- Элиминирование в экономическом анализе
- Понятие элиминирования
- Готовые работы на аналогичную тему
- Основные методы элиминирования
- Способы абсолютных и относительных разниц
- Как используется факторный анализ
- Понятие факторного анализа
- Задачи проведения
- Методики факторного анализа
- Детерминированный анализ
- Стохастический анализ
- Этапы и особенности факторного анализа
- Факторный анализ рентабельности
- Иные формулы
- Пример
- Факторный анализ прибыли
- Элиминирование как основной прием факторного анализа
Элиминирование в экономическом анализе
Вы будете перенаправлены на Автор24
Понятие элиминирования
Все аналитические показатели зависят от множества причин и факторов. При этом, изучение влияния данных факторов осуществляется раздельно, с выделением каждого фактора и отдельным измерением его влияния при помощи метода элиминирования (устранения).
Под элиминированием понимается логический прием, в ходе которого последовательно выделяется влияние одних факторов и исключается воздействие остальных.
Основу элиминирования составляют цепные подстановки, т.е. последовательная замена плановых величин каждого фактора на реальные данные в отчетном периоде. Сначала осуществляется пересчет по количественным показателям, а затем – по качественным. Исследуя влияния качественных и количественных факторов на результативный показатель, заменяются плановые данные в основных показателях. Таким образом, определяются значения результативных показателей, причем значений должно быть меньше на один, чем факторов.
Теоретическая основа искусственного разделения влияния действующих друг на друга факторов определена аргументами, по которым при выявлении трех воздействующих факторов, возможны комбинации, при которых изменяются все три фактора или же любые два, а третий остается неизменным. Изменение факторов может быть одинаковым, разной степени, в одном и том же направлениях или в противоположных. При каждой возможной комбинации можно получить результат, если последовательно рассматривать каждый фактор в качестве переменного, а остальные принимать за постоянные.
Применение приема элиминирования в экономическом анализе связано с необходимостью определения размеров влияния изменения конкретных факторов на результативный показатель. Данный прием применяется тогда, когда взаимосвязь факторного и результативного показателя выражена комбинированной или мультипликативной схемой.
Важнейшими способами элиминирования в экономическом анализе являются:
- Метод цепных подстановок;
- Методы абсолютных и относительных разниц;
- Интегральный метод;
- Индексный метод.
Готовые работы на аналогичную тему
Основные методы элиминирования
Важнейший методологический вопроса анализа финансово-хозяйственной деятельности организации заключается в определении степени влияния некоторых факторов на изменение результативных показателей. Детерминированный факторный анализ содержит следующие способы для этого: метод цепной подстановки, индексный метод, метод абсолютных и относительных разниц, интегральный метод, метод логарифмирования и пропорционального деления.
Основой первых четырех перечисленных методов является метод элиминирования. Под элиминированием понимается устранение, отклонение, исключение влияния всех факторов на результативный показатель, кроме одного. Данный метод основан на том, что изменение каждого фактора происходит независимо от других: в начале изменяется один, а другие остаются неизменными, затем два, три и т.д., а другие остаются без изменений. Такая последовательность позволяет измерить воздействие каждого фактора на исследуемый показатель по отдельности.
Рассмотрим подробнее наиболее распространенные методы элиминирования.
Метод цепных подстановок – это универсальный способ, который используется для определения влияния факторов во многих видах факторных моделей. Его суть состоит в определении воздействия факторов на величину результативного показатели посредством постепенной замены базовой величины факторного показателя в модели на фактическое значение в отчетном периоде.
Метод абсолютных разниц – это упрощенный вариант первого способа. Он используется в расчете влияния факторов на прирост результативных показателей в тех моделях, где вид результативного показателя следующий: $ Y = X_1X_2$, или же в смешанных моделях $Y = (X_1 – X_2)X_3$.
Применение метода относительных разниц связано с измерением влияния факторов на величину результативного показателя только лишь в тех моделях, в которых результативный показатель имеет вид $ Y = X_1X_2$, или же в комбинированных моделях вида $Y = (X_1 – X_2)X_3$. Отличие данного способа заключается в том, что расчет влияния факторов на исследуемый показатель осуществляется на основе относительных показателей, выраженных в коэффициентах или процентах.
Индексный метод применяется с целью исследования экономических явлений, формируемых под воздействием нескольких факторов, склонных к динамическому изменению. Классический пример объекта анализа в индексном методе – объем реализации товаров, который зависит от некоторого физического объема продукции и цен на нее.
Способы абсолютных и относительных разниц
Как уже было отмечено, способ абсолютных разниц применяется для расчета степени влияния отдельных факторов на изменение результативных показателей. Чтобы рассчитать влияние, следует абсолютное изменение факторного показателя перемножить с фактическими значениями факторов, влияние которых определено, и плановыми (базовыми) значениями факторов, влияние которых подлежит рассмотрению. Данный способ эффективнее использовать в случаях наличия в исходных данных абсолютных отклонений факторных показателей.
Рассмотрим алгоритм расчета методом абсолютных разниц:
- На первом этапе строится факторная модель результативного показателя;
- На втором этапе определяется абсолютное изменение результативного показателя;
- На третьем этапе рассчитывается влияние факторов на результативный показатель;
- На четвертом этапе проводится балансовая увязка полученных результатов;
- На пятом этапе формулируются выводы по результатам анализа.
Методика проведения расчетов способом относительных разниц заключается в следующем:
- Строится факторная модель результативного показателя;
- Определяется абсолютное изменение результативного показателя;
- Определяется относительное отклонение факторных показателей;
- Рассчитывается влияние факторов на изменение результативных показателей;
- Проводится балансовая увязка полученных результатов;
- На заключительном этапе формулируются выводы по результатам анализа.
Источник
Как используется факторный анализ
Больше материалов по теме «Бухгалтерский учёт» вы можете получить в системе КонсультантПлюс .
Все процессы, происходящие в бизнесе, взаимосвязаны. Между ними прослеживается как прямая, так и косвенная связь. Различные экономические параметры изменяются под действием различных факторов. Факторный анализ (ФА) позволяет выявить эти показатели, проанализировать их, изучить степень влияния.
Для углубленного анализа прибыли целесообразно сгруппировать факторы, влияющие на ее размер. Как именно сделать это?
Посмотреть ответ
Понятие факторного анализа
Факторный анализ – это многомерная методика, позволяющая изучить взаимосвязи между параметрами переменных. В процессе происходит исследование строения ковариационных или корреляционных матриц. Факторный анализ используется в самых различных науках: психометрике, психологии, экономике. Основы этого метода были разработаны психологом Ф. Гальтоном.
Задачи проведения
Для получения достоверных результатов лицу требуется сравнить показатели по нескольким шкалам. В процессе определяется корреляция полученных значений, их сходство и различия. Рассмотрим базовые задачи факторного анализа:
- Обнаружение существующих значений.
- Подбор параметров для полноценного анализа значений.
- Классификация показателей для системной работы.
- Обнаружение взаимосвязей между результативными и факторными значениями.
- Определение степени влияния каждого из факторов.
- Анализ роли каждого из значений.
- Применение факторной модели.
Исследован должен быть каждый параметр, который влияет на итоговое значение.
Методики факторного анализа
Методы ФА могут использоваться как в совокупности, так и раздельно.
Детерминированный анализ
Детерминированный анализ используется наиболее часто. Связано это с тем, что он достаточно прост. Позволяет выявить логику воздействия основных факторов компании, проанализировать их влияние в количественных значениях. В результате ДА можно понять, какие факторы следует изменить для улучшения эффективности работы компании. Преимущества метода: универсальность, легкость использования.
Стохастический анализ
Стохастический анализ позволяет проанализировать существующие косвенные связи. То есть происходит исследование опосредованных факторов. Метод используется в том случае, если невозможно найти прямые связи. Стохастический анализ считается дополнительным. Он используется только в некоторых случаях.
Что понимается под косвенными связями? При прямой связи при изменении аргумента изменятся и значение фактора. Косвенная связь предполагает изменение аргумента с последующим изменением сразу нескольких показателей. Метод считается вспомогательным. Связано это с тем, что специалисты рекомендуют изучать в первую очередь прямые связи. Они позволяют составить более объективную картину.
Методику анализа влияния инфляции на финансовые результаты от продаж продукции можно представить в виде пяти этапов.
Этапы и особенности факторного анализа
Анализ по каждому фактору дает объективные результаты. Однако применяется он крайне редко. Связано это с тем, что в процессе выполняются сложнейшие вычисления. Для их проведения потребуется специальное программное обеспечение.
Рассмотрим этапы ФА:
- Установление цели проведения расчетов.
- Отбор значений, которые непосредственно или косвенно влияют на конечный результат.
- Классификации факторов для комплексного исследования.
- Обнаружение зависимости между выбранными параметрами и конечным показателем.
- Моделирование взаимных связей между результатом и факторами, влияющими на него.
- Определение степени воздействия значений и оценка роли каждого из параметров.
- Использование образованной факторной таблицы в деятельности предприятия.
К СВЕДЕНИЮ! Факторный анализ предполагает сложнейшие вычисления. Поэтому лучше доверить его проведение профессионалу.
ВАЖНО! Крайне важно при проведении расчетов правильно отобрать факторы, которые влияют на результат деятельности предприятия. Отбор факторов зависит от определенной сферы.
Факторный анализ рентабельности
ФА рентабельности проводится для анализа рациональности распределения ресурсов. В результате можно определить, какие факторы наибольшим образом влияют на конечный результат. В результате можно оставить только те факторы, которые наилучшим образом воздействуют на эффективность. На основании полученных данных можно изменить ценовую политику компании. На себестоимость продукции могут влиять следующие факторы:
- постоянные издержки;
- переменные издержки;
- прибыль.
Уменьшение издержек провоцирует повышение прибыли. При этом себестоимость не изменяется. Можно сделать вывод о том, что на прибыльность влияют имеющиеся издержки, а также объем проданной продукции. Факторный анализ позволяет определить степень влияния этих параметров. Когда имеет смысл его проводить? Основной повод к проведению – уменьшение или повышение прибыльности.
Факторный анализ проводится посредством следующей формулы:
Rв= ((Вт-СБ -КРБ-УРБ)/ Вт) — (ВБ-СБ-КРБ-УРБ)/ВБ, где:
ВТ – выручка за нынешний период;
СБ – себестоимость за нынешний период;
КРБ – коммерческие траты за нынешний период;
УРБ – управленческие траты за предшествующий период;
ВБ – выручка за предшествующий период;
КРБ – коммерческие траты за предшествующий период.
Иные формулы
Рассмотрим формулу расчета степени воздействия себестоимости на прибыльность:
Rс= ((Вт-СБот -КРБ-УРБ)/ Вт) — (Вт-СБ-КРБ-УРБ)/Вт,
СБот – это себестоимость продукции за нынешний период.
Формула для расчета влияния управленческих трат:
Rур= ((Вт-СБ -КРБ-УРот)/ Вт) — (Вт-СБ-КРБ-УРБ)/Вт,
УРот – это управленческие траты.
Формула для вычисления степени воздействия коммерческих издержек:
Rк= ((Вт-СБ -КРо-УРБ)/ Вт) — (Вт-СБ-КРБ-УРБ)/Вт,
КРо – это коммерческие траты за предыдущее время.
Совокупное воздействие всех факторов высчитывается по следующей формуле:
Rоб=Rв+Rс+Rур+Rк.
ВАЖНО! При расчетах имеет смысл высчитывать влияние каждого фактора в отдельности. Результаты общего ФА имеют небольшую ценность.
Пример
Рассмотрим показатели организации за два месяца (за два периода, в рублях). В июле доход организации составил 10 тысяч, себестоимость продукции – 5 тысяч, административные траты – 2 тысячи, коммерческие траты – 1 тысяча. В августе доход компании составил 12 тысяч, себестоимость продукции – 5,5 тысяч, административные траты – 1,5 тысячи, коммерческие траты – 1 тысяча. Проводятся следующие расчеты:
R=((12 тысяч-5,5 тысяч-1 тысяча-2 тысячи)/12 тысяч)-((10 тысяч- 5,5 тысяч-1 тысяча-2 тысячи)/10 тысяч)=0,29-0,15=0,14
Из этих расчетов можно сделать вывод о том, что прибыль организации повысилась на 14%.
Факторный анализ прибыли
Сначала требуется рассчитать балансовую прибыль организации:
Р = РР+ РФ + РВН, где:
Р –прибыль или убыток;
РР – прибыль от реализации;
РФ – результаты финансовой деятельности;
РВН – сальдо доходов и расходов от внереализационных действий.
Затем нужно определить результат от продажи товаров:
РР = N – S1 –S2, где:
N – выручка от продажи товаров по отпускным ценам;
S1 – себестоимость проданной продукции;
S2 – коммерческие и управленческие траты.
Ключевым фактором при расчете прибыли является оборот компании по продаже компании.
К СВЕДЕНИЮ! Факторный анализ крайне сложно проводить вручную. Для него можно использовать специальные программы. Самая простая программа для расчетов и автоматического анализа – Microsoft Excel. В ней есть инструменты для анализа.
Источник
Элиминирование как основной прием факторного анализа
Выбор приемов и способов решения задач экономического анализа зависит отхарактера взаимосвязи между показателями.
Целью анализа является исследование изменения некоторого результативного показателя (прибыль, рентабельность и т.д.) в зависимости от факторов, которые оказывают на него непосредственное воздействие. В практике экономического анализа процесс изучения зависимости между показателями получил название факторного анализа.
Сущность методов факторного анализа заключается в оценке влияния различных факторов на результирующий показатель.
При этом используются следующие способы такого анализа: дифференциальный способ, способ цепных подстановок, способ абсолютных разниц, способ относительных разниц, способ дробления приращения факторов, логарифмический способ, интегральный способ, индексный способ.
Первые шесть способов основаны на принципе элиминирования — определении влияния некоторого фактора на результирующий показатель при фиксированных остальных факторах. При этом предполагается, что все факторы, оказывающие влияние на результирующий показатель, являются некоррелированными, т.е. каждый из них изменяется независимо от других факторов.
Цепные подстановки.
При расчете способом цепных подстановок определяется вспомогательная условная величина, показывающая, каков был бы результат (обобщающий показатель), если бы один фактор изменялся, а остальные оставались неизменными. Такую величину принято называть подстановкой, а способ расчета факторов – способом цепных подстановок.
Показатели | Формула взаимосвязи | Расчеты влияния факторов |
Плановый объем продукции | ТП0= Ч0 * В0 | х |
Подстановка | ТПусл= Ч1* В0 | ∆ТП(Ч) = ТП усл.- ТП0 |
Отчетный объем продукции | ТП1 = Ч1* В1 | ∆ТП(В) = ТП 1— ТПусл |
Итого | ∆ТП = ТП1 – ТП0 | ∆ТП = ∆ТП(Ч) + ∆ТП(В) |
Способ абсолютных разниц
Сущность расчета состоит в том, что размер влияния каждого фактора определяется изолированно путем умножения абсолютного отклонения по данному фактору на величины других факторов.
∆ТП(Ч) = (Ч1 – Ч0) * В0 |
∆ТП(В) = Ч1 * (В1 – В0) |
∆ТП = ∆ТП(Ч) + ∆ТП(В) |
Способ процентных разниц
Размер влияния отдельных факторов самножителей на обобщающий показатель определяется на основе разниц в процентах выполнения плана по взаимосвязанным показателям.
∆ТП(Ч) = (I Ч — 1) * ТП0 |
∆ТП(В) = I Ч * (I В – 1) * ТП0 = (I ТП — I Ч ) ТП0 |
∆ТП = ∆ТП(Ч) + ∆ТП(В) |
Общие правила вышеназванных способов:
1. Сначала определяется влияние количественных факторов, а затем качественных.
2. При определении влияния количественного фактора, качественный берется на уровне базы.
3. При определении влияния качественного фактора, количественный берется на уровне отчета.
4. Должен соблюдаться баланс факторов.
Интегральный метод анализа влияния факторов на результативный показатель является обобщением метода цепных подстановок. В случае применения интегрального метода последовательность вычисления влияний факторов в отличие от метода цепных подстановок не оказывает влияния на конечные результаты расчета. Интегральный метод помогает понять, в чем состоит главная проблема применения детерминированных факторных методов. Она заключается в том, что для точного определения вклада факторов в изменение результативного показателя необходимо знать динамику изменения факторов в пределах одного отчетного периода. Только при наличии точных данных о промежуточных значениях факторов в пределах отчетного периода и только с помощью интегрального метода можно рассчитать однозначные и научно обоснованные оценки влияния факторов на результативный показатель.
Расчеты, связанные с использованием интегрального метода, требуют, с одной стороны, знания основ математического анализа, а с другой — проведения значительного объема вычислений по сравнению с методом цепных подстановок. Поэтому необходимо применять ЭВМ с использованием специальных программ или проводить расчеты по рабочим формулам. Наиболее распространенные формулы приводятся ниже.
Источник