- Понятие социальной перцепции (механизмы социального восприятия: идентификация, эмпатия и рефлексия). Эффекты перцепции.
- Механизм межличностного восприятия. Восприятие человека человеком. Социальная перцепция
- Идентификация
- Эмпатия
- Сходство эмпатии с идентификацией
- Виды эмпатии
- Эгоцентризм
- Межличностная аттракция
- Рефлексия
- Стереотип
- Классификация стереотипов
- Каузальная атрибуция
- Эффекты межличностной перцепции
- Заключение
Понятие социальной перцепции (механизмы социального восприятия: идентификация, эмпатия и рефлексия). Эффекты перцепции.
Термин «социальная перцепция» («социальное восприятие») был предложен Дж. Брунером в рамках разработанного им «Нового взгляда» (New Look), и в этом случае так обозначалась социальная детерминация перцептивного процесса.
В скором времени в социальной психологии этот термин получил другое значение: социальная перцепция – это процесс восприятия социальных объектов. Причем их круг был строго ограничен: другой человек, социальная группа, более широкая социальная общность. Полная схема исследования социальной перцепции включает в себя различные варианты не только объекта, но и субъекта восприятия.
Когда субъектом выступает индивид, он может воспринимать:
Другого индивида, принадлежащего своей группе,
Другого индивида, принадлежащего чужой группе,
Если в качестве субъекта выступает группа, то она воспринимает:
Члена своей группы,
Члена другой группы,
Другую группу в целом,
Восприятие социальных объектов отличается от восприятия природных объектов тем, что к восприятию другого человека относится восприятие не только физических характеристик объекта, но и его поведенческих характеристик, формирование представлений о его намерениях, мыслях, способностях, эмоциях, установках и т.п. Кроме того, в процесс восприятия включаются такие характерные черты, например, как селективность восприятия, которая предполагает значимость целей знающего субъекта, его прошлый опыт и т.д.
Впечатления, которые возникают в процессе восприятия, играют важную регулятивную роль в процессе общения, т.к.:
1. Познавая другого, формируется и сам познающий индивид,
2. От меры точности «прочтения» другого зависит успех взаимодействия с ним.
Анализ осознания себя через другого включает 2 стороны: идентификацию и рефлексию.
Идентификация означает отождествление себя с другим, уподобление ему; иногда ее определяют как умение «встать на точку зрения» другого человека. Простейший способ понимания другого человека есть уподобление себя ему. Это, разумеется, не единственный способ, но в реальном общении между собой люди часто пользуются этим способом: предположение о внутреннем состоянии партнера по общению строится на основе попытки поставить себя на его место.
Установлена тесная связь между идентификацией и эмпатией, которая тоже выступает как один из способов понимания другого человека, хотя и весьма специфически: слово «понимание» здесь используется метафорически, ибо в действительности речь идет о способности человека эмоционально откликнуться на проблемы другого человека.
Полезно различить два значения термина «понимание». В первом случае понять другого человека — действительно означает сочувственно отнестись к нему (что обозначается термином «эмпатия»), во втором случае — принять его полностью таким, каков он есть. В данном случае уместно говорить об идентификации: ситуация другого человека при этом не столько «продумывается», сколько «прочувствуется». И хотя такой способ восприятия другого человека существует, вряд ли его можно считать универсальным. В ряде реальных жизненных ситуаций «понять человека» не означает обязательно полностью принять его позицию и даже перейти на нее. Вряд ли это возможно в ситуации следователя, допрашивающего преступника, или педагога, выслушивающего объяснения ученика по поводу его прогула. «Понять» в данном случае — всего лишь принять в расчет объяснения, учесть их, но вовсе не согласиться безоговорочно с ними. «Понимание» в данном случае — гораздо более «когнитивный» процесс, чем сочувственная идентификация: в него в большей степени включены соображения, доводы, поиски аргументов и т.п.
Механизмы эмпатии и идентификации в определенных чертах сходны: и там и здесь присутствует умение поставить себя на место другого, взглянуть на вещи с его точки зрения. Однако взглянуть на вещи с чьей-либо точки зрения не означает обязательного отождествления себя с другим человеком. Отождествление имеет место в том случае, когда поведение строится так, как его строит «другой». Проявление же эмпатии означает, что линия поведения другого принимается в расчет, к ней проявляется сочувствие (или сопереживание), но своя собственная стратегия поведения строится совсем по-другому. Одно дело понять воспринимаемого человека, встав на его позицию, другое дело — понять его (сопереживать ему), приняв в расчет его точку зрения, сочувствуя ей.
В процесс взаимного восприятия людьми друг друга обязательно вмешивается явление рефлексии. Под рефлексией в данном случае понимается осознание каждым из участников процесса межличностного восприятия того, как он воспринимается своим партнером по общению. Это не просто знание другого, понимание другого, но знание того, как другой знает (понимает) меня, своеобразный удвоенный процесс зеркальных отражений друг друга, содержанием которого является «воспроизведение внутреннего мира партнера по взаимодействию, причем в этом внутреннем мире, в свою очередь, отражается внутренний мир первого исследователя».
Пример Дж. Холмса, поясняющий механизм рефлексии: при общении неких Джона и Генри фактически присутствует шесть позиций: Джон, каким его сотворил Господь Бог; Джон, каким он видит себя сам; Джон, каким его видит Генри. Соответственно, три такие же позиции для Генри. Понятно, что рефлексивные отношения можно было бы проследить и далее: Джон, каким ему представляется его образ в сознании Генри, и Генри, каким ему представляется его образ в сознании Джона.
Эффекты межличностного восприятия (из лекций Минаевой).
При восприятии людьми друг друга возникают различные эффекты:
Эффект первого впечатления. В его основе лежит понятие «социального стереотипа» как устойчивого представления о какой-то группе людей. Прежний опыт лежит в основе первого впечатления. В ситуации неравенства партнеров запускается схема первого впечатления, когда мы переоцениваем значимых и недооцениваем незначимых людей. На первое впечатление влияет фактор привлекательности: привлекательные для нас люди получают более высокие оценки. Эффект первого впечатления вызывает эффект ореола.
Эффект ореола или галоэффект. Сущность эффекта ореола заключается в формировании специфической установки на воспринимаемого через приписывание ему определенных качеств. Получаемая информация накладывается на тот образ, который уже был создан заранее. Этот образ, ранее существовавший, выполняет роль ореола, мешающего видеть действительные черты и проявления объекта восприятия. Эффект ореола проявляется при формировании первого впечатления о человеке в том, что общее благоприятное впечатление приводит к позитивным оценкам и неизвестных качеств воспринимаемого и, наоборот. Эффект ореола наиболее явно проявляется тогда, когда воспринимающий имеет минимальную информацию об объекте, а также, когда суждения касаются моральных качеств.
Эффект порядка: то, что сказано первым, то мы воспринимаем как более значимое; то, что последним – лучше запоминается, последняя информация вытесняет предыдущую.
Эффект средней ошибки — существует тенденция смягчать крайние ошибки в сторону средних (страх ошибиться).
Эффект проекции — приятным собеседникам мы приписываем свои позитивные качества, и наоборот.
Источник
Механизм межличностного восприятия. Восприятие человека человеком. Социальная перцепция
Познание одним человеком другого всегда сопровождается эмоциональной оценкой партнера, попыткой понять его поступки, прогнозом изменений в его поведении и моделированием собственного поведения. Так как в этом процессе участвуют минимум два человека и каждый из них является активным субъектом, в построении стратегии взаимодействия каждый должен учитывать не только мотивы и потребности другого, но и его понимание мотивов и потребностей партнера. Процесс межличностного восприятия также называют социальной перцепцией.
Механизм межличностного восприятия – это способ, посредством которого человек интерпретирует и оценивает другого. Таких способов может быть довольно много. Сегодня мы с вами рассмотрим основные механизмы межличностного восприятия: идентификацию, эмпатию, эгоцентризм, аттракцию, рефлексию, стереотип и каузальную атрибуцию.
Идентификация
Первым и основным механизмом межличностного восприятия является идентификация человека человеком. С точки зрения социальной психологии она подтверждает тот факт, что простейшим способом понимания партнера является уподобление себя ему.
Вообще, идентификация имеет несколько толкований:
- Отождествление себя с другим индивидом, основанное на эмоциональной связи.
- Усвоение ценностей, ролей и моральных качеств другого человека.
- Копирование мыслей, чувств или поступков другого человека.
Наиболее емкое определение идентификации звучит следующим образом. Идентификация – это понимание партнера через его осознанное или бессознательное отождествление с собой, попытка почувствовать его состояние, настроение и отношение к миру, поставив себя на его место.
Эмпатия
Второй механизм межличностного восприятия тесно связан с первым. Эмпатией называют эмоциональное стремление откликнуться на терзающие другого человека проблемы, сочувствовать ему и сопереживать.
Также эмпатию трактуют как:
- Постижение состояний другого индивида.
- Психический процесс, направленный на идентификацию чужих переживаний.
- Действие, помогающее индивиду построить общение особым образом.
- Способность проникать в психическое состояние другого человека.
Способность к эмпатии возрастает в случае схожести собеседников, а также при обретении индивидуумом жизненного опыта. Чем выше эмпатия, тем красочнее человек представляет себе влияние одного и того же события на жизнь разных людей, и тем больше он осознает факт существования разных взглядов на жизнь.
Индивида, склонного к эмпатии, можно узнать по таким признакам:
- Терпимость к эмоциям других людей.
- Способность вникнуть во внутренний мир собеседника, не раскрывая при этом своего мировоззрения.
- Адаптация своего мировосприятия к мировосприятию другого человека с целью достижения взаимопонимания.
Сходство эмпатии с идентификацией
У механизма эмпатии есть некоторые сходства с механизмом идентификации. В обоих случаях имеет место способность человека посмотреть на вещи с точки зрения другого человека. Однако эмпатия, в отличие от идентификации, не предполагает отождествления себя с собеседником. Отождествляя себя с партнером, человек принимает его модель поведения и строит аналогичную. Проявляя же эмпатию, индивид просто берет во внимание линию поведения собеседника, продолжая при этом строить свое поведение независимо от него.
Эмпатичность считается одним из важнейших профессиональных навыков психолога, врача, учителя и руководителя. Эмпатичное внимание (слушание), по мнению К. Роджерса, является особым отношением к партнеру, основанным на синтезе идентификации и эмпатии. Включение в другого человека, позволяющее достичь открытости контакта – идентификационная функция. Такое «погружение в собеседника» в чистом виде имеет негативные последствия – психолог «связывается» трудностями клиента и начинает сам болеть его проблемами. Здесь на помощь приходит эмпатическая составляющая – способность к отстранению от состояния партнера. Таким образом, совокупность таких механизмов, как идентификация человека человеком и эмпатия, позволяет психологу оказывать реальную помощь клиентам.
Виды эмпатии
Эмпатические переживания могут быть адекватными и неадекватными. К примеру, у одного чужое горе вызывает грусть, а у другого – радость.
Кроме того, эмпатия может быть:
- Эмоциональной. Основывается на механизме проекции и подражания эффективным и моторным реакциям собеседника.
- Когнитивной. Базируется на интеллектуальных процессах.
- Предикативной. Выражает способность человека к предсказыванию реакций собеседника в той или иной ситуации.
Важной формой эмпатии выступает сопереживание – переживание одним индивидом чувств, эмоций и состояний, которые испытывает другой. Происходит это через отождествление с собеседником и сочувствие ему.
Эгоцентризм
Третий механизм межличностного восприятия, в отличие от двух предыдущих, усложняет познание индивидами друг друга, а не облегчает его. Эгоцентризм – это сосредоточение человека на своих личных переживаниях и интересах, которое приводит к тому, что он теряет способность к пониманию людей с иным мировосприятием.
- Познавательным. Проявляется в процессе мышления и восприятия.
- Моральным. Иллюстрирует неспособность человека к пониманию причин поведения окружающих.
- Коммуникативным. Выражается неуважением к смысловым понятиям собеседника.
Межличностная аттракция
Аттракция — это тяготение или притяжение одного человека к другому, обусловленное взаимным интересом. В психологии межличностная аттракция означает дружелюбные отношения между людьми и выражение симпатии друг к другу. Развитие привязанности одного субъекта к другому возникает как следствие эмоционального отношения, оценка которого вызывает целый ряд чувств и выражается как социальная установка на другого человека.
Рефлексия
Рассматривая психологические механизмы межличностного восприятия, нельзя не упомянуть о рефлексии. Рефлексией называют осознание человеком того, как его оценивают и воспринимают другие индивиды. То есть это представление человека о том, какого мнения о нем собеседник. Этот элемент социального познания, с одной стороны, означает познание человеком собеседника через то, что он думает о нем, а с другой – познание самого себя через это. Таким образом, чем шире круг общения индивида, тем больше представлений о том, как его воспринимают другие, и тем больше человек знает о себе и окружающих.
Стереотип
Это очень важный и довольно емкий механизм межличностного восприятия. Стереотип в контексте межличностной аттракции – процесс формирования мнения о человеке, на основе личных предубеждений (стереотипов).
В 1922 году для обозначения представлений, связанных с неточностью и ложью, В. Лимпан ввел такой термин, как «социальный стереотип». Как правило, формирование устойчивых образцов какого-либо социального объекта, происходит незаметно даже для самого индивида.
Есть мнение, что именно из-за слабой осмысленности стереотипы прочно закрепились в форме устойчивых эталонов и получили власть над людьми. Стереотип возникает в условиях недостатка информации или является плодом обобщения собственного опыта индивида. К опыту часто добавляется информация, полученная из кинематографа, литературы и прочих источников.
Благодаря стереотипу человек может быстро и, как правило, надежно, упрощать социальное окружение, оформлять его в определенные эталоны и категории, делать его более понятным и прогнозируемым. Когнитивную основу стереотипизации формируют такие процессы, как ограничение, селекция, и категоризация крупного потока социальной информации. Что касается мотивационной основы данного механизма, то ее формируют процессы оценочной популяризации в пользу той или иной группы, которые дают человеку ощущение принадлежности и защищенности.
- Селекция информации.
- Формирование и поддержка позитивного образа «Я».
- Создание и поддержка групповой идеологии оправдывающей и объясняющей поведение группы.
- Формирование и поддержка позитивного образа «Мы».
Таким образом, стереотипы являются регуляторами общественных отношений. Их главными признаками являются: экономия мышления, оправдание собственного поведения, удовлетворение агрессивных тенденций, устойчивость и выход группового напряжения.
Классификация стереотипов
Существует сразу несколько имеющих место быть классификация стереотипов. По классификации В. Панферова, стереотипы бывают: социальными, антропологическими, и этнонациональными.
Подробнее остановимся на классификации А. Реан, согласно которой, стереотипы бывают:
- Антропологическими. Проявляются в случае, когда оценка психологических качеств человека и его личности зависит от особенностей внешнего вида, то есть антропологических признаков.
- Этнонациональные. Актуальны в том случае, когда на психологическую оценку человека влияют его принадлежность к той или иной этнической группе, расе или нации.
- Социально-статусные. Имеют место быть в том случае, если оценка личностных качеств индивида происходит в зависимости от его социального статуса.
- Социально-ролевые. В данном случае, оценка личности подчинена социальной роли и ролевым функциям индивида.
- Экспрессивно-эстетические. Психологическая оценка личности опосредована внешней привлекательностью человека.
- Вербально-поведенческие. Критерием для оценки личности служат его внешние особенности: мимика, пантомимика, язык и прочее.
Есть и другие классификации. В них, кроме предыдущих, рассмотрены такие стереотипы: профессиональные (обобщенный образ представителя той или иной профессии), физиогномические (черты внешности связаны личностью), этнические и прочие.
Наиболее изученными считаются национальные стереотипы. Они иллюстрируют отношения людей к тем или иным этническим группам. Такие стереотипы часто служат частью менталитета нации и ее самосознания, а также имеют четкую связь с национальным характером.
Возникающая в условиях недостатка информации стереотипизация, как механизм межличностного восприятия, может выполнять консервативную и даже реакционную роль, формируя у людей неправильное представление о других и деформируя процессы межличностного взаимодействия и взаимопонимания. Поэтому определять истинность или ошибочность социальных стереотипов нужно сугубо на основании анализа конкретных ситуаций.
Каузальная атрибуция
Рассматривая механизмы социальной перцепции, не стоит обходить вниманием такой увлекательный феномен, как каузальная атрибуция. Не зная или недостаточно понимая истинные мотивы поведения другого индивида, люди, оказавшись в условиях дефицита информации, могут приписывать ему недостоверные причины поведения. В социальной психологии этот феномен называется «каузальной атрибуцией».
Рассматривая, как люди интерпретируют поведение других, ученые обнаружили так называемую фундаментальную ошибку атрибуции. Она происходит из-за того, что люди переоценивают значение личностных черт других, и недооценивают влияние ситуации. Другие исследователи обнаружили феномен «эгоцентричного приписывания». Он основан на свойстве людей, приписывать себе успех, а другим людям – неудачи.
Г. Келли выделил три типа атрибуции:
- Личностную. Причина приписывается тому, кто совершил поступок.
- Объективную. Причина приписывается объекту, на которой направляется действие.
- Атрибуцию, связанную с обстоятельствами. Причина происходящего приписывается обстоятельствам.
Наблюдатель обычно прибегает к личностной атрибуции, а участник, как правило, списывает все на обстоятельства. Эту особенность отчетливо видно в приписывании успехов и неудач.
Важным вопросом в рассмотрении каузальной атрибуции является вопрос установки, сопровождающей процесс восприятия человека человеком, особенно в формировании впечатления о неизвестном человеке. Это было выявлено А. Бодылевым с помощью экспериментов, в которых разным группам людей демонстрировали фото одного и того же человека, сопровождая его характеристиками типа «писатель», «герой», «преступник» и так далее. При срабатывании установки словесные портреты одного и того же человека отличались. Было выявлено, что есть люди, неподдающиеся стереотипному восприятию. Их называют избирательно стереотипными. Рассмотрев механизмы социальной перцепции, теперь коротко поговорим о ее эффектах.
Эффекты межличностной перцепции
Эффект межличностного восприятия всегда формируется на почве стереотипов.
Всего бывает три эффекта:
- Эффект ореола. Выражается, когда один человек преувеличивает однородность личности другого, перенося впечатление (благоприятное или нет) об одном его качестве на все остальные качества. Во время формирования первого впечатления, эффект ореола проявляется, когда общее положительное впечатление о человеке приводит к положительной оценке всех его качеств, и наоборот.
- Эффект первичности. Проявляется при оценке незнакомого человека. Роль установки в таком случае играет информация, которая была представлена ранее.
- Эффект новизны. Данный эффект межличностного восприятия действует при оценке знакомого человека, когда последняя информация о нем становится наиболее значимой.
Формирование представления о собеседнике всегда начинается с оценки и восприятия его физического облика, внешности и манеры поведения. В дальнейшем эта информация ложится в основу восприятия и понимания этого человека. Она может зависеть от ряда факторов: индивидуальных особенностей человека, его уровня культуры, его социального опыта, эстетических предпочтений и так далее. Важным вопросом являются также возрастные особенности человека, который воспринимает.
К примеру, ребенок, который только начал ходить в детский сад, в общении с людьми опирается на первичные представления о них, который у него сформировались при общении с родителями. В зависимости от того, как у ребенка складывались отношения ранее, он проявляет раздражительность, недоверие, послушание, уступчивость или упрямство.
Заключение
Резюмируя выше сказанное, стоит отметить, что к механизмам межличностного восприятия относятся способы интерпретации и оценки одного человека другим. Главными из них являются: идентификация, эмпатия, эгоцентризм, аттракция, рефлексия, стереотип, и каузальная атрибуция. Разные механизмы и типы межличностного восприятия, как правило, работают в тандеме, дополняя друг друга.
Источник