Факторный анализ способ индексных разниц

Содержание
  1. Как используется факторный анализ
  2. Понятие факторного анализа
  3. Задачи проведения
  4. Методики факторного анализа
  5. Детерминированный анализ
  6. Стохастический анализ
  7. Этапы и особенности факторного анализа
  8. Факторный анализ рентабельности
  9. Иные формулы
  10. Пример
  11. Факторный анализ прибыли
  12. Индексный метод анализа. Примеры. Кратко
  13. Виды экономического анализа (признаки классификации)
  14. Методы экономического анализа
  15. Сущность индексов и цели их применения
  16. Классификация индексов, способы расчета (формулы)
  17. Индексный метод в экономическом анализе
  18. Пример анализа индексным методом
  19. Индивидуальные индексы
  20. Индекс цен
  21. Индекс физического объема оборота продукции
  22. Агрегатные индексы
  23. Факторный анализ (определение, суть)
  24. Применение индексного метода в факторном анализе
  25. Значение показателей, полученных при применении стратегии индексов

Как используется факторный анализ

Больше материалов по теме «Бухгалтерский учёт» вы можете получить в системе КонсультантПлюс .

Все процессы, происходящие в бизнесе, взаимосвязаны. Между ними прослеживается как прямая, так и косвенная связь. Различные экономические параметры изменяются под действием различных факторов. Факторный анализ (ФА) позволяет выявить эти показатели, проанализировать их, изучить степень влияния.

Для углубленного анализа прибыли целесообразно сгруппировать факторы, влияющие на ее размер. Как именно сделать это?
Посмотреть ответ

Понятие факторного анализа

Факторный анализ – это многомерная методика, позволяющая изучить взаимосвязи между параметрами переменных. В процессе происходит исследование строения ковариационных или корреляционных матриц. Факторный анализ используется в самых различных науках: психометрике, психологии, экономике. Основы этого метода были разработаны психологом Ф. Гальтоном.

Задачи проведения

Для получения достоверных результатов лицу требуется сравнить показатели по нескольким шкалам. В процессе определяется корреляция полученных значений, их сходство и различия. Рассмотрим базовые задачи факторного анализа:

  • Обнаружение существующих значений.
  • Подбор параметров для полноценного анализа значений.
  • Классификация показателей для системной работы.
  • Обнаружение взаимосвязей между результативными и факторными значениями.
  • Определение степени влияния каждого из факторов.
  • Анализ роли каждого из значений.
  • Применение факторной модели.

Исследован должен быть каждый параметр, который влияет на итоговое значение.

Методики факторного анализа

Методы ФА могут использоваться как в совокупности, так и раздельно.

Детерминированный анализ

Детерминированный анализ используется наиболее часто. Связано это с тем, что он достаточно прост. Позволяет выявить логику воздействия основных факторов компании, проанализировать их влияние в количественных значениях. В результате ДА можно понять, какие факторы следует изменить для улучшения эффективности работы компании. Преимущества метода: универсальность, легкость использования.

Стохастический анализ

Стохастический анализ позволяет проанализировать существующие косвенные связи. То есть происходит исследование опосредованных факторов. Метод используется в том случае, если невозможно найти прямые связи. Стохастический анализ считается дополнительным. Он используется только в некоторых случаях.

Что понимается под косвенными связями? При прямой связи при изменении аргумента изменятся и значение фактора. Косвенная связь предполагает изменение аргумента с последующим изменением сразу нескольких показателей. Метод считается вспомогательным. Связано это с тем, что специалисты рекомендуют изучать в первую очередь прямые связи. Они позволяют составить более объективную картину.

Методику анализа влияния инфляции на финансовые результаты от продаж продукции можно представить в виде пяти этапов.

Этапы и особенности факторного анализа

Анализ по каждому фактору дает объективные результаты. Однако применяется он крайне редко. Связано это с тем, что в процессе выполняются сложнейшие вычисления. Для их проведения потребуется специальное программное обеспечение.

Рассмотрим этапы ФА:

  1. Установление цели проведения расчетов.
  2. Отбор значений, которые непосредственно или косвенно влияют на конечный результат.
  3. Классификации факторов для комплексного исследования.
  4. Обнаружение зависимости между выбранными параметрами и конечным показателем.
  5. Моделирование взаимных связей между результатом и факторами, влияющими на него.
  6. Определение степени воздействия значений и оценка роли каждого из параметров.
  7. Использование образованной факторной таблицы в деятельности предприятия.

К СВЕДЕНИЮ! Факторный анализ предполагает сложнейшие вычисления. Поэтому лучше доверить его проведение профессионалу.

ВАЖНО! Крайне важно при проведении расчетов правильно отобрать факторы, которые влияют на результат деятельности предприятия. Отбор факторов зависит от определенной сферы.

Факторный анализ рентабельности

ФА рентабельности проводится для анализа рациональности распределения ресурсов. В результате можно определить, какие факторы наибольшим образом влияют на конечный результат. В результате можно оставить только те факторы, которые наилучшим образом воздействуют на эффективность. На основании полученных данных можно изменить ценовую политику компании. На себестоимость продукции могут влиять следующие факторы:

  • постоянные издержки;
  • переменные издержки;
  • прибыль.

Уменьшение издержек провоцирует повышение прибыли. При этом себестоимость не изменяется. Можно сделать вывод о том, что на прибыльность влияют имеющиеся издержки, а также объем проданной продукции. Факторный анализ позволяет определить степень влияния этих параметров. Когда имеет смысл его проводить? Основной повод к проведению – уменьшение или повышение прибыльности.

Факторный анализ проводится посредством следующей формулы:

Rв= ((Вт-СБ -КРБ-УРБ)/ Вт) — (ВБ-СБ-КРБ-УРБ)/ВБ, где:

ВТ – выручка за нынешний период;

СБ – себестоимость за нынешний период;

КРБ – коммерческие траты за нынешний период;

УРБ – управленческие траты за предшествующий период;

Читайте также:  Конденсаторы способы соединения свойства

ВБ – выручка за предшествующий период;

КРБ – коммерческие траты за предшествующий период.

Иные формулы

Рассмотрим формулу расчета степени воздействия себестоимости на прибыльность:

Rс= ((Вт-СБот -КРБ-УРБ)/ Вт) — (Вт-СБ-КРБ-УРБ)/Вт,

СБот – это себестоимость продукции за нынешний период.

Формула для расчета влияния управленческих трат:

Rур= ((Вт-СБ -КРБ-УРот)/ Вт) — (Вт-СБ-КРБ-УРБ)/Вт,

УРот – это управленческие траты.

Формула для вычисления степени воздействия коммерческих издержек:

Rк= ((Вт-СБ -КРо-УРБ)/ Вт) — (Вт-СБ-КРБ-УРБ)/Вт,

КРо – это коммерческие траты за предыдущее время.

Совокупное воздействие всех факторов высчитывается по следующей формуле:

Rоб=Rв+Rс+Rур+Rк.

ВАЖНО! При расчетах имеет смысл высчитывать влияние каждого фактора в отдельности. Результаты общего ФА имеют небольшую ценность.

Пример

Рассмотрим показатели организации за два месяца (за два периода, в рублях). В июле доход организации составил 10 тысяч, себестоимость продукции – 5 тысяч, административные траты – 2 тысячи, коммерческие траты – 1 тысяча. В августе доход компании составил 12 тысяч, себестоимость продукции – 5,5 тысяч, административные траты – 1,5 тысячи, коммерческие траты – 1 тысяча. Проводятся следующие расчеты:

R=((12 тысяч-5,5 тысяч-1 тысяча-2 тысячи)/12 тысяч)-((10 тысяч- 5,5 тысяч-1 тысяча-2 тысячи)/10 тысяч)=0,29-0,15=0,14

Из этих расчетов можно сделать вывод о том, что прибыль организации повысилась на 14%.

Факторный анализ прибыли

Сначала требуется рассчитать балансовую прибыль организации:

Р = РР+ РФ + РВН, где:

Р –прибыль или убыток;

РР – прибыль от реализации;

РФ – результаты финансовой деятельности;

РВН – сальдо доходов и расходов от внереализационных действий.

Затем нужно определить результат от продажи товаров:

РР = N – S1 –S2, где:

N – выручка от продажи товаров по отпускным ценам;

S1 – себестоимость проданной продукции;

S2 – коммерческие и управленческие траты.

Ключевым фактором при расчете прибыли является оборот компании по продаже компании.

К СВЕДЕНИЮ! Факторный анализ крайне сложно проводить вручную. Для него можно использовать специальные программы. Самая простая программа для расчетов и автоматического анализа – Microsoft Excel. В ней есть инструменты для анализа.

Источник

Индексный метод анализа. Примеры. Кратко

Анализ функционирования субъектов хозяйствования посредством системы индексов – один из самых популярных и наглядных способов оценки его развития и перспектив. Аналитики используют эти индикаторы в случаях, когда нужно сделать выводы, имея несоизмеримые показатели.

Виды экономического анализа (признаки классификации)

Экономический анализ представляет собой набор методов, используемых для изучения экономических явлений. Эти мероприятия позволяют сделать выводы о тенденциях развития того или иного объекта, выявить факторы, влияющие на его деятельность положительно либо отрицательно.

В зависимости от признаков классификации выделяют несколько видов экономического анализа:

  • По отрасли исследования – отраслевой и межотраслевой;
  • По пространственной нацеленности – межорганизационный и внутриорганизационный;
  • По временной направленности – исторический (подразделяется на итоговый и оперативный) и перспективный (который, в свою очередь, в зависимости от распространения во времени делится на кратко-, средне- и долгосрочный).
Оценка стоимости бизнеса Финансовый анализ по МСФО Финансовый анализ по РСБУ
Расчет NPV, IRR в Excel Оценка акций и облигаций

Методы экономического анализа

Методы анализа многообразны, но с точки зрения научного подхода можно выделить несколько их типов:

  • Сравнение;
  • Графики;
  • Цепные подстановки;
  • Определение арифметических разниц;
  • Логарифмирование.

Одной из разновидностей методик является так называемый факторный анализ. Он состоит из двух групп.

1. Детерминированный факторный анализ: группа методов включает в себя следующие элементы-виды анализа:

  • Корреляционный;
  • Дисперсионный;
  • Кластерный;
  • Многомерный.

2. Схоластический факторный анализ, также подразделяющийся на виды:

  • Индексный;
  • Интегральный;
  • Цепные манипуляции;
  • Долевое участие.

Сущность индексов и цели их применения

Индексы – это показатели, служащие для определения тенденций, а также величины и характера изменения экономических явлений во времени. Системы таких индикаторов используются для того, чтобы сравнить важные экономические значения в динамике (сопоставление с предыдущими годами) и с планируемыми величинами.

Индексный метод применяется во всех экономических отраслях. Основной характеристикой показателей, которыми оперируют при его использовании, является их относительность. Индексы выражаются в форме коэффициентов или в процентном отношении.

Они используются тогда, когда в распоряжении аналитиков для исследования деятельности экономического объекта присутствуют несоизмеримые показатели, которые невозможно просто так суммировать. К тому же, индексы более наглядны, так как из сравнения абсолютных величин нельзя сделать однозначные выводы о развитии предприятия либо отрасли.

Индексы позволяют изучить ход всех явлений, имеющих место в организации. Причем сделать это с их помощью можно на любом этапе функционирования субъекта хозяйствования.

К основным целям использования индексов относятся:

  • Оценка перемен, происходящих с явлениями либо показателями, в относительном отношении;
  • Исследование значимости влияния тех или иных факторов на результаты работы компании в целом;
  • Формулировка заключений о степени влияния конкретной составляющей экономической системы на происходящие с ней в общем перемены.

Классификация индексов, способы расчета (формулы)

Классификация индексов многомерна, так как их существует большое число их видов. Типы индикаторов выделяются в зависимости от разных признаков:

  • По объекту изучения – качественные и количественные;
  • По особенностям расчета – агрегатные и рассчитываемые с помощью них средние;
  • По постоянству базы – цепные (база меняется) и базисные (база статична).
Читайте также:  Конкурентные способы отбора поставщиков

Но самое популярное разделение индексов происходит в зависимости от автономности изучаемых явлений и объектов – на индивидуальные и общие.

Формула для расчета индивидуальных показателей выглядит так:

Ииндив = П1/П0 , где

Ииндив – индивидуальный индекс, П 1 – значение показателя в отчетном временном промежутке, П 0 – аналогичный показатель для базисного периода.

Общие индексы предполагают выявления взаимосвязей между признаками, поэтому формула приобретает такой вид:

Иобщ = ∑П1*В0 — ∑П0*В0 либо ∑П1*В1 — ∑П0*В1 , где

Иобщ – индекс общий, П 1 , П 0 – признаки для анализа, а В 1 и В 0 – весовые показатели.

Индексный метод в экономическом анализе

Среди задач, стоящих перед экономистами-аналитиками, можно выделить следующие:

  • Исследование тенденций изменений экономических явлений в рамках нескольких периодов;
  • Исследование изменений усредненных величин, характеризующих состояние и развитие компании;
  • Исследование соотношения сопоставимых индикаторов по регионам;
  • Изучение величины влияния одних показателей на другие;
  • Исчисление значения величин в сопоставимых ценах.

Для работы над каждой из перечисленных задач используется свой индекс. Вот почему их существует в экономическом анализе такое множество. Этим и объясняется высокая популярность индексного метода в анализе.

Пример анализа индексным методом

Лучше понять особенности индексного метода поможет практика. Рассмотрим показательный пример.

Пример. Значения величин, характерные для организации, производящей неоднородную по составу продукцию, представлены в таблице.

Наименования продуктов Количество Цена Стоимость
П0 П1 В0 В1 П0В0 П1В0 П1В1
А 10 20 100 100 1000 2000 2000
В 20 15 70 60 1400 1050 900
С 30 40 40 60 1200 1600 2400
Итого 3600 4650 5300

Для анализа в качестве изучаемого признака берется количество, а в роли весового выступает цена.

Перемены в значениях цены и объема выпуска выражаются в следующем результате:

Инд = 5300/3600 = 1,472 = 147,2%.

Индекс динамики количества продукции вычисляется следующим образом:

Инд = 4650/3600 = 1,292 = 129,2%.

Формула расчета индекса изменения цен на продукцию компании выглядит вот так:

Инд = 5300/4650 = 1,140 = 114%.

Исходя из вышеописанного делается вывод, что абсолютное увеличение выручки составило 1050 денежных единиц, а относительное – 29,2%. Цены тоже «подросли», но лишь на 14% (в абсолютном выражении изменение составило 650 рублей).

Сложив оба показателя получаем величину, равную 1700 рублей. Эти значения обычно сравниваются в рамках достаточно продолжительного временного промежутка времени – например, пятилетки.

При этом исчисляются темпы роста индикатора. Здесь применяются базисные и цепные индексы. Если речь идет о пяти годах, то при расчете базисного индекса сопоставляются пятый и первый года. В случае исследования цепных показателей сравнение происходит следующим образом: считается отношение второго года к первому, третьего ко второму, четвертого к третьему, пятого к четвертому.

Индивидуальные индексы

Индивидуальные показатели применяются в случаях, когда явление исследуется автономным образом (без связи с другими событиями). С их помощью определяются относительные изменения уровней тех или иных величин, осуществляется сравнение с планами.

Каждый индекс имеет в своей структуре несколько элементов:

  • Базисная величина;
  • Отчетная величина;
  • Индексируемый показатель.

Важно! Индексы считаются как отношение отчетных значений к базисным. Они могут быть выражены в форме коэффициентов или процентов. В первом случае полученное значение округляется до трех знаков после запятой (1,324). Во втором – до единственного знака (132,4%).

Для унификации индексного метода приняты следующие условные обозначения:

0 – базисный временной интервал;

1 – отчетный интервал;

К – количество выпускаемых компанией продуктов;

Ц – цена единицы продукции.

В таблице, расположенной далее, размещены величины, необходимые для применения индексного метода. По ним можно исчислить некоторые типы индивидуальных показателей. Рассмотрим эти процессы на конкретном примере.

Наименование продуктов Базисный интервал Отчетный интервал товарооборот
К0 (количество в тыс. шт.) Ц0 (цена, тыс. руб.) К1 (количество, тыс. шт.) Ц1 (цена, тыс. руб.) Базисный интервал

00)

Отчетный интервал

11)

А 700 7 620 7,7 4900 4774
Б 300 5 400 3,8 1500 1520
Итого 6400 6294

Далее мы будем изучать примеры, основываясь на приведенных данных. Так легче понять сущность индексной методологии.

Индекс цен

Индекс цен – это один из индивидуальных индикаторов, позволяющий проследить динамику стоимостных показателей.

Абсолютное изменение цены по продукции А (увеличение) составило 0,7 тысяч рублей (7,7-7). Что касается продукции Б, то по ней цена снизилась на 1,2 тыс. рублей, то есть абсолютное изменение составило -1,2 принятых денежных единиц (3,8-5).

Индекс динамики цен по продукции А составил: 7,7/7 = 1,1 (или 110%), а по продукции Б: 3,8/5=0,76 (или 76%).

Индекс физического объема оборота продукции

Этот показатель исчисляется для того, чтобы определить, как и насколько изменился объем выпуска тех или иных товаров.

В примере для продукции А индивидуальный индикатор будет равен: 620/700=0,886 (или 88,6%).

По продукции же Б этот показатель составит: 400\300 = 1,333 (или 133,3%).

Иначе говоря, в исследуемом периоде по сравнению с интервалом сравнения выпуск продукции А упал на 11,4%, что в абсолютном выражении равняется 80 тыс. штук (620-700). А по продукции Б наблюдается увеличение выпуска на 33,3% в относительном выражении и на 100 тыс. штук (400-300) в абсолютном.

Агрегатные индексы

Эта группа показателей применяется тогда, когда изучаются явления, не однородные по своей структуре. Такие объекты исследования обычно состоят из нескольких несопоставимых элементов, суммирование которых невозможно.

Например, при изготовлении определённым заводом 15-ти видов продукта легко можно сложить их стоимости. Но вот цену и количество уже суммировать не получится.

Общие индексы, к которым относятся и агрегатные, как раз и созданы для того, чтобы исследовать влияние изменений одного фактора на поведение другого.

Так, общая стоимость всех производимых фирмой изделий меняется под воздействием двух величин:

Агрегатные индикаторы призваны оценить воздействие одного из факторов безотносительно поведения другого.

Пользуясь данными приведенной выше таблицы, рассчитаем общий ценовой индекс по предприятию:

6294/6400 = 0,983 или 98,3%.

В абсолютном выражении изменение составило:

6294-6400 = — 106 млн. рублей.

Получается, что товарооборот сократила на 106 млн. рублей, что составляет уменьшение на 1,7%.

Агрегатные индексы используются не только для оценки текущего состояния дел на предприятии, но и с целью стратегического планирования.

Факторный анализ (определение, суть)

Этот тип анализа призван выявить и оценить связи между существующими показателями. Сущность метода основывается на предположении, что на известные индикаторы оказывают влияние случайности и неизвестные переменные. Изначально такой анализ использовался в психологии, но вскоре ввиду своей эффективности и показательности перекочевал в другие области – в том числе, в экономику.

К целям факторного анализа относятся:

  • Изучение взаимосвязей показателей;
  • Насколько это возможно уменьшение числа переменных в ходе изучения явления.

В процессе аналитических мероприятий каким-либо образом взаимосвязанные переменные объединяются и принимают вид одного фактора. Так формируется структура. Подобный подход хорош тем, что становятся заметными скрытые факторы и их влияние учитывается при исследовании объекта.

Существует два вида факторного анализа – подтверждающий (нацеленный на определение числа скрытых факторов и исследование их воздействия на переменные) и разведочный.

Следующие условия в определённой степени гарантируют высокое качество рассматриваемого вида анализа:

  • Однородная выборка;
  • Меньшее, как минимум в два раза, число переменных в сравнении с количеством наблюдений;
  • Распределение переменных симметричным образом.

Что касается разновидностей факторного анализа, то на практике чаще всего встречаются следующие из них:

  • Корреляция;
  • Индексы;
  • Максимальное правдоподобие;
  • Ведущие компоненты.

Применение индексного метода в факторном анализе

Индексный метод в факторном анализе основывается на относительных величинах и применяется с использованием метода исключений. Цель таких мероприятий – изучение поведения исследуемого параметра в динамике и сравнение его уровня с запланированными величинами.

Методология помогает всесторонне проанализировать конкретное событие при влиянии на него двух факторов (один из них обязательно должен иметь качественную сущность, а другой – количественную).

Путем определения произведения этих значений генерируется показатель, являющийся объектом аналитических процедур.

При всех явных плюсах методики у нее есть и существенный недостаток. Она применима лишь для ситуаций, в которых на объект влияет два фактора. Если же воздействие оказывает большее их число, индексный метод неприменим.

Значение показателей, полученных при применении стратегии индексов

Индекс цены позволяет понять, какое влияние колебание цены единицы товарной продукции оказывает на стоимость продуктов фирмы в целом. Значение разности числителя и знаменателя отображает, как выросла либо уменьшилась в абсолютном выражении (в денежных единицах) общая величина товарооборота. Сам индикатор (если он оформлен в процентах, из него вычитается 100%) демонстрирует насколько в процентном выражении изменилась стоимость товаров при колебаниях объема выпуска.

Индекс стоимости товаров рассчитывается для того, чтобы оценить насколько изменится общая стоимость производимых изделий при различных уровнях реализационных цен. Значение разности числителя и знаменателя показывает, как изменилась общая стоимость продуктов в текущем периоде в сравнении с базисом. Индекс демонстрирует темпы изменения – показывает, на сколько процентов увеличилась либо снизилась общая стоимость изделий.

На практике также часто рассчитывается индекс себестоимости. Он показывает, как изменение размера себестоимости влияет на рост либо падение затрат, направленных на производство и продажу выпускаемых изделий. Индекс демонстрирует, на сколько процентов изменились расходы (колебания в относительном выражении). Значение разности отчетных и базисных уровней позволяет определить динамику в абсолютном выражении.

Источник

Читайте также:  Способы разделения неоднородных веществ
Оцените статью
Разные способы