Эмпатия виды эмпатии способы развития эмпатии

Загадочная эмпатия: как ее развивать

В двух предыдущих статьях я рассказала, в чём сходство целей и инструментов работы тимлида и психолога и зачем тимлиду пользоваться этими инструментами. Сегодня расскажу подробнее об эмпатии и как её можно у себя развить.

Несколько фактов об эмпатии

Эмпатия бывает эмоциональная, когда вы внутренне проживаете, чувствуете то, что чувствует другой, и когнитивная, когда вы вспоминаете себя в похожей ситуации, свои эмоции и чувства, и можете предположить, что сейчас чувствует этот человек.

Эмпатия не делает вас добрым, всё понимающим и принимающим. Скорее, она делает вас взрослым, снимает с вас розовые очки. Вы понимаете чувства других людей и то, как вам с этими чувствами, что вы сами чувствуете на эту тему.

И, наконец, эмпатия качает эмоциональный интеллект. Читать книги по эмоциональному интеллекту – это прекрасно, но ещё лучше – тренироваться.

В отношении к эмпатии есть 3 позиции.

1. «Эмпатия – это важный механизм, я им пользуюсь/пытаюсь его применять.»

Близка именно мне данная позиция.

2. «Какая эмпатия, я что им, мама? Я что, буду спрашивать, как у них дела? Я им ставлю задачу, и они должны выполнять. А что у них там происходит, меня вообще не касается».

С данной позицией нам присуще поставить задачу и уйти. Люди воспринимаются, как ресурсы. Мне более близка позиция, когда вы видите в людях людей и умеете с ними взаимодействовать и выделять, что для них важно, что их мотивирует. Где нужно чуть смягчить «пыл», а где наоборот «зажечь». Тогда работу получается построить более качественно и эффективно.

3.«Вообще-то есть люди без эмпатии. Может, я такой. Может, у меня нет эмпатии».

Безусловно, есть люди с очень низкой эмпатией. Но это люди с определённым типом расстройств, которые в обыденной жизни нечасто встречаются. Поэтому если вы придерживаетесь позиции, что у вас нет эмпатии, возможно, она у вас развита слабо, недостаточно.

Или, возможно, вы не хотите её включать, испытываете сложности. Не хотите с этим обращаться, потому что тогда вы будете чувствовать то, что чувствует другой человек, задумываться о нем. И надо будет его спрашивать о чём-то, взаимодействовать… А это так «скучно, сложно.. лучше поставить задачу и уйти».

Активное слушание как инструмент прокачки эмпатии

Активное, или эмпатическое, слушание помогает строить диалог и быть с человеком в контексте того, что с ним происходит. Для этого очень важно задавать собеседнику вопросы.

Одна из проблем обратной связи: мы часто даём обратную связь, но не даём человеку сказать нам что-то в ответ. Мы не спрашиваем, что с ним происходит, как происходит, почему эта задача была сделана так, почему были допущены такие ошибки. Ошибка обратной связи не даёт совершаться тому самому активному слушанию. При активном слушании вы задаёте вопросы, участвуете с человеком в диалоге, пытаетесь понять, чем он руководствовался в той или иной ситуации.

Очень важный элемент активного слушания – это открытое положение к человеку. Стоит убрать всё лишнее и присутствовать с человеком в диалоге, который сейчас происходит.

Обычная история – на one to one с сотрудником прийти с ноутбуком, с телефоном, с кружкой кофе или с энергетиком, всё обставить вокруг себя на столе и при этом ещё что-то печатать, не глядя на него. «Ну, что ты там накосячил? В чём была проблема-то?» И в этом, конечно, нет активного слушания, потому что мы абсолютно дистанцируемся. Мы огородились всем, чем могли, и даже не поворачиваемся к человеку, который сидит где-то там.

Когда я это говорю, постоянно слышу в ответ: «Ну и что такого? Ну, я отвлёкся, но мне же написали! Я ж тимлид, мне нужно быть в процессе». Да нет, ребята. На one to one, когда вы берёте обратную связь у сотрудника, что и как идёт по проекту, и при этом вы отсутствуете, потому что отвечаете на почту техдиру, вы выпадаете из этих отношений и действительно можете упускать что-то важное.

Следующий момент – это слушать, чтобы слышать то, что говорит человек, не искажать своими домыслами и своим предыдущим опытом взаимодействия с ним. Не вспоминать ему всё от Рождества Христова. Вот он сегодня ошибся, а ещё когда он только пришёл, ошибся, а ещё вот на прошлой работе, я знаю, он допускал такую же ошибку. И сейчас я с ним взаимодействую и знаю, что он опять допустит эту ошибку, потому что он ленивый, тунеядец, и т.д.

Нет! Когда мы находимся в активном слушании, мы присутствуем, как говорят психологи, здесь и сейчас. Мы воспринимаем, что говорит нам человек, пытаемся услышать его нынешнюю мотивацию, нынешнюю историю.

Тут мне могут возразить, сказать: «Ну а если он правда ленивый? Я знаю, что он ленивый, он в прошлый раз совершил такую же ошибку, и это связано с тем, что он вот такой». Ок! Он может быть ленивым. А вы можете посмотреть на это глубже и задать ему вопросы: а почему он ленится делать эту задачу? Что с ним здесь происходит? Возможно, задача ему неинтересна. Или он не знает, как её решать. Возможно, для решения ему нужно взаимодействие с сотрудником команды, с которым у него скрытый или открытый конфликт. Возможно, у него выгорание, которое вы не усмотрели; когда человек находится на стадии выгорания, он действительно может откладывать задачи, самоустраняться от них, потому что он устал и больше не может. Чтобы это выяснить, ему нужно задать вопросы, отбросив ваш прошлый негативный опыт, и побыть с ним здесь и сейчас. Одним словом, нужно учиться слушать и воспринимать, что говорит человек.

Как еще развивать эмпатию

Вот несколько упражнений, который помогут.

1. В некоторых компаниях практикуют такое: вы идёте в отдел, в котором, как вам кажется, ничего не делают. Их работа банальная, распечатал бумажечку, положил, и всё. Приглашаете коллегу из этого отдела рассказать, чем он занимается, и слушаете – с тем, чтобы разобраться в его работе, наладить, возможно, отношения, выстроить некий мостик. Это и про корпоративную культуру, а вам как руководителю это очень важно. Ещё один хороший способ – внимательно послушать людей, которые вам совсем не интересны. Можно доклад какой-то послушать и подумать, что спикер имел в виду.

2.Больше общаться с людьми, которые не входят в ваш первый круг знакомств. Если вы будете просто слушать и ничего не отвечать, что-то пойдёт не так. Задать вопросы, уточнить у человека, что он имел в виду, для чего он это сказал. Больше пытаться общаться.

Читайте также:  Как избавиться от гнид народными способами

У меня на консультации был клиент, который решил менять работу и столкнулся с тем, что на собеседовании не знал, как отвечать на вопросы и как себя позиционировать. Оказалось, что он много лет проработал в команде с одними и теми же людьми, и с ними он научился общаться. А как с другими людьми, которые взаимодействуют другим языком, он не представлял и выпадал из коммуникации.

3.Наблюдать за людьми. Как они выглядят, как смотрят, как выглядит их лицо в момент разговора. Когда вы едете в метро или идёте по улице, смотрите на людей, что с ним сейчас происходит. Неважно, истинно они чувствуют то, что вы о них подумали, или нет; важно начать нарабатывать навык оценки: я смотрю на другого человека и пытаюсь понять, что он чувствует, что с ним сейчас происходит. Оценка невербалики помогает развивать когнитивную эмпатию.

А ещё можно смотреть фильм без звука и разбираться, о чём диалог героев в контексте чувств. Так мы наш мозг приучаем считывать информацию с человека и понимать её.

4.Научиться распознавать собственные чувства. Задавать себе вопрос: что я сейчас чувствую?

Мои клиенты ненавидят это задание, но оно очень эффективно: когда есть проблема с чувствами, поставить себе напоминалку 3-4 раза в день с вопросом, который будет выпрыгивать к вам на экран: «Что ты сейчас чувствуешь?» И 3-4 раза в день отвечать себе на этот вопрос. Отвечать не «психолог меня бесит с этим заданием», а действительно подумать, побыть в этом: почему меня психолог бесит, почему именно это задание вызывает у меня такие негативные эмоции?

В вопросе «как я себя чувствую» можно прибегать к метафорам: как герой фильма или мультика, как ветер, дождь и т.д. И задать вопрос себе: как ветер – это как?

5.Конечно, один из способов развить эмпатию – это пройти обучение основам психологии или что-то почитать по теме.

На этом всё. Буду рада вашей обратной связи. Поделитесь, что ещё вам интересно в контексте эмпатии, её развития и применения

Источник

Эмпатия: что это такое и как ее развить

Эмпатия – это эмоциональный отклик одного человека на состояние другого. Речь идет не только о внешних проявлениях, таких как поддержка и сочувствие. Эта способность предполагает глубокую рефлексию, которая в большей степени затрагивает внутренние ощущения. Подобное психологическое свойство начинает развиваться у человека под действием внешних и внутренних факторов еще с детства.

Сложно сказать, зачем нужна эмпатия. Она развивается сама по себе или искусственно тренируется ради каких-то целей. У детей такая черта проявляется в виде ответной реакции на чужую эмоцию. Так, ребенок может улыбнуться маме, даже не подозревая, что означает этот жест, ведь он просто чувствует что-то приятное и радостное.

Или уже взрослый человек нередко плачет и смеется при просмотре фильма или чтении книги, будто вторя главным персонажам. Даже животные испытывают что-то отдаленно похожее, когда подражают чужому поведению. Именно поэтому попугаи повторяют услышанные слова и фразы, а обезьяны подражают человеку или другим особям.

При ощущении эмпатии со стороны собеседника или коллеги человек раскрепощается. И речь не только о дружеских и любовных отношениях, где открытость – залог искренности и гармонии.

Ценится способность рефлексировать и в деловой жизни. Если руководитель чувствует настроение работника, то может эффективнее на него воздействовать. В свою очередь, подчиненным приятнее находиться под начальством чуткого лидера, что создает условия для качественной и быстрой работы.

Что способствует развитию эмпатии?

Умение прочувствовать человека изнутри в той или иной степени есть у каждого. Исключение, пожалуй, составляют лишь некоторые клинические случаи неуравновешенности. К факторам, влияющим на развитие эмпатии, относятся:

  • Целостность нервной системы (деятельность зеркальных нейронов).
  • Жизненный опыт.
  • Генетические особенности.
  • Социальное и бытовое окружение.
  • Личностные особенности (интроверт или экстраверт, например).

Итак, в зависимости от той или иной составляющей рефлексия выражается в разной степени.

Физиологические причины

В области науки чувственные особенности организма остаются не до конца изученными. Существуют теории о том, что большое количество зеркальных нейронов и их активная работа обуславливают выраженную эмпатию.

Некоторые ученые полагают, что причина силы этой способности, как и некоторых других личностных особенностей, заключена в генетическом коде. Так, если родители несли соответствующий ген, то велика вероятность, что ребенок тоже его унаследует. Внешне такое свойство может проявляться как чувствительность, сопереживание.

Окружение

Среда косвенно участвует в процессе социализации, так как создает условия для становления индивидуума. Существует стереотип, что провинциальные жители более отзывчивые и радушные, чем городские. Возможно, более закрытый, обособленный образ жизни и является одной из причин снижения эмпатии.

Лишнее общение, тем более виртуальное, тоже способствует замыканию в себе, образованию защитного барьера. Этот самый невидимый слой не только мешает прочувствовать чужое настроение, но и не дает пробиться сквозь него окружающим.

Индивидуальность

Приобретая опыт (эмоциональный, бытовой, интеллектуальный), человек формирует новые специфичные черты. Распространено мнение, что среди меланхоликов и флегматиков чаще встречаются эмпаты. Однако при должном образе жизни, активном вдумчивом общении такая особенность легко образуется у холериков и сангвиников.

Независимо от типа темперамента, рефлексия развивается или затухает по многим причинам, связанным с психикой. Внешнее равнодушие, равно как и напускная заинтересованность, не всегда свидетельствуют о высоком уровне эмпатии.

Нереальное общение, в том числе избыточное или недостаточное, занятость, равнодушие, невнимательность, торопливость – признаки, которые подавляют развитие эмпатии. Если же с генетикой и психикой у человека все в порядке, то достаточно скорректировать образ жизни и свое отношение к миру.

Способствуют рефлексии внутренний баланс и внимательность к окружающим. Важно захотеть понять, что чувствует другая личность, чего хочет, боится, избегает. Если не скрывать собственных эмоций, не отталкивать людей, то рано или поздно удастся прийти к взаимопониманию.

10 признаков того, что вы эмпат

В определенный момент ощущается, что предельная чуткость – это уже не просто последствие заинтересованности в общении. О выраженной эмпатии можно догадаться и по некоторым другим признакам.

  1. Эмоциональная перегрузка после активного общения.
  2. Сентиментальность.
  3. Безвозмездное желание поддержать.
  4. Частые обращения за советом и помощью.
  5. Умение распознавать ложь.
  6. Разделить с кем-то радость и счастье – приятное побуждение.
  7. Интуиция.
  8. Привязанность к материальным вещам (своя комната, любимая одежда, памятные безделушки).
  9. Избегание собственных проблем.
  10. Заинтересованность в благополучии других.

Однажды известный писатель Рэй Брэдбери сказал:

Как редко на лице другого человека можно увидеть отражение твоего собственного лица, твоих сокровенных трепетных мыслей!

«451 градус по Фаренгейту»

И действительно, рефлексия со стороны другого человека однозначно располагает, но иногда нести такую ношу эмпату очень нелегко.

Преимущества высоко развитой эмпатии у человека

Для человека высокий уровень эмпатии имеет свои плюсы. Таких людей сложно обмануть. Они хорошо чувствуют намерения других и могут угадывать их по жестам, выражению лица и интонации.

Эмпаты – это всегда люди с большим творческим потенциалом. Они могут преуспеть в профессиях, которые требуют соответствующих качеств. Им легко создавать что-то новое, моделировать, креативно мыслить.

Читайте также:  Действенные способы бросить курить для мужчин

Способность хорошо понимать окружающих людей обеспечивает высокие должности, легкое продвижение по карьерной лестнице. Умение найти подход к каждому – незаменимое качество для руководителей. Люди, которые могут поставить себя на место других обладают уникальным качеством улаживать любые конфликтные ситуации. Они понимают обе стороны и выступают независимым арбитром.

Эмпаты легко налаживают отношения с другими людьми, находят друзей, приятелей и единомышленников. К ним тянутся и с ними хотят общаться за их открытость и способность к сочувствию. Умение понимать других позволяет правильно воспринимать колкости и не обижаться просто так.

Люди с развитым уровнем эмпатии никогда не скучают и смотрят на мир с интересом. Каждый день приносит им новые эмоции. Для них нет скучных собеседников. Способность понимать других – это в первую очередь понимание самого себя. Эмпаты хорошо разбираются в собственном внутреннем мире.

Почему плохо быть эмпатом

Помимо положительных моментов, которые есть у ярко выраженной эмпатии, она имеет и отрицательные стороны. К ним относятся:

Частая смена настроения.

Так как человек переносит на себя чувства и эмоции даже незнакомых людей, его состояние может ухудшаться, когда проблемы начинаются не в его близком окружении, а в другой стране или с человеком, о котором написали газеты.

Сложности с самоконтролем.

Переживания чужих эмоций настолько сильно овладевают человеком, что он периодически теряет возможность контролировать свои чувства.

Частые депрессии.

Это то, с чем сталкиваются многие эмпаты. Они погружаются в негативные настроения других людей и уже не могут самостоятельно справиться с навалившейся душевной нагрузкой.

Вспыльчивость.

Если постоянно находиться в состоянии эмоциональной нестабильности, неизбежно, что человеку становится трудно оставаться рассудительным и хладнокровным.

Чувство одиночества.

Это связано с тем, что ярко выраженных эмпатов не так много и им сложно найти единомышленников.

Виды эмпатии

Психологи различают 3 основных вида эмпатии в зависимости от того, насколько человек может контролировать это состояние.

Эмоциональная эмпатия. Для нее характерны спонтанность и внезапность. Человек подобно зеркалу отражает эмоции других, даже незнакомых ему людей. Он тяжело воспринимает авиакатастрофы, пожары, наводнения и иные ситуации, в которых кто-то страдает. Контролировать такую эмпатию практически невозможно.

Когнитивная или рациональная. Кроме эмоций человек подключает разум и пытается анализировать негативную ситуацию. Это очень полезно для налаживания деловых связей. Такая эмпатия позволяет лучше понимать окружающих и ставить себя на их место.

Предикативная или интуитивная. Человек может спрогнозировать реакцию других на то или иное событие. Здесь нет бездумных поступков, а каждый шаг заранее осмысливается. Эмпатия этого вида выражается в тактичности слов и поступков.

Уровни эмпатии

В зависимости от того, как эмпатия проявляется, она бывает пяти уровней.

1 уровень. Человек легко чувствует и воспринимает эмоции окружающих, принимая их за свои собственные. Это происходит на бессознательном уровне помимо собственного желания.

2 уровень. Он позволяет уже более осознанно понимать эмоции окружающих, находясь рядом с ними, общаясь, или просто наблюдая со стороны.

3 уровень. В данном случае человек отделяет свои эмоции от чужих и может целенаправленно понять, что чувствуют другие люди.

4 уровень. Таким людям не составляет труда контролировать свои эмоции. Они прекрасно понимают переживания других людей, но могут не переносить их на себя.

5 уровень. Эмпаты не только умеют четко контролировать свои чувства, но и оказывают влияние на эмоциональный фон других людей.

Как узнать свой уровень эмпатии?

Узнать свой уровень эмпатии важно, чтобы при необходимости его контролировать. Один из самых распространенных способов – это тестирование с вопросами, которые помогают понять возможную реакцию человека в разных ситуациях.

Состоящий из 36 пунктов тест знаменитого казанского психолога И.М. Юсупова часто используют для определения уровня эмпатии. На его прохождение потребуется не более 12-15 минут. Важно отвечать максимально честно, иначе результаты не будут соответствовать действительности.

Возможно ли «натренировать» эмпатию взрослому человеку?

У большинства людей средний уровень эмпатии. Однако есть и те, кто вследствие недостаточной социализации, плохого воспитания или неблагополучной внутрисемейной обстановки имеют неразвитую способность к сопереживанию.

Возможно ли им во взрослом возрасте «натренировать» этот навык? Безусловно, во многих случаях это реально. Исключения составляют люди с расстройствами психики или личности (психопатия, аутизм, шизофрения и т.д.).

20 советов и рекомендаций психолога

Психологи разработали ряд рекомендаций по развитию эмпатии:

1.Подумайте, для чего вам нужно научиться сопереживать.

Вам должно быть по-настоящему важно, что происходит с человеком. Если мотив иной, то развить эмпатические способности не получится.

2. Начните с анализа собственной эмоциональной сферы.

Невозможно понять кого-то, если вам сложно разобраться в себе. Поэтому рекомендуется изучить сначала свои чувства, а затем приступать к анализу чужой эмоциональной сферы.

3. Заведите «дневник чувств».

Наблюдайте в течение дня за собственными переживаниями, реакциями, поведением. Когда остаетесь наедине с собой, записывайте их в дневник и анализируйте.

4. Следите за собственными реакциями организма.

Проследите за своим организмом, когда разговариваете с кем-либо. Что именно происходит с телом? Возможно, появляется улыбка, или сердце начинает учащенно биться, появляется дрожь в руках и ногах, возникает сильное потоотделение? Когда поймете, что чувствуете, поддержите себя и успокойте. Это поможет вам научиться поддерживать других.

5. Чаще общайтесь с разными людьми.

Заводите знакомства с теми, кто обычно не вписывается в ваш повседневный круг общения. Так вы научитесь толерантности и со временем сможете чаще проявлять эмпатию. Дело в том, что людям с общими интересами и жизненной историей сопереживать легче, чем тем, кто чем-то отличаются от вас.

6. Вступайте в разговор с незнакомыми людьми.

Необязательно заводить долгие разговоры с незнакомцами. Достаточно задать несколько уместных вопросов и смотреть на чужие реакции, мимику, интонации. Вы можете делать это в очередях, в магазине, в общественном транспорте и т.д.

7. Читайте и анализируйте художественную литературу.

Литература – отличный способ погружения во внутренний мир персонажей. Читайте книги с реалистичными героями, чтобы вы смогли ассоциировать себя с ними.

8. Смотрите и анализируйте серьезные фильмы.

Для анализа выбирайте «глубокие» психологические фильмы. Рассуждайте о мотивах героев и о том, как бы вы поступили на их месте.

9. Наблюдайте за окружающими.

Можете наблюдать за окружающими, не контактируя с ними. Подключите фантазию: какое у определенного человека настроение, что было в его прошлом, каким он был ребенком и т.д.

10. Учитесь активному слушанию.

Многие привыкли большую часть времени говорить о себе. Однако для развития эмпатии важно научиться внимательно слушать. Смотрите на собеседника, когда он говорит, отмечайте мелкие детали, запоминайте сказанное, кивайте.

11. Следите за невербальными проявлениями собеседника.

Наблюдайте за интонациями в голосе, жестами, мимикой, манерами.

12. Не отвлекайтесь от разговора.

Не занимайтесь посторонними делами во время беседы, сконцентрируйте все свое внимание на собеседнике, старайтесь смотреть ему в глаза.

13. Уважайте чужую точку зрения.

Если вы поддерживаете с кем-то общение, относитесь к его взглядам с уважением.

14. Позвольте собеседнику высказать свое мнение.

Наверняка вам иногда хочется дать совет человеку, который делится с вами переживаниями. Однако не торопитесь. Эмпатия – это не поиск лучшего решения в сложных обстоятельствах, а душевный отклик на чужие чувства. Дайте человеку высказаться.

15. Демонстрируйте заинтересованность.

Ваш собеседник должен быть уверен, что вы понимаете его. Для этого повторяйте то, что услышали из его рассказа, добавляя собственную интерпретацию. Например, «Я понимаю, что ты злишься на себя, потому что потерял документы и кошелек». Если вы не правы, то увидите это по реакции человека.

Читайте также:  Жизненная форма растений это способ его

16. Представьте себя на месте другого.

Если человек совершил определенный поступок, значит у него были свои причины. Постарайтесь понять, какие? Представьте, что вы оказались в аналогичной ситуации.

17. Не перебивайте собеседника.

Может быть, вам кажется, что собеседник слишком долго объясняет? Дослушайте его до конца. Подумайте, как вы себя чувствуете, когда вас сбивают с мысли и не дослушивают.

18. Задавайте уточняющие вопросы.

Только с помощью дополнительных вопросов можно понять истинные мотивы, мысли и чувства другого. Задавая уместные вопросы, вы также продемонстрируете интерес.

19. Ставьте логические паузы.

Научитесь видеть паузы в диалоге. Не начинайте говорить сразу после реплики собеседника. Также паузы позволят вам обдумать сказанное.

20. Станьте волонтером.

Это отличная возможность научиться сопереживать. Кроме того, вы расширите свой кругозор и узнаете много нового о людях и о мире в целом.

Данные рекомендации помогут вам распознавать и принимать как свои, так и чужие эмоции. Также вам будет легче сопереживать кому-либо. Однако для закрепления результата нужны ежедневные тренировки.

15 упражнений для развития эмпатии у взрослых

Чтобы выработался навык эмпатии, вам нужно систематически выполнять психологические упражнения:

«Поиск положительных эмоций»

Данное упражнение направлено на анализ собственных эмоций и чувств. Вам необходимо ежедневно находить поводы для позитивных эмоций (радость, восхищение, восторг, интерес и т.д.) и фиксировать их в памяти. Запоминайте также свои телесные реакции.

«Сходства и различия»

Нужно вспомнить кого-то из знакомых и подумать, чем вы похожи, а чем отличаетесь. При этом уделите особое внимание взглядам на жизнь и эмоциональным реакциям.

«Сильные и слабые стороны»

Постарайтесь проанализировать знакомого человека. Какие у него достоинства и недостатки? Постарайтесь делать упор на сильные стороны.

«Приятные слова»

Смысл упражнения – научиться делать комплименты. Это также научит вас видеть в людях положительные качества, чтобы вам легче было поставить себя на их место.

«Я – это ты»

Упражнение помогает лучше понять чужие мотивы и чувства. Можете для анализа вспомнить того, кто вас часто раздражает. Закройте глаза, представьте, как он выглядит, какой у него голос, манеры и т.д. Затем начните внутренний диалог: задавайте вопросы и постарайтесь ответить на них так, как мог бы ответить он сам.

«Эмоциональный словарь»

Вам нужно записывать в свой словарь те переживания, которые вы испытывали в течение дня. Со временем вы будете легко находить отличия между оттенками чувств.

«Я сейчас чувствую…»

Каждый раз при эмоциональном переживании вам нужно мысленно проговаривать: «Я сейчас чувствую…». Вместо многоточия должны быть конкретные эмоции или чувства.

«Я-сообщение»

Говорите открыто о переживаниях, возникающих в различных негативных ситуациях с окружающими, используя «я-сообщение». Для этого вам необходимо начинать фразы с «я», «мне», «меня». Пример: «Я понимаю, что ты торопишься, поэтому разбрасываешь утром свои вещи по комнате. Но меня это злит, потому что приходится самой их убирать. Складывай одежду сразу в шкаф, пожалуйста».

«Ты сейчас чувствуешь…»

Это упражнение лучше проводить с близкими. Вам необходимо отслеживать чужие эмоции, а затем спрашивать, правильно ли вы определили эмоциональное состояние. Можете использовать шаблонную фразу: «Ты сейчас чувствуешь…, так как…?».

«Треугольник»

Представьте ситуацию, в которой распределены роли «жертвы», «агрессора» и «наблюдателя». Каждый из сценариев даст вам понять, что чувствуют люди, когда они страдают, причиняют кому-то боль или остаются в стороне.

«Жизненный сценарий»

Иногда трудно сопереживать кому-то, не зная его прошлое. Это упражнение поможет вам научиться понимать жизненные обстоятельства людей и причины их поведения. Для выполнения вам лучше обратиться к близкому человеку и попросить вспомнить биографию знакомых, к которым у него есть антипатия. Постарайтесь поразмышлять, как прошлый опыт повлиял на человека.

«Историческая личность»

Вам нужно вспомнить как можно больше исторических личностей, прочитать их биографии и пофантазировать, какие эмоциональные состояния сопровождали их в те или иные моменты жизни.

«Оправдание злости»

Данное упражнение поможет понять человека в состоянии злости или гнева. Для этого попробуйте вспомнить жизненные моменты, в которых вы сильно злились и погрузитесь в это состояние. Затем представьте, что даете себе эмпатичный ответ. Например, вы гневались, когда ваш друг сильно опоздал на встречу: «Вечно ты опаздываешь! Надоело ждать!».

Слова, которые вас могли бы разозлить еще больше: «Тебе подождать трудно что ли? Я не виноват в опоздании!». Однако оцените другой ответ: «Я понимаю, что ты злишься, потому что пришлось ждать меня. Ты устал, и тебе некомфортно. Прости меня, пожалуйста, за то, что тебе пришлось это испытать».

«Общение с внутренним ребенком»

Если вы представите, что собеседник – маленький ребенок, вам станет легче ему сопереживать. Особенно важно тренировать эмпатию, когда человек растерян, или ему страшно, больно, обидно.

«Рисунок»

Ваша задача – при любой удобной возможности рисовать увиденные чужие эмоциональные состояния. Рисунок необязательно должен быть реалистичным. Главное, чтобы было понятно о какой эмоции идет речь.

Также посмотрите небольшое, но информативное видео об эмпатии и о способах ее развития:

Чем отличаются эмпатия и симпатия

Оба понятия связаны с сочувствием другим людям и доброжелательным к ним отношением. Но между ними есть и существенная разница.

Симпатия – это положительная оценка другого человека, который может вызвать жалость, желание оказать поддержку, дать совет, помочь. При этом каждый остается на своем месте и смотрит на эмоции и переживания со стороны. В этом случае идет поиск параллели в состояниях и жизненных ситуациях, но подмены ролей не происходит. Человек анализирует свои собственные чувства, предполагая, что они идентичны чужим.

Эмпаты не просто сторонние наблюдатели. Они пропускают чужие эмоции через себя и проживают ситуацию вместе с другим человеком. Это чувство большей вовлеченности.

О разнице эпматии и сочувствия интересным и простым языком рассказывают в ролике:

Эмпатия и ассертивность – в чём разница

Между эмпатией и ассертивностью есть общие черты. И то и другое можно развить, а в основе этих качеств лежит уважение к другим и к самому себе.

В то же время ассертивность больше направлена на себя, чем на окружающих. Она выражается в способности сохранять уверенность и независимость, оставаясь частью общества и не отгораживаясь от него. Это способность находиться в гармонии с другими людьми, но не попадать под их влияние.

Эмпатия наоборот направлена на окружающих и заключается в сопереживании, сочувствии и переносе чужих эмоций на себя.

Что такое межкультурная эмпатия

Это понятие означает возможность понимать людей, которые отличаются по национальности, менталитету, возрасту и другим параметрам. Уровень культурной эмпатии зависит от многих факторов. Некоторые исследователи считают, что на него влияет даже пол человека.

Как сказал Джон Грин, «Единственный выход – это представить себе, что ты становишься кем-то другим». Межкультурная эмпатия помогает в социализации и позволяет привыкнуть к меняющемуся окружающему миру.

Это понятие используется в изучении разных аспектов общества, в том числе и негативных, например, расизма.

Источник

Оцените статью
Разные способы