Этическая защита педагога способы этической защиты

Приемы этической защиты педагога в концепции Н. Е. Щурковой

Дата публикации: 24.06.2021 2021-06-24

Статья просмотрена: 100 раз

Библиографическое описание:

Халаимова, К. А. Приемы этической защиты педагога в концепции Н. Е. Щурковой / К. А. Халаимова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2021. — № 26 (368). — С. 409-410. — URL: https://moluch.ru/archive/368/82807/ (дата обращения: 20.11.2021).

Этика является острой темой исследования в современной педагогике. Одним из наиболее актуальных аспектов в данной области являются способы этической защиты педагога. В данной статье проанализирован подход к этой проблеме у Н. Е. Щурковой.

Ключевые слова: этическая защита, педагог, этическая защита педагога, форма общения, ученик.

Педагогическая этика или деонтология является одним из главных базисов профессиональной культуры преподавателя. Она определяет нормативные нравственные принципы, которыми руководствуется педагог при коммуникации с учащимися, родителями и коллегами.

Этическая защита — это такая деятельность человека, которая осуществляется в целях сохранения его достоинства. Особенность этической защиты педагога состоит в том, что учащиеся могут наносить морально-психологический вред неосознанно [3].

Именно поэтому педагог должен осуществлять защиту скрытым, завуалированным способом. Назначение этической защиты педагога заключается в развитии у учащегося способности осмысливать произведенные действия или высказывания по отношению к другому человеку.

Свои рекомендации по использованию скрытых приемов этической защиты дает Н. Е. Щуркова [4]. По ее мнению, существуют многочисленные варианты реакций на негативные действия ученика в процессе общения.

Одни из них могут быть более приемлемыми, другие же вызывают нарушение диалогических форм общения. Существуют шесть «мягких» способов скрытой педагогической защиты:

  1. «Вопрос на воспроизведение» . Этот способ защиты осуществляется педагогом с помощью вопроса и просьбы воспроизвести слова или действия, которые будто бы показались ему непонятными.

Можно использовать следующие выражения: «Прости, я не понял, что ты хотел сказать», «Не мог бы ты повторить, я не расслышал». Как правило ученик, пытавшийся спровоцировать педагога на конфликт, психологически не в состоянии после подобных вопросов продолжать вести общение в негативной форме.

  1. «Вопрос об адресате» . Педагог изображает непонимание сказанного учеником. Смысл данного приема в заявлении невозможности той формы общения, которую пытается навязать учащийся. Можно использовать вопрос: «Это вы мне сказали?» и дополнить его мимикой недоумения и жестом, кому было адресовано подобное обращение.
  2. «Окультуренное воспроизведение» . Данный способ производится с целью коррекции поведения ученика. Педагог демонстрирует культурную форму общения. Можно сказать: «Если я правильно вас понял». и добавить, что сказал или сделал бы педагог, но в другой более корректной поведенческой форме. При нахождении компромисса можно считать, что общение удалось вывести на более высокий уровень.
  3. «Ссылка на личностные особенности» . Данный способ заключается в отстаивании личностных качеств педагога. Например, «Я не привык к такому обращению», «Я не могу продолжать разговор в таком тоне». Педагог показывает сожаление, что не может продолжить общение на таком уровне, но сказать это нужно твердо и спокойно.
  4. «Оправдание поведения» . При использовании этого способа педагог возвышает ученика в конкретной ситуации, подчеркивает признание его достоинств и тем самым влияет на изменение низкого поведения. Используются следующие фразы: «Вероятно, ты хотел». «Наверное ты думал». и др. Этическая защита представляет собой особенное зеркало, в котором ученик как бы видит свои возможные мотивы поступка в положительном аспекте. Психологически воспитанник непроизвольно соглашается с позитивными предположениями педагога, и уровень общения сразу же поднимается выше.
  5. «Проявление доброжелательности» . Учитель делает вид, что пренебрегает произошедшим и делает это в шутливой форме. Например, «Как хорошо, что вы напомнили мне». «Если бы не вы, я бы совсем забыл».
Читайте также:  Способы питания моллюсков примеры трупоеды

Следующие три формы общения представляют собой более жесткие варианты этической защиты и могут быть использованы при общении со старшеклассниками [2].

«Великодушное прощение» . Педагог создает видимость принятия грубости ученика, который, возможно, на данном этапе не может вести себя культурно. «Если вам так хочется». «Если только так вы и умеете, то пусть будет так». Это очень сильное психологическая воздействие, оно не предусматривает дальнейшее общение в данный момент. Ученику необходимо предоставить время осознать и принять, что он неправ.

«Сопоставление достоинств партнера с его поведением» . Учитель возносит личность ученика. «Вы такой. (положительное качество), а. повели себя». Фраза остается недосказанной, ученик сам ее мысленно заканчивает и как правило ему становится стыдно.

«Оставить наедине с собой» . Педагог полностью перекладывает ответственность на воспитанника. Например, «Жаль, что вы не осознаете, что сейчас произошло». «Вероятно, вы не способны понять то, что вы сейчас сказали». Этот способ можно применить, если ученик продолжает стоять на своем и не осознает содеянное.

Педагог выбирает разные формы этической защиты своего достоинства. В зависимости от привычного стиля общения, педагогического опыта, личностных качеств и свойств. Поэтому желательно овладеть всеми этими умениями, так как педагогическая деятельность даже опытного педагога может быть непредсказуемой [1]. Необходимо помнить, что учитель является нравственным эталоном, который должен уметь грамотно и тактично выходить из любых казусных ситуаций.

  1. Елканов, С. Б. Профессиональное самовоспитание учителя: Кн. для учителя / С. Б. Елканов. — М.: Просвещение, 1986–143 с. — Текст: непосредственный.
  2. Занина, Л. В. Меньшикова Н. П. Основы педагогического мастерства/ Л. В. Занина, Н. П. Меньшикова. — Ростов н/д: Феникс, 2003 — с.135–204. — Текст: непосредственный.
  3. Роботова, А. С. Введение в педагогическую деятельность: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / А. С. Роботова, Т. В. Леонтьева, И. Г. Шапошникова и др.; Под ред. А. С. Роботовой. — 2 — изд., стереотип. — М.: Издательский центр «Академия», 2004. — 208 с. — Текст: непосредственный.
  4. Щуркова, Н. Е. Педагогическая технология / Н. Е. Щуркова. — М., 2002. — с. 74–82. — Текст: непосредственный.
Читайте также:  Недостатком камерного пылеугольного способа сжигания твердого топлива является высокий выброс

Источник

Этическая защита в педагогическом общении

Этическая защита – это действия личности, произведенные в целях защиты от посягательства на ее достоинства. К сожалению, учащиеся, да и их родители, порой не осознают, что своими словами и поступками они причиняют ущерб и душевную боль педагогу.

Очевидно, специфика педагогической деятельности не позволяет учителю использовать физическую, экономическую, правовую и иные формы защиты или низводит их эффект к нулю.

Реализацию своего назначения этическая защита производит благодаря трем принципам, для осуществления которых необходимы операционные умения:

1) сохранение педагогом собственного достоинства в момент грубости, направленной в его адрес;

2) корректировка поведения партнера с целью демонстрации ему иных, более культурных форм общения;

3) сохранение достоинства ученика, допустившего оскорбительные действия в адрес учителя.

Существует несколько способов этической защиты.

Мягкие способы защиты

1. Вопрос на воспроизведение.

2. Вопрос об адресате.

3. Окультуренное воспроизведение.

4. Ссылка на личностные особенности.

5. Оправдание поведения.

6. Проявление доброжелательности.

Задание. Выберите оптимальный способ мягкой защиты в ниже перечисленных условных ситуациях:

Ученик дотрагивается до вашей сумочки, говоря: «Что там. »;

Ученица без разрешения надевает вашу (чужую) шляпу: «Ох ты! Какая. »;

Вас перебивают: «Это все глупости! Ерунда какая-то!».

Жесткие формы защиты

Жесткие формы защиты могут применяться лишь во взаимоотношениях со старшеклассниками.

2. Сопоставление достоинств партнера с его поведением.

3.Оставить наедине с собой.

Используя способы этической защиты, важно проследить, чтобы педагог не скатывался в нравоучения. Даже защищаясь, педагог призван развивать личность воспитанника.

Источник

Технология этической защиты педагога

Этическая защита – это действия личности, произведенные в целях защиты от посягательства на ее достоинства. К сожалению, учащиеся, да и их родители, порой не осознают, что своими словами и поступками они причиняют ущерб и душевную боль педагогу.

Очевидно, специфика педагогической деятельности не позволяет учителю использовать физическую, экономическую, правовую и иные формы защиты или низводит их эффект к нулю.

Педагоги и психологи выделяют десять распространенных способов этической защиты: первые шесть способов — скрытая форма защиты или мягкий способ, которые корректируют маленького или непросвещенного ребенка, слепо воспроизводящего бескультурные формы общения; остальные четыре — сильная форма или жёсткий способ защиты открытого плана, их рекомендуется использовать лишь для учеников старшего возраста или для общения со взрослыми, осознающими свои действия.

Реализацию своего назначения этическая защита производит благодаря трем принципам, для осуществления которых необходимы операционные умения:

1) сохранение педагогом собственного достоинства в момент грубости, направленной в его адрес;

2) корректировка поведения партнера с целью демонстрации ему иных, более культурных форм общения;

Читайте также:  Способ оценки стоимости бизнеса

3) сохранение достоинства ученика, допустившего оскорбительные действия в адрес учителя.

Существует несколько способов этической защиты.

Мягкие способы защиты:

1. Вопрос на воспроизведение.

2. Вопрос об адресате.

3. Окультуренное воспроизведение.

4. Ссылка на личностные особенности.

5. Оправдание поведения.

6. Проявление доброжелательности.

Жесткие формы защиты

Жесткие формы защиты могут применяться лишь во взаимоотношениях со старшеклассниками.

2. Сопоставление достоинств партнера с его поведением.

3.Оставить наедине с собой.

Используя способы этической защиты, важно проследить, чтобы педагог не скатывался в нравоучения. Даже защищаясь, педагог призван развивать личность воспитанника.

Психологическая саморегуляция

Саморегуляция – это своеобразная настройка индивидом своего персонального внутреннего мира и самого себя с целью приспособления. То есть это свойство абсолютно всех биологических систем формировать, а в дальнейшем держать на конкретном, более или менее постоянном уровне биологические или физиологические параметры.

Саморегуляция включает 2 элемента:

  • Самообладание. Иногда это необходимость отказаться от чего-то приятного или желанного ради других целей. Зачатки самообладания появляются уже в 2 года.
  • Второй элемент – согласие. Мы соглашаемся с тем, что можно делать, а чего нельзя. После 7 лет в норме человек уже имеет сформированное согласие.

Для развития осознанной саморегуляции важно наличие таких личностных черт:

  • ответственность,
  • настойчивость,
  • гибкость,
  • надежность,
  • самостоятельность.

Саморегуляция основывается на комплексе закономерностей психического функционирования и их следствиях, которые известны как психологические эффекты. К ним относят:

  • активирующее влияние мотивационной сферы, которая порождает деятельность субъекта, целенаправленную на трансформацию характеристик;
  • эффект от управления непроизвольно или произвольно психическими образами, которые возникают в сознании личности;
  • функциональная целостность и структурное единство всех когнитивных процессов психики, которые обеспечивают эффект влияния субъекта на свою психику;
  • взаимообусловленность и единство областей сознания и сфер бессознательного в качестве объектов, посредством которых субъект осуществляет регулирующее влияние на самого себя;
  • функциональную связь эмоционально-волевой области личности индивида и ее телесного опыта, мыслительных процессов.

В норме саморегуляция развивается и формируется вместе с личностным взрослением человека. Но если личность не развивается, человек не учится ответственности, не развивается самосознание, то и саморегуляция, как правило, страдает. Развитие саморегуляции = личностное развитие.

В зрелости благодаря саморегуляции эмоции подчинены интеллекту, но в старости баланс снова смещается в сторону эмоций. Это вызвано естественным старческим ухудшением интеллекта. В психологическом плане старики и дети во многом похожи.

На саморегуляцию, то есть выбор оптимальной реализации личностной активности влияют:

· внешние условия среды;

· специфика взаимоотношений человека и окружающей его действительности.

Человеческая деятельность невозможна без цели, но это в свою очередь невозможно без саморегуляции.

Таким образом, саморегуляция – это умение справляться с чувствами социально приемлемыми способами, принятие норм поведения, уважение свободы другого человека, сохранение безопасности. В нашей теме особый интерес представляет сознательная регуляция психики и эмоций.

Кейс-задания:

Задание 1. Подберите для себя приемы психологической саморегуляции

Источник

Оцените статью
Разные способы