Средства и методы результирующей отработки ДД
Комплекс средств и методов, используемых на этом этапе обучения, в основном остается тем же, что и на этапе углубленного разучивания. Дополнительно вводятся новые факторы совершенствования действия в соответствии с логикой реализации очередных задач. Это выражается преимущественно в дальнейшем увеличении удельного веса, разнообразия и интенсивности воздействия факторов практической отработки действия.
Наряду с методами стандартно-повторного упражнения шире, чем на предыдущем этапе, применяются методы вариативного упражнения с разнообразными приемами изменения параметров и условий действия. Возрастает удельный вес комбинированных разновидностей методов упражнения (повторно-переменного упражнения со ступенчато повышающейся и волнообразной динамикой нагрузим, интервального упражнения с жесткими и иными интервалами отдыха и т. д.). Шире используются также игровой и соревновательный методы.
Многократное воспроизведение разученного целостного действия, являясь на этом этапе главным фактором становления и совершенствования двигательного навыка, при известных условиях служит одновременно и фактором развития двигательных качеств –метод сопряженного упражнения. Это обеспечивается целым рядом методических подходов и приемов, способствующих повышению уровня проявления двигательных качеств. В частности:
· использованием в процессе упражнений дополнительных строго нормированных отягощений в чередовании с выполнением упражнений без отягощений;
· стимулированием скорости и темпа движений с помощью внешнего сенсорного лидирования, технических средств и содействующих естественных условий (аппаратурных свето- и звуколидеров, различного рода тренажерных устройств, сил инерции после предварительного разгона, сил реакции опоры и т. д.);
· выполнением упражнений в состоянии эмоционального подъема, вызываемого игровой и соревновательной ситуациями;
· выполнением упражнений на фоне утомления, создаваемого предшествующими нагрузками и сокращением интервалов отдыха между повторениями;
· другими путями, характерными для методики сопряженного воздействия на совершенствование техники движений и развитие двигательных способностей.
Идеомоторное упражнение и аналогичные методы (самоанализ, самоубеждение и т. п.) используются на этом этапе не столько как способ уяснения основ действия, сколько как способ самонастройки на его совершенное выполнение (предварительное мысленное воссоздание – все чаще в сжатом, сокращенном виде – общего порядка движений с акцентированием внимания лишь на ключевых моментах и условиях их выполнения, подлежащих контролю), а также как способ самоанализа и исправления допущенных ошибок. Идеомоторная настройка на действие теснее связывается с активной установкой на его результативность и с санкционирующими командами – самоприказами (которые произносятся обычно про себя по ходу его выполнения в ключевые моменты).
Методы преподавания на завершающем этапе обучения действию еще в большей мере, чем на предшествующем этапе, объединяются, а отчасти и замещаются методами самообучения, в том числе методами самостоятельного углубления и практического применения обучаемыми усвоенных знаний о действии, самостоятельным осмысливанием закономерностей совершенствования его техники и поиском индивидуализированных способов повышения его результативности.
Определяющие черты методики. Завершающая отработка ООД.
На завершающем этапе обучения действию обеспечивается преобразование его ООД в таком направлении, чтобы она приобрела свойства, необходимые для эффективного проявления двигательного навыка. Главным при этом становится увеличение степени обобщенности ООД, последовательное свертывание ориентировочной основы – уменьшение числа «опорных точек», находящихся в сфере оперативного осознания, все более избирательная концентрация внимания в процессе выполнения действия не на его деталях, а на решающих операциях и переменных условиях его выполнения. Такое преобразование ООД теснейшим образом связано с целесообразной автоматизацией механизмов непосредственного управления движениями, многократным воспроизведением действия методами строго регламентированного упражнения. В сочетании с ними применяется ряд методических подходов и приемов, специально направленных на формирование указанных черт ООД.
· Выполнение заданий по точному предвидению параметров действия. Конкретное содержание задания может состоять, например, в том, чтобы по возможности точно назвать время, которое будет затрачено на выполнение действия, скорость, с которой будет преодолена дистанция (или отрезки дистанции) в беге либо ином локомоторном упражнении, дальность прыжка или броска снаряда и т. д.; отметить после выполнения действия, насколько верен оказался прогноз, и в случае значительных расхождений постараться свести их к минимуму. При выполнении таких заданий внимание концентрируется не на деталях действия, а на его общей результативности.
· Выполнение заданий по акцентированию установки на решающих качественных характеристиках действия. Такого рода задания связываются как с идеомоторным упражнением, так и с фактическим выполнением действия (например, при мысленном воссоздании фазы отталкивания в прыжках в длину, а затем и в реальном его выполнении акцентируется установка на предельную быстроту отталкивания – «как можно/быстрей», что способствует сосредоточению внимания и физических усилий на ключевом моменте этого действия в соответствии с его качественными особенностями).
· Выполнение по ходу действия дополнительных так называемых отвлекающих заданий. Эти задания способствуют переключению внимания с частных, хорошо освоенных движений и операций на обстановку действия, помогают освободить сознание от ненужной сосредоточенности на них и сконцентрировать его на решающих моментах и условиях достижения цели.
Обеспечение стабильности, вариативности, надежности двигательного навыка. Пути и условия начальной стабилизации навыка. Известно, что навык быстрее возникает и закрепляется тогда, когда действие воспроизводится достаточно часто и относительно стереотипно. Исходя из этого, вначале больше используют методы стандартно-повторного упражнения. При этом стремятся исключить по возможности все сбивающие факторы (помехи), которые могут вызвать отклонения от заданных параметров техники действия (затрудняющие условия внешней среды, утомление, психическую напряженность и т. д.) и создать условия, способствующие точному воспроизведению этих параметров в процессе повторения действия (путем стандартизации внешних условий, использования вспомогательных технических средств, целесообразного нормирования нагрузок и отдыха и т. д.).
Пути и условия расширения диапазона вариативности навыка. В числе многообразных методических подходов и приемов, способствующих расширению диапазона вариативности сформированных навыков, можно выделить два типа: 1) предполагающие строго регламентированное варьирование, когда направленность и степень его предписаны точным заданием и обеспечены определенными внешними условиями действий; 2) предполагающие относительно свободное (не строго регламентированное) варьирование. Строго регламентированное варьирование. Задания этого типа практикуют во множестве вариантов. В целом их можно подразделять на две группы: задания «на точность повторения» и задания «на точность отклонения».
Не строго регламентированное варьирование. Методически это обеспечивается чаще всего такими путями, как выполнение постепенно усложняющихся заданий по применению разученного действия в игровых и соревновательных ситуациях, а также в различных затрудняющих условиях внешней среды (в необычайной обстановке, при неблагоприятных метеорологических условиях, с непривычным инвентарем и т. д.).
Обеспечение надежности навыка. Одна из главных методических линий при этом состоит в обеспечении последовательной адаптации навыка к повышенным проявлениям функциональных возможностей организма в процессе упражнений, что выражается в постепенном увеличении как интенсивности усилий, направленных на достижение необходимой результативности действия, так и объема нагрузок.
В упражнениях, внешний результат которых оценивается в точных количественных мерах (величина преодолеваемого расстояния, затраченного времени, поднятого веса и т. д.), практикуется методика так называемого позонного освоения интенсивности со строгим нормированием величины усилий (В. М. Дьячков). Согласно ей, действие выполняется серийно в каждом занятии (например, по 5—6 повторений прыжка или подъема штанги с интервалами 2— 3 мин.) с установкой на безошибочное достижение заданного результата, соответствующего определенной зоне интенсивности (например, на уровне 80 % от намечаемого целевого результата); после того как все или почти все попытки в серии окажутся удачными, действие выполняют (опять-таки серийно) с интенсивностью, соответствующей следующей, вышележащей, зоне (например, на уровне 85 % от намечаемого целевого результата) и т. д.
Вместе с тем на этом этапе оправдано выполнение действия не только при оптимальном состоянии работоспособности, но и на фоне утомления, т. е. после предшествующей нагрузки, и, в частности, с сокращенными интервалами отдыха. Повторяя действие в условиях нарастающего утомления, как бы испытывают приобретенный навык на прочность. Если при этом не нарушается мера нагрузки и не допускаются существенные отклонения от освоенных оптимальных параметров техники действия, такой методический подход может способствовать как упрочению навыка, так и совершенствованию координации движений.
В тех случаях, когда необходимо добиться высокой помехоустойчивости навыка в экстремальных ситуациях (характерных, например, для особо напряженных спортивных состязаний, проводимых в необычных условиях), используются также специальные методические подходы и приемы, направленные на повышение степени надежности результата. В частности, в обстановку тренировочных занянй преднамеренно вводят дополнительные трудности, усложнения, помехи, требующие повышенной мобилизации физических у психических сил для преодоления (усложнение пространственных временных условий действий, ограничение сенсорного контроля, шумовые помехи, обострение соревновательных ситуаций и т. д.).
«Сопряженное воздействие». Из приведенных методических приемов отработки действия на рассматриваемом этапе особое значение приобретает одновременное воздействие на формируемый навык и связанные с ним качественные особенности двигательной деятельности. Эта методическая линия получила современную конкретизацию в методике «сопряженного воздействия». Она выражается главным образом в том, что упражнения, включающие целостное действие, выполняют с объективно повышенными требованиями к определенным двигательным качествам. В легкоатлетических метаниях, например, применяют утяжеленные снаряды. Своеобразным примером может служить и отработка техники бега или других передвижений циклического характера на фоне утомления.
Общая регламентация режима упражнений. Суммарное число повторений и интенсивность упражнений, обеспечивающих завершающую отработку действия, могут возрастать в принципе в широких пределах. Пока не достигнута необходимая степень прочности навыка, нецелесообразны длительные перерывы в выполнении действия — желательно повторять его в каждом очередном занятии. Хорошо же закрепленный навык не утрачивается и при больших перерывах, что позволяет использовать «разреженную» систему упражнений для поддержания его на определенном качественном уровне.
Предупреждение и устранение ошибок; контроль. К наиболее распространенным ошибкам относят следующие.
1. Чрезмерная, излишняя концентрация внимания за деталями действия, что тормозит целесообразную автоматизацию, мешает переключению внимания на общий целевой результат и условия выполнения действия. Отсюда не следует, конечно, что на завершающем этапе отработки действия поэлементный анализ его вообще не оправдан. В ряде случаев (когда, например, обнаруживаются изъяны в ООД) он служит одним из основных условий устранения ошибок, но именно тогда, когда возникает необходимость в этом, и лишь постольку, поскольку это не приводит к разрушению целесообразно автоматизированных форм управления движениями (подобно тому, о чем метафорически говорится в известной притче о сороконожке, которая разучилась двигаться, когда попыталась проанализировать, что делает каждая из ее ног при передвижении).
2. Нарушение меры в использовании стандартно-повторного упражнения, следствием чего является чрезмерная стереотипизация навыка, либо, наоборот, нарушение меры в варьировании упражнений и условий их выполнения, в результате чего формируется недостаточно устойчивый навык.
3. Нарушение соответствия между отработкой двигательного навыка и воспитанием двигательных качеств.
Контроль за формированием навыка и совершенствованием действия в целом на заключительном этапе включает преимущественно определение его общей результативности и качественных сторон навыка, от которых в решающей мере зависит его надежность и эффективность. При этом используется ряд тестовых и других контрольных процедур, а также расчетные способы оценки. Общая результативность действия оценивается посредством стандартизированных контрольных упражнений (тестов-испытаний), результаты в которых сопоставляются с табличными нормативами, и в состязаниях — с принятыми в спорте критериями достижений
Степень автоматизации движений оценивается, в частности, по успешности выполнения упражнений, требующих переключения внимания по ходу действия с него самого на иные объекты и задачи (например, на анализ внешних условий, на решение дополнительных двигательных задач), а также упражнений, связанных с ограничением зрительного контроля.
О степени надежности приобретенного навыка судят по его стабильности в условиях сбивающих факторов и по целесообразной вариативности в меняющихся условиях, что выявляется посредством соответственно организованных контрольных упражнений.
1. Матвеев Л.П. Теория и методика физической культуры (общие основы теории и методики физического воспитания; теоретико-методические аспекты спорта и профессионально-прикладных форм физической культуры): Учеб.для ин-тов физ.культуры. — М.: Физкультура и спорт, 1991. — Гл.IV. — С. 114-158.
2. Теория и методика физического воспитания: Учеб. для ин-тов физ. культуры / Под общ. ред. Л.П.Матвеева, А.Д.Новикова. — М.: Физкультура и спорт, 1976. — т.I.- Гл.VII. — С. 141-168.
3. Холодов Ж.К., Кузнецов В.С. Теория и методика физического воспитания и спорта: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. – М.: Издательский центр «Академия», 2004. – Гл.6. – С.64-74.
4.Теория и методика физического воспитания: Учеб. для студ. высш.учеб. заведений физ. воспитания и спорта / Под ред. Т.Ю.Круцевич. – Киев: Олимпийская литература, 2003. – Т 1. – С.161-188.
5.Теория и методика физической культуры: Учеб. для студ. училищ олимп. резерва / Под общ. ред. Ж.К.Холодова, В.С.Кузнецова, Г.З.Карнаухова. – М.: 4-й филиал Воениздата, 2001. – Гл.9. – С.81-91.
6.Теория и методика физической культуры: Учебник / Под ред. Ю.Ф.Курамшина. – М.: Советский спорт, 2004. – Гл.7. – С.92-106.
7.Максименко А.М. Основы теории и методики физической культуры: Учеб.пособие для студ.высших учеб. заведений. – М.,2001. – Гл.7. – С.111-127.
8.Чермит К.Д. Теория и методика физической культуры: опорные схемы: Учеб. пособие. – М.: Советский спорт, 2005. — С.35-52.
1.Берштейн Н.А. Избранные труды по биомеханике и кибернетике /Ред.-сост.М.П.Шестаков. – М.: СпортАкадемПресс, 2001. – 296 с.
2.Белинович В.В. Обучение в физическом воспитании. — М.: Физкультура и спорт, 1958. —
3.Боген М.М. Обучение двигательным действиям. — М.: Физкультура и спорт, 1985. — 192 с.
4.Боген М.М. Дидактические принципы в системе обучения двигательным действиям: Учеб. пособие. — М., 1982 — 92 с.
6. Донской Д.Д., Зациорский В.М. Биомеханика. — М.: Физкультура и спорт, 1979. — С. 136-242.
7.Ильин Е.П. Психомоторная организация человека: Учеб. для ВУЗов. – СПб.: Питер, 2003. – 384 с.
8.Лях В.И. Двигательное действие и его производные // Физическая культура в школе. – 2006. — №1. – С.45-52.
9.Фарфель В.С. Управление движениями в спорте. — М.: Физкультура и спорт, 1975.- 208 с.
Источник