Эмоции как способ передачи информации

«Механизм» передачи эмоций: эмпатия, сопереживание, трансфер, заражение

«МЕХАНИЗМ» ПЕРЕДАЧИ ЭМОЦИЙ: эмпатия, сопереживание, трансфер, заражение.

1. Эмоция. Эмоциональность. Экспрессия.

3. Функции эмоций.

4. Информационная теория эмоций .

5. Передача эмоций.

ЭМОЦИЯ – динамичная форма психического отражения значения жизненных явлений, событий и ситуаций с точки зрения их влияния на удовлетворение или неудовлетворение потребностей личности. Это «зеркало» степени и глубины удовлетворённости потребностей, оценка, отражение отношения результата деятельности к её мотиву. Если с т. з. мотива деятельность успешна, возникают положительные эмоции, если неуспешна – отрицательные. Эмоции возникают лишь если не удовлетворены потребности. Это знаки, сигналы неосознаваемых потребностей и мотивов.

Эмоциональные явления существуют в формах:

· ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ФОНА или ЭМОЦИОНАЛЬНОГО СОСТОЯНИЯ – отражающего длительное, глубоко существенное отношение человека к стабильной во времени ситуации;

· ЭМОЦИОНАЛЬНОГО РЕАГИРОВАНИЯ – отражающего кратковременное отношение к неустойчивой во времени ситуации.

ЭМОЦИОНАЛЬНОСТЬ свойство психики человека, отражающее содержание, качество и динамику его эмоций.

ЭКСПРЕССИЯ выразительность, сила проявления чувств. Внешние проявления эмоций в мимике, пантомимике, голосе.

Субстрат эмоций. ЛИМБИЧЕСКАЯ СИСТЕМА: гиппокамп, свод, мамиллярные тела, переднее ядро таламуса, поясная извилина, некоторые ядра гипоталамуса, миндалевидное тело, обонятельная луковица, тракт и бугорок, ретикулярная формация среднего мозга. Центральная часть лимбической системы – гиппокамп. В своих составных частях лимбическая система сходна у всех млекопитающих.

Нервные сигналы, поступающие от всех органов чувств, направляясь по нервным путям из ствола мозга в кору больших полушарий, проходят через одну или несколько лимбических структур. Сигналы, исходящие из коры, тоже проходят через структуры лимбической системы, следуя к органам-исполнителям.

В ретикулярной формации в качестве медиатора используются норадреналин, адреналин и дофамин. Недостаток в мозге норадреналина приводит к депрессии типа тоски, а дефицит адреналина вызывает депрессию тревоги. Норадреналин участвует в формировании реакции удовольствия, а дофамин способствует возникновению приятных ощущений и даже эйфории.

Межполушарная асимметрия и эмоции. Правое полушарие более эмоциогенное: оно обеспечивает преимущество левой половины зрительного поля при оценке выражения лица и левого уха – при оценке эмоционального тона голоса. Левая половина лица интенсивнее выражает эмоции при помощи мимики, особенно отрицательные, а правая – выражает положительные эмоции. Левое полушарие ответственно за восприятие и экспрессию положительных эмоций, а правое – отрицательных. Правое полушарие – источник бессознательной мотивации, воспринимает мир в неприятном, угрожающем свете. Левое полушарие доминирует в организации целостного эмоционального переживания на сознательном уровне.

ФУНКЦИИ ЭМОЦИЙ. В ходе эволюции эмоции возникли, как средство, позволяющее определять биологическую значимость внешних воздействий на организм и его внутренних состояний. Это форма видового опыта, усваиваемого на генетическом уровне, позволяющего автоматически, инстинктивно совершать или не совершать какие-то действия (по избежанию опасности, по продолжению рода…), целесообразность которых скрыта от его сознания. Как форма индивидуального опыта эмоции – возникают накануне стандартных и нестандартных ситуаций, при появлении первых сигналов, свидетельствующих об их возможности, и позволяют субъекту заблаговременно подготовиться к грядущему. Эмоции – психическая форма проявления физиологических процессов, происходящих в организме, вырабатывающем ответ на вызов среды. Они сопровождаются изменением деятельности органов дыхания, сердечно-сосудистой системы, желез внутренней секреции, скелетной и гладкой мускулатуры…Физиологический субстрат эмоций – продукты деятельности нервной вегетативной системы, взаимодействующей с ансамблями головного мозга, обеспечивающей энергетическую поддержку готовящемуся ответу.

Простейшая форма эмоции – непосредственные переживания, сопровождающие жизненно важные воздействия (вкусовые, температурные) и побуждающие к их сохранению или устранению. Они неустойчивы и ситуативны.

В экстремальных ситуациях, когда субъект не справляется со складывающимися вокруг него обстоятельствами, развиваются аффекты.

Высшие формы эмоций – устойчивые, осмысленные чувства к предметам, отвечающим высшим потребностям человека.

Сильное, абсолютно доминирующее чувство – страсть.

Острая форма переживания эмоции – отчаяния, ярости, ужаса … — пароксизм.

Читайте также:  Единственный способ уничтожить русских заставить их ловить покемонов

Общий эмоциональный фон, состоящий из комплекса эмоций, возникающих вокруг какой-то доминирующей потребности – настроение. Это продолжительное, устойчивое психическое состояние умеренной или слабой интенсивности.

Эмоции различаются степенью осознанности. Конфликт между осознанными и неосознанными эмоциями часто лежит в основе неврозов.

Развитие эмоций в онтогенезе выражается:

1. В дифференциации качеств эмоций.

2. В усложнении объектов, вызывающих эмоциональный отклик (усложнение потребностей).

3. В развитии способности регулировать эмоции и управлять их внешним проявлением.

Эмоциональный опыт обогащается в процессе общения благодаря сопереживанию, эмпатии.

ИНФОРМАЦИОННАЯ ТЕОРИЯ ЭМОЦИЙ ().

Общий закон человеческих эмоций:

ЭМОЦИЯ = актуальная потребность + возможность удовлетворения

(вероятность достижения цели)

ВЕРОЯТНОСТЬ ДОСТИЖЕНИЯ ЦЕЛИ = (информация о необходимых для удовлетворения потребности средствах + о необходимом времени + о ресурсах, необходимых для достижения цели) – (информация о наличии средств для удовлетворения потребности + о наличном времени + о наличных ресурсах)

Возрастание вероятности – положительные эмоции.

Снижение вероятности – отрицательные эмоции.

Развитие эмоциональной сферы психики осуществляется: 1)за счёт накопления эмоционального личного опыта, 2) за счёт «механизмов» передачи чужих эмоций – эмпатии, сопереживания, трансфера, заражения…

ПЕРЕДАЧА ЭМОЦИЙ. Эмпатия – постижение чужого эмоционального состояния, проникновение-вчувствование в переживания другого человека. Проявляется в проекции и подражании моторным и аффективным реакциям другого человека, в способности предвидеть аффективные реакции другого в конкретных ситуациях. Способность к эмпатии возрастает с ростом жизненного опыта. Она легче реализуется при сходстве поведенческих и эмоциональных реакций субъектов, при тождестве их психических структур (картины мира, мировоззрения, вида деятельности…).

· сопереживание – отождествление своих эмоциональных состояний с состояниями другого человека, когда в сознании субъекта отражается отношение другого человека к происходящим с ним событиям. Сопереживания возникают в результате: 1) неосознаваемого, непроизвольного эмоционального заражения, охватывающего субъекта при непосредственном, обычно случайном контакте с испытывающим те или иные эмоции человеком (страх, радость…); 2) осознанного, произвольного отношения идентификации себя с членами референтной группы цели, ценности, нормы которой индивид разделяет. Когда он как бы ставит себя на место другого и поэтому испытывает те же чувства, что и он.

· сочувствие — переживание своих эмоций в связи с чувствами другого человека.

Специфика эмпатии в отличие от других видов понимания (идентификация, принятие ролей, децентрация…) в том, что в ней слабо проявляется рефлексия. Эмпатия замкнута в рамки непосредственного эмоционального опыта.

Трансфер – перенос эмоционального отношения к значимым для себя людям на других людей (например, перенос любви и доверия к собственному отцу на вождя или руководителя…).

Позитивный трансфер – перенос чувств любви, восхищения, уважения, доверия…

Негативный трансфер – перенос чувств страха, ненависти, отвращения, вражды, злобы.

Заражение – передача эмоционального состояния от одного индивида другому на психофизиологическом уровне – помимо смыслового воздействия или дополнительно к нему. Бывает в различной степени произвольным. При наличии обратной связи заражение способно нарастать в силу взаимной индукции, приобретая вид циркулярной реакции (например, паника в толпе). Такая реакция сопутствует эффективным массовым акциям, публичному восприятию ораторских выступлений… и служит дополнительным сплачивающим фактором, пока не превысит некоторого уровня интенсивности. Тогда вышедшее из-под контроля обоюдное заражение приводит к распаду социальных структур и к вырождению организованно взаимодействующей группы в разновидность толпы.

· Эйфория – повышенное радостное, весёлое настроение, состояние благодушия и беспечности, не соответствующее объективным обстоятельствам. Сопровождается мимическим и общим двигательным оживлением, психомоторным возбуждением.

· Симпатия – устойчивое положительное отношение к другим людям или явлениям, проявляющееся в приветливости, доброжелательности, восхищении, стремлении к общению, оказанию внимания, помощи. Возникает на основе общих взглядов, ценностей, идеалов, интересов или – привлекательной внешности, поведения.

В динамике симпатия, достигая напряжённости, может перейти в страсть, прочную привязанность или окончиться охлаждением, разочарованием и даже перейти в антипатию и неприязнь.

Читайте также:  Решение задач способом вращения плоскостей проекции

· Оптимизм – жизнерадостное миросозерцание, вера в людей, в собственные силы и возможности, уверенность в прогрессе общества и в успехе своей деятельности.

· Надежда – ожидание некоторого желаемого события, предвосхищение вероятности его осуществления. Возникает на основе: 1)познания причин, обусловливающих ожидаемые события, 2)субъективного эмоционального опыта, накопленного в сходных ситуациях в прошлом, 3)веры, сильного желания наступления ожидаемого события. Помогает мобилизовать энергию на подготовку и осуществление деятельности, результатом которой может стать желаемое событие.

· Вдохновение – напряжение, подъём душевных сил, творческое волнение, ведущее к реализации замысла, идеи. Сопровождается повышенной общей активностью, продуктивностью деятельности, сознанием лёгкости творчества, переживанием «одержимости» и глубокого погружения, сосредоточенности на творчестве. Достигается при условии овладения в совершенстве технологией творческой деятельности, когда сам процесс не осознаётся, а всё внимание сосредоточено на достижении его результата. Другим непременным его условием является воля к достижению цели.

· Любовь – 1)интенсивное, напряжённое и относительно устойчивое чувство субъекта, физиологически обусловленное сексуальными потребностями; 2)высоко напряжённое положительное отношение, выделяющее его объект среди других и помещающее объект в центр жизненных потребностей субъекта. Сопровождается стремлением к ответному чувству той же интенсивности, напряжённости и устойчивости. Чувство любви глубоко интимно и сопровождается ситуативно возникающими эмоциями нежности, восторга, ревности….

Охватывает широкий спектр эмоциональных явлений от симпатии – до страсти.

Органически сочетает две тенденции – 1)сексуальность, как стремление обеспечить продожение рода, 2)быть идеально представленным, продолженным в личности другого – значимого человека.

Фромм: любовь – это установка, ориентация характера, задающая отношение человека к миру вообще; форма проявления заботы, ответственности, уважения, понимания к другим людям; желание и способность зрелой созидательной личности к активной заинтересованности в жизни и развитии объекта любви. Требует разнообразных знаний и умений в т. ч. дисциплины, сосредоточенности, терпения, заинтересованности, активности, веры…

· Гордость – чувство, возникающее от осознания соответствия своих возможностей, итогов деятельности личностному идеалу, концепции «Я-идеальное».

· Радость – чувство, сопровождающее удовлетворение потребности, достижение поставленной цели, оправдание надежды, подтверждение прогноза.

· Ненависть – стойкое отрицательное чувство, направленное на явления, противоречащие потребностям субъекта, его убеждениям или ценностям. Вызывает негативную оценку предмета, которому оно адресовано и активную деятельность, направленную против него.

Формированию ненависти предшествует накопление недовольства или более слабых негативных эмоций.

Предметом ненависти может быть как реальная, так и воображаемая причина.

Контроль формирования и развития чувства ненависти осуществляется путём раскрытия сущности нежелательных явлений и их причин. Осознание неизбежности неприятных событий, а также нравственнные убеждения помогают управлять и сдерживать ненависть.

· Зависть – проявление мотивации достижения, когда чьи-то преимущества в приобретении социальных благ – материальных ценностей, успеха, статуса, личных качеств… — воспринимаются субъектом как угроза ценности «Я» и сопровождаются аффективными переживаниями.

«Белая зависть» — признание чужого успеха, стимулирующее творческую активность и стремление к соревнованию.

«Чёрная зависть» — негативная эмоция, побуждающая совершать злонамеренные действия по устранению чужого успеха, благополучия, радости (синдром Сальери).

В онтогенезе зависть появляется достаточно поздно в результате конкурентного характера игр, депривации потребности в признании.

1) страх перед авторитетом – принуждает к отказу от удовлетворения первичных позывов,

2) страх перед «сверх-Я» – принуждает к отказу от запретных желаний и осуществляет к наказанию (Фрейд).

Осознание своих действий или помыслов как причину вреда для интересов значимых для личности «других» и мысленное осуждение себя, желание исправить созданное положение ценой неудовлетворения собственных потребностей.

Позднее вина трансформируется в совесть.

· Стыд – результат рефлексии: осознание несоответствия своих поступков или намерений принятым в обществе нормам или требованиям морали. Фокусирует внимание субъекта на цензуре собственных поступков, действий, мотивов. Результат оценки самого себя с точки зрения Значимого Иного.

Читайте также:  Какие бывают способы посева семян

· Испуг – состояние в ситуации внезапной опасности, когда не было предварительной готовности к восприятию угрозы.

· Страх – эмоция, возникающая в ситуациях угрозы биологическому или социальному существованию индивида и направленная на источник действительной или воображаемой опасности. Состояние ожидания опасности. Источниками опасности могут быть как реальные внешние объекты, внутренние состояния организма (болезнь), так и неврозы по поводу неудовлетворения потребности. Возникает на стадии предвосхищения опасности.

Диапазон оттенков страха: тревога (если источник опасности неопределён) — опасение – боязнь – испуг – ужас.

Вызывает стереотипы защитного поведения: бегство, оцепенение, защитную агрессию.

Функционально страх предупреждает опасность, позволяет сосредоточить на ней внимание, создать стратегию избегания или защиты.

· Ажитация – аффективная реакция, возникающая в ответ на угрозу жизни, аварийную ситуации. Проявляется в форме сильного беспокойства, тревоги, потери целенаправленности действий. Человек суетится и становится способен выполнять лишь простые автоматизированные действия. Возникает ощущение пустоты и отсутствия мыслей, нарушается возможность рассуждать. Это сопровождается вегетативными нарушениями: бледность, учащённое дыхание, сердцебиение, дрожание рук.… Это препатологическое состояние в границах психической нормы.

· Аффект – сильное и относительно кратковременное нервно-психическое возбуждение, эмоциональное состояние, связанное с резким изменением важных для субъекта жизненных обстоятельств. Сопровождается резко выраженными двигательными проявлениями и изменениями в функциях внутренних органов, утратой волевого контроля и бурным выражением эмоциональных переживаний. Возникает в ответ на уже происшедшее событие и сдвинуто к его концу. В его основе – внутренний конфликт между влечениями, стремлениями и желаниями, или же противоречие между требованиями, предъявляемыми человеку или самому себе, и возможностями их выполнить.

Возникает и развивается в критических условиях при неспособности субъекта найти адекватный выход из опасных, неожиданных ситуаций. Обладая свойствами доминанты, он тормозит не связанные с ним психические процессы и навязывает тот или иной стереотипный способ выхода из «аварийной» ситуации (оцепенение, бегство, агрессия), сложившийся в процессе эволюции и потому оправданный лишь в типичных условиях.

С его помощью возникает специфический опыт – аффективные следы, проявляющиеся при столкновении с отдельными элементами породившей аффект ситуации и предупреждающих о возможном её повторении.

В состоянии аффекта характерно сужение сознания, при котором внимание целиком поглощается породившими аффект обстоятельствами и навязанными им действиями. Нарушения сознания могут привести к неспособности впоследствии вспомнить отдельные эпизоды вызвавшего аффект события, а в случае исключительно сильного аффекта могут завершиться потерей сознания.

Аффект ограничивает возможность произвольной регуляции поведения.

· Тревога – возникает в ситуации неопределённой опасности; проявляется в ожидании неблагополучного развития событий. В отличие от страха как реакции на определённую угрозу представляет собой генерализованный, диффузный или беспредметный страх. Связана с ожиданием неудач и неосознанием источника опасности.

Функционально тревога не только предупреждает о возможной опасности, но и побуждает к поиску и конкретизации этой опасности, к активному исследованию действительности с целью определить угрожающий момент или предмет. Она может проявляться как ощущение беспомощности, неуверенности в себе, бессилия перед внешними факторами, преувеличения их могущества и угрожающего характера.

Проявляется в общей дезорганизации деятельности, нарушающей её направленность и продуктивность.

Тревога может стать источником неврозов, если в её основе – внутренние противоречия в развитии и строении психики, например – завышенный уровень притязаний, недостаточная нравственная обоснованность мотивов….

Ослабляется с помощью защитных механизмоввытеснения, рационализации, проекции…

· Тревожность – готовность к страху, состояние целесообразного подготовительного повышения сенсорного внимания и моторного напряжения в ситуации возможной опасности.

· Страдание – переживание неудовлетворения остро актуальной потребности.

· Фрустрация – переживание неудачи, возникающее при наличии реальных или мнимых непреодолимых препятствий на пути к цели.

Источник

Оцените статью
Разные способы