- Фактура в музыке — это. Определение и виды фактуры в музыке
- Стабильное музыкально-художественное целое
- Понятие фактуры
- Для чего нужны разные варианты?
- Основная классификация фактур
- Третьего не дано?
- Типы полифонической фактуры
- Гармонизация
- Типы гармонических фактур
- Начало пути к разносторонности
- Переход к яркой стилистике
- Период новаторства
- Эмоции, эмоции, эмоции…
- Тест по музыке по теме «ФАКТУРА», 6 класс
- Дистанционное обучение как современный формат преподавания
- Актуальные вопросы преподавания музыки в условиях реализации ФГОС
- Современные педтехнологии в деятельности учителя
- Оставьте свой комментарий
- Безлимитный доступ к занятиям с онлайн-репетиторами
- Подарочные сертификаты
Фактура в музыке — это. Определение и виды фактуры в музыке
Музыкальная теория богата интересными терминами. В каждой эпохе появлялись новые средства улучшения и индивидуализации музыки, на что влияли и композиторы, и исполнительский состав, и аудитория. Множество жанров и поджанров, стилей и тем. Чтобы в этом роге изобилия не путаться, существует классификация музыкальных композиций по фактуре.
Стабильное музыкально-художественное целое
Чтобы разобраться в дальнейшей теории, нужно вспомнить или изучить само понятие музыкальной композиции. Этот термин характеризует целостность произведения, его конкретное воплощение. Отличает законченный «опус» от созданных в процессе творчества народа, или импровизаций (например, в джазе).
У композиции всегда есть конкретный создатель. Композитор, который предоставляет звуковую структуру, письменно фиксирует произведение. Нотации осуществляются с помощью нотной грамоты или сопутствующих ей знаков. Авторство, начиная с 14 века, предпочтительно указывается на каждой созданной композиции, если творец известен.
Композиция стабильна, как законченная и чётко определённая работа. Тональность, размер, ритм – всё постоянно и не терпит значительных изменений. Естественно, каждое произведение требует определённых аспектов исполнения. Здесь в игру и вступает фактура.
Понятие фактуры
Музыкальная индустрия развивается, появляются новые каноны и новые веяния, которые влияют на стиль, форму и характер композиции. Итак, фактура в музыке – это изложение слушателю материала в определённом оформлении, которое будет отражать описанную звуками действительность. Фактура является главным связующим между авторской идеей и восприятием её другими людьми.
Слово по происхождению латинское, означает «оформление», «строение», «обработка». Фактура в музыке — определение наглядное. Можно провести аналогию с созданием тканевого изделия: музыкальная ткань тоже требует обработки, чтобы стать целостной и завершённой.
Для чего нужны разные варианты?
У каждого произведения есть тематика и определённая направленность. Поскольку работа здесь исключительно над восприятием, нужно доносить эмоции и ситуации как можно более точно. Грубо говоря – давать чёткую картинку.
Например, композитор пишет колыбельную. Есть мелодия, аккомпанемент, но они с тем же успехом могли примениться в военной песне или танцевальной композиции. Нужно придать им окраску спокойствия, тишины, лёгкости. Поэтому не будут использоваться отрывистые штрихи, в приоритете будет легато и более низкие звуки. Без «писка» и резких движений.
Любую эмоцию можно изобразить инструментом. Посвистывающие флейты будут лучше всего олицетворять лёгкость и радость, тяжелые виолончели могут показать скорбь и траур, литавры и колокола придают эпичность. Фактура в музыке — это плод фантазии автора.
Основная классификация фактур
Самое базовое деление, два основных вида фактуры в музыке характеризуются количеством используемых голосов.
- Монодическая – это вид фактуры, в котором используется одноголосное движение. Можно сказать, что это «горизонтальное измерение», так как визуально на нотном стане показана сплошная линия, без ответвлений в виде аккордов. Примерами могут быть григорианское пение или творчество народов, не знавших многоголосия.
Третьего не дано?
В отличие от многих терминов, в которых есть только две крайности, здесь существует также гетерофонная фактура. Это некая «модернизация» монодического изложения, когда в него для более интересного звучания могут добавляться полифонические приёмы. Унисонное пение изредка усложняется двухголосным рисунком, мелодия сопровождается ритмом. Получается, что это промежуточный вариант.
Типы полифонической фактуры
Многоголосие в музыке именуется полифонией, имеет тематическую и ритмическую связь голосов. В фактурном аспекте оно подразделяется на типы:
- Хоральная фактура подразумевает ведение всех голосов по одному ритмическому рисунку. То есть мелодия движется по одинаковым длительностям, не разделяясь на сложные гармонические вертикали;
- Мензуральные каноны, или комплементарная полифония определяется небольшим расслоением голосов, которые тематически подобны, но движутся самостоятельно. То есть указано только направление движения мелодии, в которой длительности могут дробиться на несколько, а ритм одного голоса не зависит от другого.
- Разнотемная фактура создаёт необычные фактурные сплетения, сочетает несочетаемое. Стала популярной только в начале 20 века.
- Фактура линеарной полифонии основывается на нескольких голосах, не соответствующих по ритмике и гармонии. Мелодия строится на последовательном движении звуков разной высоты.
- Полифония пластов – сложные многоголосные дублирования, создающие диссонансы.
- «Дематериализованная пуантилистическая фактура, которую проще охарактеризовать как «отрывистую». Основная линия передаётся не в виде мотива, а отрывистыми звуками с большим разбросом. То есть между большими паузами проскакивают яркие вспышки звука.
- Фактура многоголосной тяжести полностью противоположна предыдущей. Она представляет полновесный оркестровый звук.
- Алеаторный эффект – элемент случайности. Композиция основывается на методе «жребия», когда комбинации нот разбрасываются на нотном стане. Нередко авторы записывают только основные опорные точки, от которых исполнитель будет отталкивается, а дальше уже на его усмотрение.
- Фактура сонористических эффектов переключает внимание на переходы тонов, окрасок или созвучий. Яркость звучания передаётся шумами, сменой тембра. Создаются звуко-красочные эффекты.
Гармонизация
Неделимым является сочетание «фактура и склад». Таким аспектом является гармония. Она предполагает множество видов фактуры, но также подразделяется на основные два:
- гомофонно-гармоническая, отличающаяся чётким разделением мелодических рисунков: главной темы, аккомпанемента, дополнительных тем;
- аккордовая, в которой все звуки одинаковой длительности, а сама фактура многоритмичная.
Типы гармонических фактур
- Аккордо-фигуративный тип – звуки аккорда воспроизводятся поочерёдно.
- Ритмический тип – многократное повторение аккорда или созвучия.
- Дублировки – в октаву, в квинту, другие интервалы, создающие плавное движение голосов относительно друг друга.
- Разные виды мелодических фактур, основанных на придании движения голосам. Например, вспомогательные или дополнительные звуки в аккордах, усложняющие композицию.
Но это – самая общая классификация, отдельные пункты которой редко встречаются обособленно. То есть музыка разбавляется отдельными приёмами, стилистическими особенностями, взятыми из разных видов фактур. Для каждой эпохи характерны разные так называемые фишки.
Начало пути к разносторонности
История развития фактуры в музыке – это исполнительство, гармония, оркестровка, а самое главное, сочинение. Некоторые композиторы оказали огромное влияние на разнообразие фактур в произведениях.
В 17 веке приёмы и склады были достаточно простыми и очень логичными. Использовалось смешение гармонической и полифонической фактур – многоголосие с разнообразными раскладками. Пользовались популярностью пассажи и арпеджио. Арпеджированное сопровождение как раз создавало нужные настроения, при этом не давило на слух глубиной тяжёлых аккордов. Фактура аккомпанемента в этом случае идеально дополняла основную тему и не нуждалась в применении других средств. Таким способом активно пользовался И.С. Бах, например, в «Гольдберговских вариациях». Здесь же отличились другие композиторы эпохи романтизма: Жорж Бизе, Джузеппе Верди, Карл Черни.
Разновидность арпеджио «фигурация» была часто используема Моцартом, звучала активно, бодро и остро. Она удобна тем, что чётко передаёт гармонии и создаёт определённый ритм без скачков. Музыка австрийского романтика характеризуется как легковесная, солнечная и неотягощённая как раз благодаря своей фактуре. Применялась как ломаная, так и прямая фигурация.
Переход к яркой стилистике
По мере введения новшеств, расширения фантазии авторов произведений, к 19 веку типов фактуры стало как минимум в три раза больше. Поскольку разные виды смешивались, перенимали и сочетали детали, появились абсолютно новые музыкальные оформления. Гармонический склад становился намного плавнее и мелодичнее, а выразительность передавалась не набором самих звуков, а их порядком и расположением.
Ярким примером является Ф. Лист, который применил смешанные фактурные изложения в пьесах, например, «Серые облака», и в целых циклах «Годы странствий» и «Поэтические и религиозные гармонии». Уходила на второй план высотность аккордов, появилась фактура-тембр, получившая распространение у Мусоргского.
Отдельно стоит отметить музыку Шопена, который использовал фортепианную фактуру. В числе его излюбленных приёмов были октавная техника и беглое проигрывание гамм. В своих вальсах («Блестящий вальс», вальс ля-минор) он распространил гармонические фигурации, разложенные на протяжные ряды звуков. Такие произведения требуют высокой исполнительской техники, но слушаются и воспринимаются легко. В побочной партии «Первой баллады для фортепиано» композитор полностью внедрил в гармонию многоголосный склад.
Период новаторства
20 век в искусстве ознаменовал переход от традиционных форм к совершенно новым и нестандартным. Поэтому для этой эпохи характерен уход от гармонической и полифонической фактуры. Она становится несвязанной, разделённой на слои. Большой разброс динамики и тембров становится обыкновением в произведениях авангардистов К. Штокхаузена, Л. Берио и П. Булеза. Часто встречается контролируемая алеаторика, то есть импровизированная фактура. Ограничена она только ритмом и пределами высоты. Таким ходом курировал В. Лютославский.
Большую роль играло формообразование, потому как в рваной и разбросанной фактуре важно сохранять слитное построение композиции. Пусть даже плохо различимый, рисунок создает образ. Как определить тип фактуры в музыке новой эпохи – открытый для искусствоведов вопрос, так как слишком много взаимодействий и обменов приёмами.
Эмоции, эмоции, эмоции…
Все вышеизложенное ведёт к тому, что то, какая бывает фактура в музыке, напрямую определяют эмоции и желаемый отклик слушателя. Чтобы душевные состояния передать, используются разные регистры:
- низкий, передающий страшные и мощные звуки, отображающий таинственность или траур (тьма, ночь, тяжёлые шаги, звуки локомотива, гул войск);
- средний, который является близким к человеческому голосу, настраивающий на спокойствие и некоторую медлительность (повествования, рутина, отдых и размышления);
- высокий, побуждающий и яркий, в зависимости от инструмента может быть и весёлым, и напряжённым (крик и визг, трели птиц, колокольчики, суетливые движения);
Благодаря такому распределению музыка может настраивать на умиротворение, поднимать настрой или же заставлять волосы на голове шевелиться от страха. И напрямую фактурное решение зависит от использованного в главной теме регистра.
Поэтому различные виды «тканевой» обработки композиции помогают людям проникаться переживаниями композитора, рисовать в голове картины мира, каким он был в глазах авторов произведений. Чувствовать лёгкость, наслаждаясь музыкой Шопена, воинственность в опусах Бетховена или динамику движений у Римского-Корсакова. Фактура в музыке — это коммуникатор сквозь эпохи и различия в восприятии.
Источник
Тест по музыке по теме «ФАКТУРА», 6 класс
Тест по теме «ФАКТУРА», 6 класс
А) скорость звучания
Б) громкость звучания
В) способ изложения музыкального материала
2. Какая фактура передает красоту звучания одного инструмента (голоса)
В) фактурные этажи
3. В какой фактуре музыка звучит торжественно, величественно
4. Какая фактура ярче покажет движение, развитие
5. Какая фактура обычно используется в песнях
Б) фактурные этажи
В) мелодия с аккомпанементом
Курс повышения квалификации
Дистанционное обучение как современный формат преподавания
- Сейчас обучается 809 человек из 76 регионов
Курс повышения квалификации
Актуальные вопросы преподавания музыки в условиях реализации ФГОС
- Курс добавлен 12.10.2021
- Сейчас обучается 52 человека из 29 регионов
Курс повышения квалификации
Современные педтехнологии в деятельности учителя
- Курс добавлен 23.09.2021
- Сейчас обучается 47 человек из 23 регионов
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
Номер материала: ДБ-402574
Международная дистанционная олимпиада Осень 2021
Не нашли то что искали?
Вам будут интересны эти курсы:
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.
Безлимитный доступ к занятиям с онлайн-репетиторами
Выгоднее, чем оплачивать каждое занятие отдельно
Российский совет олимпиад школьников намерен усилить требования к олимпиадам
Время чтения: 2 минуты
Минпросвещения разрабатывает образовательный минимум для подготовки педагогов
Время чтения: 2 минуты
Попова предложила изменить школьную программу по биологии
Время чтения: 1 минута
В российских школах оборудуют кабинеты для сообщества «Большой перемены»
Время чтения: 1 минута
Рособрнадзор откажется от ОС Windows при проведении ЕГЭ до конца 2024 года
Время чтения: 1 минута
Руководители управлений образования ДФО пройдут переобучение в Москве
Время чтения: 1 минута
Подарочные сертификаты
Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.
Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.
Источник