Эвристический способ обработки информации это

Эвристика: что это простыми словами, методы эвристики

Как человек решает свои проблемы? В большинстве случаев, он выбирает между возможными альтернативами. Если говорить более научным языком, человек использует метод полного ненаправленного перебора возможных альтернатив. Это предполагает огромное количество вариантов исхода событий. Анализ каждого варианта может занять приличное время, а это один из самых дорогих ресурсов. В любой сфере жизнедеятельности человека может возникнуть ситуация, когда необходимо принять решение в условиях ограниченного времени. Именно тогда, на помощь приходит эвристика.

Что такое эвристика?

Эвристика (от др.греч. «εὑρίσκω» (heuristiko) — находить и открывать) – это научная область, которая изучает и анализирует созидательную деятельность человека, то есть умение приносить подлинную пользу: материальную, моральную, техническую и другое. Эвристика представляет собой симбиоз из элементов психологии, математики, философии, физики, теории об искусственном интеллекте, лингвистики структурного типа и теории информации. Эвристику можно трактовать по-разному, в зависимости от области её применения. В общем понимании слова –

В разных изданиях можно встретить разные трактовки термина «эвристика», вот, к примеру:

  • «Словарь терминов и понятий по обществознанию» (Лопухов, 2013) – эвристика здесь объясняется, как искусство изобретать, методология находить всё новое, используя при этом фантазийный образ, наводящие вопросы, гипотезы, метод интуитивно-художественного поиска и другое;
  • «Новая философская энциклопедия» (2010) – педагогическая эвристика, как способ обучения через собственный поиск, формирование продуктивно-познавательных качеств мышления. Педагогическая эвристика служит базовой подготовкой для учащихся к реальной деятельности в различных сферах. Эта форма обучения тесно связана с именем философа Сократа, и считается родственной таким приёмам, как «сократическая беседа»;
  • «Словарь практического психолога» (Головин, 1998) – в этом издании эвристика имеет сразу два объяснения. В широком понимании, под этим термином подразумевается наука о творчестве. В более современной трактовке, эвристика представляет симбиоз теоретических и практических методов, касающихся устройства избирательного поиска для решения сложных задач. Эвристика содержит мотивационно-эмоциональные процессы, которые способствуют ограниченному поиску в условиях большого количества вариантов.

Для понимания самой сути эвристики можно привести пример из общеобразовательной школьной программы. Например, в случае, когда ученику необходимо объяснить суть теоремы Пифагора, на доске он должен начертить прямоугольный треугольник. Таким образом наглядным становится соотношение между сторонами конкретной геометрической фигуры. Иными словами, чертёж является средством, которое облегчает ученику путь к решению. В это и заключается суть эвристических методов. Если при решении алгебраических задач, ученик будет руководствоваться решениями похожих задач, это так же будет считаться эвристическим методом. Говоря простыми словами, эвристика помогает сократить поиск, отсеяв всю информационную шелуху. Следствием этого, может стать новое видение для решения поставленной задачи.

Методы эвристики

Любой метод – это инструмент для получения каких-либо знаний, или решения каких-либо задач. Эвристика сама по себе уже является «оружием» для расширения рамок сознания. В условиях неполноценной информации и четкого плана для решения проблемы, эвристические методы позволяют использовать различные логические приёмы и методики. Симбиоз научных исследований и изобретательного творчества позволяют достичь поставленной цели.

Учитывая тот факт, что эвристика – это молодая наука, она пока лишена многих фундаментальных понятий. К примеру, это проявляется по отношению определения эвристического метода. Однако, несмотря на некоторые «погрешности», существуют методы, которые во многом могут помочь современному человеку выстроить правильный алгоритм действий при решении личных, или профессиональных проблем. Вот самые яркие примеры эвристических методов:

  1. Метод коллективного поиска — это довольно распространённая практика в больших компаниях. Иначе этот метод ещё называют «мозговым штурмом». В чём заключается его особенность? Задача поставлена не перед одним конкретным человеком, например, руководителем, а перед всем коллективом. Каждый сотрудник вносит свою лепту, предлагая своё видение ситуации и вариант решения задачи. Метод коллективного поиска подразумевает сбор всей этой информации, её систематизацию, подробный анализ и отбор лучших предложений;
  2. Метод эвристических вопросов – его иначе можно назвать методом наводящих вопросов по типу кто, что, когда, зачем, почему и так далее. Это помогает упорядочить всю имеющуюся информацию, и отсеять ненужное. Это может помочь увидеть ситуацию под совершенно другим углом;
  3. Метод проб и ошибок – люди не любят ошибаться, это вызывает у них чувства незначимости собственных предположений. Чаще всего такое мышление формируется со школьной скамьи, где возможность допустить ошибку для многих приравнивается к унижению. Метод проб и ошибок позволяет воспринимать каждый промах, как опыт и возможность увидеть исключение из правил;
  4. Метод свободных ассоциаций – здесь подразумевается коллективное решение проблемы, где применяются ассоциации и метафоры. Возникающие в ходе обсуждений нестандартные сравнения и образы могут помочь обнаружить не замеченные ранее грани предмета, или явления;
  5. Метод личной аналогии – при решении проблемы, эмпатический метод позволяет поставить человеку себя на место исследуемого объекта. Это помогает воспринять ситуацию по-другому, с точки зрения именно «наблюдаемого». Один из ярких примеров — это метод следователей «думать, как преступник»;
  6. Метод функционального анализа – здесь подразумевается, что при исследовании в приоритет ставится не суть объекта, или явления, а его функции и их характеристика. Функции могут приносить пользу, наносить вред, или быть нейтральными. Если отбросить в сторону привычные рамки, в которых ранее применялись эти функции, и попытаться найти им новое применение – это может способствовать оригинальным решениям;
  7. Метод синектики – чтобы найти самое оптимальное решение проблемы, в первую очередь, выдвигаются различные предложения (иногда откровенно противоречивые). Далее происходит анализ каждого варианта и выделение самых приемлемых. В основе этого метода так же лежит принцип аналогии;
  8. Метод морфологического анализа – напоминает поиск кода к сейфу. Человеку имеет известные компоненты – цифры, ему необходимо найти неизвестный компонент – последовательность этих цифр. Этот поиск предполагает огромное количество комбинаций, и на то, чтобы найти одну верную, необходимо большое количество времени.
Читайте также:  Индексный способ экономического анализа это

История развития эвристики

Отцом-основателем самой сути эвристики считают Сократа. Он имел особенный подход при обучении своих последователей. Для того, чтобы человек смог познать суть предмета, или явления, великий философ использовал наводящие вопросы. Это позволяло ученику выстроить логическую цепочку, и в правильной последовательности «осознать» суть вещи. Подобные диалоги назывались «сократическими беседами» именно они по мнению многих легли в основу эвристических методов.

Метод Сократа неоднократно был описан и развит в трудах многих известных деятелей. В числе таких: Архимед, Г. Галилей, Ф. Бекон и другие. Эвристику с педагогической точки зрения, рассматривали в своих трудах Ж.-Ж Руссо и Л. Н. Толстой. Оба автора пришли к выводу, что ребёнок должен познавать новое, через призму собственного опыта. При этом, ученик должен иметь свободу выбора при решении поставленных задач. Такой же точки зрения придерживались С. Френе, С. Т. Шацкий, П. Ф. Каптерев и другие.

Новый толчок развития эвристика получила в прошлом столетии, этому способствовало изобретение электронной вычислительной машины. Создание ЭВМ способствовало упрощению и ускорению поиска правильного решения, ведь компьютер, на основе полученных от программиста моделей и алгоритмов, мог подобрать правильный ответ.

Заключение

Эвристика – это древнегреческая философия, призванная познавать каждое явление и предмет, которая упакована в современные технологии и термины. Эвристические методы, несмотря на свою «незрелость» во многом способны облегчить жизнь людям разных возрастов и профессий, меняя при этом привычные рамки их мышления.

Источник

Тест «Психология воздействия в профессиональной деятельности врача. Психологические методы вовлечения пациента в сотрудничество в процессе лечения»

Проверь свои знания в тесте «Психология воздействия в профессиональной деятельности врача. Психологические методы вовлечения пациента в сотрудничество в процессе лечения»

Читайте также:  Салат оливье способ приготовления ингредиенты

1. Развивающая стратегия психологического воздействия предполагает

1) создание единого эмоционального события субъекта воздействия и реципиента
2) моделирование условий «руководитель – подчиненный» с необходимым условием соблюдения субординации
3) моделирование условий «учитель – ученик»
4) стимулирование реципиента в отношении усложнения его компетенций

2. Принцип SMART предполагает цель как

1) интересную, выгодную, посильную, социально важную, быстро достижимую
2) эстетически ясную, простую, эмоционально привлекательную, быстро достижимую, знакомую
3) престижную, выгодную, эстетически привлекательную, реалистичную, ограниченную во времени
4) посильную, последовательную, постепенную, положительно эмоционально окрашенную, однозначную
5) конкретную, измеримую, достижимую, реалистичную, ограниченную во времени

3. Фиксация внимания на контрасте предполагает

1) управление вниманием реципиента в ситуации альтернативного выбора
2) создание искусственных трудностей для сравнения альтернатив
3) отвлечение внимания от критического восприятия входящей информации
4) организацию информации таким образом, чтобы нужное решение в восприятии реципиента имело выраженное преимущество

4. Диалог является

1) ведущая причина развития, обеспечивающая механизм усвоения ценностей и норм
2) ведущая причина развития, обеспечивающая развитие высших психических функций
3) ведущая причина развития, обеспечивающая процесс социализации реципиента
4) ведущая причина развития, обеспечивающая эмоциональное развитие реципиента

5. Диалог является главным средством

1) в манипулятивной стратегии воздействия
2) в смешанной стратегии воздействия
3) в развивающей стратегии воздействия
4) в императивной стратегии воздействия

6. Диалог представляет собой

1) начальный уровень организации отношений и общения между людьми
2) наивысший уровень организации отношений и общения между людьми
3) рудиментарное образование в процессе коммуникации
4) средство психологического манипулирования

7. Систематический способ обработки информации предполагает

1) последовательную подачу дозированной информации, воспринимаемой реципиентом безальтернативно
2) структурирование информации с целью ее интервенции в систему ценностей реципиента
3) активное размышление реципиента над информацией и соотношение ее с собственными убеждениями и знаниями
4) подачу информации в систематизированном виде
5) активное размышление реципиента над информацией без соотнесения ее с собственными убеждениями и доводами, работу с информацией только на оперативном уровне

8. Принцип последовательности предполагает

1) свойство людей придерживаться определенной позиции, заняв ее публично
2) методичное повторение инструкции при необходимости сформировать нужную реакцию
3) постепенность усложнения задач в процессе развития компетенций
4) постепенного увеличения давления на сотрудника с целью принуждения его к увольнению

9. Четкая личная позиция является

1) средством нейтрализации попытки воздействия
2) профилактикой против воздействия
3) «Крючком» для воздействия
4) средством против воздействия

10. Цель газлайтинга

1) подчинить волю реципиента
2) заставить реципиента усомниться в реальности и адекватности своего восприятия действительности
3) разрушить систему ценностей реципиента
4) унизить реципиента

11. Основной мишенью газлайтинга является

1) эмоциональная сфера и чувства реципиента
2) социальный статус реципиента
3) убеждения реципиента
4) ценности реципиента

12. Газлайтинг чаще всего маскируется под видом

1) ласки
2) заботы
3) подчинения
4) доминирования

13. Цели манипулятора в отношении целей манипулируемого

1) частично совпадают
2) не совпадают
3) соотносятся как вторичное и первичное
4) совпадают

14. «Настройка на провал» как способ манипуляции направлен

1) на дискредитацию всей деятельности реципиента
2) на провал в начале ситуации
3) на провал в заведомо беспроигрышной ситуации
4) на провал в критической ситуации
5) на провал в сомнительной ситуации

Читайте также:  Shiseido clarifying cleansing foam mousse nettoyante clarifiante способ применения

15. Главная задача воздействия, решаемая психологическими методами состоит в

1) изменении параметров ситуации
2) воздействии на процесс построения образов
3) изменение конкретных материальных условий окружения реципиента
4) воздействие на окружение реципиента

16. Более устойчивое изменение установок у реципиента достигается при использовании им

1) метода проб и ошибок
2) дополнительной информации
3) систематического анализа
4) эвристик

17. Принцип социального доказательства предполагает

1) рациональности в формулировке просьб
2) аргументирование просьбы вне зависимости от сложности исполнения
3) свойство равных по положению людей лучше убеждать друг друга
4) социальной рефлективности при формулировании просьб и поручений

18. Эвристический способ обработки информации предполагает

1) предварительную подготовленность реципиента к принятию нужного решения
2) решение проблемы как парадоксального, т.е. не вытекающего из исходных ситуативных посылок
3) применение эвристик, предполагающих готовые решения для реципиента и исключающие детальный анализ ситуации
4) нахождение при конфликте альтернатив третьего решения, снимающего исходное противоречие

19. Психологическое воздействие предполагает целью изменение

1) только когнитивной сферы
2) только системы установок
3) поведения и когнитивной сферы
4) только поведения
5) поведения, когнитивной и эмоциональной сфер

20. Наиболее благоприятная почва для эффективного воздействия — это

1) низкий уровень образования реципиента
2) новизна информации
3) ситуация неопределенности
4) низкий уровень социализации реципиента
5) низкий уровень осведомленности реципиента

21. Позитивная установка реципиента в отношении лица, которому приписывается некоторое суждение, высказывание или действие является

1) средством нейтрализации попытки воздействия
2) средством критической оценки ситуации
3) условием пересмотра отношений реципиента
4) «Крючком» для воздействия

22. Формирующая деятельность должна соответствовать следующим требованиям

1) сложность, спонтанность, дискретность, увлекательность, социальная однозначность
2) сложность, спонтанность, постепенность, положительная эмоциональная окраска, социальная однозначность
3) посильность, последовательность, постепенность, положительная эмоциональная окраска, социальная однозначность
4) сложность, спонтанность, дискретность, положительная эмоциональная окраска, социально однозначная
5) сложность, последовательность, постепенность, положительная эмоциональная окраска, социальная однозначность

23. Принцип компетентности реализует тенденцию

1) недискредитируемости специальных компетенций
2) ошибаться в оценках компетентности других
3) доверять специальным компетенциям и не доверять общим компетенциям
4) проверять компетенцию других манипулятивными методами
5) доверять профессионалам, знатокам своего дела

24. К источникам активности в процессе воздействия относят

1) потребности, склонности, идеалы, убеждения, чувства субъекта воздействия
2) потребности, склонности, идеалы, убеждения, чувства объекта воздействия
3) материальные стимулы, которыми обладает субъект воздействия
4) моральные принципы и нормы принятые в определенной страте

25. Эффект ореола основан на влиянии

1) новостной информации
2) коллективных предрассудков
3) прошлого опыта
4) оценочных стереотипов
5) групповых симпатий

26. В случае, если субъект воздействия нужное решение приписывает некоторой группе, то соответствующая групповая принадлежность реципиента является

1) средством нейтрализации попытки воздействия
2) «Крючком» для воздействия
3) средством против воздействия
4) профилактикой против воздействия

27. Принцип подобия предполагает

1) отзеркаливание реципиента субъектом воздействия
2) подражание в поступках у реципиента
3) нахождение сходства и похвалу
4) подстройку субъекта воздействия к объекту воздействия

28. Полимотивированность объекта воздействия основывается на тройственности его мотивации, в связи с которой он

1) ориентирован на рост компетенций ориентирован на сложность задачи ориентирован на сохранение отношений
2) ориентирован на реальность ориентирован на собственное я ориентирован на других
3) ориентирован на выгоду ориентирован на комфорт ориентирован на власть
4) ориентирован на статус ориентирован на прибыль ориентирован на внимание

29. Манипулятивная стратегия воздействия предполагает

1) наличие у субъекта воздействия безусловной харизмы
2) интернализацию значений
3) поощрение и наказание
4) силовое давление на реципиента
5) контроль, направление и принуждение реципиент

Источник

Оцените статью
Разные способы