- Как используется факторный анализ
- Понятие факторного анализа
- Задачи проведения
- Методики факторного анализа
- Детерминированный анализ
- Стохастический анализ
- Этапы и особенности факторного анализа
- Факторный анализ рентабельности
- Иные формулы
- Пример
- Факторный анализ прибыли
- Способ относительных разниц. Пример. Применение. Формула расчета в Excel
- Сущность факторного анализа в экономике
- Метод относительных разниц. Суть, определение
- Где применяется способ относительных (процентных) разниц
- Алгоритм использования приема относительных разниц
- Определение отклонения результативного показателя за счет каждого фактора
- Пример использования метода относительных разниц
Как используется факторный анализ
Больше материалов по теме «Бухгалтерский учёт» вы можете получить в системе КонсультантПлюс .
Все процессы, происходящие в бизнесе, взаимосвязаны. Между ними прослеживается как прямая, так и косвенная связь. Различные экономические параметры изменяются под действием различных факторов. Факторный анализ (ФА) позволяет выявить эти показатели, проанализировать их, изучить степень влияния.
Для углубленного анализа прибыли целесообразно сгруппировать факторы, влияющие на ее размер. Как именно сделать это?
Посмотреть ответ
Понятие факторного анализа
Факторный анализ – это многомерная методика, позволяющая изучить взаимосвязи между параметрами переменных. В процессе происходит исследование строения ковариационных или корреляционных матриц. Факторный анализ используется в самых различных науках: психометрике, психологии, экономике. Основы этого метода были разработаны психологом Ф. Гальтоном.
Задачи проведения
Для получения достоверных результатов лицу требуется сравнить показатели по нескольким шкалам. В процессе определяется корреляция полученных значений, их сходство и различия. Рассмотрим базовые задачи факторного анализа:
- Обнаружение существующих значений.
- Подбор параметров для полноценного анализа значений.
- Классификация показателей для системной работы.
- Обнаружение взаимосвязей между результативными и факторными значениями.
- Определение степени влияния каждого из факторов.
- Анализ роли каждого из значений.
- Применение факторной модели.
Исследован должен быть каждый параметр, который влияет на итоговое значение.
Методики факторного анализа
Методы ФА могут использоваться как в совокупности, так и раздельно.
Детерминированный анализ
Детерминированный анализ используется наиболее часто. Связано это с тем, что он достаточно прост. Позволяет выявить логику воздействия основных факторов компании, проанализировать их влияние в количественных значениях. В результате ДА можно понять, какие факторы следует изменить для улучшения эффективности работы компании. Преимущества метода: универсальность, легкость использования.
Стохастический анализ
Стохастический анализ позволяет проанализировать существующие косвенные связи. То есть происходит исследование опосредованных факторов. Метод используется в том случае, если невозможно найти прямые связи. Стохастический анализ считается дополнительным. Он используется только в некоторых случаях.
Что понимается под косвенными связями? При прямой связи при изменении аргумента изменятся и значение фактора. Косвенная связь предполагает изменение аргумента с последующим изменением сразу нескольких показателей. Метод считается вспомогательным. Связано это с тем, что специалисты рекомендуют изучать в первую очередь прямые связи. Они позволяют составить более объективную картину.
Методику анализа влияния инфляции на финансовые результаты от продаж продукции можно представить в виде пяти этапов.
Этапы и особенности факторного анализа
Анализ по каждому фактору дает объективные результаты. Однако применяется он крайне редко. Связано это с тем, что в процессе выполняются сложнейшие вычисления. Для их проведения потребуется специальное программное обеспечение.
Рассмотрим этапы ФА:
- Установление цели проведения расчетов.
- Отбор значений, которые непосредственно или косвенно влияют на конечный результат.
- Классификации факторов для комплексного исследования.
- Обнаружение зависимости между выбранными параметрами и конечным показателем.
- Моделирование взаимных связей между результатом и факторами, влияющими на него.
- Определение степени воздействия значений и оценка роли каждого из параметров.
- Использование образованной факторной таблицы в деятельности предприятия.
К СВЕДЕНИЮ! Факторный анализ предполагает сложнейшие вычисления. Поэтому лучше доверить его проведение профессионалу.
ВАЖНО! Крайне важно при проведении расчетов правильно отобрать факторы, которые влияют на результат деятельности предприятия. Отбор факторов зависит от определенной сферы.
Факторный анализ рентабельности
ФА рентабельности проводится для анализа рациональности распределения ресурсов. В результате можно определить, какие факторы наибольшим образом влияют на конечный результат. В результате можно оставить только те факторы, которые наилучшим образом воздействуют на эффективность. На основании полученных данных можно изменить ценовую политику компании. На себестоимость продукции могут влиять следующие факторы:
- постоянные издержки;
- переменные издержки;
- прибыль.
Уменьшение издержек провоцирует повышение прибыли. При этом себестоимость не изменяется. Можно сделать вывод о том, что на прибыльность влияют имеющиеся издержки, а также объем проданной продукции. Факторный анализ позволяет определить степень влияния этих параметров. Когда имеет смысл его проводить? Основной повод к проведению – уменьшение или повышение прибыльности.
Факторный анализ проводится посредством следующей формулы:
Rв= ((Вт-СБ -КРБ-УРБ)/ Вт) — (ВБ-СБ-КРБ-УРБ)/ВБ, где:
ВТ – выручка за нынешний период;
СБ – себестоимость за нынешний период;
КРБ – коммерческие траты за нынешний период;
УРБ – управленческие траты за предшествующий период;
ВБ – выручка за предшествующий период;
КРБ – коммерческие траты за предшествующий период.
Иные формулы
Рассмотрим формулу расчета степени воздействия себестоимости на прибыльность:
Rс= ((Вт-СБот -КРБ-УРБ)/ Вт) — (Вт-СБ-КРБ-УРБ)/Вт,
СБот – это себестоимость продукции за нынешний период.
Формула для расчета влияния управленческих трат:
Rур= ((Вт-СБ -КРБ-УРот)/ Вт) — (Вт-СБ-КРБ-УРБ)/Вт,
УРот – это управленческие траты.
Формула для вычисления степени воздействия коммерческих издержек:
Rк= ((Вт-СБ -КРо-УРБ)/ Вт) — (Вт-СБ-КРБ-УРБ)/Вт,
КРо – это коммерческие траты за предыдущее время.
Совокупное воздействие всех факторов высчитывается по следующей формуле:
Rоб=Rв+Rс+Rур+Rк.
ВАЖНО! При расчетах имеет смысл высчитывать влияние каждого фактора в отдельности. Результаты общего ФА имеют небольшую ценность.
Пример
Рассмотрим показатели организации за два месяца (за два периода, в рублях). В июле доход организации составил 10 тысяч, себестоимость продукции – 5 тысяч, административные траты – 2 тысячи, коммерческие траты – 1 тысяча. В августе доход компании составил 12 тысяч, себестоимость продукции – 5,5 тысяч, административные траты – 1,5 тысячи, коммерческие траты – 1 тысяча. Проводятся следующие расчеты:
R=((12 тысяч-5,5 тысяч-1 тысяча-2 тысячи)/12 тысяч)-((10 тысяч- 5,5 тысяч-1 тысяча-2 тысячи)/10 тысяч)=0,29-0,15=0,14
Из этих расчетов можно сделать вывод о том, что прибыль организации повысилась на 14%.
Факторный анализ прибыли
Сначала требуется рассчитать балансовую прибыль организации:
Р = РР+ РФ + РВН, где:
Р –прибыль или убыток;
РР – прибыль от реализации;
РФ – результаты финансовой деятельности;
РВН – сальдо доходов и расходов от внереализационных действий.
Затем нужно определить результат от продажи товаров:
РР = N – S1 –S2, где:
N – выручка от продажи товаров по отпускным ценам;
S1 – себестоимость проданной продукции;
S2 – коммерческие и управленческие траты.
Ключевым фактором при расчете прибыли является оборот компании по продаже компании.
К СВЕДЕНИЮ! Факторный анализ крайне сложно проводить вручную. Для него можно использовать специальные программы. Самая простая программа для расчетов и автоматического анализа – Microsoft Excel. В ней есть инструменты для анализа.
Источник
Способ относительных разниц. Пример. Применение. Формула расчета в Excel
В статье будет рассказано про способы применения метода относительных разниц при выполнении факторного анализа.
Сущность факторного анализа в экономике
Используют его в разных науках, например, психологии, политологии, статистике, социологии. В экономике факторный анализ применяется как многомерный статистический метод, предназначенный для комплексного исследования переменных и их взаимосвязей. Он позволяет всесторонне, но достаточно сжато, компактно обрисовать объект изучения. Принцип такого анализа строится на выполнении следующих ключевых задач:
- Выяснить взаимосвязь между переменными.
- Уменьшить количество переменных, которые нужны, чтобы охарактеризовать данные.
Наглядный условный пример. Предположим, прибыль предприятия в отчетном периоде снизилась (либо увеличилась). Нужно выяснить, почему это произошло, что стало первопричиной? С применением факторного анализа можно установить, какие именно факторы и как, в какой степени повлияли на уменьшение (либо увеличение) показателя прибыли. Как известно, прибыль зависит от разных внешних и внутренних факторов: себестоимости товара, цены, ассортимента, объема продукции и др. Анализируя их отдельно и во взаимосвязи, можно выяснить степень их воздействия на результат продаж, прибыль.
По аналогии с исследованием, касающимся снижения (роста) прибыли, изучают и изменение других показателей. Например, выручки от продаж. Факторный анализ позволяет установить степень влияния каждого внутреннего, внешнего фактора на хозяйственную деятельность (АХД). При условии точного подбора нужных факторов, влияющих на конечный результат, при помощи его можно исследовать каждый фактор по-отдельности и в совокупности.
Алгоритм применения факторного анализа в АХД (что нужно сделать):
- Поставить задачу: какой показатель следует проанализировать и для чего.
- Определить и сгруппировать соответствующим образом факторы, влияющие на анализируемый результативный показатель.
- Установить взаимосвязи между переменными (то, что влияет на итог).
- Произвести расчеты по каждому фактору влияния, проанализировать результаты.
Различают детерминированный и стохастический (корреляционный) факторный анализ. Первый, более доступный, строится на алгебраических расчетах с участием количественных, качественных показателей. Там, где его применение невозможно, используется более углубленный стохастический, для изучения сложных факторов, прямая связь между которыми отсутствует.
Оценка стоимости бизнеса | Финансовый анализ по МСФО | Финансовый анализ по РСБУ |
Расчет NPV, IRR в Excel | Оценка акций и облигаций |
Метод относительных разниц. Суть, определение
Существует несколько методов детерминированного факторного анализа, одним из которых является метод относительных (либо процентных) разниц. Он востребован, когда нужно выяснить степень воздействия каждого отдельно взятого фактора на изменение анализируемых показателей. Принцип его действия схож с методом цепных подстановок, и является в определенном роде его модификацией. Но если их сравнивать, то «относительные разницы» в части расчетов выглядят более усложненным приемом.
В основе «относительных разниц» тоже лежит элиминирование (от лат. eliminare — изгонять). Этот термин многозначен, но в экономике принцип его действия описывают так. Факторы, не имеющие отношение к анализируемому показателю, последовательно исключаются. При исключении («изгнании») остальных остается один из них, степень влияния которого изучается. Таким путем подлежат изучению качественные и количественные факторы.
Количественные можно измерить определенными величинами. Для них типичным является натуральное, денежное выражение. В отличие от них качественные — подразумевают свойства и признаки (качество товара и т. п.).
При наличии и тех, и других факторов при калькуляции в расчетах сначала производят замену тех из них, которые оказывают превалирующее влияние на анализируемый показатель. Если качественных и количественных факторов много, сначала производят замену факторов первого порядка (более значимых), затем менее значимых, которые косвенно влияют на показатель. Их называют факторами второго, третьего порядка и т. д. (т. е. по степени их значимости, воздействия).
Главное при использовании метода относительных разниц на практике это:
- Последовательная расстановка факторов (в строгой очередности).
- Строгий порядок их замены.
Таким образом, способом относительных разниц измеряют степень влияния факторов на прирост анализируемого показателя, используя их относительные приросты в виде множителей и %. Эффективность способа проявляется больше всего тогда, когда отправные данные уже содержат отклонения показателей (в % либо множителях). Т. е. они определялись заранее.
Где применяется способ относительных (процентных) разниц
Данный способ наиболее востребован в АХД предприятий. Но в части применения ограничен. С его участием измеряют степень влияния определенных факторов на результативный показатель только в двух моделях:
- Мультипликативных, представляющих собой произведение конкретных факторов. Типичным ее примером является двухфакторная модель объема продаж (ОП):
ОП=СЧ * В1 (1)
СЧ — среднесписочная численность персонала, В1 — выработка на 1 чел.
2. Комбинированных (т. е. смешанных), представляющих собой комбинации разных типов моделей. Для «относительных разниц» это будет комбинация типа А = (В — С) * Д, где А — анализируемый итоговый показатель, В, С и Д — влияющие факторы.
Важно! Способ относительных разниц признается оптимальным решением для ситуаций, когда нужно оценить влияние большого количества факторов (от 8 — 10 и больше). Но расчетов при этом будет меньше.
Алгоритм использования приема относительных разниц
Рассмотрим вариант алгоритма с мультипликативной моделью. В основе использования «относительных разниц» — прием возрастающего итога. Схема расчетов для определения степени влияния каждого отдельно взятого фактора будет следующей:
- Влияние 1 фактора = базисная величина анализируемого показателя * относит. Прирост 1 фактора (%, дробь).
- Влияние 2 фактора = (та же базисная величина + прирост 2 фактора за счет 1 фактора) * относит. прирост 2 фактора.
- По аналогии далее рассчитывают влияние 3 и последующих факторов.
Теперь сказанное выше применим в формулах и покажем алгоритм использования методики для мультипликативной модели А = В * С * Д. Возьмем для калькуляции значения: базисные, т. е. по плану (б) и фактические (ф). Получаем: Вф (факт. значение В), Вб — базисное, Сф (факт. значение С), Сб — соответственно, базисное значение С и т. п.
Предлагаемый алгоритм состоит из 3 последовательных расчетов:
- Расчет относит. отклонения (о) каждого фактора влияния (т. е. темпа прироста):
Во(%) = ((Вф — Вб)/Вб) * 100% (2)
Со(%) = ((Сф — Сб)/Сб) * 100% (3)
До(%) = ((Дф — Дб)/Дб) * 100% (4)
Пояснения по сокращениям: Во — отклонения фактора В, Со — отклонения С и До — отклонения Д.
2. Расчет отклонения (о) анализируемого показателя (А) по каждому повлиявшему на него фактору:
Ао(В) = (Аб * Во%)/100 (5)
Ао(С) = ((Аб + Ао(В) * Со%)/ 100 (6)
Ао(Д) = ((Аб + Ао(В) + Ао(С)) * До%)/100 (7)
Пояснения по сокращениям: Ао(В) — отклонения показателя А за счет первого фактора В, Ао(С) — тоже самое, только за счет второго фактора С и Ао(Д) — за счет третьего Д.
3. Расчет общего изменения:
Ао = Аф — Аб = Ао(В) + Ао(С) + Ао(Д) (8)
Пояснения по сокращениям: Ао — общее изменение анализируемого показателя А. В последнем расчете показана, как производится сверка итоговых значений.
Определение отклонения результативного показателя за счет каждого фактора
Выполнить данную задачу можно, используя предложенный выше алгоритм расчетов. Разберем его на примере трехфакторной мультипликативной модели. Предположим, анализируемый показатель — это объем валовой продукции (ОВП). Требуется выяснить, как на него повлияли 3 фактора:
- среднесписочная численность персонала (ЧП);
- среднедневная выработка 1 человека (Вс);
- отработанные 1 человеком дни за отчетный год (Др).
Данные, которые, как предполагается, будут использованы для анализа и калькуляции, приведены далее в таблице. Помимо этого будет применено сокращение о — отклонения (ЧПо — отклонения ЧП, Всо — отклонения Вс и т. д.).
Рассчитать отклонения факторов и их влияние можно с использованием ЭТОЙ стандартной таблицы Excel. Сюда следует включить те данные, которые указаны в таблице, используемой далее в этом примере. Также можно добавить сюда отдельный столбец для записи отклонений по каждому показателю. Рекомендуемый к использованию образец Excel можно скачать ЗДЕСЬ.
Условное обозначение (показатель) | Значения | |
базовое (б) | по факту (ф) | |
ОВП (тыс. руб.) | — | — |
ЧП (число чел.) | — | — |
Вс (тыс. руб.) | — | — |
Др (число дн.) | — | — |
Согласно выведенному выше алгоритму выполняем следующие расчеты для модели ОВП = ЧП * Вс * Др., а в завершение проверим правильность подсчетов:
- Калькуляция относит. отклонения ЧПо (%): ((ЧПф — ЧПб)/ЧПб) * 100%.
- Калькуляция относит. отклонения Дро (%): ((Дрф — Дрб)/Дрб) * 100%.
- Калькуляция относит. отклонения Всо (%): ((Всф — Всб)/Всб) * 100%.
- Узнаем, как повлияло изменение численности персонала на ОВП: ОВПб * ЧПо% / 100.
- Узнаем, как повлияло изменение числа отработанных 1 работником дней на ОВП: (ОВПб + ОВПо (ЧП)) * Дро% / 100.
- Узнаем, как повлияло изменение выработки 1 работника на ОВП: (ОВПб + ОВПо (ЧП) + ОВПо (Др)) * Всо / 100.
- Определяем совокупное влияние ЧП, Вс и Др на анализируемый показатель ОВП —суммируем результаты трех последних калькуляций. Совокупный результат должен совпасть с табличным (ОВПф — ОВПб).
На основе полученных результатов делаем соответствующие выводы:
- Являются ли результаты подсчетов верными.
- Как на изменение ОВП (анализируемого итогового показателя) повлиял каждый отдельно взятый фактор: положительно либо отрицательно.
- Что вызвало повышение (либо снижение) ОВП и на сколько (показать результаты измерений).
Пример использования метода относительных разниц
Разберем алгоритм действия «относительных разниц» на типовом примере двухфакторной мультипликативной модели типа А = В * С. Анализируемый показатель — объем производства (О), влияющие на него факторы: среднегодовая численность персонала (ЧС) и выработка 1 человека за год (ВР). Отсюда модель примет вид: О = ЧС * ВР.
Данные для калькуляции:
- О = 4 000 (по плану), О = 5 500 (по факту);
- ЧС = 20 (по плану), ЧС = 25 (по факту);
- ВР = 200 (по плану) ВР = 220 (по факту).
Во всех случаях отмечается прирост (О, ЧС и ВР). Поставлена задача: выяснить, как этот прирост отобразился на объеме производства. Расчеты производим поэтапно, согласно общему алгоритму:
- Определяем относит. прирост каждого фактора (ЧС и ВР):. Сначала ЧС: ((25-20) / 20) * 100 = 25. Затем аналогичным путем ВР: ((220 — 200) / 200) * 100 = 10.
- Рассчитываем влияние ЧС на объем производства: 4 000 * 25 / 100 = 1 000 тыс. руб.
- Рассчитываем влияние ВР на объем производства: ((4 000 + 1 000) * 10) / 100 = 500 тыс. руб.
- Производим сверку проделанных расчетов: 5 500 — 4 000 = 1 000 + 500 = 1 500.
- Произведенные расчеты точны, т. к. результаты сверки совпали (1 500 = 1 500).
- Увеличение численности персонала на 5 чел. привело к росту показателя. Объем производства повысился на 1 000 ты. руб.
- С увеличением выработки 1 чел. объем вырос на 500 тыс. руб.
Проанализировать отдельные факторы и рассчитать их влияние на тот либо иной показатель можно не только вручную, но и при помощи онлайн калькулятора. Для этого достаточно ввести в предложенную онлайн форму нужные значения, обычно это:
- число изучаемых факторов;
- соответствующие значения каждого (по факту, по плану);
- значения анализируемого показателя (тоже по факту, по плану).
Калькулятор автоматически рассчитывает, выдает результаты подсчетов, показывает последовательность действий и формирует таблицу со значениями.
Источник