Как начать спасение души?
Святитель Макарий (Невский)
Есть люди, которые желали бы спасти душу свою, но не знают, как начать это дело. Многие откладывают заботу о спасении души до будущего времени. Молодые люди думают: «Нам еще рано думать о спасении; спасать душу трудно, а нам хочется пожить, повеселиться. Уж после, когда постарше будем, начнем думать о душе». Люди зрелого возраста думают: «Теперь мне невозможно думать о спасении души. Ведь для спасения души нужно оставить всё житейское и удалиться куда-нибудь на уединение. А я имею семью, хозяйство и не могу этого оставить. Уж после когда-нибудь, когда старость придет, тогда и буду спасаться». А старики думают: «Стары мы стали, сил нет, чтобы трудиться для спасения души: поститься не можем, молиться не привыкли, в монастырь нас уже не примут. Поживем пока так, как жили; придет болезнь, тогда пошлем за священником и покаемся».
Так отлагает свое спасение и молодой, и зрелый возраст, так не радят о своей душе и старики. Так обманывают себя и те, и другие, и третьи. Как молодые не начнут своего спасения, достигнув зрелого возраста, так, и в зрелом возрасте не начав спасения, не начнут его и в старости; так же достигшие и старческого возраста не успевают покаяться на смертном одре, ибо прежде чем успеет прибыть к ним священник, они нередко отходят из этой жизни непокаявшимися и неочищенными. Так погибают душой и молодость, и зрелость, и старость.
Все они теряют спасение, которое приобретено столь дорогой ценой, как кровь Сына Божия.
А теряют свое спасение они потому, что считают это дело слишком трудным, скучным, препятствия к тому неодолимыми для себя.
На самом же деле спасение души не так трудно, как кажется. Все препятствия легко устранятся, если люди будут пользоваться теми средствами, какие им уже даны как христианам. Главная причина того, что люди откладывают свое спасение до будущего времени, состоит в том, что у них недостает решимости — часто потому, что не знают, как начать это важное дело. Как же это сделать? Лучше всего начинать спасение не с того, что более трудно, не с подвига удаления от мира, не со строгого поста и продолжительных молитв, а с самого легкого. Самое же легкое есть то, чтобы грешник сознал свою греховность, воздохнул о себе и обратился с молитвой к Богу, хотя краткой, но усердной, вроде следующей: «Господи, грешен я, погибаю — спаси меня!» Эту молитву нужно повторять каждый день и в то же время думать о том, что нужно начинать свое спасение. Эта дума о спасении и будет началом, ведущим к спасению. После этого нужно приступить к очищению своей души от тех грехов, какие обложили ее, подобно тому как смердящий труп облепляют разного рода гады: мухи, жуки, черви и т. п. Нужно вынимать из души этих гадин одну за другой и бросать от себя. Иначе сказать: нужно начать борьбу со своими дурными привычками, со своими пороками, со своими страстями. Но эту борьбу нужно начинать с малого. Ведь и в тяжкие грехи мы впадаем не вдруг, а подходим к ним постепенно, начиная с малого, почти с ничтожного случая. Посмотрим, например, как сделался человек пьяницей. Он почти и не заметил первого случая, когда началось у него употребление вина в самом малом размере. Вот он, молодой, сидел в обществе старших, употребляющих вино. Здесь представился случай для всех выпить общую чашу за здоровье кого-либо или по случаю какого-либо события или праздника. Все пьют — и для него налита чаша вина. Что ему делать? Пить из нее или не пить? Рядом сидящие говорят ему, иногда даже родные, отец или мать: «Ты, родимый, не пей, но только пригуби». И он послушался, пригубил, то есть коснулся губами или выпил один глоток вина. Но это пригубленье для него стало роковым: после того он стал смело не только пригублять, но и испивать, потом пить, может быть, сперва по полрюмки, потом по полной чаше, и чем дальше, тем больше. Его стало уже тянуть к вину. При всяком случае, с радости и с горя, он стал выпивать, а потом пить без всякого повода, потому только, что хочется пить. И вот первый, по-видимому, невинный глоток вина сделал его пьяницей. В чем была его ошибка? В том, что ему не следовало делать первого глотка, а сделав это, не следовало повторять его, а если повторил, то остановиться тогда, когда у него еще не явился сильный позыв к вину. Когда же он заметил в себе этот позыв, то он должен был решительно воспротивиться ему: нужно было понудить себя, чтобы не исполнить явившегося в нем желания выпить, пока оно было не сильно; следовало тогда же молиться мысленно Богу, чтобы Он не дал ему пристраститься к вину. Сделай он это, не был бы он пьяницей.
Подобно этому человек приучается к воровству. Берегись взять без спроса, тайно чужую вещь, хотя самую ничтожную. Берегись утаить найденную чужую копейку. Одна христианка в своей ежедневной записи так изображает постепенный навык ко греху, начиная от ничтожного повода и оканчивая тяжким грехопадением:
«Если по совершении тяжкого греха я захотела бы добраться до причины, приведшей меня к такому действию, и припомнила бы сначала помышление, возбудившее похоть, потом случай, породивший это помышление, то увидала бы, что это было почти ничто, малость, безделица едва заметная. Это было слово двусмысленное, которое я услышала и которому я усмехнулась; это был равнодушно брошенный мною взгляд, от которого совесть моя, однако, удерживала меня; это было ненужное изъяснение, которого я добилась из пустого любопытства; это была молитва, которой я пренебрегла и которую заменила другим занятием, более занимательным; это была оставленная мной работа, пока я следила в уме своем за чем- нибудь неопределенным. Неделю спустя повторилось то же самое более продолжительно — угрызение совести стало глуше и, наконец, замолкло. Еще неделя. но мы не будем продолжать: каждый, испытавший подобное, сам может докончить свою повесть и вывести нравоучение».
Из этой повести видно, как самый ничтожный случай, двусмысленное слово и по поводу его улыбка, привел человека к тяжкому греху.
Таков путь грехопадения. Таково же может быть и возвращение от греховной жизни к покаянию и исправлению.
Для Марии Египетской, этой сперва великой грешницы, потом великой трудницы, началом обращения послужила некая сила, для нее сперва неведомая, не допустившая ее войти в храм Иерусалимский для поклонения Животворящему Кресту. Познав в этом Божию силу, она тогда же дала обещание исправиться и тотчас пошла в пустыню.
Один человек говорил о себе преподобному Павлу Препростому, что поводом к обращению его к Богу послужили слова, слышанные им в церкви: Омойтесь, очиститесь; удалите злые деяния ваши от очей Моих (Ис. 1, 16). И он с этих слов начал свое спасение.
Но эти примеры могут показаться для кого-либо неподражаемыми: «Ведь это были люди, достигшие великой святости, они-де, может быть, получили от Бога особенную благодать, а мы — люди обыкновенные». Нет, и они были люди обыкновенные — а если получили особенную благодать, то уже после того, как они оказали много усердия в деле своего спасения.
Впрочем, оставим их и поищем другие примеры, более подходящие к нам. Вот евангельский блудный сын — с чего он начал свое спасение? С подвигов молитвы и поста? Нет; он только пришел в себя, одумался и сказал сам себе: Встану, пойду к отцу моему (Лк. 15, 18), встал и пошел, а что дальше было — сами знаете.
Встань и ты, брат и сестра, встань, иди к Отцу, припади и скажи: «Отче! Я согрешил против неба и пред Тобою, прими меня кающегося и помилуй меня». С этой минуты начинай нудить себя и исполнять то, что велит твоя совесть.
Вот и евангельский Закхей — как он начал свое спасение? Не обещанием ли исправиться и удовлетворить с избытком всех, кого он обидел (Лк. 19, 8)? Вот и опять пример для тебя, брат христианин, с чего начать свое исправление.
А потом что делать? Потом начинай с Божией помощью по силам своим борьбу с пороками. Прежде всего найди в себе главный порок, который ты очень возлюбил и которому ты служил как какому-нибудь богу. Вот, например, ты привык пить вино. Начни борьбу с этим грехом теперь же, не отлагая до будущего времени. Когда тебя будет тянуть туда, где старые твои друзья устроят пьяную попойку, ты не иди туда, решись одолеть свое желание, влекущее тебя разделить с друзьями пьяное веселье. Трудненько сперва будет — но ты крепись, проси у Бога помощи; когда совладаешь с собой, то на душе твоей будет великая радость: знай, что ты одержал победу над диавольским искушением. После этого тебе легче будет бороться с грехом. А потом, победа над грехом доставит великую радость и семье твоей, и тебе самому. С семьей тебе будет гораздо веселее, чем когда ты разделял с друзьями твоими пьяное веселье.
Много соблазна бывает во время общественных увеселений, устраиваемых в городах и селах. Много молодых людей гибнет на этих увеселительных собраниях: в городах — в театрах, маскарадах, общественных садах, в селах и деревнях — на вечеринках, качелях и других подобных местах. Молодые люди так же привыкают к такого рода увеселениям, как рабочий народ к пьяным попойкам. Кто привык к увеселительным собраниям такого рода, гульбищам, садам, вечеринкам и прочим местам соблазна, тому нужно вести борьбу с этими греховными привычками так же, как пьянице с вином, вору с воровством. Как не пившему вино нужно беречься первой рюмки, так молодым людям нужно опасаться первого выхода в места увеселений: одним — в театры, сады, места гуляний, другим — на вечеринки, качели и тому подобные собрания. А кто уже привык к этому, тому нужно употреблять всё усилие воли, чтобы прекратить посещение этих увеселительных собраний. Сперва скучно и трудно будет, но потом, при помощи Божией, можно одолеть себя и возвратить себе душевный мир и спасение души.
Итак, выходите на борьбу со своими греховными навыками, не страшитесь — вам Бог помощник. Боритесь и молитесь. Спасение души дороже всего. Стоит для него потрудиться, даже до пролития крови, если бы то понадобилось!
Источник: святитель Макарий (Невский), митрополит Московский и Алтайский. Единое на потребу. Проповеди, слова, речи, беседы и поучения. Том 2
Источник
Спасение
Для спасения души нужно непременно терпение, смирение, молчание, незлобие, безмолвие, молитва и пост, а наипаче послушание безропотное, будьте осторожны в словах, никого не осуждайте, а то как ржа железо поедает, так и осуждение все добродетели истребляет. Прошу вас, вооружайтесь обоюдоострым мечом – словом Божиим (15, с.256).
Все терпи: будут тебя ругать – молчи, будут бить – молчи, молись за обидчиков, смиряй себя постоянно и спасешься (25, с.459).
Спасение – первейшее дело христианина.
Спасение есть единое на потребу.
Спасение дороже всего на свете.
Спасение нужнее всего для человека.
Весь мир без спасения души ничто.
Если весь мир – ничто перед спасением души, то тем более малая частичка – БОГАТСТВО.
Бог предвозвещал об избавлении через пророков.
Обетование о спасении было дано прародителям, а пророки возвещали иудеям.
Все действия и моменты жития Христова – ради нашего спасения.
Христос учил и словом и примером.
Спасение куплено для христианина дорогой ценой.
Спасение через веру во Христа.
Спасение только в Спасителе.
Без Христа нет спасения
Спасение от душевного бедствия – только через Христа.
Спасение и временное и вечное – только от Бога.
Спасение от Христа, а не от ДОБРЫХ ДЕЛ.
Если грешники спасаются, значит, не напрасно было пришествие Христово.
Для спасения Господь все сделал и ждет нашего желания.
Не имея, что воздать Христу за благодеяния, будем ТРУДИТЬСЯ над спасением, ибо Он ради этого пришел.
Спасение необходимо искать в этой жизни, но по СМЕРТИ это невозможно.
Бог заботится о нашем спасении, должны и мы к Нему стремиться.
Во всех своих делах христианин должен более всего заботиться о спасении души.
Спасение беречь, так как оно дороже всего на свете.
ГРЕШНИК кающийся спасается ВЕРОЙ во Христа.
Для спасения одной веры недостаточно, нужны и добрые дела.
Ради спасения истинно верующий переносит множество трудов.
Ради спасения всячески отвергаться любви к миру.
Как больной выполняет волю врача, чтобы выздороветь, так и ХРИСТИАНИН должен предаться воле Божией, если хочет спастись.
Начало спасения – увидеть свое бедственное состояние.
Для спасения необходимо сначала познать свои болезни.
Ради спасения следует грех познать и покаяние принести.
Надо умом и сердцем быть на небе тому, кто хочет туда вознестись.
Спасение возможно только через ПОДВИГ.
Спасение в монастыре удобнее.
На пути в ЦАРСТВО БОЖИЕ необходим РУКОВОДИТЕЛЬ и вождь.
Кто хочет спастись и со Христом быть, тому необходимо быть сообразным Ему.
Надежду спасения полагать на Христа.
Необходимо взаимное друг о друге попечение в деле спасения.
Забота о спасении ближнего есть дело МИЛОСЕРДИЯ и ЛЮБВИ к Богу.
Плоть и соблазны мира препятствуют спасению.
Ради спасения БЕРЕЧЬСЯ от греха.
Признак духовного исцеления – умирание СТРАСТЕЙ.
Христос пришел всех спасти, но не все спасаются.
Бог ищет спасения человека, но человек уклоняется и идет за врагом.
Все хотят спастись, но не все идут ко спасению.
Христос нам заслужил спасение, но человек непослушанием может потерять.
Человек лишается спасения по своему нерадению.
От произволения зависит погибнуть или спастись.
Крайнее неразумие – оставить вечное и прилепляться к суетному (с.8, 967–983).
Спасение – всежизненный подвиг
Спасение – это не один какой-то момент в жизни человека, а это всежизненный подвиг, состоящий в комплексе добрых дел и намерений. Эти два момента – добрые дела и намерения – Господь приемлет и оценивает одинаково. Другими словами, добрые дела должны совершаться христианином тогда, когда у него есть здоровье и физические силы, а добрые намерения и желания он должен иметь тогда, когда физические силы оставляют его. Болезнь уже и есть своего рода подвиг, только бы не было ропота и уныния (32).
Без терпения и благодарности Богу трудно получить спасение
Старайтесь все то, что посылает Господь, переносить с терпением и благодарностью Богу Без этого весьма трудно получить спасение (3, с.19)
Пребывайте в единодушии, любви друг ко другу, в послушании, и этим самым сможете приобрести благодать Святого Духа, а значит, и спасение (32).
Что основное в нашем сознании?
Основное должно быть в нашем сознании – это спасение во Христе Иисусе (Там же).
Что в жизни должно быть на первом месте
В жизни каждого христианина должно стоять на первом месте спасение во Христе и приобретение Царствия Небесного. И все это будет зависеть от того, как мы проводим свою земную жизнь в этой юдоли плачевной (3, с.97).
Что нужно для спасения
Человеку нужно приложить все свои силы к тому, чтобы увидеть Господа духовными очами и пообещать Ему исправить свою жизнь и направить ее по спасительному пути (32).
Самое основное – быть наследниками жизни вечной (Там же).
Нужно быть всем людям не в тягость, а в радость – смиренной, кроткой, молчаливой и послушной воле Божией (3, с.76).
Любвеобильное отношение, соединенное со смирением и терпением, должно быть неотъемлемой частью и насущной потребностью в деле нашего спасения. Если это есть между нами – значит, мы сможем надеяться на получение Царствия Небесного, а если этого нет у нас – значит, и спасения ожидать трудно (Там же, с.80).
Вернейшее средство, ведущее ко спасению
Больше всего предавайся воле Божией. Это – самое вернейшее средство, ведущее ко спасению (Там же).
В чем заключается наше спасение
Наше спасение заключается в том, чтобы смотреть за собой повнимательнее, то есть проводить свою жизнь так, как этого требует закон Христов. Веры в Бога еще недостаточно для нашего спасения. Следует всем нам стяжать Христово смирение, терпение и любовь к Богу и ко всем людям, и даже к нашим обидчикам. Только в таком провождении жизни с нами будет пребывать благодать Божия. Именно тот, кто будет шествовать этим путем, непременно получит Царствие Небесное (Там же, с.93).
Если мы не позаботимся в земной жизни искоренить страсти и пороки из своего сердца, то наше спасение в вечности окажется сомнительным (6, с.120).
Кто стоит на пути ко спасению
Кто стяжал страх Божий и постоянно поддерживает его в себе, уже стоит на пути ко спасению, но ему еще необходим великий труд по очищению себя от страстей (Там же, с.120).
Что такое спасение
Спасение человека есть постепенный и длительный процесс очищения своей души от страстей и стяжание евангельских добродетелей (Там же).
Спасение христианина состоит в исполнении заповедей Христовых, конечной целью которых является достижение Царствия Божия, или Царствия Небесного (Там же, с.91).
Спасение души есть не что иное, как очищение ее от страстей, насаждение в ней добрых христианских чувствований, приготовление ее к тому, чтобы она сделалась храмом Духа Божия (Там же, с.89)
Спасение человека совершено Сыном Божиим, Господом нашим Иисусом Христом (Там же, с.90).
Что является наиболее важным в христианском учении о спасении
Несомненно, что человек, стремящийся к спасению через веру в Иисуса Христа, должен принадлежать к Церкви Христовой. Это самое важное в христианском учении о спасении (Там же).
Ни место, ни окружающая обстановка не могут повредить спасению
Бесконечно разнообразны человеческие характеры и условия жизни, но, по мысли преподобного Амвросия Оптинского, ни место, ни окружающая обстановка не могут повлиять в худшую сторону в вопросах спасения, если сам христианин будет проявлять решимость добрыми делами угождать Богу (Там же, с.89).
Спасение не дается без скорбей и трудностей (Там же. С 93) .
Для спасения нужно постоянно иметь перед своим мысленным взором образ Христа Спасителя и направлять свои внутренние силы к тщательному исполнению Его святых заповедей (Там же).
Живя со Христом, апостолы и своим последователям указывали путь, по которому они должны идти для того, чтобы приобрести Христа. Это, по словам апостолов, заключалось в крепкой вере в Того, Кто ради нашего спасения сошел с неба и искупил весь род человеческий Своею Кровию, воскрес и вознесся на небо Кроме искренней веры в Него, нужно и жить согласно с Его законом (5, с.137).
Когда осуществимо спасение
Спасение осуществимо при наличии живой веры во Христа (Там же).
Спасение призрачно, когда нет живой веры (Там же, с.232).
Для спасения необходимо выработать в себе ревность к богоугодной жизни. И вот вся беда в том, что даже и верующие христиане не стремятся приобрести эту малую, но столь необходимую ревность, не хотят жить свято, идти за Христом. Тем самым сбываются слова Господа, сказавшего: «Тесны врата и узок путь, ведущие в жизнь, и немногие находят их» ( Мф.7,14 ).
Что же может подвигнуть человека на этот тяжелый труд? Какова самая первая ступень спасения? По учению еп.Феофана Затворника, начальной ступенью спасения является сознание своей греховности – смирение перед Богом.
Эта мысль о необходимости внутреннего подвига, внутренней духовной жизни является основополагающей во всем учении святителя Феофана о спасении. Очень часто уверенность христианина, что он идет по пути спасения, не соответствует действительности (5, с.260–261).
Можно думать, что идешь по пути спасения, а не идти
Так бывает с тем, кто свое внимание сосредоточивает только на внешнем исполнении установлений св.Церкви, и это внешнее не соответствует внутренним настроениям сердца, в то время как шествие по пути спасения совершается в сердце, и сердцем Православному христианину совершенно недопустимо ограничиваться лишь внешним знанием истин веры. Непременно надо и сердцем полюбить каждую истину веры. Нельзя ограничиваться чтением молитвословий, не вникая умом в слова молитвы. Одним словом, все церковное необходимо усовершенствовать в своем сердце. Сердцем любить, смиряться, приближаться к Богу, прощать, молиться, благословлять и т.д. (Там же, с.261–262).
Спасение – духовно-жизненный процесс, дело Бога и человека. Объективная и субъективная стороны спасения
Как духовно-жизненный процесс, спасение является делом и Бога, и человека. Другими словами, в этом процессе усматриваются объективная и субъективная стороны. Все то, что даровал человеку Господь для спасения, является объективной стороной спасения, усилия же самого человека со вспомоществующей ему благодатью Божией составляют субъективную сторону (7, с.5).
Среди беспорядочной массы жизненных условий и задач есть единая непреходящая цель – спасение во Христе (Там же, с.337).
Если человек, а тем более иерей, будет столько же уделять заботы к охранению души своей, сколько враг употребляет для ее погубления, то, конечно, он может быть спасен. В глубине мирного и свободного сердца своего, он, даже посреди больших испытаний, всегда услышит ободряющий голос: «Это Я, не бойтесь» ( Мф.14, 27 ) (5, с.362).
Крещение недостаточно для спасения
Одного Крещения водой еще недостаточно для спасения. Нужно родиться духом, то есть проводить свою жизнь во Христе и со Христом (7, с.380).
Что нужно было для спасения человека
Для спасения человека и возвращения ему небесного блаженства пришлось Сыну Божию принять не только плоть нашу от Пречистой Девы Марии, но и пройти тяжелый путь и искупить человека крестной смертью (Там же, с.435).
Милосердный Господь да поможет нам спастись и в разум истины прийти. Наше спасение заключается в том, чтобы смотреть за собой повнимательнее, то есть проводить свою жизнь так, как этого требует закон Христов (3, с.92).
Основное, конечно, должно в нашем сознании быть – это спасение во Христе Иисусе (Там же, с.58).
Спастись могут все люди
Спастись могут все люди, и всем предлагаются блага любви Божественной, которая содействует спасению, но не все имеют желание воспользоваться этими благами (7, с.177).
Что содействует спасению
Любовь Божественная содействует спасению человека (Там же).
Каждому Лицу Святой Троицы в деле спасения человека принадлежит особое действие
В силу неослабевающей любви к человеку в деле его спасения участвуют все Лица Святой, Единосущной и Нераздельной Троицы. Каждому Лицу в домостроительстве спасения принадлежит особое действие. Бог Отец изливает Свои щедроты на всю тварь. Особенно милосердие Бога Отца проявилось в том, что Он послал для искупления рода человеческого Своего возлюбленного Сына, Который явился во плоти благоволением Отца и содействием Святого Духа. Сын Божий есть Христос Бог Единосущный Отцу и Духу. Об искупительном подвиге Сына Божия было решено от вечности Бог посылает Сына, а Сын исполняет волю Отца. Здесь, как и во всем прочем, было полное согласие Сына с Отцом.
Относительно Третьего Лица Святой Троицы, участвовавшего в домостроительстве нашего спасения, указано, что хотя спасение мы получаем через Сына, но его нам подает Небесный Отец Своею благостью и совершает Дух Святой. Сын Божий совершил спасение наше Своею волею и благоволением Небесного Своего Отца и содействием Святого Духа (Там же, с.183–184).
Бог более человека желает его спасения
Не столько желает своего спасения сам человек, сколько желает этого Бог (Там же, с.184).
Сам образ спасения падшего человечества через воплощение Сына Божия свидетельствует о беспредельной Божественной любви, истинности самого факта спасения и его всеобъемлемости (Там же, с.185).
Почему для спасения человека Бог принимает Божественную природу
Исцеление уязвленного грехом человеческого естества потребовало принятия Спасителем не ангельской, но именно человеческой природы, ибо что не воспринято, то не может уврачеваться. Как Истинный Бог и истинный человек – Сын Божий именуется и Сыном Человеческим (7, с.185).
Спасение зависит от свободной воли человека
Однако, хотя искупительным подвигом Христа человек и оправдан пред Богом, это еще не гарантирует ему спасение, так как оно зависит от того, куда человек направит свою свободную волю. Если он будет иметь искреннюю веру в Искупителя и проводить жизнь, согласную с Его учением, очищать свою душу искренним покаянием, тогда душа его будет иметь дивное сияние. Такое сияние, или святость души, пребудет не только в этой жизни, но и в будущей (Там же, с.194).
Ключевой момент в деле спасения человечества – Воскресение Христово
После трехдневного пребывания Христа «во гробе плотски, во аде же с душею» совершилось то, что является вершиной, ключевым моментом в деле спасения человечества – Христос воскрес из мертвых. На этой истине, как на твердом основании, зиждутся все христианские упования: «Аще Христос не воста, тще убо проповедание наше, тща же и вера ваша» ( 1Кор.15,14 ). В этом факте вся жизнь и учение Искупителя достигли своего подтверждения как исторической действительности. Христос воскрес не как все прочие люди, которые были воскрешаемы богоугодными мужами при содействии благодатной помощи, обитаемой в них, но «силой Своего Божества» (Там же, с.196).
Человек спасается только в Церкви Христовой
Спасение человека совершается только в Церкви Христовой. Как праведный Ной со своим семейством был спасен в ковчеге от всемирного потопа, а все вне его погибли, точно так же и ныне только те спасутся от вечного осуждения, которые в Церкви Святой находятся и истинными сынами ее пребывают: прочие же все, вне пребывающие, погибают и потопляются в потопе бездны адской (Там же, с.203).
Что должно делать человеку для спасения
Хотя Спаситель мира, в силу Своей искупительной Жертвы, и даровал все необходимые спасительные средства для спасения человека, однако для того, чтобы достичь спасения, каждому человеку следует направить свою свободную волю к деятельному усвоению этих спасительных плодов, подаваемых Церковью и только ею (Там же, с.205).
Для спасения Искупитель оставил Своим последователям Евангелие (7, с.306).
Спасение – это длительный постоянный процесс внутренней борьбы и работы над самим собой (7, с.306).
Спасение – от терпения скорбей
Только тот, кто до конца своей жизни будет терпеливо нести свои скорби, «спасен будет» ( Мф.10,22 ). Именно в терпении состоит христианский подвиг (7, с.280).
Как достичь спасения
Для того, чтобы достичь вечного спасения, христианин в своей земной жизни должен во всем подражать Христу Спасителю, и не только подражать, но и «вообразить» Его в своем сердце (7, с.306).
Путь ко спасению
Тернистый путь ко спасению указал «всем хотящим спастись» Искупитель мира, иного пути нет (7, с.309).
Нерадение о спасении
К виду грехов, которые направлены против Святого Духа, относится «нерадение о душевном спасении до кончины жизни своея» (1.3)(7, с.307).
Препятствие на пути ко спасению – телесное невоздержание
Очень часто христианина склоняет к удовлетворению низменных потребностей телесное невоздержание, что является существенным препятствием на пути ко спасению (7, с.307).
В деле спасения без смирения напрасен всякий другой подвиг
Сильнейшим оружием «против гордого духа» святитель Тихон Задонский считает смирение (3.444), без которого в деле спасения напрасен всякий другой подвиг. «Ни на что так Бог любовно не взирает, как на смиренное и умиленное сердце» (5.228) (7, с.321).
Как желающему спастись можно увидеть свои изъяны
Спасительные подвиги Сына Божия, по словам святителя Тихона Задонского, являются зеркалом, в котором желающий спастись сможет увидеть свои душевные изъяны и несовершенства (7, с.326).
Препятствие на пути спасения
Препятствием в деле спасения человека является осуждение (7, с.326).
Ради спасения терпеть скорбь и искушения
Христианин всегда должен быть готовым терпеть ради своего же спасения скорбь и искушения и постоянно утверждаться в Господе упованием и надеждою на Его всесильную помощь (5.328) (7, с.281).
Как вера указывает путь спасения
Обличив греховность и самообольщение удалившегося от Бога человека, вера указывает путь спасения и открывает виновника избавления от греха (1.196) (7, с.222).
Никто не может быть спасенным без Ходатая – Христа
Никто не может быть спасенным и оправданным пред Богом без Ходатая нашего спасения – Христа (7, с.222).
Необходимое условие спасения – живая вера, которая возгорается от познания Бога
От истинного познания Бога в душе человека возгорается живая вера, без которой невозможно спастись (7, с.223).
Без живой веры нет спасения
Там, где нет живой веры, нет Христа, нет, следовательно, и спасения (1.108). Все ищущие спасения должны сохранять и укреплять в своей душе живую и деятельную веру во Христа и не исполнять греховных вожделений плоти, не прилепляться сердцем к мирским вещам, славе, богатству и почестям временной жизни. И если внешние греховные увлечения способствуют охлаждению в душе христианина веры в Бога, то тем более следует остерегаться еще более пагубных внутренних привычек, те нечистой похоти, «гнева, злобы, зависти, ненависти, гордости и прочих» (3.192). Все эти страсти разрушают союз человека с Богом, окончательно уничтожают веру и, наконец, удаляют его от Источника жизни – Бога. Вот почему каждый христианин должен проявлять постоянные усилия для укрепления веры (7, с.226).
Без веры во Христа невозможно спасение человека (7, с.227).
Источник: Духовные рассуждения и нравственные уроки Схиархимандрита Иоанна Маслова. Под ред Н.В. Маслова М. Самшит-издат 2011 г. 816с
Вам может быть интересно:
- Симфония по творениям святителя Тихона Задонского – СПАСЕНИЕ – схиархимандрит Иоанн (Маслов)
- Спасение и вера по православному учению – I. Общее понятие о спасении – мученик Михаил Александрович Новоселов
- Симфония по творениям святителя Игнатия епископа Кавказского и Черноморского – СПАСЕНИЕ (См. также СОВЕРШЕНСТВО) – святитель Игнатий (Брянчанинов)
- Симфония по творениям святителя Феофана, Затворника Вышенского – СПАСЕНИЕ – святитель Феофан Затворник
- Симфония по творениям святителя Димитрия Ростовского – Спасение – святитель Димитрий Ростовский (Туптало)
- Симфония по творениям преподобного Амвросия, старца Оптинского – Путь к спасению – преподобный Амвросий Оптинский (Гренков)
- Пути спасения христианина – иерей Вадим Коржевский
- Православное учение о личном спасении – архиепископ Михаил (Мудьюгин)
- Душеполезные поучения – СПАСЕНИЕ – преподобный Макарий Оптинский (Иванов)
- Симфония по творениям святого праведного Иоанна Кронштадтского – СПАСЕНИЕ ДУШИ – праведный Иоанн Кронштадтский (Сергиев)
Поделиться ссылкой на выделенное
Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»
Источник