- Искусство как способ эстетического освоения мира
- Эстетическое постижение мира человеком, наряду с религией, наукой и другими формами общественного познания. Способность к эстетическому переживанию, эстетической оценке человеком окружающей действительности, приспособления к своим нуждам природных сил.
- Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже
- Подобные документы
- Искусство и эстетическое освоение действительности
- Понятие эстетического мироощущения
- Готовые работы на аналогичную тему
- Искусство и его функции
Искусство как способ эстетического освоения мира
Эстетическое постижение мира человеком, наряду с религией, наукой и другими формами общественного познания. Способность к эстетическому переживанию, эстетической оценке человеком окружающей действительности, приспособления к своим нуждам природных сил.
Рубрика | Культура и искусство |
Вид | контрольная работа |
Язык | русский |
Дата добавления | 23.08.2012 |
Размер файла | 16,9 K |
Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже
Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.
Размещено на http://www.allbest.ru/
Искусство как способ эстетического освоения мира
Человек осваивает окружающий мир не только с помощью разума в форме научных истин, но и посредством чувств, чувственных переживаний. Эстетическое постижение мира, наряду с религией, наукой и другими формами общественного познания, занимает одно из важных мест в иерархии духовных ценностей. Основатель эстетики как науки — немецкий ученый А. Баумгартен (1714-1762), определял эстетическое как способность чувственного познания, которое достигает совершенства в искусстве. Центральными ее понятиями являются красота, отожествляемая с совершенством чувственного познания, предполагающим «развитость» ощущений, эмоций, памяти, интуиции, остроумия, воображения, и искусство как наивысшее ее выражение.
Эстетическое отношение человека к окружающей действительности, понимаемое часто как способность воспринимать красоту, гармонию и совершенство форм, отнюдь не исчерпывается лишь прекрасным и его художественным отражением в искусстве. Эстетика равно проявляет интерес к многочисленным его разновидностям: трагическому, комическому, возвышенному, низменному, безобразному, ужасному и т.д., представленным не только в формах искусства, но и в жизни, в реальной действительности.
Способность к эстетическому переживанию, эстетической оценке формировалась в процессе активного освоения человеком окружающей действительности, приспособления к своим нуждам природных сил, условий и факторов социального взаимодействия, их очеловечивания, приложения к ним «человеческой меры».
Эта способность к эстетическому освоению мира наиболее ярко проявлялась в художественном творчестве, в искусстве. Искусство — эта особая форма общественного сознания и человеческой деятельности, представляющая собой отражение действительности в художественных образах. Иначе говоря, специфика искусства обусловливается художественно-образной формой отражения действительности, особым способом мышления — «мышлением в образах» в отличие от логического мышления, «мышления в понятиях». Определение искусства как «мышления в образах» подчеркивает одну из главных его особенностей, которая осознавалась уже античной эстетикой, — способность искусства объективно отображать действительность, воспроизводить реальный мир и раскрывать сущность вещей и явлений. В данном определении искусство предстает разновидностью человеческого знания, обладающей познавательной способностью.
Однако в отличие от науки, искусство связано, прежде всего, с переживаниями и эмоциями; оно предполагает не волевое преобразование окружающей среды и не ее «научное изучение», а преимущественно чувственное восприятие и субъективное видение, освоение действительности. Недаром выдающийся советский психолог Л.С. Выготский определял искусство как «общественную технику чувства», как «совокупность эстетических знаков, направленных к тому, чтобы возбудить в людях эмоции» (Выготский Л.С. Психология искусства. — М., 1968, С. 17). Призванное «раскрывать истину в чувственной форме» (Гегель), «исправлять природу» (Вольтер), не просто отражать действительность, а «отражать, отрицая или благословляя» (В.Г. Короленко) — искусство имеет особое назначение и призвание как вид духовно-практической деятельности.
Наряду с чувством важнейшим элементом искусства является образность. Искусство — это «образ», образ мира и человека, сформировавшийся в сознании художника и выраженный им в слове, в звуках, красках, форме.
Художественное творчество, таким образом, можно определить как продукт человеческих переживаний, находящих свое воплощение в образах. Произведение искусства заключает в себе синтез образа и чувства, одинаково необходимых друг другу, ибо «без чувства образ пуст, а без образа чувство слепо» (Б. Кроче).
Для того чтобы стать явлением искусства образное мышление, присущее так или иначе каждому человеку, должно получить воплощение в материале конкретного вида искусства, т.е. искусство включает в себя и образное мышление и практическую деятельность людей, наделенных уникальной природной способностью — умением творить в форме художественных образов с помощью особых средств выразительности:
словом — в литературе;
цветом — в живописи;
интонацией — в музыке;
игрой актера — в театре.
Искусство — это результат индивидуально-неповторимого творческого процесса, основанного на принципе художественной интерпретации действительности. Решающим в нем являются талант, мастерство, навыки, техника его создателей.
Потребность в образно-символическом познании окружающего мира была присуща уже племенному человеку. Искусство в своих ранних проявлениях — наскальная живопись, первобытный танец — возникло задолго до того, как человек научился земледелию или обработке металлов. Искусство старше, чем государство и собственность. В этом смысле способность к художественному творчеству может рассматриваться как атрибут человечества. Первобытное искусство не представляло собой род профессиональных занятий, а было частью предметного мышления, обусловленного практической и религиозной потребностями древнего человека. В результате тысячелетнего развития стал возможным выход за пределы чисто утилитарных задач, произошло размежевание с другими видами духовно-практической деятельности и возникло искусство как форма эстетического освоения мира, как деятельность «по законам красоты», воплощающая творческую фантазию человека, его идеи и переживания, удовлетворение потребностей человека в красоте, в создании вещей, способных доставить человеку радость.
Особенностью искусства как формы общественного сознания является полифункциональность. В процессе дифференциации человеческой деятельности возникли различные формы духовного и материального производства, каждая из которых стала выполнять специфические функции. Наука является одним из главных средств познания, идеология — средством ценностной ориентации, язык — универсальным средством общения, игра — организацией досуга людей, спорт — механизмом физической разрядки. Наряду с процессом дифференциации человеческой деятельности культура сохранила потребность воспроизводить деятельность людей в ее первоначальной полифункциональности, в одновременном осуществлении различных способов освоения мира. Эту потребность культуры и выразило искусство, которое, в отличие от других форм духовной деятельности, способно отразить жизнь в ее целостности и многообразии, способно служить ее воображаемым дополнением, продолжением и даже заменой. Искусство создает «вторую реальность».
Вышесказанное позволяет понять значение искусства в жизни общества. Отмечая активную роль искусства в жизни общества, обычно указывают на три его основные функции: познавательную, воспитательную и эстетическую (в последнее время их дополняют и конкретизируют, выделяя также коммуникативную, созидательную, гедонистическую, компенсаторную, внушающую и пр.). Данная классификация фиксирует разнообразие общественного применения результатов художественного творчества.
Но следует заметить, что само многообразие «применения» продуктов художественного творчества носит целостный характер и обусловлено эстетической сущностью искусства.
Искусство проявляет себя в огромном разнообразии конкретных видов художественного творчества, количество и сложность которых неуклонно увеличивается по мере развития эстетического сознания. Многообразие видов искусства как исторически сложившихся устойчивых форм творческой деятельности, обусловлено многогранностью самого реального мира, отображаемого в процессе художественного творчества. Виды искусства отличаются друг от друга как предметом изображения, так и использованием различных изобразительных средств.
Традиционно было принято делить художественные произведения по признаку их отношения к категориям пространства и времени — на пространственные, временные и пространственно-временные. К первой группе принадлежат те виды художественного творчества, в которых не обнаруживается движение, которые неизменны во времени: архитектура, скульптура, живопись, графика, декоративно-прикладное искусство. Ко второй группе относят музыку, балет, драму, пантомиму и т.п. К третьей — театр, кино, телевидение, цирк, имеющие признаки первых двух.
Современная классификация видов искусства выделяет такие его разновидности, как изобразительное, музыкальное, «синтетическое», техническое, декоративно-прикладное. Изобразительное искусство воздействует на человека визуально, т.е. через зрительное восприятие. Произведения его имеют, как правило, предметную (материальную) форму. К ним относятся живопись, скульптура, графика, монументальное искусство, декоративно-прикладное искусство. Художники и скульпторы воспроизводят в статике людей, ситуации, природу, предметы окружающего мира, применяя определенные материалы (холст, глина, мрамор, цемент), инструменты (кисть, карандаш, резец) и широко используя такие свойства материи как линия, объем, цвет, фактура и др. Относясь к пространственному искусству, этот вид творчества способен даже в фиксированных образах передавать не только внутренний духовный мир человека (портрет), но и само движение, развитие жизни во времени и пространстве, социальные, политические, философские и этические идеи.
Музыка — этот вид искусства, рассчитанный на слуховое восприятие, вид художественного творчества, главным выразительным средством которого являются звуковые образы. В отличие от изобразительного и словесного искусства музыка не воспроизводит видимых картин мира и лишена смысловой конкретности, поэтому ее можно считать подлинно общечеловеческим, универсальным «языком», не требующим перевода.
Синтетические искусства — это те виды художественного творчества, которые представляют собой органическое слияние разных видов искусства, образующих качественно новое и единое эстетическое целое. Сюда относятся театр, балет, кино. Так, театр, например, объединяет в себе литературу, актерское мастерство, режиссерское прочтение, живопись, музыку, декоративно-прикладное искусство.
«Технические искусства» возникли сравнительно недавно как результат слияния искусства с техникой. Процесс этот, активно начавшийся в XIX веке (изобретение фонографа, фотографии, немого кино), получил небывалое развитие уже в наше время. К наиболее распространенным «техническим искусствам» относят фотоискусство, искусство кино, мультипликацию, телевидение. Их общими признаками являются статичное или динамичное воспроизведение действительности с помощью технических средств, органическая взаимосвязь творческого и технологического процессов с обязательным преобладанием эстетического начала, т.е. художественности. С бурным развитием техники, совершенствованием технологических процессов расширяются границы эстетической деятельности. Самостоятельным видом современного искусства стал дизайн, художественно-проектное творчество, способствующее эстетическому формированию предметно-пространственной среды.
Говоря в целом о классификации искусств, следует отметить, что и внутри каждого из них существуют определенные разновидности, как, например, жанры в литературе, живописи и др., которые выделяются по тематическим (ср. историческое, бытовое полотно), структурным (картина маслом, рисунок, эскиз и т.п.) или функциональным (ср. картина, декорация, плакат и т.п.) признакам. эстетический познание переживание природный
Размещено на Allbest.ru
Подобные документы
Сущность, функции и признаки искусства. Актуальность и перспективы развития различных его видов. Развитие эстетической мысли как проявления художественного познания мира человеком. Выражение действительности в художественной форме при помощи образов.
реферат [17,6 K], добавлен 21.12.2014
Определение, сущность и формы эстетического освоения человеком мира. Понятие, виды искусства. Функции искусства. Три способа человеческого познания. Природа искусства. Понятие «искусства» в историческом развитии. Реальные и душевные источники искусства.
доклад [14,7 K], добавлен 23.11.2008
Наука как сфера человеческой деятельности, представляющая собой рациональный способ познания мира. Ее роль в формировании картины мира. Место науки в культуре и взаимосвязь с различными ее системами: искусством, религией, философией и технологией.
реферат [25,9 K], добавлен 12.12.2011
Философская наука о сущности общечеловеческих ценностей, их рождении, бытии, восприятии и оценке, о наиболее общих принципах эстетического освоения мира в процессе любой деятельности человека. Эстетика и искусство – фокус всей мировой культуры.
реферат [22,0 K], добавлен 26.06.2008
Искусство как сфера духовно-практической деятельности людей, которая направлена на художественное постижение и освоение мира, история и этапы его развития в человеческом обществе. Искусство Древнего Востока, Античности, Средневековья и Возрождения.
реферат [24,2 K], добавлен 08.12.2011
Искусство как одна из форм культуры, его происхождение. Миф и формы мифологического освоения мира. Искусство Древнего мира и Средневековья. Генезис и эволюция христианской культуры. Возрождение — явление культурного развития Западной и Центральной Европы.
курсовая работа [39,1 K], добавлен 13.03.2011
Общие черты, характерные для средневекового мышления и естественнонаучной картины мира. Проблема взаимоотношений человека и природы, особенности средневековых воззрений на природу. Вклад церкви в ее изучение. Применение человеком природных ресурсов.
презентация [989,6 K], добавлен 20.10.2011
Источник
Искусство и эстетическое освоение действительности
Вы будете перенаправлены на Автор24
Искусство – это способ духовной самореализации человека.
Понятие эстетического мироощущения
Основными эстетическими ценностями выступают: прекрасное, возвышенное и трагическое.
Особенности эстетического мироощущения проявляются эмоциональной нагрузкой, особым чувством удовольствия и бескорыстности эстетического переживания. При этом, это только внешние особенности эстетического освоения мира. Все окружающее причастно человеку как деятельному и целеполагающему существу. Все вокруг него наполняется смыслом, все имеет отношение к человеку, но конечный смысл остается скрытым.
Эстетической ориентацией предполагается, что мир является целостным, организованным, бесконечно многообразным. Все это предпосылки универсального развертывания человеческих способностей, выступают как сфера приложения его творческих сил. В эстетическом мироощущении воплощаются потребности человека оставаться самим собой, потребность превратиться в универсальное существо.
Человек в рамках эстетического мироощущения относится к миру в его смысловой перспективе, в разрезе возможного. «Я» может отрешиться от своего эгоистического интереса. Человек, в эстетическом отношении, переживает свои личные «родовые» возможности, переживая человечность в качестве свободного, осмысленного и творческого бытия.
Именно из-за того, что эстетическое мироощущение не является изолированной рациональной конструкцией, оно может легко подключаться к различным рационализированным мировоззренческим образованиям, таким как гедонический тип мировоззрения, идеология, различные формы социальной мифологии, утопическое сознание.
Готовые работы на аналогичную тему
Искусство и его функции
Искусство является ядром эстетических потребностей и способностей – эстетическое восприятие, эстетический вкус, эстетические идеалы – деятельность по их освоению и воплощению, а также эстетическое восприятие. Эстетическая деятельность может быть высокохудожественной. Эстетические аспекты можно найти и в деятельности ученых, спортсменов, не говоря уже об искусстве. Искусство – это специализированная, направленная эстетическая деятельность.
Искусство помогает расширить жизненные горизонты, понять, как могли бы протекать те или иные события. В связи с этим искусство не должно превратиться просто в воспроизведение частностей, в чем превзойдет описательность истории. Воспроизвести природу и человека, как лучшее ее творение, – вот основная задача искусства. Художественная культура предполагает безграничность творческого развития человека и его совершенствования.
Критерий красоты – ясность, выявляемая разумом.
В произведениях искусства изображается не человек, а суть его характера, то есть тип человека. При изображении типов человека отмечается также его чувство долга, патриотизм, героизм. Искусство предлагает человеку поведенческие образцы, на которые он может и должен равняться.
Культурно-воспитательная миссия в эстетическом освоении действительности современным человеком предполагает расширение круга общения и духовного пространства каждого индивида, дополнение его реальным общением и воображаемым общением с героями книг, постижение таким образом культурного смысла исторических эпох, творчества разных народов и отдельной человеческой судьбы.
Индивид, обогащаясь, развиваясь и овладевая определенной культурой, превращается в то самое творение культуры. Так как одно из формируемых его качеств – это потребность в творчестве, потребность созидать и совершенствовать деятельность, поскольку человек, которого творит культура, превращается в ее творца. Каждое новое поколение людей стоит на более высокой ступени деятельности, по сравнению с предыдущим, так как им осваивается переданное его культурное наследие, которое преумножается новыми произведениями.
Каждое произведение искусства – уникально, так как талант его автора также уникален, только он обладает таким мировосприятием, миропониманием, жизненным и профессиональным опытом. При этом никто не может нарушать законы художественного творчества. Вкусовые и художественные установки разных творцов искусства зависят от региона проживания художника, исторической эпохи, особенностей национального восприятия тех или иных событий, а также культурно-исторических факторов. Такое своеобразие не исключается возможного совпадения во взглядах на такие качества, которые являются отличительными чертами и достоинствами истинно значимых произведений искусства.
В конце ХХ века люди, обладающие высокой культурой художественного вкуса, базируются на них и в своих размышлениях, посвященных значимости явлений художественной культуры прошлого и современности, также на своей аналитической и квалифицирующей деятельности. Отмечаются изменения условий жизни людей, их психологических стереотипов, нравов, обычаев, но неизменными остаются вопросы, имеющие глобальную значимость – проблематика смысла жизни и бытия, счастья человека, его достоинств и достойного образа жизни. Ведутся дальнейшие поиски гармонии во взаимоотношениях между людьми, между индивидом и обществом. Произведения искусства, в которых поднимаются все обозначенные вопросы, волнующие людей разных эпох и национальностей, получают статус общечеловеческих ценностей. В них отмечается самоотражение человечества.
Хорошо развитый вкус привносит в произведение не только душевное проникновение, но и оценивающее размышление о нем. В процессе этих размышлений, человек ведет диалог с самим собой, обсуждает вопросы, которые относят к сфере его содержания и его воздействию. А значит, что высокоразвитый вкус не может существовать без достаточно четкой эстетической диспозиции сознания реципиента, который включает понятие о критериях художественного совершенства и мастерства, о художественных ценностях, их мерилах и иерархии.
Освоение и оценка произведений искусства предполагают эстетическую и художественную образованность, ясные представления о природе художественных ценностей, о критериях достоинств произведения. Приобретение этих умений и навыков возможно только при овладении богатствами художественной культуры. Чтобы освоить это богатство, необходим историзм и пластичность сознания, способность перемещения во времени, в эпоху художника, сотворившего рассматриваемое произведение, при этом оставаться в современном времени.
Источник