Эмоциональная окраска предмет способ удовлетворения цикличность норму насыщения

Психологическая характеристика потребностей и мотивов

страница 55/74
Дата 26.03.2018
Размер 142,68 Kb.
46.Психологическая характеристика потребностей и мотивов.

Потребностью называется субъективно переживаемая нужда в чем-либо, побуждающая человека к соответствующей активности: к практическим или теоретическим действиям, к актам общения (голод-субъективно переживаемое состояние нужды в пище).

Структура потребности: эмоциональная окраска, предмет, способы удовлетворения, цикл, норма насыщения.

Эмоциональная окраска-это характерное для каждой потребности субъективное переживание, меняющееся в зависимости от ее состояния (потребность в знаниях окрашена эмоцией интереса).

Она может быть разной по знаку и интенсивности. Знак зависит от состояния потребности (момент обострения – отрицательный знак, в момент насыщения – положительный).

Интенсивность определяется степенью нуждаемости человека в чем-либо.

Эмоциональная окраска сигнализирует человеку о том, в чем именно и насколько сильно он нуждается.

Предмет потребности-это те факторы, объекты, блага и условия, в которых нуждается человек для своего благополучного социального бытия (комфорт, пищевые продукты, информация, уважение).

Каждая потребность имеет свой предмет, который характеризует ее содержательно и объективно. Предметы могут быть вещественными (пища, вода), духовными ( знание, уважение) и функциональными (физическая активность).

Мотив – конкретное побуждение к чему-либо. Они представляют собой конкретную форму существования потребностей. Одна и та же потребность может проявляться в виде множества конкретных мотивов. Мотивы могут иметь форму конкретных желаний, влечений, установок, интересов, убеждений, идеалов.

Каждая потребность имеет определенные способы удовлетворения, т. е. систему специальных приемов, действий или способов общения, приводящих в итоге к ее насыщению.

Большинство потребностей являются цикличными, т. е. характеризуются определенной периодичностью. Три стадии : актуализации (осознание), удовлетворение (процесс насыщения) и латентная (выпадение из сознания).

Потребности имеют некоторую норму насыщения. Она определяется количественной характеристикой предмета, достаточного для удовлетворения потребности.

Потребности и мотивы выступают как источники жизненной активности человека. Они побуждают к определенным действиям, поступкам и придают им необходимый личностный смысл.

Психологическая культура мотивации выражается в способности человека грамотно и эффективно обращаться как со своими, так и с чужими потребностями и мотивами, не причиняя вреда себе и другим людям и не выходя за рамки социальных норм.

Высокий уровень развития у человека психологической культуры мотивации предполагает:

  1. Владение минимально необходимыми научными психологическими знаниями о потребностях, мотивах и законах их функционирования.
  2. Наличие нормальных (без отклонений) потребностей и мотивов (включая предметное содержание, способы удовлетворения и нормы насыщения).
  3. Знание психологических особенностей своей потребностно-мотивационной сферы и адекватное отношение к ней как к неотъемлемой части самого себя как субъекта и как личности.
  4. Знание психологических особенностей потребностно-мотивационной сферы людей ближайшего социального окружения и адекватное отношение к ней как к неотъемлемой части их самих как субъектов и как личностей.
  5. Умение распознавать у себя и у других людей основные потребности и мотивы, а также соответствующие им жизненные ситуации, в которых они актуализируются.
  6. Владение приемами саморегуляции потребностей и мотивов, т.е. наличие воли.
  7. Владение приемами управления мотивацией других людей.
  8. Стремление к постоянному совершенствованию своей мотивационной культуры.
  9. Недопустимость для себя использования соответствующих знаний, умений и навыков во вред себе или другим людям, манипулирования потребностями и мотивами других людей.

Является социальной по своему происхождению. Носители-люди.

Источник

Классификация потребностей и мотивов

Человек является частью огромной системы, которая включает в себя природу, общество, материальный и духовный мир. Он связан со всем этим бесконечно многообразными отношениями, определяющими условия его социального бытия. Зависимость человека от этих жизненно важных условий выражается в факте существования у него большого множества потребностей и мотивов.

Потребности можно классифицировать по различным основаниям. По степени притягательности выделяют позитивные и негативные мотивы. Первые будут побуждать организм к приближению или достижению некоторого объекта, а вторые — к избеганию. Примером позитивного мотива может служить мотив достижения, а негативного — мотив избегания неудач.

По критерию постоянства выделяют постоянные (потребность в кислороде), устойчивые (потребность в общении), циклические (потребность в пище, потребность в размножении у животных) и ситуативные (потребность в поедании мела у женщин в период вынашивания ребенка).

По интенсивности субъективного переживания потребностного состояния (особенно при невозможности реализации потребности) потребности можно разделить на сильные и слабые.

По преобладанию ориентации на результат деятельности (например, труд) или на сам процесс ее выполнения (например, игра) выделяют процессуальные и результативные потребности.

В зависимости от происхождения потребности подразделяются на биогенные и социогенные. Биогенные направлены на удовлетворение нужд организма. Лишение человека возможности их удовлетворения приводит к физической смерти. Сюда относится потребность в пище, в воде, в физических условиях существования (тепле, солнце, воздухе, определенном атмосферном давлении и др.), половая потребность, потребность в самосохранении и др. Перечисленные потребности во многом биологически обусловлены, то есть их существование предопределено генетически. Это не значит, что они являются врожденными. Генетически задается лишь способность человека испытывать беспредметное состояние нуждаемости в чем-либо (пище, воде, тепле), то есть эмоциональная окраска потребности. Все остальные ее компоненты (предмет, способ удовлетворения, цикл, норма насыщения) возникают в процессе обучения и воспитания.

Социогенные потребности целиком и полностью являются продуктом обучения и воспитания. Они не могут возникнуть вне человеческого общества и характерны только для людей. Их значительно больше, чем биогенных, и они очень индивидуализированы. Сюда относятся такие потребности: в славе, в общении, во власти, в любви, в эмоциональном контакте, в уважении, в красоте и др. Они направлены на удовлетворение нужд личности. В ситуации задержки или невозможности их удовлетворения человек страдает как личность. При значительном ограничении возможности удовлетворения наиболее значимых социогенных потребностей наблюдается сильнейшая невротизация личности, сопровождающаяся чувством потери смысла жизни.

В зависимости от характера и уровня осознаваемости потребности и мотивы подразделяются на осознаваемые, частично осознаваемые, неадекватно осознаваемые и неосознаваемые. К осознаваемым относятся такие потребности, в которых человек отчетливо осознает все структурные компоненты. Они являются одновременно и произвольными, то есть человек хорошо управляет ими. Уровень осознания компонентов потребностей может быть неполным, что характерно для частично осознаваемых потребностей. Это снижает уровень их произвольности. Неадекватно осознаваемые потребности отличаются тем, что человек неправильно (искаженно) осознает отдельные их компоненты. Возможности их произвольной регуляции становятся еще более низкими. Минимальный уровень осознаваемости характерен для неосознаваемых потребностей. В данном случае может выделяться лишь эмоциональный компонент потребности — некоторое беспредметное хотение, которое называется влечением. Влечения вообще трудно поддаются произвольной регуляции. Психологической причиной снижения уровня осознаваемости потребностей или его искажения является их незрелость или несоответствие нравственным убеждениям личности. Поэтому они чаще встречаются у детей и подростков.

В результате развития потребностно-мотивационной сферы человека возникает целостная система потребностей и соответствующих им мотивов. Она построена по иерархическому принципу, где каждая потребность занимает свое определенное место. Ее можно представить в форме пирамиды, вершину которой занимает одна или несколько наиболее сильных, значимых, устойчивых и трудно насыщаемых потребностей. Они определяют личностную направленность человека и смысл его жизни. Это положение могут занимать самые разнообразные потребности. В соответствии с этим выделяются типы направленности личности. Второе ранговое положение занимают менее сильные, менее значимые и менее устойчивые потребности. Каждому последующему ранговому положению соответствует более низкий уровень силы, значимости и устойчивости потребностей. Основание этой пирамиды занимают личностно малозначимые потребности.

Система потребностей функционирует как единое целое. Поэтому удовлетворение любой из потребностей осуществляется через соотнесение со всеми другими, особенно вышестоящими потребностями. Иерархически построенная структура потребностно-мотивационной сферы делает процесс мотивации поведения произвольным и осознаваемым, что является одним из критериев личностной зрелости. Структура потребностно-мотивационной сферы отличается индивидуальной неповторимостью по таким параметрам, как широта, гибкость, содержание ведущих потребностей и мотивов и др. Можно выделить множество ее вариантов, каждому из которых будет соответствовать определенный тип личности. Знание структуры потребностно-мотивационной сферы является важнейшим условием эффективной работы с людьми: в управлении, в бизнесе, в профориентации, в политике и т.д.

Важнейшее место в структуре мотивации поведения человека занимает механизм волевой регуляции, когда он должен действовать не по внутреннему побуждению («хочу»), а по необходимости («надо»). Механизмы воли актуализируются в ситуациях, связанных с преодолением объективных или субъективных препятствий (преград), затрудняющих реализацию жизненно важных целей и задач. К объективным относятся всевозможные внешние препятствия, обстоятельства и условия, к субъективным — внутренние факторы (усталость, отсутствие интереса, наличие конкурирующих мотивов, непонимание смысла предстоящего действия и т.п.). Ситуации необходимости и преодоления характерны для общественной жизни, то есть являются исключительно социальными. Поэтому воля по своему происхождению представляется социальной.

Проблема воли относится к числу наиболее сложных, загадочных и плохо изученных. Особый интерес представляет вопрос о том, как объяснить парадоксальную возможность человека действовать вопреки собственным желаниям. В разные времена ученые пытались искать эту движущую силу либо вне человека (в Боге, в дьяволе, в других людях), либо в нем самом. Интересную теоретическую концепцию воли выдвинул отечественный ученый В.А. Иванников, который объяснил волевые акты через механизм смыслообразования.

Поскольку отсутствие достаточной мотивации делает невозможным осуществление действия, в этих условиях субъект придает ему дополнительный личностный смысл, то есть связывает с другими возможными потребностями и мотивами. В результате этого акта действие становится полимотивированным, что и придает ему необходимый энергетический потенциал. Например, при отсутствии непосредственного интереса к учебному предмету, студент заставляет себя выполнять соответствующие задания, апеллируя к необходимости успешной сдачи экзамена, получения стипендии, получения высшего образования, порадовать своих родителей и др. Подобные смыслообразующие внутренние действия и составляют сущность механизма волевой регуляции. Их очень много: обесценивание конкурирующего мотива, апелляция к социальным ролям и позициям, представление всевозможных результатов предстоящего действия, соединение предстоящего действия с высшими нравственными ценностями субъекта, обращение к символам и ритуалам, обращение к жребию, идентификация с значимым человеком (идолом), мысленное изменение ситуации выполнения действия, ориентация на мнение и поведение большинства других, мысленная ориентация на оценки значимых людей и др. Система этих приемов составляет технику волевого акта. По своему происхождению они представляют собой преобразованные внешние смысло-образующие содействия. Смыслообразующее побуждение, адресованное самому себе, по сущности идентично побуждению, направленному на другого человека.

В относительно простых и достаточно привычных ситуациях преодоления препятствия работа приемов волевой регуляции протекает на неосознаваемом уровне. Наиболее отчетливо они актуализируются в сознании в ситуациях сложных и ответственных волевых решений. Развитие воли предполагает овладение максимально широким набором приемов смыслообразования, а также воспитание возможно более разнообразной по содержанию и зрелой по структуре системы мотивов. Знание сущности механизма волевой регуляции важно не только для воспитания, но и для эффективного управления людьми. Для того чтобы побудить человека к действию или решению, необходимо помочь ему понять его смысл, то есть вписать предстоящее действие в максимально широкий смысловой контекст. Психологически грамотное побуждение другого человека к определенному действию — это содействие его смыслообразующим процессам.

Источник

Психология деловых отношений (Занковский)

Человек как объект психологии

то , насколько успешно ребенок может овладеть заданными ему обществом способами деятельности и общения . Они мо — гут благоприятствовать или препятствовать этому , что необ — ходимо учитывать при построении формирующей методики . В ходе соответствующих упражнений происходит их преобра — зование и интеграция с усваиваемыми способами действия ( содействия ). В результате возникает своеобразный сплав при — родного и социального , индивидного и личностного .

Важное значение в формировании способностей имеют возрастные сроки обнаружения задатков и организация само — го процесса . Чем раньше он начинается , тем легче и быстрее удается добиться максимального результата . Однако следует иметь в виду так называемые сензитивные периоды , на про — тяжении которых создаются наиболее благоприятные психо — физиологические условия для формирования тех или иных способностей . Например , сензитивный период развития лин — гвистических способностей – ранний дошкольный возраст , артистических – старший дошкольный возраст .

Все эти обстоятельства являются необходимыми для превращения человека как биологического существа с врож — денными задатками в социальное существо , развивающее в себе человеческие способности . Окружающие люди , распола — гая необходимыми способностями и средствами обучения , обеспечивают непрерывное развитие нужных способностей у детей . Важную роль здесь играет комплексность , то есть одно — временное совершенствование нескольких взаимно допол — няющих друг друга способностей . Многоплановость и разно — образие видов деятельности и общения , в которые одновре — менно включается человек , выступают как одно из условий развития его способностей . В связи с этим к развивающей дея — тельности ( общению ) должны предъявляться следующие тре — бования : творческий характер , оптимальный уровень трудно — сти для исполнителя , должная мотивация и обеспечение по — ложительного эмоционального настроя при выполнении .

Существенным фактором , определяющим развитие спо — собностей , являются устойчивые специальные интересы лич —

Психология деловых отношений

ности к определенной области социального бытия , которые преобразуются в склонность профессионально заниматься со — ответствующей деятельностью . Специальные способности формируются в процессе овладения профессиональной дея — тельностью . Познавательный интерес стимулирует овладение эффективными приемами и способами ее выполнения , а дос — тигаемые успехи , в свою очередь , еще больше повышают мо — тивацию .

Для того чтобы обеспечить наилучшее соответствие че — ловека конкретному виду трудовой деятельности , необходимо оценить его профессиональные задатки , склонности и спо — собности . Это осуществляется в процессе профориентации и профотбора , позволяющих выявить качества , необходимые для конкретного вида трудовой деятельности . На основании данной оценки выявляется профпригодность . О том , что че — ловек пригоден для данной профессии , можно говорить лишь тогда , когда его способности полностью соответствуют харак — теру данной работы .

1. Каковы особенности человека как объекта научного по — знания ?

2. Что в человеке является предметом психологического познания ?

3. Определите понятие « биологический индивид ».

4. В каком соотношении находятся индивидные и психи — ческие свойства человека ?

5. Перечислите основные индивидные свойства человека .

6. Охарактеризуйте каждую группу индивидных свойств . Определите место каждой из них в становлении и сущест — вовании ( бытии ) человека каксубъектаи какличности .

7. Что такое темперамент ?

8. Охарактеризуйте основные подходы к пониманию тем — перамента .

9. Каково происхождение темперамента ?

Человек как объект психологии

10. Выделите основные свойства темперамента .

11. Определите роль темперамента в становлении и соци — альном бытии человека как субъекта и как личности .

12. Что такое тип темперамента ?

13. Дайте характеристику каждого типа темперамента .

14. Можно ли говорить о хороших и плохих темпераментах ?

15. Как соотносятся темперамент и индивидуальный стиль деятельности и общения ?

16. Определите принципы работы с людьми разного типа темперамента .

17. Что такое способности ?

18. В каких жизненных ситуациях происходит актуализация способностей ?

19. Что является природной основой способностей ?

20. Охарактеризуйте соотношение природного и социаль — ного в способностях .

21. Определите место способностей в структуре личности .

22. Выделите основные классификации способностей .

23. Назовите и охарактеризуйте основные виды способно — стей .

24. Чем отличаются социально – психологические способно — сти от предметных ?

25. Определите генетическую сущность способностей .

26. Назовите основные факторы , влияющие на развитие способностей .

Психология деловых отношений

РЕГУЛЯТИВНЫЕ И ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЕ ПРОЦЕССЫ ПСИХИКИ

После изучения главы 3 вы должны уметь :

• дать определение следующих понятий :

потребность , эмоциональная окраска потребности , пред — мет потребности , способ удовлетворения потребности , цикл потребности , норма насыщения потребности , био — генные и социогенные потребности , мотивы , мотивация , воля , механизм смыслообразования , эмоции , функции эмоций , свойства эмоций , основные виды и формы эмо — ций , чувства , внимание , доминанта , качества внимания , ощущение , виды ощущений , пороги ощущений , воспри — ятие , слуховые , зрительные , осязательные , обонятельные , вкусовые и кинестезические ( двигательные ) восприятия , гиперстезия , гипостезия , константность , целостность и осмысленность восприятия , апперцепция , память , запо — минание , сохранение и воспроизведение информации , мышление , анализ , синтез , речь , деятельность ;

об основных свойствах потребностно — мотивационной сфе — ры человека ;

основные свойства памяти человека ;

развитие мышления в онтогенезе ;

роль деятельности в развитии психических процессов ;

Регулятивные и познавательные процессы психики

§1. Потребностно-мотивационная сфера и воля

То , как строятся наши отношения с окружающими , ба — зируется на наших знаниях о причинах и целях их поступков . Изучая человека и его поведение , психология пытается не просто описать , « что » он делает , но и « почему ?» и « зачем ?». Психологические явления , которые участвуют в регуляции поведения , т . е . выступают его причинами и целями , называют регуляционными процессами , к которым относят потребностно — мотивационную сферу , волю , эмоции и внимание .

Психологические факторы , которые побуждают , на — правляют , поддерживают и прекращают специфические виды деятельности , называются мотивацией .

В потребностно — мотивационной сфере выделяют по — требности и мотивы . Изучение первых позволяет дать ответ , почему совершаются деятельность или поведение , анализ вторых объясняет , зачем , ради чего действует человек . Как от — мечал А . Н . Леонтьев , « потребность как биологическое понятие выступает перед нами как объективная необходимость , т . е . объективная нужда организма в чем — то внешнем , во внешних условиях , которые служат как бы дополнением живых систем ». Именно потребности выступают причиной активности челове — ка . Потребностью называется субъективно переживаемое со — стояние нужды в чем — либо , побуждающее человека к соответст — вующей активности . В структуре любой потребности можно выделить следующие элементы : эмоциональная окраска , пред — мет , способ удовлетворения , цикл и норма насыщения .

Эмоциональная окраска – это субъективно переживае — мое состояние нужды в чем — либо : в пище , в воздухе , в воде , в знаниях , в общении и т . д . Каждая потребность имеет свою со — вершенно неповторимую эмоциональную окраску . Так , пи — щевая потребность окрашена эмоцией голода , потребность в воде – эмоцией жажды , потребность в знаниях – эмоцией лю — бознательности и т . д . Интенсивность эмоциональной окраски очень динамична . Она определяется остротой нужды челове — ка в чем — либо : от некоторого минимального уровня ( едва

Психология деловых отношений

осознаваемого желания ) до некоторого максимального значе — ния ( предельно сильного желания ). Эмоциональная окраска является своеобразным субъективным индикатором потреб — ностей , сигнализирующим человеку в каждый момент време — ни о том , в чем именно и насколько сильно он нуждается .

Потребности первоначально носят диффузный харак — тер . Смутное беспокойство : « Не пора ли перекусить ?» сильно отличается от сладкого воспоминания о вкусе изысканного деликатеса . Процесс нахождения конкретного объекта , кото — рый может удовлетворить потребность , называется опредме — чиванием . Только встреча потребности с конкретным предме — том позволяет перейти от стадии хаотичного поискового по — ведения к стадии целенаправленного действия .

Предмет потребности составляют те факторы , объекты и условия , в которых нуждается человек для своего благополуч — ного социального бытия . Это пищевые продукты , информа — ция , комфорт , уважение , красота и др . Каждая потребность имеет свой предмет , который характеризует ее содержательно

и объективно . Так , предмет пищевой потребности представ — лен пищевыми продуктами , познавательной потребности – знаниями ( информацией ), эстетической потребности – эсте — тическими объектами и т . д . Предметы потребностей могут быть вещественными ( например , пиша ), духовными ( знания )

и функциональными ( физическая активность ). Указанное предметное основание может служить для классификации по —

требностей на материальные , духовные и функциональные .

В большинстве случаев человек достаточно хорошо знает предметы своих потребностей ( их внешний вид , свойства , ме — стонахождение и др .). Поэтому при возникновении той или иной потребности происходит актуализация не только эмо — циональных переживаний ( голода , жажды , страха , интереса ), но и ее предметного содержания в форме соответствующих образов и мыслей , то есть порождается вполне предметное желание . Нахождение потребностью своего предмета означа — ется обретение цели действия ( реально присутствующей или только мыслимой ), т . е . знаменует начало по — настоящему ак —

Регулятивные и познавательные процессы психики

тивной фазы в развитии мотивационной сферы , скачок от « Почему ?» к « Во имя чего ?».

Такое конкретное побуждение к чему — либо называется мотивом . Мотивы представляют конкретную форму сущест — вования потребностей . Одна и та же потребность может про — являться в виде множества конкретных мотивов . Мотивы имеют форму желаний , влечений , установок , намерений , ин — тересов , идеалов , убеждений , мечты , отношений .

Каждая потребность имеет определенный способ удов — летворения , то есть систему специальных приемов и действий , приводящих в конечном итоге к ее насыщению . Развитая по — требность предполагает владение способами ее удовлетворе — ния . Овладение социально приемлемыми способами удовле — творения потребностей составляет одну из задач воспитания полноценного человека .

Большинство потребностей являются цикличными , то есть характеризуются определенной периодичностью . В ее динамике можно выделить , как минимум , три стадии : обост —

рение , насыщение и латентный период . Они и составляют один полный цикл . На протяжении этих стадий происходит суще — ственное изменение внутреннего душевного состояния чело — века . Все более и более возрастающее желание сменяется гам — мой положительных эмоций , сопровождающих процесс на — сыщения потребности . На заключительной , латентной , ста — дии потребность совсем выпадает из сознания , то есть субъек — тивно как бы перестает существовать . Цикличность наиболее характерна для биогенных потребностей . Каждая потребность имеет свою продолжительность цикла . Он может варьиро — ваться от нескольких секунд до многих дней и даже месяцев . Продолжительность циклов даже в рамках одной потребности может быть разной . Это зависит от множества внешних и внутренних факторов .

Потребности имеют некоторую норму насыщения . Она определяется через количественную характеристику предме — та , достаточного для удовлетворения потребности . Ее доволь — но трудно измерить . Норма насыщения очень индивидуаль —

Психология деловых отношений

на . Она зависит от того , насколько сильно развита и значима потребность , а также от уровня ее актуализации в данный мо — мент . Наиболее сильные ведущие социогенные потребности человека вообще трудно насытить .

Выделенные структурные компоненты потребностей со — ставляют ее психологическую характеристику . Все они , за ис — ключением эмоциональной окраски , развиваются у человека в процессе обучения и воспитания .

Потребности и мотивы выступают как источники жизнен — ной активности человека . Они побуждают к определенным дей — ствиям и поступкам и придают им необходимый личностный смысл . От содержания , характера и силы мотивации зависит эффективность и качество любой деятельности . Без потребно — стей и мотивов деятельность невозможна вообще , поскольку она теряет для человека личностный смысл . То же можно сказать и об общении . Поэтому за любой жизненной активностью всегда стоят определенныепотребности имотивы .

Классификация потребностей и мотивов . Человек яв —

ляется частью огромной системы , которая включает в себя природу , общество , материальный и духовный мир . Он связан со всем этим бесконечно многообразными отношениями , оп — ределяющими условия его социального бытия . Зависимость человека от этих жизненно важных условий выражается в факте существования у него большого множества потребно — стей и мотивов .

Потребности можно классифицировать по различным основаниям . По степени притягательности выделяют пози — тивные и негативные мотивы . Первые будут побуждать орга — низм к приближению или достижению некоторого объекта , а вторые – к избеганию . Примером позитивного мотива может служить мотив достижения , а негативного – мотив избегания неудач .

По критерию постоянства выделяют постоянные ( по — требность в кислороде ), устойчивые ( потребность в общении ), циклические ( потребность в пище , потребность в размноже —

Регулятивные и познавательные процессы психики

нии у животных ) и ситуативные ( потребность в поедании ме — ла у женщин в период вынашивания ребенка ).

По интенсивности субъективного переживания потреб — ностного состояния ( особенно при невозможности реализа — ции потребности ) потребности можно разделить на сильные и слабые .

По преобладанию ориентации на результат деятельно — сти ( например , труд ) или на сам процесс ее выполнения ( на — пример , игра ) выделяют процессуальные и результативные потребности .

В зависимости от происхождения потребности подразде — ляются на биогенные и социогенные . Биогенные направлены на удовлетворение нужд организма . Лишение человека возможно — сти их удовлетворения приводит к физической смерти . Сюда относится потребность в пище , в воде , в физических условиях существования ( тепле , солнце , воздухе , определенном атмо — сферном давлении и др .), половая потребность , потребность в самосохранении и др . Перечисленные потребности во многом биологически обусловлены , то есть их существование предопре — делено генетически . Это не значит , что они являются врожден — ными . Генетически задается лишь способность человека испы — тывать беспредметное состояние нуждаемости в чем — либо ( пи — ще , воде , тепле ), то есть эмоциональная окраска потребности . Все остальные ее компоненты ( предмет , способ удовлетворения , цикл , норма насыщения ) возникают в процессе обучения и вос — питания .

Социогенные потребности целиком и полностью явля — ются продуктом обучения и воспитания . Они не могут воз — никнуть вне человеческого общества и характерны только для людей . Их значительно больше , чем биогенных , и они очень индивидуализированы . Сюда относятся такие потребности : в славе , в общении , во власти , в любви , в эмоциональном кон — такте , в уважении , в красоте и др . Они направлены на удовле — творение нужд личности . В ситуации задержки или невоз — можности их удовлетворения человек страдает как личность . При значительном ограничении возможности удовлетворе —

Психология деловых отношений

ния наиболее значимых социогенных потребностей наблюда — ется сильнейшая невротизация личности , сопровождающаяся чувством потери смысла жизни .

В зависимости от характера и уровня осознаваемости по — требности и мотивы подразделяются на осознаваемые , час — тично осознаваемые , неадекватно осознаваемые и неосозна — ваемые . К осознаваемым относятся такие потребности , в кото — рых человек отчетливо осознает все структурные компоненты . Они являются одновременно и произвольными , то есть чело — век хорошо управляет ими . Уровень осознания компонентов потребностей может быть неполным , что характерно для час — тично осознаваемых потребностей . Это снижает уровень их произвольности . Неадекватно осознаваемые потребности от — личаются тем , что человек неправильно ( искаженно ) осознает отдельные их компоненты . Возможности их произвольной ре — гуляции становятся еще более низкими . Минимальный уро — вень осознаваемости характерен для неосознаваемых потреб — ностей . В данном случае может выделяться лишь эмоциональ — ный компонент потребности – некоторое беспредметное хо — тение , которое называется влечением . Влечения вообще труд — но поддаются произвольной регуляции . Психологической причиной снижения уровня осознаваемости потребностей или его искажения является их незрелость или несоответствие нравственным убеждениям личности . Поэтому они чаще встречаются у детей и подростков .

Структура потребностно — мотивационной сферы .

В результате развития потребностно — мотивационной сферы человека возникает целостная система потребностей и соот — ветствующих им мотивов . Она построена по иерархическому принципу , где каждая потребность занимает свое определен — ное место . Ее можно представить в форме пирамиды , верши — ну которой занимает одна или несколько наиболее сильных , значимых , устойчивых и трудно насыщаемых потребностей . Они определяют личностную направленность человека и смысл его жизни . Это положение могут занимать самые раз — нообразные потребности . В соответствии с этим выделяются

Источник

Читайте также:  Способы обеспечения исполнения обязательств что это такое
Оцените статью
Разные способы