Это способ получения новых научных знаний учи ру ответы биология 5 класс

Биология. 5 класс

Конспект урока

Биология, 5 класс

Урок 2. Методы изучения биологии

Перечень вопросов, рассматриваемых на уроке:

  1. Урок посвящён методам изучения биологии.

Биология, научный метод, наблюдение, эксперимент

Научный метод – это совокупность приемов и операций, используемых при построении системы научных знаний.

Наблюдение – метод, с помощью которого исследователь собирает информацию об объекте (восприятие природных объектов с помощью органов чувств).

Эксперимент – метод исследования в биологии, при котором экспериментатор сознательно изменяет условия и наблюдает, как они влияют на живые организмы. Эксперимент можно проводить как в лаборатории, так и на открытом воздухе.

Измерение – это определение количественных значений тех или иных признаков изучаемого объекта или явления с помощью специальных технических устройств.

Обязательная и дополнительная литература по теме

  1. Биология. 5–6 классы. Пасечник В. В., Суматохин С. В., Калинова Г. С. и др. / Под ред. Пасечника В. В. М.: Просвещение, 2019
  2. Биология. 6 класс. Теремов А. В., Славина Н. В. М.: Бином, 2019.
  3. Биология. 5 класс. Мансурова С. Е., Рохлов В. С., Мишняева Е. Ю. М.: Бином, 2019.
  4. Биология. 5 класс. Суматохин С. В., Радионов В. Н. М.: Бином, 2014.
  5. Биология. 6 класс. Беркинблит М. Б., Глаголев С. М., Малеева Ю. В., Чуб В. В. М.: Бином, 2014.
  6. Биология. 6 класс. Трайтак Д. И., Трайтак Н. Д. М.: Мнемозина, 2012.
  7. Биология. 6 класс. Ловягин С. Н., Вахрушев А. А., Раутиан А. С. М.: Баласс, 2013.

Теоретический материал для самостоятельного изучения

Сегодня на уроке мы обсудим с вами методы изучения природы.

-Что такое метод?

Методом – называется последовательность действий, приводящих к определённому результату.

Ну, например, нам надо с вами порезать яблоко, сделать это можно разными методами. Я предлагаю вашему вниманию набор инструментов. Итак, что же нам выбрать ну, если мы хотим отрезать кружок от яблока, мы, скорее всего, воспользуемся с вами обычным ножом и разделочной доской. Попробуем, ура, получилось. Может быть, перед нами стоит более сложная задача и нам требуется нарезать яблоко дольками, для этого я предлагаю использовать вот такую яблокорезку, обратите внимание, ячейки яблокорезки разрежут яблоко на ровные дольки и при этом будет удалена сердцевина яблока. Приступаем. Отлично у нас всё с вами получилось. Но может быть, стоит задача измельчить яблоко, для этого я предлагаю использовать тёрку.

Результат использования данного метода налицо, подведём итог: метод, который мы выбираем для того, чтобы действовать, зависит от тех целей, которые мы перед собой ставим и того инструмента, который мы имеем, но сегодня речь пойдёт о научном методе.

Научным методом, ребята, называется совокупность способов получения новых знаний. Мы ведь с вами на уроки и приходим, чтобы получать новые знания. И среди научных методов выделяют три основных, именно эти методы я сегодня вам и продемонстрирую.

Для познания живой природы учёному очень важно правильно выбрать путь исследования, или метод (от греч. методос – способ познания), которым он будет пользоваться. Различают практические и теоретические методы. К практическим методам относят наблюдение и эксперимент (опыт). Теоретические методы связаны с объяснением результатов, полученных в ходе наблюдения или опытным путём. Они приводят к установлению различных закономерностей и взаимосвязей, а в конечном итоге – законов природы. Знание этих законов позволяет человеку понимать процессы, происходящие в живой природе, предвидеть их и использовать в практических целях.

Этот метод остаётся важным методом научного познания сегодня. Например, можно наблюдать за поведением животных в природе.

Так как наблюдение даёт возможность получить ответ па поставленный вопрос, оно должно быть целенаправленным, то есть иметь определённую цель. Для того чтобы достигнуть поставленной цели, необходимо разработать план наблюдения, то есть порядок действий. Получаемые в ходе наблюдения ответы на поставленные вопросы необходимо как можно подробнее записывать в специальный дневник наблюдения. При этом ничего от себя добавлять нельзя. Для получения достоверных результатов необходимо провести повторные наблюдения в тех же условиях.

Читайте также:  Способы возбуждения двигателей постоянного тока дпт

Эксперимент (от лат. экспериментум – проба, опыт) – более сложный, чем наблюдение, практический метод. С его помощью можно подтвердить или опровергнуть какое-либо предположение. От наблюдения эксперимент отличается активным воздействием на изучаемый объект.

Например, можно опытным путём установить, как влияет полив на рост растения.

Если при соблюдении одних и тех же условий результаты нескольких опытов совпадают, то говорят о достоверности полученных данных.

Большинство научных экспериментов и наблюдений включает в себя проведение разнообразных измерений. Измерение – это определение количественных значений тех или иных признаков изучаемого объекта или явления с помощью специальных технических устройств. Самым простым измерительным инструментом является линейка. С её помощью измеряют длину, ширину и высоту предметов. Для измерения массы тел используют весы, для измерения температуры – термометры. Хорошо знаком вам прибор для измерения времени – часы. Для проведения сложных измерений конструируют специальные приборы.

Разбор типового тренировочного задания:

Тип задания: Добавление подписей к изображениям;

Текст вопроса: Подпишите приборы.

Правильный вариант ответа:

Разбор типового контрольного задания

Тип задания: Выделение цветом;

Текст вопроса: Теоретические методы исследования

Источник

Методы изучения биологии 5 класс

Конспект урока по теме: « Методы изучения биологии».

Тип урока: урок открытия нового знания

Вид урока: урок-исследование

Цель урока: получить предметные результаты по расширению понятийной базы учащихся о методах изучения биологии.

• подвести учащихся к пониманию роли методов познания природы в получении достоверных научных знаний;

• показать специфику практических и теоретических способов познания;

• познакомить учащихся с особенностями наблюдения и эксперимента как научных методов познания природы;

• познакомить учащихся с правилами и способами использования различного лабораторного оборудования;

• продолжить формирование навыков безопасной работы в лаборатории.

Планируемые достижения учащихся на уроке:

Предметные УУД: школьники понимают различия между практическими и теоретическими методами познания, умеют определять метод исследования, исходя из его цели, объяснять значение практических и теоретических методов в научном познании, оценивать роль количественных методов в научном эксперименте.

Метапредметные УУД: учащиеся осваивают основные приёмы работы с лабораторным оборудованием и посудой.

Личностные УУД: учащиеся осознают необходимость соблюдения правил работы в кабинете биологии с биологическими приборами и инструментами, убеждаются в объективности и достоверности естественно-научных знаний, полученных при наблюдении объектов и явлений природы и в ходе научного эксперимента, в ограниченности знаний на каждом этапе развития науки (в том числе и в настоящее время), в том, что процесс познания бесконечен.

Основные понятия урока: метод, наблюдение, эксперимент, измерение, лабораторное оборудование.

Деятельность учащихся: знакомство с лабораторной посудой.

Оборудование: учебно-методическое ­– учебник, тетрадь; техническое – мультимедийный комплекс (компьютер, интерактивная доска), мультимедийная презентация.

I. Проверка знаний о биологии как науке, о ценности биологических знаний в жизни человека (фронтальная беседа).

Этап актуализации знаний и пробного учебного действия

Поиск и формулировка темы урока.

Организует беседу с учащимися по определению темы и познавательных задач урока.

-Как ученым — биологам найти ответы на вопросы:

-Как устроен внутренний мир организмов? Как это можно изучить?

-В какие сроки улетают перелетные птицы в тёплые страны? Каким образом это можно сделать?

-Как на Севере вырастить дыни? Что необходимо для этого?

-Можно ли шимпанзе научить говорить?

-С какой частотой бьётся сердце человека?

. Каким термином можно назвать способы изучения природы? При затруднении обратитесь к тексту §2

— Что бы вы хотели узнать сегодня на уроке?

Запишите тему урока в тетрадь.

Предлагают варианты ответов. Слушают друг друга. Делают вывод об использовании учеными разных способов (методов) познания живой природы.

Читайте также:  Способы толкования норм права тгп примеры

Высказывают предположения. Находят определение метода в учебнике. Определяют познавательные задачи урока. Записывают тему урока в тетрадь.

Этап постановки проблемы

Организует индивидуальную работу с учебником с понятиями «метод, классификация методов»

— Прочитайте §2 до статьи «Наблюдение» и дополните схему (см. на доску).

— Заполните на доске.

Находят информацию в учебнике. Чертят и заполняют схему в тетради и на доске. Осуществляют самопроверку.

Этап построения проекта выхода из затруднения

Организует работу в группах по ознакомлению с особенностями различных методов изучения биологии.

-Кто наблюдал за поведением кошек?

-Как вы думаете, какие методы изучения биологии использовали ученые, чтобы изучить поведение животных?

-Прочитайте статью «Наблюдение» на стр.10 учебника (чтение по цепочки).

-Какой метод называют наблюдением?

-С помощью какого органа чувств человек получает наибольшую часть сведений?

3. Знакомство учащихся с лабораторным оборудованием и посудой (объяснение учителя с демонстрацией предметов лабораторного оборудования и посуды). Установление правил безопасного поведения в кабинете биологии

Читают по цепочке.

Отвечают на вопросы учителя.

Этап реализации построенного проекта

Работа в группе.

-В пробирках находится сахар и крахмал. Определите, какое из веществ нерастворимо в воде?

-Как вы это сделаете? Проведите опыт.

-Известно, что йод становится синим в присутствии крахмала.

-Определите, в каком из продуктов — яблоке или картофеле содержится крахмал.

-Как вы это сделаете? Проведите опыт

2) Какой метод изучения биологии вы использовали?

3) Прочитайте статью «эксперимент» в учебнике на стр. 10-11.

Проводят лабораторный опыт

Этап первичного закрепления во внешней речи

4) Чем эксперимент отличается от наблюдения?

Этап самостоятельной работы с самопроверкой по эталону

Этап первичного включения нового знания в систему знаний и повторение нового знания

-Назовите самого высокого ученика в вашем классе, самого низкого?

-Как это определить?

-Какие инструменты вам для этого нужны? —

Какой метод изучения биологии вы использовали?

-Прочитайте статью «Измерение» на стр.11 учебника.

-Какие измерительные инструменты и приборы есть в вашем доме и для чего они используются?

Работают индивидуально. Чтение вслух. Фронтальная беседа.

Этап фиксации нового знания и оценки собственной деятельности

С помощью таблицы на слайде подведём итоги

Этап домашнего задания

Домашнее задание 1. Изучить § 2—3. Выучить правила работы в лаборатории на с. 12 в учебнике. Ответить на вопросы в конце параграфов. 2. Выполнить задание 2 в учебнике на с. 11.

Источник

ГДЗ биология 5 класс Пасечник С бабочкой Дрофа 2020 Линейный курс Задание: 2 Биология – система наук о живой природе

Стр. 16. Вопросы в начале параграфа

№ 1. Что такое наука?

Наука – это исторически сложившаяся система знаний о закономерностях развития природы, общества, о способах планомерного воздействия общества и его мышления на окружающий мир, которая непрерывно развивается. Это раздел определенных знаний, которые получает человек.

№ 2. Кто такие ученые?

Ученые – это специалисты в одной, либо нескольких областях какой-то определенной науки, которые работают в системе научного знания и применяют в своих исследованиях научные методы.

№ 3. Каких ученых-биологов вы знаете?

Я знаю о таких известных ученых-биологах, как: Аристотель, Карл Линней, Жорж Кювье, Чарлз Роберт Дарвин, Луи Пастер, Роберт Кох, Иван
Владимирович Мичурин, Алексей Николаевич Северцов.

Стр. 22. Вопросы после параграфа

№ 1. Что изучает биология?

Биология является наукой о живых существах и их взаимодействиях друг с другом и с окружающей их средой. Изучает все аспекты проявления жизни, а именно: происхождение, строение, рост, функционирование, распределение и эволюцию живых организмов на планете Земля.

№ 2. Почему биологию считают комплексной наукой?

Потому что биология как наука не может существовать и развиваться как отдельная и обособленная от других наук отрасль. Она тесно связана с химией, физикой, историей, астрологией и т.д. Причина этого в том, что все знания, которые получают по отдельности при изучении каждой из этих наук, не только дополняют друг друга, но и объединяются, преобразовываясь в единые законы и теории.

Читайте также:  Способы борьбы с вредителями моркови

№ 3. Какова роль биологии в современном обществе?

Биология изучает практически все аспекты жизни, включая происхождение, строение, развитие и рост, а также распределение живых организмов на планете и их эволюцию. Полученные в результате такого изучения знания очень ценные и используются в современном мире в разных отраслях. Например, микробиологические данные позволяют разрабатывать сыворотки и вакцины, а также различные противобактериальные препараты, которые могут спасать жизни животным и людям.

Исследования генетического материала тоже очень тесно переплетены с медициной. Это дает возможность еще на эмбриональных стадиях развития человека предупреждать появление тех или иных отклонений и болезней. А знания основ и законов экологии позволяет регулировать длительность человека в пределах сохранения определенной экосистемы, в которой он существует.

Отдельные знания по биологии дают возможность выращивать нужные сорта растений, выводить новые виды, понимать, как бороться с теми или иными вредителями и не нанести вред всему урожаю. Понимание процессов эволюции открывает человеку знания о происхождении и взаимосвязи между собой разных представителей насекомых, птиц, животных. Можно смело заявить, что благодаря биологии существует производство продуктов питания, химической промышленности, а также базируются решения в области техники и строительства.

№ 4. Какие исследования в биологии называются прикладными?

Прикладными исследованиями в биологии называются научные исследования, которые направлены на практическое решение определенных технических и социальных проблем.

Стр. 22. Подумайте

Что общего и какие различия есть между фундаментальными и прикладными исследованиями?

Фундаментальные и прикладные исследования являются двумя формами реализации науки, как профессии, которая характеризуется единым массивом базовых знаний и единой системой подготовки специалистов.

Различаются фундаментальные и прикладные исследования по форме организации и трансляции знаний, по своим социально-культурным ориентациям. Также отличаются они характерными для каждого вида исследования типами форм взаимодействия исследователей и их объединений. Однако все различия относятся исключительно к окружению, в котором работает специалист-исследователь. Сам же исследовательский процесс, а именно получение новых знаний как будущая основа научной профессии, протекает в обоих типах одинаково.

Отличия в организации знаний в фундаментальных и прикладных исследованиях не создают принципиальных препятствий для своевременного и взаимного интеллектуального обогащения этих исследовательских сфер.

Таким образом, можно сказать, что фундаментальные исследования носят теоретический характер, тогда как прикладные базируются на практическом подходе. Основная задача фундаментальных исследований заключается в развитии научных знаний и прогнозов. Прикладные исследования делают основной упор на развитие техники и технологий с непосредственным участием фундаментальной науки.

Стр. 22. Задания

№ 1. Выясните, кто из ваших знакомых имеет профессию, связанную с биологией. Каково их мнение о своей профессии? Почему они ее выбрали?

Моя мама – врач дерматолог. Ее профессия напрямую связана с биологией, потому что она является базовой наукой во врачебном деле. Мама считает, что ее профессия очень важна, потому что помогает людям в решении различных проблем со здоровьем. И такая отрасль медицины, как дерматология зародилась именно на базе исследований, изучений биологии. Выбор такой профессии был очевиден, потому что мама с детства интересовалась медициной и хотела нести пользу людям.

№ 2. Подготовьте мультимедийную презентацию об интересующей вас профессии. В ней раскройте возможные связи с биологией.

Одной из интересующих меня профессий является профессия ветеринара. Это врач, который лечит животных. Такая специальность подойдет тем, кто с удовольствием изучает биологию, любит узнавать что-то новое о живых организмах и хочет разбираться в том, как предупредить различные заболевания у животных.

Очень важно, что ветеринар должен досконально знать биологию, а также зоологию. Именно благодаря таким знаниям он сможет не только определить болезни, характерные для представителей тех или иных биологических видов, но и вылечить их.

Источник

Оцените статью
Разные способы