Эргономика способы перемещения пациента

Эргономика способы перемещения пациента

Быковская В. В.
Бакалинская Е. В., операционная сестра эндоскопического отделения РОНЦ им. Н. Н. БЛОХИНА РАМН
г. Москва

Медицинская эргономика — перемещение грузов и неодушевленных предметов является наиболее тяжелой и часто встречающейся работой в здравоохранении. При перемещении грузов и пациента эргономика учитывает 6 главных параметров: Задача (выполняемая работа), груз (пациент), окружающая среда (включая оборудование), человек, выполняющий данную работу, организация труда, обучение – должно быть реливатным (по существу), под наблюдением и должно быть оценено! Эргономично выполненная работа это умение произвести оценку вышеупомянутых факторов, определить степень риска и снизить его таким образом, чтобы выполнение задачи стало людям по силам.

Приспособление к новым условиям идет в течение 7–10 дней. Если через 10 дней сохраняется дискомфорт эта работа не эргономична (условия не эргономичны) т. е. нужно менять условия, работу. Цель любого передвижения и перемещения грузов в ручную, (эргономичного перемещения) переместить пациента (объект) настолько удобно и эффективно, насколько это возможно с минимальными условиями и максимальной безопасностью.

Таблица 1. Обеспечение безопасности пациента
Меры профилактики Обоснования
Размещать пациентов с высоким риском
падения в палатах, находящиеся рядом
с сестринским постом
Сестра может быстрее ответить на вызов
пациента
Пользоваться ночным освещением палаты Помогает пациенту лучше
ориентироваться в темное время при
самостоятельном перемещении
Убедить пациента и его родственников
в необходимости оказания ему помощи при
вставании и перемещении
Исключается риск падения
Обеспечить пациента легко доступным
средством связи с сестринским постом (
световая сигнализация и т. п.)
Сестра сможет быстрее ответить
на вызов пациента
Хранить предметы первой необходимости
(очки, трость и т. п.) в легко доступном месте
Исключается поиск предметов первой
необходимости, во время которого
было бы возможно падение
Обеспечить пациенту возможность
своевременно посетить туалет
Исключается опасность падения
вследствие ускорения передвижения
Оценивать риск падения при каждом
перемещении пациента
Обеспечивается безопасность пациента
Наблюдать пациента как можно чаще Обеспечивается безопасность пациента
Надежно закреплять боковые ограждения
на кровати и тормоза
Обеспечивается безопасность пациента
Памятку по оценке и выявлению пациентов
с высоким риском падения и обеспечению
риска падения вывесить на каждом посту
Обеспечивается унификация при
составлении плана ухода за пациентами
и предупреждение
их травматизации.

Биомеханика
Это наука о применении принципов механики для изучения движений тела человека. Рассматривает движение тела, как перемещение в системе взаимосвязанных двигательных сегментов, то есть движение отдельных частей относительно друг друга.

Биомеханика в медицине изучает координацию усилий костно-мышечной, нервной системы и вестибулярного аппарата, направленных на поддержку равновесия и обеспечение наиболее физиологичного положения тела в покое и при движении: ходьбе, подъемах тяжестей, наклонах, в положении сидя, стоя, лежа. По законам биомеханики, эффективно лишь то движение, которое обеспечивает достижение поставленной цели с наибольшей выгодой для организма: наименьшим напряжением мышц, расходом энергии и нагрузкой на скелет. В равной мере сказанное относится и к неподвижному положению тела человека: лежа, сидя, стоя. По законам биомеханики, эффективно лишь то движение, которое обеспечивает достижения поставленной цели с наибольшей выгодой для организма: наименьшим напряжением мышц, расходом энергии и нагрузкой на скелет. В равной мере сказанное относится и к неподвижному положению тела человека: лежа, сидя, стоя.

Медицинская сестра должна быть знакома с правилами биомеханики, уметь применять их в своей работе и обучить пациента пользоваться ими для наиболее эффективного удовлетворения потребностей «двигаться». Чтобы уменьшить отрицательное влияние на пациента ограниченного режима двигательной активности, предотвратить повреждения органов и тканей при осуществлении различных перемещений тяжелобольного человека, а также снизить риск возможных травм у медсестры, которая осуществляет уход за таким пациентом, ей необходимо знать и соблюдать целый ряд правил биомеханики.

Статические и динамические нагрузки
Статическая работа в медицине: подъем, удержание позы, заданное положение. Она хуже переносится операционными медсестрами, хирургами, стоматологами. Динамическая работа в медицине — перемещение. Для того чтобы выработался эргономический график нужно работу уменьшить по мощности, но растянуть по времени, разбить на несколько этапов.

Источник

Лекция «Безопасное перемещение пациента»

смоленское областное государственное бюджетное

профессиональное образовательное учреждение

«Вяземский медицинский колледж имени Е.О. Мухина»

«Участие в обеспечении безопасной среды медицинской организации»

Тема: «Безопасное перемещение пациентов»

Для слушателей отделения дополнительного образования

по специальности 34.02.01. Сестринское дело

Лекцию разработала: Анискевич Т.Н.,

1. Профессиональная безопасность.

2. Определение понятия «биомеханика». Правила биомеханики.

3. Медицинская эргономика. Основные эргономические приспособления для безопасного перемещения пациентов.

4. Безопасность пациента:

— опасность травматизма для пациента;

— рекомендации для медсестры при перемещении и изменении положения пациента в постели;

— оказание помощи пациенту в перемещении к изголовью кровати из положения лежа на спине (пассивное положение в постели).

5. Положения пациента в постели:

6. Перемещение пациента:

— с кровати на каталку, с каталки на кровать;

— из положения лежа на боку в положение сидя с опущенными ногами;

— из положения сидя на кровати с опущенными ногами на кресло-каталку.

Состояние здоровья медиков социально значимо для каче­ ства жизни и безопасного рабочего пространства.

Безопасность сестры на рабочем месте обеспечит комфорт в работе, снижение риска повреждений опорно-двигательного аппарата (профилактику остеохондроза, остеопороза, болез­ней связок, суставов), опущение внутренних органов.

Остеопороз как причина инвалидности населения занима­ет 4-е место в мире после сердечно-сосудистых заболеваний, рака и сахарного диабета.

Читайте также:  Способы выражения концентрации растворов растворенного вещества титр

Остеопороз (от греч. osteon — кость и poros — пора, отвер­ стие) — системное заболевание организма с поражением кос­ тей скелета. Сопровождается снижением плотности и проч­ ности костей, уменьшением массы костной ткани, что при­ водит к их хрупкости.

Факторы риска развития остеопороза:

■ принадлежность к женскому полу — снижение женских половых гормонов в период менопаузы ведет к потере до 25% костной массы;

■ обменные расстройства при заболеваниях желудочно- кишечного тракта;

■ игнорирование принципов ЗОЖ: курение, злоупотреб­ ление алкоголем и кофе.

Работа медсестры связана с физическими перегрузками на позвоночник, это повышает риск компрессии тел позвонков и провоцирует болевой синдром в спине.

Потеря костной матрицы и минералов происходит нерав­ номерно в различных отделах скелета, что ведет к нарушению некоторых функций органов и систем.

Заболевание клинически долгое время протекает бессимп­ томно, уровень кальция в крови чаще остается нормальным за счет вымывания его из костной ткани. Прогрессирование ос­ теопороза вызывает боль, характерные переломы, деформа­ ции позвонков, развитие асептического некроза головок бед­ ренных костей.

Локализация повреждений при остеопорозе:

■ перелом шейки бедра — при падении, нарушении меха­ ники тела;

■ компрессионный перелом позвоночника — после паде­ ния на спину или поднятия тяжести;

■ перелом лучевой кости — при падении на вытянутую руку. Профилактика остеопороза:

■ отказ от вредных привычек;

■ регулярные занятия физической культурой;

■ восполнение кальция с продуктами питания.

Знайте! Усвоение и переработка кальция в организме про­ исходят только при наличии витамина D .

Остеохондроз (от греч. osteon — кость и chondros — хрящ) — дистрофический процесс в костной и хрящевой ткани.

Остеохондроз позвоночника — хроническое заболевание, обусловлено дистрофией и истончением межпозвоночных дисков.

Специфика сестринской профессии — нагрузки и перегруз­ ки на опорно-двигательный аппарат в течение рабочего дня, связанные:

■ с транспортировкой пациентов;

■ с перемещением тяжелобольных в постели;

■ с поднятием/передвижением аппаратуры и оборудования. Межпозвоночные диски теряют способность к выполнению функции амортизации, внешняя оболочка диска растрески­ вается. В дальнейшем формируются костные разрастания, которые сдавливают кровеносные сосуды или корешки спин­ного мозга. Заболевание сопровождают болевые ощущения и рефлекторные напряжения мышц спины.

Локализация остеохондроза позвоночника

пояснич­ ный — 50%

распростра­ ненный — 12%

Положение тела определяет величину межпозвонковой на­ грузки хрящевых поверхностей.

Величина физической нагрузки зависит от положения тела.

Биомеханика — наука, изучающая правила механического движения тела в пространстве и живых системах.

Медсестра должна применять правила биомеханики в сво­ ей работе по обучению пациентов и их родственников для эф­ фективного удовлетворения потребности двигаться и избегать опасности травм, падений, повреждений.

1 . Равновесие тела обеспечивает центр тяжести тела к пло­ щади опоры (стопы расставлены на ширине плеч, одна нога выдвинута вперед).

Риск падения возможен при смешении центра тяжести от­ носительно площади опоры.

2. Соблюдение правильной осанки сохраняет равновесие тела и снижает нагрузку на позвоночник.

В положении стоя давление между позвонками возрастает в нижней части поясничного отдела в 4 раза относительно по­ зиции лежа.

Профессиональные рекомендации (разгрузка поясничного отдела позвоночника):

1. Располагать ноги на ширине плеч.

2. Равномерно распределять массу тела на обе ноги.

3. Снимать физическое напряжение, перемещая центр тя­ жести с одной ноги на другую.

4. Поддерживать правильную осанку (обеспечение физи­ологических изгибов позвоночного столба): встать прямо, пле­ чи и бедра в одной плоскости, спина прямая, напрячь мышцы живота и ягодиц.

5. При повороте — вначале повернуть стопы, затем туло­ вище (не начинать поворот с поясницы).

В положении сидя значительно возрастает давление между позвонками, если сестра сидит, наклонившись вперед, опи­ раясь на руки.

Профессиональные рекомендации (перераспределение массы тела, уменьшение нагрузкина позвоночник):

1. Держать колени выше бедер.

2. Спина прямая («королевская осанка»), мышцы живота напряжены.

3. Плечи расправлены, симметричны бедрам.

4. При повороте — повернуться всем туловищем, а не толь­ ко грудью и плечами.

При выборе стула необходимо соблюдать следующие условия:

— спинка стула должна располагаться под углом 3—5° по отношению к сиденью;

— уровень верхней планки спинки расположен под лопат­ ками;

— 2/3 бедра расположены на сиденье;

— колени находятся выше уровня бедер;

— ноги достают до пола, стопы свободны, при необходи­ мости использовать подставку.

Мягкая мебель может вызывать напряжение мышц позво­ночника, поэтому рабочее пространство медсестры обеспечи­ вают эргономичным оборудованием.

Эргономика — наука о взаимосвязи людей и окружающей среды в целях безопасного труда.

При поднятии тяжести необходимо соблюдать следующее:

1. Располагать ноги на ширине плеч.

2. Сгибать ноги в коленях.

3. Держать спину прямо.

4. При повороте сначала поднять груз, затем плавно по­ вернуться, не сгибая туловище.

5. Не делать резких движений.

6. Использовать эргономические приспособления.

Основные эргономические приспособления для безопасного перемещения пациентов

■ упоры для самостоятельного перемещения пациентов в постели с помощью одной медсестры;

■ веревочные лестницы для самостоятельного подъема больных в постели;

■ слайдеры (скользящие простыни и подстилки) для пе­ремещения тяжелобольного к изголовью кровати, пе­ ремещения с кровати на каталку и с каталки на кровать;

■ вращающиеся диски для поворота пациентов в положе­ ниях сидя и стоя;

■ роллеры для перемещения тяжелобольных, поворота по оси, сидя в постели;

■ удерживающие пояса для фиксации пациентов при подъеме и сопровождении;

Читайте также:  Копчение сала холодным способом дымогенератором

■ эластичные пластины для всех видов перемещения больных;

■ скользящие доски для перемещения больного с кровати в кресло и обратно;

■ слинги (гамаки) для поднятия и перемещения больных в другие кабинеты и палаты;

■ наколенники для выполнения манипуляций в положе­ нии «стоя на одном колене».

Медицинская эргономика, как комплексная здоровьесбе регающая технология, позволяет решить проблемы перегруз­ ки и травматизма персонала лечебных учреждений. Профес­ сиональная подготовка и соответствующая оснащенность по­ могает медицинским сестрам поддерживать правильное поло­ жение тела, использовать эргономические позы отдыха и раз­ грузки позвоночника, работать в команде при перемещении пациентов, применять подъемное оборудование в повседнев­ ной профессиональной практике. Знание эргономики и уме­ ние применить биомеханические приемы позволит сохранить физическое здоровье и обеспечить профессиональное долго­ летие.

Безопасность пациента — правильное размещение его в по­ стели, перемещение и транспортировка.

Опасность травматизма для пациента

• возраст (старше 65 лет)

• дезориентирование, спутанность сознания

• медикаментозное лечение (транквилизаторы, седативные, снотворные препараты)

♦ функциональная кровать с боковыми заграждениями и тормозом

♦ средства связи с медсестрой

♦ своевременность выполнения гигиенических процедур

♦ помощь при перемещении

Функциональная кровать необходима для создания комфорт­ ного, при необходимости вынужденного положения, удоб­ ства перемещения и передвижения пациента.

Необходимое или вынужденное положение в постели обес­ печивает наличие двух или трех подвижных секций, ручек в головном и ножном концах кровати.

Мобильность транспортировки обеспечивают бесшумные колесики, а безопасность — ручка тормоза и боковые поруч­ ни кровати. Некоторые модели кроватей имеют специально вмонтированные прикроватные столики, штативы для ка­пельниц, подставки для суден и мочеприемников. Допол­ нительные функции в модели кровати позволяют облегчить состояние пациента и уход за ним.

Перед перемещением или переносом с кровати на каталку и наоборот сестра определяет способность пациента к само­ стоятельным действиям и выбирает безопасный метод транс­ портировки, оценивает объем сестринских вмешательств.

Рекомендации для медсестры при перемещении и изменении положения пациента в постели:

1. Стоять ближе к пациенту.

2. Использовать физические возможности пациента — по­ просить напрячь ягодичные и брюшные мышцы несколько раз.

3. Попросить пациента широко раздвинуть ноги — для уве­ личения площади опоры.

4. Предложить пациенту согнуть ноги в коленях, массу тела использовать для облегчения движения.

5. Задействовать мышцы рук и ног, но не спины.

6. Перемещать пациента толкающими, скользящими дви­ жениями, исключая трение, не поднимать его.

7. Фиксировать руки пациента для профилактики вывиха плечевого сустава.

Оказание помощи пациенту в перемещении к изголовью кро­ вати из

положения лежа на спине:

(пассивное положение в постели)

1. Привести кровать в горизонтальное положение.

2. Встать рядом с кроватью лицом к изголовью.

3. Фиксировать руки пациента на груди подручными сред­ ствами (пеленка, простыня) — при необходимости.

4. Выдвинуть одну ногу вперед, колени слегка согнуть.

5. Попросить пациента согнуть ноги в коленях, стопами опираться на постель. Если пациент не может двигать нога­ ми, попросить его держаться за перила кровати.

6. Одну руку подвести под плечи пациента, зафиксиро­ вать противоположное плечо, другую — под бедра толкающи­ ми или скользящими движениями.

7. Переместить пациента к изголовью.

Перемещение можно осуществлять с помощью другой сестры или родственников, этот метод более безопасен для пациента.

Положение пациента в постели

1лежа на спине, голова и плечи на подушке:

§ положить валик вдоль наружной поверхности бедер, начиная от области большого вертела бедренной кос­ ти — предотвращение поворота бедра кнаружи;

§ подложить валик под голень в области нижней трети с легким сгибанием коленей — уменьшение давления на пятки, профилактика пролежней;

§ обеспечить упор для стоп под углом 90° — профилактика провисания стоп;

§ повернуть руки пациента ладонями вниз и располо­ жить их вдоль туловища; под предплечья подложить валики — уменьшение поворота плеча, предотвраще­ ние переразгибания в локтевом суставе;

§ вложить в руки пациента валики для кистей — уменьше­ ние разгибания пальцев, отведение большого пальца.

Положение тяжелобольного пациента

Положение пациента лежа на спине

2положение Фаулера (полулежа/полусидя) — пациент лежит на спине, кровать в горизонтальном положении:

■ поднять изголовье кровати под углом 45-60° (полуле­ жа/полусидя) — обеспечение комфортного и физиоло­ гичного положения для дыхания и общения;

■ подложить подушку под голову и плечи — профилакти­ ка сгибательной контрактуры шейных мышц;

■ поместить валики под предплечья и кисти — предупреж­ дение вывиха плеча и сгибательной контрактуры мышц руки;

■ подложить валик под поясницу — снижение нагрузки на нижний отдел позвоночника;

■ расположить валики под колени — профилактика пере­ разгибания в коленном суставе и сдавления подколен­ ной артерии;

■ обеспечить упор для стоп под углом 90° — профилактика провисания стоп.

3положение лежа на правом боку — пациент лежит на спине у края кровати:

■ согнуть левую ногу пациента в коленном суставе, под­ ведя левую стопу в правую подколенную впадину — со­ здание рычага для поворота тела;

■ положить одну руку на бедро пациента, другую на пле­ чо и повернуть набок на себя — действие рычага на бед­ ро облегчает поворот;

■ подложить подушку под голову и плечи — уменьшение бокового изгиба шеи, напряжения шейных мышц;

Читайте также:  Вкусные способы приготовления сала

■ придать обеим рукам пациента слегка согнутое положе­ние: рука, расположенная сверху, лежит на уровне плеча и головы, а рука, расположенная снизу, — на подуш­ ке рядом с головой — профилактика вывиха плечевого сустава и облегчение дыхания;

■ подложить валик вдоль спины ровным краем — фикса­ ция пациента на боку;

■ поместить валик под согнутую ногу пациента — профи­ лактика пролежней в области коленного сустава и ло­ дыжек, переразгибания ноги;

■ обеспечить упор стопы под углом 90° — профилактика провисания стоп.

Положение пациента лежа на боку

4положение лежа на животе — пациент лежит на спине у края кровати:

разогнуть руку в локтевом суставе, прижать к туловищу по всей длине, подложив кисть под бедро, или вытя­ нуть ее вдоль головы — исключение опасности сдавле ния руки, уменьшение сгибания или переразгибания шейных позвонков;

■ подложить валик в проекцию живота ниже уровня ди­ афрагмы — уменьшение переразгибания поясничных по­ звонков и напряжения в пояснице, уменьшение давле­ ния на молочные железы;

■ перевернуть на живот на себя (в сторону сестры); голову пациента повернуть набок;

■ согнуть руки пациента в локтях; направить одну вдоль- головы, другую — вдоль туловища;

■ зафиксировать валики под локти, предплечья и кисти;

подложить под стопы валики — профилактика провиса­ ния и поворота кнаружи.

Положение пациента лежа на животе

5положение Симса — промежуточное между положе­ ниями лежа на животе и лежа на боку — изголовье кровати в горизонтальном положении, пациент лежит на спине у края кровати:

■ переместить пациента на бок и частично на живот;

■ подложить подушку под голову — предотвращение чрез­ мерного сгибания шеи;

одну руку согнуть и расположить на подушке на уровне плеча, другую — положить на простыню вдоль тела — правильная биомеханика;

■ аналогично согнутой руке согнуть ногу, положить ва­ лик, чтобы нога оказалась на уровне бедра — предотв­ ращение поворота бедра внутрь, предупреждение пере­ разгибания конечности, профилактика пролежней в области коленных суставов и лодыжек;

обеспечить упор для стоп под углом 90°.

Перемещение пациента с кровати на каталку, с каталки на кровать

Каталка заправлена индивидуальным постельным бельем.

Способы перекладывания пациента группой (вдвоем/ втроем):

1. Встать ближе к постельному ложу на уровне головы,

2. Полуприсесть, выставить одну ногу вперед.

3. Подвести одномоментно руки под тело пациента.

■ голову и лопатки пациента;

■ таз и верхнюю часть бедер;

■ середину бедер и голени.

■ голову и туловище пациента;

■ таз и середину бедер.

4. Прижать к себе пациента и на счет «раз, два, три» од­ номоментно поднять пациента, повернуться и переложить на поверхность каталки/кровати.

5. Укрыть пациента.

Перемещение пациента из положения лежа на боку в положение сидя с опущенными ногами

1. Блокировать тормоз кровати.

2. Опустить боковые поручни со стороны медсестры.

3. Встать напротив пациента.

4. Левую руку подвести под его плечи, правую — под ко­ лени, охватывая их сверху.

5. Поднять пациента, опустить ноги вниз и одновременно повернуть его на постели в горизонтальной плоскости под уг­ лом 90°.

6. Усадить пациента, продолжать стоять к нему лицом, придерживать левой рукой за плечо, правой — за корпус.

7. Подложить упор для спины, убедиться в устойчивости позы пациента.

8. Обуть пациента или зафиксировать ноги на скамейке.

Перемещение пациента из положения сидя на кровати с опущенными ногами на кресло-каталку

1. Блокировать тормоз кровати.

2. Поставить кресло-каталку на тормозе рядом с кроватью.

3. Использовать способ удержания пациента:

■ захват «под локоть» — сестра фиксирует колени пациен­ та своими ногами, пациент наклоняется вперед так, чтобы его плечо упиралось в туловище сестры; медицин­ ская сестра придерживает его, прижимая за локти со­ гнутых рук;

■ захват «под локоть» — сестра удерживает пациента не за локти, а под мышками.

4. Поставить пациента на ноги, повернуться с ним одно­
временно к креслу-каталке

5. Опустить пациента на кресло-каталку, согнуть свои ко­ лени и придерживать колени пациента.

6. Зафиксировать руки пациента на подлокотниках.

7. Усадить комфортно, снять тормоз и транспортировать.

Дисфункция — нарушение функций систем, органов или тканей организма.

Ортопноэ — вынужденное положение сидя, принимае­ мое пациентом для облегчения дыхания при выраженной одышке.

Пролежни — омертвение кожи, мягких тканей вплоть до костной основы вследствие нарушения их питания.

Слайдеры — скользящие простыни и подстилки.

Слинги — устройства для поднятия и перемещения больных.

Стресс — состояние напряжения, возникающее у человека под влиянием сильных воздействий.

Стресс эмоциональный — стресс, развивающийся под вли­ янием эмоционального возбуждения.

Стрессор — чрезвычайный или патологический раздражи­ тель, вызывающий стресс.

Кулешова Л.И. Основы сестринского дела: курс лекций, сестринские технологии: учебник/ Л.И.Кулешова, Е.В. Пустоветова; под.ред. В.В. Морозова. – Изд. 2-е. – Ростов н/Д : Феникс, 2017.

Мухина С.А., Тарновская И. И. Практическое руководство к предмету «Основы сестринского дела»: учеб. пособие — 2-е изд., испр. и доп. М.: ГЭОТАР-Медиа, 2012.

Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

Источник

Оцените статью
Разные способы