Если операция ассоциативна то способ расстановок скобок не важен

Ассоциативность операторов — Operator associativity

В языках программирования , то ассоциативность из оператора является свойством , которое определяет , как операторы одинакового старшинства сгруппированы в отсутствии скобок . Если операнду предшествуют операторы, за которыми следуют операторы (например, ^ 3 ^ ), и эти операторы имеют равный приоритет, то операнд может использоваться в качестве входных данных для двух разных операций (т. Е. Двух операций, указанных двумя операторами). Выбор операций для применения операнда определяется ассоциативностью операторов. Операторы могут быть ассоциативными (то есть операции могут быть сгруппированы произвольно), левоассоциативными (то есть операции сгруппированы слева), правоассоциативными (то есть операции сгруппированы справа) или неассоциативными (то есть операции не могут быть в цепочке, часто потому, что тип вывода несовместим с типами ввода). Ассоциативность и приоритет оператора — это часть определения языка программирования; разные языки программирования могут иметь разную ассоциативность и приоритет для одного и того же типа оператора.

Рассмотрим выражение a

c . Если оператор

оставил ассоциативность, это выражение будет интерпретироваться как (a

c . Если оператор имеет правильную ассоциативность, выражение будет интерпретироваться как a

c) . Если оператор неассоциативен, выражение может быть синтаксической ошибкой или иметь какое-то особое значение. Некоторым математическим операторам присуща ассоциативность. Например, вычитание и деление, используемые в обычных математических обозначениях, по своей сути левоассоциативны. Сложение и умножение, напротив, ассоциативны как слева, так и справа. (например (a * b) * c = a * (b * c) ).

Многие руководства по языкам программирования содержат таблицы приоритета операторов и ассоциативности; см., например, таблицу для C и C ++ .

Описанная здесь концепция ассоциативности обозначений связана с математической ассоциативностью , но отличается от нее . Математически ассоциативная операция по определению не требует ассоциативности обозначений. (Например, сложение обладает свойством ассоциативности, поэтому оно не обязательно должно быть либо левоассоциативным, либо правоассоциативным.) Однако операция, которая не является математически ассоциативной, должна быть условно левой, правой или неассоциативной. (Например, вычитание не обладает свойством ассоциативности, поэтому оно должно иметь ассоциативность обозначений.)

СОДЕРЖАНИЕ

Примеры

Ассоциативность необходима только в том случае, если операторы в выражении имеют одинаковый приоритет. Обычно + и — имеют такой же приоритет. Рассмотрим выражение 7 — 4 + 2 . Результатом может быть либо, (7 — 4) + 2 = 5 либо 7 — (4 + 2) = 1 . Первый результат соответствует случаю, когда + и — являются левоассоциативными, второй — когда + и — являются правоассоциативными.

Чтобы отразить нормальное использование, операторы сложения , вычитания , умножения и деления обычно являются левоассоциативными, в то время как для оператора возведения в степень (если он присутствует) и операторов стрелки вверх Кнута нет общего согласия. Любые операторы присваивания обычно правоассоциативны. Чтобы предотвратить случаи, когда операнды были бы связаны с двумя операторами или вообще без оператора, операторы с одинаковым приоритетом должны иметь одинаковую ассоциативность.

Подробный пример

Рассмотрим выражение 5^4^3^2 , в котором ^ предполагается правоассоциативный оператор возведения в степень. Синтаксический анализатор, читающий токены слева направо, применил бы правило ассоциативности к ветви из-за правой ассоциативности ^ следующим образом:

  1. Срок 5 прочитан.
  2. Нетерминал ^ читается. Узел: » 5^ «.
  3. Срок 4 прочитан. Узел: » 5^4 «.
  4. Читается нетерминал ^ , запускается правило правоассоциативности. Ассоциативность решает узел: » 5^(4^ «.
  5. Срок 3 прочитан. Узел: » 5^(4^3 «.
  6. Читается нетерминал ^ , вызывая повторное применение правила правой ассоциативности. Узел » 5^(4^(3^ «.
  7. Срок 2 прочитан. Узел » 5^(4^(3^2 «.
  8. Нет жетонов для чтения. Примените ассоциативность для создания дерева синтаксического анализа » 5^(4^(3^2)) «.

Затем это можно оценить в глубину, начиная с верхнего узла (первого ^ ):

  1. Оценщик проходит по дереву от первого, по второму, к третьему ^ выражению.
  2. Это вычисляется как: 3 2 = 9. Результат заменяет ветвь выражения вторым операндом второго ^ .
  3. Оценка продолжается на один уровень вверх по дереву синтаксического анализа : 4 9 = 262144. И снова результат заменяет ветвь выражения как второй операнд первого ^ .
  4. И снова оценщик продвигается вверх по дереву к корневому выражению и вычисляет: 5 262144 ≈ 6,2060699 × 10 183230 . Последняя оставшаяся ветвь сворачивается, и результат становится общим результатом, таким образом завершая общую оценку.

((5^4)^3)^2 Левоассоциативная оценка привела бы к дереву синтаксического анализа и совершенно другим результатам 625, 244140625 и, наконец,

5,9604645 × 10 16 .

Правоассоциативность операторов присваивания

Во многих императивных языках программирования , то оператор присваивания определяются как правоассоциативные, и назначение определяются как выражение (которое приводится к значению), а не просто заявление. Это позволяет связать присваивание , используя значение одного выражения присваивания в качестве правого операнда следующего выражения присваивания.

В C , присваивание a = b является выражением , которое вычисляется в том же значении, что и выражение b преобразуется к типу a , с побочным эффектом запоминания в R-значение из b в L-значения из a . Следовательно, выражение a = (b = c) можно интерпретировать как b = c; a = c; . Альтернативное выражение (a = b) = c вызывает ошибку, потому что a = b не является выражением L-значения, т.е. оно имеет R-значение, но не L-значение, для которого нужно сохранить R-значение c . Правоассоциативность = оператора позволяет a = b = c интерпретировать такие выражения как a = (b = c) .

В C ++ присваивание a = b — это выражение, которое дает то же значение, что и выражение a , с побочным эффектом сохранения R-значения b в L-значении a . Следовательно, выражение a = (b = c) все еще можно интерпретировать как b = c; a = c; . И альтернативное выражение (a = b) = c можно интерпретировать как a = b; a = c; вместо того, чтобы вызывать ошибку. Правоассоциативность = оператора позволяет a = b = c интерпретировать такие выражения как a = (b = c) .

Неассоциативные операторы

Неассоциативные операторы — это операторы, которые не имеют определенного поведения при последовательном использовании в выражении. В Прологе оператор инфиксныма :- является неассоциативным потому конструкция , такими как « a :- b :- c » представляют собой синтаксические ошибки.

Другая возможность состоит в том, что последовательности определенных операторов интерпретируются другим способом, который не может быть выражен как ассоциативность. Обычно это означает, что синтаксически существует особое правило для последовательностей этих операций, а семантически поведение отличается. Хороший пример — Python , в котором есть несколько таких конструкций. Поскольку присваивания являются операторами, а не операциями, оператор присваивания не имеет значения и не ассоциативен. Цепное присвоение вместо этого реализуется с помощью правила грамматики для последовательностей назначений a = b = c , которые затем назначаются слева направо. Кроме того, комбинация назначения и дополненного задание, как a = b += c не является законной в Python, хотя они являются законной C. Другим примером являются операторами сравнения, такими как > , == , и . Цепное сравнение, подобное a интерпретируется как (a , не эквивалентно ни (a или a .

Источник

Ассоциативные и коммутативные операции

Ассоциативной бинарной операцией называется операция φ, если она обладает сочетательным свойством . Ассоциативность позволяет записывать последовательность таких операций без скобок: aj bj c. Ср. в арифметике формулы a + b + c, abcd.

Читайте также:  Каким способом производят круговую панорамную фотосъемку

Примером ассоциативных операций служат объединение и пересечение множеств. Операция деления чисел не ассоциативна: (24 : 3) :4 = 2, тогда как 24 : (3 : 4) = 24 : 3/4 = 32. Также не ассоциативно вычитание (проверьте это). Поэтому для бесскобочной записи так называемой алгебраической суммы 20 – 5 –7 принято специальное соглашение: она означает (20 –5) –7, но не 20 – (5 –7), т.е. сложения и вычитания выполняются последовательно слева направо.

Пример. Является ли ассоциативной алгебраическая операция возведения в степень X Y натуральных чисел, т.е. выполняется ли для всех троек чисел равенство (X Y ) Z = ?
На примере чисел 5, 3, 2 проверяем: (5 3 ) 2 = 5 6 ≠ = 5 9 , следовательно, ассоциативность не выполняется.

Коммутативной бинарной операциейназывается операция, обладающая свойством перестановочности: aj b = bj a.

Пример. Коммутативны сложение и умножение чисел, сложение и скалярное умножение векторов, объединение и пересечение множеств симметрическая разность множеств. Тем же свойством обладает сложение (т.е. последовательное выполнение) поворотов плоскости вокруг начала координат. Некоммутативными операциями над числами являются вычитание и деление
(a – b ≠ b – a, a/b ≠ b/a); некоммутативна разность множеств (A\BB\A).

Примером некоммутативной операции является сложение S + T (т.е. последовательное выполнение) отражений плоскости относительно любых двух не перпендикулярных друг другу осей; например, оси ординат (операция S) и биссектрисы Y = X (операция T). На рис. 3.1 показано, как точка А (2, 5) переводится преобразованием S в точку А1(-2, 5), а та, в свою очередь, преобразованием Т – в точку А2(5, -2). При изменении порядка отражений точка А переходит последовательно в А3(5, 2) и А4(-5, 2): А2А4.

Упражнение.Определите, для каких пар нижеследующих операций над предметами туалета их последовательное применение перестановочно: «надеть пиджак», «надеть туфли», «надеть шапку», «надеть пальто», «надеть носки».

Ассоциативными и коммутативными являются операции max(X, Y) и min(X, Y) на множестве чисел; поэтому можно употреблять записи без скобок max(X, Y, Z, T), min(A, B, C); к тому же, например, min(A, B, C) = min(В, С, А).

Дистрибутивностьодной бинарной операции φ относительно другой операции ψ выражает распределительный закон, подобный арифметическому соотношению (a + b) · c = a · c + b · c. Свойством дистрибутивности в арифметике обладает умножение относительно сложения, но не обладает сложение относительно умножения: a · (b + c) = a · b + a · c, но a · b + c ≠ (a + c) · (b + c).

Дистрибутивность позволяет раскрывать скобки в формулах.

В операциях над множествами пересечение дистрибутивно относительно объединения:
(А È В) Ç С = (А Ç С) È (В Ç С). Верно и обратное: объединение дистрибутивно относительно пересечения: (А Ç В) È С = (А È С) Ç (В È С).

Изоморфизм двух алгебр сохраняет ассоциативность, коммутативность и дистрибутивность.

Система нескольких алгебраических операций на множестве при возможности их последовательного выполнения в различных сочетаниях образует рассмотренную выше порождающую процедуру. Так, различные вычисления, в том числе достаточно сложные, осуществляются с помощью четырех арифметических действий. Правила шахматной игры определяют возможные ходы, т.е. преобразования позиции на доске, так что разные последовательности ходов создают большое разнообразие шахматных партий.

Двоичная система счисления

1. Хорошо известен способ записи чисел в десятичной системе. Эта система называется позиционной десятичной, потому что натуральное число представляется словом в алфавите из десяти арабских цифр Ц10= [0, 1, 2, 3, . 9], причем знаки числа изображают различные его составляющие в зависимости от разряда – позиции в числе и служат коэффициентами при степенях основания – числа 10. Например, 48087 = 40000 + 8000 + 80 + 7 = 4 × 10 4 + 8 × 10 3 +
+ 0 × 10 2 + 8 ×10 1 + 7 × 10 0 , и цифра 8 во втором разряде изображает число 80, а та же цифра в четвертом разряде – число 8000. Позиционная система исторически вытеснила другие способы представления чисел благодаря удобствам использования, главным образом, из-за достаточно простых алгоритмов арифметических действий над многозначными числами, которые сводятся к действиям над однозначными числами. При этом используются таблица сложения, т.е. правила типа 3 + 6 = 9, 4 + 8 = 12 и т.п., общеизвестная таблица умножения и – при сложении и умножении столбиком – правила переноса десятков в старшие разряды («шестью девять – пятьдесят четыре; четыре пишем, пять в уме»). Отметим, что при сложении столбиком справа налево двух слагаемых каждый очередной знак суммы определяется знаками слагаемых в этом разряде с учетом знака переноса (0, если сумма не превышает 9, или 1, если сумма двузначная). При умножении многозначных чисел A ´ B столбиком каждое умножение A на однозначное число, каким является очередной разряд числа B, также сопровождается переносом числа десятков в следующий разряд. Далее следует сложение нескольких многозначных чисел, записываемых со сдвигом. При сложении большого количества чисел может возникать накопление знаков переноса.

Важно заметить, что как при сложении, так и при умножении каждый знак результата
зависит от знаков слагаемых/сомножителей, находящихся в том же разряде и правее, и не зависит
от старших разрядов (находящихся левее). Так, младший разряд результата является функцией
двух однозначных чисел – младших разрядов слагаемых/сомножителей. Второй справа разряд
есть функция четырех однозначных переменных – знаков двух младших разрядов
слагаемых/сомножителей и т.д.

2. Таким же образом, только много проще, устроена двоичная система счисления. Числа представляются словами в алфавите Ц2= [0, 1], и например, 1101001012= 2 8 + 2 7 + 2 5 + 2 2 + 2 0 =
= (256 + 128 + 32 + 4 + 1)10= 42110 (подстрочные индексы 2 и 10 обозначают, что одно число записано в двоичной, а другое – в десятичной системе). Вот двоичные представления нескольких первых натуральных чисел (в левом столбце – десятичные; в правом – двоичные):

0 — 0 5 — 101 11 — 1011 16 — 10000
1 — 1 6 — 110 12 — 1100 17 – 10001
2 — 10 7 — 111 13 — 1101 18 — 10010
3 — 11 8 — 1000 14 — 1110 19 – 10011
4 — 100 9 — 1001 15 — 1111 и т.д.

Подобно тому, как в десятичной системе счисления целые степени основания
системы 10 записываются единицей с нулями, а число на 1 меньшее – 99. 9, в двоичной системе число 10. 0 с k нулями изображает число 2 k (2, 4, 8, 16. ), а число 11. 1 из k единиц
равно 2 k – 1 (1, 3, 7, 15. ).

Таблица сложения для двоичных чисел чрезвычайно проста:

0 + 0 = 0; 0 + 1 = 1 + 0 = 1; 1 + 1 = 10.

Таблица умножения еще проще: .

Их можно представить и таблицами с двумя входами:

Отсюда – простота действий над многозначными числами, хотя двоичная запись числа длиннее десятичной более чем втрое. Предыдущий пример демонстрирует перевод двоичного числа в десятичное. Для этого, так же как и для обратного перехода, полезно знать значения шкалы целых степеней числа 2: 1, 2, 4, 8, 16, 32, 64, 128, 256, 512, 1024 и т.д. Каждое целое число можно однозначно представить в виде суммы различных целых степеней числа 2.

Читайте также:  Способы решения иррациональных неравенств с одной переменной

Например, 179 = 128 + 51 = 2 7 + 32 + 19 = = 2 7 + 2 5 + 16 + 3 = 2 7 + 2 5 + 2 4 + 2 + 1, поэтому двоичной записью десятичного числа 17910 будет 101100112 (слагаемые 2 7 , 2 5 , 2 4 , 2 1 , 2 0 входят в сумму 179 с коэффициентом 1; остальные степени числа 2: 2 6 , 2 3 , 2 2 – с коэффициентом 0). Ниже – примеры арифметических действий над двоичными числами (параллельно приведены действия с теми же числами в десятичной записи).

Как видим, сложение, вычитание и умножение многозначных двоичных чисел производится так же, как и десятичных, в частности, в обеих системах k-й знак результата арифметических действий зависит от k-х знаков слагаемых (соответственно, сомножителей) и знаков младших разрядов. Однако накопление знаков переноса при сложении возникает здесь значительно чаще: каждые две единицы дают перенос одной единицы в следующий – старший – разряд, сложение четырех единиц дает две единицы переноса, т.е. перенос одной единицы на два разряда влево.

Деление двоичных чисел «столбиком» также намного проще, чем в десятичной системе, поскольку не приходится подбирать очередной знак частного: остаток не должен быть меньше делителя, – в этом случае знак частного 1; в противном случае, как и для десятичных чисел, он равен 0, и нужно приписать к остатку (снести) очередной разряд делимого.

3. Двоичные числа можно рассматривать и как упорядоченные наборы цифр, или, по-другому, слова в двухбуквенном алфавите В = <0, 1>. При этом иногда добавляют нули слева от значащих цифр, например, чтобы уравнять длину двух таких наборов, и можно было бы считать оба набора векторами многомерного арифметического пространства, а сами двоичные цифры — компонентами этих векторов. Тогда результат арифметических действий над двоичными числами также двоичный вектор, возможно иной (для сложения и умножения – большей) размерности.

Среди алгебраических операций над двоичными векторами можно выделить поразрядные операции, например, поразрядное умножение: k-й знак результата равен произведению k-х знаков сомножителей. Другая операция – поразрядная сумма по модулю 2: k-й знак результата равен остатку от деления на два обычной арифметической суммы k-х знаков слагаемых.

Таблица этой операции для однозначных двоичных чисел a Å b:

Значения a Å b равны 1, если ровно одно из слагаемых равно 1, т.е. если оба слагаемых различны, и равны 0, если оба слагаемых одинаковы.

Если рассматривать двоичный n-мерный вектор как представление характеристической функции χM упорядоченного подмножества М n-элементного универсального множества
(k-я компонента вектора равна 1, если k-й элемент универсального множества принадлежит множеству М), то поразрядное произведение двух таких векторов и представляет характеристическую функцию χM∩N пересечения М1М2 соответствующих множеств М1 и М2, равную χM • χN, а поразрядная сумма по модулю 2 — вектор Å — характеристическую функцию χMΔNсимметрической разности М1 Δ М2 тех же множеств, равную χM Å χN.

4. Рассмотрим для каждого n (n = 1, 2, 3. ) последовательность Dn всех двоичных наборов длины n в алфавитном порядке, записанную в столбик. На рис. 3.2 — таблицы D1 , D2 , D3.

Если эти наборы из нулей и единиц прочитать как двоичные числа, игнорируя начальные нули, то это будет начальный отрезок натурального ряда от 0 до 2 n -1. Для любого k n — 1 сумма
k-го от начала числа dk и k-го от конца равна одному и тому же числу (2 n — 1), которое в двоичной записи состоит из n единиц. При вычитании из двоичного числа (2 n — 1) любого меньшего числа не требуется заимствования единиц из старших разрядов (подобно вычитанию из числа 99. 9 в десятичной системе), и единице в вычитаемом соответствует ноль в разности, и наоборот, нулю в вычитаемом отвечает единица в разности. Поэтому двоичные знаки числа dk противоположны соответствующим знакам числа . Другими словами, таблица Dn антисимметрична относительно своей середины.

Таблица Dn, строки которой суть наборы из 0 и 1 длины n, может быть построена по индуктивному правилу (рис. 3.3):

1) таблица D1 – это столбец из двух однозначных чисел 0 и 1;

2) таблица Dk получается из двух экземпляров таблицы Dk1 (которая состоит из строк длины k-1): к первому из них присоединяется слева столбец из 2 k — 1 нулей, а ко второму – столбец
из 2 k -1 единиц. Расположенные одна под другой, обе таблицы образуют таблицу Dk из 2 k строк длины k.

Проценты

Процентом (от лат. “pro cento” — с сотни) некоторой величины называется сотая часть этой величины.

Три основные задачи на проценты таковы.

Задача 1. Найти указанный процент данного числа a.

Для этого данное число умножается на число процентов; результат делится на 100, то есть
р% от числа а составляет х = .

Задача 2. Найти число по заданной величине b и указанному ее проценту p.

Для этого заданная величина делится на число процентов; результат умножается на 100, то есть если р% от х равно b, то х = .

Задача 3. Найти выражение одного числа a в процентах от другого числа b.

Для этого умножаем первое число на 100, результат делим на второе число, то есть а составляет % от b.

Указания. При решении задач на проценты необходимо твердо помнить, что:

1) при нахождении нескольких процентов от числа данное число принимается за 100%;

2) при нахождении числа по данным его процентам искомое число принимается за 100%;

3) при нахождении процентного отношения двух чисел за 100% принимается то число, с которым сравнивается другое.

Пример 1. На товар снизили цену сначала на 15%, а через год еще на 12%. Какова теперь цена товара, если до первого снижения цен он стоил 18000 руб.?

Решение. Уменьшить число на р% — это значит умножить его на (1- ).

В самом деле, из задачи 1 вытекает, что р% от числа а составляет . Значит, после уменьшения числа а на р% получится число а = а • (1- ). Таким образом, после первого снижения цена товара будет равна 18000 • (1-0,15) = 15300 (руб). После второго снижения цены на 12% новая цена товара равна 15300 • (1-0,12) = 13464 (руб).

Пример 2. Цена на товар понизилась на 40%, затем возросла на 25%. На сколько процентов изменилась цена товара по сравнению с первоначальной ценой?

Решение. Обозначим через а первоначальную цену товара. Тогда после первого снижения цена товара будет равна а • (1-0,4) = 0,6а. После второго изменения новая цена будет равна
0,6а • (1+0,25) = 0,75а. Значит, цена товара после двукратного изменения уменьшилась на величину а – 0,75а = 0,25а, что составляет % = 25% (см. задачу 3).

Читайте также:  Способы поглощения веществ фагоцитоз

Пример 3. Первое число составляет 40% от второго. Сколько процентов от первого числа составляет второе?

Решение. Пусть а – первое число. Тогда второе число будет равно = 0,4а (см. задачу 1). Значит, второе число от первого составляет % = 250% (см. задачу 3).

Пример 4. Первое число на 25% больше второго. На сколько процентов второе число меньше первого?

Решение. Второе число обозначим через а. Тогда первое число будет равно
а • (1+0,25) = 1,25а (см. задачу 1). В то же время второе число меньше первого на величину
(1,25аа) = 0,25а. Как следует из задачи 3, она составляет % = 20%.

При многоэтапном начислении банковских процентов могут применяться две схемы. Схема простых процентов представляет собой процесс, при котором сумма вклада возрастает на каждом этапе на одно и то же количество процентов по отношению к первоначальному значению S0. При этом она возрастает на одну и ту же величину, т.е. изменяется в арифметической прогрессии с разностью прогрессии d и соотношением Sn+1 = Sn + d.

В схеме сложных процентов величина возрастает на каждом этапе на одно и то же количество процентов по отношению к предыдущему значению Sn, т.е. в одно и то же число раз, и изменяется в геометрической прогрессии со знаменателем прогрессии q и соотношением bn+1 = bn q.

Пример. Если банк начисляет ежегодно 10% на вклад 3000 руб. по схеме простых процентов, то первоначальная сумма будет последовательно принимать значения 3300, 3600, 3900, 4200. (разность прогрессии равна 300 руб.). По схеме сложных процентов она будет принимать значения 3300, 3630, 3993, 4392.3. (знаменатель прогрессии равен 1.1).

БИНАРНЫЕ ОТНОШЕНИЯ

Отношения на множествах

1. Одним из синонимов общего понятия соответствия является отношение.

Начнем с примеров. Натуральные числа могут быть полными квадратами, как 4, 81, 144, или не быть ими, как 5, 30, 48. Это свойство, или признак числа, можно трактовать как принадлежность к определенному подмножеству натуральных чисел – полных квадратов
<0, 1, 4, 9, 16, 25. >. То же можно сказать про признак «X > 2» для действительных чисел: число
5 обладает этим свойством, а число 1 – нет. Напротив, неравенство X > Y выражает свойство не одного числа X или Y, а совокупное свойство пары чисел: если X = 5, Y = 3, то неравенство выполняется, а для пар (5, 10) и (3, 5) не выполняется. Можно выразить это так: условие X > Y выполнено для определенного множества пар чисел.

Некоторые понятия как в математике, так и в обычном языковом употреблении самими своими названиями предполагают отношения между субъектами или объектами: сосед, знакомый (чей-то), одноименный, сопоставимый (с кем-либо или чем-либо), отличающийся (от чего-то другого), внутри, снаружи, между и др.

Таким образом, бинарное отношение – это свойство, присущее некоторым парам элементов
a Î M1, b Î M2. Обозначения бинарного отношения R(a, b) или aRb сходны с обозначением алгебраической операции, но результат отношения – выполнение или невыполнение свойства R. Можно также считать, что результат – множество тех пар (a, b), для которых свойство R выполнено.

Примеры: 1) бинарное отношение равенства между двумя числами, фигурами, множествами;

2) бинарное отношение старшинства между людьми по возрасту («старше», «моложе») или воинскому званию;

3) бинарные родственные и другие отношения между людьми: «быть отцом», «быть внуком», «быть одноклассниками», «быть одногодками»;

4) бинарное отношение C7 между целыми числами – «иметь одинаковые остатки от деления на 7»;

5) отношение принадлежности элемента a множеству M, выполненное для всех таких пар
(a, M), что a Î M;

6) бинарное отношение инцидентности точки и прямой на плоскости или в пространстве: точка А лежит на прямой l.

Упражнение. 1) Определите, находятся ли в отношении C7пары чисел: (12, 26), (16, 34), (34, 16), (26, 12);

2) в каком отношении из примера 2 находятся Л.Н. Толстой и И.С. Тургенев?

3) находятся ли в отношении инцидентности точка плоскости (4, 1) и прямая Y = X – 3?

Поскольку бинарные отношения являются множествами, то к ним применимы все теоретико-множественные операции: объединение, пересечение, дополнение и др. Так, объединение отношений X > Y и X = Y на числовом множестве есть отношение X ³ Y , а дополнение к последнему есть отношение X -1 и такое, что aR -1 b тогда и только тогда, когда bRa. Понятно, что инверсией отношения R -1 является отно-шение R, т.е. можно сказать, что отношения R и R -1 взаимно обратны.

Пример. Инверсией для отношения «больше» является отношение «меньше»; то же – для их разновидностей: «старше – моложе», «дороже – дешевле», «выше – ниже» и т.п.; инверсия отношения «x – внук y» — «y – дед x».

Инверсия отношения отличается от отрицания: инверсией отношения x > y на множестве чисел является отношение x n ; обозначение — R(m1, m2. mn). Говорят, что элементы, составляющие принадлежащий множеству R набор (m1, m2. mn), находятся в n-арном отношении R, причем это свойство не отдельных элементов, а именно их совокупности. Полезно рассматривать и одноместное (унарное) отношение – его можно называть признаком,
или свойством элементов множества. В более общем смысле n-арное отношение можно определить и для совокупностей элементов различных множеств M1, M2. Mn как подмножество R Í M1 ´ M2 ´ . . . ´ Mn. Число n называется арностью, или местностью отношения.

Примеры. 1) Трехместное (тернарное) отношение «между» для тройки точек А, В, С на прямой: точка В расположена между точками А и С.

2) Тернарное отношение для тройки точек на плоскости – «лежать на одной прямой».

3) Четырехместное отношение для точек пространства – «принадлежать одной плоскости» (можно заметить, что трехместное отношение для точек пространства – «принадлежать одной плоскости» выполнено для любых трех точек).

4) Четырехместное отношение для четверки чисел X, Y, Z, T – «быть пропорциональными», т.е. удовлетворять соотношению X/Y = Z/T.

5) Тернарное отношение S(А, В, l) двух точек А, В и прямой l на плоскости – «точки А и В находятся по разные стороны от прямой l».

Папиллярные узоры пальцев рук — маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни.

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций.

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим.

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰).

Источник

Оцените статью
Разные способы