Эвристический способ обучения это

Эвристический метод. Формы эвристического обучения

Частично-поисковый (эвристический метод обучения) – это организация активного поиска решения познавательных задач, выдвинутых в процессе обучения или самостоятельно сформулированных под руководством учителя или на основе эвристических указаний и программ. При этом мыслительный процесс приобретает продуктивный характер, но обязательно контролируется и направляется самими учащимися или педагогом. Эвристический метод необходим для постепенной подготовки учащихся к самостоятельной постановке и решению поставленной проблемы.

Деятельность педагога

Эвристическое обучение заключается в подведении обучаемых к постановке проблемы, при этом показывается, как нужно находить доказательства, после делать выводы из полученных фактов, строить план их проверки и т. д. Эвристическая беседа широко применяется при этом методе обучения, в процессе нее преподаватель задает несколько взаимосвязанных вопросов, являющихся шагами к решению проблемы. Эвристический метод предполагает, что ученики активно участвуют в подобных беседах, овладевая приемами анализа нового учебного материала с целью постановки какой-либо проблемы и поиска путей ее разрешения и т. д. Но учащиеся не всегда способны к самостоятельному решению сложной учебной задачи от начала и до конца, они могут попытаться частично разобраться в ней. Учитель пытается привлечь детей к выполнению отдельных шагов. Какую-то часть знаний дает взрослый, часть ученики ищут самостоятельно, отвечают на заданные вопросы или разрешают проблемные задания.

Эвристический метод обучения – это организация процесса овладения знаниями, при которой не все сведения детям даются в готовом виде, частично их необходимо добывать самостоятельно. Деятельность педагога подразумевает оперативное управление процессом решения проблемных задач.

Методы и формы

Главной задачей форм и методов эвристического обучения является создание обучающимися новых образовательных результатов: сочинений, идей, поделок, исследований, художественных произведений, конкурсов и др.

Эвристический метод предполагает следующие формы занятий:

  1. Олимпиады. При помощи них оценивают не правильность решения задач, а степень творчества учеников, которое проявляется при создании ими продуктов.
  2. Эвристические уроки предполагают выполнение заданий учащимися, направленные на их творчество (например, изобрести свои цифры, сочинить рассказ, составить игру и др.).
  3. Деловая игра позволяет приблизиться к реальным, производственным или научным условиям. При такой форме обучения в игровой форме моделируется работа организации по решению какой-либо проблемы.
  4. Интерактивные формы обучения реализуются при помощи компьютерных программ.
  5. Дистанционные и очные проекты. С помощью дистанционной формы обучения (E-mail, сеть Интернет) организуются между школами эвристические олимпиады, творческие проекты, исследования.

Преимущества

Эвристическое обучение эффективно, так как:

  • увеличивается роль самостоятельности в образовательном процессе, повышается инициативность;
  • появляется положительная внутренняя мотивация в процессе поиска решения проблем;
  • формируется творческий подход к решению задач, применяются полученные умения и знания в новых, нетипичных ситуациях;
  • при групповой организации работы учеников происходит укрепление межличностных отношений, развивается взаимодействие в коллективе;
  • повышается самооценка детей;
  • эвристические методы принятия решений дают возможность самореализации обучаемых в процессе обучения:
  • повышается уровень усвоения нового учебного материала.

Недостатки

Эвристический метод требует большей затраты времени, если сравнивать его с сообщением готовых знаний. Вот почему преподаватель не имеет возможности на всех уроках его использовать. Вообще применение метода напрямую зависит от уровня развития и обученности учащихся, а особенно от того, сформированы ли у них познавательные умения.

Таким образом, эвристические методы нужно использовать в разумных пределах, нейтрализуя их недостатки с помощью разных приемов. Необходимо помочь тем ученикам, которые не смогли решить на уроках поставленные задачи. Нужно попытаться сформировать у детей умения и навыки, которые пригодятся им для самостоятельного решения проблемы.

Эвристические приемы и методы применимы не только в обучении, но и в профессиональной деятельности.

Эвристический анализ

Эвристические методы анализа – это группа приемов сбора и обработки информации, которая опирается на суждения группы специалистов. Их еще называют креативными.

Эвристические методы являются основой для экспертных оценок, рассматриваемых операций, процессов, результатов. Все выводы, которые получены при анализе на основе этих методов, всегда имеют логическое обоснование и могут быть выражены в форме прямой оценки (неприемлемо, приемлемо, вредно, полезно); определения предположений (выбор наиболее удачных или первоочередных решений); отбора мероприятий для конкурентной проработки.

При эвристическом анализе применяются следующие методики: метод контрольных вопросов, коллективный блокнот, деловая игра, комиссии и конференции, метод аналогии, метод сценариев, целевая оценка, банк идей, метод «паутина», мозговой штурм, активный социологический тестированный анализ и контроль, SWOT-анализ.

Эвристическое прогнозирование

Эвристические методы прогнозирования являются необходимыми и важными инструментами предвидения будущего, их роль велика там, где использование других методов пока не представляется возможным.

Достоинством эвристического прогнозирования считается то, что оно применимо для прогнозирования любых процессов, вне зависимости от их природы и уровня знаний, а также отсутствия или наличия какой-либо информации. Большой эффект эвристическое прогнозирование способно дать при определении новых направлений дальнейшего развития и их возможностей.

Эвристические методы управленческих решений

Эвристический метод принятия решений необходим при поиске новых управленческих идей. Прошлый опыт не отвергается, его пытаются объединить с новыми идеями. В результате этого есть возможность решить старые задачи, которые не было возможности решить при помощи других методов, а также новые задачи, которые возникают при управлении инновационной деятельностью. В реализации данного метода выделяется 2 необходимых элемента: инсайт и мыслительные усилия для решения управленческих задач.

Метод эвристических приемов

Не имеет однозначного определения понятие эвристического приема. Под ним понимается элемент эвристического метода и преобразующее действие, которое позволяет составить алгоритм решения проблемной задачи.

Источник

Эвристический метод в обучении

Вы будете перенаправлены на Автор24

Эвристический метод обучения – это метод, основанный на организации активного поиска различных познавательных задач, которые выдвинуты педагогом или самими учащимися в процессе обучения, в соответствии с учебной программой.

При организации эвристического метода обучения мыслительный процесс учащихся приобретает продуктивный характер, но при этом его течение обязательно контролируется и направляется педагогом или самими учащимися. Значимость эвристического метода заключается в том, что он оказывает эффективное влияние на постепенную подготовку учащихся к самостоятельной постановке учебной проблемы и ее последующее решение.

Общая характеристика эвристического метода обучения

Суть эвристического метода обучения состоит в том, что педагог «подводит» учащихся к постановке учебной проблемы, параллельно показывая алгоритм нахождения доказательств, формирования и оформления выводов, их проверки и т.д.

Одним из наиболее часто используемых и эффективных приемов в рамках данного метода является прием эвристической беседы, в ходе которой педагог задает учащимся взаимосвязанные вопросы, каждый из которых это шаг к решению учебной проблемы.

Значимость эвристической беседы заключается в том, что учащиеся, принимая в ней участие, овладевают навыками и приемами анализа новой учебной информации с целью постановки определенной учебной проблемы и поиска ее решения. Однако учащиеся не всегда могут самостоятельно разрешить проблемную учебную ситуацию от начала и до конца, именно поэтому необходима помощь педагога. Задача учителя заключается в том, чтобы показать учащимся правильное направление решения, показать алгоритм выполнения некоторых действий.

Таким образом, эвристический метод обучения – это такая организация учебного процесса, при котором учащимся знания не дают в готовом виде, их необходимо добывать частично самостоятельно, частично с помощью педагога.

Готовые работы на аналогичную тему

Методы и формы

Основной задачей методов и форм эвристического метода обучения является создание учащимися новых учебных результатов, таких как сочинения, поделки, художественные произведения, конкурсы и т.д.

В рамках эвристического метода обучения выделяют следующие формы учебных занятий:

  1. Метод «вживании» (автор А.В. Хуторской) – посредством чувственного и мысленного представления учащиеся стараются понять и почувствовать изучаемый предмет «изнутри».
  2. Метод смыслового видения (автор А.В Хуторской) – основан на одновременной концентрации учащегося на исследуемом объекте, посредством физического зрения и понимании заложенного в нем смысла, замысла, идеи и т.д.
  3. Метод символического видения (А.В. Хуторской) – в ходе исследования учащийся опирается на определенный глубинный смысл, который содержится в объекте.
  4. Метод образного видения (автор А.В. Хуторской) – учащимся предлагается посмотреть на объект и нарисовать увиденный в нем образ, то есть то на что по мнению учащегося он походит больше всего визуально.
  5. Метод эвристических вопросов (автор Квинтиллиан) – учащимся необходимо понять о каком предмете или явлении говорит педагог, для этого ему задают семь ключевых наводящих вопросов: Кто? Что? Зачем? Где? Чем? Как? Когда? Ответив на них, учащиеся должны понять, о чем идет речь.
  6. Метод гиперболизации – направлен на увеличение или уменьшение знаний об объекте, его отдельных частей или качеств. Основан на примере книги «Рекордов Гиннесса».
  7. Метод агглютинации – предполагается соединение несоединимых в реальности свойств, частей или качеств объектов.
  8. «Мозговой штурм» (автор Л.Ф. Осборн) – направлен на сбор как можно большего количества идей по поставленному педагогом вопросу или ситуации. Принимаются любые высказанные идеи, они фиксируются, по истечению времени обсуждения, приступают к их анализу.
  9. Метод синектики (автор Дж. Гордон) – в основе лежит метод «мозгового штурма», предусматривает высказывание различных аналогий, инверсий, ассоциаций и т.д. Обсуждение начинается с общих признаков, важно не упускать из обсуждения исходную проблему.
  10. Метод морфологического ящика или метод многомерных матриц (автор Ф. Цвики) – основан на нахождении и выработке кардинально новых, иногда неожиданных мыслей и идей по поставленной проблеме, посредством постановки разнообразных комбинаций элементов исследуемого объекта или явления.

Таким образом, методы и формы реализации эвристического метода обучения весьма разнообразны, их выбор зависит от возраста учащихся, их психологических особенностей развития и исходного уровня знаний и умений.

Преимущества и недостатки эвристического метода обучения

Эвристический метод обучения имеет как преимущества, так и недостатки в использовании.

Преимущества применения эвристического метода в обучении:

  1. Повышение уровня самостоятельности и инициативности учащихся.
  2. Положительная внутренняя мотивация на поиск решения учебной проблемы.
  3. Формирование творческого подхода к организации учебного процесса, обучение применению собственных знаний, умений и навыков для решения проблемных ситуаций и задач.
  4. Укрепление межличностных взаимоотношений между учащимися, формирование эффективного взаимодействия в ученическом коллективе.
  5. Формирование у учащихся навыков самореализации, повышение эффективности усвоения учебного материала.

Основным недостатком эвристического метода обучения является то, что он требует достаточно больших временных затрат. Исходя из этого его применение не возможно на всех уроках. Кроме того, допустимость использования данного метода зависит от уровня развития и обученности учащихся, а также от уровня сформированности познавательных умений и навыков.

Таким образом, эвристический метод обучения необходимо использовать в разумных пределах, а его недостатки компенсировать посредством разнообразных приемов.

Источник

Эвристический метод и примеры его использования в условиях ДОУ

Ольга Шишкина
Эвристический метод и примеры его использования в условиях ДОУ

Эвристический метод и примеры его использования в условиях ДОУ.

Успех воспитания и обучения во многом зависит от того, какие методы и приемы использует педагог, чтобы донести до детей определенное содержание, сформировать у них знания, умения, навыки, а также развить способности в той или иной области деятельности.

Под методами обучения понимают систему действий педагога, организующего практическую и познавательную деятельность детей, которая направлена на усвоение содержания, определенного «Программой воспитания и обучения в детском саду».

Традиционно методы обучения классифицируются по тому источнику, из которого дети получают знания, навыки и умения, и по тем средствам, с помощью которых эти знания, умения и навыки преподносятся. Так как дети дошкольного возраста приобретают знания в процессе непосредственного восприятия предметов и явлений окружающей действительности и из сообщений педагога (объяснения, рассказы, а также в непосредственной практической деятельности (конструирование, лепка, рисование и т. п., выделяют методы:

Это традиционная классификация.

В последнее время разработана новая классификация методов. Авторами новой классификации являются Лернер И. Я., Скаткин М. Н. она включает следующие методы обучения:

эвристический;

метод проблемного изложения материала.

Остановимся более подробно на эвристическом методе и примерах его использования в условиях ДОУ.

Эвристика (от греч. heurisko – нахожу)методология научного исследования, а также методика обучения, основанная на открытии или догадке. Эвристический метод направлен на проявление самостоятельности в каком – либо моменте работы на занятии.

В чём же заключается суть данного метода?

При эвристическом методе обучения воспитатель не знает заранее, к какому решению поставленной задачи придут дети. Используя данный метод, перед ребятами ставятся задачи, не имеющие однозначного решения и они должны самостоятельно выдвинуть возможные способы решения проблемы, подтвердить их или опровергнуть, и достичь в итоге неожиданного зачастую результата. То есть дети не получают готового набора знаний, который им необходимо запомнить, а достигают его самостоятельно путем постановки и нахождения ответов на проблемные вопросы.

Главная особенность эвристического метода заключатся в том, что сначала ребёнок самостоятельно достигает своего результата, а потом уже сравнивает его с общеизвестными аналогами. Но чтобы ребёнку достичь «своего результата», педагогу необходимо развивать у детей творческие, креативные способности, воспитывать активную личности, формировать способность работать самостоятельно.

Л. С.Выготский дает следующее определение творческой деятельности: “Творческой деятельностью мы называем такую деятельность человека, которая создает нечто новое, все равно, будет ли это созданное творческой деятельностью какой-нибудь вещью внешнего мира или известным построением ума или чувства, живущем и обнаруживающимся только в самом человеке” [1, с. 3].И далее: “Всякая такая деятельность, результатом которой является не воспроизведение бывших в его опыте впечатлений или действий, а создание новых образов или действий, и будет принадлежать к роду творческого или комбинирующего поведения” [1, с. 5].

Д. Б.Богоявленская выделяет воспитательный аспект данного вопроса: “Системный подход в исследовании творчества представляется нам важным не только и даже не столько в теоретическом отношении, сколько в плане чисто практическом – воспитательном. Мы имеем в виду проблему формирования всесторонне развитой личности, развитой не только познавательно и интеллектуально, но и нравственно-эстетически, духовно богатой и творчески окрыленной” [2, с. 40].

По мнению В. А. Хуторского,обучение и развитие человека связаны с его творчеством: развивается лишь тот, кто создает и творит новое (для себя или для других, кто выходит за рамки предопределенного, реализует потенциальные возможности своего внутреннего мира [3, с. 32]. Специалисты в области педагогической психологии утверждают, что информация становится знанием лишь тогда, когда вступает в контакт с прежним опытом человека.

Задатки творческих способностей присущи абсолютно любому ребёнку, необходимо только их суметь раскрыть и развить. Ребята должны не только овладевать знаниями, умениями, навыками, но также и уметь творчески применять их, уметь находить решения различных проблем. Развить данные умения возможно только в результате педагогической деятельности, которая создаёт условия для творческого развития дошкольников. Таким образом, проблема развития творческих способностей дошкольников посредством эвристических приёмов обучения является одной из наиболее актуальных.

Насколько же реально эвристическое обучение в дошкольном учреждении и нужно ли оно в свете новых федеральных требований в дошкольном образовании? Использование эвристических методов в детском саду просто необходимо. С помощью этих методов мы научим детей выходить из трудных ситуаций, мыслить глубоко, дети смогут изобретать что-то новое, фантастическое, может быть нереальное в этом мире. Известно, что в трудной ситуации человек действует типичным для него способом, который закладывается в детстве, а данный метод раскрывает перед ребёнком новые пути выхода из ситуаций, мыслить нестандартно, по творчески, изобретательно.

Какие эвристические приёмы можно использовать в работе с детьми дошкольного возраста? Задания могут быть самыми разнообразными, например:

«внедрение» в хорошо известную сказку другого сказочного персонажа и помочь ему выйти из различных ситуаций в данном произведении;

— придумывание счастливого продолжения к печальной сказке (на примере сказки «Колобок»);

— перемещение в сказку современных предметов (телефон, экскаватор и т. д.) и получение новой сказки или её изменение («сказка на новый лад»);

— придумывание загадок, небылиц;

— придумывание новых слов; фигур; цифр; животных; планет (а потом их зарисовать или изобразить) и т. д.

Задания могут быть различными – это и придумывание нового, видоизменяя или улучшая привычный реальный объект; рассматривание предмета с необычной стороны; составление рассказа, придумывание сказки о рассматриваемом объекте; использование найденных определений на речевых занятиях. На занятиях с продуктивными видами деятельности (лепка, рисование, аппликация)использование творческих заданий. Главное, в использовании эвристического метода – это активизация творческого воображения и креативного мышления детей.

Ценность использования эвристического метода в работе заключается в том, что дети самостоятельно учатся применять свои знания, умения, исходя из уже имеющегося опыта, педагог лишь подводит их к правильному решению. Таким образом, данный метод способствует формированию своей точки зрения у детей, своей позиции, своего миропонимания.

1. Выготский Л. С.Воображение и творчество в детском возрасте: Психол.очерк: Кн. для учителя. – 3-е изд. – М. : Просвещение, 1991. – 93 с.

2. Богоявленская Д. Б. Пути к творчеству. – М. : Знание, 1981. – 96 с. – (Новое в жизни, науке, технике. Сер. “Педагогика и психология”; №10.).

3. Хуторской А. В.Современная дидактика: Учебник для вузов. – СПб. : Питер, 2001. – 544 с.

4. Кулюткин Ю. Н., Сухобская, Г. С. Развитие творческого мышления школьников. – Л. : 1967.

Широкое использования народного фольклора во всех его проявлениях (в устном народном творчестве) Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида «Веточка» городского поселения «Рабочий.

Консультация для педагогов «Необходимость использования современных педагогических технологий в ДОУ» НЕОБХОДИМОСТЬ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ СОВРЕМЕННЫХ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ТЕХНОЛОГИЙ В ДОУ Педагоги дошкольного образования в последнее время все чаще сетуют.

Консультация для педагогов ДОУ «Нетрадиционные формы работы с родителями в ДОУ в условиях ФГОС ДО» Бюджетное Дошкольное Образовательное учреждение Г. Омска «Центр развития ребенка – детский сад № 44» Консультация для педагогов.

Проектно-исследовательский метод в деятельности ДОУ Отечественные педагогика и педагогическая психология разрабатывают новые образовательные технологии, построенные на исследовательском поиске.

Образование и его значимость в условиях информационного общества Образование — результат усвоения систематизированных знаний, умений и навыков, условие подготовки человека к жизни. Цель образования: приобщение.

Презентация для метод объединения «Инновационность в разработках ДОУ» Здравствуйте уважаемые коллеги! Я хочу поделиться опытом в разработках нашего ДОУ. Эту презентацию и выступление я готовила на метод.

Примеры использования ИКТ для повышения качества обучения, воспитания и развития детей. Презентация Актуальность Использование информационных компьютерных технологий, при работе с детьми раннего возраста, достаточно спорная тема. У многих.

Семинар на тему «Метод проектов в ДОУ» Цели: повышение профессиональной компетентности педагогов; обучение педагогов проектной деятельности; внедрение в педагогический процесс.

Система работы ДОУ для художественно-эстетического развития детей и актуальность использования ИКТ в современных условиях Ребенок с первых лет жизни неосознанно тянется ко всему яркому и привлекательному, радуется блестящим игрушкам, красочным цветам и предметам.

Преимущества использования системы Тиса в практике современного ДОУ Тренажерно-инфомационая система ТИСА – это уникальный тренажерный комплекс. Все элементы собраны из дерева (массив сосны, в каждый вмонтирован.

Источник

Читайте также:  Определенный способ выполнения действий
Оцените статью
Разные способы