- Эвристика: что это простыми словами, методы эвристики
- Что такое эвристика?
- Методы эвристики
- История развития эвристики
- Заключение
- Что такое эвристика: как найти нестандартное решение неразрешимой ситуации
- Какие эвристические методы можно применять на практике
- Как применять методы эвристики на практике
- Несколько эффективных методик поиска нестандартного решения
- Эвристика и жизнь
Эвристика: что это простыми словами, методы эвристики
Как человек решает свои проблемы? В большинстве случаев, он выбирает между возможными альтернативами. Если говорить более научным языком, человек использует метод полного ненаправленного перебора возможных альтернатив. Это предполагает огромное количество вариантов исхода событий. Анализ каждого варианта может занять приличное время, а это один из самых дорогих ресурсов. В любой сфере жизнедеятельности человека может возникнуть ситуация, когда необходимо принять решение в условиях ограниченного времени. Именно тогда, на помощь приходит эвристика.
Что такое эвристика?
Эвристика (от др.греч. «εὑρίσκω» (heuristiko) — находить и открывать) – это научная область, которая изучает и анализирует созидательную деятельность человека, то есть умение приносить подлинную пользу: материальную, моральную, техническую и другое. Эвристика представляет собой симбиоз из элементов психологии, математики, философии, физики, теории об искусственном интеллекте, лингвистики структурного типа и теории информации. Эвристику можно трактовать по-разному, в зависимости от области её применения. В общем понимании слова –
В разных изданиях можно встретить разные трактовки термина «эвристика», вот, к примеру:
- «Словарь терминов и понятий по обществознанию» (Лопухов, 2013) – эвристика здесь объясняется, как искусство изобретать, методология находить всё новое, используя при этом фантазийный образ, наводящие вопросы, гипотезы, метод интуитивно-художественного поиска и другое;
- «Новая философская энциклопедия» (2010) – педагогическая эвристика, как способ обучения через собственный поиск, формирование продуктивно-познавательных качеств мышления. Педагогическая эвристика служит базовой подготовкой для учащихся к реальной деятельности в различных сферах. Эта форма обучения тесно связана с именем философа Сократа, и считается родственной таким приёмам, как «сократическая беседа»;
- «Словарь практического психолога» (Головин, 1998) – в этом издании эвристика имеет сразу два объяснения. В широком понимании, под этим термином подразумевается наука о творчестве. В более современной трактовке, эвристика представляет симбиоз теоретических и практических методов, касающихся устройства избирательного поиска для решения сложных задач. Эвристика содержит мотивационно-эмоциональные процессы, которые способствуют ограниченному поиску в условиях большого количества вариантов.
Для понимания самой сути эвристики можно привести пример из общеобразовательной школьной программы. Например, в случае, когда ученику необходимо объяснить суть теоремы Пифагора, на доске он должен начертить прямоугольный треугольник. Таким образом наглядным становится соотношение между сторонами конкретной геометрической фигуры. Иными словами, чертёж является средством, которое облегчает ученику путь к решению. В это и заключается суть эвристических методов. Если при решении алгебраических задач, ученик будет руководствоваться решениями похожих задач, это так же будет считаться эвристическим методом. Говоря простыми словами, эвристика помогает сократить поиск, отсеяв всю информационную шелуху. Следствием этого, может стать новое видение для решения поставленной задачи.
Методы эвристики
Любой метод – это инструмент для получения каких-либо знаний, или решения каких-либо задач. Эвристика сама по себе уже является «оружием» для расширения рамок сознания. В условиях неполноценной информации и четкого плана для решения проблемы, эвристические методы позволяют использовать различные логические приёмы и методики. Симбиоз научных исследований и изобретательного творчества позволяют достичь поставленной цели.
Учитывая тот факт, что эвристика – это молодая наука, она пока лишена многих фундаментальных понятий. К примеру, это проявляется по отношению определения эвристического метода. Однако, несмотря на некоторые «погрешности», существуют методы, которые во многом могут помочь современному человеку выстроить правильный алгоритм действий при решении личных, или профессиональных проблем. Вот самые яркие примеры эвристических методов:
- Метод коллективного поиска — это довольно распространённая практика в больших компаниях. Иначе этот метод ещё называют «мозговым штурмом». В чём заключается его особенность? Задача поставлена не перед одним конкретным человеком, например, руководителем, а перед всем коллективом. Каждый сотрудник вносит свою лепту, предлагая своё видение ситуации и вариант решения задачи. Метод коллективного поиска подразумевает сбор всей этой информации, её систематизацию, подробный анализ и отбор лучших предложений;
- Метод эвристических вопросов – его иначе можно назвать методом наводящих вопросов по типу кто, что, когда, зачем, почему и так далее. Это помогает упорядочить всю имеющуюся информацию, и отсеять ненужное. Это может помочь увидеть ситуацию под совершенно другим углом;
- Метод проб и ошибок – люди не любят ошибаться, это вызывает у них чувства незначимости собственных предположений. Чаще всего такое мышление формируется со школьной скамьи, где возможность допустить ошибку для многих приравнивается к унижению. Метод проб и ошибок позволяет воспринимать каждый промах, как опыт и возможность увидеть исключение из правил;
- Метод свободных ассоциаций – здесь подразумевается коллективное решение проблемы, где применяются ассоциации и метафоры. Возникающие в ходе обсуждений нестандартные сравнения и образы могут помочь обнаружить не замеченные ранее грани предмета, или явления;
- Метод личной аналогии – при решении проблемы, эмпатический метод позволяет поставить человеку себя на место исследуемого объекта. Это помогает воспринять ситуацию по-другому, с точки зрения именно «наблюдаемого». Один из ярких примеров — это метод следователей «думать, как преступник»;
- Метод функционального анализа – здесь подразумевается, что при исследовании в приоритет ставится не суть объекта, или явления, а его функции и их характеристика. Функции могут приносить пользу, наносить вред, или быть нейтральными. Если отбросить в сторону привычные рамки, в которых ранее применялись эти функции, и попытаться найти им новое применение – это может способствовать оригинальным решениям;
- Метод синектики – чтобы найти самое оптимальное решение проблемы, в первую очередь, выдвигаются различные предложения (иногда откровенно противоречивые). Далее происходит анализ каждого варианта и выделение самых приемлемых. В основе этого метода так же лежит принцип аналогии;
- Метод морфологического анализа – напоминает поиск кода к сейфу. Человеку имеет известные компоненты – цифры, ему необходимо найти неизвестный компонент – последовательность этих цифр. Этот поиск предполагает огромное количество комбинаций, и на то, чтобы найти одну верную, необходимо большое количество времени.
История развития эвристики
Отцом-основателем самой сути эвристики считают Сократа. Он имел особенный подход при обучении своих последователей. Для того, чтобы человек смог познать суть предмета, или явления, великий философ использовал наводящие вопросы. Это позволяло ученику выстроить логическую цепочку, и в правильной последовательности «осознать» суть вещи. Подобные диалоги назывались «сократическими беседами» именно они по мнению многих легли в основу эвристических методов.
Метод Сократа неоднократно был описан и развит в трудах многих известных деятелей. В числе таких: Архимед, Г. Галилей, Ф. Бекон и другие. Эвристику с педагогической точки зрения, рассматривали в своих трудах Ж.-Ж Руссо и Л. Н. Толстой. Оба автора пришли к выводу, что ребёнок должен познавать новое, через призму собственного опыта. При этом, ученик должен иметь свободу выбора при решении поставленных задач. Такой же точки зрения придерживались С. Френе, С. Т. Шацкий, П. Ф. Каптерев и другие.
Новый толчок развития эвристика получила в прошлом столетии, этому способствовало изобретение электронной вычислительной машины. Создание ЭВМ способствовало упрощению и ускорению поиска правильного решения, ведь компьютер, на основе полученных от программиста моделей и алгоритмов, мог подобрать правильный ответ.
Заключение
Эвристика – это древнегреческая философия, призванная познавать каждое явление и предмет, которая упакована в современные технологии и термины. Эвристические методы, несмотря на свою «незрелость» во многом способны облегчить жизнь людям разных возрастов и профессий, меняя при этом привычные рамки их мышления.
Источник
Что такое эвристика: как найти нестандартное решение неразрешимой ситуации
Перинатальный психолог. Гештальт-консультант. Чем я могу тебе помочь: В .
Практикующий психолог, гештальт-терапевт. Закончила Тольяттинский Государ.
Ты наверняка не раз встречала людей, которые поражают своим развитым воображением, неординарными мыслями и суждениями. Они являются творческими личностями, которые отличаются способностью генерировать свежие идеи. Быть может, ты сама – такой человек?
Творческий процесс требует решения задач нетиповыми неординарными методами. Это могут быть как логические пути решения проблемы с помощью анализа, синтеза, обобщающих приемов, метода индукции и дедукции, так и эвристические, т.е. основанные на работе интуиции, на иррациональных подходах.
Эвристика как наука изучает суть творческой деятельности. Психология объясняет эвристический путь познания как способ получить ответ творческой задачи путем метода проб и ошибок.
Эвристическое познание способствует лучшему пониманию индивидом сути проблемы и поиска путей ее решения.
На самом деле, человеком опытным путем либо доказывается информация, либо отвергается. Эвристика подвластна только человеческому сознанию, то есть ее методы не могут быть использованы искусственным интеллектом.
Ведь творчество предполагает некие «отклонения» в решении задач, но они приводят к гениальным результатам.
Какие эвристические методы можно применять на практике
Вот тебе несколько «рабочих» схем, которые могут пригодиться:
Применение данного метода предполагает внедрение группового творческого мышления. По мнению американского психолога А. Осборна, есть люди, которым подвластна генерация оригинальных идей, но они испытывают сложности с их анализом. И, наоборот, некоторым индивидам легко отрабатывать чужие идеи, в то время как с выработкой собственных идей у них возникают затруднения.
Метод «мозгового штурма» – это предложение множества разных идей, из которых методом анализа можно выделить наиболее действенные креативные примеры. Поэтому мысли оригинально, игнорируя стандарты мышления, чтобы получить неординарные решения.
Согласно этому методу, который образовался в результате использования мозгового штурма в практической деятельности, происходит отбор среди участников группы (синекторов).
На первом этапе осуществляют оценку знаний и рассматривается опыт индивида; второй этап – анализ творческого потенциала; третий этап – рассмотрение коммуникативных способностей. Прохождение этих этапов необходимо для того, чтобы сделать выбор участников, которые будут задействованы в применении метода синектики.
Далее происходит разработка разных вариантов идей, которые формируются благодаря знаниям и эмоциональному опыту. Такая коллективная работа порождает оригинальные идеи, однако возможно быстрое привыкание участников группы друг к другу, что снижает общую продуктивность метода.
Метод основан на том, что создание нового – это комбинирование имеющегося старого, либо комплект из известного с неизвестным. То есть в данном случае рассматривается целостный комплекс связей, который подвергается тщательному анализу.
С помощью этого метода рождаются оригинальные и разнонаправленные идеи. Явления в данном случае рассматриваются со всех сторон, с применением как логического, так и интуитивного мышления, аналитического и синтетического, статистического и динамического методов. Применение данного метода требует определенного опыта, знаний и навыков, но результат его использования дает креативные необычные решения.
Как применять методы эвристики на практике
Если ты занимаешься творческой деятельностью, то тебе пригодятся следующие правила для развития творческого мышления и формирования личности:
- Замечать внешнюю среду. Многое из того, что нас окружает, мы зачастую не замечаем. Особенно следует обращать внимание на детали.
- Изучать несколько областей знания. Это может быть математика, музыка, живопись, поэзия – не следует останавливаться на какой-либо узкой специализации, рассматривай все области познания для развития творческого потенциала.
- Устанавливать ассоциации. Изучая окружающий мир, находи новые способы применения предметам и вещам.
- Нестандартные решения. Концентрируйся на проблеме, но не ищи типовых решений.
- Идеи и смех. Смех вызывает позитивный отклик. Если твоя идея вызывает смех, то ее применение будет продуктивным.
- Идеи и жизнь. Творческая идея должна быть воплощена в жизнь. Только практика может подтвердить инновационное значение теоретической оригинальности.
Несколько эффективных методик поиска нестандартного решения
Семья, личная жизнь, бизнес – часто в твоей жизни возникают ситуации, которые встают перед тобой как непреодолимая стена. Если возникла проблема, то ее нужно решать, и, желательно, скоро и легко.
Для этого можно применить известную методику мозгового штурма. На практике ее использование заключается в том, что ты берешь несколько разных любых предметов и пытаешься связать их со своей проблемой. Записывай все, что приходит в голову – все это касается решения твоей задачи. Проанализируй результаты, и ты найдешь творческое решение.
Воспользуйся другим эффективным способом решения творческих задач. Это понимание того, что ты решаешь не проблему, а ставишь перед собой цель. То есть у тебя есть цель вместо проблемы. Когда ты четко определишь себе цель, то творческие решения появятся непременно.
Попробуй применить метод «преобразующего мышления». Задается комплекс вопросов. Отвечая на них, можно вывести творческую мысль и идею. Итак, предлагаем вопросы:
- Каким другим способом можно заменить данный процесс, методику, технологию?
- Возможно ли сравнение данного процесса, деятельности, подхода, методики с чем-нибудь похожим?
- Можно ли что-либо изменить: возможно ли добавление, акцентирование на чем-то или отказ от чего-либо, можно ли увеличить, уменьшить?
Image by Alexandr Ivanov from Pixabay
- Возможно ли посмотреть на проблему с другого ракурса или использовать ее для решения другой задачи?
- Что можно устранить без существенных потерь?
- Есть ли возможность переформулировки проблемы, ее преобразования?
Отвечая на эти, казалось бы, несложные вопросы, можно пошагово прийти к новым оригинальным решениям. И суть методики заключается в новом, не узком, а широком взгляде на вещи и ситуации.
Эвристика и жизнь
Эвристическим приемам творческого мышления обучаются постепенно. Они не приходят к человеку с самого детства. Если у тебя нет креативного мышления, это не повод для переживаний. Творческую мысль можно развивать. Для этого необходимо ставить цели и четко понимать, к чему ты стремишься и чего добиваешься. Если цель определена, то вслед за ней ты получишь мотивацию.
Эвристическое учение стало прогрессивной частью современной психологии. С помощью эвристических методов человек ставит цели в условиях обладания неполноценной информацией и при отсутствии определенной программы по решению творческой задачи.
Эвристика – молодая наука, поэтому на многие вопросы ответы все еще не найдены. Однако ее методы эффективно применяются многими людьми, чья жизнь и профессия тесно связаны с творческой деятельностью.
Методы эвристики помогают принимать нестандартные креативные решения в практической сфере, улучшают качество жизни, расширяют сознание и познавательные границы человеческого разума.
Источник