Эмоции как способ выражения чувств

Развитие эмоциональной сферы начинается с выражения простейших чувств

Анна Лемзякова
Развитие эмоциональной сферы начинается с выражения простейших чувств

С САМОГО РОЖДЕНИЯ

Развитие эмоциональной сферы начинается в самом раннем возрасте с выражения простейших чувств.

Что такое эмоция?

Это состояние психики человека, которое выражает его отношение к самому себе и окружающему миру, его процессам. Отсюда следует, что эмоциональное развитие – это процесс, при котором человек постепенно учится откликаться на различные явления окружающей действительности, а также быть хозяином своих эмоций, управлять ими.

Уже с рождения малыш наделен простейшими эмоциями. Это плач, а чуть позже – улыбка и смех. Плач – способ сигнализировать родителям о своих потребностях, недуге, дискомфорте, нехватке внимания. Улыбка – первое выражение радости и хорошего самочувствия. Постепенно к ним добавляются удивление, интерес – естественные спутники познавательного развития малыша раннего возраста.

С 1 года до 3 лет ребенок учится использовать плач для просьбы о помощи и для психологической защиты. У него появляются первые истерики (как правило, подсмотренные у других деток) как способ добиться желаемого или протестовать против нежелаемого.

Источниками эмоций на раннем этапе являются, во-первых, общение с окружающими (прежде всего, родителями). Кроме этого, различные чувства у ребенка вызывает все, что его окружает: игрушки, мелодии, мультфильмы, книжки, животные и т. д.

Начиная с 3 лет малыш активно развивается в речевом, интеллектуальном и эмоциональном плане. Можно сказать, что в этот период закладывается фундамент его будущего характера и способностей к пониманию эмоций, желаний и мотивов других людей.

Для чего нужно развивать эмоции ребенка?

Как известно, малышей всему нужно учить: ходить, говорить, обслуживать себя, думать. Выражать, распознавать и контролировать эмоции – в том числе. Почему?

Если не уделять достаточно внимания эмоциональному воспитанию дошкольника, он не научится правильно выражать радость или обиду, делиться своими чувствами с окружающими. А это уже серьезный коммуникативный барьер. Соответственно, малыш будет расти неуверенным в себе, не таким счастливым, как другие детки.

Эмоции отражаются на характере ребенка, его поведении. Они помогают (или мешают) ему правильно воспринимать происходящее вокруг, реагировать на события действительности.

В раннем детском возрасте эмоции довольно импульсивны. Их нужно «доращивать» до устойчивых симпатий или антипатий, которые со временем будут складываться в такие чувства, как дружба, взаимопонимание, любовь, ненависть. В наши дни, когда с экранов телевидения, газетных и книжных страниц на нас потоком льются насилие и жестокость, правильное эмоциональное развитие ребенка приобретает первостепенную значимость. Умение выражать и контролировать эмоции помогает ему приспособиться к различным ситуациям, формировать социальное взаимодействие, развиваться социально и нравственно.

Кроме того, нельзя отбрасывать тот факт, что дети учатся на примере (зачастую – на примере неблагополучного поведения других детей). Поэтому если взрослые не управляют процессом становления эмоций своего ребенка, чаще всего он развивает в себе эмоции негативные – в качестве способа самозащиты и обеспечения собственного благополучия в детском понимании (чтобы не лишали, не запрещали, купили желаемое, и т. д.). В арсенале такого ребенка будут преобладать обида, страх, стеснительность, скука, усталость, гнев, отчаяние.

Особенности детских эмоций.

Читайте также:  Код способа закупки еис

Эмоции развиваются поступательно, в связи с общим развитием ребенка, появлением у него новых навыков, потребностей, мотивов, социального опыта.

В общем понимании в дошкольном возрасте выделяют следующие особенности эмоционального развития.

Ребенок учится социальным способам выражения своих чувств, чему способствует расширение сферы его общения (родители – родственники – соседские дети – коллектив детского сада).

Появляется эмоциональное предвосхищение: ребенок учится понимать, какие чувства вызовут его действия у других, к какому результату это приведет.

Развиваются чувства: постепенно они становятся все более осознанными, произвольными, разумными, внеситуативными.

Начинают формироваться интеллектуальные, нравственные, эстетические чувства.

Если говорить более подробно, то условно эмоциональное развитие малыша можно разделить на 2 этапа.

1. До 3 лет большинство эмоций обусловлено потребностями ребенка, способы выражения их довольно примитивны (в основном это выражение лица, смех или слезы). Такие эмоции направлены на удовлетворение основных инстинктов (питания, самосохранения). В этот период появляются первые неустойчивые представления об окружающей действительности, формируется отношение к близким людям. Появляется первая социальная форма гнева – ревность (или зависть) ребенка, проявляемая по отношению к другим детям, если его мама уделяет им внимание. В том числе – младшим детям в семье. Если ребенок на этом этапе лишен возможности полноценного выражения своих эмоций, его эмоциональная сфера не развивается.

2. С 4 до 6 лет биологические потребности сохраняются, но ребенок постепенно учится контролировать свое эмоциональное состояние (например, немного потерпеть, если голоден). Под непосредственным влиянием окружающей среды начинают формироваться высшие нравственные эмоции. Ребенок учится оценивать действия окружающих (хорошо или плохо). Эмоции становятся менее импульсивными. У ребенка появляются устойчивые чувства к родным и окружающим (любовь, привязанность, дружба).

ЭТО ВАЖНО! Не ругайте своего ребенка за то, что он канючит, прося накормить его или утолить жажду, когда вы, к примеру, еще едете в общественном транспорте. Дети вообще с трудом могут контролировать свои биологические процессы. Даже в возрасте 4 – 5 лет малыш не сможет себя сдерживать долго. Лучше отвлеките его чем-то интересным, скажите, что до дома осталось совсем немного, – проявите понимание.

Что влияет развитие детских эмоций?

Эмоциональное развитие дошкольника зависит от его личностного развития, в частности от появления новых мотивов, потребностей, интересов, развития познавательной деятельности.

Среди мотивов можно выделить, к примеру, такие:

интерес к окружающему миру;

сохранение хороших отношений с родными, другими значимыми взрослыми, а также сверстниками;

самоутверждение, самолюбие и др.

Именно поэтому в дошкольном возрасте в первую очередь формируются социальные эмоции.

ЭТО ВАЖНО! В познавательном развитии на изменение эмоций влияет, прежде всего, включение в эмоциональные процессы дошкольника его речи, что делает его чувства более обобщенными и осознанными.

Эмоции ребенка развиваются в социуме – маленьком (семья) или более широком (двор, детский сад). Малыш учится эмоциям, которые позволят ему управлять родителями, одновременно они обучают его эмоциям, которые считают правильными. Общаясь с окружающими, ребенок постепенно усваивает нормы поведения и проявления эмоций, принятые в конкретном обществе. Дошкольник учится дружбе, благодарности, патриотизму, любви.

Мальчики осваивают свою роль (мужчины, защитника, будущего отца, девочки – роль женщины, хозяйки, матери.

Что помогает развивать эмоциональную сферу?

Гуманные чувства дошкольника прекрасно помогает развивать игровая деятельность, в частности сюжетно-ролевые игры. Играя с другими детьми, малыш учится понимать других, сочувствовать им, понимать их желания, состояние, настроение. Ребенок к старшему дошкольному возрасту постепенно переходит от простого воссоздания, проигрывания ситуаций или чувств к передаче тех эмоций, которые игра содержит. Ребенок учится сопереживать другим, разделять их чувства.

Читайте также:  Поиск файлов способы поиска

Приобщение дошкольника к трудовой деятельности, которая направлена на достижение полезного для окружающих результата, дает малышу новые эмоции: сочувствие усилиям других детей, радость от достижения общей цели, удовлетворение от своей работы или недовольство, если сделал ее плохо.

Занятия спортом также несут ребенку множество эмоциональных открытий. Он учится быть выдержанным, стремиться к цели, переживать первые неудачи и радоваться достижениям. В групповых видах спорта дети учатся сплоченности, ответственности за свои действия перед другими, учатся работать на спортивный результат сообща.

Любая познавательная деятельность непременно обогатит эмоциональный багаж дошкольника. Это радость нового открытия (пусть и не такого глобального, сомнения, удивление, стремление совершить для себя очередное открытие.

Эстетические чувства развиваются у детей дошкольного возраста в процессе собственной творческой деятельности и общения с искусством. Прекрасные скульптуры, картины, литературные произведения помогают ребенку научиться таким понятиям, как «красивое», «гармония», «вкус», «ужасное», «истинное», «ложное», «правда», «добро», «зло». Дошкольник учится не только выражать свои эмоции художественными средствами, но и защищать правду, протестовать против лжи и зла, ценить доброе и прекрасное в людях.

Итак, один из основных видов развивающей деятельности дошкольника – игра. Вот несколько примеров игр, способствующих эмоциональному развитию детей.

Можно играть группой, можно – вдвоем. Участникам игры предлагают несколько карточек с изображениями детей, выражающих различные эмоции. Нужно выбрать себе карточку, а затем придумать и нарисовать историю, в которой основой сюжета станет именно это эмоциональное состояние. В групповом варианте в конце игры организуют выставку, на которой можно угадывать героя и автора картины, а автор может рассказать нарисованную историю.

Точно так же малышу (или малышам) предлагается несколько изображений детей с разными эмоциями. Задача ребенка – выбрать из всех картинок изображения детей, которых, к примеру, можно пригласить к праздничному столу, отвести к доктору, успокоить, тех, кто обижен на взрослых, не хочет слушаться и т. д. Нужно объяснить, по каким признакам был сделан именно такой выбор.

Игра групповая. Один малыш изображает крошку Енота из известного мультфильма. Остальные становятся «рекой», в которой он увидит свое отражение. Енот становится перед рекой и изображает различные эмоции (радость, злость, испуг, интерес, а дети должны точно повторить его мимику, жесты. По очереди Енотами могут стать все.

Итак, программа развития эмоций ребенка должна кроме активной социализации включать игровую деятельность, приобщение дошкольника к спорту, труду, искусству, чтению книг, собственному творчеству. И один из важных моментов здесь – пример родителей.

Развитие эмоциональной сферы у детей шестого года посредством сказок Добрый день, уважаемые участники конференции! Вашему вниманию предлагается дипломная работа А. А. Клюкиной на тему «Развитие эмоциональной.

Вариативная дидактическая игра для детей разновозрастной группы от 5–8 лет на развитие эмоциональной сферы Авторская вариативная дидактическая игра для детей разновозрастной группы от 5-8 лет на развитие эмоциональной сферы. Цель: Формировать.

Дидактические пособия для дошкольников на развитие эмоциональной сферы на занятиях изобразительной деятельностью Создание портрета человека требует способности не только ухватить и нарисовать черты, схожие с оригиналом, но и передать характер и состояние.

Источник

От печали до радости: 3 способа выражать свои эмоции и почему это важно

Иллюстративное фото: Pixels.com

Эмоциональная природа человека развивалась параллельно с другими эволюционными процессами, и сегодня мы можем идентифицировать более 100 оттенков чувств. Но мало их просто различать, нужно уметь правильно выражать, поскольку именно эмоции закладывают основу любых межличностных отношений, а также напрямую влияют на самоощущение человека.

Читайте также:  Виды социальных групп по способу организации

О том, почему важно выражать эмоции, как разобраться в себе и своих чувствах, рассказывает психолог Владимир Решентников в своем Instagram-блоге.

«Показывать свои эмоции другим людям — можно и нужно. Однако для начала немного о том, чем отличаются эмоции и чувства.

Обычно эти слова мы используем как синонимы, и, в целом, это нормально, поскольку они описывают нашу внутреннюю жизнь.

Но при этом чувства характеризуются большей устойчивостью и определяют отношение, в то время как эмоции краткосрочны, и выражаю нашу реакцию на что-либо.

Например, мы можем испытывать чувство любви и привязанности к какому-то человеку, но в некоторый момент переживать эмоцию раздражения по отношению к нему», — объясняет специалист (здесь и далее орфография и пунктуация автора сохранены — прим.ред.)

Зачем выражать свои эмоции?

  • Эмоции заключают в себе энергию, побуждающую нас к действию.
  • Выражая эмоции, мы понимаем свои потребности.
  • Выражая эмоции, мы лучше понимаем причины собственных реакций.
  • Выражая эмоции, мы утверждаем их, даем себе опору.
  • Выражая эмоции, мы сообщаем другому человеку о том, что важно для нас.

В чем опасность подавления эмоций?

  • Блокируя выражение эмоций, мы подавляем и поведение, необходимое для адаптации, решения трудностей.
  • Подавляя выражение эмоций, мы теряем контакт со своими потребностями.
  • Подавляя выражение эмоций, мы теряем чувство собственной значимости.
  • Подавляя выражение эмоций, мы лишаем себя возможности регулировать свое эмоциональное состояние.
  • Подавляя выражение эмоций, мы утрачиваем способность правильно расставить приоритеты в своей жизни.

Бывает так, что мы избегаем выражения эмоций, опасаясь развития конфликтной ситуации, неодобрения со стороны окружающих, непонимания и так далее.

В некоторых ситуациях это может быть необходимым, но систематическое подавление эмоций будет приводить нас к потере себя и созависимым отношениям.

Как может быть выражена эмоция?

Главный принцип – абсолютно любую из них, как негативную, так и позитивную, нужно показывать наиболее ясно, четко, полно, честно.

Для каждой эмоции есть три способа выражения:

В виде позы, мимики, жестикуляции, интонации голоса. Таким образом мы обеспечиваем «заразительность» эмоций.

Собеседник воспринимает наше состояние, у него активизируются зеркальные нейроны, и он копирует на микроуровне наш тембр голоса и поведение. То есть – испытывает эмпатию.

Во избежание непонимания нужно уметь выражать эмоции словами. «Я злюсь», «я тебя люблю» – эта информация четкая, понятная и собеседник вынужден будет на нее реагировать.

Чем больше доля вербального – тем лучше. Ведь когда вместо камня в другого человека полетело слово – возникла цивилизация.

«Отношения, помимо слов, строятся на поступках. Если дела расходятся со словами – люди перестают доверять такому человеку доверять. Он создает себе репутацию ненадежного и непорядочного.

Поэтому эмоции обязательно должны выражаться в поступках. По ним мы смотрим: адекватно ли поведение человека, можно ли строить с ним отношения.

Если вы в основном выражаете то, что чувствуете, невербально или в виде поступков, значит у вас очень низкий уровень осознания эмоций.

Максимум эмоций нужно выражать в вербальной форме. Однако идеально, чтобы все способы были развиты равном», — подытожил специалист.

Узнавайте обо всем первыми

Подпишитесь и узнавайте о свежих новостях Казахстана, фото, видео и других эксклюзивах.

Источник

Оцените статью
Разные способы