Это способ организации деятельности обучающихся малой группы при участии учителя мастера

Технология «Педагогические мастерские» доклад на ШМО

Технология «Педагогические мастерские».

В своей работе я часто использую технологию педагогических мастерских. Эта необычная система обучения была разработана французскими педагогами и психологами. Данная группа единомышленников получила название «Французская группа нового образования» — ЖФЭН. В 1984 году эта группа была признана Министерством образования Франции.

В России об этой технологии узнали в 1990 году на семинаре Андре Дюни в Санкт—Петербурге.
Технология педагогических мастерских позволяет осуществить саморазвитие ребёнка, способствует активному восприятию обучающихся учебного материала, его творческому осмыслению и постижению, повышает интерес к процессу обучения, способствует улучшению грамотности и развитию креативности, социальной компетенции.
Самый важный результат в мастерской – приобретение знаний о самом себе, самооценка и «восхождение» к себе.

Почему данная технология получила название «Мастерская»?
Своё название данная технология получила из-за того, что учитель на уроке перестаёт быть учитель – он становится Мастером . Мастер создаёт условия, придумывает различные ситуации и задачи без вопросов.

Позиция ведущего мастера — это, прежде всего, позиция консультанта и советника, помогающего организовать учебную работу, осмыслить продвижение в освоении способов.

Французские учёные считают, что когда мы объясняем, мы мешаем ребёнку понимать. Следует не преподносить детям готовые знания, а дать возможность организовать мыслительную деятельность и направить творческий поиск ребёнка на изучение и познание

Мастерская – это технология, при помощи которой учитель – мастер вводит своих учеников в процесс познания через создание эмоциональной атмосферы, в которой ученик может проявить себя как творец. Каждый совершает открытия в предмете и в себе через личный опыт, а учитель — мастер продумывает действия и материал, который позволит ребёнку проявить себя через творчество.

Мастер не призывает: «Делай как я». Он говорит: «Делай по-своему».

Данная технология сходна с проблемным обучением. Новые знания в мастерской «выращиваются». Познание происходит через творчество. Знания оказываются «прожитыми», своими.

Благодаря этому формируются коммуникативные качества, так как в данном процессе ученик является субъектом, активным участником деятельности, который самостоятельно определяет цели, планирует, осуществляет деятельность и анализирует.

Мастерская — это оригинальный способ организации деятельности учеников в составе малой группы (7-15 учеников) при участии учителя-мастера, инициирующего поисковый, творческий характер деятельности учеников.

Состав групп меняется от мастерской к мастерской. Это живой опыт принятия любого партнёра, развития толерантности и взаимопомощи.

Данная технология позволяет научить учащихся самостоятельно формулировать цели урока, находить наиболее эффективные пути для их достижения, развивает интеллект, способствует приобретению опыта групповой деятельности, совместной разработки проекта.

Детям предлагается исходная ситуация и к ней цепочка творческих заданий. Алгоритм выполнения заданий подобран так, что каждый ученик находится в творческом поиске и в работе.

Проживание мастерской – это путь от хаоса к порядку, из неопределённости в понимание.
Ведущими идеями ЖФЭН являются:
1. «Вызов современной педагогике».
2. Воспитание гражданина, личности с новым менталитетом.
3. «Все способны».
4. Интенсивные методы обучения и развития
5. Новый тип педагога.
Основная идея ЖФЭН – все способны! Все могут достигнуть высокого результата в развитии, но только за разный промежуток времени.

Каждый способен творить, но творить может только свободный человек. Поэтому задача мастерской, а точнее мастера, создать такие условия, чтобы каждый чувствовал себя свободным в выборе, свободным от определённых рамок и требований.

Вера в ученика творит чудеса. В процессе работы в мастерской дети обнаруживают у себя способности писать стихи и прозу, составляют аннотации и пишут эссе, рисуют, придумывают, мастерят.

При проведении мастерских необходимо помнить, что информация, пропущенная через эмоционально-чувственную сферу участника мастерской, осваивается и усваивается лучше.

Основные этапы мастерской:
Индукция (поведение) – это этап, который направлен на создание эмоционального настроя и мотивации обучающихся к творческой деятельности. На этом этапе предполагается включение чувств, подсознания и формирование личностного отношения к предмету обсуждения.
Индуктор – всё то, что побуждает ребёнка к действию. В качестве индуктора может выступать слово, текст, предмет, звук, рисунок, форма – всё то, что способно вызвать поток ассоциаций. Это может быть и задание, но неожиданное, загадочное.
Деконструкция – разрушение, хаос, неспособность выполнить задание имеющимися средствами. Это работа с материалом, текстом, моделями, звуками, веществами. Это формирование информационного поля.
На этом этапе ставится проблема и отделяется известное от неизвестного, осуществляется работа с информационным материалом, словарями, учебниками, компьютером и другими источниками, то есть создаётся информационный запрос.
Реконтрукция – воссоздание из хаоса своего проекта решения проблемы. Это создание микрогруппами или индивидуально своего мира, текста, рисунка, проекта, решения.
Обсуждается и выдвигается гипотеза, способы её решения, создаются творческие работы: рисунки, рассказы, загадки, Идёт работа по выполнению заданий, которые даёт учитель.
Социализация – это соотнесение учениками или микрогруппами своей деятельности с деятельностью других учеников или микрогрупп и представление всем промежуточных и окончательных результатов труда, чтобы оценить и откорректировать свою деятельность.
Даётся одно задание на весь класс, идёт работа в группах, ответы сообщаются всему классу. На этом этапе ученик учится говорить. Это позволяет учителю – мастеру вести урок в одинаковом темпе для всех групп.
Афиширование – это вывешивание, наглядное представление результатов деятельности мастера и учеников. Это может быть текст, схема, проект и ознакомление с ними всех.
На этом этапе все ученики ходят, обсуждают, выделяют оригинальные интересные идеи, защищают свои творческие работы.
Разрыв – резкое приращение в знаниях. Это кульминация творческого процесса, новое выделение учеником предмета и осознание неполноты своего знания, побуждение к новому углублению в проблему.
Результат этого этапа – инсайт (озарение).
Рефлексия – это осознание учеником себя в собственной деятельности, это анализ учеником осуществлённой им деятельности, это обобщение чувств, возникших в мастерской, это отражение достижений собственной мысли, собственного мироощущения.

Читайте также:  Эластичный способ закрыть петли спицами

Принципы и правила ведения мастерской:
1. Ценностно-смысловое равенство всех участников , включая мастера-руководителя.
2. Право каждого участника на ошибку .
3. Безоценочность , отсутствие критических замечаний в адрес любого участника мастерской.
4. Предоставление свободы в рамках принятых правил, что дает ощущение внутренней свободы:
право выбора на разных этапах мастерской (обеспечивается руководителем);
право самостоятельности действий (без дополнительных разъяснений руководителя);
право не участвовать на этапе предъявления результата.
5. Большой элемент неопределенности (даже загадочности) , что стимулирует творческий процесс.
6. Диалог как главный принцип взаимодействия, сотрудничества, сотворчества.
• диалоги участников мастерской
• диалоги отдельных групп
• диалог с самим собой
• диалог с научным или художественным авторитетом.
7. Организация и перестройка реального пространства , в котором происходит мастерская, в зависимости от задачи каждого этапа.
8. Решительное ограничение участия, практической деятельности мастера-руководителя как авторитета на всех этапах мастерской.
В ходе мастерской происходит постоянное чередование бессознательной деятельности и ее последующего осознания, что позволяет достигнуть максимального приближение к реальному опыту истинно научного или художественного постижения мира, потому что каждый ее участник движется в свободной деятельности от осознания личного опыта к опыту национальной и общечеловеческой культуры.

• Познакомить и предоставить учащимся психологические средства, позволяющие им личностно саморазвиваться, осознать самих себя и своё место в мире, понимать других людей, а также закономерности мира, в котором они живут, перспективы «будущего», которые затронут их самих.
• Проделать с учениками путь от культуры полезности к культуре достоинства (человек самоценен).
• Научить детей мыслить раскованно, творчески.

Правила и методические приёмы:
1. Учитель четко формулирует для себя цель (конечный результат) урока.
2. Учитель подбирает материал в соответствии с поставленной целью.
3. На уроке учитель ставит вопросы, предлагает к осмыслению, изучению и проживанию подобранные сведения или проблемы.
4. Учащиеся размышляют, обсуждают предложенные задания в группе, делают выводы
5. Учащиеся знакомят с результатами деятельности другие группы, проводят дискуссии между группами.
Концептуальные соображения:

• Гипотеза: культурные формы должны лишь п редлагаться ребёнку, но не навязываться.
Отказ от методов принуждения и форм подавления достоинства учеников.
• Мастерская предоставляет каждому возможность продвигаться к истине своим путём.
• Материал существует не в логической последовательности, а в свободной стихии контрастов и противоречий.
• Процесс познания гораздо важнее, ценнее , чем само знание.
• В отличие от урока знания на мастерских не даются, а выстраиваются.
• Ученик имеет право на ошибку: ошибка считается закономерной ступенью процесса познания; точные знания следуют за ошибками.
• Творческая деятельность — это безоценочная деятельность.
Мастер — для ученика , а не ученик для мастера.
Сотрудничество, сотворчество, совместный поиск.
Мастер — садовник, выращивающий растение — ребёнка, создающий условия для реализации заложенных в нём природных задатков.

Панель — это этап актуализации знаний в данной области, даёт возможность всем желающим высказать свою точку зрения о проблеме, которой будет посвящена мастерская.
Алгоритм — это формализация технологического процесса в виде последовательности некоторых шагов, блоков деятельности, которые зависят от содержания познавательной области, но имеют и надпредметную часть, определяемую общими для всех областей способами деятельности учащихся. В технологии мастерских разработаны алгоритмы для типичных надпредметных задач, например: поиск подхода к решению проблемы, выполнение домашнего задания, аналогии, конструирование теорем, свобода творчества, способы обучения, способы саморегуляции.

Читайте также:  Дирофен для собак таблетки способ применения

Источник

Мастерская письма.
методическая разработка (3 класс) по теме

Для овладения каждым участником учебного процесса новым знанием и новым опытом путем самостоятельного или коллективного открытия, используется такая форма обучения — педагогическая мастерская.

Скачать:

Вложение Размер
masterskaya_pisma.doc 96 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: «Мастерская письма»

Задача начальной школы состоит в том, чтобы сформировать у учащихся организационные, коммуникативные, общеучебные и интеллектуальные умения и навыки. Усвоение происходит только через собственную деятельность, но она сама должна быть сформирована, а, следовательно, и организована. Усвоение знаний и умений, формирование мышления в обучении «свершается» деятельностью учащегося в процессе учебного исследования.

Актуализация деятельностного подхода при разработке концепции стандартов общего образования второго поколения обусловлена тем, что последовательная его реализация повышает эффективность образования по следующим показателям:

  1. придание результатам образования социально и личностно значимого характера;
  2. более гибкое и прочное усвоение знаний учащимися, возможность их самостоятельного движения в изучаемой области;
  3. возможность дифференцированного обучения с сохранением единой структуры теоретических знаний;
  4. существенное повышение мотивации и интереса к учению;
  5. обеспечение условий для общекультурного и личностного развития на основе формирования универсальных учебных действий, обеспечивающих не только успешное усвоение знаний, умений и навыков, но и формирование картины мира, компетентностей в любой предметной области познания.

Деятельностный подход в образовательных стандартах позволяет выделить основные результаты обучения и воспитания, выраженные в терминах ключевых задач развития учащихся и формирования универсальных способов учебных и познавательных действий, которые должны быть положены в основу выбора и структурирования содержания образования.

Сегодня главной задачей является подготовка выпускника такого уровня, чтобы, попадая в проблемную ситуацию, он мог найти несколько способов её решения, выбрать рациональный способ, обосновав своё решение. А это во многом зависит не от полученных ЗУНов, а от неких дополнительных качеств, для обозначения которых и употребляется понятия “компетентности” и “компетенции”, более соответствующие пониманию современных целей образования.

Главная задача современной системы образования – создание условий для качественного обучения. Внедрение компетентностного подхода – это важное условие повышения качества образования. По мнению современных педагогов, само приобретение жизненно важных компетентностей дает человеку возможность ориентироваться в современном обществе, формирует способность личности быстро реагировать на запросы времени. Компетентностный подход в образовании связан с личностно-ориентированным и действующим подходами к образованию, поскольку касается личности ученика и может быть реализованным и проверенным только в процессе выполнения конкретным учеником определенного комплекса действий.

Компетенции “закладываются” в образовательный процесс посредством:

  1. технологий;
  2. содержания образования;
  3. стиля жизни ОУ;
  4. типа взаимодействия между преподавателями и обучающимися и между обучающимися.

Формирование компетентностей учеников обусловлено реализацией не только обновленного содержания образования, но и адекватных методов и технологий обучения. Список этих методов и технологий является довольно широким, их возможности – разноплановыми, поэтому целесообразно очертить основные стратегические направления, определив при этом, что рецепта на все случаи жизни, конечно не существует. Потенциал, например, продуктивных методик и технологий очень высокий, и реализация его влияет на достижение такого результата обучения, как компетентность.

Выделяют основные задачи:

– создание условий для развития и самореализации учеников;
– усвоение продуктивных знаний, умений;
– развитие потребностей пополнять свои знания на протяжении всей жизни.

Для овладения каждым участником учебного процесса новым знанием и новым опытом путем самостоятельного или коллективного открытия, используется такая форма обучения — педагогическая мастерская.

Каждый способен творить, но творить может только свободный человек. Поэтому задача мастерской создать такие условия, чтобы каждый чувствовал себя свободным в выборе, свободным от определённых рамок и требований.
В процессе работы в мастерской дети обнаруживают у себя способности писать стихи и прозу, составляют аннотации и пишут эссе, рисуют, придумывают, мастерят.
При проведении мастерских необходимо помнить, что информация, пропущенная через эмоционально-чувственную сферу участника мастерской, осваивается и усваивается лучше.

Следует не преподносить детям готовые знания, а дать возможность организовать мыслительную деятельность и направить творческий поиск ребёнка на изучение и познание. Мастерская – это технология, при помощи которой учитель – мастер вводит своих учеников в процесс познания через создание эмоциональной атмосферы, в которой ученик может проявить себя как творец. Каждый совершает открытия в предмете и в себе через личный опыт, а учитель — мастер продумывает действия и материал, который позволит ребёнку проявить себя через творчество. Мастер не призывает: «Делай как я». Он говорит: «Делай по-своему». Новые знания в мастерской «выращиваются». Познание происходит через творчество. Знания оказываются «прожитыми», своими. Благодаря этому формируются коммуникативные качества, так как в данном процессе ученик является субъектом, активным участником деятельности, который самостоятельно определяет цели, планирует, осуществляет деятельность и анализирует.
Мастерская — это оригинальный способ организации деятельности учеников в составе малой группы при участии учителя-мастера, инициирующего поисковый, творческий характер деятельности учеников. Состав групп меняется от мастерской к мастерской. Это живой опыт принятия любого партнёра, развития толерантности и взаимопомощи. Данная технология позволяет научить учащихся самостоятельно формулировать цели урока, находить наиболее эффективные пути для их достижения, развивает интеллект, способствует приобретению опыта групповой деятельности, совместной разработки проекта. Детям предлагается исходная ситуация и к ней цепочка творческих заданий. Алгоритм выполнения заданий подобран так, что каждый ученик находится в творческом поиске и в работе.

Основные этапы мастерской:

Индукция (наведение /в пер. с лат./) – это этап, который направлен на создание эмоционального настроя и мотивации обучающихся к творческой деятельности. На этом этапе предполагается включение чувств, подсознания и формирование личностного отношения к предмету обсуждения. Индуктор – всё то, что побуждает ребёнка к действию. В качестве индуктора может выступать слово, текст, предмет, звук, рисунок, форма – всё то, что способно вызвать поток ассоциаций. Это может быть и задание, но неожиданное, загадочное.

Деконструкция – разрушение, хаос, невозможность выполнить задание имеющимися средствами. Это работа с материалом, текстом, моделями, звуками, веществами. Это формирование информационного поля. На этом этапе ставится проблема и отделяется известное от неизвестного, осуществляется работа с информационным материалом, словарями, учебниками, компьютером и другими источниками, то есть создаётся информационный запрос.

Реконструкция – воссоздание из хаоса своего проекта решения проблемы. Это создание микрогруппами или индивидуально своего мира, текста, рисунка, проекта, решения. Обсуждается и выдвигается гипотеза, способы её решения, создаются творческие работы: рисунки, рассказы, загадки, Идёт работа по выполнению заданий, которые даёт учитель.

Социализация – это соотнесение учениками или микрогруппами своей деятельности с деятельностью других учеников или микрогрупп и представление всем промежуточных и окончательных результатов труда, чтобы оценить и откорректировать свою деятельность. Даётся одно задание на весь класс, идёт работа в группах, ответы сообщаются всему классу. На этом этапе ученик учится говорить. Это позволяет учителю – мастеру вести урок в одинаковом темпе для всех групп.

Афиширование – одна из форм социализации, это вывешивание, наглядное представление результатов деятельности мастера и учеников. Это может быть текст, схема, проект и ознакомление с ними всех. На этом этапе все ученики ходят, обсуждают, выделяют оригинальные интересные идеи, защищают свои творческие работы.

Разрыв – резкое приращение в знаниях. Это кульминация творческого процесса, новое выделение учеником предмета и осознание неполноты своего знания, побуждение к новому углублению в проблему. Результат – инсайт (озарение).

Рефлексия – это осознание учеником себя в собственной деятельности, это анализ учеником осуществлённой им деятельности, это обобщение чувств, возникших в мастерской, это отражение достижений собственной мысли, собственного мироощущения.

Проживание мастерской – это путь от хаоса к порядку, из неопределённости в понимание.

  1. Карточки с текстами для работы в парах.
  2. Чистые листы бумаги.
  3. Ручки, цветные карандаши.
  1. Включение в учебный процесс каждого ученика, строительство собственных знаний вместе с другими.
  2. Воспитание норм нравственности.
  3. Приобщение детей к общечеловеческим духовным ценностям через собственный внутренний опыт, через личные эмоциональные переживания.
  4. Привитие любви и уважения к своему дому, родным и близким.
  5. Развитие умения анализировать своё состояние, свои ощущения, свои успехи и неуспехи.
  6. Развитие коммуникативной культуры учащихся.
  7. Развитие творческих способностей.
  8. Развитие у детей умения думать, изобретать, создавать, творить, самореализовываться.
  9. Развитие воображения, образной речи учащихся .

«Любовь к дому выражается словом

«уют». Уют связывают с чувством

покоя. Уютно – значит спокойно. Уют – это и есть дом».

Источник

Читайте также:  Стимуляция родов все способы
Оцените статью
Разные способы