Эволюция способов трансляции научных знаний презентация

Синхронный и диахронный способ трансляции научных знаний

Синхронный и диахронный способ трансляции научных знаний. Синхронный способ (коммуникация) указывает на оперативное адресное общение, возможность согласования деятельности индивидов в процессе их совместного существования и взаимодействия. Диахронный способ (трансляция) — на растянутую во времени передачу наличной информации, «суммы знаний и обстоятельств» от поколения к поколению. Различие между коммуникацией и трансляцией весьма существенно: основной режим коммуникации — отрицательная обратная связь, т.е. коррекция программ, известных двум сторонам общения; основной режим трансляции — положительная обратная связь, т.е. передача программ, известных одной стороне общения и неизвестных другой.

Слайд 56 из презентации «Наука как социальный институт»

Размеры: 720 х 540 пикселей, формат: .jpg. Чтобы бесплатно скачать слайд для использования на уроке, щёлкните на изображении правой кнопкой мышки и нажмите «Сохранить изображение как. ». Скачать всю презентацию «Наука как социальный институт.ppt» можно в zip-архиве размером 9014 КБ.

Похожие презентации

«Способы изменения внутренней энергии» — Внутренняя энергия пара превращается в механическую энергию пробки. Цель: Продолжить формирование понятия внутренней энергии на основе МКТ. Металлический цилиндр передал воде часть своей внутренней энергии. 1.Какое движение называют тепловым? Зависимость внутренней энергии тела от температуры тела. Тип урока: урок изучения нового.

«Контроль знаний учащихся» — Задания на образную реконструкцию исторических фактов: Третья группа тестов — тесты со свободными ответами. 2.2. Тестирование как эффективная форма проверки знаний учащихся. Задания на формулирование и аргументацию личных оценочных суждений. 1.2.Типы контроля: -внешний -взаимный -самоконтроль. 2.1.Проверка знаний учащихся через систему познавательных заданий.

«Способ группировки» — Математический диктант по теме: Пример. Как видите, не всегда с первого раза группировка оказывается удачной. Третий способ группировки: xy-6+3х-2y=(xy-2y)+(-6+3x)= =y(x-2)+3(x-2)=(x-2)(y+3). «Вынесение общего множителя за скобки». Способ группировки. Какие способы разложения многочлена на множители вы знаете?

«Контроль знаний по истории» — 2. Письменные. 1. Устные. Задания на сравнение и сопоставление. 1. Устные 2. Письменные 3. Практические. Изложение материала с использованием модулей. Виды контроля: 3.Практические. Итоговый контроль. Контроль знаний на уроках истории и обществознания. Индивидуальные Фронтальные Групповые Нетрадиционные.

«Проверка знаний» — Шуточный конкурс. Ответившая ученица ставит себе в карту 2балла. Р е б у с. Свет мой, зеркальце! Проверка домашнего задания. За каждый правильный ответ команда получит два балла. «Х о з я ю ш к а». Цели урока. Конкурс капитанов. Конкурсы. Подведение итогов. Представление команд. «Швея». *Реклама ткани из химических волокон. *Очумелые ручки.

«Табличный способ решения задач» — Света, Марина, Андрей, Кирилл и Юра держат домашних животных. Требуется выяснить, кто где живет и у кого какая профессия. 2. Мальчики не держат попугаев. Девочки не держат собак, а мальчики попугаев. У Светы и Марины разные животные. Один живет в Бобруйске, другой – в Архангельске, третий – в Белгороде.

Читайте также:  Как собрать кубик рубика 3х3 способ фридрих

Источник

Кафедра философии ЛГТУ 2011 ВОПРОС 43 Научные школы (функции, признаки, типы). Историческое развитие способов трансляции научных знаний (от рукописей до. — презентация

Презентация была опубликована 9 лет назад пользователемwww.stu.lipetsk.ru

Похожие презентации

Презентация по предмету «История» на тему: «Кафедра философии ЛГТУ 2011 ВОПРОС 43 Научные школы (функции, признаки, типы). Историческое развитие способов трансляции научных знаний (от рукописей до.». Скачать бесплатно и без регистрации. — Транскрипт:

1 Кафедра философии ЛГТУ 2011 ВОПРОС 43 Научные школы (функции, признаки, типы). Историческое развитие способов трансляции научных знаний (от рукописей до современного компьютеров)

2 Кафедра философии ЛГТУ 2011 Распространенной формой неформального объединения ученых, играющих заметную роль в развитии науки, являются научные школы Научная школа – это форма научного сообщества, формирующая на основе приверженности идеям, методам, теориям авторитетного лидера в той или иной научной дисциплине Исследователи отмечают два пути формирования научной школы: Лидер научной школы выдвигает и разрабатывает научную теорию, которая получает признание среди учеников. В этом случае члены научной школы ориентируются на дальнейшее развитие этой теории, на ее применение к другим областям, на ее корректировку и освобождение от ошибок; Теоретическая программа, объединяющая ученых, формируется в ходе деятельности научной школы. В этом случае, хотя принципиальная идея выдвинута лидером научной школы, однако каждый ученый принимает собственное участие в формулировке теоретической позиции научной школы. В дальнейшем эта идея развертывается, обогащается и корректируется благодаря совместным усилиям ученых.

3 Кафедра философии ЛГТУ 2011 Функции научной школы: Научно: образовательная (единые для данной школы методы обучения творчеству, про­цессу исследования). Исследовательская (особый подход к проблемам, ме­тодам познания, то есть наличие своего стиля научного мышления). Интернациональная: когда известность достига­ется не только в пределах страны, но и на уровне мирового научного сообщества. Отрицательные моменты функционирования науки в рамках научных школ: В институте научной школы всегда заложена определенная степень изоляции данной научной группы от остальных научных групп и научного сообщества. В результате происходит естественное ограничение научного кругозора. Происходит догматизация методов, развивается кампанейщина и субъективизм, в конце концов, ведет к смешению результатов, а в дальнейшем и к развалу школы.

4 Кафедра философии ЛГТУ 2011 Конструирующей основой научной школы являет­ся ее руководитель, обладающий рядом необходимых качеств. Формулировать и ставить перед кол­лективом научную проблему, программу. Разделять ее на составные части и распределять их среди членов научно­го коллектива. Контролировать, сопоставлять и участвовать в обобщении полу­ченных результатов. Как организатору лидеру приходится: В исследовании научных школ имеет ме­сто несколько направлений: Изучение вклада данной школы в общую копилку научных идей. Характеристика профессиональных и личност­ных качеств главы школы. Изучение отношения школы к общепри­знанным методам, теориям, законам;. Анализ неповторимых научных связей,как внутри школы, так и ее контактов с другими коллективными формами организации науки.

5 Кафедра философии ЛГТУ 2011 Вместе с эволюцией науки как социального института, как смены тех или иных научных школ менялись и способы материализации и трансляции научного знания. Исторически первой формой материализации научного знания было рукописное издание (манускрипт), в единственном числе представлявшее мысль ученого. После появления книгопечатания в XV в. возникает возможность тиражирования научных идей. В ХVII столетии фолиант (объемистая книга большого формата) ста­ новится главной формой закрепления и передачи научной мысли: объемные труды Галилея, Ньютона, Декарта, Спинозы, Лейбница. В них излагаются ос­ новополагающие начала и принципы устройства природы и общества. Помимо фолианта и манускрипта передача научной информации (знаний и навыков исследовательской работы) шла и по линии непосредственных контак­тов (в форме личностного знания по М. Полани) по цепочке учитель-ученик.

Читайте также:  Способ термической обработки металлов

6 Кафедра философии ЛГТУ 2011 В ре­зультате в ХVII в. возникает особая форма закрепления и передачи зна­ ний — переписка между учеными». Переписка велась на латыни, в ней сообщалась помимо всего прочего информация о результатах и методах научных исследований. В конце XVIII в. в связи с окончательным становлением науки как социаль­ного института, появлением научных школ и коллективных форм выработки на­учных знаний начинают издаваться научные периодические журналы. Возникает возможность в очень короткой форме в виде статьи, за короткий промежуток времени передать основные научные идеи и полу­чить через короткое время реакцию на свои идеи. К середине ХIХ в. научная статья приобретает «те функции, в которых она предстает в современном научном сообществе. Появляется институт ссы­лок. периодические научные журналы. становятся центром кристаллизации новых типов научных сообществ».

7 Кафедра философии ЛГТУ 2011 Возникает научный язык в виде специальных терминов, особой систе­мы научных понятий. К началу XX столетия возникла проблема трудностей с овладением накопленной информации, ее хранением и передачей в силу резко увеличивавшихся ее объемов. На помощь пришла компьютерная тех­ника. Происходит революция в вопросах производства, хранения, перера­ ботки, поиска и использования научной информации. Компьютеризация науки позволила увеличить творческий потенциал научного работника за счет уменьшения затрат на поиск нужной информа­ции, а также ускорить процесс включения новых научных идей «в оборот». Успешность передачи и хранения информации зависит от того, на­сколько удачно закодировано, сконструировано знание в виде знаков, сим­волов. Показателем успешности этой процедуры является понятность и переводимость научного знания. Однако компьютеризация науки не должна заслонять и исключать уже сложившиеся традиционные средства передачи научной информации, полу­чившие развитие в XX столетии: монографии, научная периодика, научные семинары, конференции и т. д.

Источник

Эволюция способов трансляции научных знаний.

Развитие естественнонаучного, технического, а вслед за ними и социально-гуманитарного знания вызвало резкий рост научной информации. Наука конца XVIII-первой половины XIX в. характеризовалась увеличением объема и разнообразия научных знаний, углубляющейся дифференциацией видов исследовательской деятельности и усложнением их взаимосвязей. Все это приводило к изменениям институциональных форм научного познания. Складывалась ситуация, при которой ученому все труднее было овладевать накопленной научной информацией, необходимой для успешных исследований.

В науке XVII столетия главной формой закрепления и трансляции знаний была книга (манускрипт, фолиант), в которой должны были излагаться основополагающие принципы и начала «природы вещей». Она выступала базисом обучения, дополняя традиционную систему непосредственных коммуникаций «учитель-ученик», обеспечивающих передачу знаний и навыков исследовательской работы от учителя его ученикам. Одновременно книга выступала и главным средством фиксации новых результатов исследования природы.

Человечество нуждается в способах передачи опыта и знания. Синхронный способ указывает на оперативное адресное общение, на возможность согласования деятельности индивидов в процессе их совместного существования и взаимодействия. Диахронный аспект акцентирует передачу информации от поколения к поколению. Первый тип – это коммуникация, а второй тип – это трансляция. Язык как знаковая реальность или система знаков служит специфическим средством управления человеческим поведением. Люди вынуждены использовать внебиологические средства воспроизведения своей общественной природы в смене поколений. Знак и есть своеобразная «наследственная сущность» внебиологического социального кодирования, обеспечивающая трансляцию всего того, что необходимо обществу, но не может быть передано по биокоду. Язык выступает в роли социального гена. Язык – явление общественное. В языке задаются и отражаются требования социальности, «язык есть непосредственная действительность мысли», «язык так же древен, как и сознание».

Читайте также:  Способы складывания салфеток для салфетницы

Письмо является значимым способом трансляции знаний, выступая как форма фиксации выражаемого в языке содержания. Письменность позволила связать прошлое, настоящее и будущее развитие человечества, делать его надвременным. Архаичное общество, представленное социальным типом «охотника», изобрело пиктограмму; «варварское общество» в лице пастуха использовало видеофонограмму; общество «землепашцев» создало алфавит. Различают два типа письменности: фонологизм и иероглифику, они сопровождают культуры разного типа. Обратной стороной письменности является чтение, которое выступает особым способом трансляционной практики воспроизведения знаний.

Процесс трансляции знаний объединяет в единое целое знание объективного и знание субъективного. Трансляция научного знания предъявляет к языку требование быть нейтральным, отшлифовать его, лишить индивидуальности, представить точным отражением бытия. Подобная установка стала основным требованием Венского кружка. Однако естественный национальный язык образует собой вместилище традиций, привычек, суеверий, вбирает родовую память, язык говорит из собственных глубин.

Речевое мышление не исчерпывает ни всех форм мысли, ни всех форм речи. Исследователи выделяют невербализованное, визуальное мышление. Наиболее древний способ трансляции знания фиксируется теорией об именном происхождении языка, когда в жизнедеятельности любая сложная операция требовала фиксированного разделения индивидов на группы и закрепления за ними с помощью имени частных операций. Где не было имени-адреса — совместная деятельность была невозможна. Имя-адрес выступал в качестве средства распределения, фиксации социальных ролей, выглядел носителем социальности, а определенный в имени человек – это временный носитель социальной роли.

Современный процесс трансляции научных знаний и освоения достижений культуры распадается на три типа: личностно-именной, профессионально-именной и универсально-понятийный. По личностно-именным правилам человек приобщается к социальной деятельности через вечное имя, отождествляет себя с предшествующими носителями данного имени и целиком растворяется в тех функциях и обязанностях, которые ему передаются с именем. Профессионально-именные правила включают человека в социальную деятельность по профессиональной составляющей, как он осваивает, подражая деятельности старших. Универсально-понятийный тип обеспечивает вхождение в жизнь и социальную деятельность по универсальной «гражданской» составляющей.

Процесс трансляции научного знания опирается на технологии коммуникации, которые могут проявиться как монолог, диалог и полилог. Выделяются также три типа коммуникативных стратегий: презентация, манипуляция, конвенция. Презентация содержит представление о значимости того или иного предмета, процесса, события. Манипуляция при передаче внешней цели избранному субъекту использует сокрытые механизмы воздействия (внушение, зомбирование). При этом в ментальности агента происходит разрыв коммуникации понимания и целевой коммуникации. Для конвенции характерно сотрудничество субъектов, выступающих партнерами, помощниками.

С точки зрения взаимопроникновения интересов коммуникация проявляется как противоборство, компромисс, сотрудничество, уход, нейтралитет. В современный период информационные технологии оказывают свое влияние на все виды деятельности. К преимуществам информационных технологий следует отнести огромный объем информации и большую скорость ее трансляции и обработки. Но компьютерным технологиям свойственна анонимность, безразличность, прагматизм, а это ведет к разрушению общезначимых моральных ценностей, без опоры на эмпирическую базу. Технокультура предлагает иной социокод, основанный на постоянной трансформации унифицированной личности, свободной от биологических ограничений, позиции «по ту сторону добра и зла».

Источник

Оцените статью
Разные способы