- Это способ сравнения данных
- Метод сравнения
- Характеристика
- Связанные материалы
- Примеры использования метода сравнения:
- Сравнение с конкурентами и альтернативами
- Сравнительный метод исследования. Метод сравнительного анализа
- Сравнение как способ познания
- Понятие и категории метода сравнительного анализа
- Механизм сравнительного анализа
- Этапы сравнительного анализа и прогнозирования
- Правила осуществления сравнительного анализа
- Виды сравнительных исследований
- Плюсы и минусы сравнительного метода
- Примеры использования метода сравнительного анализа
Это способ сравнения данных
Сравнение — аналитический метод исследования, в процессе которого изучаемое экономическое явление (объекты) сопоставляется с аналитическим, изучаемым ранее с целью определения общих черт или различий между ними по количественным и качественным показателям.
Виды сравнительного анализа:
- Горизонтальный сравнительный анализ. Используется для определения абсолютных и относительных отклонений фактического уровня исследуемых показателей от базового (планового, прошлого периода и т.п.).
- Вертикальный сравнительный анализ. С его помощью изучаются структура экономических явлений и процессов путем расчленения удельного веса частей в общем целом (например, удельный вес собственного капиталов в общей его сумме, структура себестоимости продукции), соотношение частей целого между собой (например, собственного и заемного капиталов, основного и оборотного, производства и реализации товарной продукции), а также влияние факторов на уровень результативных показателей путем сравнения их величины до и после изменения соответствующего фактора.
- Трендовый анализ применяется при изучении относительных темпов роста и прироста показателей за ряд лет к уровню базисного года, т.е. при исследовании рядов динамики.
- Одномерный сравнительный анализ — сопоставления делаются по одному или нескольким показателям одного объекта или нескольких объектов по одному показателю.
- Многомерный сравнительный анализ — с его помощью проводится сопоставление результатов деятельности нескольких предприятий по широкому спектру показателей.
Следует отметить, что сравнение является наиболее распространенным приемом экономического анализа для выявления степени использования материальных, трудовых и финансовых ресурсов. Сравнение проводится по многим направлениям. Основные из них следующие:
- Сравнение (сопоставление) фактических показателей с плановыми при оценке степени выполнения плана; такое сравнение позволяет выявлять отклонения от плановых заданий.
- Сопоставление фактических показателей с нормативными. Это позволяет проводить контроль над затратами, способствует внедрению эффективных и ресурсосберегающих технологий.
- Сравнение фактических показателей с их величиной в предшествующие периоды; использование этого приема позволяет выявлять изменение показателей в динамике и устанавливать определенные тенденции в развитии предприятия и т.д.
Влияние условий сравнительного анализа — необходимость обеспечения сопоставимости показателей, поскольку сравнивать можно только качественно однородные величины. При этом должны быть учтены следующие требования:
- единство объемных стоимостных, качественных, структурных факторов;
- единство промежутков или моментов времени;
- сопоставимость исходных условий производства (технических, природных, региональных);
- единство методики исчисления показателей.
Сопоставимость показателей в ряде случаев может быть достигнута, если вместо абсолютных взять средние или относительные (удельные) (затраты на гривну товарной продукции, рентабельность основных средств, фондоотдача).
В ряде случаев для обеспечения сопоставимости показателей используются поправочные коэффициенты.
Сравниваемые показатели должны быть однородными по составу затрат, количеству учитываемых объектов и др.
Метод группировки . Связан с выделением в составе изучаемой совокупности объектов явлений групп или подгрупп по тем или иным характерным признакам, которые помогают систематизации материалов анализа, служат для раскрытия содержания результатов и влияния на них отдельных показателей. Например, на предприятиях составляют группировки рабочих по уровню выполнения норм, по уровню и росту выработки и заработной платы, по профессиям и разрядам работ, группировки продукции по категориям качества и т. д.
Группировки являются основой обработки и анализа массовых данных и используются для выявления структуры и структурных изменений, а также для изучения взаимосвязи между показателями. В зависимости от задач используются следующие виды группировок:
- Типологические. Например, формирование групп населения по роду деятельности, группы предприятий по форме собственности.
- Структурные группировки позволяют изучить внутреннее строение показателей, соотношения в нем отдельных частей (состав рабочих по профессиям, стажу работы, предприятий по снижению себестоимости продукции).
- Аналитические (причинно-следственные) группировки. Используются для определения наличия, направления и формы связи между изучаемыми показателями.
По сложности построения различают два типа группировок: простые и комбинированные.
- а) простые — изучается взаимосвязь между явлениями, сгруппированными по какому-либо одному признаку;
- б) комбинированные группировки — деление изучаемой совокупности по одному признаку, а затем внутри каждой группы — по другому.
Источник
Метод сравнения
Характеристика
Суть метода сравнения состоит в сопоставлении данных. Это означает, что в аналитик может взять несколько значений одного показателя или несколько значений абсолютных и относительных показателей и сравнить их между собой. Этот метод может применяться во всех случаях финансового анализа: как в процессе формирования комплексной оценки финансового состояния и эффективности компании, так и при исследовании некоторого аспекта деятельности компании.
Связанные материалы
Метод сравнения данных в анализе используется, например, при изучении динамики и структуры процесса или явления, при определении рыночного положения компании, при выявлении направления развития предприятия и т.д.
Примеры использования метода сравнения:
- сопоставление значения некоторого показателя за период во времени (сравнение с базовым значением, со значение за предыдущий период и т.д.). Например, если в 2020 году компания продала 10 тыс. единиц продукции (табл.1), а в 2018 году – 2 тыс. единиц, то можно говорить о росте объема сбыта за исследуемый период;
Таблица 1. Пример сравнения показателя сбыта
Сравнение с базовым периодом
Сравнение с предыдущим периодом
- сравнение значения показателя с конкурентами. Например, если компания продала 10 тыс. единиц продукции, а главный конкурент только 5 тыс. единиц, то можно сделать вывод о высоком уровне конкурентоспособности и рыночной силе исследуемой компании;
- сравнение показателя со среднеотраслевыми значениями. Например, если средняя рентабельность собственного капитала в отрасли составляла 10%, а в исследуемой компании – 18%, то можно сделать вывод о росте благосостояния акционеров, высокой инвестиционной привлекательности и эффективной деятельности в интересах собственников;
- сравнение показателя с некоторой основой для определения доли. Например, если сумма финансовых инвестиций составила 600 млн. руб., а общая сумма активов 1000 млн. руб., то использование метода сравнения в этом случае позволит прийти к выводу, что финансовая деятельность играет для исследуемой компании ключевую роль и формирует около 60% всех активов;
- сравнение с нормативными или эталонными значениями. Например, если нормативным показателем финансовой автономии для предприятий данной группы было значение 60%, а значение коэффициента для исследуемой компании является 20%, то можно говорить о высоком уровне финансового риска и возможном банкротстве в случае ограничения доступа к рынку кредитных ресурсов.
В целом, можно сравнивать любые значения одного и того же показателя или различные показатели между собой в том случае, если это позволяет сформировать дополнительные выводы о исследуемом объекте.
Сравнение с конкурентами и альтернативами
Условия деятельности в каждой отрасли или сегменте рынка являются особенными и формируются под влиянием большого количества мезофакторов. Как результат, в различных ситуациях предел максимальной эффективности будет различаться. Нельзя сказать, что управление предприятием, которое действует на уменьшающемся рынке, будет менее эффективным, если его показатель рентабельности ниже идентичного показателя предприятия, которое действует на растущем рынке. Поэтому очевидно, что для того, чтобы сформировать однозначный вывод о качестве финансовой деятельности в компании, необходимо сравнить ключевые показатели рентабельности, ликвидности, финансовой устойчивости и деловой активности со значениями конкурентов.
Сравнивать следует с предприятиями, которые действуют в максимально близких условиях. Оптимальным вариантом является сравнение с прямыми конкурентами, которые борются за тех же клиентов, предлагают идентичные товары и услуги. Для этих участников рынка доступны те же возможности, поэтому сравнение финансовых коэффициентов позволяет понять компетентность менеджмента каждого отдельного конкурента.
Трудностью в решении этой задачи может оказаться отсутствие данных конкурентов. В таком случае можно сравнить показатели со средними в отрасли. Следует учитывать также размер предприятия, ведь, например, малые компании имеют значительно больше возможностей адаптироваться к новым условиям, являются более гибкими в этом плане.
В случае отсутствия этих данных можно сравнить финансовые показатели компании со средними значениями в экономике, хотя полученный результат не будет иметь такой же ценности и не позволит сформировать точные выводы об эффективности финансовой работы в компании.
Ресурсами для получения необходимой информации могут быть:
1. Официальные сайты компаний
2. Сайты, на которых публикуется бухгалтерская отчетность, например, для потенциальных инвесторов
3. Данные Федеральной службы государственной статистики (онлайн и оффлайн)
4. Данные различных отраслевых объединений, ассоциаций, организаций
Особенным показателем является показатель рентабельности собственного капитала. Его значение говорит об эффективности использования средств собственников и позволяет получить ответ на вопрос «Стоит ли вкладывать средства в компанию?». Если собственники могли бы получить больше прибыли в случае вложения средств в альтернативные инструменты, например, на депозитный вклад в коммерческом банке, то вложение средств в предприятие было ошибкой. Поэтому в случае использования показателя рентабельности собственного капитала стоит сравнить его со ставками на депозитные вклады, средней доходностью на фондовом рынке, доходностью с сопоставимыми по рискам фондами инвестирования и с любыми другими финансовыми инструментами, в которые собственники могли вложить средства.
Таким образом, учет финансовых показателей конкурентов позволит улучшить качество финансового анализа предприятия, позволит сформулировать более точные выводы о текущем положении и эффективности работы в течение периода исследования.
Список использованных источников
Thomas R. Robinson, International financial statement analysis / Wiley, 2008, 188 pp.
Когденко В.Г., Экономический анализ / Учебное пособие. — 2-е изд., перераб. и доп. — М.: Юнити-Дана, 2011. — 399 с.
Бузырев В.В., Нужина И.П. Анализ и диагностика финансово-хозяйственной деятельности строительного предприятия / Учебник. — М.: КноРус, 2020. — 332 с.
Источник
Сравнительный метод исследования. Метод сравнительного анализа
Сравнительный метод – один из самых распространенных в разных науках. Во многих сферах человеческой деятельности возникает необходимость оптимального выбора. При этом учитываются все характеристики изучаемых объектов, а также их сопоставление по нужным критериям.
Сравнение как способ познания
Сопоставление является одним из основных методов познания окружающей действительности. Основа данного способа достаточно проста: определение и сопоставление отдельных явлений социального, экономического, политического или другого характера с целью обнаружения отличительных сходств и различий.
На основе сопоставления делается вывод обоснованного или предположительного характера об однородности явлений, аналогичности их содержания, общей направленности и т. д. Это позволяет использовать данные об одном объекте при изучении другого. Если же в ходе осуществления исследования были обнаружены некоторые расхождения, то это позволяет указывать на особенность, специфику и уникальность одного явления или объекта по отношению к другому.
Понятие и категории метода сравнительного анализа
Метод сравнительного анализа берет свое начало от такого общенаучного метода, как аналогия. Однако в отличие от последнего, сравнение предвидит использование элементов других методов, среди которых анализ, методы мышления, моделирование, синтез, индукция, дедукция и др. Основной целью сравнения является получение новых фактов не только от различных свойств сравниваемых объектов или явлений, но также анализ их всевозможных взаимосвязей. На основании этого можно составить общую тенденцию их последующего функционирования и развития.
Методы сравнительного подхода приводят к тому, что могут быть пересмотрены уже сложившиеся взгляды на те или иные явления и факты. При сравнении также могут быть открыты особенности, которые специфичны для конкретного объекта или явления, однако ранее не были известны исследователям. Таким образом, сравнение способствует более глубокому изучению и познанию объектов и явлений, а также поиску их отличительных особенностей и различий на разных уровнях исследования.
Механизм сравнительного анализа
Сравнительный метод исследования имеет свой собственный механизм, который включает в себе следующие компоненты:
- Общенаучные методы. Сюда входят: аналогия, индукция и дедукция, анализ и синтез и др.
- Логический аппарат. Обширная система категорий, которая используется в операциях по сравнению и анализу. Каждый объект или явление обладает своей собственной системой категорий.
Особенного внимания также заслуживает такая вариация метода сравнения, как сегментация. Ее суть состоит в том, что информация об объекте или явлении делится на отдельные части – сегменты, которые впоследствии подвергаются исследованиям. При этом сравнение может быть осуществлено согласно разным критериям, в частности, достаточно часто используется историко-сравнительный метод, где объект исследуется не только в сравнении с другими объектами, но также в сравнении с самим собой на разных временных этапах.
Сегментация как один из методов сравнительного анализа предполагает исследование не только характеристик отдельных элементов конкретного объекта или явления, но также характера и тенденции его функционирования и развития в рамках целого.
Этапы сравнительного анализа и прогнозирования
Сравнительный метод оценки объектов и явлений предвидит осуществление исследования на нескольких уровнях:
- Сбор и обработка всей полученной информации. При этом все данные должны быть объективными, точными и доказуемыми.
- Систематизация информации. Все данные нужно распределить на разные категории и придать собранному материалу структурный вид.
- Толкование полученных данных. На основании анализа и сопоставления информации делаются конкретные выводы.
При правильном выполнении указанных этапов исследователь может формулировать обоснований прогноз. Самым простым способом прогнозирования является непосредственное сопоставление информации об объекте или явлении на разных уровнях, например в разных регионах, странах и т. д. Второй способ прогнозирования предвидит выдвигание конкретных гипотез, подкрепленных реальными фактами.
Правила осуществления сравнительного анализа
Сравнительный метод исследования будет эффективным только в том случае, если соблюдены все правила его осуществления:
- Осуществление сравнения на разных уровнях с использованием аналогии, системно-исторического анализа и логики.
- Правильный выбор объектов для осуществления процесса сравнения.
- Конкретная постановка целей.
- Метод сравнительного анализа должен быть осуществлен с применением конкретных критериев.
- Четкое определение признаков сравниваемых объектов и явлений.
- Обработка результатов сравнения и анализ возможности их применения в практике.
Все данные, полученные в процессе исследования, долны быть четкими, однозначными и доказуемыми.
Виды сравнительных исследований
Сравнительный метод имеет свою типологию. В науке выделяют следующие виды исследований:
- Согласно объему исследования: макро- и микросравнение.
- Согласно целям, выделяют практическое (или функциональное) и теоретическое (или научное) исследование.
- Согласно уровню, исследование может быть межсистемным, внутрисистемным, внутринациональным, историческим, межотраслевым и т. д.
Кроме того, выделяют также синхронное и асинхронное сравнение. В первом случае речь идет о параллельном и одновременном сравнении, а во втором случае сравнительный метод может быть применен по отношению к объектам, которые находятся в разных временных отрезках.
Плюсы и минусы сравнительного метода
Сравнительный подход имеет ряд плюсов и минусов, которые исследователь должен учитывать в своей работе. Что касается положительных сторон, то они следующие:
- Метод позволяет отразить актуальную и реальную ситуацию по отношению к исследуемому объекту или явлению.
- Все данные статистически обоснованы.
- В процессе исследования можно вносить корректировку сравниваемых явлений или объектов.
- При наличии большого количества информации метод очень прост в осуществлении и дает надежные и достоверные результаты.
Метод имеет и свои недостатки:
- На момент толкования результатов исследования данные могут устареть.
- Точность полученных данных зависит от стабильности исследуемого объекта.
- Для достоверных и точных данных нужно большое количество информации.
Соотношение положительных и негативных сторон метода определяет эффективность его применения в каждом конкретном случае.
Примеры использования метода сравнительного анализа
Особенности метода сравнения позволяют использовать его в самых разных сферах, таких как:
- Биология и анатомия.
- Языкознание, в частности сравнительное языкознание.
- Литературоведение и мифология.
- Сравнительная политология.
- Экономические науки.
- Юриспруденция и правоведение.
- Психология.
- Социологические науки.
- Религиоведение.
- Философия и др.
Сравнительный метод обладает рядом особенностей, позволяющих эффективно его использовать в самых разных науках. Метод имеет свою классификацию, типологию, а также правила и особенности исследования на разных этапах. Выбор данного метода определяется наличием нужного количества информации и подбором оптимальных критериев.
Источник