Правовое регулирование
Правовое регулирование – осуществляемое при помощи системы правовых средств воздействие на общественные отношения.
Для того чтобы общество было организованным и упорядоченным, необходимо осуществлять определенное согласование разнообразных интересов как отдельного человека так и сообщества людей. Это осуществляется посредством социального регулирования, то есть целенаправленного воздействия на поведение людей. Регулирование может быть внутренним (саморегулирование) и внешним (со стороны кого — либо).
В системе социального регулирования важная роль принадлежит именно правовому регулированию. Регулированием можно назвать только такое воздействие, при котором ставятся достаточно ясно обозначенные цели.
Воздействие норм, в результате которого реализуются поставленные цели, можно назвать правовыми. Если под воздействием законодательного акта или его норм наступают последствия, не предусмотренные законодательством, а иногда противоречащие целям законодателя, такое воздействие не может считаться правовым регулированием. Также нельзя считать правовым регулированием воздействие, осуществляемое неюридическими средствами. Например, воздействие на сознание людей через средства массовой информации, нравственное и правовое просвещение.
Предмет правового регулирования
Право не должно и не может регулировать все общественные отношения и все социальные связи людей. Поэтому должна быть достаточно точно определена сфера правового регулирования, то есть те связи, которые необходимо урегулировать правом.
В сферу правового регулирования должны входить отношения со следующими признаками:
— в них находят отражение как индивидуальные интересы членов общества, так и интересы общесоциальные;
— в них реализуются взаимные интересы их участников, каждый из которых идет на какое-то ущемление своих интересов ради удовлетворения другого;
— они строятся на основе согласия выполнять определенные правила, признания обязательности этих правил;
— они требуют соблюдения правил, обязательность которых подкреплена достаточно действенной силой
Этим признакам отвечают три группы общественных: отношений:
1) отношения людей по обмену материальными и духовными ценностями (имущественные);
2) отношения по властному управлению обществом (государственное управление социальными процессами);
3) отношения по обеспечению правопорядка (призваны обеспечить нормальное протекание процессов обмена ценностями и процессов управления в обществе). Эти отношения возникают из нарушения правил поведения людей в двух указанных сферах.
Общественные отношения, входящие в эти группы составляют предмет правового регулирования, поскольку по своей природе могут поддаваться нормативно-организационному воздействию и требуют правового регламентирования.
От характера и содержания общественных отношений зависят особенности, характер, способы и средства правового регулирования.
Такой характер и вид общественных отношений обусловливают степень интенсивности правового регулирования (широта охвата правовым воздействием, степень обязательности правовых предписаний, формы и методы правового принуждения, степень детализированности предписаний, напряженность правового воздействия на общественные отношения).
Методы, способы и типы правового регулирования
Разнообразие общественных отношений, входящих в сферу правового регулирования, порождает различия в методах и способах юридического воздействия. В теории правового регулирования принято выделять два метода правового воздействия.
Метод децентрализованного регулирования (автономный, диспозитивный) – построен на координации целей и интересов сторон в общественном отношении субъектов гражданского общества, удовлетворяющих свои частные интересы (в сфере отраслей частноправового характера).
Метод централизованного (императивного, авторитарного) регулирования – базируется на отношениях субординации между участниками общественного отношения. В этих отношениях приоритетным является общественный интерес. Централизованные, императивные методы используются в публично-правовых отраслях (в конституционном, административном, уголовном праве).
Метод правового регулирования является одним из важных критерия разграничения прав на отрасли.
Способы правового регулирования определяются характером предписания, зафиксированного в норме права, способами воздействия на поведение людей. В теории права принято выделять три основных способа правового регулирования.
1. Дозволение – состоит в предоставлении субъектам прав на совершение определенных положительных действий (предоставление субъективных прав).
Дозволение связано с предоставлением субъектам возможности совершать определенные действия в собственных интересах (например, работник предприятия имеет право на достойное вознаграждение за свой труд). Дозволения весьма не однородны. Они могут выражаться в таких формах, как субъективное право, свобода, законный интерес. Каждая из названных форм имеет собственную природу и обладает соответствующей степенью гарантированности.
2. Обязывание – заключается в возложении обязанности совершить определенные положительные действия (обязанность платить налоги).
Обязывание связано с возложением на лиц необходимости совершить активные указанные в законе либо в договоре действия (например, должнику необходимо исполнить свои обязанности перед кредитором). Обязывание как способ правового регулирования ориентируется на интересы управомоченного субъекта и представляет собой специфический приказ, долг совершать определенные действия.
3. Запрет – сводится к возложению обязанности воздерживаться от определенных действий.
Запрещение связано с необходимостью воздержания от конкретных действий, с пассивным поведением (например, работники правоохранительных органов не имеют права применять недозволенные методы расследования). Запрещение есть разновидность обязывания, представляющее собой определенное долженствование.
Второй и третий способы имеют определенное сходство. Оба предполагают возложение обязанностей, но если в одном случае обязанности носят позитивный характер, то в другом – пассивный. Кроме того, можно выделить дополнительные способы правового воздействия. Это:
— поощрение— выражается в награждении субъектов за определенные заслуги;
— рекомендации – состоят в предложении избрать наиболее целесообразный (оптимальный вариант поведения).
Также к дополнительным способам относятся применение мер принуждения (например, возложение юридической ответственности за правонарушение). К дополнительным способам можно отнести предупредительное (превентивное) воздействие норм, предусматривающих возможность правового применения правового принуждения.
В юридической литературе и в практике существуют две юридические формулы (принципа), на основе которых выделяются два типа правового регулирования.
Общедозволительный тип – выражается в принципе: разрешено все, что прямо не запрещено законом. По этому типу в регулируемых правом отношениях устанавливаются строго и четко сформулированные запреты. Как правило, объем этих запретов невелик.
Общедозволительный тип правового регулирования связан с закреплением в праве социальной свободы, с правом человека на выбор средств и способов достижения поставленных целей.
Общедозволительный тип правового регулирования основывается на общем дозволении, из которого путем запрещения делается исключение.
Его формула: дозволено все, кроме того, что прямо запрещено. Например, субъектам дозволено совершать различные виды сделок, однако совершение некоторых сделок любому субъекту запрещено (например, купля – продажа наркотиков).
Данный тип правового регулирования способствует (или хотя бы препятствует) проявлениям инициативности, активности, самостоятельности в решении тех или иных задач. Однако подобный тип правового регулирования не применим к деятельности государственных органов, ибо это создало бы возможности для различного рода злоупотреблений.
Общедозволительный тип правового регулирования связан с закреплением в праве социальной свободы, с правом субъекта на выбор средств способов достижения поставленных целей.
Разрешительный тип – выражается в принципе: запрещено все, что прямо не разрешено законом. Участники правовых отношений подобного типа может совершить только действия, которые прямо разрешены законом, а все остальные действия запрещены.
Разрешиетльный тип правового регулирования вытекает из необходимости в высокой и строгой упорядоченности социальных связей, последовательной реализации принципов законности. Он является единственным при применении мер государственного принуждения.
Разрешительный тип правового регулирования основывается на общем запрещении какого-либо вида действия, однако в индивидуальном порядке запрещенное поведение запрещается.
Его формула звучит следующим образом: запрещено все, кроме прямо разрешенного. Это означает, что участник правовых отношений подобного типа может совершать только действия, которые прямо разрешены законом, а все остальные действия запрещены.
Здесь в законе указывается точный, строго ограниченный объем правомочий: все, что выходит за пределы компетенции властвующего субъекта, категорически запрещено.
Источник
Теория государства и права. Тесты с ответами для юристов (2021 год) — вариант 77
Государственный орган — это
— юридически оформленное, организационно и хозяйственно структурно обособленное звено государственного аппарата, наделенное государственно-властными полномочиями (+)
— часть механизма государства, представляющая собой совокупность организаций, наделенных властными полномочиями для реализации государственной власти
— образованная государством структура, которая имеет необходимые ресурсы и объединяет людей, полномочно и комплексно реализующих государственную программу на основе определенных государством правил и процедур
К признакам абсолютной монархии относят …
— тот факт, что в законодательной, исполнительной и судебной сферах власть монарха фактически отсутствует (она является символической)
— существование единоличного носителя верховной власти (+)
— юридическую ответственность главы государства в случаях, предусмотренных законом
… метод правового регулирования – это способ воздействия, предлагающий субъектам права наиболее целесообразный вариант поведения
— Императивный
— Диспозитивный (автономный)
— Поощрительный
— Рекомендательный (+)
Наиболее распространенный источник права в российской федерации – …
— правовой обычай
— нормативный правовой акт (+)
— судебный (административный) прецедент
— нормативный договор
Правомерное поведение по его объективной стороне делится на .
— юридические акты и юридические поступки (+)
— индивидуальное и групповое
— действие и бездействие
— конформистское и обычное
Неверно, что видом инкорпорированных актов являются …
— сборники
— собрания
— положения (+)
— своды законов
… метод правового регулирования – это способ воздействия, не допускающий отступлений от правовых предписаний
— Императивный (+)
— Диспозитивный (автономный)
— Поощрительный
— Рекомендательный
Неверно, что … относится к источникам права
— правовой обычай
— правовая доктрина
— акт применения права (+)
— подзаконный акт
Государственные органы, члены которых избираются населением относятся к
— первичным (+)
— производным (вторичным)
— судебным
Обратная сила закона – это …
— продолжение действия норм закона после его отмены
— вступление в юридическую силу нормативно-правового акта
— распространение действия норм данного закона на юридические факты, возникшие до его вступления в юридическую силу (+)
— утрата им юридической силы
Заведомо неистинное утверждение, которому законодатель придает значимость юридического факта, – это …
— преюдиция
— правовая презумпция
— правовая норма
— правовая фикция (+)
Различия между нормой права и нормой морали – в том, что …
— они исторически возникают в разное время
— норма права по сфере применения шире нормы морали
— право формируется государством, а мораль существует в сознании общества (+)
— право принуждает, а мораль убеждает (+)
— право формально, а мораль не укладывается в конкретную форму (+)
Объектами государственной власти выступают …
— нормативно-правовые акты
— только физические лица
— юридические и физические лица, индивиды, группы, объединения, социальные слои, классы и общество в целом (+)
Основополагающие идеи права, выработанные в общественном сознании и лежащие в основе права, всей правовой системы правового регулирования в обществе, называются … права
— признаками
— принципами (+)
— функциями
Значение деятельности исполнительных органов власти в структуре механизма государства …
— занимают центральное положение в политической системе общества
— выступают в качестве единственного официального представителя общества
— обеспечивают реализацию политики государства и исполнение законов, принятых представительными органами власти (+)
В российской федерации законодательный процесс включает в себя …
— две основные стадии
— три основные стадии
— четыре основные стадии
— пять основных стадий (+)
Принцип организации и деятельности аппарата государства, который выражается в построении основных ветвей государственной власти (законодательной, исполнительной и судебной) на основе четкого разграничения компетенции в целях предотвращения монополизации властных полномочий в руках одного органа, называется .
— бюрократический централизмом
— разделением властей (+)
— демократическим централизмом
К видам инкорпорации нормативных правовых актов относят …инкорпорацию
— официальную (+)
— всеобщую
— неофициальную (+)
— специальную
Источниками (формами) права являются …
— материальные и духовные отношения в обществе
— способы внешнего выражения и закрепления содержания норм права
— программы политических партий и иных общественных объединений
— договоры нормативного содержания, религиозные тексты, обычаи (+)
К признакам государственного органа относится …
— особый механизм государственного воздействия на общественные отношения и процессы, охватывающий основные направления деятельности государства по управлению обществом
— то, что государственный орган наделяется полномочиями государственно-властного характера (+)
— то, что государственный орган формируется по воле государства и от его имени осуществляет свои функции (+)
— устойчиво сложившаяся предметная деятельность государства в важнейших сферах общественной жизни
Правовой обычай – это …
— санкционированное государством исторически сложившееся правило поведения (+)
— право, основанное на табу (запретах), нарушение которых влекло за собой суровую кару
— право, сформированное путем приспособления, с одной стороны, обычаев родового строя, с другой – введения новых правил поведения
Единое государство, состоящее из административно-территориальных единиц, подчиняющихся единому органу власти и не обладающих признаками суверенитета, – это …
— унитарное государство (+)
— федерация
— конфедерация
Правотворчество – это …
— основное средство управления обществом
— деятельность компетентных органов (государственных, муниципальных и др.) по разработке и принятию нормативных правовых актов (+)
— естественно-исторический процесс формирования права, в ходе которого происходят анализ и оценка сложившейся правовой действительности
Правовой обычай – это …
— связанные с волей и сознанием людей общие правила регламентации формы их социального взаимодействия, возникающие в процессе исторического развития и функционирования общества, соответствующие типу культуры и характеру его организации
— правила поведения, регулирующие отношения участников общественных объединений
— правило поведения, которое сложилось исторически в силу постоянной повторяемости в течение длительного времени и санкционировано государством в качестве общеобязательного правила (+)
— исторически сложившееся правило поведения, вошедшее в привычку людей в силу многократного и длительного применения
Право характеризует …
— публичный характер, территориальность, связь с государством
— общеобязательность, волевой характер, системность (+)
— связь с государством, формальная определенность (+)
Право отличается от других социальных норм (морали, обычаев) тем, что …
— регулирует общественные отношения
— представляет совокупность общих правил поведения
— защищается государством (+)
— регулирует экономические отношения
Вина существует …
— только в форме умысла
— в форме умысла и в форме неосторожности (+)
— только в форме неосторожности
— только в форме казуса
К основным правовым формам деятельности механизма государства следует отнести .
— организационную форму деятельности государственного аппарата
— принципы организации и деятельности государственного аппарата
— деятельность политических организаций
— правотворческую, правоисполнительную и правоохранительную деятельность (+)
Наука теории государства и права отличается от соответствующей учебной дисциплины тем, что …
— наука изучает все закономерности возникновения, развития и функционирования государственно-правовых явлений, а учебная дисциплина – только те, которые являются необходимыми для дальнейшего изучения юриспруденции (+)
— наука изучает не только свой предмет, но и предметы других наук, а учебная дисциплина – только свой предмет
— к науке относится и то, что уже познано, и то, что еще познается, а к учебной дисциплине – только то, что уже познано
— наука изучает международные отношения, а учебная дисциплина – только внутригосударственные
Правовой фетишизм – это …
— гипертрофированное представление о роли юридических средств в решении социально-экономических, политических и иных задач (+)
— недостаточность, несформированность правовых знаний при личной уверенности в хорошей юридической подготовке
— отрицание права как социального института, системы правил поведения, которая может успешно регулировать взаимоотношения людей
Разделение властей в правовом государстве означает …
— обособленность местного самоуправления от системы органов государственной власти
— выделение предметов ведения Федерации в целом и отдельно – субъектов Федерации
— то, что все органы государства разделены на три независимые друг от друга ветви власти (+)
— четкое разделение компетенции всех государственных органов
Правовые отношения …
— возникают вместе с государством (+)
— возникают на основе норм права (+)
— обеспечиваются привычкой или силой общественного мнения
— охраняются государством (+)
… государства – это особый механизм государственного воздействия на общественные процессы, охватывающие основные направления деятельности государства по управлению главными сферами общественной жизни
— форма
— механизм
— функции (+)
Согласование готовящихся к принятию актов с действующим законодательством во избежание коллизий, пробелов, дублирования предусматривает принцип … правотворчества
— своевременности
— профессионализма
— гласности
— законности
— системности (+)
К числу частноправовых частных методов относится
— формально-юридический и сравнительно-правовой (+)
К функциям теории государства и права относится …
— интерпретационная (объяснительная) функция?
— аксиологическая функция (+)
— познавательно-констатирующая функция (+)
Лев иосифович петражицкий развивал … теорию права
— психологическую (+)
— естественно-правовую
— позитивистскую
— социологическую
— нормативистскую
При . монархии вся полнота власти сосредоточена в руках монарха, конституция и парламент отсутствуют, разделения властей не существует
— абсолютной (+)
— дуалистической
— конституционной
В … нормах права наиболее четко выражен их представительно-обязывающий характер
— декларативных
— дефинитивных
— регулятивных (+)
— охранительных
Неолитическая революция означает
— создание новых мононорм
— межплеменную войну
— процесс переизбрания вождя
— переход к производящей экономике (+)
Парламентская республика существует …
— в России
— в Италии (+)
— во Франции
— в США
Приоритет международного права над российским признается
Статья 15 Конституции Российской Федерации (+)
Государственная власть – это …
— разновидность сложной организованной формы власти, осуществляемая особой организацией – государством (+)
— одна из форм управления социальными процессами, при которой согласованность совместной деятельности многих людей достигается путем подчинения их единому руководящему началу (власть)
— сфера деятельности групп, партий, индивидов, государства, связанной с реализацией общезначимых интересов с помощью политической власти (политика)
Нормативное регулирование – это …
— конкретное функционирование той группы общественных отношений, которые регулируются отраслями права
— особая форма деятельности общества, направленная на создание, реализацию и обеспечение различного рода общих правил (норм) поведения людей, с целью упорядочения их отношений и достижения стабильности в обществе (+)
— право, сформированное путем приспособления, с одной стороны, обычаев родового строя, с другой – введения новых правил поведения, неизвестных первобытному обществу, но обеспеченных государственным принуждением
— целенаправленная деятельность государственных органов и общественности по формированию у граждан и должностных лиц правосознания и правовой культуры
В современной России официально признанной формой права, является
— нормативно-правовой акт (+)
— судебный прецедент
— правосознание
— религиозное учение
Под … понимают организацию высших органов государственной власти
— политическим режимом
— политической системой
— формой государственного устройства
— формой правления (+)
Постановления, издаваемые органами исполнительной власти, называются .
— статьями Конституции РФ
— подзаконными актами (+)
— законами
— кодексами
Либертарно-юридическое направление права основывается на том, что право есть .
— возведенная в закон государственная воля общества (марксистская теория)
— нормативная форма свободы и обладает высшей ценностью как мерило добра и справедливости (+)
— совокупность прав и свобод, обусловленных природой человека (естественно-правовая точка зрения)
— продукт народного духа
Результатом санкционированного нормотворчества является …
— нормативно-правовой акт (+)
— правовой обычай
— акт, принятый на референдуме
— нормативный договор
Различают две формы правления – …
— монархию и республику (+)
— президентскую и парламентскую
— абсолютную и ограниченную
К принципам правотворчества относятся …
— коллегиальность и единоначалие, иерархичность и гласность
— равенство, справедливость и народный характер
— демократизм и связь с практикой (+)
— законность, гласность и профессионализм (+)
Во второй половине xix в. английским философом и социологом гербертом спенсером была выдвинута … теория происхождения государства
— договорная
— патриархальная
— органическая (+)
— психологическая
Политическая система общества – это …
— социальные связи, складывающиеся между основными субъектами политической жизни страны, характер их взаимоотношений между собой
— взаимосвязанная совокупность общественных процессов и институтов, возникающих и функционирующих в сфере политической жизни страны, в отношениях между ее основными социальными группами (+)
— совокупность объединений, концентрирующих и выражающих интересы тех или иных социальных групп в политической деятельности
Выделяют … нормы права
— материальные и процессуальные (+)
— моральные, обычные и корпоративные
— убеждающие и принуждающие
Гипотеза – это …
— необходимый для возникновения правоотношения юридический факт
— часть правовой нормы, указывающая на конкретные условия, при наступлении (ненаступлении) которых реализуется закрепленное в норме правовое предписание (+)
— часть юридической нормы, содержащая правило поведения
Основные и общие закономерности возникновения, развития и функционирования государства и права, а также систематизированные сведения об основных понятиях и категориях юриспруденции – это … теории государства и права
— метод
— предмет (+)
— методология
— функции
Закон – это …
— решение суда по конкретному делу, которому придан нормативный характер
— любой нормативно-правовой акт
— правило, ставшее привычным в том или ином обществе, соблюдение которого обеспечивается государственным принуждением
— обладающий высшей юридической силой нормативный акт, принятый в особом порядке высшим представительным органом государственной власти (+)
Правовая система – это …
— совокупность национальных правовых систем в рамках одного типа права, выделенная на основе общности исторического пути ее формирования и др.
— комплексное образование, охватывающее все правовые явления (+)
— одна из основных правовых семей современности, основанная на римском праве
Методы осуществления функций государства – это …
— совокупность способов воздействия государства на субъектов гражданского общества в процессе решения стоящих перед ним задач (+)
— распределение всех органов государства между тремя самостоятельными ветвями власти
— реализация государственных функций посредством деятельности государственных органов, учреждений и предприятий
Первичным элементом системы законодательства является …
— норма права
— глава кодекса
— отрасль права
— правовая норма
— нормативный правовой акт (+)
Политическая система – это …
— состояние и развитие общества, закономерностей смены исторических типов государства и права с точки зрения качественных изменений в социокультурной среде общества, в духовной культуре народа, его религии, нравах и т.д.
— организация публичной политической власти экономически господствующего в обществе класса, которая распространяется на всю территорию страны и ее население, имеет специальный аппарат управления и принуждения, издает обязательные правовые нормы и обладает суверенитетом
— состояние и развитие общества, закономерностей смены исторических типов государства и права с точки зрения качественных изменений в экономическом базисе общества, в ее производственных отношениях и классовой структуре
— целостная совокупность взаимодействующих институтов, осуществляющих политическую власть (+)
Норма права – это …
— исторически сложившаяся, объективно существующая внутренняя структура права, определяемая характером регулируемых общественных отношений
— обособленная часть качественно однородных общественных отношений
— часть отрасли права, регулирующая самостоятельный вид однородных общественных отношений
— общеобязательное, установленное (санкционированное) и охраняемое государством правило поведения (+)
Основой гражданского общества является
— цивилизованный, самодеятельный, полноправный индивид (+)
Правонарушения — это
виновное противоправное деяние или бездействие, совершённое деликтоспособным лицом, которое противоречит законодательным нормативам, и за которое будут следовать определённые государственные санкции (+)
Диалектический метод познания – это …
— рассмотрение объектов как систем
— метод познания явлений действительности в их развитии и самодвижении
— изучение каждого явления в развитии, в неразрывной связи с другими общественными явлениями (экономикой, политикой и т.п.), а также то, что критерием истинного научного познания является общественная практика (+)
— состоит в получении, обработке, анализе и публикации информации, характеризующей количественные закономерности жизни общества
Правоотношения по субъектам подразделяются на …
— материальные и процессуальные
— общие и конкретные (+)
— регулятивные и охранительные
— простые и сложные
Правило поведения, в результате многократного повторения вошедшее в привычку людей, использование которого санкционировано государством, – это …
— обычай
— судебный прецедент
— нормативно-правовой акт
— правовой обычай (+)
Правонарушение — это
— вредоносное действие
— действие, при совершении которого наступает юридическая ответственность
— действие, которое носит виновный характер
— деяние, которое наносит вред человеку и (или) обществу
— деяние, которое носит противоправный характер (+)
Правосознание — это …
— система правовых чувств, эмоций, взглядов, установок, представлений и других проявлений, выражающих отношение граждан как к действующему праву, к юридическим понятиям и категориям, к юридической практике, к правам, свободам, обязанностям, так и к другим желаемым правовым явлениям (+)
— — научные идеи, положения, учения, теории, которые формируются в обществе и позволяют государству и его органам эффективно использовать их в правотворческой и правоприменительной деятельности
— — совокупность психологических и правовых явлений (правовая потребность, правовая установка, правовой менталитет, правовой мотив, ценностно-правовые ориентации, правовое настроение, правовые чувства, правовые эмоции, правовые навыки, правовые привычки, правовая сплоченность)
Отрасли материального права …
— регламентируют юридические процедуры, устанавливая порядок применения норм материального права
— регулируют предметные отношения, т.е. базовые, составляющие основу системы права (+)
— регулируют совокупность взаимосвязанных, согласованных и взаимодействующих правовых средств (это правовая система)
Для реалистической модели взаимоотношений между государством и правом характерны представления о том, что …
— право верховенствует над государством
— государство стоит над правом и им не связано
— государство создает право, но в своей деятельности связано им, т.е. имеет место единство права и государства: влияние государства на право и воздействие права на государство (+)
… имеет отношение к систематизации нормативных правовых актов
— Учет правовых норм (+)
— Соблюдение юридических норм
— Санкционирование юридических действий
— Правовая доктрина
Расставьте нормативно-правовые акты в порядке уменьшения их юридической силы:
1 — конституционные законы РФ, 2- законы РФ, 3- указы Президента РФ, 4- инструкции председателя ЦБ РФ (+)
1 — законы, 2- конституционные законы РФ РФ, 3- указы Президента РФ, 4- инструкции председателя ЦБ РФ
1 — законы, 2- конституционные законы РФ РФ, 3- инструкции председателя ЦБ РФ, 4- указы Президента РФ
На основании формационного подхода выделяют определенные типы государств, в частности …
— феодальное государство (+)
— рабовладельческое государство (+)
— светское государство
— буржуазное государство (+)
— государство всеобщего благоденствия
— социалистическое государство.
— социальное государство
К основным признакам президентской республики относится то, что …
— президентская республика характеризуется чрезвычайным усилением власти президента
— правительство президентской республики формируется партиями, обладающими большинством в парламенте и несет перед парламентом политическую ответственность
— в президентской республике имеет место ответственность правительства перед президентом, а не перед парламентом (+)
Политический режим – это …
— совокупность приемов, методов и способов, с помощью которых осуществляется государственная власть (+)
— исходные идеи, определяющие основные подходы к формированию и функционированию государственных органов
— деятельность политических партий, выборность и сменяемость центральных и местных органов государственной власти, их подотчетность избирателям, подконтрольность и ответственность органов и служащих государства, формируемых путем назначения, перед выборными органами
К внутренним функциям государства относят …
— обеспечение народовластия
— основные направления деятельности государства по управлению внутренней жизнью общества (+)
— создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека посредством гарантирования определенного объема благ за счет государства
В российской федерации официально признанной формой права является …
— нормативно-правовой акт (+)
— судебный прецедент
— правосознание
— религиозное учение
Правовое государство – это политическая организация, …
— ограничивающая свободу человека
— реализующая принцип верховенства закона (+)
— издающая законы
— исполняющая законы
Правоотношения – это …
— воплощение предписаний в реальной деятельности субъектов права, превращение их требований в правомерное поведение
— часть общественных отношений, урегулированных нормами права, субъекты которых являются носителями субъективных прав и субъективных юридических обязанностей (+)
— правила поведения, которые формируются в обществе и представляют собой суждения о добре и зле, справедливости и несправедливости, чести, совести, долге
— явления окружающего мира, по поводу которых возникают субъективные права и субъективные юридические обязанности
Предмет теории государства и права – это …
— изучение возникновения и развития конкретно-правовых систем во всем их историческом своеобразии, включая случайные процессы и явления
— исследование конкретной отрасли права и законодательства
— общие закономерности возникновения, развития и функционирования права и государства как самостоятельных социальных институтов, сущность, типы, формы, функции и механизм действия права и государства, основные понятия, общие для всей правовой науки (+)
— исследование определенной сферы государственной жизни и конституции конкретного государства
К признакам функций государства можно отнести …
— исторически меняющиеся, эволюционные направления деятельности государства, производные от целей и задач, стоящих перед обществом на определенном этапе его развития (+)
— использование ресурсов государства
— устойчиво сложившуюся предметную деятельность государства в важнейших сферах общественной жизни (+)
Первичным элементом системы законодательства является .
— статья закона (+)
— глава кодекса
— отрасль права
— норма права
Предмет правового регулирования – это …
— процесс поэтапного осуществления юридических норм, содержащихся в нормативных актах, в правомерном поведении субъектов через систему специальных юридических средств
— определенная совокупность однородных общественных отношений, регулируемых правом (+)
— правоприменительная деятельность компетентного государственного органа, которая завершается принятием подлежащего исполнению акта применения права
— стадия общей регламентации правового положения (статуса) субъектов права, на которой индивидуальные и коллективные участники социальных процессов наделяются юридическими нормами правоспособностью и дееспособностью
Охрана прав и свобод граждан, всех форм собственности, защита конституционного строя и правопорядка состоит в …
— принятии нормативно-правовых актов законодательными органами власти
— признании, законодательном закреплении и государственной гарантированности данных ценностей (+)
— непосредственном управлении объектами государственной собственности, регулирование деятельности субъектов негосударственных форм собственности, концентрации и распределении финансовых средств, установлении таможенного режима
Систематизация нормативно-правовых актов – это …
— обособленная часть качественно однородных общественных отношений
— исторически сложившаяся, объективно существующая внутренняя структура права, определяемая характером регулируемых общественных отношений
— упорядочение действующего нормативно-правового материала, объединение его в единую, стройную, внутренне согласованную систему (+)
Правотворчество — это
— нормативно упорядоченная деятельность высшего представительного органа государства по принятию федерального закона
— деятельность, направленная на упорядочение и совершенствование правовых норм
— составная часть более широкого явления – правообразования – процесса, который состоит из объективно складывающихся правовых предпосылок под влиянием общественной необходимости и деятельности государства по созданию нормативно-правовых актов (+)
Правовой обычай – это …
— соглашение между правотворческими субъектами, в результате которого возникает новая норма права
— правовой акт, содержащий нормы права и направленный на урегулирование определенных общественных отношений
— судебное или административное решение по конкретному юридическому делу, которому придается сила нормы права и которым руководствуются при разрешении схожих дел
— исторически сложившееся правило поведения, содержащееся в сознании людей и вошедшее в привычку в результате многократного применения, приводящее к правовым последствиям (+)
Правительство формируется президентом и ответственно только перед ним в … республике
— президентской (+)
— парламентской
— смешанной
Принцип правового государства – единство взаимных прав и взаимной ответственности личности и государства – сформулировал …
— Г.Ф. Шершеневич
— И. Кант (+)
— Б.Н. Чичерин
— Б. Спиноза
К признакам государства относится наличие …
— правовой системы (+)
— средств массовой информации
— публичной власти (+)
— точно обозначенной территории (+)
— внутреннего и внешнего суверенитета (+)
— гражданского общества
Парламентская республика существует …
— в США
— Италии (+)
— во Франции
— в Венесуэле
По предмету правового регулирования (по сфере интересов) отрасли права бывают …
— частными и публичными (+)
— императивными и диспозитивными
— простыми и сложными
— обязывающими и рекомендательными
Законы в российской федерации принимает …
— Государственная Дума РФ (+)
— Федеральное Собрание РФ (ФС РФ)
— Совет Федерации ФС РФ
— ФС РФ и Президент РФ
При … монархии вся полнота власти сосредоточена в руках монарха, в ней отсутствуют представительные органы управления, единственным носителем суверенитета государства является монарх
— абсолютной (+)
— дуалистической
— ограниченной
— конституционной
… нормативное регулирование осуществляется путем создания и реализации внутриорганизационных норм различного рода общественных объединений, обеспечиваемых их авторитетом
— правовое
— традиционное
— корпоративное (+)
— моральное
… определяет понятие «право» как возведенную в закон волю господствующего класса
— Теория правового солидаризма
— Марксистская теория (+)
— Теория естественного права
— Психологическая теория
Определить сущность государства – значит установить, …
— функции государства
— признаки государства
— в чьих руках сосредоточена власть, чьим интересам она служит и чью волю выражает (+)
Государство – это …
— универсальная организация политической власти, созданная для властного управления обществом, выражающая интересы его основных социальных групп, обладающая особыми свойствами (+)
— система органов, реализующих конкретные интересы граждан на определенной территории
— организация политической власти, содействующая реализации конкретных интересов (классовых, общечеловеческих, расовых и т.д.) в пределах определенной территории
Правосознание – это …
— совокупность психологических и правовых явлений (правовая потребность, правовая установка, правовой менталитет, правовой мотив, ценностно-правовые ориентации, правовое настроение, правовые чувства и др.)
— совокупность правовых представлений, взглядов, идей и чувств, эмоций, установок и других проявлений, выражающих отношение людей к правовым явлениям общественной жизни (+)
— научные идеи, положения, учения, теории, которые формируются в обществе и позволяют государству и его органам эффективно использовать их в правотворческой и правоприменительной деятельности
Источник