Фактор тяжести способы оценки тяжести дтп

Фактор тяжести способы оценки тяжести дтп

Дорожно-транспортные происшествия (ДТП)

Дорожно-транспортные происшествия (ДТП), сопровождающиеся материальным ущербом или легкими телесными повреждениями, образуют состав административных правонарушений, оформление и рассмотрение которых входит в юрисдикцию должностных лиц ГИБДД. Остальные группы ДТП отнесены
к разряду преступлений, по ним возбуждается уголовное дело и проводится расследование.
При ДТП, как правило, причиняется вред и встает вопрос о его возмещении.
Классификация ДТП
Дорожно-транспортные происшествия классифицируются по видам (столкновение, опрокидывание и др.) и по степени тяжести последствий (ДТП, повлекшие материальный ущерб, легкие телесные повреждения, телесные повреждения средней степени тяжести и тяжкие и т.д.).
Для участников ДТП важно, как оно будет квалифицировано.
Понятие ДТП и другие термины
«Дорожно-транспортное происшествие» — событие, возникшее в процессе движения по дороге транспортного средства и с его участием, при котором погибли или ранены люди, повреждены транспортные средства, сооружения, грузы либо причинен иной материальный ущерб (ст. 2. Закона «О безопасности дорожного движения»).
В этом определении важно каждое слово. Более того, для него необходимы дополнительные определения: что такое «дорога», «ранены», «погибли»…
Если человек погиб на месте ДТП — это одно, а если он умер на следующий день? через неделю? через месяц?
В п. 2 Правил учета дорожно-транспортных происшествий есть и другие определения, поясняющие понятие ДТП:
• «дорога» — обустроенная или приспособленная и используемая для движения транспортных средств полоса земли либо поверхность искусственного сооружения. Дорога включает в себя одну или несколько проезжих частей, а также трамвайные пути, тротуары, обочины и разделительные полосы при их наличии;
• «транспортное средство» — устройство, предназначенное для перевозки по дорогам людей, грузов или оборудования, установленного на нем (автомобиль, мотоцикл, мотороллер, мотоколяска, мопед, велосипед с подвесным мотором, мотонарты, трамвай, троллейбус, трактор, самоходная машина, а также гужевой транспорт, за исключением вьючных и верховых животных);
• «владельцы транспортных средств» — юридические лица независимо от форм собственности, являющиеся собственниками транспортных средств либо пользующиеся или распоряжающиеся транспортными средствами в установленном порядке (например, лицо, управляющее автомобилем на
основании доверенности);
• «погибший» — лицо, погибшее на месте ДТП либо умершее от его последствий в течение 7 последующих суток;
• «раненый» — лицо, получившее в ДТП телесные повреждения, обусловившие его госпитализацию на срок не менее одних суток либо необходимость амбулаторного (т. е. без госпитализации) лечения.
Таким образом, на основании определения ДТП можно выделить основные признаки ДТП:
• ДТП возможно только при участии транспортных средств;
• в момент возникновения ДТП транспортное средство должно находиться в процессе дорожного движения;
• возникновению ДТП всегда предшествует одно или несколько нарушений нормативов по обеспечению безопасности дорожного движения и правил эксплуатации транспорта;
• ДТП всегда имеет вредные последствия.
Классификация ДТП по видам
Различают 9 видов ДТП: столкновение, опрокидывание, наезд на препятствие, наезд на пешехода, наезд на велосипедиста, наезд на животное, наезд на гужевой транспорт, наезд на стоящее транспортное средство, прочие происшествия.
Столкновение — происшествие, при котором движущиеся транспортные средства столкнулись между собой, либо с подвижным составом железных дорог, либо с внезапно остановившимся транспортным средством (например, в случае неисправности, перед запрещающим сигналом светофора, неожиданно возникшим препятствием и т.д.)- столкновения могут быть встречными, попутными и боковыми.
Опрокидывание — происшествие, при котором движущееся транспортное средство опрокинулось.
Опрокидывание происходит вследствие воздействия неблагоприятных погодных условий, технической неисправности, неправильного размещения или крепления груза, из-за применения неправильных приемов управления.
Например, если автомобиль превысил критическую скорость на повороте и опрокинулся, то это ДТП квалифицируется как опрокидывание; если же автомобиль по касательной столкнулся с другим автомобилем и был вынужден изменить направление движения и поэтому опрокинулся, то это ДТП
квалифицируется не как опрокидывание, а как столкновение.
Наезд на препятствие — происшествие, при котором движущееся транспортное средство наехало или ударилось о неподвижный предмет. Например, о препятствия — столб, дерево, ограждения, куча строительных материалов и т. п.
Наезд на пешехода — происшествие, при котором движущееся транспортное средство наехало на человека, либо человек натолкнулся на движущееся транспортное средство, либо человек пострадал от перевозимого транспортным средством груза (или частей транспортного средства), выступающего
за габариты транспортного средства.
К наездам на пешехода причисляются случаи наезда на людей, катающихся на лыжах, санках, коньках, самокатах, перемещающихся в инвалидных колясках без двигателя, на детей, катающихся на трехколесных велосипедах.
Наезд на велосипедиста — происшествие, при котором движущееся транспортное средство наехало на велосипедиста или он сам натолкнулся на движущееся транспортное средство.
Наезд на животное — происшествие, при котором движущееся транспортное средство наехало на птиц, диких или домашних животных, либо сами эти животные и птицы ударились о движущееся транспортное средство, в результате чего пострадали люди или причинен материальный ущерб.
Наезд на гужевой транспорт — происшествие, при котором движущееся транспортное средство наехало на упряжных животных или гужевые повозки, либо сами эти упряжные животные или гужевые повозки ударились о движущееся транспортное средство.
Наезд на стоящее транспортное средство — происшествие, при котором одно движущееся транспортное средство наехало на другое стоящее транспортное средство или на прицеп.
Прочие происшествия — к ним относят:
• падение перевозимого груза или отброшенного колесом предмета на человека, животное или другое транспортное средство;
• наезды на внезапно появившееся препятствие (упавший груз, отвалившееся колесо и др.);
• наезды на лиц, не являющихся участниками дорожного движения;
• падение пассажиров с движущегося транспортного средства или внутри его вследствие резкого торможения, ускорения или изменения направления движения;
и др.
Для того чтобы лучше уяснить, какого вида ДТП произошло, приведем несколько примеров.
При столкновении грузовика и автобуса из кузова грузовика выпал пассажир, который получил тяжкие телесные повреждения. ДТП квалифицируется как столкновение.
Автобус наехал на бордюрный камень, от толчка в салоне упал пассажир и получил телесные повреждения. ДТП квалифицируется как наезд на препятствие.
Водитель не справился с управлением и совершил наезд на человека, косящего траву в полосе отвода дороги. ДТП квалифицируется как прочие происшествия, поскольку пострадавший не являлся участником дорожного движения.
Классификация ДТП по степени тяжести последствий
В зависимости от степени тяжести последствий ДТП делятся на повлекшие:
• материальный ущерб;
• легкие телесные повреждения;
• телесные повреждения средней степени тяжести и тяжкие;
• смерть потерпевшего;
• особо тяжкие последствия (погибло 4 и более или ранено 15 и более человек).
Материальный ущерб от ДТП может складываться из стоимости ремонтно-восстановительных работ при повреждении транспортного средства, грузов, дорожных и иных сооружении; затрат на выполнение функций правоохранительных органов; оказание медицинской помощи; потерь от остановки движения.
Степень тяжести вреда здоровью
Судебно-медицинская экспертиза устанавливает характер телесных повреждений участников ДТП и причины смерти, причины телесных повреждений и их связь с ДТП.
Квалифицирующими признаками тяжести вреда здоровью являются (п. 12 Правил судебно-медицинской экспертизы тяжести вреда здоровью):
• опасность вреда здоровью для жизни человека;
• длительность расстройства здоровья;
• стойкая утрата общей трудоспособности;
• утрата какого-либо органа или утрата органом его функций;
• утрата зрения, речи, слуха;
• полная утрата профессиональной трудоспособности;
• прерывание беременности;
• неизгладимое обезображивание лица (установление неизгладимого обезображивания лица не входит в компетенцию судебно-медицинского эксперта, так как это понятие не является медицинским);
• психическое расстройство.
Для установления тяжести вреда здоровью достаточно наличия одного из квалифицирующих признаков. При наличии нескольких квалифицирующих признаков тяжесть вреда здоровью устанавливается по тому признаку, который соответствует большей тяжести вреда здоровью.
Стойкая утрата общей работоспособности
С судебно-медицинской точки зрения стойкой следует считать утрату общей трудоспособности либо при определившемся исходе, либо при длительности расстройства здоровья свыше 120 дней (п. 15 Правил судебно-медицинской экспертизы тяжести вреда здоровью).
Легкие телесные повреждения
Телесные повреждения признаются легкими, если сопровождаются (пп. 47—49 Правил судебно-медицинской экспертизы тяжести вреда здоровью)
• кратковременным расстройством здоровья, продолжительностью не свыше 21 дня,
• либо незначительной стойкой утратой работоспособности (до 5 %).
Телесные повреждения средней степени тяжести
Признаками вреда здоровью средней тяжести являются (п. 44— 46 Правил судебно-медицинской экспертизы тяжести вреда здоровью):
• отсутствие опасности для жизни; длительное расстройство здоровья (более 21 дня);
• значительная стойкая утрата общей трудоспособности менее чем на одну треть (от 10 % до 30 % включительно).
Тяжкие телесные повреждения
Вред, причиненный здоровью, считается тяжким, если это (п. 29 Правил судебно-медицинской экспертизы тяжести вреда здоровью):
• опасный для жизни вред здоровью;
• потеря зрения, речи, слуха;
• потеря какого-либо органа либо утрата органом его функций;
• неизгладимое обезображение лица;
• расстройство здоровья, соединенное со стойкой утратой общей трудоспособности не менее чем на одну треть (более чем на 33%);
• полная утрата профессиональной трудоспособности;
• прерывание беременности;
• психическое расстройство.
Опасным для жизни является вред здоровью, вызывающий состояние, угрожающее жизни, которое может закончиться смертью. Предотвращение смертельного исхода в результате оказания медицинской помощи не изменяет оценку вреда здоровью как опасного для жизни.

Читайте также:  Способы правового регулирования правомочие

Источник

ДТП. Понятие, виды, причины, условия, последствия

Здравствуйте, уважаемые коллеги.

Статья 2 Федерального закона РФ от 10 декабря 1995 г. № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» определяет и описывает «дорожно-транспортное происшествие» как событие, возникшее в процессе движения по дороге, с участием транспортного средства, при котором погибли или ранены люди, повреждены транспортные средства, сооружения, грузы либо причинен иной материальный ущерб.

Схожее определение содержится в Постановлении Правительства РФ от 29.06.1995 № 647 «Об утверждении Правил учета дорожно-транспортных происшествий». ДТП – это событие, возникшее в процессе движения по дороге транспортного средства и с его участием, при котором погибли или ранены люди, повреждены транспортные средства, груз, сооружения.

Перечень видов ДТП и их определения приведены в Приложении 6 к Приказу МВД РФ от 18 июня 1996 г. № 328:

1) столкновение — происшествие, при котором движущиеся транспортные средства столкнулись между собой или с подвижным составом железных дорог. К этому виду относятся также столкновения с внезапно остановившимся транспортным средством (перед светофором, при заторе движения или из-за технической неисправности) и столкновения подвижного состава железных дорог с остановившимся (оставленным) на путях транспортным средством;

2) опрокидывание — происшествие, при котором движущееся транспортное средство опрокинулось;

3) наезд на стоящее транспортное средство — происшествие, при котором движущееся транспортное средств наехало на стоящее транспортное средство, а также прицеп или полуприцеп;

4) наезд на препятствие — происшествие, при котором транспортное средство наехало или ударилось о неподвижный предмет (опора моста, столб, дерево, ограждение и т.д.);

5) наезд на пешехода — происшествие, при котором транспортное средство наехало на человека или он сам натолкнулся на движущееся транспортное средство. К этому виду относятся также происшествия, при которых пешеходы пострадали от перевозимого транспортным средством груза или предмета (доски, контейнеры, трос и т.п.);

Читайте также:  Хорошие способы похудения для женщин

6) наезд на велосипедиста — происшествие, при котором транспортное средство наехало на велосипедиста или он сам натолкнулся на движущееся транспортное средство;

7) наезд на гужевой транспорт — происшествие, при котором транспортное средство наехало на упряжных животных, а также на повозки, транспортируемые этими животными, либо упряжные животные или повозки, транспортируемые этими животными, ударились о движущееся транспортное средство. К этому виду также относится наезд на животное;

8) падение пассажира — происшествие, при котором произошло падение пассажира с движущегося транспортного средства или в салоне (кузове) движущегося транспортного средства в результате резкого изменения скорости или траектории движения и др., если оно не может быть отнесено к другому виду дорожно-транспортных происшествий.

Падение пассажира из не движущегося транспортного средства при посадке (высадке) на остановке не является происшествием;

9) иной вид дорожно-транспортного происшествия — происшествия, не относящиеся к указанным выше видам. Сюда относятся падение перевозимого груза или отброшенного колесом предмета на человека, животное или другое транспортное средство, наезд на лиц, не являющихся участниками дорожного движения, наезд на внезапно появившееся препятствие (упавший груз, отделившееся колесо и пр.) и др.

В соответствии с перечисленными видами ДТП необходимо наличие трех условий: транспортное средство должно двигаться; само событие должно быть связано с транспортным средством; последствия события должны соответствовать названным условиям (погибли или ранены люди, повреждены транспортные средства, сооружения, грузы либо причинен иной материальный ущерб).

Под условиями возникновения ДТП понимается совокупность характеристик дороги, транспортных средств, водителя и окружающей среды в момент совершения дорожно-транспортного происшествия. Эти характеристики могут оставаться неизменными до и после возникновения дорожно-транспортного происшествия и не обязательно имеют с ним причинную связь.

Обстоятельства возникновения ДТП — действия (или бездействие) участников дорожного движения, иных причастных к дорожно-транспортному происшествию лиц, а также другие события, имевшие место до момента и в процессе возникновения дорожно-транспортного происшествия. В отличие от условий, обстоятельства представляют собой описание механизма возникновения дорожно-транспортного происшествия по времени.

Причины возникновения ДТП можно определить как некоторое явление или совокупность условий и обстоятельств возникновения ДТП, устранение которых сделало бы невозможным возникновение данного дорожно-транспортного происшествия. Различные виды ДТП могут быть вызваны одной причиной или несколькими.

Большинство специалистов, считает, что к дорожно-транспортному происшествию приводит большое число одновременно возникающих факторов, а поскольку число этих факторов и динамика их изменения в цепи событий, ведущих к дорожно-транспортному происшествию, составляют различные комбинации, изучение причинных связей является сложной задачей с множеством неизвестных.

Читайте также:  Salerm essential conditioning oil способ применения

Исходя из статистики, в 80 — 90% случаев причины ДТП связаны с человеческим фактором, в оставшихся 10 — 20% — носят техногенный характер.

Такое разделение основано на предположении, что участник дорожного движения должен приспосабливаться к любой ситуации, возникающей на дороге, компенсировать сбои, происходящие в системе водитель — автомобиль — дорога. Однако процесс исследования причин будет более эффективным, если выяснять, почему человек действует ошибочно при данных обстоятельствах и в данной ситуации. При таком подходе часто могут быть выявлены устранимые причины ДТП в системе организации движения, организации перевозок, конструкции автомобиля и т.д.

В зависимости от степени тяжести последствий ДТП делятся на повлекшие: материальный ущерб; легкие телесные повреждения; телесные повреждения средней степени тяжести и тяжкие; смерть потерпевшего; особо тяжкие последствия (погибло 4 и более или ранено 15 и более человек).

Материальный ущерб от ДТП может, например, складываться из стоимости ремонтно-восстановительных работ при повреждении транспортного средства, грузов, дорожных и иных сооружений; затрат на выполнение функций правоохранительных органов либо аварийно-спасательных служб; оказание первой или медицинской помощи; потерь от остановки движения.

Степень тяжести вреда здоровью.

Судебно-медицинская экспертиза устанавливает характер телесных повреждений участников ДТП и причины смерти, причины телесных повреждений и их связь с ДТП.

Квалифицирующими признаками тяжести вреда здоровью являются: опасность вреда здоровью для жизни человека; длительность расстройства здоровья; стойкая утрата общей трудоспособности; утрата какого-либо органа или утрата органом его функций; утрата зрения, речи, слуха; полная утрата профессиональной трудоспособности; прерывание беременности; неизгладимое обезображивание лица (установление неизгладимого обезображивания лица не входит в компетенцию судебно-медицинского эксперта, так как это понятие не является медицинским); психическое расстройство.

Для установления тяжести вреда здоровью достаточно наличия одного из квалифицирующих признаков. При наличии нескольких квалифицирующих признаков тяжесть вреда здоровью устанавливается по тому признаку, который соответствует большей тяжести вреда здоровью.

С судебно-медицинской точки зрения стойкой утратой общей работоспособности следует считать утрату общей трудоспособности либо при определившемся исходе, либо при длительности расстройства здоровья свыше 120 дней.

Легкие телесные повреждения.

Телесные повреждения признаются легкими, если сопровождаются: кратковременным расстройством здоровья, продолжительностью не свыше 21 дня; либо незначительной стойкой утратой работоспособности (до 5%).

Телесные повреждения средней степени тяжести.

Признаками вреда здоровью средней тяжести являются: отсутствие опасности для жизни; длительное расстройство здоровья (более 21 дня); значительная стойкая утрата общей трудоспособности менее, чем на одну треть (от 10% до 30% включительно).

Тяжкие телесные повреждения.

Вред, причиненный здоровью, считается тяжким, если это: опасный для жизни вред здоровью; потеря зрения, речи, слуха; потеря какого-либо органа либо утрата органом его функций; неизгладимое обезображение лица; расстройство здоровья, соединенное со стойкой утратой общей трудоспособности не менее чем на одну треть (более, чем на 33%); полная утрата профессиональной трудоспособности; прерывание беременности; психическое расстройство.

Опасным для жизни является вред здоровью, вызывающий состояние, угрожающее жизни, которое может закончиться смертью. Предотвращение смертельного исхода в результате оказания медицинской помощи не изменяет оценку вреда здоровью как опасного для жизни.

Отметим, что согласно Правилам учета ДТП «погибшим» считается лицо, погибшее на месте ДТП либо умершее от его последствий в течение 30 последующих суток. Российский порядок учета количества погибших в ДТП многие годы был основан на 7-дневном правиле, слегка «улучшавшем» статистику: если участник ДТП умирал в больнице на восьмой день после аварии, его погибшим в ДТП не считали. Только с начала 2009 г. отечественный порядок соответствует международным нормам (Постановление Правительства РФ от 19.11.2008 № 859).

«Раненый» — это лицо, получившее в ДТП телесные повреждения, обусловившие его госпитализацию на срок не менее одних суток либо необходимость амбулаторного лечения.

Напоминаю что на сайте, в разделе «Документы БДД», можно найти образцы документов необходимых для организации работы по обеспечению безопасности дорожного движения.

Если у Вас нет времени или возможности самостоятельно заниматься разработкой документов, то на сайте «Транспортный отдел», в разделе «Услуги», можно приобрести Готовый пакет документов для организации работы по обеспечению безопасности дорожного движения. Стоимость пакета 2500 рублей.

Источник

Оцените статью
Разные способы