- Примеры конфликтных ситуаций и способы их успешного разрешения
- Понятие и психология конфликтологии
- Как возникает?
- Популярные приемы урегулирования ситуации
- Методы разрешения
- Структурные
- Конструктивные
- Интегральный
- Компромисс
- Выход из конфликта
- Примеры конфликтных ситуаций
- В обществе
- Между сотрудниками
- Формы завершения
- Завершение , не всегда разрешение
- Эффективные способы разрешения конфликтов: учимся отстаивать свои интересы
- Что такое конфликт
- Стратегии выхода из конфликта
- Соперничество
- Уход, избегание
- Приспособление
- Сотрудничество
- Компромисс
- Инструменты для решения конфликтов
- Переговоры
- Посредничество
- Подчинение
- Как решать семейные конфликты
- Как решать конфликты в коллективе
- Как решать внутриличностные конфликты
- Профилактика конфликтов
- Заключение
Примеры конфликтных ситуаций и способы их успешного разрешения
Конфликты , это неотъемлемая часть жизни людей.
Умение вести себя грамотно в неблагоприятных обстоятельствах является залогом спокойствия и уверенности в себе.
По этой причине любому человеку полезно изучить примеры того, какими могут быть конфликтные ситуации и способы их разрешения.
Как избежать конфликта между учителем и учеником? Узнайте об этом из нашей статьи.
Понятие и психология конфликтологии
Конфликт , что это такое? Если говорить кратко, это столкновение интересов, мнений и взглядов.
В результате конфликта возникает кризисная ситуация, при которой каждый участник столкновения стремится навязать другой стороне свою точку зрения.
Неостановленный вовремя конфликт может привести к открытому противостоянию, при котором предмет спора отодвигается на второй план и на первое место выходят амбиции сторон.
Как правило, в результате конфликта не появляется проигравших и победителей, поскольку все участники затрачивают е силы и в итоге не получают положительных эмоций.
Особенную опасность представляют внутренние конфликты, когда человека мучают раздирающие его противоречивые мысли и желания. Затяжные состояния внутренних конфликтов нередко заканчиваются депрессиями и неврозами.
Современному человеку необходимо уметь вовремя распознать начинающийся конфликт, предпринять грамотные шаги по недопущению разрастания конфликта и его ликвидации на стадии зарождения.
Если все же конфликт погасить сразу не удается, необходимо уметь выстраивать правильную линию поведения и грамотно выходить из конфликта с минимальными потерями.
Как возникает?
В результате многочисленных исследований было определено, что большинство конфликтов возникают без наличия соответствующих намерений у их участников.
Часто люди непроизвольно реагируют на конфликтогены других людей, либо сами являются источником конфликтогенов, в результате чего и зарождается стрессовая ситуация.
Конфликтогены , слова, действия, поступки, приводящие к конфликту. Они возникают при наличии каких-либо психологических проблем у участников, либо используются целенаправленно для достижения поставленных целей.
Большинство конфликтогенов проявляется по следующим причинам:
- жажда превосходства. Стремление доказать свою значимость,
- агрессивность. Изначально агрессивное поведение по отношению к другим людям, вызванное негативным эмоциональным состоянием,
- эгоизм. Стремление достичь своих целей любой ценой.
Как возникают конфликты? Истинные причины и способы разрешения:
Популярные приемы урегулирования ситуации
Наиболее эффективные стратегии, которые используются чаще всего на практике для регулирования конфликта:
- Избегание. Одна из сторон устраняется от спора, демонстрируя нежелание продолжать дискуссию.
- Изменение предмета. Спор переводится незаметно в другое русло. Например, на косвенно касающийся основного предмета спора вопрос. В результате конфликт за неимением прежнего эмоционального накала постепенно затухает.
- Столкновение. Каждая из сторон настаивает на своей позиции, что приводит к необходимости разрешения ситуации путем учета мнений обоих участников спора.
- Приспособление. Одна из сторон старается найти для себя пути разрешения ситуации, которые дадут возможность устранить предмет спора.
- Откладывание. Одна из сторон берет перерыв для обдумывания сложившейся ситуации.
- Примирение. Обоюдное признание конфликта исчерпанным. Как правило, это возможно только при посредничестве третьей стороны.
- Компромисс. Достижение компромиссного решения в результате проведенных мирных переговоров.
О способах решения конфликтов в этом ролике:
Методы разрешения
С научной точки зрения существуют конкретные методы разрешения конфликта:
Структурные
Чаще всего используются в профессиональной сфере. К ним относятся:
- Разъяснение требований. Участники конфронтации получают четкие указания, в чьей компетенции находится тот или иной вопрос. Возможность возникновения конфликта исключается ввиду отсутствия общих интересов, между которыми может произойти столкновение.
- Использование специальных механизмов управления. Разрабатывается и применяется на практике четкая система действий при возникновении негативной ситуации, которая может перейти в конфликт. Система позволяет на ранних стадиях определить зарождающийся спор и устранить его до перехода на следующий этап.
- Установление целей. Объединение сторон для достижения общей цели потребует полного примирения и устранения любых разногласий. Стремление к подобному объединению ради общей цели наблюдается только при высоком уровне мотивации.
То есть цель должна иметь высокую значимость для всех участников конфликта.
Конструктивные
Как противостоять агрессии и успешно разрешить конфликт? Подобные способы разрешения конфликтов больше используются в межличностном общении.
Для успешного разрешения ситуации при помощи конструктивных методов необходимо сформировать у участников адекватное восприятие ситуации, расположить их к открытому взаимодействию, создать атмосферу доброжелательности и доверия, совместно определить корень проблемы.
К конструктивным стилям относятся:
- Освобождение от отрицательных эмоций. Освободиться от негативного настроя можно при помощи применения различных техник релаксации, кратковременного выхода из помещения, открытого высказывания своих переживаний, спокойного выслушивания мнения третьих лиц и т.д.
- Построение диалога. Успокоившиеся собеседники делятся своими переживаниями. Каждый выслушивает спокойно позицию оппонента и после этого своими словами пересказывает то, что он услышал. Так человек пытается объективно оценить позицию второй стороны и взглянуть на ситуацию под другим углом.
- Демонстрация позитивного отношения. Необходимо показать второй стороне, что, несмотря на возникшую ситуацию, имеет место уважение к мнению другого человека и принятие его точки зрения.
- Анализ своего поведения. Следует откровенно оценить мотивы собственного поведения, и адекватно определить степень значимости собственной позиции для себя.
Нередко подобный анализ приводит человека к мысли, что суть конфликта не так уж значима для него, и он может без труда отказаться от начавшегося спора, не понеся при этом никаких потерь.
Интегральный
Позволяет каждой стороне ощутить себя победителем. Подобный эффект достигается при наличии у сторон согласия отказаться от своих первоначальных позиций, пересмотреть ситуацию и найти решение, удовлетворяющее всех.
Метод может применяться только в том случае, если участники спора демонстрируют гибкость мышления и способность приспосабливаться к новым обстоятельствам.
Компромисс
Наиболее мирный, зрелый способ разрешения ситуации.
Стороны принимают решение о взаимных уступках с целью устранения негативных факторов, вызвавших спор.
Подобное поведение людей позволяет не только мирно урегулировать появляющиеся противоречия без ущерба для кого-либо, но и выстроить долгосрочные коммуникативные связи.
Выход из конфликта
Как выходить из конфликтных ситуаций? Чтобы выйти из сложившейся неприятной ситуации нужно предпринять следующие шаги:
- Перестать употреблять слова или совершать действия, провоцирующие отрицательную ответную реакцию оппонента.
- Не реагировать на подобное поведение со стороны собеседника.
- Демонстрировать расположение по отношению к другому человеку. Делать это можно при помощи жестов, мимики, слов. Улыбка, поглаживание по плечу, пожатие рук, употребление вежливых фраз , все это способствует сглаживанию споров.
Собеседник сразу же приобретает позитивный настрой и ситуация вскоре разрешается.
Примеры конфликтных ситуаций
В обществе
Социальные конфликты лучше всего разрешать, используя конструктивные методы.
Например, соседи многоквартирного дома могут вступить в конфликт, вызванный распределением парковочных мест на дворовой территории.
Одни соседи будут настаивать на организации четкой разметки, в соответствии с которой каждой машине отводится определенное место для парковки. Другие жильцы будут выступать за возможность свободной расстановки автомобилей.
В данной ситуации наиболее эффективными методами разрешения спора будет построение диалога, совместное разрешение ситуации при помощи компромисса.
Жильцам достаточно организовать собрание и принять на нем решение, что часть площади во дворе отводится под индивидуальные парковки, а другая часть остается сторонникам произвольной парковки.
Между сотрудниками
Споры в сфере менеджмента лучше решать структурными методами.
Например, сотрудники одного коллектива могут вступить в конфликт в связи с неспособностью вместе работать в одном направлении.
Каждый определяет для себя спектр обязанностей, который не одобряется его коллегой. Результат , возникновение конфликтной ситуации и неэффективность совместной работы.
Руководителю сотрудников, вступивших в спор, необходимо применить методы разъяснения требований, установления целей и назначения вознаграждения.
Каждому сотруднику будет разъяснен принцип его работы, четкий спектр должностных обязанностей. Перед коллегами будут поставлены совместные цели, достигнув которых, они получат обещанное вознаграждение (премия, повышение и т.д.).
Как правильно разрешать конфликты? Узнайте из видео:
Формы завершения
Что относится к форме завершения конфликта? Столкновение интересов может быть завершено следующим образом:
- Разрешение. Предпосылками может стать наличие у сторон желания прекратить спор и не возвращаться к нему в дальнейшем. Для окончательного разрешения конфликта может потребоваться привлечение третьих лиц. Особенно это актуально в сфере профессиональных взаимоотношений.
- Затухание. Спор может перестать быть актуальным для одной из сторон, либо для всех участников процесса. В первом случае вторая сторона не находит отклика на собственные слова и действия и оказывается вынужденной прекратить конфликт. Во втором случае стороны одновременно принимают решение о нежелании продолжать спор по причине усталости, окончания аргументов, потери интереса к предмету спора и т.д.
Данный вид завершения конфликта не всегда является положительным результатом, поскольку при возникновении нового стимула спор может возобновиться с новой силой.
Завершение , не всегда разрешение
Всегда ли завершение конфликта означает его разрешение? Важно не путать понятия завершение конфликтной ситуации с ее разрешением.
Завершение конфликта , это момент окончания действий сторон на текущий момент времени, прекращение спора по различным причинам (затухание, перерастание в новый спор и т.д.)
Завершение спора в настоящий момент не гарантирует, что он вновь не возникнет спустя некоторое время. Это связано с тем, что источник конфликта никуда не деля, и стороны не достигли никакого результата.
Разрешение конфликта предполагает осознанное применение методов и приемов, направленных на исправление возникшей негативной ситуации.
Разрешенный конфликт позволяет сторонам примириться и более не возвращаться к предмету спора.
Таким образом, конфликт может возникнуть в любой сфере жизни человека в результате столкновения его интересов с интересами других людей.
Существует множество способов выхода из конфликта. Важно уметь применять их на практике до того, как ситуация перешла на серьезный уровень.
О том, как общаться с другими людьми, если у вас с ними различные точки зрения по некоторым вопросам, в этом видео:
Источник
Эффективные способы разрешения конфликтов: учимся отстаивать свои интересы
Здравствуйте, уважаемые читатели!
Не всегда общение с людьми проходит гладко. Случаются ситуации несовпадения интересов, непонимания и даже активной конфронтации. О последних мы сегодня и поговорим. Я расскажу вам про эффективные и не очень способы разрешения конфликтов, чтобы вы были во всеоружии и могли грамотно и осознанно отстаивать свои интересы.
Что такое конфликт
В переводе с латинского слово “конфликт” означает “столкновение, удар”. Конфликтом называют острое несовпадение интересов двух или более сторон, приводящее к конфронтации. Это радикальный способ устранения противоречий между целями и взглядами, которые возникают в процессе взаимодействия.
Конфликтные ситуации всегда связаны с отрицательными эмоциями и нередко приводят к асоциальному поведению. Чтобы избежать дурных последствий, нужно уметь правильно выходить из них.
Несмотря на свою негативную эмоциональную окраску, конфликты несут в себе не только разрушительное воздействие. В обществе бытует мнение, что любых противостояний нужно избегать или стараться разрешить их как можно скорее. Но есть и позитивная сторона. Столкновение противоречий всегда приводит к рождению альтернативных идей, смыслов. Это неотъемлемая часть развития и движения вперед.
Стратегии выхода из конфликта
Любая нестабильная ситуация в конечном итоге стремится прийти к равновесию. Конфликт не исключение. От действий каждой из сторон зависит исход противостояния. Существует несколько основных стратегий поведения во время конфронтации.
Соперничество
Суть этой стратегии в бескомпромиссном отстаивании собственных интересов, не считаясь с интересами оппонента. Соперничество не предполагает никаких компромиссов и сотрудничества. Выбирая такой стиль поведения, человек фактически развязывает войну, которая должна закончиться победой одной и поражением другой стороны.
Соперничество применяется в следующих случаях:
- одна из сторон крайне заинтересована в удовлетворении собственных интересов;
- нет времени для ведения переговоров и обсуждения возможности компромисса;
- конфликт происходит в экстренной ситуации;
- велика вероятность развития опасных последствий.
Уход, избегание
Стратегия избегания предполагает отказ от прямой конфронтации. Человек не пытается отстоять свои интересы и уклоняется от противостояния. Таким образом он стремится избежать нарастания напряжения и накала страстей, сохранить мирные отношения с оппонентом.
Эта стратегия чаще всего применяется в следующих случаях:
- одна из сторон осознала свою неправоту;
- отношения с оппонентом важнее, чем собственные интересы в данной ситуации;
- одной из сторон выгодно “подвесить” противоречия, оставив их нерешенными;
- отсутствие рычагов влияния и власти;
- слишком сильный накал страстей, мешающий конструктивному решению проблемы;
- одна из сторон хочет выиграть время, чтобы подготовиться к открытому противостоянию.
Приспособление
Приспособление – фактически добровольная капитуляция. Одна из сторон соглашается принять условия соперника, отказавшись от своих интересов. Таким образом конфликт бывает исчерпан, отношения возвращаются в нормальное русло.
Этой стратегией целесообразно пользоваться, когда:
- для одной стороны исход не существенен, а для другой – крайне важен;
- у одной стороны недостаточно ресурсов для победы, она трезво оценивает свои шансы;
- очень важно сохранить хорошие отношения с оппонентом.
Сотрудничество
Ни одна из сторон не уклоняется от конфликта и не вступает в конфронтацию, но и от своих интересов не отказывается. Определяются нужды каждой из сторон – явные и скрытые – и происходит совместный поиск решения.
Подходящие ситуации для применения:
- исход очень важен для обеих сторон, никто не хочет жертвовать своими интересами;
- стороны состоят в длительных тесных отношениях и не хотят разрушать их;
- обе стороны проявляют готовность к сотрудничеству;
- власть и рычаги влияния распределяются между сторонами равномерно;
- проблема не требует моментального решения, есть время на обсуждение и поиск оптимальных вариантов.
Сотрудничество считается самой продуктивной и конструктивной стратегией, но в то же время самой сложной.
Компромисс
Обе стороны идут на взаимные уступки, чтобы достичь консенсуса. Компромисс – более поверхностная стратегия, чем сотрудничество. Итоговое решение устраивает обоих участников, никто особо не теряет в позициях, но и не выигрывает.
Уместен в следующих случаях:
- стороны обладают примерно равной властью;
- решение нужно принимать быстро;
- у каждой из сторон есть интересы, которыми они готовы поступиться;
- стороны заинтересованы в сохранении хороших взаимоотношений.
Как видите, методов решения довольно много. Нельзя однозначно сказать, какой из них оптимальный. В разных ситуациях уместны разные стратегии. Тогда как люди чаще всего прибегают к какому-то одному любимому способу.
Главное, что нужно для эффективного урегулирования конфликтов – умение адекватно оценивать ситуацию и не поддаваться эмоциям. Выработав в себе два этих навыка, можно не бояться открытого противостояния и уверенно отстаивать свои интересы.
Инструменты для решения конфликтов
Кроме самих стратегий нужно обязательно рассмотреть специальные инструменты, которые помогают эти стратегии реализовывать. Иначе захотите вы, к примеру, достигнуть компромисса с соперником, а как это делается – не представляете. И вместо взаимных уступок получите лишь взаимные претензии.
Переговоры
Если вы и соперник решили избегать открытой конфронтации и готовы к сотрудничеству, то переговоры – это лучший инструмент, который предполагает равноправное взаимодействие между участниками для поиска наилучшего решения. Во время ведения переговоров стороны придерживаются определенных правил.
- Информационная. Обмен сведениями, которые необходимы для решения проблемы.
- Коммуникативная.Налаживание нормального взаимодействия между участниками.
- Регулятивная. Контроль за действиями обеих сторон.
Процесс ведения переговоров включает в себя несколько этапов. Давайте их подробно рассмотрим.
На начальном этапе стороны устанавливают контакт, обговаривают условия взаимодействия, обмениваются важной информацией. После изучения полученных данных каждая из сторон определяет для себя стратегию дальнейшего поведения.
Затем происходит обмен мнениями по спорному вопросу. Каждая сторона озвучивает свою точку зрения и выражает осведомленность о несогласии противника.
Оппоненты “прощупывают” друг друга, пытаются найти слабые стороны противника и получить преимущество. Исход этапа зависит от выбранной тактики и дипломатических качеств каждого участника.
В конце происходит подведение итогов и декларирование принятого решения. Если сторонам не удалось прийти к консенсусу, между ними нарастает взаимное напряжение и ситуация остается неразрешенной. У них есть выбор: либо пытаться и дальше искать решение совместно, либо перейти к открытой конфронтации.
Посредничество
Если стороны не могут договориться между собой самостоятельно, они могут прибегнуть к помощи третьей стороны. Посредник организует взаимодействие оппонентов, предлагает варианты решения проблемы, следит за соблюдением всех правил и формальностей, контролирует исполнение договоренностей.
Привлечение посредника целесообразно в следующих случаях:
- стороны согласны идти на уступки, но никак не могут договориться;
- нет возможности организовать их непосредственное взаимодействие;
- требуется контроль за соблюдением принятых решений;
- необходимо сохранить конфиденциальность одной или обеих сторон.
К выбору посредника нужно подходить очень тщательно. Он должен быть компетентным, беспристрастным и авторитетным. Стоит быть готовым к тому, что конфликт может не решиться даже при участии третьего лица.
Подчинение
Этот инструмент разрешения конфликта, в отличие от двух предыдущих, не является конструктивным. Он может привести к окончанию нормальных отношений и открытой вражде. Применяется обычно стороной, у которой достаточно власти для подавления противника. Но даже в этом случае исход и отдаленные последствия могут быть непредсказуемыми.
Как решать семейные конфликты
Конфликты в семье – явление распространенное. От поведения супругов в острые моменты зависит, как долго проживет их брак. Специфика семейных конфликтов в том, что для обеих сторон крайне важно сохранить хорошие отношения. Иногда даже ценой собственных интересов. Чем лучше стороны осознают это, тем лучше прогноз.
Применяя стратегию соперничества, супруг должен иметь в виду, что это может стать причиной развода. Идти на такие меры стоит только в крайних случаях, если поступиться интересами совсем никак нельзя и если вторая сторона сама не заинтересована в сохранении мира.
Избегание – тоже не лучшая стратегия в семейных конфликтах. Если все время уклоняться от решения проблемы, она будет разрастаться как снежный ком. Можно отложить решение ненадолго, чтобы снизить накал эмоций, но обязательно вернуться к нему и довести дело до конца.
Стратегия приспособления может применяться, но с некоторыми оговорками. К примеру, если ей пользуется все время только один супруг, а второй никак не хочет идти на уступки, в семье растет дисбаланс. Рано или поздно уступчивому супругу надоест его роль, он взбунтуется. Так противостояние может перейти в неконтролируемую фазу.
Самыми продуктивными стратегиями разрешения семейных конфликтов, как и любых других, являются сотрудничество и компромисс. Важно, чтобы каждый из супругов был готов идти на уступки и искать совместное решение.
Как решать конфликты в коллективе
Конфликт может возникнуть практически в любом коллективе: в школе, на работе, в различных социальных организациях. Такие конфликты можно разделить на три типа: межличностные, между личностью и группой, между несколькими группами.
Для их урегулирования применяются следующие методы:
- создание здоровой конкуренции;
- выбор стратегии уклонения, если предмет противостояния незначим для коллектива;
- вынужденный компромисс, когда общая цель важнее, чем личные разногласия;
- приспособление обеих сторон и сглаживание ситуации.
Выбор стратегии зависит от возможности достижения общей цели в сложившихся условиях и необходимости дальнейшего взаимодействия. Также важную роль играет время. Если временной ресурс ограничен, придется применять жесткие неконструктивные методы решения.
Как решать внутриличностные конфликты
Внутриличностный конфликт не похож на все остальные. Противоборствующая сторона всего одна, все процессы происходят внутри и скрыты от посторонних глаз. Внутриличностные конфликты всегда предшествуют важным изменениям. Психологическое развитие – это процесс нелинейный. Оно происходит скачками, и конфликт играет первостепенную роль на этом пути.
Противоречия могут возникать между мотивами, целями, чувствами, идеями, стремлениями, страхами и пр. Они вызывают дискомфорт, душевную боль и негативные эмоции. Конфликт можно считать успешно решенным, когда человек сумел вернуться к равновесию и гармонии, совершив определенную внутреннюю работу и обретя новые смыслы.
Стратегии разрешения внутренних конфликтов частично отличаются от традиционных. Можно выделить следующие:
- Компромисс. Сглаживание противоречий путем отказа от части притязаний.
- Избегание. Уход от проблемы в надежде, что она разрешится сама собой.
- Сублимация.Преобразование деструктивной энергии в конструктивную. Например, в творческую.
- Репрессия. Вытеснение травмирующих переживаний.
- Коррекция. Изменение отношения к факторам, вызвавшим противоречия.
Выбор стратегии чаще всего происходит неосознанно. Срабатывают психологические защиты, ограждающие психику от сильных негативных эмоций. А сам конфликт может долгое время оставаться нерешенным, провоцируя чувство тревоги и тормозя личностное развитие.
Человек должен стремиться к осознанному проактивному решению внутриличностного конфликта. Только так можно стать сильнее, укрепить внутренние опоры и выйти на новый этап эволюции.
Профилактика конфликтов
Большинство конфликтов легче предотвратить, чем решить. Чтобы не доводить ситуацию до точки кипения, стоит следовать простым правилам:
- Уважительно относитесь к любому человеку, независимо от его социального статуса, уровня образования, идей и взглядов. Даже если с кем-то у вас возникли разногласия, это не повод унижать человека и демонстрировать свое превосходство.
- Будьте вежливы. Так вы убережете себя от мелких бесполезных стычек на пустом месте.
- Четко и однозначно формулируйте свои мысли, чтобы избежать недопонимания. Лояльно относитесь к уточняющим вопросам собеседника и будьте готовы разъяснить спорные моменты.
- Если вы сами не уверены, что поняли собеседника правильно, не стесняйтесь переспрашивать.
- Воздерживайтесь от высказывания негативного мнения по поводу вещей, которые вас не касаются, если вас не спрашивают.
- Несогласие и недовольство выражайте только в корректной, тактичной форме.
Конечно, от всех конфликтов эти советы вас не уберегут. Столкновения интересов все равно будут время от времени происходить. Зато они помогут вам не вовлекаться в бессмысленные склоки и разборки, которые лишь отнимают энергию и портят нервы.
Заключение
Мы рассмотрели возможные способы разрешения конфликтов и кратко обсудили целесообразность их применения в различных ситуациях.
Не стоит бояться конфликтов и отказываться от отстаивания своих интересов. Залог эффективного разрешения – трезвая оценка ситуации, выбор правильной стратегии поведения и владение своими эмоциями. С первыми двумя составляющими мы разобрались в этой статье, а последнюю вам поможет прокачать наша статья про эмоциональный интеллект.
Учитесь грамотно отстаивать свои интересы. Всего доброго!
Источник