Аудитор, имеющий значительный практический опыт по вопросам функционирования и сертификации систем менеджмента пищевой безопасности (FSMS, HACCP);

Воробьева Нонна Эдуардовна — специалист по декларированию соответствия АС «Русский Регистр».

Количество место ограничено, успейте зарегистрироваться!

При регистрации в поле промокод укажиете: «Онлайн»

Вопрос-ответ

Лисицкая Ольга Сергеевна

В данный момент мы согласовываем макет упаковки для введения в сеть новой позиции баранок, вырабатываемых по СТО: Баранки молочные сдобные.

Клиент настаивает на вынесении на лицевую часть только «Баранки молочные», опуская слово «сдобные», при этом на этикетке будет полное название продукта.

Можем ли мы удовлетворить этот запрос? Будет ли являться вынесение неполного наименования на лицевую часть нарушением технического регламента?

Согласно отдельным из общих требований к формированию наименования пищевой продукции (часть 4.3 статьи 4 ТР ТС 022/2011 ):

— наименование пищевой продукции, указываемое в маркировке, должно позволять относить продукцию к пищевой продукции, достоверно ее характеризовать и позволять отличать ее от другой пищевой продукции (пункт 1 );

Читайте также:  Изменение способа исполнения 203 гпк

— информацию о физических свойствах и (или) специальных способах обработки пищевой продукции (восстановленная, копченая, маринованная, молотая, обработанная ионизирующим излучением, сублимированная пищевая продукция и подобная информация о ней) включают в наименование пищевой продукции или располагают в непосредственной близости от наименования, если отсутствие такой информации может ввести в заблуждение потребителя (приобретателя). Требования к такой информации в отношении отдельных видов пищевой продукции устанавливаются техническими регламентами Таможенного союза на отдельные виды пищевой продукции (пункт 3).

Кроме того, на основании подпункта 3.5.1.1 пункта 3.5.1 ГОСТ Р 51074-2003 «Продукты пищевые. Информация для потребителя. Общие требования» (утв. Постановлением Госстандарта России от 29.12.2003 N 401-ст ) наименование пищевого продукта должно быть понятным потребителю, конкретно и достоверно характеризовать продукт, раскрывать его природу, место происхождения, позволять отличать данный продукт от других. Наименование пищевого продукта наносят четко различаемым шрифтом, выделяющимся на любом фоне.

Информацию об отличительных состояниях и специальной обработке продукта (например, «концентрированный», «восстановленный», «сухой», «молотый», «копченый», «сублимированный», «пастеризованный», «стерилизованный», «термизированный», «УВТ-обработанный», «охлажденный», «замороженный», «генетически модифицированный», «облученный ионизирующим излучением» или других), которую включают в наименование продукта или располагают в непосредственной близости от наименования (подпункт 3.5.1.2 пункта 3.5.1 ГОСТ Р 51074-2003 ).

Давать пищевым продуктам наименования, вводящие потребителей в заблуждение относительно природы, идентичности, состава, количества, срока годности или срока хранения, происхождения, метода изготовления пищевого продукта, не допускается (подпункт 3.5.1.4 пункта 3.5.1 ГОСТ Р 51074-2003 ).

В данном случае речь идет о баранках молочных сдобных.

Сдобное тесто отличается от теста для хлебобулочных изделий более высоким содержанием жира и/или сахара.

С одной стороны, мы непосредственно не видим свойство «сдобные» среди отличительных свойств (состояний) пищевой продукции, которые нужно обязательно указывать в самом наименовании продукта или в непосредственной близости от наименования (пункт 3 части 4.3 статьи 4 ТР ТС 022/2011 , подпункт 3.5.1.2 пункта 3.5.1 ГОСТ Р 51074-2003 ).

С другой стороны, наименование пищевой продукции не должно вводить в заблуждение потребителей (приобретателей), в том числе относительно ее природы, состава (пункт 1 части 4.12 статьи 4 ТР ТС 022/2011 , подпункт 3.5.1.4 пункта 3.5.1 ГОСТ Р 51074-2003 ).

Отдельные хлебобулочные изделия изначально относятся к сдобным (бриоши, различные булочки, витушки и пр.), что следует из их классификации, а потому дополнительное указание на «сдобность» не требуется (ГОСТ 24557-89 «Изделия хлебобулочные сдобные. Технические условия» , утв. и введен в действие Постановлением Госстандарта СССР от 28.06.89 N 2151). Баранки к таким изделиям не отнесены.

Поэтому если хлебобулочное изделие (баранки) действительно является сдобным (изготовлено из соответствующего теста, то есть с содержанием по рецептуре сахара и жиров определенного количества), то невключение соответствующей информации в наименование продукции (в том числе указание неполного наименования на лицевой части упаковки), на наш взгляд, несет риски признания таких действий вводящими потребителей продукта в заблуждение относительно свойств продукта.

Говорить об однозначном прогнозе и реакции проверяющих не представляется возможным — в ТР ТС 022/2011 используются оценочные понятия, и решение принимается в каждом конкретном случае исходя из обстоятельств ситуации.

Источник

Роспотребнадзор (стенд)

Роспотребнадзор (стенд)

Как распознать фальсификацию пищевых продуктов. — Консультационный центр

Как распознать фальсификацию пищевых продуктов.

Как распознать фальсификацию пищевых продуктов.

В последние годы выросло широкое распространение обмана путем фальсификации объектов купли-продажи. Самым распространенным на сегодняшний день является фальсификация пищевых продуктов путем обмана потребителей относительно состава пищевых продуктов. С наибольшей частотой фальсифицируются оливковое масло, вино и другие алкогольные напитки, специи, чай, рыба, мед, молоко и молочные продукты, мясные и зерновые продукты, напитки на основе фруктовых соков, специи, кофе. При этом достаточно полные данные о частоте встречаемости фальсифицированной пищевой продукции отсутствуют не только в Российской Федерации, но и во всех развитых странах мира. Это обусловливается тем, что целью производителей и продавцов такой продукции является, прежде всего, получение экономической выгоды.

Читайте также:  Способы очистки стрелочного перевода от снега

И если раньше на нашем рынке встречались фальсификаторы только отечественные или из стран СНГ, то теперь многие зарубежные фирмы выпускают фальсифицированную пищевую продукцию и продают ее на наших рынках.

В условиях государственного монополизма, у товара были такие свойства, как качество, потребительская ценность, стоимость, то в условиях свободных рыночных отношений у него появились новые свойства — конкурентоспособность и идентичность. А в последние годы, в связи с глобализацией мирового товарного рынка, у товара появилось и новое свойство — глобальность.

Существуют различные способы фальсификации продукции, самый распространенный способ — количественная фальсификация- это обман потребителя за счет значительных отклонений параметров товара (массы, объема, длины и т.п.) от предельно допустимых норм. В настоящее время в стандартах уже не указываются отклонения в ту или иную сторону. Регламентируются только допустимые отклонения в сторону уменьшения количественного показателя товара.

Одним из важнейших факторов, способствующих здоровому питанию, правильному выбору пищевых продуктов потребителями, является маркировка пищевых продуктов. Требования к маркировке пищевой продукции регламентированы Техническим Регламентом ТС 005 «О безопасности упаковки». В соответствии с требованиями этого документа изготовитель (продавец) обязан своевременно предоставлять потребителю необходимую и достоверную информацию о пищевых продуктах, обеспечивающую возможность их правильного выбора: Информация должна быть предоставлена непосредственно с пищевым продуктом текстом или маркировкой на упаковке (потребительском листе-вкладыше способом, принятым для отдельных видов пищевых продуктов). Текст и надписи в маркировке наносят на государственном, русском языках и могут быть продублированы на иностранных языках.

Информация, приводимая в тексте на упаковке, этикетке должна быть понимаемой, полной и достоверной. Маркировка потребительской упаковки должна включать следующие данные: — наименование предприятия — изготовителя, его подчиненность и товарный знак; — наименование продукции, сорт (при его наличии); — перечень основных компонентов; — масса нетто; — обозначение нормативной документации на продукт; — дата выработки, срок хранения, условия хранения (для скоропортящихся товаров); — информация о пищевой и энергетической ценности.

Текст наносится на этикетку или на поверхность тары на языке страны — изготовителя. В случае направления продукции на экспорт- на языке той страны, куда предназначен продукт, либо на нескольких языках, согласно существующим требованиям и условиям договора. Помимо текста маркировка потребительской упаковки имеет художественное оформление и условные обозначения. Условные обозначения касаются главным образом консервной продукции.

Поскольку фальсификация продовольственных товаров делается с корыстной целью и, как правило, всегда направлена на получение незаконных доходов, то для разных субъектов рыночных отношений, покупателя и производителя, последствия изготовления, реализации и потребления фальсификатов имеют разные последствия. Однако все они связаны с определенными риском и потерями.

Знание средств и способов фальсификации тех или иных товаров, а также возможность обнаружения их при покупке товаров или в домашних условиях заставят многих потребителей отказаться от приобретения даже по низким ценам товаров, особенно продовольственных, как у случайных продавцов и на неорганизованных рынках, так и в супермаркетах.

Немаловажно знать потребителю, что ранние арбузы и дыни могут нанести вред здоровью, июль – еще не сезон, для арбузов и дынь, лучше повременить хотя бы до середины августа. Для того, чтобы побыстрее довести незрелые плоды до товарного вида, их нередко обрабатывают нитратами.

Обработанные арбузы при разрезе имеют цвет мякоти интенсивно красный с фиолетовым оттенком, волокна, что идут от сердцевины к корочке от яркого до темного оттенков, поверхность среза гладкая, глянцевая. Чтобы убедиться, что арбуз не пригоден к употреблению, нужно кусочек мякоти арбуза растворить в стакане с водой. Если вода станет красной или розовой — такой арбуз не стоит есть. Если же арбуз хороший, вода просто помутнеет.

Читайте также:  Народные способы лечения нервного тика у ребенка

Спелая дыня имеет сильный дынный запах, исходящий от кожуры.
Звук при постукивании глухой. При нажиме на корку дыни с противоположной стороны от стебля, то у спелой поверхность поддается нажиму. Если же корка твердая, то дыня не успела дозреть.

Все полезные свойства бахчевых быстро могут исчезнуть при неправильном хранении и нарушении правил торговли. Так, например, по всем санитарным правилам в любых торговых точках, где торгуют бахчевыми культурами, арбузы должны лежать на товарных лотках. А место торговли обязательно должно быть огорожено и находиться под навесом. У продавцов же обязательно должна быть медицинская книжка. О происхождении арбуза можно узнать в сертификате соответствия реализуемого товара.

Приобретать бахчевые культуры у дорог не рекомендуется. Поскольку арбузы и дыни буквально за пару часов впитывают в себя тяжелые металлы автомобильных выхлопов.

В бахчевых культурах, приобретенных в июле вредных веществ, в том числе нитратов, содержится больше, чем в более поздних плодах. Лучшее время для покупки арбуза или дыни – конец лета, осень.

Источник

Фальсификация пищевых продуктов способы фальсификации

Фальсифицированные пищевые продукты, материалы и изделия — пищевые продукты, материалы и изделия, которые являются умышленно измененными (поддельными) и имеют скрытые свойства и качества и информация о которых является заведомо неполной и недостоверной.

Само слово «фальсификация» происходит от лат. falsificatio, от falsifico — подделываю; итал. falsificare — подделывать) и означает подделку, выдаваемую за настоящую вещь, изменение вида или свойства предметов.

Фальсификации в основном подвергаются пищевые продукты, чаще всего молочная продукция (сыр, масло сливочное, молоко, сметана) колбасная продукция, кондитерские изделия и другие.

Качественная — подделка товаров с помощью пищевых или непищевых добавок для улучшения органолептических свойств, при сохранении или утрате других потребительских свойств либо замена товара высшей градации качества низшей.

Количественная — обман потребителя за счет значительных отклонений параметров товара (массы, объема, длины и т. п.), превышающих предельно допустимые нормы отклонений.

Ассортиментная — осуществляется путем полной или частичной замены товара его заменителем с сохранением сходства одного или нескольких признаков.

Стоимостная — обман потребителя путем реализации низкокачественных товаров по ценам высококачественных или товаров меньших размерных характеристик по цене больших.

Информационная — обман потребителя с помощью неточной или искаженной информации о товаре, об используемом сырье, о составе продукта и т.д.

Комплексная — сочетает в себе несколько видов фальсификации.

Как распознать фальсификат в магазине?

Чаще всего выявить некачественный продукт можно только в лаборатории.

Например, на что нужно ориентироваться при выборе молочной продукции — эти простые правила будут полезны при покупке любого продукта.

Срок годности: свежесть — один из основных критериев качества продуктов питания

Условия хранения: если на товаре указано, что его нужно хранить при минус 10–15 градусах, а вы нашли его не в холодильнике, это уже повод не покупать товар, сделать замечание сотрудникам магазина и обратиться в Роспотребнадзор

Маркировка: название товаров должно быть написано крупно, к тому же в наименовании нельзя указывать ингредиенты, которые не входят в состав продукта

Состав: ингредиенты должны быть указаны на упаковке

Кроме того, на сайте Роспотребнадзора в разделе Портал ГИР ЗПП , где можно ознакомиться с результатами проверок и продуктами, которые оказались при исследовании фальсифицированными.

Если все-таки не удалось избежать покупки фальсификата, Вы можете обратиться в сервис Роспотребнадзора «виртуальная приемная» и оставить обращение.

Источник

Оцените статью
Разные способы