- Распределение и использование прибыли предприятия
- Особенности распределения прибыли
- Конкретные направления расходования
- Бухгалтерский учет распределенной прибыли
- Различные спорные вопросы
- В каких случаях запрещено распределять прибыль?
- Факторы производства. Издержки производства и прибыль
- Факторы производства
- Готовые работы на аналогичную тему
- Издержки производства
- Формирование прибыли за счет факторов и издержек производства
- Тема 3. Доходы организации
- Оглавление
- 3.1. Классификация доходов организации
- 3.2. Выручка от продаж и факторы, влияющие на ее размер
- Факторы, влияющие на размер выручки от реализации продукции
- 3.3. Планирование выручки от продаж, методы планирования
- Пример расчета выручки от продаж
Распределение и использование прибыли предприятия
Больше материалов по теме «Бухгалтерский учёт» вы можете получить в системе КонсультантПлюс .
Прибыль представляет собой разницу между доходами и расходами предприятия. То есть прибыль – это те средства, которые остались после оплаты всех задолженностей. Именно за счет данных средств выполняется финансирование программ по развитию, внутрихозяйственных нужд, формирование бюджета.
Особенности распределения прибыли
Принципиально важно правильно распределять прибыль. Делать это нужно так, чтобы эффективность деятельности предприятия увеличивалась, а не уменьшалась. Рассмотрим основные принципы распределения средств:
- Прибыль компании направляется на нужды предприятия, а также выплачивается в бюджет государства. То есть с этих денег оплачивается налог.
- Налог с прибыли оплачивается по ставке, которая задана законодательно. Она не может измениться.
- Большая часть прибыли должна быть направлена в бюджет предприятия для накопления. Остальная часть идет на различные траты компании.
- Предполагаемые траты должны быть согласованны с большинством участников ООО.
Предприятие должно оплатить налоги и различные взносы, после чего государство не может вмешиваться в решения по распределению денег.
Рассмотрим, в какие именно фонды идут деньги:
- Фонд накопления. В этом фонде аккумулируются средства для обеспечения стабильной работы компании и ее независимости от кредиторов. Если у предприятия есть свободные собственные средства, оно не подвержено банкротству. К примеру, если компания в одном месяце получила совсем небольшой доход, а потому не может оплатить имеющуюся задолженность, средства на погашение долга берутся из фонда. За счет его также финансируются научно-исследовательские работы, выпуск акций, подготовка кадров, приобретается новое имущество.
- Фонд потребления. Средства из этого фонда идут на социальные нужды. К примеру, это может быть выплата премий, финансирование путевок, покупка медикаментов для сотрудников, различные надбавки.
- Резервный фонд. Резервы нужны для снижения рисков предприятия при проведении различных сделок. Они потребуются на случай непредвиденных ситуаций. То есть если компания получит небольшую прибыль в одном периоде, расходы могут быть покрыты из резервного фонда.
Часть средств, как правило, остается нераспределенной. Эти деньги направляются в уставной капитал компании.
Конкретные направления расходования
Можно выделить два направления, на которые идет чистая прибыль:
- Накопление резервов предприятия. Увеличение объема имущества.
- Потребление. Трата средств на определенные нужды.
Рассмотрим примеры траты чистой прибыли:
- Приобретение новой техники.
- Ремонт уже имеющегося оборудования.
- Увеличение оборотных средств предприятия, которые «съедаются» инфляцией.
- Выплата кредитов, задолженностей. Выплата процентов по долгу.
- Мероприятия, направленные на защиту окружающей среды от загрязнений.
- Выплата премий.
- Организация благотворительных мероприятий.
- Начисление мотивирующих надбавок сотрудникам.
- Оплата задолженностей перед кредиторами, банками.
- Выплата налогов.
- Оплата различных санкций.
- Переподготовка сотрудников.
Почти все эти расходы обязательными не являются. Траты происходят по волеизъявлению руководства предприятия. Сначала деньги направляются на приоритетные цели. К примеру, у предприятия есть в наличии только морально устаревшее оборудование. Следовательно, в первую очередь средства следует направить на обновление техники.
Бухгалтерский учет распределенной прибыли
Из полученный прибыли вычитаются траты на налоги. Налогооблагаемая база определяется исходя из информации, изложенной в строке 1 «Расчет налога от реальной прибыли». При вычете налога будут использованы следующие проводки:
- Дебет счета 99 – фиксируется размер прибыли.
- Кредит счета 68 «Расчеты по налогообложению».
В компанию могут поступить чрезвычайные доходы. К примеру, они появляются при выплате возмещений страховыми компаниями. В данном случае применяются следующие проводки:
- Кредит счета 99 «Прибыль».
- Дебет счета 76-1 «Расчеты по страхованию».
Рассмотрим все проводки, используемые при распределении средств:
- ДТ84 КТ70, 75 – перевод дивидендов владельцам компании.
- ДТ84 КТ82 – формирование резервного фонда.
- ДТ84 КТ80 – увеличение уставного капитала.
- ДТ84 КТ51, 52, 55 – финансирование мероприятий, которые напрямую не связаны с деятельностью предприятия (к примеру, благотворительные концерты).
- ДТ84 КТ01 – фиксация оценки основных средств.
- Внутренние пометки по счету 84 «Нераспределенная прибыль» – направление нераспределенных средств на финансирование развития предприятия, покрытие долгов прошлых лет.
- КТ84 – фиксация остатка нераспределенных средств, которые включены в уставной капитал.
Каждая проводка должна подтверждаться первичными документами. По каждой строке отражается определенная сумма.
Различные спорные вопросы
При распределении средств может возникать ряд спорных моментов:
- Появились новые участники ООО. Как делать выплаты, если прямо перед распределением средств появились новые участники? Они должны получить средства в стандартном порядке. То есть в соответствии с размером доли. Порядок разделения средств установлен Уставом ООО.
- Увеличение объема капитала. Увеличение УК актуально в том случае, если требуется повысить привлекательность компании перед инвесторами и другими внешними лицами. Заданный размер капитала нужен для занятия определенной деятельностью. Увеличить его можно за счет прибыли. Однако перед направлением средств в УК нужно обязательно оплатить налоги, различные сборы, штрафы. Решение об изменении капитала принимается на собрании участников.
- Отмена решения, принятого на собрании. Вопросы направления денег решаются на общем собрании. Принято будет то решение, которое поддержано большинством участников. Однако оно может быть пересмотрено на внеочередном собрании. Если потребуется пересмотреть принятое решение, нужно обратиться в судебный орган. Исковое заявление подается теми участниками, права которых нарушены.
При возникновении спорных моментов следует ориентироваться на внешние и внутренние источники права. То есть это законодательство, а также нормативные акты компании.
В каких случаях запрещено распределять прибыль?
Прибыль распределяется в соответствии с решением, принятым на собрании ООО. Однако в некоторых случаях прибыль по собственному усмотрению расходоваться не может. Рассмотрим эти случаи:
- Уставной капитал не оплачен полностью.
- Участнику, который выходит из ООО, не перечислены средства в размере его доли.
- Имеются признаки банкротства. Актуально это даже в том случае, если процедура банкротства в отношении предприятия не проводится.
- Если деньги будут истрачены, у предприятия обнаружатся признаки банкротства.
- Размер чистых активов (то есть средств, оставшихся после оплаты всех налогов и прочих обязательных платежей) не должен быть меньше 10 000 рублей. Это минимальный предел, оговоренный в законе.
ВНИМАНИЕ! Следить за соблюдением всех этих правил обязан генеральный директор. В случае нарушений ответственность ляжет именно на него.
Источник
Факторы производства. Издержки производства и прибыль
Вы будете перенаправлены на Автор24
Факторы производства
Факторы производства – это хозяйственные ресурсы, необходимые для получения готовых благ.
В экономике выделяют следующие виды факторов производства:
- Земля.
- Капитал.
- Труд.
- Предпринимательские способности.
- Информация.
Земля представляет собой территорию, которая используется под постройку объектов хозяйствования, а также ее недра, применяемые в виде сырья для переработки и дальнейшего производства. Капитал может быть финансовым и реальным. Финансовый капитал охватывает деньги, ценные бумаги, различные финансовые обязательства. Они представлены в виде движения средств, обеспечивающих производственный процесс. Вложения в бизнес могут осуществляться материальными и нематериальным активами, используемыми множество раз для получения коммерческого результата.
Отдельной группой идут предпринимательские способности и трудовые ресурсы. Чтобы получить востребованное в обществе благо, необходимо приложить целенаправленные усилия. Переработка сырья, соединение факторов производства происходит под влиянием человека. Предпринимательский талант позволяет организовать процесс, а трудовые ресурсы участвуют в нем для непосредственного производства товаров и услуг. Переход развитых стран к постиндустриальному обществу способствовал усилению внимания к развитию человеческого капитала. Именно он считается главным конкурентным преимуществом экономики. Сегодня предприятия и государства пересматривают отношение к человеческому потенциалу, вкладывая огромные средства в образование и повышение качества условий труда.
Особняком идет информация. Она стала частью факторов производства относительно недавно. Сегодня информация используется не только в качестве ресурса, но и в качестве товарной ценности, которая может участвовать в экономическом обмене.
Таким образом, факторы производства являются непосредственными участниками экономической деятельности. С их помощью достигаются коммерческие результаты, осуществляется общественное воспроизводство.
Готовые работы на аналогичную тему
Издержки производства
В ходе производственного процесса происходит потеря вложенных факторов. Они полностью или частично расходуются для получения определенного результата – продукции, услуг, прибыли. Для удобства учета издержки производства отражаются в виде себестоимости. Общее определение издержек производства определяет их, как совокупные затраты на изготовление готового блага.
Анализ расходов начинается с оценки затраченных факторов производства. В зависимости от особенностей каждого фактора, проводятся расчеты и их учет в общем доходе предприятия. Если расчеты проводятся между фирмами, то в них учитываются расходы предшествующих участников производственного процесса. То есть, внимание уделяется издержкам обращения, а не производства.
Для удобства учета издержки делят на внутренние и внешние. Внешние включают в себя оплату ресурсов сторонними лицами, которые не относятся к работе предприятия. Внутренними считаются издержки, которые относятся на улучшение собственных процессов.
Издержки производства в текущем периоде зависят от объема потребности в них и от цен на факторы производства. Экономия осуществляется тогда, когда предприниматель пользуется собственными средствами и ресурсами. Чтобы точно определить величину затрат, необходимо привести расходы к единым ценам. Функционально издержки производства описывают связь между выпуском и минимальным уровнем необходимых расходов. Стоит отметить, что любое изменение цен на один из факторов производства ведет к изменению цен на все остальные, и на стоимость конечного продукта в том числе.
Формирование прибыли за счет факторов и издержек производства
Прибыль формируется в результате реализации конечного продукта. Но для его создания необходимы факторы производства, которые в ходе производственного процесса преобразуются в готовые товары или услуги. Обеспечение процесса создания благ осуществляется за счет приобретения или использования собственных ресурсов. Производство подразумевает расход средств с целью получения добавочной стоимости. То есть, предприниматель использует доступные ему ресурсы таким образом, чтобы соотношение расходов и доходов было положительным в пользу последних.
Прибыль зависит от следующих показателей производственной деятельности:
- Объем продаж. Он напрямую зависит от маркетинга, ценовой, товарной и сбытовой политики.
- Уровень издержек производства. Здесь влияние оказывают методы и эффективность организации труда, применяемые технологии, техническая оснащенность предприятия.
Переход к рыночным отношениям привел к конкуренции между субъектами экономики. Ценовая конкуренция быстро перестала быть эффективной. Сегодня предприятия достигают стабильного положения на рынке за счет оптимального соотношения расходов и доходов. То есть, они стремятся получить доступ к качественным и недорогим факторам производства, а так же максимально увеличить прибыль за счет расширения рынков сбыта, увеличения объема продаж.
Источниками прибыли могут быть достижение монопольного положения на рынке, повышение рентабельности, инновационная деятельность. Монопольное положение позволяет предприятию устанавливать объем выпуска, либо влиять на сбытовые цены. Потребители не смогу отказаться от покупки продукции в силу отсутствия конкурентных товаров.
Соотношение доходов и расходов было рассмотрено выше. Именно оно позволяет повысить рентабельность отдельных участков работы. Здесь важно учитывать правильность выбора производственной направленности, создание конкурентных условий сбытовой деятельности, расширение рынков сбыта и оптимизацию структуры издержек. Еще одним способом удержания лидирующей позиции на рынке может стать использование инноваций. Этот подход выражается в постоянном обновлении выпускаемой продукции, обеспечении конкурентоспособности, увеличении объемов сбыта и массы прибыли. За счет увеличения прибыли появляется возможность создать капитальные резервы, которые идут не реинвестирование в собственный бизнес.
Источник
Тема 3. Доходы организации
Цель:
ознакомить студентов с видами доходов, их классификацией, ролью доходов в хозяйственно-финансовой деятельности предприятий, показать механизм влияния основных факторов на размер выручки и обучить студентов методам планирования выручки от продаж.
Задачи:
- дать определение категории дохода;
- раскрыть роль доходов организации в текущей деятельности и развитии предприятия;
- ознакомить с перечнем поступлений, не являющихся доходами организации,
- классифицировать доходы предприятия;
- изложить способ определения выручки методом начисления и кассовым методом;
- выявить факторы, влияющие на размер выручки предприятия;
- изучить методы планирования выручки от продаж;
- показать направления распределения выручки.
Оглавление
3.1. Классификация доходов организации
Итогом хозяйственной деятельности предприятия выступает его доход. Доход — определенная денежная сумма, получаемая предприятием в результате производства и реализации благ или услуг за определенный период времени. В категории дохода отражается экономическая результативность деятельности предприятия, его хозяйственной политики, выбора стратегических и тактических решений. Динамика дохода, его величина свидетельствует о степени эффективности деятельности предприятия, общественном признании производимой им продукции, наконец, о месте и роли предприятия на соответствующем рынке.
Доходы предприятия являются его финансовой базой, обеспечивающей решение трех важнейших задач:
- Обеспечение самоокупаемости текущей хозяйственной деятельности предприятия. Основная часть доходов предприятия является источником возмещения всех текущих затрат, связанных с осуществлением его хозяйственной деятельности.
- Обеспечение выполнения финансовых обязательств предприятия перед государством. Часть доходов предприятия является источником выплат различных налоговых платежей в государственный и местные бюджеты и обязательных взносов в государственные внебюджетные фонды.
- Обеспечение самофинансирования развития предприятия. Часть доходов предприятия является источником формирования его прибыли, за счет которой образуются фонды производственного развития, дополнительного материального стимулирования работников, социальных выплат, выплат владельцам предприятия и т. п.
Как правило, валовой доход предприятия состоит из выручки от реализации продукции и внереализационных доходов. Выручка от реализации продукции — это денежные средства, которые поступили на счет предприятия от реализации продукции. Внереализационные доходы — это денежные средства, получение которых не связано с непосредственной деятельностью фирмы: проценты по вкладам, дивиденды, полученные штрафы, пени, доходы от валютных операций и операции с ценными бумагами и т. д.
От величины дохода в значительной степени зависит и прибыль предприятия.
В соответствии с ПБУ 9/99 доходами организации признается «увеличение экономических выгод в результате поступления активов (денежных средств, иного имущества) и (или) погашения обязательств, приводящее к увеличению капитала этой организации, за исключением вкладов участников (собственников имущества)».
Не признаются доходами организации поступления от других юридических и физических лиц:
- сумм налога на добавленную стоимость, акцизов, налога с продаж, экспортных пошлин и иных аналогичных обязательных платежей;
- по договорам комиссии, агентским и иным аналогичным договорам в пользу комитента, принципала и т. п.;
- в порядке предварительной оплаты продукции, товаров, работ, услуг;
- авансов в счет оплаты продукции, товаров, работ, услуг;
- задатка;
- в залог, если договором предусмотрена передача заложенного имущества залогодержателю;
- в погашение кредита, займа, предоставленного заемщику.
Понятие доходов в налоговом законодательстве определяется в ст. 41 «Принципы определения доходов». В НК РФ под доходом понимается экономическая выгода в денежной или натуральной форме, учитываемая в случае возможности ее оценки и в той мере, в которой такую выгоду можно оценить, и определяемая в соответствии с гл. 25 НК РФ. Таким образом, НК РФ понимает под доходами экономическую выгоду. Однако в отличие от ПБУ в НК РФ нет увязки экономических выгод с увеличением капитала организации. Это вполне понятно, т. к. увязывание получения доходов с приростом капитала потребовало бы законодательного объяснения термина «капитал».
При заключении договоров и сделок необходимо обратить внимание на поступления, которые не будут относиться к доходам по правилам бухгалтерского учета, но являются доходами, учитываемыми при исчислении налога на прибыль, в соответствии с НК РФ. При данных поступлениях следует предусмотреть такие способы их получения, которые не приведут к увеличению облагаемой базы по налогу на прибыль.
С целью учета доходы предприятия в зависимости от их характера, условия получения и направлений деятельности подразделяются:
а) доходы от обычных видов деятельности;
б) прочие поступления.
К прочим поступлениям относятся: операционные доходы; внереализационные доходы; чрезвычайные доходы.
Рис. 3.1. Классификация доходов на основе ПБУ 9/99
Доходами от обычных видов деятельности являются выручка от продаж продукции и товаров, поступления, связанные с выполнением работ, оказанием услуг (далее — выручка).
В организациях, предметом деятельности которых является предоставление за плату во временное пользование (временное владение и пользование) своих активов по договору аренды, прав, возникающих из патентов на изобретения, промышленные образцы и других видов интеллектуальной собственности, участие в уставных капиталах других организаций, доходами от обычных видов деятельности (выручкой) считаются поступления, получение которых связано с перечисленными видами деятельности.
Операционными доходами являются:
- поступления, связанные с предоставлением за плату во временное пользование активов предприятия;
- поступления, связанные с предоставлением за плату прав, возникающих из патентов на изобретения, промышленные образцы и другие виды интеллектуальной собственности;
- поступления, связанные с участием в уставных капиталах других организаций (включая проценты и иные доходы по ценным бумагам);
- прибыль, полученная предприятием в результате совместной деятельности (по договору простого товарищества);
- поступления от продажи основных средств и иных активов, отличных от денежных средств (кроме иностранной валюты), продукции, товаров;
- проценты, полученные за предоставление в пользование денежных средств предприятия, а также проценты за использование банком денежных средств, находящихся на счете предприятия в этом банке.
Внереализационными доходами являются:
- штрафы, пени, неустойки за нарушение условий договоров;
- активы, полученные безвозмездно, в том числе по договору дарения;
- поступления в возмещение причиненных организации убытков;
- прибыль прошлых лет, выявленная в отчетном году;
- суммы кредиторской и депонентской задолженности, по которым истек срок исковой давности;
- курсовые разницы;
- сумма до оценки активов и пр.
Чрезвычайными доходами считаются поступления, возникающие как последствия чрезвычайных обстоятельств хозяйственной деятельности (стихийного бедствия, пожара, аварии, национализации и т. п.): страховое возмещение, стоимость материальных ценностей, остающихся от списания непригодных к восстановлению и дальнейшему использованию активов, и т. п.
Порядок определения доходов предприятия и их классификация в целях налогообложения прибыли отражены в ст. 248 Налогового кодекса РФ, в соответствии с чем доходы подразделяются на:
- доходы от реализации товаров (работ, услуг) и имущественных прав (доходы от реализации);
- внереализационные доходы.
Состав доходов от реализации определяются в порядке, установленном ст. 249 НК РФ, внереализационных доходов – согласно ст. 250 НК РФ.
В зависимости от направлений деятельности предприятия доход подразделяют на основной, инвестиционный и финансовый.
- Выручка от основной деятельности — это выручка от реализации продукции (выполненных работ, оказанных услуг).
- Выручка от инвестиционной деятельности выражается в виде финансового результата от продажи внеоборотных активов, реализации ценных бумаг.
- Выручка от финансовой деятельности — это выручка от размещения среди инвесторов облигаций и акций предприятия.
Иная классификация доходов отражена на схеме (рис. 2).
Рис. 3.2. Классификация доходов (общая)
* Роялти — одна из форм лицензионного вознаграждения, осуществляемого как периодические процентные отчисления.
К реализационным систематическим доходам относят такие, которые возникают в результате основной деятельности. Это доходы от:
- реализации продукции, произведенной самой организацией;
- реализации товаров, приобретенных с прямой целью перепродажи по более высоким ценам;
- оказания услуг и выполнения работ по заказам населения и подрядчиков;
- сдачи имущества в аренду, участия в уставных капиталах других организаций, предоставления за плату прав, возникающих из патентов на изобретения, промышленные образцы и других видов интеллектуальной собственности, если это является основным видом деятельности для организации.
Реализационные несистематические доходы (прочие операционные) — это доходы, полученные от реализации прочего имущества: ценных бумаг, валютных ценностей, дебиторской задолженности, основных средств, нематериальных активов и другого имущества, использование которого в дальнейшей деятельности нецелесообразно.
3.2. Выручка от продаж и факторы, влияющие на ее размер
Главным источником формирования валового дохода предприятия является выручка от реализации продукции (работ, услуг).
Реализация продукции — завершающая стадия кругооборота средств предприятия, имеющая первостепенное значение для нормального его функционирования. Реализованной продукцией считается готовая продукция, отпущенная потребителям или вывезенная ими со складов предприятия-изготовителя, в оплату которой полностью поступили средства на счет поставщика.
Выручка от реализации продукции (работ, услуг) является важнейшей финансовой категорией. Она представляет собой сумму денежных средств, поступивших на расчетный счет предприятия за реализованную продукцию и оказанные услуги. Косвенные налоги не входят в состав выручки от реализации продукции и учитываются отдельно.
Выручка от реализации продукции означает завершение производственного цикла предприятий, определенную стадию кругооборота денежных средств, возврат авансированных на производство средств предприятия в денежную форму и начало нового витка оборотных средств. Она характеризует воспроизводственный процесс предприятия в количественном и качественном отношении. С количественной стороны дается представление об объемах производства в натуральном и денежном выражении. Качественная сторона проявляется в потребительских свойствах продукции и услуг, т. к. они находят своих потребителей.
Существуют разные точки зрения о понятии реализованной продукции. Экономическая теория исходит из того, что в основу определения сущности реализации продукции (работ, услуг) должны быть положены, во-первых, смена форм стоимости, во-вторых, смена субъектов собственности. После оплаты покупателем товара товарная форма сменяется денежной. До оплаты товара субъектом собственности является его производитель, а после оплаты — покупатель. Совокупность этих двух процессов (смены форм стоимости и субъектов собственности) является экономической сущностью понятия реализованной продукции.
К сожалению, на практике не всегда исходят из научно-теоретических понятий. Сейчас, например, имеют распространение бартерные операции, которые, по существу, не могут быть квалифицированы реализацией продукции. Совершение таких сделок наносит вред денежному обращению, искажает многие экономические и финансовые показатели предприятия, позволяет уходить от налогообложения.
Своевременное поступление выручки 150 важный момент в хозяйственной деятельности предприятия. Во-первых, выручка от реализации продукции является основным регулярным источником для предприятия среди всех возможных поступлений средств. Во-вторых, процесс кругооборота средств предприятия заканчивается реализацией продукции и поступлением выручки, что означает восстановление затраченных на производство денежных средств и создание необходимых условий для возобновления кругооборота.
Отождествляя понятия «продажи» и «реализация», следует тем не менее определить, насколько используемое в бухгалтерском учете понятие «продажи» соотносится с термином «реализация», которым оперирует налоговое законодательство.
Определение термина «продажи» инструкцией по применению Плана счетов заключается в установлении перечня хозяйственных операций организаций, квалифицируемых как продажи для целей бухгалтерского учета. Таким образом, под продажами для целей бухгалтерского учета понимаются являющиеся обычным предметом деятельности организации и направленные на получение доходов хозяйственные операции, предполагающие куплю-продажу (обмен) организацией товаров, выполнение ею работ, оказание организацией услуг, а также предоставление или эксплуатацию прав.
В налоговом законодательстве определение понятия «реализация» дается в п. 1 ст. 39 НК РФ, согласно которому реализацией товаров, работ или услуг организацией признается передача на возмездной основе (в том числе обмен товарами, работами или услугами) права собственности на результаты выполненных работ, возмездное оказание услуг, а в случаях, специально предусмотренных Налоговым кодексом РФ, передача права собственности, результатов выполненных работ, оказание услуг — на безвозмездной основе. Приведенное определение позволяет выделить два существенных различия между бухгалтерским понятием «продажи» и налоговым — «реализация».
Во-первых, если под продажами понимается только хозяйственные операции, связанные с обычными видами деятельности организации, то для квалификации конкретной сделки как реализации товаров и услуг для целей налогового законодательства достаточно самого факта ее совершения, и при этом не обязательно, чтобы данная сделка была характерной для деятельности организации. Так, например, для того, чтобы сдача в аренду имущества организации отражалась в бухгалтерском учете как продажа, т. е. чтобы сумма арендной платы фиксировалась по кредиту счета 90 «Продажи», необходимо чтобы аренда являлась одним из направлений деятельности организации. В случае если заключение организацией договора аренды представляет собой единичную сделку, не характерную для ее основной деятельности, доходы в виде получаемой арендной платы будут фиксироваться по кредиту счета 91 «Прочие доходы и расходы»
Для целей же налогового законодательства сам факт оказания услуг аренды на возмездной основе (за определенную договором арендную плату) будет квалифицироваться как реализация услуг аренды.
Во-вторых, в бухгалтерском учете продажи — это хозяйственные операции, направленные на получение доходов, т. е. обязательно предполагающие возмездность. Для целей налогообложения возмездность — как характеристика операций, позволяющая признать их реализацией товаров (работ, услуг), указывается лишь в общем определении данного понятия. Как уже отмечалось, согласно п. 1 ст. 39 НК РФ, в случаях, специально предусмотренных Налоговым кодексом РФ, реализацией могут быть также сделки, совершенные на безвозмездной основе.
Факторы, влияющие на размер выручки от реализации продукции
На размер выручки от реализации продукции влияют многие факторы, как зависящие, так и не зависящие от деятельности предприятия. Непосредственно зависящими от предприятия являются: ассортимент, качество и конкурентоспособность производимой продукции, уровень цен, объем.
Выпуск продукции в основном определяет объем реализации продукции: с увеличением ее выпуска растет объем реализации, и наоборот. Кроме того, на размер выручки оказывают влияние такие факторы, как: ритмичность отгрузки, своевременное оформление транспортных и расчетных документов, сроки документооборота, соблюдение условий договора, оптимальные формы расчетов, уровень цен, спрос на продукцию.
Работа по графику содействует равномерной отгрузке продукции и своевременному поступлению выручки. Выпуск продукции, пользующейся спросом, обеспечивает ее полную реализацию. Применение наиболее прогрессивных форм расчетов за продукцию, своевременность выписки платежных документов и передача их в банк — важный фактор в планировании выручки. Ассортимент продукции существенно влияет на размер выручки, поскольку продукция реализуется не по одинаковым ценам. Выполнение планирования по ассортименту – непременное условие выполнения планирования по выручке от реализации продукции. Величина выручки предприятия от реализации продукции зависит также от уровня цен: если оптовые цены на продукцию снижаются, то выручка от ее реализации уменьшается, и наоборот.
К факторам, не зависящим от предприятия, относятся:
- нарушение договоров поставщиками материально-технических ресурсов;
- недостатки в работе транспорта;
- несвоевременная оплата продукции из-за отсутствия у покупателей средств.
Размер выручки от реализации продукции зависит от количества, ассортимента, качества реализуемой продукции, цены и расчетно-платежной дисциплины. Количество реализованной продукции зависит от объема производства (товарной продукции) и переходящих остатков нереализованной продукции на начало и конец периода реализации (месяца, квартала, года).
Выручка от реализации продукции за какой-либо период определяется по формуле:
ВР = Он + ГП — Ок, (1)
где Он — остатки готовой продукции на начало периода;
Ок – остатки готовой продукции на конец периода;
ГП – выпуск готовой продукции, предназначенной к реализации.
Понятие выручки от реализации и методы определения момента реализации имеют существенное значение для расчета финансовых показателей деятельности предприятия. В настоящее время применяются два метода определения момента реализации:
- по отгрузке товаров (выполнению работ, оказанию услуг) и предъявлению контрагенту расчетных документов –метод начислений;
- по мере оплаты –кассовый метод.
Между этими методами имеется существенная разница.
В первом случае (метод начислений) моментом реализации и, следовательно, образования выручки считается дата отгрузки. В основе этого метода лежит юридический принцип перехода прав собственности на товар. Но в случае несвоевременной оплаты поставленной продукции предприятие может иметь серьезные финансовые проблемы. В условиях неплатежеспособности покупателей у предприятия может оказаться недостаточно собственных оборотных средств на следующий производственный цикл, не будет денежных средств для расчета по налогам с выручки и прибыли. Но при своевременности платежей этот метод обеспечивает большую достоверность в подсчете производственного результата. Метод начислений широко применяется в развитых рыночных странах, где товаропроизводители надежно застрахованы от неплатежей, работают в условиях минимального финансового риска.
В российской практике наибольшее распространение получил второй метод — определение выручки по фактическому поступлению средств на счет предприятия. В настоящее время применяется в основном кассовый метод, т. к. уровень платежеспособности предприятий сейчас низкий. Оплата признается при безналичных расчетах, когда деньги поступили на расчетный счет предприятия; при расчетах наличными деньгами — при поступлении денег в кассу предприятия; а также при зачете взаимных требований. При ритмичной отгрузке может быть плохая оплата и не будет реальных денег.
Моментом образования выручки для целей налогообложения считается дата поступления средств на счет предприятия. Предприятие может для целей налогообложения самостоятельно выбирать метод учета выручки, однако бухгалтерский учет обязано вести методом начислений.
Выручка от реализации продукции рассчитывается на основе объема реализованной на сторону продукции исходя из действующих цен предприятия без налога на добавленную стоимость, акцизов, торговых и сбытовых наценок.
Налог на добавленную стоимость и акцизы хотя и включаются в цену товара, но не принадлежат предприятию и, как косвенные налоги, сразу поступают в бюджет. Торговые и сбытовые наценки не являются доходом предприятия-производителя, они поступают посредническим организациям, реализующим его продукцию. Экспортные тарифы, уплачиваемые предприятиями-экспортерами, направляются в бюджет и не учитываются при определении выручки от реализации продукции.
При получении предприятием выручки от реализации продукции в иностранной валюте эти доходы пересчитываются в рубли по текущему курсу рубля, публикуемому ЦБ РФ, на момент поступления средств на валютный счет предприятия.
При осуществлении операций по прямому обмену продукцией выручка считается на момент времени поступления обмениваемой продукции на предприятие или на момент взаимозачета.
Для целей обложения некоторыми налогами, в частности НДС, имеет существенное значение, какой метод признания выручки от реализации закреплен в учетной политике: по факту отгрузки или по факту оплаты. Если организация признает для целей налогообложения выручку от реализации по оплате, то при исчислении налога на прибыль, НДС и некоторых других налогов сумма дохода корректируется исходя из фактической оплаты реализованной продукции, товаров, работ, услуг.
3.3. Планирование выручки от продаж, методы планирования
В процессе финансово-хозяйственной деятельности финансовые службы предприятия планируют выручку от продаж на предстоящие год, квартал и оперативно.
От того, насколько достоверно будет спланирована выручка, будет зависеть успешная финансово-хозяйственная деятельность предприятия. Расчет плановой выручки должен быть экономически обоснованным, что позволит осуществлять своевременное и полное финансирование инвестиций, прироста собственных оборотных средств, соответствующих выплат рабочим и служащим, а также своевременные расчеты с бюджетом, банками и поставщиками.
Изменения в объеме выручки от реализации оказывают большое влияние на финансовые результаты деятельности и на финансовую устойчивость предприятия, поэтому финансовый отдел предприятия организует ежедневный оперативный контроль за отгрузкой и реализацией продукции. Следовательно, правильное планирование выручки на предприятии имеет ключевое значение.
Годовое и квартальное планирование выручки возможно и необходимо для определения прибыли. Годовое планирование выручки эффективно при стабильной экономической ситуации, в условиях нестабильности, когда соотношение спроса и предложения подвержено труднопрогнозируемым изменениям и законодательно установленные правила поведения юридических лиц налоговой, кредитной и финансовой сфер постоянно меняются, годовое планирование затруднено и не является объективным ориентиром для предприятия.
Оперативное планирование выручки используется для обеспечения своевременности поступления фактической выручки
Объемы производства и реализации продукции являются взаимозависимыми показателями. В условиях ограниченных производственных возможностей и неограниченного спроса на первое место выдвигается объем производства продукции. Но по мере насыщения рынка и усиления конкуренции не производство определяет объем продаж, а наоборот, возможный объем продаж является основой разработки производственной программы. Предприятие должно производить только те товары и в таком объеме, которые оно может реально реализовать.
Темпы роста объема производства и реализации продукции, повышение ее качества непосредственно влияют на величину издержек, прибыль и рентабельность предприятия.
Применяют два метода определения плановой выручки: прямого счета и расчетный.
Метод прямого расчета выручки заключается в том, что по каждому изделию в отдельности по приведенной формуле (2) рассчитывается объем реализации в отпускных ценах и суммируются результаты:
(2)
где — выручка от продаж в планируемом периоде;
— цена единицы i -го вида продукции, I = 1, . n;
— объем реализованной продукции i -го вида в натуральных единицах измерения.
Метод предполагает, что весь объем производственной продукции приходится на предварительный оформленный пакет заказов, спрос на который гарантирован. Это наиболее достоверный метод планирования выручки, когда план выпуска и объем реализации продукции заранее увязаны с потребительским спросом, известен необходимый ассортимент и структура выпуска, установлены соответствующие цены.
Пример расчета выручки от продаж
Объект общественного питания определил спрос на свою продукцию. Результаты расчета выручки представлены в табл. 3.1.
Расчет выручки за день
Название блюда
Цена, руб.
Потребление, порция (шт.)
Сумма продаж по блюду, руб.
Источник