Методы исследований на эмпирическом и теоретическом уровнях
К методов, которые применяют на эмпирическом и теоретическом уровнях исследований, относят, как правило, абстрагирование, анализ и синтез, индукцию и дедукцию, моделирование и др.
Абстрагирования (от латинского термина abstrahere, что означает отвлечение) — это мысленное отвлечение от несущественных, второстепенных признаков предметов и явлений, связей и отношений между ними и выделение нескольких сторон, которые интересуют исследователя. Абстракция представляет собой одну из таких сторон, форм познания, когда происходит переход от чувственного восприятия к мысленного образа. Иногда абстрагированные свойства и отношения связывают с известными классами объектов («металл», «натуральное число», «растение»). В других случаях они представляются изолированно от тех предметов, с которыми они действительно неразрывно связаны («полезность», «красота», «нравственность»).
Абстракция выделяет из явления одну определенную сторону в «чистом виде», то есть в таком виде, в котором она действительно не существует. Например, не бывает «явления» или «закона» вообще, существуют конкретные законы и явления. Но без введения абстрактного понятия «явление» исследователь не способен глубоко понять любое конкретное явление.
Процесс абстрагирования проходит два этапа.
Первый этап: выделения важного в явлениях и установления независимости или несколько слабой зависимости исследуемых явлений от определенных факторов (если объект А не напрямую зависит от фактора Бы, то можно отвлечься от последнего как несущественного).
Второй этап: он заключается в том, что один объект заменяется другим, более простым, который выступает «моделью» первого.
Абстрагирование может применяться к реальным и абстрактных объектов (таких, ранее уже прошли абстрагирования). Многоступенчатое абстрагирования приводит к абстракциям растущего степени обобщения.
Существуют некоторые виды абстракции:
— отождествление — образования понятий путем объединения предметов, связанных отношениями типа равенства в особый класс (отвлечение от некоторых индивидуальных свойств предметов);
— изолирование — выделение свойств и отношений, неразрывно связанных с предметами, и обозначение их определенными названиями;
— конструктивізації — отвлечение от неопределенности границ реальных объектов (останавливается непрерывное движение и т.п.);
— актуальной бесконечности — отвлечение от незавершенности (и завершенности) процесса образования бесконечного множества, от невозможности задать ее полным перечнем всех элементов (такая множество рассматривается как существующая);
— потенциальной осуществимости — отвлечения от реальных границ человеческих возможностей, обусловленных ограниченностью продолжительности жизни по времени и в пространстве (бесконечность выступает уже как потенциально выполнима).
Процессы абстрагирования в системе логического мышления тесно связаны с другими методами исследования и прежде всего с анализом и синтезом.
Анализ — это метод познания, который дает возможность разделить предмет на части с целью его детального изучения. Синтез, наоборот, является следствием соединения отдельных частей или рис предмета в единое целое.
Анализ и синтез взаимосвязаны, они представляют собой единство противоположностей. В зависимости от уровня познания объекта и глубины проникновения в его сущность применяются анализ и синтез разного рода.
Прямой, или эмпирический, анализ и синтез используются на стадии этажного ознакомления с объектом. При этом осуществляется выделение отдельных частей объекта, выявление его свойств, проводятся простейшие измерения, фиксация непосредственных данных, которые лежат на поверхности. Этот вид анализа и синтеза дает возможность познать явление, однако для проникновения в его сущность он недостаточен.
Обратный, или теоретический, анализ и синтез широко используются для изучения сущности исследуемого явления. Здесь операции анализа и синтеза базируются на некоторых теоретических рассуждениях, то есть предположениях и причинно-следственных связях разнообразных явлений.
Глубже проникнуть в сущность объекта дает возможность структурно-генетический анализ и синтез. При этом углубленно изучают причинно-следствия связи. Этот тип анализа и синтеза требует выделения в сложном явлении таких элементов, таких цепей, которые являются центральными, главными, что решающим образом влияют на все другие стороны объекта.
Индукция и дедукция. Настоящая наука возможна лишь на основе абстрактного мышления, последовательных рассуждений исследователя в виде суждений и выводов. В научных суждениях устанавливаются связи между предметами или явлениями или между их определенными признаками. Путь к суждения проходит через непосредственное восприятие предметов или явлений, а также их связей. В научных выводах одно суждение сменяется другим: на основе уже существующих выводов делаются новые. Существует два основных вида выводов: индуктивные (индукция) и дедуктивные (дедукция).
Индукция (от лат. inductio — наведение) представляет собой умозаключение от частного к общему, от отдельных фактов к обобщениям, когда на основе знаний о части предметов класса делается вывод о класс в целом. Как метод исследования индукции — это процесс опытного изучения явлений, во время которого осуществляется переход от отдельных фактов к общих положений.
Дедукция (от лат. deductio — выведение) — это такое умозаключение, в котором вывод о некоторый элемент множества делается на основе знания об общих свойств всего множества. Дедуктивным в широком понимании считается любой вывод вообще, в более специфическом и наиболее распространенном понимании — доведение или вывода утверждение (следствия) из одного или нескольких других утверждений (ссылок) на основе законов логики, имеющих достоверный характер. В случае дедуктивного вывода следствие содержится в ссылках скрыто, поэтому они должны быть получены из них на основе применения методов логического анализа.
Содержанием дедукции как метода познания является применение общих научных положений при исследовании конкретных явлений. Важной предпосылкой дедукции в практике познания является возведение конкретных задач в общих и переход от решения задачи в общем виде отдельных его вариантов.
Моделирование — непрямой, косвенный метод научного исследования объектов познания (непосредственное изучение которых невозможно, затруднительно или нецелесообразно), который основывается на применении модели как средства исследования. Суть моделирования заключается в замещении исследуемого объекта другим, специально для этого созданным. Под моделью понимают мнимую или материально реализованная система, которая, отображая или воспроизводя объект исследования, способна заместить его так, что она сама становится источником информации об объекте познания. Модели могут быть физические, математические, естественные, достаточно адекватные исследуемому явлению, процессу.
Среди методов теоретических исследований прежде всего, следует назвать исторический, логический, системный, когнитивный, моделирования и др. методы системного анализа, которые предусматривают изучение сложных объектов, систем в комплексе. Здесь широко используются ЭВМ для решения и анализа сложных математических задач по оптимизации процессов и управления процессами на транспорте и крупных предприятиях.
К методов теоретического исследования следует также отнести:
— метод восхождения от абстрактного к конкретному;
Восхождение от абстрактного к конкретному — это одна из форм научного познания. В соответствии с этим методом мышления берет свое начало от конкретного в действительности к абстрактному в мышлении и от него — к конкретному в мышлении.
Метод идеализации — мысленное конструирование объектов, которых нет в действительности, или которые практически невыполнимы. Цель идеализации: лишить реальные объекты некоторых присущих им свойств и наделить (подразумеваемо) эти объекты определенными нереальными и гипотетическими свойствами. При этом цель достигается благодаря:
— перехода мысли до конечного случае развития какой свойства;
Формализация — метод изучения различных объектов путем отражения их структуры в знаковой форме с помощью искусственных языков, например на языке математики.
— она обеспечивает обобщенность подхода к решению проблем;
— символика предоставляет краткости и четкости фиксации значений;
— однозначность символики (избегаем многозначности обычного языка);
— дает возможность формировать знаковые модели объектов и заменять изучения реальных вещей и процессов изучением этих моделей.
Благодаря своей специфичности, формализация обеспечивает обобщенность подхода к решению познавательных проблем. Кроме того, символика искусственного языка предоставляет краткости и четкости фиксации значений формализованных объектов познания, предоставляет однозначности понимания их структуры (в отличие от двусмысленности при применении обычного языка).
Формализация, как правило, связана с применением математического аппарата. Как метод, формализация, сводит исследования реальных содержательных сторон объектов, свойств и отношений к формального исследования соответствующих им знаков (абстрактных объектов); широко применяется при математическом моделировании во многих отраслях науки.
Среди большого разнообразия общенаучных методов отдельно выделяют исторический и логический методы исследования, которые позволяют подразумеваемо воспроизвести исследуемый объект во всей его объективной конкретности, представить и понять его в развитии. С помощью логического метода исследователь на основе обработки, критического анализа и формулирования своих предложений развивает существующие теоретические представления или выдвигает новые теоретические предположения. Исторический метод предоставляет возможность для всестороннего исследования явлений и событий в хронологической последовательности, чтобы открыть их внутренние связи и закономерности развития.
Загальнонауковий статус имеют математические (т.е. количественного изучения процессов и явлений) и, в частности, аксиоматический, статистический, а также системно-структурные, кибернетические, теоретико-информационные методы исследований. Математические методы важное значение приобретают при обработке материалов исследования.
Аксиоматический метод — это средство построения научной теории, при котором без доказательства принимаются некоторые утверждения (аксиомы), а затем используются для доведения других утверждений (теорем) за логическими правилами.
1. Алексюк A.M. Педагогика высшей школы Украины. Выросло. — К.: Лыбидь, 1998. — 560 с
2. Гершунский Б.С. Прогностические методы в педагогике. — К.: Высшая школа, 1994. — 207 с.
3. Фіцула М.М. Педагогика. Учебн. — К.: Академия, 2000. — 544 с.
4. Кыверлянг А.А. Методы исследования в профессиональной педагогике. — Таллин: Валчус, 1980.
5. Крысько В.Г. Психология и педагогика в схемах и таблицах. К.: Хорвест, 1999. — 384 с.
6. Загвязинский В.И. Методология и методика дидактического исследования. — М.: Педагогика, 1982. — 160 с.
7. Методы педагогического исследования. Лекция / Под ред. В.И.Журавлева. Учебн.пос. — М.: Просвещение, 1972. -158 с.
8. МойсеюкН.Э. Педагогика. Учеб.пос, 3-е изд., 2001. — 608 с.
Э.Сидоренко В.К., Дмитренко П.В. Основы научных исследований. Учеб.пос. — К.: РННЦ «ДІНІТ», 2000. — 259 с.
10. Шейко В.М., Кушнаренко Н.М. Организация и методика научно-исследовательской деятельности. Учебник. — К.: Знания-пресс, 2002. — 295 с.
Источник
Вопрос-Ответ для АСПЗ 5+
Абстрагирование, идеализация, формализация, мысленный эксперимент, моделирование относятся к
методам построения и исследования теоретического объекта
Аксиоматический метод – способ построения теории, при котором в основу кладутся
положения, принимаемые без доказательств
Аксиомой в методологии науки называется
положение, которое берется в качестве исходного, недоказуемого в данной теории
Алгоритмический подход тесно связан с
кибернетикой и конструктивным направлением в математике
Антисциентизм толкует науку как
силу, чуждую и враждебную сущности человека
Античная цивилизация не смогла развить теоретического естествознания, так как
отношение к физическому труду как к низшему сорту деятельности порождало разрыв между абстрактно-теоретическими исследованиями и утилитарными формами применения научных знаний
В динамических теориях
предсказание имеет однозначный, достоверный характер
В естественных языках формулируется
В методологии науки факт определяется как
особого рода предложения, фиксирующие эмпирическое знание
В науке в собственном смысле слова в отличие от преднауки формируется особый тип знания –
В научной теории принцип составляет
ее коренную основу, вокруг которого группируются понятия, законы и теории
В отличие от эмпирических, теоретические законы
раскрывают глубокие внутренние связи процессов, механизм их протекания
В перечне основных компонентов теории: исходная эмпирическая основа, исходная теоретическая основа, логика теории – пропущен следующий компонент
совокупность выведенных в теории утверждений с их доказательствами
В перечне основных подходов: 1) системный, 2) функциональный, 3) вероятностный, 4) информационный – пропущен
В понятии подхода акцентируется
основное направление исследования, угол зрения на объект изучения
В процессе научного исследования гипотеза используется для
объяснения существующих фактов и предсказания новых
В процессе научного познания какое-либо понятие
уточняется, в его содержание вносятся новые признаки
В процессе синтеза происходит
соединение, воспроизведение связей отдельных частей и постижение целого в единстве
В результате идеализации реальные объекты
лишаются некоторых присущих им свойств и наделяются гипотетическими свойствами
В соотношении фундаментальных и прикладных наук
каждая наука вносит свой вклад в систему научного знания
В течение длительного времени господствующим типом историко-научных исследований было
хронологическое описание успехов той или иной науки
В ходе теоретического познания исследователь проникает в сущность явлений посредством
В ходе теоретического познания объект изучается
только опосредованно, в мысленном эксперименте
В ХХ веке появились науки
В эпоху становления науки Нового времени в европейской культуре эксперимент сравнивался с
пыткой природы, выведыванием у нее сокровенных тайн
Важнейшей чертой общенаучных подходов является
принципиальная применимость к исследованию любых явлений и любой сферы действительности
Важной отличительной чертой научного познания является
нацеленность науки на изучение не только объектов, преобразуемых в сегодняшней практике, но и тех, которые могут стать предметом практического освоения в будущем
Взаимопониманию ученых – представителей различных научных дисциплин и отраслей знания способствует
владение методологией научного познания
Вид познавательной деятельности, изучающей объект как целостность, располагающей собственным арсеналом познавательных средств, имеющих междисциплинарный характер, называется
Во второй половине ХХ века произошло расширение проблематики историко-научных исследований за счет
изучения закономерностей развития науки, условий и факторов, способствующих ему
Возникновение науки относят к
Возрастание роли дедукции в научном познании связано с
включением в научное исследование объектов, недоступных непосредственному восприятию
Всякий принципиально новый подход к научным проблемам с необходимостью требует
разработки новых методов и способов исследования
высказывание, истинность или ложность которого еще не установлена
Гипотетико-дедуктивные теории отличаются от аксиоматических тем, что
исходным утверждениям теории дается непосредственная эмпирическая интерпретация
Главной особенностью научного познания является
ориентация науки на изучение объектов, которые могут быть включены в деятельность, и их исследование как подчиняющихся объективным законам
Границей преднауки и собственно науки является
построение идеальных объектов не на основе практики, а из ранее сложившихся систем знания
Два уровня познания называются
эмпирический и теоретический
Дедуктивной теорией можно назвать
Длительное время в методологии науки в качестве образца для исследования структуры и динамики познания выбиралась
Для воображения характерно
соединение и преобразование различных представлений в целую картину новых образов
Для выявления общих закономерностей развития научного познания методология науки опирается на
материал истории развития конкретных наук
Естественный язык не вполне пригоден для решения специальных задач науки, так как
слова естественного языка многозначны, отсутствуют единые, строгие и однозначные правила
Задачей прикладных наук является
применение результатов фундаментальных наук для решения как познавательных, так и социально-практических проблем
Задачей фундаментальных наук является
познание законов, управляющих поведением и взаимодействием базисных структур природы, общества и мышления
Знания приобретаются человеком не только в научной деятельности, но и в политике, экономике, искусстве, обыденной жизни. Отличительной чертой науки является то, что
в науке получение знаний является главной целью
Идеалом для сциентизма являются
результаты и методы естественнонаучного познания
Идея экспериментального исследования возникла
в культуре Нового времени
Идея экспериментального исследования полагала
субъекта в качестве активного начала, противостоящего природной материи
Из перечисленных пунктов: 1) возможность описывать известные явления и предсказывать новые, 2) обращение к первоисточникам, статистическим данным, 3) многократные проверки наблюдениями и экспериментами, 4) установление непротиворечивости – способами обоснования полученного эмпирического знания являются
Из перечисленных пунктов: 1) установление непротиворечивости, 2) обращение к первоисточникам, статистическим данным 3) возможность описывать известные явления и предсказывать новые, 4) многократные проверки наблюдениями и экспериментами, 5) соответствие имеющимся эмпирическим данным, – при обосновании теоретических концепций обязательными требованиями, предъявляемыми к ним, являются
Из перечисленных функций: 1) обобщение разрозненных представлений о закономерностях природы, общества и мышления, 2) создание предпосылок практических действий, 3) выявление движущих сил познания, 4) хранение в обобщенных представлениях того, что может быть предано в качестве устойчивой основы практических действий – функциями знания являются
Из предложенных пунктов: 1) функцией научного познания является предвидение процессов и явлений;2) научное познание использует специальный язык, 3) научное исследование нуждается в особой системе специальных орудий, 4) в научном познании раскрывается сущность процессов, их законы 5) наука дает знания, которые могут использоваться в практике – отличие научного познания от обыденного выражают
Из предложенных способов получения знания: 1) наблюдение, 2) эксперимент, 3) аналитический подход, 4) целостный охват изучаемых явлений, для античности характерен
Из предложенных способов получения знания: 1) наблюдение, 2) эксперимент, 3) аналитический подход, 4) целостный охват изучаемых явлений, для науки Нового времени характерен
Из приведенных высказываний: 1) в созвездии Девы вспыхн) научная проблема – это форма мышления, характеризующая недостаточность имеющихся средств достижения цели научного познания, 3) действию всегда есть равное и противоположное противодействие — научный факт зафиксирован в
Из приведенных положений: 1) наличие предварительного научного знания, в которое может быть включена исследуемая проблема, 2) краткость формулировок, 3) эволюционный подход, 4) указания на условия решения, 5) формально правильное построение, 6) использование формализации, 7) корректность проблемы, т. е. отсутствие ложных предпосылок – условиями правильной постановки научных проблем являются
Из приведенных пунктов: 1) внутренняя непротиворечивость, 2) внешняя непротиворечивость, 3) независимость исходных понятий друг от друга, 4) независимость аксиом друг от друга – формальными требованиями к теории являются
Интерсубъективность научного знания проявляется в том, что
из результатов научной деятельности исключается все субъективное, связанное со спецификой самого ученого и его мировосприятия
Истинность научного знания, являясь критерием научности, проявляется в том, что
научные знания не принимаются на веру, они научно обосновываются, экспериментально проверяются
Историку науки важно не только рассказать, что было достигнуто в тот или иной период, а
понять своеобразие мышления в изучаемый период
Исторический метод познания предполагает
исследование возникновения, формирования и развития объектов в хронологической последовательности
К логическим основаниям науки относятся
идеалы и нормы исследования
К модельному эксперименту прибегают, если
прямое экспериментальное исследование самого объекта невозможно или затруднено
К теоретическим предсказаниям относится
открытие новых элементов
К формам научного познания относятся
научные факты, законы, гипотезы, научные идеи, научные проблемы, теории
Концептуальное ядро или базис теории составляют
исходные понятия и допущения, фундаментальные законы и принципы теории
Корнями уходят в античность науки
Местом возникновения науки считают
Метод научного познания – это
совокупность приемов и операций, регулирующих действия с изучаемыми объектами
Метод познания при помощи расчленения или разложения предметов исследования на составные части называется
Методология на конкретно-научном уровне анализирует
технические приемы, предписания, нормативы, принципы, методы и их научно-теоретическое обоснование в определенных научных дисциплинах
Методология на общенаучном уровне выступает как
учение о принципах, методах и формах знания, функционирующих во многих науках и не зависящих от предмета и объекта исследования
Методология науки – это
философское учение о системе социально апробированных принципов, норм и методов научно-познавательной деятельности, о формах, структуре и функциях научного познания
Методология науки нужна исследователю для решения творческих задач, так как она
дает возможность осознать закономерности развития научной области, осмыслить ее в контексте науки как целого
Мысленное конструирование объектов, которые практически неосуществимы, называется
На ранних стадиях развития общества познание отражает способы практического изменения объектов, включая в их характеристику цели, способности и действия человека. Данная особенность познания свидетельствует
о присутствии антропоморфных факторов в научном знании
На эмпирическом уровне чувственное познание опирается на
ощущение, восприятие, представление, воображение
Наблюдение, измерение, эксперимент, модельный эксперимент относятся к методам
вычленения и исследования эмпирического объекта
Наряду с истинностью, интерсубъективностью, критерием научности является
системность научного знания
Науку можно определить как
сферу человеческой деятельности, функцией которой является выработка и теоретическая систематизация объективных знаний о действительности
Научная идея представляет собой
интуитивное объяснение явления без промежуточной аргументации
Научная проблема в узком значении – это
форма мышления, характеризующая недостаточность имеющихся средств достижения цели научного познания
Научная проблема в широком смысле – это
затруднение, преодоление которого возможно только с помощью исследования
Научный факт может быть рассмотрен как
форма эмпирического знания
Неверное, иллюзорное отражение мира называется
Недостатком наблюдения как метода познания является
влияние личностных особенностей исследователя, установок, интересов на результаты наблюдения
Некоторое предположение о возможном закономерном порядке, существенной связи между явлениями – это
Общенаучные подходы – это подходы, которые
задают особую направленность научного исследования, фиксируют определенный его аспект
Общенаучные подходы – эффективные пути исследования реальности при условии
их совместного применения с другими подходами, а также с традиционными средствами
Общие методы познания используются
на всех уровнях познания и всеми научными дисциплинами
Объяснительная функция научного знания заключается
в раскрытии сущности изучаемого объекта
Описательная научная теория решает задачу
упорядочивания относящихся к ней фактов
Определение « необходимое, существенное, устойчивое, повторяющееся отношение между явлениями» относится к
Определение «метод научного познания, который характеризуется активным вмешательством исследователя в изучаемый процесс» относится к
Определение «мысленное отвлечение от несущественных свойств, связей, отношений предметов и выделение сторон, интересующих исследователя» относится к
Определение «способ познания объективного мира, основанный на непосредственном восприятии предметов и явлений при помощи органов чувств без вмешательства в процесс со стороны исследователя» относится к
Определение: «высшая, самая развитая форма научного знания, дающая целостное представление о закономерностях и существенных связях определенной области действительности» относится к
Определение: «образы, восстановленные по сохранившимся в мозге следам прошлых воздействий предметов и явлений» относится к понятию
Определение: «опосредованное и обобщенное отражение в сознании человека существенных свойств, причинных отношений и закономерных связей между объектами и явлениями» относится к понятию
Определение: «отражение в сознании человека отдельных свойств предметов или явлений, которые непосредственно воздействуют на его органы чувств» относится к понятию
Определение: «проверенный практикой результат познания действительности, верное ее отражение в сознании человека» относится к понятию
Определение: «теоретическая модель существенных связей реальности, представленных с помощью гипотетических допущений и идеализаций» относится к
Определение: «форма мышления, отражающая вещи, явления, процессы действительности, их свойства, связи и отношения» относится к понятию
Основания научного знания дают возможность
организовать многообразие научных знаний в единое системное целое
Основная методологическая функция гипотезы –
служить инструментом постижения истины
Основное отличие теории от других форм рационального мышления (понятие, суждение) в том, что она
дает связное, цельное представление об изучаемой области действительности
Основное отличие художественного освоения действительности от научного познания в том, что
любое отражение объективного мира в искусстве одновременно выражает ценностное отношение человека к предмету
Основной функцией науки является
познание объективного мира
Основой индуктивного умозаключения является
повторяемость признаков в ряду предметов определенного класса
От философской теории познания методологию отличает
акцент на методах, путях достижения истинного и практически эффективного знания
Ответственность за различные социальные антагонизмы и эксцессы антисциентизм возлагает на
Отличие обыденного познания от научного проявляется в особенности метода познавательной деятельности, которая заключается в том, что
приемы обыденного познания формируются в практике и не осознаются субъектом как метод познания
Отображение объекта в знаковой форме какого-либо языка называется
Отражение объективной действительности в сознании человека в процессе его общественной, производственной и научной деятельности называют
Отрасль науки, изучающая функционирование и развитие науки, структуру и динамику научной деятельности, взаимодействие науки с другими социальными институтами, называется
Оформление науки в качестве социального института связано с
возникновением первых научных обществ и академий, изданием научных журналов
Первичный чувственный образ предмета или явления называется
Переход от данных наблюдения к научному факту предполагает исключение из наблюдений содержащихся в них
субъективных моментов, связанных с ошибками наблюдателя, помехами
Переход от математики к естествознанию в качестве образца для исследования динамики научного познания связан
с отсутствием в математике выраженного слоя эмпирических знаний
По отношению к теории научный факт
с одной стороны, зависит от теории, с другой стороны, определяется свойствами материальной действительности
Под методологией понимают
систему принципов и способов организации теоретической и практической деятельности, а также учение об этой системе
Подклассы теорий: гипотетико-дедуктивные, конструктивные, аксиоматические – относятся к классу
Понятие «наука» включает в себя
деятельность по получению нового знания и результат этой деятельности – систему научных знаний
Посредством аналогии достигается знание о предметах и явлениях на основании того, что они
имеют сходство с другими
Предметом методологии науки являются
общие закономерности и тенденции научного познания, взятые в их историческом развитии
вещи и способы их изменения, с которыми человек многократно сталкивается в обыденном опыте
Представление о научном познании как о наивысшей культурной ценности характерно для
Применение вероятностного подхода нацелено на выявление
Применение методологического знания в познавательной деятельности способствует
развитию мыслительных способностей специалистов к анализу и обобщению, к доказательству и опровержению и т. п.
Принципиальная применимость общенаучных подходов к исследованию любых объектов обусловлена
общенаучным характером категорий, лежащих в основании данных подходов
Процесс проверки гипотез включает
сопоставление полученных из гипотезы следствий с опытом
Раскрытие содержания понятия называют
Революция в естествознании конца ХIХ — начала ХХ века привела к утверждению образа науки,
находящейся в постоянном движении
С конца ХIХ столетия методология науки ориентируется на анализ
Современную науку характеризует
стремление к целостному и многостороннему охвату изучаемых явлений
Социальная история науки изучает
генезис и развитие науки и ее отраслей в связи с развитием общества
Специфический теоретический метод, конструирующий идеализированные, неосуществимые ситуации и состояния, и исследующий их «в чистом виде» называется
Специфическими способами обоснования истинности научного знания являются
экспериментальный контроль за получаемым знанием и выводимость одних знаний из других, истинность которых уже доказана
Структурный подход ориентирует исследователя на
изучение внутреннего строения системы, анализ характера и специфики связей между элементами
Умозаключение – это форма мышления,
составляющая последовательность нескольких суждений, в результате которых выводится новое суждение
индуктивными и дедуктивными
Условием состоятельности гипотезы является
возможность объяснить весь круг явлений, для анализа которого она выдвигается
Условиями для возникновения науки являются
усиление критики и разрушение мифологических систем, разделение умственного и физического труда
Установление эмпирического факта требует
применения теоретических знаний
Утверждения научной теории относятся к
Философские основания науки обеспечивают
стыковку научных картин мира, а также идеалов и норм науки с господствующим мировоззрением
Философско-методологический анализ принадлежит сфере
отображение объекта или явления в знаковой форме какого-либо искусственного языка
Цели науки можно сформулировать как
описание, объяснение и предсказание процессов и явлений действительности на основе открываемых ею законов
Ценность методологии науки для ученого с позиции ценностных ориентаций заключается в том, что
любой ученый нуждается в понимании сущности науки и научного знания, глобального исторического процесса познания
Частные методы – это
методы конкретной науки
Эмпирические законы — это законы, выражающие
связи между чувственно наблюдаемыми свойствами веществ и явлений
Эмпирическим базисом науки могут служить
Источник