Технология «Педагогические мастерские» доклад на ШМО
Технология «Педагогические мастерские».
В своей работе я часто использую технологию педагогических мастерских. Эта необычная система обучения была разработана французскими педагогами и психологами. Данная группа единомышленников получила название «Французская группа нового образования» — ЖФЭН. В 1984 году эта группа была признана Министерством образования Франции.
В России об этой технологии узнали в 1990 году на семинаре Андре Дюни в Санкт—Петербурге.
Технология педагогических мастерских позволяет осуществить саморазвитие ребёнка, способствует активному восприятию обучающихся учебного материала, его творческому осмыслению и постижению, повышает интерес к процессу обучения, способствует улучшению грамотности и развитию креативности, социальной компетенции.
Самый важный результат в мастерской – приобретение знаний о самом себе, самооценка и «восхождение» к себе.
Почему данная технология получила название «Мастерская»?
Своё название данная технология получила из-за того, что учитель на уроке перестаёт быть учитель – он становится Мастером . Мастер создаёт условия, придумывает различные ситуации и задачи без вопросов.
Позиция ведущего мастера — это, прежде всего, позиция консультанта и советника, помогающего организовать учебную работу, осмыслить продвижение в освоении способов.
Французские учёные считают, что когда мы объясняем, мы мешаем ребёнку понимать. Следует не преподносить детям готовые знания, а дать возможность организовать мыслительную деятельность и направить творческий поиск ребёнка на изучение и познание
Мастерская – это технология, при помощи которой учитель – мастер вводит своих учеников в процесс познания через создание эмоциональной атмосферы, в которой ученик может проявить себя как творец. Каждый совершает открытия в предмете и в себе через личный опыт, а учитель — мастер продумывает действия и материал, который позволит ребёнку проявить себя через творчество.
Мастер не призывает: «Делай как я». Он говорит: «Делай по-своему».
Данная технология сходна с проблемным обучением. Новые знания в мастерской «выращиваются». Познание происходит через творчество. Знания оказываются «прожитыми», своими.
Благодаря этому формируются коммуникативные качества, так как в данном процессе ученик является субъектом, активным участником деятельности, который самостоятельно определяет цели, планирует, осуществляет деятельность и анализирует.
Мастерская — это оригинальный способ организации деятельности учеников в составе малой группы (7-15 учеников) при участии учителя-мастера, инициирующего поисковый, творческий характер деятельности учеников.
Состав групп меняется от мастерской к мастерской. Это живой опыт принятия любого партнёра, развития толерантности и взаимопомощи.
Данная технология позволяет научить учащихся самостоятельно формулировать цели урока, находить наиболее эффективные пути для их достижения, развивает интеллект, способствует приобретению опыта групповой деятельности, совместной разработки проекта.
Детям предлагается исходная ситуация и к ней цепочка творческих заданий. Алгоритм выполнения заданий подобран так, что каждый ученик находится в творческом поиске и в работе.
Проживание мастерской – это путь от хаоса к порядку, из неопределённости в понимание.
Ведущими идеями ЖФЭН являются:
1. «Вызов современной педагогике».
2. Воспитание гражданина, личности с новым менталитетом.
3. «Все способны».
4. Интенсивные методы обучения и развития
5. Новый тип педагога.
Основная идея ЖФЭН – все способны! Все могут достигнуть высокого результата в развитии, но только за разный промежуток времени.
Каждый способен творить, но творить может только свободный человек. Поэтому задача мастерской, а точнее мастера, создать такие условия, чтобы каждый чувствовал себя свободным в выборе, свободным от определённых рамок и требований.
Вера в ученика творит чудеса. В процессе работы в мастерской дети обнаруживают у себя способности писать стихи и прозу, составляют аннотации и пишут эссе, рисуют, придумывают, мастерят.
При проведении мастерских необходимо помнить, что информация, пропущенная через эмоционально-чувственную сферу участника мастерской, осваивается и усваивается лучше.
Основные этапы мастерской:
Индукция (поведение) – это этап, который направлен на создание эмоционального настроя и мотивации обучающихся к творческой деятельности. На этом этапе предполагается включение чувств, подсознания и формирование личностного отношения к предмету обсуждения.
Индуктор – всё то, что побуждает ребёнка к действию. В качестве индуктора может выступать слово, текст, предмет, звук, рисунок, форма – всё то, что способно вызвать поток ассоциаций. Это может быть и задание, но неожиданное, загадочное.
Деконструкция – разрушение, хаос, неспособность выполнить задание имеющимися средствами. Это работа с материалом, текстом, моделями, звуками, веществами. Это формирование информационного поля.
На этом этапе ставится проблема и отделяется известное от неизвестного, осуществляется работа с информационным материалом, словарями, учебниками, компьютером и другими источниками, то есть создаётся информационный запрос.
Реконтрукция – воссоздание из хаоса своего проекта решения проблемы. Это создание микрогруппами или индивидуально своего мира, текста, рисунка, проекта, решения.
Обсуждается и выдвигается гипотеза, способы её решения, создаются творческие работы: рисунки, рассказы, загадки, Идёт работа по выполнению заданий, которые даёт учитель.
Социализация – это соотнесение учениками или микрогруппами своей деятельности с деятельностью других учеников или микрогрупп и представление всем промежуточных и окончательных результатов труда, чтобы оценить и откорректировать свою деятельность.
Даётся одно задание на весь класс, идёт работа в группах, ответы сообщаются всему классу. На этом этапе ученик учится говорить. Это позволяет учителю – мастеру вести урок в одинаковом темпе для всех групп.
Афиширование – это вывешивание, наглядное представление результатов деятельности мастера и учеников. Это может быть текст, схема, проект и ознакомление с ними всех.
На этом этапе все ученики ходят, обсуждают, выделяют оригинальные интересные идеи, защищают свои творческие работы.
Разрыв – резкое приращение в знаниях. Это кульминация творческого процесса, новое выделение учеником предмета и осознание неполноты своего знания, побуждение к новому углублению в проблему.
Результат этого этапа – инсайт (озарение).
Рефлексия – это осознание учеником себя в собственной деятельности, это анализ учеником осуществлённой им деятельности, это обобщение чувств, возникших в мастерской, это отражение достижений собственной мысли, собственного мироощущения.
Принципы и правила ведения мастерской:
1. Ценностно-смысловое равенство всех участников , включая мастера-руководителя.
2. Право каждого участника на ошибку .
3. Безоценочность , отсутствие критических замечаний в адрес любого участника мастерской.
4. Предоставление свободы в рамках принятых правил, что дает ощущение внутренней свободы:
• право выбора на разных этапах мастерской (обеспечивается руководителем);
• право самостоятельности действий (без дополнительных разъяснений руководителя);
• право не участвовать на этапе предъявления результата.
5. Большой элемент неопределенности (даже загадочности) , что стимулирует творческий процесс.
6. Диалог как главный принцип взаимодействия, сотрудничества, сотворчества.
• диалоги участников мастерской
• диалоги отдельных групп
• диалог с самим собой
• диалог с научным или художественным авторитетом.
7. Организация и перестройка реального пространства , в котором происходит мастерская, в зависимости от задачи каждого этапа.
8. Решительное ограничение участия, практической деятельности мастера-руководителя как авторитета на всех этапах мастерской.
В ходе мастерской происходит постоянное чередование бессознательной деятельности и ее последующего осознания, что позволяет достигнуть максимального приближение к реальному опыту истинно научного или художественного постижения мира, потому что каждый ее участник движется в свободной деятельности от осознания личного опыта к опыту национальной и общечеловеческой культуры.
• Познакомить и предоставить учащимся психологические средства, позволяющие им личностно саморазвиваться, осознать самих себя и своё место в мире, понимать других людей, а также закономерности мира, в котором они живут, перспективы «будущего», которые затронут их самих.
• Проделать с учениками путь от культуры полезности к культуре достоинства (человек самоценен).
• Научить детей мыслить раскованно, творчески.
Правила и методические приёмы:
1. Учитель четко формулирует для себя цель (конечный результат) урока.
2. Учитель подбирает материал в соответствии с поставленной целью.
3. На уроке учитель ставит вопросы, предлагает к осмыслению, изучению и проживанию подобранные сведения или проблемы.
4. Учащиеся размышляют, обсуждают предложенные задания в группе, делают выводы
5. Учащиеся знакомят с результатами деятельности другие группы, проводят дискуссии между группами.
Концептуальные соображения:
• Гипотеза: культурные формы должны лишь п редлагаться ребёнку, но не навязываться.
• Отказ от методов принуждения и форм подавления достоинства учеников.
• Мастерская предоставляет каждому возможность продвигаться к истине своим путём.
• Материал существует не в логической последовательности, а в свободной стихии контрастов и противоречий.
• Процесс познания гораздо важнее, ценнее , чем само знание.
• В отличие от урока знания на мастерских не даются, а выстраиваются.
• Ученик имеет право на ошибку: ошибка считается закономерной ступенью процесса познания; точные знания следуют за ошибками.
• Творческая деятельность — это безоценочная деятельность.
• Мастер — для ученика , а не ученик для мастера.
• Сотрудничество, сотворчество, совместный поиск.
• Мастер — садовник, выращивающий растение — ребёнка, создающий условия для реализации заложенных в нём природных задатков.
Панель — это этап актуализации знаний в данной области, даёт возможность всем желающим высказать свою точку зрения о проблеме, которой будет посвящена мастерская.
Алгоритм — это формализация технологического процесса в виде последовательности некоторых шагов, блоков деятельности, которые зависят от содержания познавательной области, но имеют и надпредметную часть, определяемую общими для всех областей способами деятельности учащихся. В технологии мастерских разработаны алгоритмы для типичных надпредметных задач, например: поиск подхода к решению проблемы, выполнение домашнего задания, аналогии, конструирование теорем, свобода творчества, способы обучения, способы саморегуляции.
Источник
Мастерская письма.
методическая разработка (3 класс) по теме
Для овладения каждым участником учебного процесса новым знанием и новым опытом путем самостоятельного или коллективного открытия, используется такая форма обучения — педагогическая мастерская.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
masterskaya_pisma.doc | 96 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема: «Мастерская письма»
Задача начальной школы состоит в том, чтобы сформировать у учащихся организационные, коммуникативные, общеучебные и интеллектуальные умения и навыки. Усвоение происходит только через собственную деятельность, но она сама должна быть сформирована, а, следовательно, и организована. Усвоение знаний и умений, формирование мышления в обучении «свершается» деятельностью учащегося в процессе учебного исследования.
Актуализация деятельностного подхода при разработке концепции стандартов общего образования второго поколения обусловлена тем, что последовательная его реализация повышает эффективность образования по следующим показателям:
- придание результатам образования социально и личностно значимого характера;
- более гибкое и прочное усвоение знаний учащимися, возможность их самостоятельного движения в изучаемой области;
- возможность дифференцированного обучения с сохранением единой структуры теоретических знаний;
- существенное повышение мотивации и интереса к учению;
- обеспечение условий для общекультурного и личностного развития на основе формирования универсальных учебных действий, обеспечивающих не только успешное усвоение знаний, умений и навыков, но и формирование картины мира, компетентностей в любой предметной области познания.
Деятельностный подход в образовательных стандартах позволяет выделить основные результаты обучения и воспитания, выраженные в терминах ключевых задач развития учащихся и формирования универсальных способов учебных и познавательных действий, которые должны быть положены в основу выбора и структурирования содержания образования.
Сегодня главной задачей является подготовка выпускника такого уровня, чтобы, попадая в проблемную ситуацию, он мог найти несколько способов её решения, выбрать рациональный способ, обосновав своё решение. А это во многом зависит не от полученных ЗУНов, а от неких дополнительных качеств, для обозначения которых и употребляется понятия “компетентности” и “компетенции”, более соответствующие пониманию современных целей образования.
Главная задача современной системы образования – создание условий для качественного обучения. Внедрение компетентностного подхода – это важное условие повышения качества образования. По мнению современных педагогов, само приобретение жизненно важных компетентностей дает человеку возможность ориентироваться в современном обществе, формирует способность личности быстро реагировать на запросы времени. Компетентностный подход в образовании связан с личностно-ориентированным и действующим подходами к образованию, поскольку касается личности ученика и может быть реализованным и проверенным только в процессе выполнения конкретным учеником определенного комплекса действий.
Компетенции “закладываются” в образовательный процесс посредством:
- технологий;
- содержания образования;
- стиля жизни ОУ;
- типа взаимодействия между преподавателями и обучающимися и между обучающимися.
Формирование компетентностей учеников обусловлено реализацией не только обновленного содержания образования, но и адекватных методов и технологий обучения. Список этих методов и технологий является довольно широким, их возможности – разноплановыми, поэтому целесообразно очертить основные стратегические направления, определив при этом, что рецепта на все случаи жизни, конечно не существует. Потенциал, например, продуктивных методик и технологий очень высокий, и реализация его влияет на достижение такого результата обучения, как компетентность.
Выделяют основные задачи:
– создание условий для развития и самореализации учеников;
– усвоение продуктивных знаний, умений;
– развитие потребностей пополнять свои знания на протяжении всей жизни.
Для овладения каждым участником учебного процесса новым знанием и новым опытом путем самостоятельного или коллективного открытия, используется такая форма обучения — педагогическая мастерская.
Каждый способен творить, но творить может только свободный человек. Поэтому задача мастерской создать такие условия, чтобы каждый чувствовал себя свободным в выборе, свободным от определённых рамок и требований.
В процессе работы в мастерской дети обнаруживают у себя способности писать стихи и прозу, составляют аннотации и пишут эссе, рисуют, придумывают, мастерят.
При проведении мастерских необходимо помнить, что информация, пропущенная через эмоционально-чувственную сферу участника мастерской, осваивается и усваивается лучше.
Следует не преподносить детям готовые знания, а дать возможность организовать мыслительную деятельность и направить творческий поиск ребёнка на изучение и познание. Мастерская – это технология, при помощи которой учитель – мастер вводит своих учеников в процесс познания через создание эмоциональной атмосферы, в которой ученик может проявить себя как творец. Каждый совершает открытия в предмете и в себе через личный опыт, а учитель — мастер продумывает действия и материал, который позволит ребёнку проявить себя через творчество. Мастер не призывает: «Делай как я». Он говорит: «Делай по-своему». Новые знания в мастерской «выращиваются». Познание происходит через творчество. Знания оказываются «прожитыми», своими. Благодаря этому формируются коммуникативные качества, так как в данном процессе ученик является субъектом, активным участником деятельности, который самостоятельно определяет цели, планирует, осуществляет деятельность и анализирует.
Мастерская — это оригинальный способ организации деятельности учеников в составе малой группы при участии учителя-мастера, инициирующего поисковый, творческий характер деятельности учеников. Состав групп меняется от мастерской к мастерской. Это живой опыт принятия любого партнёра, развития толерантности и взаимопомощи. Данная технология позволяет научить учащихся самостоятельно формулировать цели урока, находить наиболее эффективные пути для их достижения, развивает интеллект, способствует приобретению опыта групповой деятельности, совместной разработки проекта. Детям предлагается исходная ситуация и к ней цепочка творческих заданий. Алгоритм выполнения заданий подобран так, что каждый ученик находится в творческом поиске и в работе.
Основные этапы мастерской:
Индукция (наведение /в пер. с лат./) – это этап, который направлен на создание эмоционального настроя и мотивации обучающихся к творческой деятельности. На этом этапе предполагается включение чувств, подсознания и формирование личностного отношения к предмету обсуждения. Индуктор – всё то, что побуждает ребёнка к действию. В качестве индуктора может выступать слово, текст, предмет, звук, рисунок, форма – всё то, что способно вызвать поток ассоциаций. Это может быть и задание, но неожиданное, загадочное.
Деконструкция – разрушение, хаос, невозможность выполнить задание имеющимися средствами. Это работа с материалом, текстом, моделями, звуками, веществами. Это формирование информационного поля. На этом этапе ставится проблема и отделяется известное от неизвестного, осуществляется работа с информационным материалом, словарями, учебниками, компьютером и другими источниками, то есть создаётся информационный запрос.
Реконструкция – воссоздание из хаоса своего проекта решения проблемы. Это создание микрогруппами или индивидуально своего мира, текста, рисунка, проекта, решения. Обсуждается и выдвигается гипотеза, способы её решения, создаются творческие работы: рисунки, рассказы, загадки, Идёт работа по выполнению заданий, которые даёт учитель.
Социализация – это соотнесение учениками или микрогруппами своей деятельности с деятельностью других учеников или микрогрупп и представление всем промежуточных и окончательных результатов труда, чтобы оценить и откорректировать свою деятельность. Даётся одно задание на весь класс, идёт работа в группах, ответы сообщаются всему классу. На этом этапе ученик учится говорить. Это позволяет учителю – мастеру вести урок в одинаковом темпе для всех групп.
Афиширование – одна из форм социализации, это вывешивание, наглядное представление результатов деятельности мастера и учеников. Это может быть текст, схема, проект и ознакомление с ними всех. На этом этапе все ученики ходят, обсуждают, выделяют оригинальные интересные идеи, защищают свои творческие работы.
Разрыв – резкое приращение в знаниях. Это кульминация творческого процесса, новое выделение учеником предмета и осознание неполноты своего знания, побуждение к новому углублению в проблему. Результат – инсайт (озарение).
Рефлексия – это осознание учеником себя в собственной деятельности, это анализ учеником осуществлённой им деятельности, это обобщение чувств, возникших в мастерской, это отражение достижений собственной мысли, собственного мироощущения.
Проживание мастерской – это путь от хаоса к порядку, из неопределённости в понимание.
- Карточки с текстами для работы в парах.
- Чистые листы бумаги.
- Ручки, цветные карандаши.
- Включение в учебный процесс каждого ученика, строительство собственных знаний вместе с другими.
- Воспитание норм нравственности.
- Приобщение детей к общечеловеческим духовным ценностям через собственный внутренний опыт, через личные эмоциональные переживания.
- Привитие любви и уважения к своему дому, родным и близким.
- Развитие умения анализировать своё состояние, свои ощущения, свои успехи и неуспехи.
- Развитие коммуникативной культуры учащихся.
- Развитие творческих способностей.
- Развитие у детей умения думать, изобретать, создавать, творить, самореализовываться.
- Развитие воображения, образной речи учащихся .
«Любовь к дому выражается словом
«уют». Уют связывают с чувством
покоя. Уютно – значит спокойно. Уют – это и есть дом».
Источник