Это способ завершения конфликта который предполагает процесс обоюдного анализа противниками истоков

Конфликт

Определяющую роль в восприятии человеком конфликтности ситуации играет субъективная значимость противоречия, лежащего в основе конфликта, или тот «личностный смысл», который это противоречие имеет для данного индивида. Этот личностный смысл определяется всем индивидуальным жизненным опытом человека, точнее — такими характеристиками его личности, как ценностный ориентации и мотивация.

Момент осознания ситуации как конфликтной связан также с превышением индивидуального порога толерантности. Этот универсальный психологический механизм возникновения конфликтов не исключает возможности последующей многовариантности в развитии конфликтной ситуации.

Очень важна роль общественно-экономической формации в формировании социально-психологического климата производственного коллектива. В соответствии с этим наиболее значимыми факторами, определяющими в конечном счете характер межличностных взаимоотношений в коллективе, являются совокупность общественных отношений данного общества, его социально-экономическая структура, и, как следствие, содержание общественного сознания. Данный фактор детерминирует межличностные отношения как на уровне основного производственного коллектива, так и на уровне всех его структурных подразделений, вплоть до первичного коллектива. Однако эта детерминация на уровне отдельных производственных коллективов не может носить жесткого характера. Так, отмечается возможность несовпадения черт конкретной структуры отношений на отдельных предприятиях с характерными для всего общества в целом отношения взаимопонимания.

Источник

Лекция 5. Способы урегулирования и разрешения конфликта.

Общим понятием, описывающим финал конфликта, является понятие завершение конфликта, т.е. это – прекращение его существования (рис.5.1.).

Специалисты в области теории конфликта традиционно различают два противостоящих друг другу процесса завершения конфликтной ситуации – ее урегулирования и разрешения.

Первый способ представляет собой результат организованного побуждения (или принуждения) одного из противников к типу действий, выгодному другой стороне или посреднику. Достигнутый таким образом «мир», или компромисс, недолговечен: поскольку исходная причина соперничества не устранена, постконфликтные отношения противников остаются чреватыми новой вспышкой борьбы.

Подлинным завершением конфликта может быть только его разрешение, которое достигается в процессе обоюдного анализа противниками истоков и содержания их спора. Устойчивое равновесие сторон возникает как следствие преодоления тех обстоятельств, которые породили конфликт, что позволяет установить новые отношения равновесия, удовлетворяющие обе стороны.

Затухание– временное прекращение противодействия при сохранении основных признаков конфликта: противоречия и напряженных отношений.

1. истощение ресурсов обоих сторон

2. потеря мотива к борьбе

3. переориентация мотива

Устранение – воздействие на конфликт, в результате которого ликвидируются его основные структурные компоненты.

1. изъятие из конфликта одного из оппонентов

2. исключение взаимодействия оппонентов на длительное время

3. устранение объекта

4. устранение дефицита объекта

Перерастание в другой конфликт – в отношениях сторон возникает новое, более значимое противоречие.

Урегулирование конфликта представляет собой его определенное завершение в результате конфронтации и противоборства двух или нескольких сторон, осознающих противоположность своих интересов.

Для урегулирования конфликта характерны конфронтации, использование стратегий «выигрыш — проигрыш» или «проигрыш — проигрыш», стремление к получению односторонних преимуществ; подчеркивание различий (интересов, позиций и др.), концентрирования внимания сторон на участниках, а не на решении проблемы и т.п.

Наиболее широко в практике регулирования конфликтов применяются две тактики «выигрыш — проигрыш» и «проигрыш — проигрыш». До сих пор они остаются преобладающими при разрешении конфликтных ситуаций.

Хотя мы не спасаемся от противника бегством в лес и не сражаемся с ним с помощью стрел и копий, большинство так называемых «новых форм» разрешения конфликтов сводятся в конце концов все к тем же двум тактикам: 1) уход от общения, бегство, попытка прервать взаимоотношения; 2) силовые приемы, борьба, попытки победить другого силой.

Читайте также:  Рыжики грибы приготовление способы маринования

О распространении тактики «выигрыш – проигрыш» свидетельствуют такие явления, как увольнения работников, расторжения браков, социально-политические конфликты в виде забастовок, террористических актов, войн. Ущерб, наносимый подобного рода методами разрешения конфликтов, настолько велик, что трудно поддается учету. Так, по свидетельству американских конфликтологов, увольнение только одного руководящего работника низшего звена в промышленности наносит фирме финансовый ущерб в размере примерно 20 тыс. долл.

В связи с этим современная конфликтология оценивает тактики ухода от борьбы, основанные на принципе «выигрышпроигрыш» преимущественно негативно, квалифицируя их как проявления иррациональных, «ложных рефлексов» при разрешении конфликтов.

К негативным методам урегулирования конфликтов относятся следующие:

1. Постоянное перебивание партнера в ходе беседы, создание препятствий к свободному выражению им своей позиции;

2. Проявление к другому своей личной неприязни, антипатии;

3. Мелочные придирки, не связанные с существом дела;

4. Принижение партнера, негативная оценка его личности;

5. Попытки запугать собеседника, угрозы;

6. Подчеркивание разницы между собой и партнером;

7. Преуменьшение вклада партнера в общее дело и преувеличение своих заслуг;

8. Систематические отказы в ответ на конструктивные предложения партнера, постоянное отрицание справедливости его слов;

9. Проявление неискренности, лицемерия.

К числу негативных приемов невербального уровня относятся: нарушение персонального пространства партнера, пренебрежительные жесты в его адрес и др.

Урегулирование конфликта включает следующие этапы:

1. Институционализация конфликта – определение правил и норм его функционирования и развития. Часто их закрепляют законодательно или в локальных нормативных актах (с учетом опыта, полученного в конфликте).

2. Легитимизация конфликта – признание конфликтующими субъектами установленных норм и правил конфликтного поведения и соблюдения их.

Это также означает, что организация рассматривает данный конфликт как правомерный, а не чуждый по отношению к существующему порядку.

Такой способ позволяет переводить стихийный процесс в организованный и дает возможность побуждать стороны к принятию даже невыгодных для них предложений.

3. Структурирование конфликтующих групп, участвующих в конфликте. Таким образом выявляется реальное состояние и взаимоотношение интересов, приоритеты сторон, на основе учета которых возможно достижение согласия и сотрудничества.

4. Последовательное ослабление конфликта путем перевода в другое русло и на другой уровень взаимодействия противоборствующих сторон.

Процесс урегулирования конфликта осуществляется при помощи разнообразных технологий: информационной (ликвидация дефицита информации по спорным вопросам, исключение из информационного поля различного рода искаженных сведений о позициях и интересах сторон; устранение слухов о поведении субъектов и др.); коммуникативной (организация общения между людьми и группами) Развитие общения формирует сходные или общие установки, ценности, оценки, социальные переживания, нейтрализует влияние эмоций; социально-психологического воздействия, организационных приемов. Совершенствование организационного порядка, разумное применение организационных методов воздействии на группы и отдельных людей (например, решение кадровых вопросов, использование методов поощрения или наказания за те или иные действия), бесспорно содействуют блокированию конфликтной ситуации и развитию отношений сотрудничества между людьми и организациями.

В отличие от урегулирования при разрешении конфликта он прекращается в результате прямого взаимодействия сторон или с участием третьей стороны, на основе анализа причин и содержания разногласий, направленного на максимальное сближение позиций и достижение соглашения относительно наилучших способов удовлетворения противоположных интересов. Завершение конфликта по второму «сценарию» является наиболее предпочтительным, так как в этом случае ни одна из сторон не получает преимуществ, и их постконфликтные взаимоотношения могут развиваться на прочной основе.

Читайте также:  Каким способом происходит гаструляция у ланцетника

Условия конструктивного разрешения конфликта:

· прекращение конфликтного взаимодействия

· поиск близких или даже общих точек соприкосновения (карта конфликта)

· снижение интенсивности негативных эмоций

· устранение «образа врага» (у себя. У оппонента: «с небес на землю»)

· объективный взгляд на проблему

· учет статусов друг друга

· выбор оптимальной стратегии разрешения.

Факторы конструктивного разрешения конфликта:

· время: сокращение времени ведет к увеличению вероятности выбора агрессивного поведения

· третья сторона: участие третьих лиц, стремящихся урегулировать конфликт, приводит к более спокойному его протеканию и скорому разрешению

· своевременность: чем раньше стороны преступают к урегулированию, тем лучше

· равновесие сил: если стороны приблизительно равны, у них нет другого выбора

· опыт: наличие опыта в разрешении конфликта хотя бы у одной из сторон приводит к ускорению его разрешения

· отношения: хорошие отношения сторон до конфликта ускоряют его разрешение.

Разрешение конфликта – многоэтапный процесс, имеющий свою логику.

1. Аналитический этап – сбор и оценка информации по следующим проблемам:

· причины и непосредственный повод

2. Прогнозирование варианта решения:

· что будет, если просто прекратить действия.

3. Действия по реализации намеченного плана.

4. Коррекция плана.

5. Контроль эффективности действий.

6. Оценка результатов конфликта.

Стратегии разрешения конфликта – основные линии действия оппонентов по выходу из конфликта. Понятие стратегии в нашем контексте имеет три существенных момента, которые следует учитывать при анализе конфликтов и выборе адекватных действий.

Во-первых, в стратегии заложены самые общие установки и ориентиры на результат конфликта. Очевидно, формально-логическое содержание таких ориентиров сводится к четырем вариантам: односторонний выигрыш; односторонний проигрыш; взаимный проигрыш; взаимный выигрыш.

Во-вторых, установки и ориентиры на результат в той или иной стратегии формируются у субъектов взаимодействия на основе анализа соотношения интересов, а также возможностей, сил и средств. При этом важно учитывать факторы, влияющие на анализ:

· личностные качества конфликтующего, его мышление, опыт, характер, темперамент,

· информация, которой располагает субъект о себе и своем противнике,

· другие субъекты социального взаимодействия, находящиеся в зоне конфликта,

· содержание предмета конфликта, образа конфликтной ситуации, а также мотивов субъектов.

В-третьих, выбор той или иной стратегии в переговорном процессе (табл. 5.1.).

Если мы посмотрим на эти стратегии, то увидим, что в принципе они соответствуют стратегиям поведения в конфликте. Это неудивительно, ведь они являются их продолжением. Речь идет о стратегиях соперничества, компромисса, уступки и сотрудничества. Отсутствует только избегание, поскольку в случае применения в конфликте стратегии избегания не может идти речь о его окончательном разрешении.

В случае сочетания стратегии дают определенные результаты – способы (рис. 5.2.).

Наиболее вероятно использование компромисса, как шага навстречу, который делает хотя бы одна сторона, для того, чтобы разрешить конфликт. Ценность компромисса в том, что он может быть достигнут даже в том случае, если стороны выбирают разные стратегии.

В основе компромисса лежит технология уступок сближения, или, как ее еще называют – торг. Компромисс имеет и свои недостатки: урезанные соглашения; почва для уловок; ухудшение отношений.

Максимально эффективен для полного разрешения конфликта способ сотрудничества. Он сводится к следующему:

· отделение людей от проблемы

· внимание интересам, а не позициям: спрашивайте «почему?» и «почему нет?»

Читайте также:  Обоняние способы его вернуть

· предлагайте взаимовыгодные варианты

· используйте объективные критерии.

В зависимости от возможных моделей разрешения конфликтов, интересов и целей конфликтующих субъектов применяются пять основных стилей разрешения конфликта, описанных и используемых в зарубежных программах обучения управлению. Это: стили конкуренции, уклонения, приспособления, сотрудничества, компромисса. Характеристика данных стилей, тактика их выбора и технология применения описаны американской исследовательницей проблем конфликтологии доктором философии Д.Г.Скотт, в ее работе «Конфликты, пути их преодоления».

Стиль конкуренции используется, когда субъект весьма активен и намерен идти к разрешению конфликта, стремясь удовлетворить прежде всего собственные интересы в ущерб интересам других, вынуждая других людей принимать его решение проблемы.

Стиль уклонения применяется в ситуации, когда субъект неуверен в положительном для него решении конфликта, или когда он не хочет тратить силы на его решение, либо в тех случаях, когда чувствует себя неправым.

Стиль приспособления характеризуется тем, что субъект действует совместно с другими, не стремясь отстаивать свои интересы. Следовательно, он уступает своему оппоненту и смиряется с его доминированием. Данный стиль следует использовать в случае, если вы чувствуете, что, уступая в чем-то, вы мало теряете. Наиболее характерны некоторые ситуации, в которых рекомендуется стиль приспособления: субъект стремится сохранить мир и добрые отношения с другими; он понимает, что правда не на его стороне; у него мало власти или мало шансов победить; он понимает, что итог разрешения конфликта намного важнее для другого субъекта, чем для него.

Таким образом, в случае применения стиля приспособления субъект стремится выработать решение, удовлетворяющее обе стороны.

Стиль сотрудничества. Реализуя его, субъект активно участвует в разрешении конфликта, отстаивая при этом свои интересы, но стараясь совместно с другим субъектом искать пути достижения обоюдовыгодного результата. Некоторые типичные ситуации, когда используется данный стиль: оба конфликтующих субъекта обладают равными ресурсами и возможностями для решения проблемы; разрешение конфликта очень важно для обеих сторон, и никто не желает от этого устраниться; наличие длительных и взаимозависимых отношений у субъектов, вовлеченных в конфликт; оба субъекта способны изложить суть своих интересов и выслушать друг друга, оба умеют объяснить свои желания, выразить свои мысли и выработать альтернативные варианты решения проблемы.

Стиль компромисса. Он означает, что обе стороны конфликта ищут решение проблемы, основанное на взаимных уступках. Этот стиль наиболее эффективен в тех ситуациях, когда оба противоборствующих субъекта хотят одного и того же, но уверены, что одновременно для них это невыполнимо. Некоторые случаи, в которых стиль компромисса наиболее целесообразен: обе стороны обладают одинаковыми ресурсами и имеют взаимоисключающий интерес; обе стороны может устроить временное решение; обе стороны могут воспользоваться кратковременной выгодой.

Стиль компромисса зачастую является удачным отступлением или последней возможностью найти какое-то решение проблемы.

Формы разрешения конфликта могут быть следующими:

· переговоры – непосредственный диалог;

· посредничество – обращение к третьей стороне;

· арбитраж – добровольное обращение к третьей стороне. В случае такого обращения исполнение ее решения является обязательным. Эта ситуация характеризует положение правовых институтов в некоторых, в частности, международных конфликтах;

· обязательный арбитраж – в этом случае для участников обязательно как обращение к третьей стороне, так и принятие ее решения. Это граница регулирования и подавления конфликта. Это может быть необходимо для сохранения формы государственного правления, для обеспечения мира в международных отношениях.

Источник

Оцените статью
Разные способы