- ЭВРИСТИЧЕСКИЙ МЕТОД ОБУЧЕНИЯ (или искусство предоставлять детям самим доходить до познания предметов)
- ТРЕБОВАНИЯ К УЧИТЕЛЯМ
- Эвристический метод обучения
- Что такое эвристический метод
- История создания метода
- Виды эвристических методов
- Метод проб и ошибок
- Метод коллективного поиска
- Метод синектики
- Метод личной аналогии (эмпатии)
- Метод морфологического анализа/морфологического ящика/многомерных матриц
- Функциональный анализ
- Метод эвристических вопросов
- Метод свободных ассоциаций
- Области применения методов эвристики
ЭВРИСТИЧЕСКИЙ МЕТОД ОБУЧЕНИЯ (или искусство предоставлять детям самим доходить до познания предметов)
Категория: | Дети и их воспитание |
---|
| Опубликовал: svasti asta, посмотрело: 4 169, фото: 1
Все серьезно изучающие историю воспитания в наше время согласятся с тем, что еще много пройдет времени, пока можно будет закричать : «эврика! эврика!» найдя идеально совершенную систему обучения, однако опыт недавнего прошлого дает право заключить, что мы ускорим наступление этого желанного времени, если будем стараться ослабить дидактическое и усилить эвристическое обучение; весьма значительные успехи, достигнутые в последнее время, несомненно обусловливаются применением эвристических методов и упражнений
В этой статье говорилось между прочим, что самый лучший путь к приобретению познаний, самый лучший метод, какой только может избрать каждый отдельный человек, — это тот путь исследования, по которому в минувшие времена шли целые народы; что метод обучения, приближающийся к методам исследования, должен быть признан наилучшим потому, что он не довольствуется только преподаванием истин, которые сами пo себе бесплодны и безжизненны, a приводит к самому корню, из которого они выросли.
Не будет слишком смело утверждать, что элементарная физика должна преподаваться не для одних полезных знаний, a должна быть и средством умственного развития. Если предмет преподается имея это в виду, то он развивает такие умственные силы, которые не пробуждаются и даже часто убиваются одним изучением языков, истории и математики. Для того, чтобы изучение физики могло проявить такую развивающую силу, необходимо, чтобы оно выясняло научный метод исследования природы путем наблюдения, опыта и рассуждения, поддерживаемых гипотезами. Учащиеся должны быть поставлены в положение исследователей, и им должна быть дана возможность самим производить опыты. Уроки должны касаться вопросов, которые легко могут быть поняты детьми, и для иллюстрации должны быть выбраны предметы и явления, знакомые им из повседневной жизни.
Эвристический метод ставит учащегося в положение исследователя и позволяет открывать научные факты, вместо того, чтобы только слышать о них.
Начинающий не только может, но и должен быть поставлен в положение первого исследователя, и все изучавшие вопрос практически приходят к такому же заключению. Дети приходят в восторг, если их ставят в такое положение, когда они составляют как бы партию исследователей.
Недостаточно только вести преподавание по воображаемому пути исследования, необходимо предоставить детям самим решать задачи и приобретать в этом возможно больший навык. Конечно, эти задачи должны быть тщательно соразмерены с силами учеников, которых нужно вести вперед незаметным образом, но не следует сообщать им наперед и определенно, что нужно искать и как искать. Это значило бы портить их и было бы просто преступно.
Дело обучения детей никогда не следует смотреть как на дело, которое можно исполнять кое-как, но как на священную обязанность. Весь смысл учительской обязанности может быть выражен в одном маленьком, но очень выразительном на английском языке слове: научить детей делать (to do).
Напрасно ссылаться на то, что молодые школьники не могут сани что-нибудь открыть; но всегда нужно предлагать им факты так, чтобы был достаточно виден тот путь, который ведет к выводам, и чтобы были ясны те методы, какими, опираясь на эти факты, можно придти к некоторым заключениям. И прежде чем применять в сколько-нибудь значительной степени дидактический метод, должен быть пройден основательный курс эвристическаго обучения, задача которого — дать полное понимание метода и развить способность им пользоваться. Научный склад ума, научные способы работы должны сделаться настолько привычными, чтобы обходиться без них сделалось невозможным. Отсюда неизбежно вытекает, что предметы должны предлагаться учащимся в таком порядке, чтобы те из них, которые могут проходиться опытным путем, были поставлены в первой очереди.
Эвристические экспериментальные занятия, правильно поставленные, имеют, по мнению Г. Армстронга, чрезвычайно важное воспитательное значение, так как они разными путями содействуют выработке нравственных и умственных качеств учащихся: во-1-х, они возбуждают интерес к обыкновенным предметам и обыденным явлениям, о которых учащиеся не просто слышат что-нибудь, но сами постепенно приобретают познания. Таким образом дети приучаются обращать внимание на эти явления и становятся наблюдательными н любознательными.
Они научаются пользоваться весами, взвешивать и измерять, и не одни только предметы, но также поступки и слова, потому что все что они делают, они должны делать точно. Измерения делаются везде, где только возможно, и учащиеся на практике познают, насколько они необходимы для того чтобы делать точные выводы. Измерения и взвешивания производятся настолько часто, что входят в привычку учащихся. Учащиеся приобретают навык к правильным наблюдениям ; от них требуют аккуратности во всех делах; их приучают не тратить лишних материалов и быть бережливыми. В них вырабатывается привычка терпеливо доходить до подробностей, навык логически мыслить, судить здраво и основательно. Изобретая и приспособляя аппараты, задумывая и производя опыты, они развивают в себе ловкость и находчивость.
Необходимо признать, что задача вовсе не в том, чтобы преподать ту или иную отрасль науки, a в том, чтобы научить научному методу, развить способности, ныне редко упражняемые, но чрезвычайно важные для успешного исполнения всевозможных обязанностей обыденной жизни.
Обучение может вестись с успехом только сочувствующими делу и развитыми учителями. Дело это должно завоевать себе симпатии и быть поставлено так, чтобы оно не считалось чем-то менее важным, чем другие занятия.
ТРЕБОВАНИЯ К УЧИТЕЛЯМ
Учителя должны быть более широко образованы, должны более широко охватывать свой предмет, быть более предусмотрительны, более способны взвешивать все условия задачи, решать которую они призваны, более склонны идти вперед в своем деле и не бояться перемен, хотя бы и сопряженных с беспокойствами, они должны иметь высокое понятие о нравственных обязанностях своего призвания.
Учить научно всегда труднее, чем учить механически, но от нас настоятельно требуются научное обучение, a не обучение науке, и мы должны найги способ дать его.
Получение хороших учителей представляет чрезвычайно большие трудности, если университеты не придут здесь на помощь. преподавание в нынешних педагогических учреждениях ведется самым анти-эвристическим методом, так что от них мало можно ожидать помощи. Нужны особые специальные меры, чтобы обеспечить школы подготовленными учителями и учительницами.
Даже в тех случаях, где остальные условия благоприятны, выступает на сцену вечное пугало—таблица распределения часов. Вначале еще не представится затруднений в постановке этого предмета в тех же условиях, как и всякого другого. Но когда дело дойдет до опытов с аппаратами, не многое можно будет сделать, пользуясь только тем временем, какое отведено на обыкновенный урок.
По всей вероятности, затруднения относительно времени не будут совершенно устранены, пока не произойдет радикальное изменение в способе ведения школ, пока не приобретет прав гражданства новый взгляд на школьную жизнь,—взгляд, основанный на признании того положения, которое было высказано Гёксли, — что главную цель жизни составляет не знание, a деятельность.
Наши школы имеют задачи. Большая часть выходящих из них избирает занятия требующие сидячего образа жизни. Их воспитание дает некоторую подготовку к этого рода занятиям. Но они вовсе не подготовлены к деятельной жизни. Мы должны самым решительным образом протестовать против того порядка, который обрекает нацию к тому, чтобы остаться позади других. Вместо того, чтобы принимать в наших школах меры к водворению молчания, мы должны были бы поощрять учеников к разумным беседам о том, что они делают в школе. Почему наши дети так редко разговаривают о своих школьных делах? Почему всюду слышится так много пустых разговоров? Почему так много читается пошлых произведений литературы? He потому ли это, что так мало поощряются разумные беседы и чтение в школах?
Когда дети вместе занимаются открытием для себя научных истин, y них естественно возникает потребность вместе обсуждать свое дело, обмениваться мнениями, спрашивать друг y друга совета. Они так интересуются своим делом, что не могут не говорить о нем.
Нельзя представить себе ничего менее разумного, менее целесообразного в смысле подготовки к жизненному делу, чем система вынужденного молчания, практикуемого в наших школах. Эта система является неизбежным следствием дидактического классного обучения, переувлечения учебниками и пренебрежительного отношения ко всякому инструменту и орудию, кроме пера.
Источник
Эвристический метод обучения
Что такое эвристический метод
Эвристический метод — это способ открытия нового.
Чаще всего об эвристическом методе говорят в связи с обучением, так как во время него человек открывает что-то новое для себя. Но это не единственная сфера. Учёные различных областей часто прибегают к методам эвристики в своих исследованиях. Суть их заключается в том, что для решения поставленной задачи используются все возможные способы и пути. Среди множества предложенных вариантов находится оптимальный. Зачастую в эвристической методике прибегают к прогнозированию или выстраиванию модели искомого.
История создания метода
Основателем эвристики принято считать древнегреческого философа Сократа. Он приводил своих учеников к знанию путём особых наводящих вопросов. Главный постулат Сократа: «Я знаю, что ничего не знаю». В дальнейшем принципы эвристического метода описывали в своих трудах античные учёные Папп и Архимед.
Осторожно! Если преподаватель обнаружит плагиат в работе, не избежать крупных проблем (вплоть до отчисления). Если нет возможности написать самому, закажите тут.
В средние века незаслуженно забытый эвристический метод был вновь открыт благодаря трудам Г. Галилея, Ф. Бэкона и Г. Лейбница. Более тщательно этот вопрос изложил математик из Чехии Больцано в своей книге «Наукоучение».
В педагогике принципы эвристического метода активно поддерживали и развивали Ж.-Ж Руссо и Л. Н. Толстой. Руссо выдвинул идею «естественного обучения», которое предполагало получение знания через личный опыт. Толстой, анализируя свой педагогический опыт в крестьянских школах, пришёл примерно к такому же выводу. Он подчёркивал также, что ребёнок должен быть свободен в выборе решения.
В XIX веке за использование эвристического метода в образовании выступали также П. Ф. Каптерев, В. П. Вахтеров, С. Т. Шацкий, Дж. Дьюи, А. Нилл, С. Френе и другие.
В науке XX века изучение эвристики тесно связано с появлением ЭВМ. Программист может задать машине некую модель желаемого и алгоритмы решения, а компьютер подбирает точный ответ. Появление вычислительной техники упростило и ускорило поиск правильного решения, но не изменило сущность и значение эвристики. В дальнейшем она прочно вошла в такие дисциплины как психодиагностика, статистика, экономика, менеджмент и другие.
Виды эвристических методов
В эвристике выделяют несколько видов открытия нового.
Метод проб и ошибок
К промахам в процессе обучения выработалось негативное отношение как у ученика, так и учителя. Но метод проб и ошибок переворачивает представление о неудачах. Ошибка становится источником новых знаний, понимания того, как не надо делать. С помощью ошибок можно также обнаружить исключения из правил или новые истины, противопоставленные общепринятым. Оценивая ошибки, человек анализирует причины их появления, что приводит к глубинному пониманию происходящего.
Метод коллективного поиска
Нередко называют «мозговым штурмом». Особенность его в том, что к решению приходит не один человек, а группа. В ходе коллективного поиска каждый вносит свою лепту в поиск ответа. Критиковать или не принимать идеи в этой стадии нельзя. Множество идей систематизируются, а затем отбираются лучшие предложения.
Метод синектики
Синектика — это смешение разнородных элементов. Чтобы прийти к идеальному решению, на первом этапе выдвигаются идеи и предложения разного характера, порой даже противоречивого. Неприемлемые отбрасываются, и поиск продолжается. Прием синектики базируется на принципе аналогии. При этом аналогии могут быть разными — личными, словесными или обратными. Чаще всего этот способ направлен на разбор творческих задач, поэтому не предполагает решения слишком узких конкретных проблем. Требует большого мастерства от того, кто его использует.
Метод личной аналогии (эмпатии)
Аналогия — это поиск сходства между двумя объектами. Личная аналогия в эвристике позволяет поставить себя на место исследуемого объекта. Таким образом познание явления или предмета происходит изнутри. Меняется парадигма восприятия. Способ хорошо зарекомендовал себя в педагогике и психологии. При использовании эмпатии развивается воображение, стимулируются творческие способности человека.
Метод морфологического анализа/морфологического ящика/многомерных матриц
При использовании этого метода неизвестные компоненты складывают с известными, а потом оценивают получившееся. Таких комбинаций может быть много. Недостаток морфологического анализа в том, что из множества решений необходимо получить только одно верное, и поиск может затянуться.
Функциональный анализ
Переносит акцент исследования с содержания предмета или явления на его функции. Они могут быть полезными, нейтральными или вредными. Поиск иного применения уже привычных функций, может привести к оригинальным решениям.
Метод эвристических вопросов
Ключевые вопросы этого приема — кто? что? зачем? где? чем? как? когда? — помогают упорядочить информацию в ходе решения проблемы. Иногда эти вопросы позволяют посмотреть на предмет с непривычной стороны.
Метод свободных ассоциаций
Основой служит возможность слова вызывать разные ассоциации у членов группы, решающих проблему. Принцип может быть реализован только в коллективной работе. Источниками идей становятся метафоры и ассоциации. Образы, которые возникают в результате анализа изучаемого понятия, помогают найти необычные свойства или функции предмета. К ассоциативным относится и метод гирлянд случайностей. Суть его в том, что на изучаемый объект переносятся признаки случайно выбранных предметов. В результате получаются нестандартные комбинации, которые могут быть полезны исследователю.
Области применения методов эвристики
Применение эвристических приемов возможно в различных сферах человеческой деятельности. Назовем некоторые области применения эвристики.
- Педагогика. Эвристическое обучение направлено на самостоятельность ребёнка и активизацию творческого мышления. Как правило, оно строится на основе прогнозирования. Ученик выдвигает гипотезу и с помощью учителя и эвристических приёмов либо доказывает её, либо опровергает. В ходе эвристического обучения реализуется несколько принципов: личностное целеполагание, метапредметность, ситуативность, рефлексия.
- Криминалистика. Чтобы раскрыть преступление, следователь должен обработать большой объём информации. Эвристические методы могут быть направлены следователем на свою психическую деятельность, чтобы разрушить негативные стереотипы, профессиональный консерватизм в решении следственных задач. Эвристические приемы уместны в ситуациях, когда следствие заходит в «тупик».
- Медицина. Врачи нередко вынуждены принимать решения, опираясь на свой опыт, выбирая из множества вариантов диагнозов соответствующий ситуации. В отдельных случаях врач может использовать метод проб и ошибок для постановки верного диагноза. Например, для определения степени тяжести заболевания доктор может направить пациента на полное обследование. В ходе него, врач может увидеть, какие показатели в норме, а какие нет. Метод мозгового штурма возможен на медицинских консилиумах, когда группа медиков коллективно решает, в каком направлении продолжить лечение. Эвристические приемы активно применяются в медицине в системах машинной диагностики и наблюдения за пациентом. Из множества данных о больном машина составляет наиболее вероятностное заключение о болезни. Машинная диагностика позволяет ставить диагноз более оперативно, но не исключает участия человека.
Эвристика применима и в области психологии. Эвристические принципы позволяют по-новому взглянуть на проблему самому пациенту, например, с помощью метода эмпатии. Психологи часто используют ассоциативные методы, чтобы увидеть истинные масштабы проблемы подопечного.
Несмотря на то, что эвристические методы были сформулированы ещё в Древней Греции, эвристика считается молодой наукой, которая открыта изменениям. Её методы и приемы могут изменяться и дополняться вместе с развитием науки и техники.
Источник