Этап 3 способа наведения называется

Этап 3 способа наведения называется

Формы научения и способы дрессировки собак для поиска взрывчатых веществ, взрывных устройств, оружия и боеприпасов

Автор-составитель В. В. Гриценко

Пособие посвящено непосредственно методике подготовки собак для поиска взрывчатых веществ, взрывных устройств, оружия и боеприпасов в рамках учебного заведения. Основной задачей пособия является формирование у собак общего рабочего поискового алгоритма, оцениваемого на учебных местах. Специализация и конкретизация поискового стереотипа, как правило, осуществляется в конкретных рабочих условиях и ситуациях.

Часть материала, имеющего в той или иной степени отношение к методике подготовки и использованию поисковых собак, не рассматривается в пособии, так как освещается в специальных курсах: анатомическое строение и физиология обонятельного анализатора (курс анатомии и физиологии собаки), виды, химическое строение, ольфакторные особенности взрывчатых веществ, виды взрывных устройств, оружия и боеприпасов, техника безопасности (курс взрывотехники), общая методика дрессировки (теоретические основания дрессировки), методика формирования навыков послушания (техника дрессировки), тактика применения собак и их тренировка.

Основой пособия является методика подготовки собак на базе игровой деятельности, которая изложена в разделе 2. Там же приводится анализ игровой и связанных с ней потребностей, методика разыгрывания собак, способы придания сигнального значения целевым веществам и объектам и техника формирования поискового алгоритма в условиях определенных учебных ситуаций.

В разделе 1 анализируются базовые понятия — категории дрессировки, являющиеся основой излагаемой в пособии методики. Раздел 3 посвящен методике подготовки собак на основе пищевой потребности.

В приложении дано краткое описание методики кликер-дрессировки. Пособие включает также толковый словарь терминов, не полностью расшифрованных при употреблении в тексте.

Библиографический список содержит перечень используемых при составлении пособия и рекомендуемых литературных источников для самостоятельной работы.

Пособие рассчитано для оказания помощи специалистам-кинологам, как при самостоятельной подготовке поисковой собаки, так и при подготовке под руководством инструктора-дрессировщика.

Введение в дрессировку

В настоящее время под дрессировкой подразумевают род деятельности человека по формированию у животных необходимого для каких-либо целей поведения.

Таким образом, для успешного осуществления дрессировки необходимо:

1) представлять, что такое поведение;

2) знать причины поведения;

3) иметь представление о механизмах поведения;

4) знать закономерности формирования (модификации) поведения и уметь ими пользоваться.

1.1. Поведение: причины и механизма

…внешне наблюдаемые движения человека или животных, в основе которых лежат или которыми управляют психологические факторы. Поведение включает различные виды активности: действия, реакции, процессы, операции и т. п. То есть все, что представляет собой осуществляемые с помощью мышечной системы движения организма [1].

Обычно поведение классифицируют по его конечным целям или, другими словами, причинам, лежащим в его основе. В связи этим различают пищедобывающее, половое, игровое, материнское, исследовательское, оборонительное и другое поведение. Например, под пищедобывающим поведением подразумевают комплекс действий, направленных на добывание какой-либо пищи (цель поведения), которая необходима для удовлетворения голода (причина поведения).

Раньше считалось, что причиной поведения является внешний или внутренний по отношению к животному раздражитель. Однако в процессе исследований были выявлены три основных причины, инициализирующие (запускающие) поведение:

— раздражители или стимулы;

При этом основной причиной поведения принято считать потребность.

Под потребностью подразумевают необходимость организма человека или животных в каких-либо веществах, продуктах, без которых невозможны рост и развитие, а также в ситуациях или информации, нужных ему для организации текущего или будущего поведения, что в конечном итоге обеспечивает сохранение его жизни и возможность оставить потомство.

И на самом деле, потребность является основным фактором при инициализации поведения. Так, ни вы, ни собака, будучи сытыми, не отреагируете типичным пищевым поведением на появившийся пищевой продукт (пищевой раздражитель). И наоборот, в состоянии голода, т. е. при наличии пищевой потребности, и вы, и собака можете проявить пищевое поведение даже по отношению к раздражителю, имеющему сомнительное пищевое значение.

Деятельность центральной нервной системы по обеспечению сложных поведенческих актов можно представить в виде взаимодействия трех основных блоков [1,2] (рис. 1.1):

(1) блока приема, переработки и хранения информации (сенсорные системы мозга);

(2) блока активации нервной системы — модулирующие системы мозга;

(3) блока программирования, запуска и контроля поведенческих актов (двигательные системы мозга).

«Информация внешней среды» — совокупность раздражителей и стимулов внешней среды; «Сенсорные системы мозга» — совокупность отделов центральной нервной системы, обеспечивающих восприятие, хранение и переработку поступающей информации; «Двигательные системы мозга» — совокупность отделов центральной нервной системы, осуществляющих планирование, запуск и контроль поведенческих актов; «Поведение» — внешне наблюдаемая активность организма; «Модулирующие системы мозга» — совокупность отделов центральной нервной системы, контролирующих ее деятельность и состояние организма; «Потребность» — физиологическое состояние организма.

Весь организм человека и животных пронизан интерорецепторами (внутренними рецепторами), которые контролируют его физиологическое и биохимическое состояние. Если приводить в пример пищевую потребность, то снижение ниже определенного уровня белков, жиров, углеводов, витаминов и минеральных веществ вызывает реакцию у определенных интерорецепторов. Соответствующая информация передается в модулирующие системы мозга, которая переводит информацию с физиологического языка на психический и берет командование центральной нервной системой на себя. Психическое состояние, а мы осознаем пищевую потребность как состояние голода, развивающееся вслед за потребностью, называется мотивацией.

Под мотивацией подразумевают состояние и соответствующую деятельность центральной нервной системы, организующие и поддерживающие специфическое поведение, направленное на удовлетворение актуализированной потребности. Совсем просто мотивацию можно определить и как психический эквивалент потребности.

Итак, получив соответствующую информацию модулирующие системы мозга прежде всего активизируют сенсорные системы, в связи с чем повышается их чувствительность (понижаются пороги восприятия). Более того, модулирующие системы мозга селективно (избирательно) активизируют сенсорные системы, повышая порог чувствительности для информации не важной (т. е. не имеющей отношения к удовлетворению актуализированной потребности) и понижая пороги чувствительности для важной (с точки зрения удовлетворения имеющейся потребности) на данный момент информации. То есть, несмотря на многообразие раздражителей и стимулов внешней среды, благодаря модулирующим системам мозга воспринимается и допускается к дальнейшей обработке центральной нервной системой, только та информация, которая имеет отношение к удовлетворению актуализированной потребности. Причем чувствительность к этой информации повышается. Так, сытая собака пройдет в метре от пищи и не отреагирует на ее запах, голодная же собака может отреагировать на запах той же самой пищи с расстояния 10–20 метров.

Немов Р. С. Психологический словарь. 2007.

Источник

2.5. Придание сигнального значения целевому запаху

2.5. Придание сигнального значения целевому запаху

Запах целевого вещества изначально не только безразличен собаке, так как не встречается в естественной среде обитания собачьих и генетически не связан ни с одной из биологически важных потребностей, но часто и неприятен для нее. Поэтому задачей первого этапа «постановки на запах» является формирование устойчивой связи целевого запаха с одной или несколькими важными для животного потребностей. Образование такой связи достаточно легко заметить по реакции узнавания: при восприятии биологически значимого запаха двигательная активность собаки возрастает или, наоборот, она замирает, делает частые и глубокие вдохи — принюхивается, увеличивается частота движения хвостом, собака возвращается к одному и тому же месту — точке выхода запаха и т. п. Следующим этапом является придание целевому запаху статуса «команды»: его восприятие становится сигналом к воспроизведению сигнального поведения.

В процессе дрессировки у собаки формируется следующий сценарий поведения:

— восприятие целевого запаха свидетельствует о возможности удовлетворения важных для собаки потребностей;

Читайте также:  Словообразование завуч способ словообразования

— но удовлетворение потребностей возможно только при максимальной близости к собаке человека, заставить приблизиться которого может только специфическое (сигнальное) поведение, в связи с чем сигнальное поведение становится обязательным компонентном механизма удовлетворения потребностей;

— сохранение (поддержание) сигнального поведения до максимально близкого приближения человека (прошлый опыт собаки говорит ей о том, что только при соблюдении этого условия возможно удовлетворение потребности (в данном случае появление игрового предмета и игра);

— воспроизведение игровой деятельности.

Обычно реакцию узнавания, сигнальное поведение и элементы поиска формируют одновременно, хотя методически правильней проводить обучение именно в указанной последовательности.

Чаще всего придание сигнального значения целевому веществу осуществляют, используя принцип образования ассоциативных связей.

Способ игровой ассоциации. Принцип применения способа игровой ассоциации при использовании игровой потребности заключается в том, что биологически значимому игровому предмету присваивается запах целевого вещества. При этом для разыгрывания собаки используют полые игровые предметы, куда помещают от 10 до 50 г целевого вещества или его имитатора. Во время игры с таким предметом, особенно при забрасывании, заносе и запрятывании, у собаки формируется запаховый (ольфакторный) образ игрового предмета, состоящий как минимум из двух компонентов: «запах материала игрушки + запах целевого вещества». При несоблюдении правил работы с учебным материалом к образовавшемуся комплексу могут добавляться и другие компоненты: запах инструктора, кинолога, запах места (контейнера), где хранился игровой учебный предмет, запах слюны собаки и т. п.

При предъявлении собаке комплексного запаха невозможно полностью контролировать, на какой из компонентов она обратит внимание и на какой компонент будет ориентироваться при поиске. Однако, по имеющимся наблюдениям, собаки чаще обращают внимание на наиболее сильный компонент комплексного запаха или наиболее новый для них компонент. Кроме того, исследования по формированию условного рефлекса на сложный комплексный раздражитель, проводимые еще в лабораториях И. П. Павлова, показали, что на этапе становления условной реакции собака реагирует как на комплекс, так и на отдельные его компоненты. По мере упрочения условнорефлекторной реакции собака перестает реагировать на составляющие и отвечает только на комплексный раздражитель. В связи с этим, при использовании данного способа для придания сигнального значения целевому запаху, необходимо как можно чаще менять игровые предметы-контейнеры: резиновая полая игрушка, мягкая тряпичная игрушка, отрезки поливочных резиновых и поливинилхлоридных шлангов, деревянные полые контейнеры, отрезки пластмассовых труб и т. п. В результате такого подхода существует надежда на то, что собака из комплексных запахов вычленит повторяющийся компонент — запах целевого вещества как наиболее достоверный в качестве маркера игрового предмета.

Вводить запах целевого вещества можно на этапе формирования сигнального поведения, тренировки периодов активного и пассивного поведения, игры с забрасыванием, заносом или запрятыванием.

В качестве примера разберем вариант игры с забрасыванием. Напомним, что к этому времени собака уже должна быть знакома с сигнальным поведением.

Упражнение осуществляют на местности с густым травостоем, с естественными препятствиями визуального контроля, с кустами, в подходящем помещении с наличием предметов мебели, ящиков или чемоданов.

Кинолог предъявляет собаке игровой предмет и после проведения короткого преследования забрасывает его. После приземления предмета кинолог вместе с собакой совершает поворот кругом, что несколько дезориентирует собаку, и пускает ее на поиск. В случае необходимости кинолог включается в поисковую деятельность, подбадривая собаку возбуждающей интонацией и указывая жестом направление поиска. Кинолог не наводит собаку на предмет, т. е. не подводит ее непосредственно к предмету. Кинолог ищет вместе с собакой, постепенно в поиске приближаясь к предмету. После обнаружения предмета и демонстрацией собаки сигнального поведения следует игровая борьба.

Цикл «бросок — поиск — обнаружение — сигнальное поведение — игра» повторяют подряд 5–6 раз, так чтобы продолжительность упражнения составляла 10–20 мин. Рекомендуется в день проводить 8–10 таких упражнений.

В результате игровых упражнений необходимо добиться, чтобы собака активно, заинтересованно, без отказа и отвлечений, продолжительно искала, преодолевая встречающиеся препятствия, и разыскивала по запаху заброшенную игрушку, демонстрируя при ее обнаружении стабильное сигнальное поведение.

Способ наведения. Способ наведения заключается в том, что визуально регистрируемой мишенью поискового поведения остается игровой предмет, но запаховым его маркером становится запах целевого вещества.

Этот способ используется обычно после этапа разыгрывания поисковой собаки и освоения ею сигнального поведения, практически совпадая с началом освоения поиска. Для этого используют следующий реквизит: деревянные ящики подходящего размера с открывающимися крышками, металлические конуса, обрезки металлических труб с дном и т. п.

Способ наведения включает в себя несколько этапов, обязательность которых определяется особенностями собаки.

Этап 1. Освоение поискового инструментального поведения.

Используют два объекта исследования (ящики, обрезки труб с приваренным дном, конусы и т. п.). В один из них заранее помещают от 200 до 400 г целевого вещества или его имитатора. Крышки ящиков открыты, обрезки труб ставятся основанием вниз. Объекты исследования ставятся в ряд на расстоянии 1–1,5 м друг от друга.

Кинолог с собакой на поводке подходит к месту старта, который находится на расстоянии 2–3 м от первого объекта. Предъявив собаке игровой предмет и проведя короткое преследование, кинолог отбрасывает игровой предмет либо в ящик с предварительно помещенным туда целевым веществом, либо инструктору, который демонстративно для собаки помещает игровой предмет в ящик, отрезок трубы или конус. Сразу же по команде «Ищи!» собаке разрешается подойти к объекту исследования. Как правило, при подходе собака обнюхивает содержимое объекта исследования и после этого принимает сигнальную позу. Если собака не принимает заданную позу, кинолог понуждает принять ее. После кратковременного сигнального поведения кинолог рукой подбрасывает игровой предмет, лежащий в объекте исследования, предлагая собаке игру.

После кратковременной игры собаку принуждают к периоду бездействия в течение 2–3 мин и повторяют упражнение, меняя объекты исследования местами.

За одно занятие производят от 3 до 5 подходов, постоянно меняя местами объекты исследования, и предоставляют собаке перерыв не менее чем на 30 мин. На это время собаку желательно поставить в вольер.

Целью данного упражнения является привлечение внимания собаки к объектам исследования, создания у нее представления о том, что целевой предмет может находиться в исследуемом объекте, и формирование у нее нужного для поиска инструментального поведения.

Этап 2. Переход на поиск с помощью обонятельного анализатора. Начало формирования комплексного запахового образа целевого вещества.

При этом крышки ящиков закрывают, отрезки труб переворачивают дном вверх, конусы закрывают одинаковыми крышками с отверстиями.

Этап может быть осуществлен путем заброса, заноса или запрятывания игрового предмета.

Осуществление упражнения с использованием заброса аналогично описанному выше (этап 1), однако после заброса игрового предмета в исследуемый объект объект закрывают. Перед пуском собаки для ее дезориентации необходимо осуществить поворот кругом. Кинолог, подав собаке команду на поиск, вместе с ней приближается к ближайшему объекту исследования и, повторяя команду «Ищи!», рукой привлекает внимание собаки к местам возможного выхода запаха. Желательно понудить собаку обследовать объект по периметру. Обычно это осуществляется справа налево против часовой стрелки, контролируя поведение собаки поводком.

Следует помнить, что ошибки в дрессировке, допущенные на этом этапе, в будущем приведут к неправильному или неконтролируемому хаотичному поисковому поведению собаки, коррекция которого требует большого количества времени и часто не исключает полностью ошибочного, но ставшего привычным поведения. Не следует позволять собаке лишних и суетливых движений, отхода от объектов исследования, пропуска предмета исследования и т. п. Рычагами управления собакой при этом являются специфические слова, интонация голоса, наводящая жестикуляция, потягивания поводком.

В течение этого упражнения собака, лишившись визуального контроля, начинает использовать для получения информации о нахождении игрового предмета обонятельный анализатор, воспринимая смешанный запах: запах игрового предмета + запах целевого вещества. Согласно закону ассоциации после 5–25 подходов (повторений) центральная нервная система собаки свяжет эти два запаха, отнесет их к одной и той же категории.

Читайте также:  Доменный способ получения стали

Как только собака начнет активно отыскивать по запаху объект с помещенными туда игровым предметом и целевым веществом независимо от места его расположения и четко принимать сигнальную позу, переходят к следующему этапу.

Этап 3. Формирование связи запаха целевого вещества с сигнальным поведение и последующим подкреплением.

При осуществлении данного этапа дрессировки продолжают использовать два объекта исследования (ящики, конусы и т. п.). В один из них заранее, минимум за 30 минут до начала занятий, помещают от 200 до 400 г целевого вещества или его имитатора. При этом крышки ящиков закрывают, отрезки труб переворачивают дном вверх, конусы закрывают одинаковыми крышками с отверстиями. Объекты исследования ставятся в ряд на расстоянии 1–1,5 м друг от друга.

Упражнения проводят следующим образом. Кинолог с собакой на поводке подходит к объектам исследования и останавливается за два-три шага до первого объекта.

Вариант 1. Кинолог передает поводок помощнику, достает игровой предмет, мотивирует собаку, проводя короткое преследование, подбегает к первому объекту и, имитируя запрятывание игрового предмета в объекте, убирает его в карман своей одежды, так чтобы при необходимости его можно было легко достать. Возвращается к собаке и разрешает ей приступить к поиску, контролируя скорость собаки (желательно снизить ее до минимума, характерного данной собаке) и тщательность обследования объектов.

Данный этап представляет значительную трудность для собаки, он требует от нее интеллектуального напряжения при обработке и классификации ольфакторной (обонятельной) информации и нахождении причинно-следственных связей. Поэтому следует внимательно наблюдать за поведением собаки и оказывать ей необходимую помощь. Как только вы заметите реакцию узнавания, следует замедлить темп движения, понудить собаку к более тщательному принюхиванию или, если собака в течение 5–10 секунд не осуществляет сигнального поведения, инициировать сигнальную позу командой. (В дальнейшем описанные вспомогательные действия следует прекратить, и пользоваться способом отбора поведения!)

При принятии собакой сигнального поведения после небольшой выдержки кинолог подбрасывает собаке игровой предмет и играет с собакой, подкрепляя ее поведение.

Вариант 2. Кинолог достает игровой предмет, мотивирует собаку, проводя короткое преследование, и отбрасывает предмет инструктору (помощнику), который имитирует запрятывание в первом из предметов. Командой позволяет собаке приступить к исследованию объектов.

Во время упражнений 3-го этапа запах целевого вещества становится единственным ориентиром (сигналом) последующего появления игрового предмета и стимулом (своеобразной командой) сигнального поведения. Эта связь постоянно будет укрепляться и совершенствоваться в процессе последующих упражнений.

Способ замещения. Если собака, по каким-либо причинам, разыгрывалась только одним видом игрового предмета (например, теннисным мячом или конгом) и у нее сформировалась устойчивая и прочная связь поискового и сигнального поведения с запахом конкретной игрушки, а предыдущий способ не дал положительного результата, нетрудно переориентировать собаку на запах целевого вещества, постепенно уменьшая объем игрового предмета и, следовательно, снижая интенсивность запаха.

Начальные этапы использования данного способа практически такие же, как описано выше. При этом используют аналогичный реквизит: деревянные ящики, металлические конусы, обрезки металлических труб с наваренным дном и т. п.

Этап 1. Освоение поискового инструментального поведения.

Этап проводится аналогично описанному выше (способ наведения).

Используют два объекта исследования (ящики, конусы и т. п.). В один из них заранее помещают от 200 до 400 г целевого вещества или его имитатора. Крышки ящиков открыты, обрезки труб ставятся основанием вниз. Объекты исследования ставятся в ряд на расстоянии 1–1,5 м друг от друга.

Кинолог с собакой на поводке подходит к месту старта, который находится на расстоянии 2–3 м от первого объекта. Предъявив собаке игровой предмет и проведя короткое преследование, кинолог отбрасывает игровой предмет либо в ящик с предварительно помещенным туда целевым веществом, либо инструктору, который демонстративно для собаки помещает игровой предмет в ящик, отрезок трубы или конус. Сразу же по команде «Ищи!» собаке разрешается подойти к объекту исследования. После кратковременного сигнального поведения кинолог рукой подбрасывает игровой предмет, предлагая собаке игру.

За одно занятие производят от 3 до 5 подходов, постоянно меняя местами объекты исследования, и предоставляют собаке перерыв не менее чем на 30 минут. На это время собаку желательно поставить в вольер.

Этап 2. Переход на поиск с помощью обонятельного анализатора. Начало формирования комплексного запахового образа целевого вещества.

Этап проводится аналогично описанному выше (способ наведения).

Крышки ящиков закрывают, отрезки труб переворачивают дном вверх, конусы закрывают одинаковыми крышками с отверстиями.

Этап может быть осуществлен путем заброса, заноса или запрятывания игрового предмета. После заброса или заноса игрового предмета в исследуемый объект объект закрывают. Перед пуском собаки для ее дезориентации необходимо осуществить поворот кругом. Кинолог, подав собаке команду на поиск, вместе с ней приближается к ближайшему объекту исследования и, повторяя команду «Ищи!», рукой привлекает внимание собаки к местам возможного выхода запаха.

Как только собака начнет активно отыскивать по запаху объект с помещенными туда игровым предметом и целевым веществом независимо от места его расположения и четко принимать сигнальную позу, переходят к следующему этапу.

Этап 3. Формирование связи запаха целевого вещества с сигнальным поведение и последующим подкреплением.

При осуществлении данного этапа дрессировки продолжают использовать два объекта исследования (ящики, конусы и т. п.). В один из них заранее, минимум за 30 минут до начала занятий, помещают от 200 до 400 г целевого вещества или его имитатора и половину игрового предмета (игрушку разрезают пополам и используют в работе одну из половинок). При этом крышки ящиков закрывают, отрезки труб переворачивают дном вверх, конусы закрывают одинаковыми крышками с отверстиями. Объекты исследования ставятся в ряд на расстоянии 1–1,5 м друг от друга.

В дальнейшем упражнение проводят так же, как описано выше (способ наведения: целевое вещество + игровой предмет).

После 5–10 подходов по поиску закладок, совмещенных с половиной игрового предмета, объем игрового предмета снова уменьшают до 1/2 (т. е. половину предмета делят еще раз пополам). После осуществления 5–10 подходов по поиску закладки, совмещенной с 1/4 игрового предмета, его объем уменьшают до 1/8, затем до 1/16 и наконец прекращают подкладывать части игрового предмета к целевому веществу.

Способ отбора поведения с ориентировочной реакции. Новые, необычные раздражители (стимул, объект, ситуация) вызывают у собаки ориентировочно-исследовательское поведение, включающее их анализ и классификацию, а следовательно, и складирование, как минимум, в кратковременной памяти. Такое отношение собаки характерно и к новым для нее ольфакторным (запаховым) раздражителям, что и учитывает данный способ придания сигнального значения запаху целевого вещества.

Способ отбора поведения с ориентировочной реакции может быть осуществлен как минимум в двух вариантах. В первом случае в небольшом по площади, малознакомом или незнакомом собаке помещении с небольшим количеством мебели на видном месте ставится открытая емкость с помещенным туда целевым веществом объемом от 100 до 200 г для обеспечения значимого по силе запаха. Кинолог с собакой (собака может быть как на поводке, так и без поводка) входит в комнату, подает собаке команду на поиск (например, «Ищи!») и предоставляет ей свободу. В своем поисковом (ориентировочно-исследовательском) поведении рано или поздно собака приблизится к емкости с целевым веществом и начнет исследовать его обнюхивая. Убедившись в том, что собака принюхалась к целевому веществу, кинолог подает команду на сигнальное обозначение и после небольшой паузы подкрепляет поведение игрой и выводит собаку из помещения. Емкость с целевым веществом переставляют на другое доступное для зрительного контакта место после небольшого перерыва упражнение повторяют.

Упражнение повторяют, изменяя местоположение емкости с целевым веществом, пока собака при входе в помещение не начнет целенаправленно его разыскивать и обозначать сигнальным поведением.

Читайте также:  Разные способы плести резиночками

На следующем этапе емкость располагают так, чтобы исключить визуальный контакт с контейнером, но чтобы собака могла легко обнаружить его с помощью обонятельного анализатора.

Собаку заводят в помещение и, подав команду, предоставляют ей возможность обследовать помещение. В случае возникающих у собаки затруднений кинолог оказывает ей помощь, привлекая внимание и понуждая обнюхивать возможные места выхода запаха, не наводя при этом собаку на «закладку». То есть либо понуждая тщательно обнюхивать все имеющиеся в помещении предметы и места возможного выхода запаха, либо по определенному маршруту за 2–3 метра до контейнера с целевым веществом. Некоторые собаки, обнаружив запах и демонстрируя выраженную реакцию узнавания, тем не менее могут не принимать сигнальной позы. В таком случае (только при наличии явной реакции узнавания!) кинолог командой понуждает собаку к сигнальному поведению и после небольшой паузы подкрепляет ее игрой.

При таких условиях упражнения проводят до тех пор, пока собака не начнет самостоятельно отыскивать целевое вещество по его запаху и обозначать место выхода запаха сигнальной позой.

Во втором случае упражнения можно начинать либо в небольшом и знакомом для собаки помещении, либо на участке местности с твердым покрытием. Кинолог удерживает собаку рядом с собой на коротком поводке, предъявляет ей контейнер с помещенным в него целевым веществом (объем целевого вещества должен быть большим, чтобы гарантировать достаточно интенсивный запах), но не дает собаке обнюхивать контейнер или контактировать с ним, оживляет предмет или проводит короткое преследование, вызывая у собаки желание схватить его, и отбрасывает контейнер в сторону на 2–3 м, сразу же позволяя собаке побежать за ним. Как правило, приблизившись к незнакомому предмету, собака начинает его исследовать обнюхивая. Убедившись в том, что собака на самом деле принюхивается к предмету, кинолог подает команду на сигнальное поведение и после небольшой паузы подкрепляет собаку игрой. Упражнение повторяют, отбрасывая контейнер в разные стороны на различное расстояние.

Как только собака самостоятельно и с готовностью будет подбегать к контейнеру с целевым веществом и стабильно демонстрировать сигнальное поведение, переходят к следующему этапу.

Кинолог отбрасывает контейнер так, чтобы он закатился под какой-либо предмет мебели или каким-либо другим образом скрылся из поля зрения собаки.

На третьем этапе в упражнение включают участие помощника. При этом после демонстрации контейнера собаке кинолог отбрасывает его помощнику, который и прячет контейнер, так чтобы собака не могла обнаружить его зрительно. После совершения поворота кругом для дезориентации собаки кинолог позволяет собаке приступить к поиску, при необходимости помогая ей, привлекая внимание к возможным местам выхода запаха.

Способ прямой ассоциации. Этот способ используется в английской полиции для подготовки собак по поиску наркотических средств [23], но может быть применен и при подготовке собак по поиску взрывчатых веществ и взрывоопасных объектов.

Используют два объекта исследования (ящики, конусы и т. п.). В один из них заранее помещают от 200 до 400 г целевого вещества или его имитатора. При этом крышки ящиков закрывают, отрезки труб переворачивают дном вверх, конусы закрывают одинаковыми крышками с отверстиями. Объекты исследования ставятся в ряд на расстоянии 1–1,5 м друг от друга.

Кинолог с собакой на поводке подходит к месту старта, который находится на расстоянии 2–3 м от первого объекта.

Кинолог фиксирует собаку рядом с собой, например, в положении «сидеть». Инструктор (помощник) предъявляет собаке теннисный мяч, после чего кинолог закрывает собаке глаза. Инструктор перемещает контейнер с целевым веществом (объем целевого вещества должен быть достаточен для формирования интенсивного запахового облака) к носу собаки и стучит теннисным мячом об пол. Предполагается, что собака обоняет запах целевого вещества и связывает его со стуком теннисного мяча. Через некоторое время контейнер убирают, глаза открывают, чтобы собака видела, как инструктор отбегает от собаки и делает вид, что прячет мячик. Возвращается к собаке и показывает ей, что мяча у него нет. Сразу же после этого кинолог с собакой на поводке приступает к поиску. Он подводит собаку к каждому объекту и, привлекая внимание к месту возможного выхода запаха, принуждает обнюхать его. Как только кинолог отметит беспокойство собаки, которая почувствовала запах целевого вещества (зарегистрирует реакцию узнавания), он подбрасывает ей мяч. Собаку выводят из зоны поиска и играют с ней. Очень важно вовремя предъявить мяч — только в том случае, если собака правильно отыскала запах целевого вещества.

После того как собака начнет безошибочно обозначать реакцией узнавания объект с целевым веществом независимо от его местоположения в ряду, собаку понуждают к принятию сигнальной позы. Кинолог с собакой на поводке приближается к ряду объектов, инструктор-помощник предъявляет собаке игровой предмет и имитирует его запрятывание без предъявления собаке запаха целевого вещества. Кинолог командой «Ищи!» позволяет собаке приступить к исследованию объектов. Как только собака начнет демонстрировать реакцию узнавания, кинолог подает команду на принятие сигнальной позы и после небольшой паузы предъявляет собаке игровой предмет, подкрепляя ее поведение. Такого рода упражнения повторяют до тех пор, пока собака не начнет самостоятельно принимать сигнальную позу у объекта с целевым веществом независимо от его местоположения в ряду.

Читайте также

3. «ЗАПИСКА, НЕ ИМЕЮЩАЯ НАУЧНОГО ЗНАЧЕНИЯ»

3. «ЗАПИСКА, НЕ ИМЕЮЩАЯ НАУЧНОГО ЗНАЧЕНИЯ» Однажды, после сессии Комиссии по изучению четвертичного периода, разгорелись прения о снежном человеке. Мимоходом кто-то упомянул, что ведь еще Хахлов этим занимался. Одна из сотни возникших и частенько обрывавшихся нитей. Кто

4. ПРОБЛЕМА ФУНКЦИОНАЛЬНОГО ЗНАЧЕНИЯ ССП

4. ПРОБЛЕМА ФУНКЦИОНАЛЬНОГО ЗНАЧЕНИЯ ССП В рамках коррелятивной психофизиологии (см. [Швырков, 1995] и гл.14) предполагается, что колебания (компоненты) ССП отражают специфические функции структур мозга, которые реализуют соответствующие психические функции, т.е. имеют

Что такое гравитационный радиус и как велики его значения для различных объектов?

Что такое гравитационный радиус и как велики его значения для различных объектов? Гравитационным радиусом называют радиус так называемой сферы Шварцшильда, на которой сила тяготения, создаваемая расположенной внутри этой сферы массой, стремится к бесконечности.

Почему люди нечувствительны к запаху собственного тела?

Почему люди нечувствительны к запаху собственного тела? Обоняние человека по сравнению с обонянием большинства животных развито довольно слабо. Обонятельный нерв человека при наличии постоянно присутствующего (одного и того же) запаха легко «переутомляется». Чтобы

ВОЗРАСТАНИЕ ЗНАЧЕНИЯ ПОСТОЯННОЙ ПЛАНКА

ВОЗРАСТАНИЕ ЗНАЧЕНИЯ ПОСТОЯННОЙ ПЛАНКА Постоянная Планка (h) является фундаментальной константой квантовой физики и связывает частоту излучения (?) с квантом энергии (Е) в соответствии с формулой E-h?. Она имеет размерность действия (то есть произведения энергии на

ЭКСПЕРИМЕНТ ДЛЯ ОБНАРУЖЕНИЯ ВОЗМОЖНЫХ ФЛУКТУАЦИЙ ЧИСЛЕННОГО ЗНАЧЕНИЯ ГРАВИТАЦИОННОЙ ПОСТОЯННОЙ

ЭКСПЕРИМЕНТ ДЛЯ ОБНАРУЖЕНИЯ ВОЗМОЖНЫХ ФЛУКТУАЦИЙ ЧИСЛЕННОГО ЗНАЧЕНИЯ ГРАВИТАЦИОННОЙ ПОСТОЯННОЙ Принцип эксперимента прост. В настоящее время при лабораторных измерениях окончательная величина основывается на среднем значении, определяемом в целой серии отдельных

2.5. Придание сигнального значения целевому запаху

2.5. Придание сигнального значения целевому запаху Запах целевого вещества изначально не только безразличен собаке, так как не встречается в естественной среде обитания собачьих и генетически не связан ни с одной из биологически важных потребностей, но часто и неприятен

3.2. Формирование сигнального поведения

3.2. Формирование сигнального поведения Учитывая, что формирование поведения по нескольким критериям одновременно, например, одновременная отработка алгоритма поиска, дифференциации ВВ и обучение сигнальному поведению, затрудняет и замедляет подготовку собаки.

Знания практического значения

Знания практического значения Обрисуем это состояние образным примером.Сейчас компьютеры уже не в диковинку, и многие не только знают, но и понимают, что в компьютере хранят и перерабатывают информацию устройства, расположенные в системном блоке, а клавиатура и мышка —

Источник

Оцените статью
Разные способы